Темперамент раскрывается наиболее полно

Всегда ли динамика поведения человека адекватно характеризует его темперамент?

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней

манере поведения, не только в движениях — они проявляются и в умственной

сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно,

особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой

деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам —

это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е.

конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если

деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.

Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида

в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в принципе

будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным

образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и

способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту

закономерность, показывают, что в зависимости от темперамента изменяется

способ осуществления самой деятельности.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным

результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены

исследования с целью установить зависимость между способом выполнения

действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался

индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или

способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом

нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов,

независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций,

в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения

действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает

существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

В каких особенностях личности более отчётливо проявляются динамические характеристики, такие как быстрота и интенсивность реакций, лёгкость или трудность их возникновения?

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности

интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.

Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически

поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он

требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной

задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость,

грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания,

следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю.

Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески

смягчая ее негативное действие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый

тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия,

но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в

особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость

воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций,

устойчивость и переключаемость внимания.

Темперамент Реакции
Быстрота Сила
Холерик Быстрые Чрезмерные
Сангвиник Быстрые Умеренные
Флегматик Медленные Сильные
Меланхолик Медленные Слабые

В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно? Можно ли сделать вывод о темпераменте личности по ярким, но эпизодическим проявлениям его поведения.

Темперамент раскрывается более полно в стрессовых, экстремальных ситуациях. Примером маскировки темперамента могут послужить следующие ситуации: собеседование при приеме на работу, посещение общественных мест. При собеседовании человек старается представить себя в выгодно свете: холерик ведет себя более спокойно, рассудительно, меланхолик старается быть активнее, общительнее. При посещении общественных мест, например, театров, музеев воспитанный человек сдерживает свои порывы, хотя, возможно, как холерику, ему бы хотелось ярко проявлять свои эмоции.

Источник

Какие основные волевые качества человека вы знаете?

Макрушиной Олеси23гр

Деловая культура

Г

Темперамент.

Вопросы для самопроверки

Что такое темперамент?

Темперамент — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими (то есть темпом, ритмом, интенсивностью психических процессов).

Какие бывают типы темперамента?

Меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик

Дайте психологическую характеристику каждому типу темперамента?

Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
Флегматик (от греч. «флегма» — слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Холерик (от греч. «холе» — красно-желтая желчь) — порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Меланхолик (от греч. «мелайн холе» — черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

Бывают разные жизненные ситуации, но более полно темперамент раскрывается в экстремальных.

Подумайте, какие типы темперамента психологически совместимы и почему?

более совместимы психологически.

1.Холерик + флегматик. Флегматик успокаивает холерика, дополняя его в любой деятельности. За счет различных черт характера они в любой ситуации способны сгладить углы и совместными усилиями прийти к наилучшему результату.

Читайте также:  Как себя чувствуешь не сдав экзамен

2.Меланхолик + сангвиник. Они также дополняют друг друга, что положительно влияет на их союз, неважно любовный или рабочий. Сангвиник поддерживает меланхолика, приободряя его и тонизируя.

3.Флегматик + флегматик. Сами по себе флегматики очень спокойные и уравновешенные люди, их вообще сложно вывести из себя. Поэтому в подобном союзе будет царить мир и покой. Даже если и возникнут проблемы, такая пара способна быстро решить их.

4.Меланхолик + меланхолик. Хоть меланхолики и ранимы, но стремятся обрести душевное равновесие. Ради этого они даже готовы пойти на компромисс и уступку, лишь бы снова стало спокойно.

5.Сангвиник + сангвиник. Такой союз будет очень эмоциональным и бурным. Но сангвиники очень отходчивы и готовы уступить, чтобы вернуть равновесие в отношения.

Характер и воля

Вопросы для самопроверки

Что такое характер?

Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Какие основные черты характера вам известны?

Черт характера (или качеств личности) много, но они подразделяются на несколько групп, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и являются отражением человека к разным сторонам жизни.

Докажите на примерах, что характер человека формируется на протяжении всей жизни, а не является неизменным и прирожденным?

