Определение типа темперамента у детей раннего возраста. Рекомендации родителям
Надежда Ложечник
Определение типа темперамента у детей раннего возраста. Рекомендации родителям
Определение типа темперамента у детей раннего возраста.
Темперамент человека – это врожденная характеристика. Он отвечает на вопрос «как?» — как человек себя ведет, действует, поступает в различных ситуациях. Он не отвечает на вопросы «что?» — что он умеет, и «почему?» — почему он так себя ведет. Темперамент в значительной мере определен генетически. Но он вполне может модифицироваться – изменяться под влиянием внешних факторов. Другими словами, особенности поведения ребенка можно модифицировать, но не кардинально менять.
Подход Гиппократа к оценке темперамента, при котором он выделял такие типы как: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, имеет под собой достаточные основания. Но современные исследования показывают, что такой подход больше подходит для взрослых людей. Что касается детского темперамента, то его не следует рассматривать в такой упрощенной форме. Американские психологи Томас и Чесс в 60-х годах XX века пришли к выводу, что более обоснованно оценивать детский темперамент, рассматривая его отдельные составляющие и давая им количественную оценку. Таким образом, можно оценивать темперамент детей с самого раннего возраста.
Каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает, что:
Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение.
Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.
Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент — больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.
Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.
ИТАК, если вы хотите примерно определить тип темперамента вашего ребенка внимательно прочтите вопросы и отметьте подходящий вариант ответа, сопоставив ответы и проведя анализ полученных результатов, Вам без труда удастся определить тип ведущего темперамента Вашего чада.
Сангвиник (С) Холерик (Х) Флегматик (Ф) Меланхолик (М)
1.Как ребенок разговаривает с другими деть ми?
Быстро, энергично, прислушивается к высказываниям других (С)
Быстро, импульсивно, других не слушает (Х)
Медленно, ровно, негромко, но уверенно (Ф)
Говорит мало, тихо, неуверенно (М)
2. Как реагирует на замечания?
Обещает так больше не делать, но быстро забывает об этом и через некоторое время делает то же самое (С)
На замечания реагирует бурно, не слушает, и поступает по-своему (Х)
Молча выслушивает (Ф)
Обижается, переживает, не перечит (М)
3. Как ведет себя в новой обстановке (у врача, в игровой комнате?
Проявляет активность, свободно ориентируется, подвижен (С)
Активно, возбужденно (Х)
Спокойно рассматривает обстановку, окружающих (Ф)
Растерян, скован, робок (М)
4. Как ведет себя на детской площад ке?
Легко включается в игру с другими детьми, любит меняться игрушками, легко отдает свои (С)
Активно включается в игру, отбирает чужие игрушки, свои не отдает (Х)
Действует спокойно, без лишних слов, игрушки у детей не отбирает, но и свои не отдает (Ф)
Действует робко и неуверенно, к своим игрушкам очень привязан, бережет их, чужие не отбирает (М)
5. Наиболее свойственная мимика и выражение ли ца:
Живая, изменчивая, веселая; улыбчивое, игривое, веселое (С)
Меняется резко, но редко; драчливое, деловитое, боевое, задиристое (Х)
Мало изменчивая, спокойная; спокойно-созерцательное (Ф)
Мало изменчивая, грустная; задумчивое. Обиженное, печальное, встревоженное (М)
Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.
Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.
Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребёнка в семье Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского.
Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. — Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. — Собирая ребёнка в детский.
Рекомендации родителям детей раннего возраста, посещающим занятия по сенсомоторному развитию и занимающимся с ребенком дома Дорогие родители! Помните, что в деле воспитания и развития Вашего ребёнка мы, педагоги, и вы, родители, — коллеги, желающие в результате.
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе — это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.
Рекомендации родителям по теме «Народная игрушка» для второй группы раннего возраста Уважаемые родители! В период с 10.03.16 по 31.03.16 тема наших занятий «Народная игрушка». Цель темы: знакомить с народным творчеством на.
Родительское собрание «Влияние типа темперамента на методы воспитания ребенка» Добрый вечер, дорогие коллеги! С удовольствием поделюсь с Вами своим выступлением перед родителями нашей группы. Эта публикация будет интересна.
Советы и рекомендации родителям гиперактивных детей За частую родителям не всегда легко справиться с крутящимся,как волчок,ребёнком,который долго не может успокоиться и не затихает ни на секунду. От.
