- Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов. презентация к уроку по психологии (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект коррекционно-развивающего занятия «Темперамент в выборе профессии», 9 класс методическая разработка по психологии (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.
презентация к уроку по психологии (9 класс) по теме
Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекомендации по выбору профессии. Занятие сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия «Темперамент и выбор профессии» | 21.25 КБ |
Презентация «Темперамент и выбор профессии» | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Темперамент и выбор профессии»
программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9 классов, реализуемой в МБОУ гимназии №133 г.о. Самара.
Подготовил: Герасимова Е.В. педагог-психолог МБОУ гимназии №133 г.о. Самара.
Тип занятия: комбинированный.
Цель занятия : формирование понятий о типах темперамента, освоение навыками понимания людей с разными типами темперамента, понять, в каких профессиях будет наиболее успешным тот или иной тип темперамента.
Образовательная: познакомить учащихся с понятиями тип темперамента и характер;
— научить выделять основные типы темперамента и учитывать свой тип темперамента при выборе профессионального пути;
— способствовать повышению у учащихся знаний о мире профессий.
Развивающая: развить у учащихся интерес к выбору будущей профессии;
— дать представление о том, что при любом типе темперамента можно достичь высот профессионализма;
— развивать навыки работы с диагностическим материалом.
Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к индивидуально-психологическим особенностям людей с разными типами темперамента;
— содействовать стремлению к выбору будущей профессии.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация PowerPoint, тест и бланк для каждого учащегося.
Методы и приемы работы: анализ главной мысли, обсуждение, презентация «Темперамент и выбор профессии», диагностика темперамента (тест Айзенка), дискуссия, рефлексия.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о понятии «темперамент», умеют выделять и определять основные виды темперамента, знают свой преобладающий тип темперамента, ознакомлены с рекомендациями по выбору профессии, понимают индивидуальность человека.
1. Организационно-мотивирующий этап.
— Здравствуйте, дорогие старшеклассники!
— Наверное, каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет. Пройдёт еще немного времени и вам предстоит сделать важный выбор в вашей жизни – определиться с профессией. И от того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая взрослая жизнь.
-А, как вы считаете, что нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы учащихся).
1слайд (тема урока).
— Верно. На этом занятии мы поговорим с вами об особенности личности — темпераменте.
Актуализация знаний у учащихся.
2 слайд Работа с эпиграфом — Как вы думаете, что этими словами хотел нам сказать знаменитый немецкий психолог Вильгельм Вундт?
— Давайте вместе сформулируем цель нашего занятия. Ответьте на вопрос, почему в выборе профессии следует учитывать особенности темперамента? Может, это делать не обязательно? (Ответы учащихся).
Объяснение нового материала.
3 слайд (определение темперамента и характера).
— На уроках биологии вы изучали высшую нервную деятельность, в том числе и темперамент. Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление человека. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.
Темперамент не следует путать с характером.
4 слайд На самом деле классификаций темпераментов очень много.
Но наиболее известной является классификация четырех типов темперамента.
5 слайд Понятие темперамент и деление людей по темпераментам появилось еще в Древней Греции.
У разных людей они смешаны в разных пропорциях. Преобладание той или иной жидкости и определяет тип темперамента. Само понятие темперамент в переводе с латинского языка означает – соразмерность, правильная мера.
6 слайд Научное обоснование учения о темпераменте.
7 слайд Выбор будущей профессии.
2. Основной этап.
Диагностическая работа. Учащиеся получают тест Айзенка, бланк для ответов.
— Сегодня мы с вами определим свой тип темперамента и выясним, какие профессии рекомендуются каждому типу.
После диагностики, учащимся предлагается изучить характеристику типов темперамента, рекомендации по каждому из них.
— Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. И всё же, поднимите руку те учащиеся, у которых определился преобладающий тип темперамента – сангвиник.
8 слайд Предлагаю ознакомиться с характеристикой типа сангвиник.
9 слайд Рекомендации…
10 слайд Рекомендации по выбору профессии…
11-12 слайды (картинки профессий сангвинического типа).
13 слайд Итак, сангвиник …
А сейчас, я предлагаю, поднять руку учащимся у кого определился тип темперамента – холерик.
14 слайд Холерический тип…
15 слайд Рекомендации холерику…
16 слайд Рекомендации по выбору профессии…
17-18 слайды (картинки профессий холерического типа).
19 слайд Итак, холерики …
Если в классе есть меланхолики, то узнаем их характеристику.
20 слайд Меланхолический тип…
21 слайд Рекомендации меланхолику…
22 слайд Рекомендации по выбору профессии…
23-24 слайды (картинки профессий меланхолического типа).
25 слайд Итак, меланхоликам …
Вероятно, в классе есть флегматики, надо узнать, какие они?
26 слайд Флегматический тип…
27 слайд Рекомендации флегматику…
28 слайд Рекомендации по выбору профессии…
29-30 слайды (картинки профессий флегматического типа).
