Темперамент по айзенку является частично наследственным частично приобретенным наследственным

Типы темперамента по Г. Айзенку

Существует 4 типа темперамента.

Но, предупреждаю, что тот или иной темперамент в «чистом» виде – это редчайшее явление. Обычно темперамент человека представляет собой смесь двух, а то и трех темпераментов.

Чистые типы темперамента

Флегматик

Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Обладает логичностью суждений. Он обладает сильной, уравновешенной, работоспособной нервной системой, упорный, настойчивый труженик, дела доводит до конца. Чаще всего спокоен, сдержан и постоянен в чувствах, настроение ровное, редко выходит из себя.

Способен на глубокие, стабильные и постоянные чувства. Флегматик миролюбивый, внимательный, заботливый. В меру разговорчив, не любит болтать по пустякам. Экономит энергию, не тратит ее попусту. Мимика, речь, жесты и действия медлительны и спокойны, сдержанны, эмоционально невыразительны. Основателен, надежен, отличается глубиной и постоянством мыслей.
Но флегматик с трудом переключается с одной работы на другую, долго «раскачивается», плохо адаптируется в новой обстановке, пассивен (низкий уровень активности), сложно вырабатывает новые привычки и модели поведения, но они при этом становятся стойкими.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, открытый, с быстрыми сменами настроения. Холерик активен, подвижен, оптимистичен, импульсивен, но при этом легко возбудим и беспокойный. У холерика тоже сильная нервная система, но он неуравновешен, всплыльчив, раздражителен, нетерпелив, обидчив, раним.

У него возможны эмоциональные срывы. Из-за конфликтности плохо уживается с другими людьми. Холерик легко переключается с одного дела/темы разговора на другое дело/тему, ему свойственны резкие перемены настроения. Он повышенно возбудим, у него ярко выражены эмоциональные переживания, он не способен контролировать свои эмоции.
Движения и речь у холерика быстрые, прерывистые, резкие, стремительные, импульсивные. Склонен к истощению, так как при увлеченности делом действует из всех сил. В интересах общества инициативен, принципиален, активен, энергичен.
При отсутствии духовного и личностного роста аффективен, раздражителен, вспыльчив, агрессивен, несдержан, конфликтный.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Сангвиник веселый, дружелюбный, разговорчивый, покладистый, отзывчивый.

У него сильная, уравновешенная нервная система, высокая работоспособность, при этом он активен и подвижен, легко переживает неудачи. Он легко общается с людьми, быстро сходится с людьми, легко переключается, легко и быстро реагирует на то, что происходит вокруг. При этом он стремится к новизне, смене впечатлений, непоседлив, недостаточно регулирует свои импульсы. У него богатая, подвижная мимика, быстрая, выразительная речь.
Сангвиник не может выполнять дела, требующие сосредоточенности, внимания, усидчивости, терпения. У него происходит быстрая смена чувств, но чувства неглубоки, склонен к непостоянству, поверхностности.

Меланхолик

Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Меланхолик повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним, обидчив, но при этом чувствителен и чуток, легко уживается с разными людьми, неконфликтен.

У него слабая нервная система, повышенная утомляемость, низкая психическая активность, медлительность. Он высоко эмоционален, но склонен переживать проблемы внутри себя, что приводит к саморазрушению. Его чувства глубоки, постоянны, устойчивы, но при этом слабо выражены. Ему трудно сосредотачиваться на чем-то в течение долгого времени.
Меланхолик тяжело и остро переживает неудачи (часто опускаются руки), он робок, застенчив, тревожен, нерешителен, неустойчив к стрессам, речь тихая, медлительная. Он замкнутый, необщительный, тихий, пессимистичный, у него легко меняется настроение, но при этом меланхолик рассудительный.
В здоровой обстановке работоспособен, может выполнять монотонную работу, требующую внимания, усидчивости, терпения, сосредоточенности. Человек глубокий, содержательный. А вот при неблагоприятных обстоятельствах становится тревожным, замкнутым, боязливым, ранимым.

А какой у вас тип темперамента?

Если вы ещё не знаете,то по ссылке можно определить .

