Темперамент по мнению павлова

Тест Павлова на темперамент

  • Автор: Павлов И.П.
  • 2021-06-04
  • более 10 мин.

Темперамент признан психологами врожденным качеством, т.е. человек рождается уже с определенным набором биологических особенностей, которые определяют личность. И.П. Павлов классифицировал темпераменты на основе типов нервной системы и согласно этой теории разработал опросник.

Вербальный тест Павлова — описание

Согласно учению И. П. Павлова физиологическим базисом темперамента является тип высшей нервной деятельности, где центральные свойства системы это сила, уравновешенность и степень подвижности некоторых процессов (возбуждения и торможения). В итоге ученый выделил четыре категории, которые сопоставимы с видами темперамента по Гиппократу:

  • меланхолик — слабый типаж личности, где все процессы протекают несколько замедленно;
  • холерик — сильный и неуравновешенный, с относительно слабым торможением;
  • сангвиник — сильная личность, с уравновешенным и подвижным темпераментом;
  • флегматик — достаточно сильный, сдержанный, уравновешенный и спокойный типаж.

Тип темперамента по Павлову может видоизменяться под влиянием социального окружения, формируя, таким образом, характер.

Павловский темпераментальный опросник содержит вопросы-утверждения, которые связаны с различными свойствами нервной системы. Правильных или неправильных ответов нет и не может быть, т.к. каждый человек имеет индивидуальные свойства.

Как пройти тест Павлова на темперамент?

Для человека важно знать собственные склонности и характерные черты. Такая информация станет полезной с целью лучшего понимания собственных поступков и поведения.

Pavlovian Temperament Survey или PTS бесплатно проведет анализ всех положительных и отрицательных характеристик личности. При прохождении онлайн теста на типы темперамента не возникает вопроса о том, какие результаты и, как подсчитать баллы. Система сайта самостоятельно все рассчитывает, человеку же остается только ознакомиться с расшифровкой тестирования.

Какие бы ни были результаты опроса, необходимо понимать, что выявляется только доминирующий тип темперамента. Типажей в чистом виде не встречается. В каждой личности присутствуют черты холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос только в том, какой из типов проявляется больше и чаще.

Источник

Учение И.П.Павлова о темпераменте

И.П.Павлов, изучая особенности выработки условных рефлек­сов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условнорефлекторной деятельно­сти. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных ре­флексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятель­ство дало возможность И.П.Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспе­риментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения,их уравновешенность и подвижность.

И.П.Павлов, различал силу воображения и силу торможе­ния, считая их двумя независимыми свойствами нервной сис­темы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противопо­ложное состояние торможения. Сила торможенияпонимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образо­ванию различных тормозных условных реакций, таких, как уга­сание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенностинервных процессов, И.П.Пав­лов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможе­ния. Отношение силы обоих процессов решает, является ли дан­ный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда ,;сила одного процесса превосходит силу другого. Третье свойст­во нервной системы по И.П.Павлову — подвижностьнервных процессов — проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с Изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нер­вной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Про­тивоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного про­цесса к другому.

Выделенные И.П.Павловым свойства нервных процессов об­разуют определенные системы, комбинации, которые, по его мне­нию, образуют так называемый тип нервнойсистемы, или тип выс­шей нервнойдеятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. И.П.Павлов выделил 4 основных ти­па нервной системы, близких к традиционной типологии Гип­пократа, основываясь на силе нервных процессов, различая силь­ные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешен­ных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобла­данием возбуждения над торможением. И, наконец, сильные урав­новешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда ос­нованием деления является подвижность нервных процессов.

Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не толь­ко по количеству, но и по основным характеристикам соответ­ствуют 4 классическим типам темперамента:

сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник;

сильный, уравновешенный, инертный — флегматик;

сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик;

слабый тип — меланхолик.

Итак, И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врож­денный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П.Пав­лова, свойства нервной системы образуют физиологическую ос­нову темперамента, который является психическим проявлени­ем общего типа нервной системы. Типы нервной системы, ус­тановленные в исследованиях на животных, И.П.Павлов пред­ложил распространить и на людей.