31 слайд Итак, у флегматиков…
32 слайд Психологи считают…
— Мы с вами сегодня не только познакомились с типами темперамента, но и определили свой, выяснили, какие профессии соответствуют каждому типу. Получили рекомендации по выбору профессии.
— Как вы считаете, наше занятие оказалось для вас полезным?
— Что показалось сложным, что простым? Что вы приобрели в ходе занятия?
— Будете ли вы применять полученные знания, навыки в своей жизни и в каких ситуациях? — Задумались ли вы над выбором профессии? (Ответы учащихся).
— Я верю, что каждый из вас сделает правильный выбор профессионального пути. Мне очень было приятно с вами работать!
— Занятие окончено. Всем спасибо! До свидания!
Источник
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Темперамент в выборе профессии», 9 класс
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему
Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе-интернат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Темперамент в выборе профессии», 9 класс
Цель: Повышение уровня психологической грамотности учащихся, познание себя и окружающих людей для бесконфликтного и правильного построения взаимоотношений в социуме.
- Углубить и закрепить знания учащихся о темпераменте и свойствах нервной системы, полученные на уроках биологии в 8 классе.
- Познакомить детей с характеристикой каждого типа темперамента
- Познакомить детей с типами темперамента и их характеристикой
- Выявить тип темперамента с помощью теста
- Показать влияние типа темперамента на характер профессиональной деятельности
I. Организационный момент.
По сложившейся традиции каждое наше занятие начинается с игры.
Игра в профессии. Один участник называет профессию, следующий по кругу должен назвать профессию на последнюю букву предыдущего слова.
II. Актуализация знаний учащихся
Притча «Возможности и результат» (приложение 1)
В чем суть этой притчи?
Даже обладая равными возможностями, разные люди имеют разные результаты.
Как вы думаете, от чего это зависит? С чем это связано?
Ещё в глубокой древности, наблюдая за внешними особенностям людей, ученые обратили внимание на большие индивидуальные различия в их поведении и речи. Одни — подвижные, энергичные, эмоционально возбудимые, с громкой и быстрой речью. Другие — медлительные, спокойные, невозмутимые, разговор ведут неспешный.
Известный психолог Черлин писал: «Представьте себе две реки — одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены:». Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей.
В основе этих проявлений лежат свойства нервной системы, которые имеют наследственную природу и являются стабильными характеристиками личности. С ними нельзя не считаться, так как они непосредственно влияют на учебную и трудовую деятельность.
Всё, что вы назвали, относится к определенным свойствам личности, т.е. к темпераменту человека. Т.о. тема нашего занятия: » Темперамент и выбор профессии». СЛАЙД 1-2.
Понятие темперамента возникло на основе учения древнегреч. ученого и врача Гиппократа VI в. до н. э. СЛАЙД 3. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма»:
- Преобладание жёлтой желчи ( от латинского holle , «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком .
- Преобладание лимфы (от латинского phlegma, «мокрота, слизь») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком .
- Преобладание крови ( от латинского sanguis , «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником .
- Преобладание чёрной жёлчи (от латинского melana holle , «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом .
Ещё одно из объяснений темперамента даёт Иван Петрович Павлов, основываясь на свойствах нервной системы. СЛАЙД 4.
Павлов выделил три свойства:
- Динамичность (подвижность), т.е. скорость смены процессов возбуждения и торможения
- Сила, как способность нервной системы выдерживать сильные раздражители
- Уравновешенность, как равные положения двух составляющих вегетативной нервной системы парасимпатического отдела (успокаивает, тормозит) и симпатического отдела (активирует, возбуждает)
В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделяет 4 типа темперамента. СЛАЙД 5.
- Сангвиник: сильный, уравновешенный, подвижный
- Холерик: сильный, неуравновешенный, подвижный
- Флегматик: сильный, уравновешенный, инертный
- Меланхолик: слабый, неуравновешенный, инертный
Всех людей можно разделить на 2 большие группы: экстраверты («обращенные вовне») и интроверты («обращенные внутрь себя»). СЛАЙД 6.
Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники и холерики.
Рекомендуемые профессии обозначены знаком «+», не рекомендуемые » — «.
Интроверты малообщительны, сдержаны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Рекомендуемые профессии обозначены знаком «+», не рекомендуемые » — «.
Рассмотрим характеристику каждого типа темперамента. СЛАЙДЫ 7-10.
Такое деление на темпераменты весьма условно. Это вовсе не значит, что все сангвиники как близнецы похожи друг на друга. Более того, в природе редко встречаются люди с чистым типом темперамента, обычно преобладает смешанный тип. Нельзя сказать, что один тип темперамента лучше, а другой хуже. У каждого типа есть свои слабые и сильные стороны.
Зачем нужны знания о типах темперамента? Чтобы лучше понимать себя и других, принимать те особенности человека, которые даны от природы. А когда мы лучше понимаем себя и других, меньше возникает ошибок, конфликтов и т.п. А это так важно в наше неспокойное время.
