Темперамент пушкина александра сергеевича

Поиск, Вид и Навигация

Вы находитесь здесь: Home Пушкин Александр Сергеевич

СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром.1,2,3,4 и 7 классы Подробнее.

Характеристика личности Пушкина

Общая характеристика личности
«Я, конечно, презираю отечество мое
с головы до ног — но мне досадно,
если иностранец разделяет
со мной это чувство».
А.С. Пушкин

«Самым характерным и ярким, что в его личности бросается в глаза, даже и не специалистам, так это — резкая неустойчивость его психики, имеющая ярко выраженную цикличность смены настроения, далеко выходящая за пределы нормальной ритмичности настроений обыкновенных здоровых людей». (Минц, 1925, с. 31.)
[Лицейский период] «Пушкин, с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных, но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти». (Пущин, 1989, с. 43.)

[Из воспоминаний М.А. Корфа] «В лицее Пушкин решительно ничему не учился, но, как и тогда уже блистал своим дивным талантом и, сверх того, начальников пугали его злой язык и едкие эпиграммы, то на его эпикурейскую жизнь смотрели сквозь пальцы. Вспыльчивый до бешенства, вечно рассеянный, вечно погруженный в поэтические свои мечтания, с пылкими африканскими страстями, избалованный с детства льстецами, Пушкин ни на школьной скамье, ни после, в свете, не имел ничего любезного и привлекательного в своем обращении». (Bересаев,1990, т. 2, с. 78-79.)
«В лицее он превосходил всех в чувственности, а после в свете предался распутствам всех родов, проводя дни и ночи в непрерывной цепи вакханалий и оргий. Должно дивиться, как здоровье и талант его выдержали такой образ жизни, с которым естественно сопрягались и частые гнусные болезни, низводившие его не раз на край могилы. Пушкин не был создан ни для света, ни для общественных связей, ни даже, думаю, для высшей любви и истинной дружбы. У него господствовали только две стихии: удовлетворение плотским страстям и поэзия, и в обеих
он — ушел далеко». (Бурсов, 1974, с. 125.)

«Далее, по окончании Лицея, в Петербургский период, т.е. в промежуток 1819—20 гг. этот размах возбуждения все более и более возрастает. Здесь в связи с крайней степенью возбуждения связывается самый разнузданный разгул, разврат, цинический и извращенный сексуализм, aгpeссивное поведение и столкновение с о своей средой. Этому сильному размаху возбуждения следует сильный приступ депрессии в 1820 г., который длится полгода. Вместе с этим творческая бесплодность. Затем новый приступ возбуждения дает Кишиневский период, где кривая возбуждения достигает предела. Разгул, разврат, драки, скандалы, агрессивность, дуэли, повышенный и извращенный сексуализм и проч. характеризуют также этот период. С этого момента начинают развертываться новые элементы шизоидного характера, бывшие до сих пор не так развитыми». (Минц, 1925, с. 44.)
«Он сразу попал в положение кинозвезды и начал, слегка приплясывая, жить на виду у всех. «Сведения о каждом его шаге сообщались во все концы России, — вспоминает П.А. Вяземский». — Пушкин так умел обстановливать свои выходки, что на первых порах самые лучшие его друзья приходили в ужас и распускали вести под этим первым впечатлением. Нет сомнения, что Пушкин производил и смолоду впечатление на всю Россию не одним своим поэтическим талантом. Его выходки много содействовали его популярности. И самая загадочность его характера обращала внимание на человека, от которого всегда можно было ожидать неожиданное». Такая, немного сомнительная, известность не могла — уже вторично — не отразиться на личности Пушкина. «В самой наружности его, — примечали современники, — было много особенного: он то отпускал кудри до плеч, то держал в беспорядке свою курчавую голову; носил бакенбарды большие и всклокоченные; одевался небрежно; ходил скоро. Повертывал тросточкой или хлыстиком, насвистывая или напевая песню. В свое время многие подражали ему. «» (Терц, 1992а, с. 402-403.)

Эпиграмма С.С. Соболевского (1834 г.): «Здорово, новый камер-юнкер! / Уж как же ты теперь хорош: / и раззолочен ты, как клюнкер, / И весел ты, как медный грош».