Источник
Е.Р. СЛОБОДСКАЯ
Индивидуальные особенности проявляются с первых месяцев жизни: в одних и тех же условиях разные дети ведут себя неодинаково, причем отличительные черты поведения с постоянством проявляются в самых различных ситуациях. Именно этот устойчивый индивидуальный стиль поведения и называют темпераментом [5]. Свойства темперамента имеют биологическую основу, однако “это не только генетически обусловленные характеристики поведения” [19; 133 – 134], биологическая основа может быть в любом возрасте и не генетической природы. Кроме того, темперамент в любом возрасте является результатом взаимодействия меж ду особенностями индивида и окружающей его среды. Исследования по генетике поведения показали, что помимо общепризнанного влияния среды существует и противоположно направленное влияние: индивид в процессе развития активно формирует окружающую его среду в соответствии с особенностями своего темперамента [12]. Однояйцовые близнецы, например, живут в значительно более сходных условиях, чем разнояйцовые, а тем более – обычные братья и сестры. В целом влияние семейной среды усиливает генетические различия между детьми [6].
Современная психофизиология объясняет свойства темперамента характеристиками трех эмоциогенных систем мозга: достижения, борьбы или бегства и торможения поведения. Эти системы контролируют реакции индивида на стимулы награды, наказания и угрозы. Деятельность системы торможения поведения проявляется в снижении текущей активности, повышении уровня внимания. Активация системы достижения приводит к импульсивному поведению и снижению сосредоточенности. Обе системы вызывают вегетативную мобилизацию [1]. Вполне возможно, что одна и та же ситуация некоторыми индивидами может расцениваться как опасная, а другими – как привлекательная, в зависимости от темперамента – конституциональных особенностей систем торможения и активации поведения. Эта концепция широко применяется в возрастной психофизиологии, так как в период раннего детства имеется уникальная возможность наблюдать непосредственные проявления деятельности систем активации и торможения поведения [15].
Большинство методик определения темперамента основано на девяти показателях Нью-Йоркского лонгитюдного исследования [9], [13]. Это: 1) двигательная активность; 2) ритмичность –
предсказуемость физиологических функций; 3) приближение или избегание нового; 4) привыкание; 5) чувствительность; 6) настроение; 7) интенсивность эмоциональных реакций; 8) отвлекаемость; 9) внимание – настойчивость. Первоначально темперамент оценивали с помощью полуструктурированного опроса родителей. В последнее время чаще всего используются менее трудоемкие методы – стандартные опросники, выявляющие типичное поведение человека в каждодневных ситуациях [3], [8]. Многие из них характеризуются достаточно хорошими показателями надежности (внутренней согласованностью, сходством экспертных оценок и данных повторного тестирования); однако согласованность оценок обоих родителей и данных различных опросников, как правило, невысока. Недостаточно разработаны и вопросы обоснованности опросников темперамента [13], [14].
Большинство опросников предназначено для определенных возрастных групп, что не позволяет изучать темперамент человека в различные периоды жизни. Исключение составляет Модифицированный опросник темперамента М. Уиндла и Р.М. Лернера (МОТ), который можно применять с раннего детского до взрослого возраста [18]. Он определяет следующие факторы темперамента: 1) общую активность; 2) активность во сне; 3) гибкость; 4) настроение; 5) ритмичность сна; 6) ритмичность еды; 7) ритмичность привычек; 8) отвлекаемость; 9) внимание. Две последние черты у детей объединены в одну – ориентацию на задание [19].
Родительские оценки темперамента ребенка складываются из трех составляющих: объективной, субъективной и психометрической ошибки [10]. Ошибка измерения отражает надежность опросников, субъективную же составляющую выявить значительно труднее, так как восприятие и оценка поведения зависят не только от особенностей детей и родителей, но и от степени сходства между ними.
Цель настоящей работы – анализ объективных и субъективных факторов, связанных с родительскими оценками темперамента детей: сравнение материнских и отцовских оценок, данных различных опросников, выявление многомерной структуры темперамента детей и взаимосвязей темперамента детей с темпераментом родителей и социально-экономическим положением семьи.
КОНТИНГЕНТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследовано 89 детей (36 девочек и 53 мальчика), посещавших ясли. Социально-экономические показатели, полученные из опроса родителей и карт развития детей, включали: пол и возраст ребенка, возраст его поступления в ясли; возраст родителей; размер и состав семьи; ее доход и жилищные условия. Применялись три опросника темперамента [4], [7]:
1) ШОТ-24 – Шведский опросник темперамента двухлетних детей [17];
2) МОТ-Д – Модифицированный детский опросник темперамента;
3) МОТ-В – модифицированный опросник темперамента для взрослых [18].