Что такое воля и какова ее основная задача?

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная само регуляция нашей активности.

Какие приемы способствуют формированию волевых качеств личности?

Этапы становления волевых качеств во многом зависят от исполнительных свойств и черт характера человека. Чтобы морально подготовиться к достижению цели одной мотивации будет недостаточно. Необходимо выработать в себе такие черты, как решительность, настойчивость, дисциплинированность и самоконтроль.

Одним из проявлений воли является выдержка человека. Может ли в вашей будущей профессиональной деятельности проявиться несдержанность? Если да, то что вы сделаете для ее преодоления?

Может. Держать себя в руках, и в последствии думать, что из этого выйдет если вовремя не остановиться.

Какие основные волевые качества человека вы знаете?

Целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, а также энергичность, инициативность и исполнительность.

Источник

Темперамент в трудных жизненных ситуациях

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту. Установлено, что наиболее роль темперамента выступает в тех ситуациях, где наблюдается высокий уровень нейропсихологического напряжение (или стресс). Показано, что большое влияние на деятельность человека оказывает профиль темпераментальных свойств, который во многом определяет стрессоустойчивость личности. Способность овладеть ситуацией в значительной мере зависит от психологической устойчивости индивида. Она вырабатывается и формируется одновременно с развитием личности и зависит от типа нервной системы человека, от опыта личности приобретенного в той сфере, где она развивалась. В исследованиях зарубежных авторов неоднократно подчеркивалась важная роль свойств темперамента в разграничении реакций индивида на социальное и физическое окружение, а также в различных ситуациях выбора, в развитии стратегий предпочтения (Lerner, 1984; Thomas, 1977; Buss, Plomin, 1984). В отечественной практике влияние типа темперамента на совладающее поведение не изучалось. Поэтому в рамках проекта РГНФ №99-06-0198а (руководитель Крюкова Т.Л.) была предпринята попытка изучения влияния типа темперамента, уровня экстраверсии — интроверсии и нейротизма (эмоциональная стабильность – лабильность) как составляющих темперамента на выбор стратегий совладания в раннем юношеском возрасте.

Во многих определениях темперамента, выдвинутых без проработки вопроса о механизмах его детерминации со стороны задатков, смешиваются и психологические черты, и свойства нервной системы. Кроме того, в состав темпераментальных свойств часто вклютаются не только формально динамические, но и содержательные характеристики поведения человека.

Л.С. Выготский (1931) к темпераменту относил особенности склада всех природных и наследственных реакций. Согласно его представлениям, темперамент – это та сфера личности, которая обнаруживается в инстинктивных эмоциональных и рефлекторных реакциях человека и проявляется прежде всего через телесную выразительность и характер и темп движений [3].

И.П. Павлов (1926) отождествлял темперамент с типом нервной системы: «темперамент – есть наиболее общая характеристика нервной системы, и эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность индивидуума» [12].

Отечественные психологи А.Г. Ананьев (1977), Н.Д. Левитов (1982), В.С Мерлин (1973), В.Д. Небылицин (1976), С.Л. Рубинштейн (1946), В.М. Русалов (1986), Б.М. Теплов (1952), занимавшиеся изучением темперамента, считают, что темперамент представляет собой индивидуальные особенности человека, выражающиеся в эмоциональной возбудимости, в большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувства во вне, в импульсивности, темпе, силе, устойчивости, скорости, амплитуде психических процессов. К другим важнейшим показателям темперамента относят чувствительность и впечатлительность человека, особенности переживания собственных поступков и действий, яркость эмоций. В наиболее общем виде темперамент – характеристика энергетическая и биологически и генетически обусловленная.

Читайте также:  Возможно ли самостоятельно избавиться от депрессии

Среди зарубежных концепций следует отметить теории Я. Стреляу и Г. Айзенка (Eysenck H.J). К основным психологическим составляющим темперамента Я. Стреляу (1983) относил два ряда характеристик поведения: энергетический уровень (реактивность и активность) и временные параметры (скорость и устойчивость реакций во времени, подвижность, темп, ритмичность реакций) [16].