Читайте также:  Чувство тревоги при повышенном давлении

[Характеристика кишиневского периода (1820—1823), сделанная П.В. Анненковым] «С самого начала Пушкин становится подвержен частым вспышкам неудержимого гнева, которые находили на него по поводу ничтожнейших случаев жизни, но особенно при малейшем подозрении, что на пути к осуществлению какой-либо более или менее рискованной затеи встречается посторонний, мешающий человек. Самолюбие его делается болезненно чутким и раздражительным. Он достигает такого неумеренного представления о правах своей личности, о свободе, которая ей принадлежит, о чести, которую она обязана сохранять, что окружающие, даже при самом добром желании, не всегда могут приноровиться к этому кодексу. Столкновения с людьми умножаются. Подозрительность его растет; он видит преступления против себя, против своих неотъемлемых прав в каждом сопротивлении, даже в обороне от его нападок и оскорбительных притязаний. В такие минуты он уже не выбирает слов, не взвешивает поступков, не думает о последствиях». (Бурсов, 1989, с. 357-358.)

«В 1825 году снова появляется резко угнетенное настроение, тоска и разорванность со светом. С каждым годом приступы меланхолии делаются все чаще и чаще, но и в то же время теряют тот характер чисто эмоциональных депрессий, а скорей принимают характер шизоидной скуки и замкнутости.

В 1827 году он стал избегать людей, в обществе бывает редко. Женитьба не улучшила состояния поэта; в 1835 году характер его резко меняется, он стал подозрителен и желчен. Вскоре все стали замечать,.что Пушкин сделался каким-то ненормальным». (Минц, 1925,
с. 44.)
«»Цели нет передо мною. / Пусто сердце, празден ум, / И томит меня тоскою / Однозвучной жизни шум.» Переходы от порыва веселья к припадкам подавляющей грусти происходили у Пушкина внезапно, как бы без промежутков, что обусловливалось, по словам его сестры, нервной раздражительностью в высшей степени. Он мог разражаться и гомерическим хохотом, и горькими слезами, когда ему вздумается, по ходу своего воображения, стоило ему только углубиться в посещавшие его мысли. Не рал он то смеялся, то плакал. Когда олицетворял их в стихах. Нервы Пушкина ходили всегда, как на каких-то шарнирах, и если бы пуля Дантеса не прервала нити его жизни, то он немногим бы пережил сорокалетний возраст» (Павлищев, 1890, с. 156.)
«Если б он жаждал крови врагов.. А ведь он хотел крови друзей. Он мог с таким же успехом погибнуть раньше, когда в поисках смерти вызывал на дуэль своего приятеля Соллогуба, а так же Репнина и Хлюстина». (Дружников 2001, с. 303.)
«По свидетельству лиц, близко наблюдавших Пушкина, он иногда чувствовал такую горячность и прилив крови, что должен был освежать себе голову водою, для чего вдруг посреди оживленной беседы убегал в другую комнату». (Вересаев, 1990а, с. 80.)

«Был известен как азартный игрок в карты, что было отмечено в деле тайной полиции». (Гроссман, 1930,с.26)

«Это было в Москве. Пушкин, как известно, любил играть преимущественно в штосс. Играя однажды с A.M. Загряжским, Пушкин проиграл все бывшие у него деньги. Он предложил в виде ставки только что оконченную им пятую главу своего «Онегина». Ставка был принята, так как рукопись эта представляла собою тоже деньги и очень большие (Пушкин получал по 25 руб. ассигнациями за каждую строку), — и Пушкин проиграл. Следующей ставкой была пара пистолетов, но здесь счастье перешло на сторону поэта: он отыграл и пистолеты, и рукопись, и еще выиграл тысячи полторы». (Вересаев, 1990, т.З, с. 320-321.)

«Но весь ум Пушкина, все его хитрые и дальновидные расчеты, весь его мощный талант пасовали перед гибельной страстью: за картами Пушкин забывал все на свете, хотя всегда проигрывал. В долгах как в шелках он был именно из-за карт, кутежей, шлюх, из-за нищих, коим всегда давал не менее 25 рублей (громадная по тем временам сумма), а расплачиваться за это приходилось казне, ведь Николай I покрыл карточные долги поэта — такое, кстати, происходило впервые, и, кажется, больше не повторялось не только в России, но и во всем свете. »(Буянов, 1999а, с. 181.)

