Темперамент проект по биологии

Исследовательская работа по биологии на тем «Влияние темперамента на характер человека»

Темпераментом называют врождённые особенности личности человека, которые определяют динамику протекания химических процессов.

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_temperamenta_na_harakterdokument_microsoft_office_word.docx 40.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Братовщина имени Героя Советского Союза В.С.Севрина

«Влияние темперамента на характер человека»

Ученица 9 класса

Индивидуальные психологические особенности личности человека , его темперамент придают окраску всей деятельности и поведению человека.

Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.

Актуальность моего исследования : проблема, о которой пойдет речь в данной работе, занимает человечество уже более 25 столетий. Знакомство с понятием и видами темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода в процессе обучения, студента при выборе будущей профессии, при общении людей друг с другом, а также для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений..

Цель исследования: изучение влияния темперамента на характер личности;

— проанализировать понятие «темперамент»

— изучить основные свойства темперамента

— изучить типы характера

Объект исследования : темперамент и характер личности

Гипотеза исследования : доказать, что характер связан с темпераментом и его способностями

Методы исследования : анкетирование по методикам определения темперамента Айзенка, Белова, статистическая обработка материала

1.Темперамент – что это?

Что же такое темперамент? Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов. Именно темперамент обуславливает реакции человека на внешние обстоятельства. Он в значительной мере формирует характер человека, его индивидуальность и является связующим звеном между организмом и познавательными процессами. Выделяют четыре простых типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сам термин «темперамент» был введен античным медиком Клавдием Галеном и происходит от латинского слова «temperans», что означает умеренный. Само же слово темперамент можно перевести как «надлежащее соотношение частей».

С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой – подвижный, бурно на все реагирует. Даже в детстве мы замечаем, что одни из нас активные, веселые, настойчивы, а другие медлительны, застенчивы, неторопливы в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Известный педагог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплывов, бурных водопадов, брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Так почему же люди разные? Наблюдения показывают нам, что все люди различны не только по своей внешности, по своему поведению, движениям. Личность человека неповторима, нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психическими свойствами.

Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности, в походке, в жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.

Вопрос о темпераменте и сегодня остается во многом спорным и нерешенным. Однако при всем разнообразии подходов психологи признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как субъект социальный.

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести человека к тому или иному типу. Из наиболее распространенных классификаций выделяют следующие типы темперамента:

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться:

меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями ;

флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку;

холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента :

у меланхолика — замкнутость и застенчивость;

у флегматика — чрезмерная медлительность;

у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство;

у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

От темперамента человека зависят:

  • скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия , быстрота мышления , длительность сосредоточения внимания и т. п.);
  • темп и ритм деятельности;
  • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли );
  • направленность психической деятельности на определённые объекты ( экстраверсия или интроверсия ).

Источник

Проект по биологии «Темперамент человека»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 21 имени генерал-лейтенанта Д.А. Наливалкина»

Тема

  • Темперамент человека

Цели

  • Изучить типы темперамента человека
  • Выявить особенности каждого типа темперамента
  • Изучить некоторые исследования особенностей темперамента
  • Выявить проявление темперамента в деятельности

Задачи

  • Найти информацию о темпераменте человека в разных источниках и внимательно изучить её
  • Понять как взаимодействие нервных процессов выражается в психике человека
  • Практическое применение знаний о темпераменте

Актуальность

  • Знание темперамента необходимы современному человеку в повседневной жизни и общении с людьми.

Понятие темперамента

  • Темперамент(от лат. Temperamentu-надлежащее соотношение частей)-закономерное соотношение относительно устойчивых характеристик личности, проявляющихся в динамических особенностях психической деятельности, т.е. темпе, ритме, интенсивности общей, двигательной и эмоциональной активности.

