Темперамент по вундту это

Темперамент по вундту это

Вильгельм Вундт родился в 1832 г. в Германии.

Основатель экспериментальной психологии. В 1879 г. открыл при Лейпцигском университете первый в мире Институт экспериментальной психологии. Им написано более 500 научных статей и книг по психологии, философии, языковедению. Умер в 1920 г.

Постепенно среди ученых все более крепло убеждение в том, что свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма — со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их силу (интенсивность) и протекание во времени. Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, предложенная В. Вундтом (W. Wundt, 1893). Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту — данное представление нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость — для ощущения.

Придерживаясь такого взгляда, В. Вундт выделил два биполярных свойства темперамента: силу и быстроту изменения (стабильность — нестабильность) эмоции, подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида (см. табл. 2.1). Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью образуют холерический темперамент, небольшая сила эмоциональных реакций в сочетании с их нестабильностью — сангвинический темперамент и т. д.

Таким образом, В. Вундт отошел от чисто описательного подхода, выделив две характеристики, которые могут быть измерены. Поэтому описание типов темперамента могло теперь основываться не только на наблюдении поведения и умозрительных заключениях, но и на объективных данных. Он же высказал и важную мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Источник

Авторские подходы к изучению темперамента.

Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, В. Вундта, создателя экспериментальной психологии. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость — для ощущений. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделял два биполярных свойства темперамента, а именно силу и скорость

, подчеркивая значение энергетической характеристики индивида (табл.1).

Скорость изменяемости чувств

Сила чувств

сангвиник

медленная

меланхолик

флегматик

Мы находим у В. Вундта чрезвычайно важную, на наш взгляд, мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, а это, в частности, означает, что правильное воспитание предполагает использование достоинств данного темперамента и в то же время, нивелированное отрицательного влияния, какое он может оказывать на поведение индивида.

Вряд ли возможно изложить здесь всю исключительно богатую и долгую историю размышлений и исследований, посвященных темпераменту. В рамках проводимого исследования темперамент рассматривается как совокупность формально – динамических характеристик. Он характеризуется следующими отличительными признаками:

1. Природной обусловленностью и высокой корреляцией со свойствами нервной системы;

2. Онтогенетической первичностью;

3. Устойчивостью в течение длительного периода жизни человека;

4. Формальным характером и независимостью от содержания конкретных форм деятельности;

5. Универсальностью проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

6. Выступает как способ распределения энергии в окружающем мире по отношению к людям и деятельности [23].

Русалов В.М. В соответствии с отличительными признаками темперамента, в рамках функциональной концепции Анохина П.К., разработал структурную модель темперамента, реализующую представления о природе и структуре темперамента. Предложенная модель описывает четыре фундаментальных свойства темперамента: эргичность, пластичность, скорость (составляют блок характеристик активности), эмоциональность [14].

Начиная с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы: А.Галлер, Г.Врисберг [3]. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П. Павлова, опыты которого недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

Немалый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой — Томиной и многих других.

Особенности людей юношеского возраста
Любовь и основанные на ней отношения играют особую роль в жизни человека. С одной стороны, любовь интуитивно понятна практически каждому взрослому человеку, а с другой определения феномена любви и до настоящего времени вызывает множество .

Типы материнской любви
К типу материнской любви относится, для матери у которой ребенок — моя радость, с акцентом на слове «мое». В основе позиции матери лежит представление о любви к ребенку как о выполнении всех его желаний и капризов. Ребенку служат всем, ч .

Исследование взаимосвязей личности педагога начальных классов и процесса формирования личности ребенка
Исходя из вышеизложенного, мы определили цель нашего исследования: изучить взаимосвязи личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей в условиях класса общеобразовательной школы. Для исследования были .

Источник

Темперамент по вундту это

Вильгельм Вундт родился в 1832 г. в Германии.