Однако нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, поддающиеся исследованию только в лаборатории, а поведение, конкретная деятельность. Согласно И.П.Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Тип нервной сис­темы — это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, однако, это ас­пекты одного и того же явления, рассматриваемого, с одной сто­роны, с точки зрения физиологии, а с другой — с точки зрения поведения. Именно в этом смысле можно вслед за И.П.Павло­вым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как пси­хическое проявление типа высшей нервной системы.

Типология И.П.Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Многие физиологи и психологи, продолжая работу И.П.Павлова, проводили дальней­шие исследования на животных, распространяя их на другие виды: мышей, крыс,

В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате этих исследований, про­водившихся под руководством сначала В.М.Теплова, а затем — Б.Д.Небылицына, типология И.П.Павлова была дополнена но­выми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспери­ментально выделены и описаны еще 2 свойства нервных про­цессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной сис­темы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процес­сов составляют легкость и быстрота образования положитель­ных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследо­ватели придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах И.П.Павлова о темпераменте. Прежде всего под­черкивается значение исследований отдельных фундаменталь­ных свойств нервной системы, в то время как проблема разде­ления на типы отступает на второй план. Поскольку типы обра­зуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое сознание последних может обеспечить понимание и осуществление правильной типологии.

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону инди­видуально психологических различий.

В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые

1) регулируют динамику психической деятельности в целом;

2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3) имеют устойчивый и постоянный характер;

4) находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента;

5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические особенности, если они представляют собой особенности темперамента, не обусловлены никаким объективным содержанием деятельности. (Кстати, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента, вопреки психологическим традициям, нельзя относить к свойствам личности. Свойства темперамента характеризуют не личность, а индивидуальность).

Читайте также:  Абсолютно доминирующее эмоциональное переживание

Источник

Темперамент по мнению павлова

Библиографическая ссылка на статью:
Голованова К.В. 24 типа темперамента по И.П. Павлову // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94053 (дата обращения: 04.10.2021).

Если не будешь знать имен, умрет и познание вещей.

В клинических рекомендациях к МКБ-10 отмечается, что «концепция типов личности существовала на всем протяжении истории психиатрии», но «ни одна из предлагавшихся классификаций не оказалась бесспорной», и далее: «клиницистам даже не удалось договориться об оптимальном количестве выделяемых вариантов (разброс составляет от четырех типов Гиппократа до 810, выделенных Fourier». В других исследованиях о темпераментах также подчеркивается, что классификаций типов столько же, сколько на эту тему сочинено теорий [1, с. 6; 2, c. 295]. Третьи характерологи справедливо напоминают, что «многообразие и сложность явлений не освобождает их от действия основных законов психологии» [3, с. 233].

В статье осуществлена попытка отразить научную классификацию типов и вариаций (промежуточных типов) темпераментов, а также их количество по И. П. Павлову, который на основе учения о ВНД подвел физиологический фундамент под систему четырех типов темперамента, выделенных Гиппократом (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический). Далее в работе «Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека» И. П. Павлов дает пояснение о возможных вариациях этих четырех типов: «Не считаясь с градациями и беря только крайние случаи, пределы колебания: силу и слабость, равенство и неравенство, лабильность и инертность обоих процессов, мы уже имеем восемь сочетаний, восемь возможных комплексов основных свойств нервной системы, восемь ее типов. Если прибавить, что преобладание при неуравновешенности может принадлежать, вообще говоря, то раздражительному процессу, то тормозному, и в случае подвижности также инертность или лабильность может быть свойством то того, то другого процесса, то количество возможных сочетаний простирается уже до двадцати четырех. И беря, наконец, только грубые градации всех трех основных свойств, мы уже тем чрезвычайно увеличиваем число возможных сочетаний» [4, с. 336].

Различные попытки классифицировать подвиды или вариации основных четырех типов темперамента, которые делались ранее (в том числе учениками и последователями И. П. Павлова: классификации А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского и др.) [5, c. 36; 6, с. 215], были осуществлены либо бессистемно, либо буквально «на глазок», без научного обоснования, в то же время описательно довольно точно (Kretschmer, 1921; Ганнушкин, 1933; Leonhard, 1968; Личко, 1977; Волков, 2000).

И. П. Павлов же подводит именно научное обоснование под каждый подвид (вариацию темперамента), отсюда и конкретное число типов, но дальнейшая разработка этих вариаций в павловской школе так и не была проведена.