Русский вариант МОТ дополнен шкалами чувствительности и интенсивности эмоциональных реакций. Психометрические характеристики русских вариантов опросников изучены недостаточно; имеются лишь сведения о согласованности данных ШОТ с экспертными оценками [2].
В двух группах яслей родителям предлагали ШОТ-24, не указывая, кто именно должен отвечать на вопросы. Опросники заполнили 98% родителей (50 матерей и один отец). В двух других группах ШОТ-24, МОТ-Д и МОТ-В предлагалось заполнить обоим родителям. Процент возврата опросников составил у матерей: ШОТ-24 – 95%, МОТ-Д – 97%, МОТ-В – 97%; у отцов – 67, 70 и 77% соответственно. Материнские оценки темперамента тех детей, чьи отцы заполнили опросники, не отличались от оценок всей выборки. Одного ребенка воспитывала бабушка, которая заполнила опросники темперамента. С помощью компьютерной программы определилась средняя взвешенная оценка каждой черты темперамента. В обеих версиях МОТ вычислялась выраженность отвлекаемости и внимания, а также суммарная оценка ориентации на задачу. Шкала “активность во сне” была исключена из анализа в силу недостаточной обоснованности.
Многомерная структура темперамента и его взаимосвязи с характеристиками семьи анализировались по данным ШОТ-24 (N=88). Величина выборки при анализе корреляций материнских и отцовских оценок составила 21; корреляции между оценками ШОТ-24 и МОТ-Д определялись по данным 36 материнских и 22 отцовских опросников. Значение социально-экономического положения изучалось с помощью дисперсионного и корреляционного анализа.
1. СТРУКТУРА ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСГА
Распределение оценок темперамента существенно не отклонялось от нормального. Средние значения ШОТ-24 отличались от опубликованных [3] большим приближением (девочки, t(57, 35)=3,11; р
Вклады черт темперамента в первые три главные компонента (N=88)
Три первые главные компонента объясняли более половины всего разнообразия темпераментов. Первая выделяла легко приспосабливающихся детей с хорошим настроением, интересующихся всем новым, и детей с противоположными характеристиками. Следующая компонента выделяла группу отвлекающихся детей со слабой настойчивостью, интенсивностью и активностью и противоположную группу – детей, сосредоточенно погруженных в свои занятия, бурно выражающих чувства, активных. И, наконец, третья компонента указывала на то, что повышенной чувствительности обычно сопутствует непредсказуемость функционального
состояния ребенка, хорошее настроение и невысокая интенсивность эмоциональных реакций.
В самых разных странах основные различия между детьми первых лет жизни связаны с легкостью или трудностью воспитания: быстрое привыкание, интерес к новому и хорошее настроение в сочетании со слабой интенсивностью, отвлекаемостью и ненастойчивостью “легкого” ребенка, а противоположный набор черт – “трудного” [9], [16]. В настоящем исследовании этот комплекс черт представлен двумя первыми главными компонентами. Результаты анализа указывают на существование трех психофизиологических механизмов, определяющих различия в темпераменте детей. Один из них регулирует поведение при изменениях окружающей обстановки, определяя знак реакции (положительный – приближение, отрицательный – избегание) и скорость ее протекания (привыкание); второй обеспечивает “энергетический уровень” – выраженность внимания и интенсивность эмоциональных реакций. Третий отвечает за фоновое состояние организма, определяя порог чувствительности и ритмичность функций.
2. ТЕМПЕРАМЕНТ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ
Средний возраст детей составил 24,7 мес (15 – 31 мес). Средний возраст поступления в ясли – 18,6 мес (9 – 28 мес); 56% обследованных были единственными детьми, 16% проживали без отца, 24% – вместе с бабушкой или дедушкой. Возраст 58% матерей и отцов во время рождения ребенка не превышал 25 лет. 37% родителей имели высшее образование, 20% – учились в вузе, 58% семей жили в одной комнате.