Основатель экспериментальной психологии. В 1879 г. открыл при Лейпцигском университете первый в мире Институт экспериментальной психологии. Им написано более 500 научных статей и книг по психологии, философии, языковедению. Умер в 1920 г.

Постепенно среди ученых все более крепло убеждение в том, что свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма — со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их силу (интенсивность) и протекание во времени. Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, предложенная В. Вундтом (W. Wundt, 1893). Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту — данное представление нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость — для ощущения.

Придерживаясь такого взгляда, В. Вундт выделил два биполярных свойства темперамента: силу и быстроту изменения (стабильность — нестабильность) эмоции, подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида (см. табл. 2.1). Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью образуют холерический темперамент, небольшая сила эмоциональных реакций в сочетании с их нестабильностью — сангвинический темперамент и т. д.

Таким образом, В. Вундт отошел от чисто описательного подхода, выделив две характеристики, которые могут быть измерены. Поэтому описание типов темперамента могло теперь основываться не только на наблюдении поведения и умозрительных заключениях, но и на объективных данных. Он же высказал и важную мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Источник

Типология темпераментов В.Вундта и О.Гросса

Министерство образования и науки Российской Федерации

Читайте также:  Боевой стресс его психологические последствия

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Курганский государственный университет (КГУ)

Направление подготовки 37.03.01.62 «Психология»

1. Типология темпераментов В.Вундта и О.Гросса. 3

2. Пол и физическая культура. 6

Список использованных источников 15

1. Типология темпераментов В.Вунда И О. Гросса

В начале XX в. был предпринят ряд попыток создания психологи­ческих типологий, исходя из клинических наблюдений.

Хорошо известна типология Отто Гросса (1902), выделившего два типа психопатий. В основе его типологии лежит представление о пер­вичных и вторичных функциях. Первичные функции являются непос­редственной реакцией на стимуляцию, а вторичные-связаны с восста­новлением затрат энергии, ушедшей на первичную функцию.

Разные соотношения первичных и вторичных функций образует два типа. Один из них характеризуется глубокой эмоциональностью (т.е. интенсивностью первичных функций), которая связана с большими затратами нервной энергии и на восстановление которой требуется длительное время (длительная вторичная функция).

Второму типу свойственна меньшая интенсивность переживаний (т.е. первичная функция имеет низкую интенсивность), поэтому и период восстановления (длительность вторичной функции) оказывается короче.

Чем короче вторичные функции, тем больше первичных функций может быть выполнено в единицу времени. Благодаря этому, люди, относящиеся ко второму типу, более активны, у них меньше скорость реакции на внешние стимулы и им легче переключать внимание с одно­го объекта на другой. У людей первого типа медленно восстанавливающая готовность к действию способствует лучшей переработке ин­формации и ее более прочному запоминанию.

Типология Гросса в том виде, в котором она была описана авто­ром, почти не использовалась в психологии.

Вильгельмм Вундт (1832-1920) – немецкий психолог, философ и физи­олог, основатель экспериментальной психологии. В 1879 г. открыл первый в мире институт экспериментальной психоло­гии. Предметом психологии считал выделение элементов сознания и выясне­ние связей между ними. Этот подход – структурализм или структурная пси­хология – был впоследствии разработан его учениками. Высшие психические процессы рассматривал как недоступные для лабораторного эксперимента и требующие культурно-исторического анализа. Им написано более 500 научных статей и книг по экспериментальной психологии, по психологическому анали­зу искусства, мифов и религии, по языковедению и философии.

Вундт использовал в своей типологии представление о четырех ти­пах темперамента, выделенных в свое время древнегреческим филосо­фом и врачом Гиппократом (Y- IY вв. до н.э.) и подробно описанных и названных древнеримским врачом Галеном (II в.).