Ранее описать именно данные 24 типа темперамента (в контексте диагностики и профориентации), в т. ч. прибавляя к ним мыслительный, художественный и средний тип, описанные И. П. Павловым, и соответственно получая не 24, а 72 типа, пробовали психиатр Б. Я. Первомайский [7], психолог В. А. Лапин [8]. Попытки подобраться к другим (кроме четырех) общим типам нервной системы были отражены и в работах учеников павловской школы: например, обнаружилось, что «у сильного типа неуравновешенность может характеризоваться также преобладанием торможения над возбуждением» или «внутри слабого типа различают еще сильную его вариацию, в которой возбуждение отличается большей силой» [9, с. 93], и в работах советской школы дифференциальной психологии, но в какой-то момент работа по типологизации фактически остановилась [10, с. 21].

В настоящее время психолог А. К. Дроздовский изучает проявления типологических особенностей свойств НС и их измерение с учетом множества параметров у людей разных профессий, основываясь на учениях советской психологической школы и западных психологических (неклинических) школ [11, с. 51]. Проводятся исследования связи черт темперамента с нейрохимическими системами: модель функционального ансамбля темперамента И. Н. Трофимовой [12]. Существуют также описательные исследования именно сочетаний типов темперамента других авторов [13; 14; 15]. Но единого мнения и системы по-прежнему нет, не говоря уже о до сих пор совершенно различном понимании специалистами понятий «темперамент», «характер», «личность».

При беглом анализе западной литературы о темпераментах и характерах можно выделить давние тенденции не к выявлению типов, а скорее поиску компонентов структуры темперамента, факторного анализа личности без выделения типов вообще (например, трех- и более компонентная структура темперамента , поведенческая модель профиля личности DISC, пятифакторная модель личности «Большая пятерка»); также изучается психогенетика темперамента; в научно-популярной литературе часто встречаются издания об опасных патологических характерах – социопатах (в том числе с ранжированием их на типы) [ 16 , с. 17; 17 ; 18, c. 5 ; 19, c. 158 ; 20] . Также много изданий о четырех темпераментах с религиозным уклоном, популярные книги в духе соционики и пособий по развитию личности.

Сами рассматриваемые сочетания (вариации) обозначаются специалистами по-разному: например, конформно-гипертимный тип, эпилептоидно-неустойчивый тип и др. (А. Е. Личко); синтонноподобные аутисты, психастеноподобные эпилептоиды и др. (М. Е. Бурно); вариант эпилептоидного характера «рубаха-парень» и истерического характера «астенические истерики» (П. В. Волков); демонстративно-застревающие личности, педантичный характер с гипертимностью (K. Leonhard); «смешанные типы» часто упоминаются на различных клинических разборах, экспертизах (А. Г. Гофман); комбинированные типы (А. Ф. Лазурский); активный и подавленный холерик (L. H. McCormick) [21, c. 6]; неврастеники и психастеники в группе астеников (Б. Ганнушкин) (22, с. 20]; эпилептоидность и истероидность как сочетания шкал ММРI (Н. Н. Нарицын; автор также отмечает, что «акцентуации – это краски, и в сочетании они могут дать совершенно уникальные цвета») [23, с. 137; 24; 25, с. 73; 26, с. 26; 27, с. 142; 14, с. 23; 3, с. 72; 28, c. 17]. В исследованиях В. М. Русалова – «смешанный низко эмоциональный тип», или «смешанный высоко активный тип», или даже «неопределенный тип», с пояснением, что «классификация этих типов – дело будущих научных исследований» [29, с. 302].

В то же время примечателен факт об очевидно ошибочном положении Канта, что сложных темпераментов вообще нет: «Их всегда и во всем только четыре, и каждый из них прост; нельзя и предвидеть, что вышло бы из человека, который имел бы смешанный темперамент» [30, с. 95].

Следует также обратить внимание, что в житейском и научно-популярном описании типы нервной системы, выделенные И. П. Павловым, часто отражены однобоко, так как происходит приписывание процессов, которые являются наиболее распространенными, но не единственными вариантами. Например, холерик часто описывается как сильный, неуравновешенный (возбудимый), тогда как может быть не только возбудимый, но и тормозимый варианты [1, с. 177], и только процессы «сила» и «неуравновешенность» здесь постоянны и неизменны. Такой же пример с меланхоликом: верно только то, что это слабый тип НС, тогда как часто этот тип описывается только как неуравновешенный и инертный, но существуют и другие варианты (в том числе уравновешенный меланхолик), и только «слабость» НС – главная отличительная особенность меланхолика.