Теория Eysenck H.J. (1967), который опирается на такие характеристики личности, как экстраверсия-интроверсия и нейротизм, является одной из самых популярных в практической психологии.

Понятие экстраверсии-интроверсии было сформулировано для описания наиболее фундаментальных различий в человеческом поведении К. Юнгом, в основании деления положена установка индивида вовне или внутрь, обнаруживающаяся в его мировоззрении или в реакциях на различные стимулы.

H.J. Eysenck, заимствуя концепцию экстраверсии-интроверсии у К. Юнга, дает ее физиологическую интерпретацию. Он считает, что между типом нервной системы и экстраверсией-интроверсией, которые он относит к наследственно обусловленным свойствам, имеется большое сходство. В его схеме экстраверсия, интроверсия и нейротизм выступают как суперчерты, или типы, оказывающие мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностное отражение основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. Так, например, экстраверсия включает общительность, живость, активность, настойчивость, стремление к успеху [20,21].

Нейротизм и экстраверсия — интроверсия не зависят друг от друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Eysenck соотносит предложенные типы с гиппократовскими: сочетание экстраверсии и эмоциональной лабильности — с типом холерика; экстраверсии и эмоциональной устойчивости – с сангвиником; интроверсии и эмоциональной устойчивости – с флегматиком, а интроверсии и эмоциональной лабильности с типом меланхолика [21]. Следует иметь в виду, что «чистые» темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке в обоих диапазонах типов. Eysenck особое значение придавал индивидуальным различиям, подчеркивая, что никакая из комбинаций этих типов личности не может быть более предпочтительной, чем другая.

Таким образом, темперамент представляет собой совокупность таких психических черт, признаков и свойств, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых характеристик психики под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант и которые предполагают обычный стиль эмоциональных и поведенческих ответов индивида, являющихся предсказуемыми.

Опираясь на такое понимание темперамента, логично было бы предположить, что темперамент наряду с такими базовыми характеристиками как уровень тревожности, тип мышления, особенность локуса контроля, направленность характера является предиктором совладания, т.е. оказывает весьма существенное влияние на предпочтение способа совладания с трудными жизненными ситуациями (Либина А., Либин А., 1998).

Это предположение подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследований. Анализ темпераментальных и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте (Thomas, 1977; Гришина, 1981) показал, что стратегия избегания оказалась связанной с такими признаками темперамента как низкая предметная (т.е. направленная на дело) активность и высокая эмоциональность, понимаемая как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата (Русалов В. М., 1990), а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления (Пактилеев, 1994). Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (т.е. потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальности локуса контроля (Rotter, 1996) и позитивным отношением со стороны окружающих. Предпочитающие стратегию приспособления отличаются низкими показателями предметной и коммуникативной активности [18].

Buss и Plomin (1984), считают что три основные характеристики личности – эмоциональность, энергичность и общительность, присутствующие еще в раннем возрасте и остающиеся практически неизменными в течении жизни, могут играть важную роль в смягчении влияния стресса на человека в детстве и юности. Hauser и Bowlds (1990), доказывают, что темперамент влияет на выбор стратегий, которые вызываются человеком для того, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями, и в то же время на то, какие ситуации человек воспринимает как стрессовые [18].

Было также обнаружено, что экстравертированные подростки справлялись со стрессом достаточно успешно. Они усердно работают, остаются более спокойными, фокусируются на позитиве, общаются с друзьями, обращаются за социальной поддержкой, используют различные формы отвлечения, включая активный отдых. Неврастеники демонстрируют склонность к волнениям, беспокойству, мечтам, игнорированию проблемы, самообвинению, а также желание получать поддержку от других людей. Страдающие психозом более склонны к использованию стратегий, снимающих напряжение, к игнорированию проблем и к обвинению себя во всех неприятностях. Кроме того, невротики и психотики чаще не справляются с трудностями.