Само слово „темперамент» имеет латинское происхождение (tempe-ramentum) и означает „надлежащее соотношение частей, соразмер­ность. Гиппократовско-галеновское описание темпераментов исходило из того, что состояние человека, его физическое здоровье и психичес­кий склад определяется соотношением в организме четырех элементов. Гиппократ представлял себе эти элементы как разные жидкости – кровь, флегму, желтую и черную желчь. Гален видел в них четыре субстан­ции – твердое, жидкое, горячее и холодное. Преобладание одного из элементов формирует соответствующий темперамент (сангвинический, холерический, меланхолический или флегматический).

Концепция четырех темпераментов оказалась чрезвычайно жизнес­пособной. На протяжении последующих восемнадцати веков менялись представления о механизмах формирования типов темперамента: воз­никали их гуморальные обоснования, различия между типами относи­ли к возбудимости различных тканей, к величине мозга и к морфологии нервов, к деятельности эндокринной системы, наконец, к свойст­вам нервной системы человека. Однако в течение всего этого времени синдромы психологических свойств, составляющие тот или иной тип темперамента, не подвергались сомнению.

Вундт предположил, что в основе тех психологических свойств, со­четания которых образуют разные типы темперамента, лежат две ба­зовых характеристики, связанные с динамикой протекания эмоциональ­ных процессов. Одной из этих характеристик является сила эмоцио­нальных реакций, второй – уровень стабильности эмоциональных ре­акций. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью способствуют образованию тех психологических свойств, которые обычно приписывают холерическому темпераменту. Нестабильность в сочетании с невысокой силой эмоциональных реак­ций свойственна обладателям сангвинического синдрома свойств и т.д. (см. рис.1).

Слабость эмоций Рис.1 . Модель четырех типов темперамента по Вундту

Таким образом, Вундт отходит от чисто описательных типологий темперамента, вводя две психологические характеристики, которые, в принципе, могут быть объектом экспериментального исследования. И сила, и стабильность эмоциональных реакций могут быть измерены в психологическом эксперименте и, значит, отнесение индивида к тому или иному типу темперамента может теперь основываться не только на умозрительных заключениях, но и на объективных данных.

Кроме того, типология Вундта не привязана исключительно к край­ним проявлениям тех психологических характеристик, которые свой­ственны разным типам темперамента. Так, например люди с разной силой эмоций могут быть отнесены к холерическому или меланхоли­ческому типу: главное, чтобы баланс силы – слабости эмоций был в пользу силы.

2.Пол и физическая культура

Во времена А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова в высшем свете считались наиболее привлекательными женщины (или девушки) «слабые здоровьем», и для видимости этой «слабости», «болезненности» некоторые пили уксус, что вызывало бледность лица, а заодно и заболевание желудка. Даже К. Маркс, заполняя анкету своих дочерей, продемонстрировал влияние этих стереотипов, ответив, что главным признаком достоинства мужчины является сила, а женщины – слабость.

Неудивительно, что до сих пор у многих женщин имеется отрицательное отношение к занятиям спортом. В одном из своих исследований Коэн (Cohen, 2001) выясняла основные причины этого. Женщины, не желающие заниматься спортом, среди причин называли следующие: «спорт – это удел мужчин», «не хочется испытывать болевые ощущения»; «женщины не могут быть такими же хорошими спортсменами, как мужчины»; «спорт делает девушек мужеподобными»; «юноши не любят девушек, занимающихся спортом»; «удел девушек в спорте – группа поддержки»; «только лесбиянки занимаются спортом»; «слабая финансовая поддержка женского спорта».

В то же время сейчас в моде женщины спортивного типа, обладающие стройной фигурой и развитыми психомоторными качествами. Достижению такого идеала способствуют занятия физическими упражнениями.

Изучение женщин, занимающихся спортом, позволяет определить с научных позиций неизвестные до недавнего времени предельные возможности женского организма при выполнении различных по характеру физических нагрузок и упражнений. Этому способствует и то обстоятельство, что в последние годы женщины стали заниматься видами спорта, которые рассматривались как чисто мужские.

Нужно отметить, что в последние годы появляется все больше публикаций, посвященных женскому спорту, в частности, в США (Cohen, 2001; Gill, 2001; Hall, 2008; Lopiano, 2002; Roper, 2002 и др.).