Заходите,определитесь — тест:-

Источник

Темперамент

Темперамент является биологической подструктурой личности и представляет собой набор нейродинамических и психодинамических свойств.
Темперамент – это понятие, которое характеризует деятельность человека с точки зрения «как», а не «что», «зачем» или «почему». В темпераменте доминирует наследственный фактор.
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех «соков организма» (крови, флегмы, желчи и черной желчи).
Наиболее признанной в настоящее время является теория, основанная на учении И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы, который выделял 3 основные свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.
Выделенные Павловым 4 типа нервной системы соответствуют четырем классическим типам темперамента:
сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип;
флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип;
холерик — сильный неуравновешенный тип;
меланхолик — слабый тип нервной системы.
Другое понимание темперамента сводится к тому, что темперамент понимается как набор свойств (нейродинамических и психодинамических), в значительной мере обусловленный врожденными характеристиками человека.
К нейродинамическим свойствам темперамента относятся: сила, уравновешенность, подвижность и динамичность нервной системы.
Сила нервной системы определяется работоспособностью нервных клеток, позволяющей выдерживать длительное возбуждение, не переходя в режим охранительного торможения.
Уравновешенность нервной системы в работах Павлова определялась как сбалансированность возбуждения и торможения, проявляющаяся при их сопоставлении. В исследованиях Теплова-Небылицына уравновешенность расcматривалась как совокупность вторичных свойств нервной системы, определяемых соотношением показателей возбуждения и торможения по каждому из ее вторичных свойств (силе, подвижности, динамичности, лабильности).
Подвижность нервной системы – свойство, состоящее в способности быстро реагировать на изменения в изменившейся среде. Ее основными показателями являются скорость и легкость смены нервных процессов на процессы того же или противоположного знака, а также скорости возникновения и прекращения нервного процесса.
Динамичность нервной системы характеризует легкость возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов.
На основе нейродинамических формируются психодинамические свойства темперамента, предопределяющие динамику психической деятельности. Среди них можно назвать активность, реактивность, сенситивность, пластичность, ригидность, темп, интроверсию, экстраверсию.
Активность – это динамическое условие становления деятельности человека. Она характеризуется обусловленностью производимых действий внутренними состояниями субъекта, надситуативностью. Общая активность поведения характеризует степень энергичности, определяется включаемостью в деятельность и инициативностью.
Сенситивность – это свойство человека, характеризующее меру его чувствительности к происходящим событиям, его готовность к аффективным реакциям.
Гибкость поведения, легкость приспособления к новым условиям определяется таким психодинамическим свойством, как пластичность. Противоположна ему ригидность – затрудненность в изменении субъектом намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Темп психических процессов характеризуется скоростью реакции, проявляющейся в быстроте ответов на вопросы, сообразительности, переключения внимания, скорости запоминания и т.д.
Экстраверсия и интроверсия – это характеристики направленности человека соответственно на мир внешних объектов или на явления собственного внутреннего мира.
Психология

Читайте также:  Кошка плохо себя чувствует текут слюни

Источник

Школа современных психотехнологий

Пытаясь соединить воззрения Павлова и Юнга, Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: экстраверсию-интроверсию, нейротизм-эмоциональную стабильность. Эта дифференциальная концепция основана на эмпирическом выделении двух типов невротических расстройств: истерического невроза, который свойственен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам) и невроза навязчивых состояний, который свойственен лицам меланхолического темперамента ( нестабильным интровертам). Соответствие типам темперамента по Гиппократу (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) задано самим Айзенком.

Айзенк (1964) связывает экстраверсию и нитроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нервной системе, рассматривая этот фактор как некий результат балансов процессов возбуждения и торможения, являющийся в значительной мере врожденным. В работе 1967 г. «Биологические основы индивидуальности» Айзенк предложил нейрофизиологическую интерпретацию своих факторов: высокий балл по шкале «нейротизма» соответствует снижению порога активации лимбической системы (специфическая активация — в этом смысле повышенная «эмоциональная нестабильность» реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в ответ на колебания организмических потребностей и состояний), в то же время высокий балл по шкале «интроверсия» соответствует снижению порога активации ретикулярной формации (неспецифическая активация — в этом смысле интроверты испытывают более высокую активацию в ответ на экстероцептивные (внешние) раздражители). Эти представления в какой-то мере соответствуют тому представлению об «уровнях активации», который был сделан советскими психофизиологами (Небылицын, 1976).