1. Активность. Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24, г=0,54; р
2. Ритмичность. Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – недостоверна, МОТ-Д – г=0,45; р
3. Приближение. Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – г=0,56; р
в отдельной квартире (F(1, 83)= =7,09; р=0,01), а дети, растущие в семьях из четырех и более человек, – преобладанием избегания (F(1, 84)=9,766; p=0,003); при этом значимыми факторами были и наличие других детей (F(1, 83)=7,81; р=0,01), и совместное проживание с бабушкой (F(1, 83)= 4,07; р=0,04). Приближение было связано с возрастом отца (г=0,23; р
4. Привыкание. Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – г=0,64; р
5. Чувствительность. Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – r=0,66; р
6. Настроение. Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – r=0,61; р
7. Интенсивность. Согласованность оценок матерей и отцов, ШОТ-24: r=0,70; р 8. Отвлекаемость и внимание. Согласованность оценок матерей и отцов недостоверна, корреляция ШОТ-24 и МОТ-Д значима только у материнских оценок отвлекаемости: г=0,34; р
Отвлекаемость характеризует способность реагировать на внешние стимулы во время какого-либо занятия; активное внимание (или настойчивость) – способность продолжать деятельность, несмотря на препятствия [2]. Эти способности достижения цели взаимосвязаны: дети оказались похожими на мать по настойчивости и на отца – по отвлекаемости; кроме
Таблица 2
Корреляция между чертами темперамента детей и родителей
Ориентация на задачу
Примечание : МОТ-Д – Модифицированный детский опросник темперамента; МОТ-В – Модифицированный опросник темперамента для взрослых [4]. М – матери, N=37; О – отцы, N=23. * – р
того, легко отвлекающиеся матери невысоко оценивали настойчивость своих детей. С другой стороны, чувствительные матери считали своих детей и неотвлекающимися, и ненастойчивыми, а отцы с выраженной ритмичностью сна – неотвлекающимися и настойчивыми.
В целом доля значимых корреляций родительских оценок темперамента ребенка и своего собственного по МОТ у матери – 16%, у отца – 12% от общего числа возможных взаимосвязей. Корреляции между одноименными шкалами составляют почти половину всех значимых взаимосвязей материнских оценок χ 2 =20,7; р 2 =5,27; р 2 =4,45; р
ОБСУЖДЕНИЕ
Коэффициенты корреляции материнских и отцовских оценок в основном значимы, но невысоки. Среднее значение коэффициента корреляции по шкалам ШОТ-24 – 0Д4; МОТ-Д – 0,53. Согласованность вполне достаточная: обычно значения коэффициентов корреляции по отдельным шкалам колеблются от -0,21 до 0,72, а средние значения не превышают 0Д9 [13], [14].
Согласованность ШОТ-24 и МОТ наиболее высока по шкалам приближения и ритмичности, причем общая ритмичность по ШОТ-24 больше всего коррелирует с ритмичностью сна по МОТ-Д. Наименее согласованы шкалы активности, чувствительности и внимания. Средний коэффициент корреляции материнских оценок – 0,24; отцовских – 0,33. При анализе различных опросников темперамента детей от четырех месяцев до пяти лет [13] наиболее сходными оказались шкалы приближения (0,46 – 0,69), настроения (0,35 – 0,69) и активности (0,50 – -0,65).
Современные исследования индивидуальных различий показали, что в раннем возрасте темперамент в основном определяется деятельностью систем активации и торможения поведения [15]. Сходство оценок приближения/избегания, полученных различными способами, объясняется, вероятно, хорошей обоснованностью этой черты темперамента. С другой стороны, ее многочисленные связи с социально-экономическими показателями говорят о том, что темперамент создает окружающую среду. Изучая эти связи, можно понять, как воспроизводится определенный образ жизни. Неудивительно, что повышенным приближением к новому отличаются дети, чьи родители стремятся получить образование и живут в общежитии, а также дети наиболее молодых отцов. Гораздо более интересно, что избеганию нового может способствовать существование большой семьи – с бабушкой и более чем с одним ребенком.
Проявление таких черт, как активность и настроение, вероятно, обусловлено деятельностью разных психофизиологических систем. Конституционально активный и жизнерадостный ребенок может отличаться и высокой возбудимостью системы торможения поведения, и тогда он будет “самим собой” только в привычных условиях, а в новой обстановке покажется скованным, заторможенным и подавленным. Ситуационная специфичность и приводит, скорее всего, к невысокой согласованности оценок активности и настроения. Интересна связь настроения с возрастом детей. У нас нет оснований полагать, что в раннем возрасте доля положительных эмоций увеличивается. Необоснованно и предположение о том, что дети с плохим настроением поступают в ясли раньше: показано, что “трудные” дети чаще воспитываются дома, чем “легкие”, жизнерадостные [11]. Поэтому полученные результаты скорее всего говорят о внешних влияниях: поступление в ясли – травмирующее событие, и чем позже оно произойдет, тем лучше будет преобладающее настроение у ребенка. С течением времени, однако, неблагоприятное воздействие новой обстановки уменьшается. Более высокая двигательная активность и лучшее привыкание единственных детей также может свидетельствовать о средовых влияниях на темперамент. Дети, имеющие братьев или сестер, живут в менее предсказуемой среде, чем единственные, и, вероятно, у них меньше резервы поведенческой адаптации.