«»Бешенство желания» носило прямо резко патологический характер похотливости, о чем ярко свидетельствуют его современники Замечательно, когда он заболевал венерической болезнью, друзья его радовались: наконец-то он, прикованный, напишет в уединении большое произведение.
При встречах с женщинами Пушкин мгновенно загорался, стремительно и бурно налетала на него любовь и так же скоро угасала в нем. Еще более замечательно, что даже известная содержательница публичного дома в Петербурге Софья Астафьевна жаловалась на «безнравственность» Пушкина, который «развращает ее овечек». Как все патологические эротоманы, Пушкин был фетишист: образ женской ноги всего ярче зажигал его эротическую фантазию». (Минц, 1925, с. 40-41.)
«Беспричинная ревность уже в ту пору свила себе гнездо в сердце мужа и выразилась в строгом запрете принимать кого-либо из мужчин в его отсутствие или когда он удалялся в свой кабинет. Для самых степенных друзей не допускалось исключений. » (Вересаев, 1990, т. 3, с. 530.)
«Граф В.А. Соллогуб309 писал, что Пушкин в припадках ревности брал жену к себе на руки и с кинжалом допрашивал, верна ли она ему». (Там же, 1990, т. 2, с. 196.)
«Бред ревности у инфантильного психопата». (Буянов, 1999а, с. 184.)
«При последнем свидании с братом, в 1836 году (в конце июня), Ольга Сергеевна была поражена его худобою, желтизною лица и расстройством его нервов. Александр Сергеевич с трудом уже выносил последовательную беседу, не мог сидеть долго на одном месте, вздрагивал от громких звонков, падения предметов на пол; письма же распечатывал с волнением, не выносил ни крика детей, ни музыки». (Павлищев, 1899, с» 87.)

Читайте также:  Как нужно снимать стресс

«Темен жребий русского поэта: / Неисповедимый рок ведет / Пушкина под дуло пистолета, / Достоевского — на эшафот». (М. Волошин)

Источник

Темперамент пушкина александра сергеевича

В молодости он хотел буйствовать. Но это буйство, которое усердно выставлял на вид Пушкин – иные в нём только и видели.
Пушкин преувеличивал свои шалости и недостатки — « чтобы выдвинуться из томящей монотонности и глухой обыденности». (Ф.И. Глинка). Приходил куда- нибудь в собрание и пошатывался, — «Что Вы, Александр Сергеевич?» — « Да вот выпил двенадцать стаканов пуншу!» — А всё вздор, — и одного не допил».
П.А. Вяземский, связанный с Пушкиным дружбою пишет –« Сколько мне известно, он не был предан распутству всех родов. Не был монахом, а был грешен как все в молодые годы. В любви его преобладали вовсе не чувственность, а скорее поэтическое увлечение, что впрочем и отразилось в поэзии его». Конечно поэт не был «грязным развратником» (так могли сказать о нем те, кто его не любил, а к Пушкину нужно же относиться «со всей благонадёжностью»), но «повесничество» (повеса), он сам свое подчёркивал:

А я — повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взрощенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

В юности Пушкин отнюдь не был степенным. Кутежи за два года, которые он прожил в Петербурге до ссылки на юг, два раза доводили его до горячки;- он едва не умер. А.И. Тургенев в письме Вяземскому писал (1819), что «…Пушкин простудился у дверей одной б…, которая не пускала его к себе, для того чтобы не заразить его своей болезнью». По выражению того -же Тургенева , Пушкина « Венера пригвоздила к постели и к поэме». Болезнь, действительно ускорила окончание давно начатой «Руслан и Людмила».
Знакомства Пушкина были обширны и разнообразны. Пушкин общался в кругу, в котором «строгость правил и политической экономии были в моде». Среди приятелей Пушкина были будущие декабристы. « Он , — пишет Анненков – жил окруженный заговором». Писал свои вольнодумные стихи, потому что сам был вольнодумцем. Один из мемуаристов той эпохи называет Его – «корифеем мятежников». Свободолюбивые стихи Пушкина ходили по рукам, переписывались, заучивались наизусть. Имя Пушкина еще мало известное в печати, было уже известным посредством рукописной литературы, и было окружено славой.
« Долгая жизнь в атмосфере тайных обществ, не могла не отложить в душе и характере Пушкина некоторых приемов и навыков мысли, которые сделались любимыми и отличительными приемами его личности….Это и горделивый способ держаться на глазах света…Он носил внешний облик либерала того времени…» (Анненков).
Но окруженный заговором, Пушкин ничего не знал о нем. Друзья зная его пылкий общительный нрав, не спешили довериться ему.
За любезность и остроумие, Пушкина любила молодежь, но за ироничность и даже колкость ума, многие даже недолюбливали или побаивались его (эпиграммы, неожиданные выходки) Можно предположить, что фрондерство Пушкина — было осознанным, и он просто стремился выделиться. Сохранился анекдот, что однажды, в ответ на упреки в распущенности, Пушкин ответил: « Без шума никто из толпы не выходит».
Однако буря всё — таки разразилась над ним и грозила ссылкой в Сибирь. Заступничество влиятельных друзей спасло Пушкина от Сибири и закончилось переводом коллежского секретаря Пушкина из канцелярии Петербурга в канцелярию генерала Ингзова « попечителей колонистов южного края»
Пушкин отравляется в Кишинев, где пропадал от «тоски и нищеты». В годы этой тоски Пушкин обнаружил в себе «неограниченное самолюбие и «самоуверенность». Странности Пушкина в этот период выражались и в его одежде. Он одевался то турком, то евреем, то греком. Носил широчайшие шаровары, длинный плащ, похожий на мантию. Кишинёвцы ходили в театр «смотреть на Пушкина». Носил длинные волосы до плеч и … длинные ногти. Как-то щеголял с золотым наперстком на мизинце, т.к. отрастил длиннющий ноготь.