От темперамента зависят следующие параметры протекания психической деятельности:

  • Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость
  • Темп и ритм психический процессов
  • Интенсивность психического отражения
  • Направленность психических процессов на какие-то определённые объекты

Исследования

  • Наиболее известной является типология темперамента И.П.Павлова на основе своего учения об основных свойствах нервной системы. Он отделил четыре типа темперамента:– сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
  • И. П. Павлов показал, что в качестве базы высшей нервной деятельности выступают три компонента: сила, уравновешенность и подвижность

Исследования

  • Основоположник наиболее обоснованной современной теории темперамента Ян Стреляу. Польский психолог, специалист по проблемам дифференциальной психологии, психологии личности и социальной психологии, психофизиологии и сравнительной психологии. В целом структура темперамента по Яну Стреляу включает следующие показатели:
  • Живость
  • Упорство
  • Подвижность
  • Сенсорная чувствительность
  • Выносливость
  • Активность
  • Эмоциональная реактивность

Характеристика типов темперамента по Гипократу-Галену и И.П.Павлову

Хорошо уравновешенное поведение

Отлично уравновешенное поведение

Очень неуравновешенное поведение

Сильные, кратковременные эмоциональные переживания

Поверхностные, кратковременные эмоции

Слабые эмоциональный переживания

Глубокие и длительные эмоциональные переживания

Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого

Настроение устойчивое, жизнерадостное

Настроение устойчивое, без больших эмоций

Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма

Речь громкая, резкая, неравномерная

Речь громкая, живая, плавная

Речь монотонная, медленная

Речь тихая с задыханием

Терпение очень слабое

Агрессивность в поведении

Сдержанность в поведении

Истеричность поведения(возмущение и уход от любых сложностей)

Отношение к критике возбужденное

Отношение к критике спокойное

Отношение к критике безразличное

Обидчивое отношение к критике

Страстное, увлекающееся поведение и деятельность

Энергичное( деловое) или болтливое поведение и деятельность

Поведение неутомимого труженика

Неравномерное реактивное поведение( как ответ на активность других(

Отношение к новому положительное

Отношение к новому безразличное

Отрицательное отношение к новому

Оптимистическое отношение к новому

Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчёта

Расчётливое, без особого риска отношение к опасности

Хладнокровное отношение к опасности

Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности

Стремление к цели с сильной с полной отдачей

Стремление быстрого достижение с избеганием препятствия

Достижение цели медленное, упорное

Стремление к цели, то сильное, то слабое, с избеганием препятствий

Источник

Исследовательская работа «Темперамент и его особенности»

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 12»

Темперамент и его особенности

ученик 4 А класса

3. Типы темперамента и их характеристика…………….…………………………..…. 7-9

Все люди с самого рождения отличаются друг от друга своим поведением. Нам нравятся разные вещи и разные люди, каждый имеет свои вкусы и привычки. Разве было бы интересно, если бы мы не были столь индивидуальны? Посмотрите на деревья, цветы — и они все разные. У каждого листочка свои особенности. И животные имеют свой характер. Одни игривые, другие спокойные и уравновешенные. Так устроен наш мир.

У меня очень много друзей, и все они не похожи друг на друга. Одни любят тихонечко сидеть и читать книги, а другие носятся весь день, играя в футбол. Одни предпочитают компьютерные «стрелялки», а другие без ума от логических головоломок. Почему это происходит? Мои родители объяснили мне, что это связано с темпераментом. Меня это очень заинтересовало, и я захотел сам во всём разобраться.

Тема темперамента привлекала внимание учёных на протяжении многих веков. Этот вопрос изучали Гиппократ, Гален, И.П. Павлов и многие другие. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем в современной психологии.

Я считаю, что знание положительных и отрицательных сторон своего темперамента, а также умения владеть и управлять ими позволит человеку быстро приспособиться к современному миру. Это и определяет актуальность моего исследования.

Цель работы: изучить современные представления о темпераменте и его свойствах.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

— выяснить, что такое темперамент;

— познакомиться с историей происхождения темперамента;

— определить типы темперамента и их особенности;

— изучить темперамент учеников 4А класса на основе тестирования и установить, помогает ли школьникам какой-то определенный тип темперамента быть успешными в учебной деятельности.

Объект исследования – темперамент обучающихся 4 А класса.

Предмет исследования – типы темперамента учеников младших классов.

Гипотеза исследования: возможно, что тип темперамента не влияет на успеваемость школьников.