Наибольшие различия в оценках ШОТ обнаружили шкалы, входившие во вторую и третью главную компоненту темперамента – ритмичности, отвлекаемости и внимания. Именно эти три черты отличаются наименьшим постоянством в ходе развития. Отчасти это объясняется тем, что характер их проявления меняется по мере взросления ребенка [16]. Но вполне возможно, что психофизиологические системы, обеспечивающие внимание и ритмичность, больше подвержены внешним влияниям, чем системы активации и торможения поведения. При составлении МОТ пересмотру подверглись именно эти шкалы [18], [19]. Сходство отцовских и материнских оценок всех трех видов ритмичности по МОТ вполне достаточное, что подтверждает целесообразность разделения общей ритмичности. В то же время черта МОТ “ориентация на задачу”, объединяющая отвлекаемость и внимание, по-прежнему неодинаково оценивается обоими родителями.
ВЫВОДЫ
1. Согласованность отцовских и материнских оценок темперамента детей по ШОТ-24 достаточная; согласованность данных ШОТ-24 и МОТ неодинакова по разным чертам темперамента.
2. Различия темперамента у детей раннего возраста связаны в основном с легкостью или трудностью их воспитания и могут объясняться деятельностью психофизиологической системы торможения поведения.
3. Стойкое ухудшение настроения детей после поступления в дошкольное учреждение указывает на влияние внешних условий на темперамент.
4. Особенности окружающей среды для детей с выраженным приближением или избеганием указывают на активную роль темперамента при формировании образа жизни.
1. Грей Дж. Нейропсихология эмоций и структура личности // Журн. высш. нервной деятельности. 1987. Т. 37, вып. 6.
2. Колпаков В.Г. и соавт. Определение темперамента у детей первых лет жизни посредством родительских опросников // Известия СО АК СССР. 1984. № 13/2. Серия биологических наук.
3. Колпаков В.Г. и соавт. Определение темперамента у детей посредством родительских опросников // Известия СО АН СССР. 1987. № 6/1. Серия биологических наук
4. Опросники для определения темперамента. Методические рекомендации. Красноярский государственный медицинский институт. Фонд ментального здоровья. Красноярск, 1993. Вып. IV , V.
5. Павлов И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож // 20-летний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных. М., 1951.
6. Пломин Р. Среда и гены. Что определяет поведение? // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994.
7. Родительские опросники для определения темперамента детей 0,5; 1; 2 лет. Методические рекомендации. Красноярский государственный медицинский институт. Фонд ментального здоровья. Красноярск, 1993. Вып . I, У .
8. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 2.
9. Чесс С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ современных западных ученых. Новосибирск , 1994.
10. Bates J.E., Bayles К. Objective and subjective components in mothers’ perceptions of their children from age 6 months to 3 years // Merrill-Palmer Quarterly. 1984. V. 30.
11. Galamos N.L., Lerner J.N. Child characteristics and the employment of mothers with young children: A longitudinal study // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Development. N. Y., 1988.
12. Goldsmith H.H. Behavior-genetic approaches to temperament // Temperament in Childhood. Chicester, 1989.
13. Goldsmith H.H., Rieser-Danner L.A. Assessing early temperament // Handbook of Psychological and Educational Assessment of Children. N. Y.; L., 1990.
14. Hubert N.C. et al. The study of early temperament: Measurement and issues // Child Devel. 1982. V. 53, N 3.
15. Kagan J. et al. Behavioral inhibition to the unfamiliar // Child Devel. 1984. V. 55.
16. Maziade M. et al. Empirical characteristics of the NYLS temperament in middle childhood: Congruities and incongruities with other studies // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Develop. N. Y., 1987.
17. Persson-Blennow I., McNeil T.F. Questionnaires for measurement of temperament in one- and two-year-old children: Development and standartization //J. Child Psychol. and Psychiat. 1980. V. 21, N 1.
18. Windle M., Lerner R.M. Reassessing the dimensions of temperamental individuality across the life span: The Revised Dimensions of Temperament Survey (DOTS-R) // J. Adolescent Research. 1986. V. 1.
19. Windle M. A factorial replication study of the adult revised dimensions of temperament survey // J. Personal. Assess. 1989. V. 53. N 4.
Поступила в редакцию 14. XII 1994 г.
Источник