Читайте также:  Лирические чувства что это такое

И.М. Никольской и Р.М. Грановской было проведено исследование зависимости выбора копинг – стратегий от личностных свойств детей младшего школьного возраста. Было установлено, что дети напряженные, возбудимые, с низким самоконтролем склонны использовать стратегии аффективного отреагирования. Эти стратегии также характерны для детей, склонных к риску, недобросовестных, с низким уровнем интеллекта. Тревожные ребята использовали стратегии социальной поддержки, в том числе «молюсь». Дети с интровертированным типом личности склонны к уходу в себя, к избеганию социальных контактов и физического напряжения. Реакция ухода, как правило, сопровождалась страхами, депрессивным фоном настроения, расстройствами сна, повышенной утомляемостью [11].

Таким образом, базовые психологические свойства личности детерминируют в значительной степени выбор стилей реагирования и оценки ситуаций, т.е. стилей и стратегий совладания, под которым понимается осознанное поведение, направленное на устранение травмирующих факторов или адаптацию к ним (Крюкова Т.Л., 2000).

С целью изучения роли темперамента в совладании с трудностями под нашим руководством выпускницей Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова Маянцевой С. А. (2003) было проведено исследование, на результаты которого мы и опираемся в данной статье. Респондентами послужили старшеклассники школ г. Костромы (135 чел.).

Для диагностики совладающего поведения была использована Юношеская копинг- шкала (ACS – Adolecent Coping Scale) E. Frydenberg, R. Lewis (1993), адаптированная Крюковой Т.Л. (2002). Авторы выделяют 18 стратегий совладающего поведения, объединенных в три стиля.

Первый стиль – совладание, направленное на решение проблемы, — включает в себя:

1. Фокусирование на решение проблемы – систематическое обдумывание проблемы с учетом других точек зрений; 2. Упорная работа, достижения – добросовестное отношение к учебе (работе) и высокие достижения; 3. Фокусирование на позитиве – оптимистический взгляд на вещи, напоминание себе о том, что есть люди в худшем положении, поддержание бодрости духа; 4.Активный отдых – занятие физкультурой и спортом.

Ко второму стилю, ориентированному на получение социальной поддержки относятся: 1.Поиск социальной поддержки – стремится поделиться своей проблемой с другими, заручаясь поддержкой, одобрением; 2.Друзья – общение с близкими друзьями и приобретение новых; 3. Стремление принадлежать – интерес к тому, что думают об этом другие и действия, направленные на получение их одобрения; 4. Общественные действия – поиски поддержки путем организации групповых действий для решения проблем, посещение собраний; 5. Обращение за профессиональной помощью – обсуждение своей проблемы с профессионалом; 6. Поиски духовной опоры – молитвы о помощи и постановления, чтение духовной литературы.

К третьему стилю «неконструктивное совладание» принадлежат: 1. Беспокойство – беспокойство о будущем вообще и о своем будущем в особенности; 2. Надежда на чудо – надежда на лучшее, на то, что все само по себе уладиться, что случиться чудо; 3. Несовладание – отказ от каких-либо действий по решению проблемы, болезненные состояния; 4. Разрядка – улучшение самочувствия за счет «выпускания пара», вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, сигареты и наркотики; 5. Игнорирование проблемы – сознательное блокирование проблемы. Как будто ее не существует; 6. Самообвинение – строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему; 7. Уход в себя – замкнутость, непосвещение других людей в свои заботы; 8. Стремление отвлечься и отдохнуть – отвлечение от проблемы, использование таких способов релаксации как чтение книг, телевизор, развлечение в обществе [19].

Опросник диагностирует лишь вербализированное поведение человека в жизненных ситуациях. Опросник ACS рассчитан на юношеский возраст.

Диагностику типа темперамента мы проводили с помощью опросника EPI Г. Айзенка [1]. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существующих компонентов личности: экстраверсии – интроверсии и нейротизма.

По результатам исследования типов темперамента выборка распределилась следующим образом: из 135 человек 50 – человек холерики, 36 – сангвиники, 23 – меланхолики, 21 – флегматики.

Результаты изучения выбора стратегий совладания представлены в таблице 1.

Таблица 1. Рейтинги средних значений в выборе стратегий совладания у старшеклассников с различными типами темперамента.

Источник

Оцените статью