Физическое воспитание детей разного пола

Двигательная активность. Потребность в двигательной активности у мальчиков выражена больше, чем у девочек. Уже у детей младшего возраста, достигнув пика в 2–3 года, двигательная активность постепенно снижается на протяжении дошкольного периода у девочек быстрее, чем у мальчиков, так что 5-летний мальчик может доставлять больше хлопот родителям и воспитателям, чем его сверстница, которая спокойно играет в свои игры (Eaton W., Yu A., 1989). По данным Н. М. Ледовской (1972), среднесуточный объем локомоций (активных движений) у детей 5–7 лет составлял у мальчиков 7,1–9,0 км, а у девочек – 6,4–7,7 км.

Читайте также:  Определение эмоционально волевого нарушения

Е. А. Сидоров (1984) выявлял на уроках физкультуры учащихся с высокой, средней и низкой двигательной активностью. Отмечена следующая тенденция: во всех классах (с I по X) высокоактивных было больше среди мальчиков, а низко активных в ряде классов было больше среди девочек.

Большая потребность мальчиков в двигательной активности приводит и к своеобразию их поведения в школе: они больше отвлекаются на уроках (более непоседливы), шумят на переменах, что приводит к более частому нарушению ими дисциплины.

В исследовании Ю. Н. Чусова и В. А. Сковородко (1976) с участием взрослых различных профессий тоже показано, что у мужчин двигательная среднесуточная двигательная активность выше, чем у женщин

Отношение к урокам физической культуры и учителю. По данным Е. Г. Еделевой (Писанниковой), удовлетворенность уроками физической культуры у юношей IX–X классов наблюдается чаще, чем у девушек (около половины девушек не удовлетворены уроками физкультуры). Если у юношей неудовлетворенность связана прежде всего с достигнутым уровнем физического развития, то у девушек на первом месте по значимости стоит недовольство содержанием и качеством проведения урока.

Девушки в 2 раза чаще юношей отметили неудовлетворенность отношениями с учителем физкультуры, что соответствует тому факту, что для лиц женского пола эмоциональное общение и взаимоотношения имеют большее значение, чем для лиц мужского пола.

В одной из моих работ (Ильин Е. П., 1987) путем ретроспективного опроса студентов факультета физкультуры педагогического института было выявлено, что у лиц мужского пола наибольшее неудовлетворение уроками физкультуры вызывает дефицит двигательной активности (32 % ответов); у лиц женского пола основной причиной неудовлетворенности была названа плохая организация урока (43 % ответов), а у юношей этот фактор стоял на втором месте (22,6 % ответов). Девушки вторыми по значимости причинами неудовлетворенности назвали неинтересное содержание урока и низкую его эмоциональность (30 % ответов); юношами эмоциональность урока отмечалась редко (6 % ответов), как и отношение учителя к уроку и учащимся (9,5 % против 18, 2 % у девушек). Девушки при оценке урока физкультуры придавали значение большему числу факторов, чем юноши; в частности, девушки отмечали дисциплину (15 % ответов), а также дифференцированный подход в обучении (40 % ответов).

Е. Г. Писанникова (1987) выявила, что девочки по сравнению с мальчиками чаще отмечали наличие у учителя физкультуры положительных личностных качеств. Девочки старших классов придают большее значение внешнему виду учителя, чем мальчики. Стиль руководства учителя физкультуры воспринимается как авторитарный несколько чаще девочками, чем мальчиками. Эти различия отчетливее выявлены у тех, кто не удовлетворен уроками физкультуры. Характерно, что мальчики, занимающиеся спортом, чаще негативно реагируют на замечания учителя физкультуры, чем девочки (в 41,9 и 26,5 % соответственно среди удовлетворенных уроками, и 92,8 и 75,0 % – среди неудовлетворенных). Следовательно, мальчики, добившиеся каких-то успехов в спорте, более самолюбивы, чем девочки. Среди не занимающихся спортом школьников таких различий не наблюдалось.