Феноменологически в поведении экстраверты проявляют себя как «возбудимые и подвижные», а «интроверты» — как заторможенные и инертные.

По Айзенку, экстраверт общителен, любит вечеринки, имеет много друзей, не любит сам читать и учиться. Он жаждет возбуждения, рискует, действует под влиянием момента, импульсивен. Экстраверт любит каверзные шутки, не лезет в карман за словом, обычно любит перемены. Он беззаботен, добродушно весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчив. Его эмоции и чувства строго не контролируются, и на него не всегда можно положиться.

Читайте также:  Что делать когда у человека эмоциональное выгорание

В противоположность экстраверту интроверт спокоен, застенчив, интроспективен. Он предпочитает общению с людьми книгу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует свои действия заранее. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. На интроверта можно положиться. Он несколько пессимистичен, высоко ценит этические нормы.

Фактор нейротизма или нестабильности результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Он свидетельствует об эмоционально-психической устойчивости или неустойчивости, стабильности или нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. Фактор нейротизма представляет собой параметр, в соответствии с которым всех индивидов можно расположить в ряд, на одном полюсе которого находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. С помощью инструкции на имитацию «идеального Я» было показано, что шкала нейротизм линейно отрицательно связана с социальной желательностью (желателен полюс «стабильность») в этом недостаток шкалы, особенно в ситуации экспертизы. Кроме того, шкала нейротизма не защищена от систематической ошибки вследствие возможной позиционной тактики ответа испытуемого (все вопросы — прямые). Эти недостатки присущи основному исходному варианту опросника Айзенка.

В настоящее время разработано и апробировано 2 взрослых варианта (А и Б) и детский, состоящий из 60 пунктов. 24 вопроса по шкале экстраверсии-интроверсии, 24 по шкале нейротизма и 12 по шкале лжи. Шкала лжи введена для выявлениЯ обследуемых с «желательной реактивной установкой», т.е. с тенденцией реагировать на вопросы таким образом, чтобы получились желаемые для обследуемого результаты. При обработке результатов подсчет баллов проводится в первую очередь по шкале лжи. Если результат выше 5, то результаты считаются недостоверными и не интерпретируются. Оценка выраженности исследуемых характеристик производится по следующим таблицам:

Можно также пользоваться кругом Айзенка или специальными таблицами типов, разработанными Маталиной Т.В. (Санкт-Петербург, «Лучшие психологические тесты», 1992 г.).

Пользуясь данной методикой, можно определить тип темперамента и преобладающие черты характера. Как правило, типы темперамента в жизни в чистом виде не встречаются, и можно говорить только о преобладающем сочетании.

САНГВИНИК — быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богата, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей , творческой деятельности у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство.

ХОЛЕРИК — порывист. Отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Проявления холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, аффективности.

У ФЛЕГМАТИКА новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Реакция МЕЛАНХОЛИКА часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях меланхолик человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Инструкция

Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях Вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. Содержание отдельных вопросов не анализируется, важен только итоговый результат. На вопросы следует отвечать поочередно. не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа — наиболее интересна Ваша первая реакция. На вопрос можно ответить «да» или «нет». Выбранный Вами ответ на каждый вопрос следует отметить в бланке для ответов крестиком под выбранной позицией. Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте!

Читайте также:  Доброго утра хорошего дня отличного настроения любимый

Стимульный материал

  1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
  4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
  5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  6. Верно, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
  7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
  8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
  9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
  10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
  12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
  13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь?
  14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»)?
  15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
  16. Тебе можно доверить любую тайну?
  17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
  18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) бьется сердце?
  19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
  20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
  21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
  22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
  23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
  24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
  25. Ты обычно весел и всем доволен?
  26. Обидчив ли ты?
  27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
  28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
  31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
  32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
  33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
  34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
  35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
  36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
  37. Тебе часто снятся страшные сны?
  38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
  41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?
  42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
  43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
  44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
  45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят?
  46. Ты любишь часто ходить в гости?
  47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
  48. Бывал ли ты когда-нибудь груб с родителями?
  49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
  50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
  51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
  52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
  53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
  54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
  57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ ?
  58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
  59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
  60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Ключи:

«да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57

«нет»: 6, 33, 51, 55, 59

«да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60

Источник

Оцените статью