В лаборатории И. П. Павлова выделялись так называемые промежуточные типы: «слабая вариация сильного типа» или «сильная вариация слабого типа» [31, с. 153]. Ближайшим учеником И. П. Павлова П. С. Купаловым было выделено большое число вариаций слабого типа, также он выделил, например, второй неуравновешенный тип, у которого неуравновешенность зависит от различной подвижности основных нервных процессов (эксперименты проводились на животных) [32, Т. 25; 33, с. 12; 34, с. 56].

Разберем 24 типа темперамента без «грубых градаций», которые излишни (с ними теоретически получатся 96 вариаций) [31, с. 154]. Разбор будет осуществлен с учетом всех свойств нервной системы человека. Таким образом получается: два варианта сангвиников, два варианта флегматиков, восемь вариантов холериков и двенадцать вариантов меланхоликов.

Класс сангвиников (2 подкласса)

Сангвиники (тип НС: сильный, уравновешенный, лабильный)

1. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса).

Читайте также:  Хорошего весеннего настроения гифки анимация

2. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса).

Класс флегматиков (2 подкласса).

Флегматики (тип НС: сильный, уравновешенный, инертный)

3. Сильный уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса).

4. Сильный уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса).

Класс холериков (8 подклассов).

Холерики (тип НС: сильный, неуравновешенный)

5. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).

6. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса).

7. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).

8. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса).

9. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).

10. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).

11. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).

12. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).

Меланхолики (НС: слабая)

13. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).

14. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса).

15. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).

16. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса)

17. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).

18. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).

19. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).

20. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).

21. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса).

22. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса).

23. Слабый уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса).

24. Слабый уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса).

Схематично это можно отобразить с помощью классической таблицы темпераментов по И.П. Павлову (рис. 1) и подробной таблицы с градациями (24 типа темперамента, рис. 2).

Рис. 1. Четыре типа темперамента

Рис. 2. 24 типа темперамента

Таким образом, исходя из вышеупомянутой логики, можно предположить, что в разговоре, например, о психастеноподобном холерике будет иметься в виду 8-й тип НС по И. П. Павлову, под которым будет научная основа – это сильный, неуравновешенный, лабильный тип темперамента с преобладанием торможения в неуравновешенности и тормозного процесса в лабильности.

Прежде чем перечислить снова все 24 типа темперамента уже не просто по номеру, а с названиями вариаций, напомним о свойствах нервной системы и соответственно темпераменте. Темперамент — это тип высшей нервной деятельности (сочетание ее свойств) [10, с. 78]. Нервная система (белое проводящее нервные импульсы вещество, разветвляющееся по всему организму наподобие кровеносной системы) имеет врожденные свойства: сила, уравновешенность, подвижность. Сила: выносливость к воздействиям среды, уравновешенность: сбалансированность возбуждения и торможения, подвижность: лабильность или инертность смены реакции.

Нервная система человека может быть от природы либо сильной, либо слабой, уравновешенной или неуравновешенной, лабильной или инертной. Каждый человек обладает всеми тремя свойствами, но в разных вариациях. Один сильный уравновешенный лабильный, другой сильный неуравновешенный лабильный, третий слабый неуравновешенный инертный и т. д. И поскольку такие свойства НС, как слабость, неуравновешенность, подвижность, – неоднозначны (т. е. могут быть как в строну возбуждения, так и в строну торможения), появляются градации (вариации или подклассы) основных типов (см. рис. 2).

Например, сильный тип НС по процессу возбуждения: выносливость (возможность долго выполнять трудную работу с той же интенсивностью и продуктивностью); способность преодолевать трудности, неудачи, стремление к трудностям, настойчивость, повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности; самостоятельность в поступках; умение быстро мобилизоваться в случае неудачи. Слабый тип НС обладает противоположными показателями (быстрая утомляемость, несобранность и пр.).

Сильный тип НС по процессу торможения: работоспособность, особенно в неинтересном деле; способность хранить интересные новости; неторопливость в принятии решений; сдержанность в разговоре, в поступках (включая стрессовую ситуацию); прочное формирование навыков, связанных с волевой задержкой; неторопливость речи, движений, пантомимики. Слабый тип НС обладает противоположными показателями.