По данным В. В. Будилова (1987), имеются половые различия в предпочтении мальчиками и девочками учителей физкультуры разного пола. Большинство мальчиков во всех классах (в среднем 60 %) хотят в качестве такого учителя видеть мужчину, у девочек же выявлена более сложная закономерность: в младших классах предпочтение большинством отдано учителю-женщине, в средних классах учитель-мужчина и учитель-женщина предпочитаются девочками в равной степени, а в старших классах чаще предпочитается учитель-мужчина

Мотивы занятий на уроках физкультуры. Только около 40 % школьников занимаются на уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки как улучшение своего внешнего вида: фигуры, походки и т. п. (Еделева Е. Г.). Недостаточный интерес девочек к физкультуре обусловлен, в частности, тем, что направленность и требования этих занятий в большей степени соответствуют ценностным ориентациям мальчиков. Этот вывод подтверждают в какой-то степени и данные Е. Г. Сайкиной (1998), изучавшей мотивы посещения уроков физкультуры девушками старших классов. Доминирующим (у 87 % школьниц) является формирование красивой фигуры. Мотив умения красиво двигаться и танцевать имеется у 76 % школьниц; повышение уровня двигательных способностей – у 61 %; обучение играм (волейбол, баскетбол и пр.), а также укрепление здоровья – у 31 % школьниц.

В работе Е. П. Ильина (1987) выявлено, что из всех разделов учебной программы по физкультуре мальчики предпочитают спортивные игры, в основном баскетбол (38,5 % ответов, в 2 раза больше, чем у девочек); девочки отдают предпочтение гимнастике во всех ее разновидностях. Девочкам чаще не нравились спортивные игры и лыжная подготовка, а мальчикам – гимнастика. Девочки хотят, чтобы выполнение физических упражнений сопровождалось музыкой, мальчики таких пожеланий практически не высказывали. Девочки чаще высказывали пожелание, чтобы учебный материал был разнообразнее.

Кстати, учителя физкультуры считают, что разделять мальчиков и девочек на уроках физкультуры надо уже в IV–V классах (Ильин Е. П. и Тихонов А. М., 1987).

Физкультурно-спортивная мотивация лиц мужского и женского пола

Мужчины более активны в занятиях физкультурой и спортом, чем женщины. Это подтверждается данными, полученными в исследованиях как городских, так и сельских жителей в различных регионах нашей страны. Социологическое исследование П. А. Виноградова с соавторами (1977) выявило, что распространенность занятий утренней гимнастикой составляла среди мужчин 65,2 %, а среди женщин 34,3 %. Это же подтверждают и данные И. И. Мансурова (1973): делали утреннюю гимнастику 50,7 % мужчин и 37,9 % женщин; согласно этому опросу, занимались в спортивных секциях 8,1 % мужчин и 2,9 % женщин, живших в Карачаево-Черкесии, участвовали в соревнованиях соответственно 10,8 % мужчин и 2,1 % женщин. Ю. В. Борисов (1972), изучая отношение к физической культуре и спорту на селе, тоже выявил меньшую активность женщин по сравнению с мужчинами.

По данным И. И. Щербакова (1982), в обследованной им выборке трудящихся занимались физкультурой и спортом 41,8 % мужчин и только 20,4 % женщин. При этом женщины чаще, чем мужчины, делали утреннюю зарядку и занимались в группах здоровья, а мужчины чаще занимались спортом самостоятельно и в спортивных секциях.

Время, отводимое на занятия физическими упражнениями, было большим у мужчин.

Соответственно спортивные разрядные нормативы значительно чаще имели мужчины (50,5 %), чем женщины (21,1 %).

Большая активность в занятиях физическими упражнениями мужчин подтверждается и в том, что не умеющих плавать среди лиц женского пола на 10–13 % больше, чем среди лиц мужского пола (Рипа М. Д., 1971; Дорошенко Ю. П., Дорошенко И. В., 1982).