Наверное, вам интересно узнать, какой же тип темперамента преобладает лично у вас. Для этого мы проделаем практическую работу.
III. Практическое задание.»Формула темперамента» СЛАЙД 11.
Учащимся предлагается определить тип своего темперамента по формуле А. Белова. Им необходимо отметить знаком «+» те характеристики темперамента, которые для них обычны, повседневны (приложение 2).
Дети определяют формулу своего темперамента.
Ребята, давайте посмотрим, какого темперамента больше всего в вашем классе. Поднимите карточку соответствующего цвета: сангвиники — красную, холерики — желтую, флегматики — зеленую, меланхолики — черную. (Подсчитывается количество карточек по цветам. Делается вывод о преобладающем типе темперамента в данном классе).
Рекомендации по выбору профессии в соответствии с типом темперамента. СЛАЙДЫ 12-15.
Следует отметить, что по одному тесту делать окончательные выводы о типе темперамента не стоит. Для полной достоверности необходимо пройти еще несколько тестов, например, Айзенка, состоящего из 60 вопросов, определение структуры темперамента, методика Е. Н. Прощицкая «Определи свой темперамент» и другие.
А сейчас, вспомните, в какой позе вы обычно засыпаете? Есть такая поговорка: «На спине спят короли, на боку мудрецы, на животе богачи».
Оказывается, по позе спящего человека можно определить его темперамент.
Самюэл Данкелл в своей книге «Язык спящего тела» указывает на то, что позиция во время сна отражает дневную деятельность человека. А в 1914 году Альфред Адлер в одной из своих статей отметил: «Тщательное исследование, основанное на обширных данных, наверняка покажет, что позы сна данного человека могут служить индикатором линии его поведения». Таким образом, для каждого типа темперамента характерны определенные позы при засыпании. СЛАЙДЫ 16-19.
Например, для холерика характерны позы на спине.
- Для сангвиника — позы на животе.
- Для флегматика — полузародышевые позы на боку.
- Для меланхолика — зародышевые позы на боку.
Следует учесть, что темпераменты в «чистом» виде встречаются очень редко. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Нет «плохих» и «хороших» темпераментов.
Вильгельм Вунд сказал: В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, — холериком, и, наконец, в исполнении решений — флегматиком. СЛАЙД 20.
IV. Задание для закрепления.
Для того, чтобы закрепить полученные знания о психологических особенностях основных типов темперамента я предлагаю вам выполнить следующие задания.
Задание 1. СЛАЙД 21.
К какому типу темперамента относятся следующие характеристики:
- Замкнут, трудно сближается с людьми
- Говорит быстро, многословен, общителен
- Движения экономны
- Тихая неуверенная речь
- Быстро и легко переключает внимание
- Берется за дело быстро, энергично
- Осторожные робкие движения
- Много лишних движений
Задание 2. СЛАЙД 22.
Рассмотрите рисунки. Определите, где какой темперамент. Объясните свое решение.
Угадайте, какому типу темперамента посвящено стихотворение.
Очень радостно живет
Вечно песенки поет.
Всем поможет, всех простит,
И на праздник пригласит
Добрый, ласковый, смешной
И немного озорной (сангвиник).
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явился ты,
Как реактивное явленье,
Стремлений полный красоты (холерик).
Спокойствие главный мой козырь,
Мне хочется лишь одного:
Уверенно, четко работать.
И верить, и помнить, и ждать (флегматик).
Я хочу себя сдержать:
Не заплакать, не стонать.
Но любое сообщенье,
Вызывает огорченье:
Ведь натура у меня очень хрупкая, о да: (меланхолик)
Попробуйте дома сами сочинить четверостишия о типах темперамента.
V. Итог. Обобщение.
— Что нового вы сегодня узнали?
— Где вам пригодятся полученные знания?
Я думаю, что с помощью знаний, полученных на этом занятии, вы сможете без труда определить темперамент своих родных, близких, и просто людей, с которыми вам придется общаться в жизни. Помните о том, что на свете нет одинаковых людей, все мы разные и каждый человек интересен по-своему.
- Кустобаева Е.К. Встреча с самим собой: школа профессионального самоопределения (для учащихся 8-9 классов). Казань, 2005 год.
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. — 2-е изд.; доп. И перераб. -М.: Глобус, 2007.-189 с.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии — 2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
- Резапкина Г.В. Уроки выбора профессии. Материалы к классным собраниям и факультативным занятиям в 8-9 классах.
- Римские Р.Р. и С.А. Альманах психологических тестов. — М.: «КСП»,1995, 400 с.
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: Питер, 2003.
- http://ru.wikipedia.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии. ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента. ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темпе.
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления.
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях.
Данное занятие будет полезно в практике педагогов, которые занимаются профориентационной деятельностью. Занятие очень интересное, полезное и нравится ребятам.
Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме.
Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ.
Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилагательных; развитие связной речи; обучение составлению описательного ра.
Источник