Подвижность нервных процессов: быстрый темп активности, включая освоение новой работы, обстановки, материала (но иногда и быстрое забывание без повторений); быстрое сближение с людьми, любовь к новым впечатлениям; подвижность, живая мимика, речь, легкое засыпание и пробуждение. Показатели инертности нервных процессов противоположные [35, с. 159; 36].

Особо остановиться следует на таком свойстве, как «подвижность». Когда речь идет о таких его вариациях, как лабильность и инертность, все просто. Но когда нужно определить что такое, например, «лабильность раздражительного процесса» или «инертность раздражительного процесса», «лабильность тормозного процесса» или «инертность тормозного процесса», – возможна путаница. В данном исследовании будем исходить из того, что «лабильность раздражительного процесса» означает быстроту смены реакции в строну возбуждения, и наоборот – «лабильность тормозного процесса» означает быстроту смены реакции в сторону торможения; а «инертность раздражительного процесса» означает медленность переключения с раздражительного процесса, и наоборот – «инертность тормозного процесса» означает медленность переключения с тормозного процесса [1, с. 201].

Соответствие гиппократовских названий современной медицинской терминологии: сангвиник – циклоид, флегматик – шизоид, холерик – эпилептоид, меланхолик – психастеник.

24 типа темперамента с названиями вариаций

Класс сангвиников (2 подкласса)

  • Сангвиники (тип НС: сильный, уравновешенный, лабильный)

1. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса). Гипертим (циклоид).
2. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса). Гипотим (циклоид).

Класс флегматиков (2 подкласса).

  • Флегматики (тип НС: сильный, уравновешенный, инертный)

3. Сильный уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса). Холодный флегматик (шизоид).
4. Сильный уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса). Чувствительный (классический) флегматик (шизоид).

Класс холериков (8 подклассов).

  • Холерики (тип НС: сильный, неуравновешенный)

5. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса). Гипертимный холерик.
6. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Гипотимный холерик.
7. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса) (вариант уточняется). Уравновешенный холерик.
8. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Психастеноподобный холерик.
9. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Классический холерик (эпилептоид).
10. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Возбудимый холерик (истерический).
11. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Шизоидоподобный (холодный) холерик.
12. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Шизоидоподобный (чувствительный) холерик.

Класс меланхоликов (12 подклассов).

13. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса). Холерический (гипертим) меланхолик. Истерик.

14. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Холерический (гипотим) меланхолик (вариант уточняется). Педант.

15. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса) (вариант уточняется). Холерический (уравновешенный) меланхолик.

16. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Классический меланхолик. Психастеник.

17. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Эпилептоидоподобный психастеник.

18. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Истерический меланхолик. Астеник.

19. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Эпилептоидоподобный (вариант холодного шизоида) психастеник. Смешанный тип психастеника (уточняется).

20. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Эпилептоидоподобный (вариант чувствительного шизоида) психастеник. Смешанный тип психастеника (уточняется).

21. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса). Гипертимный психастеник.

22. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса). Гипотимный психастеник.

23. Слабый уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса). Шизоидоподобный (холодный) психастеник.

24. Слабый уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса). Шизоидоподобный (чувствительный) психастеник.

Для наглядности на рис. 3 предлагаем несколько возможных примеров (из жизни), разных вариаций темпераментов одного класса (по аналогии с материалами-наблюдениями K. Leongard, М. Е. Бурно, П. В. Волкова).

Рис. 3. Примеры вариаций темперамента

Заключение

Перечисленные выше типы, их обобщение и систематизация представлены здесь как пробный шаг к научному обоснованию подвидов (вариаций) темпераментов. Работа будет продолжена в дальнейшем исследовании. Также планируется описать подробно каждый из 24 типов, где фактически понадобится описать лишь часть, так как некоторые типы известны и подробно описаны, тогда как такие типы, как «гипертимный психастеник» или «шизоидоподобный (холодный) холерик» и другие, существуют в популяции, но фактически не описаны.