По данным Ю. В. Борисова, не занимаются, но желают заниматься физическими упражнениями чаще тоже мужчины, чем женщины (соответственно 26,5 и 19,9 %).

Приведенные данные отражают, очевидно, общую, а не только российскую, картину. В Польше выявлены аналогичные закономерности: так, по данным З. Дроздовски (1999), независимо от возраста, количество лиц, занимавшихся спортом, было больше среди мужчин, чем женщин, – в возрасте 12–13 лет – соответственно 57 и 40 %, в возрасте 17 лет – 45 и 28 %, в возрасте 20 лет – 21 и 12 %. Автором выявлено, что девочки чаще занимаются в школьных спортивных секциях, а мальчики – в спортивных клубах. Меньшее участие в спортивных занятиях девочки и девушки объясняют большой занятостью учебой, а женщины – семейными обязанностями.

Читайте также:  Делать добро другим это радость

В развитых странах количество женщин, занимающихся спортом, составляет 10–15 %, в России – только 1–3 %, в то время как общее число занимающихся спортом около 10 % (Панков В. А., 2000).

Имеются некоторые различия в проявлении интереса к различным видам спорта лицами мужского и женского пола: мальчики значительно чаще интересуются волейболом, баскетболом, футболом и хоккеем, девочки – фигурным катанием и гимнастикой (Рипа М. Д., 1971а). В отношении интереса, проявляемого к легкой атлетике и плаванию, различий нет. В последние годы резко возрос интерес женщин к аэробике и ее разновидностям (степ, слайд, фанк), шейпингу. В то же время заметный интерес девочки и девушки проявляют и к восточным единоборствам.

Кроме того, были изучены социальные факторы формирования физкультурных и спортивных интересов (Рипа М. Д., 1971б). Для женщин большую значимость имели передачи по радио, телевидению, чтение спортивных газет и журналов, средства наглядной агитации, посещение университетов здоровья; для мужчин более весомыми оказались просмотры художественных и документальных фильмов спортивной тематики, чтение книг о выдающихся спортсменах, хорошо поставленная физкультурная работа в учебном заведении, армии, желание стать чемпионом, рекордсменом, пример товарищей, хорошие результаты в период учебы в школе, влияние массовых спортивных выступлений.

И. И. Мансуров выявил причины, которые препятствуют регулярным занятиям взрослых физической культурой и спортом. Женщины чаще ссылаются на отсутствие интереса, нехватку свободного времени и на устаревшие традиции и обычаи. Мужчины же чаще называют внешние причины: нет поблизости спортивной базы, нет секции по любимому виду спорта, не организованы занятия в группах здоровья.

Среди школьников девочки чаще мальчиков жалуются на то, что много времени уходит на приготовление домашних заданий и помощь родителям, что состояние здоровья не позволяет тренироваться, нет желания, не разрешают родители (последнее особенно характерно для азербайджанских семей, в которых больше половины родителей считают, что девушкам не подобает заниматься спортом и ходить в спортивной одежде) (Рипа М. Д., 1971а).

Е. Е. Хвацкая (1997) выявила половые различия в мотивации на начальном этапе спортивной карьеры. Для мальчиков характерен более высокий уровень притязаний и преобладание ориентации на успех. У девочек более выражены познавательные мотивы и ориентация на овладение знаниями и умениями.

Как установлено А. В. Шаболтас (1998), у юношей мотивами занятий спортом являются компоненты долженствования – социально-моральный и гражданско-патриотический, а у девушек эмоциональные компоненты – удовольствие, социально-эмоциональный.

И. И. Щербаков (1986) тоже выявил различия в мотивах занятий физическими упражнениями взрослых мужчин и женщин.

Как видно из таблицы, для женщин более значимо укрепление с помощью физических упражнений здоровья, а для мужчин – спортивное совершенствование. По некоторым данным, женщины в спорте более настойчиво добиваются поставленной цели.