Читайте также:  Осеннее настроение рисунки с надписями

Пушкин обижался, конечно не за название, но за то пренебрежение. Зато это и он оказывал наружное будто бы пренебрежение к светским условиям».
В свете Пушкина боялись из-за его колких эпиграмм, на которые он не скупился и нажил врагов в целых семействах. « Скажет, бывало ,колкую эпиграмму и зальется детским добродушным смехом, выказывая два ряда белых зубов…» (В.А. Сологуб)
Свет в свою очередь мстил. И отомстил Пушкину жестоко. Когда Николай I «пожаловал» Пушкина несоответствовавшем его летам званием камер-юнкера (чтобы его супруга бывала на балах), свет получил достаточно пищи для сплетен и шуток. Звание это «взбесило» поэта (Смирнов Н.М.) – ибо, звание это, точно неприлично для человека 34 лет».
Пушкин был очень щедрым (нищим подавал не менее 25 руб.). В то же время иногда играл роль нарочито-скупого человека, приговаривая « Ведь мы – купцы, а ныне творчество — коммерчество». Любил играть золотыми монетками и становился похож тогда, на сущего ребенка – « Люблю играть этой мелочью…но беречь не люблю…»
Пушкин был очень суеверным человеком. Иногда откладывал ранее запланированную поездку, лишь из-за того что кто-то возвращал ему забытую вещь, например. Или собираясь ехать в Петербург, после длительного «Михайловского заточения», увидел, вдруг что заяц перебежал дорогу. Повернул назад. Если бы уехал, то оказался бы с декабристами на Сенатской площади. Суеверие спасло его тогда…
Последние годы жизни Его, были тяжелыми во всех смыслах, дурная молва, сплетни, долги и нищета отравляли существование поэта. Круг смыкался теснее. В последние дни жизни, был в лихорадочном состоянии «с какими-то судорожными движениями», как-только встречал Дантеса.
На дуэли, он был необыкновенно высок, он выказал нечеловеческое спокойствие и мужество. Дантес, занервничав, выстрелил первым не дойдя целого шага до барьера, когда Пушкин прицеливался.
Поражают его выдержка, мужество и … великодушие и на смертном одре. Он был ранен в живот и внутри «всё горело». Просил льда и мороженного. Сам прикладывал лед к вискам, приговаривая « Вот и славно. Вот и хорошо…»
Последними его словами были «Вот и кончилась жизнь…» Находящийся возле поэта великий В.Даль переспросил «Что кончилось?» — « Жизнь кончилась…» — ответил Пушкин.
В гроб был положен не в ненавистном ему камер-юнкерском мундире, а в старом поношенном сюртуке.
« Что выражалось на лице его, -писал Жуковский, — я сказать не умею… Это не был ни сон, ни покой, не было выражением ума, столь свойственное этому лицу; не было также и выражение поэтическое; нет! – какая то важная мысль на нём разливалась…Никогда на лице его не видал и выражения такой глубокой, величественной мысли»…
Был дан один единственный некролог. Чтобы избежать волнений толпы собравшейся проводить поэта в последний путь, городские власти и полиция в тайне, ночью вывезли гроб с телом в другую церковь. Поэтому, на кладбище было немноголюдно.

Дорогие друзья, если вы дочитали это длинное послание, до конца, прошу извинить меня за объем, который никоем образом не дал полной картины о жизни «солнца русской поэзии» А.С. Пушкина, но немного приоткрыл завесу его жизни. Продолжить или нет знакомство с биографией поэта дальше, это уже ваше личное дело…

Источник

Оцените статью