Читайте также:  Чувствую овуляцию при приеме ок

К вопросу о диагностике: классические тесты на темперамент не подойдут. В частности, «Методика диагностики темперамента Стреляу» (Павловский опросник темперамента) [16], тест-опросник Айзенка EPI («Круг» Айзенка) [37]; «Формула темперамента» А. Белова [34] определяют характеристики типа нервной деятельности и классы (сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов), но без вариаций и дифференцировки.

Тесты на характеры-акцентуации также имеют свои недостатки. Там шкал больше, есть дифференцировка, но из-за отсутствия не только четкого определенного договора о количестве типов, но и о содержании-описании характеров (включая их названия) происходит некоторая путаница, несоответствие (например, опросник Леонгарда – Шмишека не имеет шкалы шизоидности, а его дальнейшее усовершенствование с сочетаниями шкал недостаточно разработано) [38]. Методика ПДО А. Личко уже содержит шкалу шизоидности и некоторую дифференцировку, сочетания, но предназначена для подростков.

Самым надежным и безукоризненным остается личностный опросник MMPI: показывает два варианта шизоидов, два варианта сангвиников, истероидность, ригидных и взрывных холериков, лабильных, астеников, психастеников и многие другие вариации (но, разумеется, не все) [39; 40]. Далее нужны разработки, уточняющие вариации темпераментов, специальные шкалы, опросники.

Также из данной классификации видно, что некоторые сочетания невозможны: например, флегматичный истерик и наоборот (можно предположить, что здесь не вариация темперамента, а что-то другое), или нет сочетания меланхолический флегматик, но флегматичный меланхолик, напротив, возможен, и т. д. Все это также требует уточнений и пояснений.