Спортивная деятельность мужчин и женщин

В Древней Греции Олимпийские игры были чисто мужским мероприятием. Уставом этих игр категорически запрещалось присутствие женщин на стадионе. Нарушительниц запрета полагалось сбрасывать в пропасть со скалы. Исключение делалось лишь для жрицы богини плодородия Деметры, у которой на стадионе даже было персональное мраморное кресло. Дело в том, что Олимпийские игры проводились осенью как праздник урожая.

Чисто мужскими по составу участников оказались и первые Олимпийские игры нашего времени, хотя есть свидетельства, что женщины с давних времен занимались некоторыми видами спорта. У спартанских женщин был свой праздник, посвященный богине Гере и называвшийся Гереей. Он проходил на том же олимпийском стадионе. Сначала женщины состязались лишь в беге на дистанцию, которая была короче мужской на 1/6. Со временем программа Герей расширилась и спартанки выступали в конных состязаниях, борьбе, прыжках в длину.

Первый официальный женский чемпионат мира датируется 1906 г., это были соревнования по фигурному катанию. Мероприятие дало толчок для проведения национальных чемпионатов для женщин в Германии (1911), Австрии (1913) и США (1914). Соревнования только для женщин во многом были обусловлены противодействием сильных религиозных конфессий, которые выступали против смешанных соревнований. Участие девушек в совместных соревнованиях с юношами было, например, запрещено в Германии Конвенцией епископов 1913 г. Наиболее прогрессивную позицию заняла Международная федерация плавания, поддержавшая стремление женщин участвовать в Олимпийских играх 1912 г. В то же время занятия женщин легкой атлетикой вызывали скрытое сопротивление даже таких личностей, как Пьер Кубертен и его преемник Эвери Брендедж, который после берлинской Олимпиады 1936 г. заявил, что он сыт по горло этими женщинами, состязающимися в легкой атлетике; их очарование равно нулю, насколько привлекательно выглядели, по его мнению, девушки, занимающиеся прыжками в воду и плаванием, настолько же отталкивающе – легкоатлетки.

Противодействие мужчин – деятелей спортивного движения привело к организации Международной спортивной женской федерации, которая в 1922 г. провела собственные альтернативные женские Олимпийские игры (впоследствии их название было изменено на Всемирные женские игры). Они проводились вплоть до 1934 г. и сделали неотвратимым участие женщин во всемирном спортивном движении.

В настоящее время женщины активно участвуют в спортивных состязаниях по большинству видов спорта. К примеру, в программе вторых Олимпийских игр современности женщины участвовали только в двух видах соревнований – гольфе и теннисе, количество участниц было мизерным (в 1900 г. в Париже – 11 женщин), а сейчас женских видов спорта уже больше семидесяти, участниц в олимпиадах набирается около полутора тысяч. Женщины стали заниматься теми видами спорта, которые раньше казались чисто мужскими (тяжелой атлетикой, борьбой, хоккеем с шайбой, регби, футболом, водным поло, марафонским бегом, прыжками с трамплина). Стремление многих женщин освоить все виды спорта обусловлено желанием доказать свое социальное равноправие с мужскими достижениями в спорте и биологическую полноценность. При этом в некоторых случаях у женщин (особенно девушек) наблюдается явное пренебрежение своим здоровьем, что вызывает тревогу у многих спортивных медиков и педагогов (Гандельсман А. Б., Смирнов К. М., 1963; Дембо А. Г., 1975; Староста В., 1999; Гасанова З. А., 1997). Правда, пока погоня за мужчинами охватила не всех девушек и женщин. Так, по данным В. Старосты (1999), 61,3 % опрошенных женщин отрицательно относятся к тому, что женщины занимаются мужскими видами спорта, и 61,1 % опрошенных мужчин были солидарны с ними.

1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997. – 325 с.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., Питер, 2003.

Источник

Оцените статью