— изучение научной литературы;

1. Что такое темперамент

Темперамент — это сочетание психических свойств человека, проявляющихся в поведении, в силе чувств, в отношении к окружающей действительности. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств для человека.

Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. До сих пор ведутся дискуссии на счет, является ли темперамент врожденным качеством. Многие ссылаются на то, что темперамент уже заложен в человека с рождения, а на его основе формируются определенные черты характера. Если в темпераменте имеются устойчивые особенности, тогда их следует отнести к особенностям нервной деятельности, которая уже заложена в человека.

Темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность.

Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот медлительности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание таких процессов как (радость, горе, страх, гнев).

Сразу хочется сказать, что нет плохих или хороших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

В современном мире значение исследований темперамента возрастает еще и потому, что он имеет тесную связь с деятельностью человека. Учет темперамента в деятельности работника позволит увеличить производительность труда, снизить количество опасных случаев на производстве.

2. История происхождения темперамента

Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови (от латинского sanguis), флегмы (от греческого phlegma), желтой желчи (от греческого chole) и черной желчи (от греческого melaina), — входящих в его состав. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Каждая жидкость имеет особое свойство и особое назначение. Свойство крови – теплота. Назначение ее – согревать организм. Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм. Свойство желтой желчи сухость. Назначение — поддерживать сухость в организме, «подсушивать его». Свойство черной желчи – сырость. Назначение ее – поддерживать сырость, влагу в типы темперамента, наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами.

Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.

В зарубежной психологии (Кречмер, Шелдон) широко распространены теории, утверждающие, что темперамент зависит не от свойств нервной системы, а от внешних признаков, которыми являются строение тела, соотношение его отдельных частей, а также соотношение различных тканей организма.

Э. Кречмер в 1921 г. опубликовал свою работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности.

В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его отображением.

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П.Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро.

На основе полученных результатов исследований И.П.Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

3. Типы темперамента и их характеристика

Различают 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная эмоциональность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью — проявляет большую настойчивость, энергию. Он любознателен, жизнерадостный, быстро забывает обиды, доброжелателен, способен быстро переключаться с одной работы на другую, не устает, быстро обучается и может долго над чем-то работать. Сангвиник способен быстро решать проблемы, особенно если они не являются слишком трудными и серьезными, причём его решения нередко бывают поспешными. Сангвиник относится к общительным и коммуникабельным людям, любит занимать лидирующие позиции, командовать и брать ответственность на себя, быть в центре внимания, находиться впереди. Его речь — быстрая и громкая, с живыми жестами и выразительной мимикой. Соответственно, ему по нраву музыка живая, веселая и энергичная.

Такую мы найдем у композиторов:

Вольфганга Амадея Моцарта;

Сергея Сергеевича Прокофьева;

Из писателей к сангвиникам можно отнести:

Михаила Юрьевича Лермонтова;

Другие знаменитые люди с темпераментом сангвиника:

Владимир Ильич Ульянов (Ленин);

Холерик (в основе лежит сильный, неуравновешенный — с преобладанием возбуждения — тип нервной системы). Для холерика характерны несдержанность, неуравновешенность, вспыльчивость. высокая реактивность, быстрый темп реакции. Ему свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Эмоциональные переживания у данной категории людей очень быстро протекают и ярко проявляются. Так, их легко вывести из себя, поскольку они быстро вспыхивают, однако и так же легко эмоционально стихают. Холерик – человек очень эмоциональный. Если он что-то испытывает, то очень глубоко и ярко. Причем он может испытывать одновременно противоречивые чувства. Однако эти переживания не являются длительными. Вскоре холерик быстро переключается на другие эмоции. Такому человеку не нравится монотонная работа. Вначале он загорается идеями и энтузиазмом. Однако со временем он остывает и начинает выполнять работу, нехотя, спустя рукава.
Холеристическим темпераментов обладали знаменитые композиторы:

Людвиг Ван Бетховен;

Также известные поэты:

Александр Сергеевич Пушкин;

И другие знаменитые люди:

Пётр I Алексеевич;

Александр Васильевич Суворов;

Владимир Владимирович Жириновский.