Библиографический список

  1. Банщиков В.М. О темпераменте человека: (Очерки из истории вопроса в соврем. состоянии) : (Материалы для симпозиума в февр. 1974 г.) / В. М. Банщиков, Г. Д. Новинский, О. М. Эфендиев ; Всерос. науч. мед. о-во невропатологов и психиатров. – Москва:, 1973. – 276 с.
  2. Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова и др. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 512 с. – (Серия «Клинические рекомендации»).
  3. Лазурский А.Ф. Классификация личностей / под редакцией М. Я. Басова и В. Н. Мясищева; вступительная статья М. Я. Басова. – Изд. 4-е. – Москва : URSS, cop. 2017. – 290 с.
  4. Павлов И.П. Рефлекс свободы. – М. : Кн. клуб Книговек ; СПб.: Северо-Запад, 2011. – 448 с.
  5. Иванов-Смоленский А.Г. Об изучении типов высшей нервной деятельности животных и человека // Журнал высшей нервной деятельности. 1953. Т.З. Вып. 1.С. 36-54.
  6. Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка – Ленинград : Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1958. – 320 с.
  7. Первомайский Б.Я. Методические рекомендации к исследованию типа высшей нервной деятельности человека для целей психиатрической диагностики и профориентации. Ворошиловград: Изд-во Ворошиловградского мед. ин-та, 1974. – 40 с.
  8. Лапин В.А. Исследование типа ВНД человека. Модус: Пенза, 1990.
  9. Очерк теории темперамента / под ред. проф. В. С. Мерлина ; М-во просвещения РСФСР. Перм. гос. пед. ун-т. Уральск. отд-ние О-ва психологов при Акад. пед. наук СССР. – 2-е изд. – Пермь : Кн. изд-во, 1973. – 292 с.
  10. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. – 700 с.
  11. Дроздовский А.К. Проявление типологических особенностей свойств нервной системы и психологических типов в образовании, профессиях, спорте и в семье: опыт применения в научных исследованиях и на практике двигательных методик Е. П. Ильина для измерения свойств нервной системы: сборник авторских научных публикаций. – Санкт-Петербург: Реноме, 2017. – 299 с.
  12. Trofimova, I.N. An overlap between mental abilities and temperament traits. In: McFarland, D. (Ed.) General and specific mental abilities. Cambridge. Scholars Publishing, Cambridge, UK. — 2019. — С. 176-225.
  13. Блюмина Т.А. Вековые натуры в семье, школе и обществе: Рук. по диагностике, систематике, коррекции типов темпераментов-характеров в детстве и юности: (В 2 ч.). – М.: Альфа, 1996. – 329 с.
  14. Волков П.В. Психологический лечебник : разнообразие человеческих миров : руководство по профилактике душевных расстройств / – М. : Рипол классик, 2004. – 478 с.
  15. Психология и психоанализ характера : [хрестоматия по психологии и типологии характеров] / (Райгородский Д. Я. (ред.-сост.)). – (Изд. 5-е, доп.). – Самара : Бахрах-М, 2009. – 703 с.
  16. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие. – М.: Смысл, 2009. – 104 с.
  17. Bill J. Bonnstetter, Judy I. Suiter. — Universal Language DISC. Reference Manual (14th edition). — 2011, TTI International.
  18. Корниенко Д.С. Природа индивидуальных различий по свойствам “Большой пятерки” // Теоретическая и экспериментальная психология . 2011. Т. 4. № 2 . С. 5-13.
  19. Millon T. Personality Disorders in Modern Life. — 2000. — С. 158—161.
  20. Хаэр Р.Д. Лишенные совести: пугающий мир психопатов / (пер. с англ. Б. Л. Глушак). – Москва (и др.) : Вильямс, 2016. – 285 с.
  21. Student’s Course in Characterology: An Exact Science in Fifteen Lessons : Embracing Physiognomy, Phrenology and Pathognomy / Leander Hamilton McCormick . Rand McNally, 1921. – 547 с.
  22. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика / П. Б. Ганнушкин. – Москва : Мед. кн., 2010. – 121 с.
  23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) / А. Е. Личко. – Санкт-Петербург: Речь, 2013. – 251 с.
  24. Клинические разборы в психиатрической практике / под редакцией А.Г. Гофмана, Ю.С. Савенко. – Москва: МЕДпрессинформ, 2017. – 635с.
  25. Бурно М.Е. О характерах людей: психотерапевтическая книга / Профессиональная Психотерапевтическая Лига. – Изд. 6-е. – Москва : Академический проект, 2014. – 639 с.
  26. Нарицын Н.Н. Ты и Я, Я не Ты / Николай Нарицын. – М.: Махаон, 2001. – 475 с.
  27. Леонгард К. Акцентуированные личности / Карл Леонгард; Пер. с нем. В. М. Лещинской. – Киев : Вища школа, 1981. – 390 с.
  28. Горинов В.В., Данилова С.В., Басилашвили О.С. Смешанное расстройство личности (научный обзор)//Российский психиатрический журнал . 2008. № 3 . с. 17-23.
  29. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В. М. Русалов; Российская акад. наук, Ин-т психологии. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2012. – 528 с.
  30. Кант И. Антропология / Иммануил Кант; Пер. Н.М. Соколова. – Санкт-Петербург : тип. П.П. Сойкина, ценз. 1900. – 194 с.
  31. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений / В. В. Шульговский. – 3-е изд., перераб. – Москва : Академия, 2014. – 382 с.
  32. Большая медицинская энциклопедия: (в 30 т.) / гл. ред. акад. Б. В. Петровский; (Акад. мед. наук СССР). – 3-е изд. – Москва : Сов. энциклопедия, 1974-1989. Т. 25: Теннис – Углекислота. – 1985. – 544 с.
  33. Методики изучения типологических особенностей высшей нервной деятельности животных: (Сборник статей) / Акад. наук СССР. Объедин. науч. совет “Физиология человека и животных”; (Отв. ред. акад. В. Н. Черниговский). – Москва; Ленинград: Наука. (Ленингр. отд-ние), 1964. – 232 с.
  34. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера / А. В. Батаршев. – 2-е изд., перераб. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 362 с.
  35. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
  36. Савищев В И., Марищук В. Л., Хилова Г. Н. Исследование некоторых характерологических особенностей методом анкетного опросника «ЧХТ» // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития форм контактов между людьми. Ленинград, 1970
  37. Айзенк Г.Ю. Структура личности / М. : КСП+ ; СПб. : Ювента, 1999. – 463 с.
  38. Кортнева Ю.В. Диагностика актуальной проблемы: методика Леонгарда-Шмишека / М.: Ин-т общегуманитарных исслед., 2004. – 237 с.
  39. Дифференциальная психология личности. Методики личностной психодиагностики / Пантилеев С.Р. , Визгина А.В. , Карлинская И.М. , Джерелиевская М.А. , Яшина Л.Л. М.: МГУ, 2003. – 140 с.
  40. Собчик Л.М. Психология индивидуальности : теория и практика психодиагностики / Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 621 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Оцените статью