Меланхолик (в основе лежит слабый тип нервной системы). В отличие от других типов темперамента, у меланхолика преобладают чувственность и обидчивость. Такие люди ведут себя незаметно и медленно. Их движения отличаются сдержанностью, невыразительностью, однообразием и медлительностью. Меланхолики редко смеются, не уверены в себе, часто и легко теряются, не доводят работу до конца. Быстро утомляются от людей и новой обстановки, тактичны, мягки, стеснительны. Они легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают, боятся трудностей, поэтому перед совершением какого-либо действия долгое время обдумывают его необходимость и план реализации. Если действие не требует психического напряжения, тогда оно выполняется.

Среди композиторов к меланхоликам можно причислить:

Пётра Ильича Чайковского;

Фредерика Франсуа Шопена.

Среди поэтов и писателей к меланхоликам можно отнести:

Антона Павловича Чехова;

Сергея Александровича Есенина;

Николая Васильевича Гоголя;

Фёдора Михайловича Достоевского.

Другие знаменитые люди с темпераментом меланхолика:

Чарльз Роберт Дарвин;

Майкл Джозеф Джексон;

Григорий Алексеевич Явлинский.

Флегматик (в основе лежит сильный, уравновешенный тип нервной системы). Его трудно рассмешить или рассердить. Такой человек обладает небогатой эмоциональной сферой, поэтому не способен быть энергичным и быстро переходить к совершению действий. Уравновешенность характера объясняется тем, что эмоции флегматика ровные и постоянные. Его называют спокойным и невозмутимым. Движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. Неудачи и неприятности не выводят его из себя. Перед выполнением какого-либо действия флегматик долго и тщательно продумывает его будущее. Однако если он примет решение его совершить, тогда будет постепенно и целенаправленно его реализовывать. Такому человеку трудно перестраиваться с одной работы на другую, поэтому он предпочитает заниматься тем, что ему знакомо и привычно.

Среди знаменитых композиторов флегматического темперамента можно назвать:

Александра Порфирьевича Бородина;

Илью Сергеевича Глазунова;

Из известных писателей к флегматикам можно отнести:

Ивана Андреевича Крылова (баснописец).

Другие знаменитые люди с темпераментом флегматика:

Михаил Илларионович Кутузов;

Геннадий Андреевич Зюганов.

4. Темперамент и характер

У каждого человека есть свой темперамент и характер. Многие путают данные понятия, думая, что это одно и то же. На самом деле это два разных показателя психической реакции человека. Один является наследственным и практически не меняемым, а второй – приобретенным и зависящим только от самого индивида. Темперамент – это психическая реакция и состояние, которое зависит от устройства нервной системы человека. Формируется нервная система индивида еще в утробе матери на основе той генетической программы, которая передается от обоих родителей. Темперамент – это наследственный дар. Вот почему ребенок часто является таким же, как и его родители. Устройство нервной системы позволяет родственникам быть одинаковыми, что способствует их укреплению и поддержанию семьи.

Характер – это набор качеств, которые вырабатываются человеком в процессе жизни. Как это происходит? Возникает некая ситуация. Человек начинает на ее реагировать, обдумывать, делать выводы, принимать решения, совершать действия. На основе пройденного опыта делаются умозаключения (создаются убеждения). А последующие ситуации, в которых человек начинает реагировать подобным образом и совершать похожие поступки, формируют в нем привычки. Привычки в действиях, мыслях и решениях заставляют в определенных ситуациях проявлять те или иные качества характера. Человек может развить в себе любое качество и черту. Но развивается в нем лишь то, что соответствует его действиям, мыслям и решениям, которые он использует.

5. Темперамент учеников 4А класса на основе тестирования

Цель: изучить темперамент учеников 4А класса на основе тестирования по методике Ганса Айзенка и установить, помогает ли школьникам какой-то определенный тип темперамента быть успешными в учебной деятельности.

Для участия в тестировании я выбрал учеников, которые имеют разные результаты по успеваемости. У меня получилось 3 группы: 1 группа — «отличники», 2 группа- «хорошисты», 3 группа — ученики с «тройками». У этих ребят я решил определить тип темперамента, взяв за основу методику Ганса Айзенка.

Источник

Читайте также:  Только твои чувства не пойму
Оцените статью