Темперамент определяется свойствами цнс

Темперамент и воспитание

Темперамент – это тип нервной системы в деятельности, поведении человека, то есть динамические особенности психики. Надо помнить, что тип нервной системы – врожденное свойство, которое может несколько изменяться под влиянием условий жизни, воспитания и самовоспитания человека.

Автор: admin
Дата записи

Темперамент – это тип нервной системы в деятельности, поведении человека, то есть динамические особенности психики. Надо помнить, что тип нервной системы – врожденное свойство, которое может несколько изменяться под влиянием условий жизни, воспитания и самовоспитания человека.

Методики определения темпераментов разработаны очень хорошо и легко могут быть использованы в практической деятельности.

Темперамент можно определять при помощи нескольких методик. Одна из них – методика «пальцевых узоров». Она разработана в Ленинградском университете под руководством академика Б. Г. Ананьева. Эта методика основывается на дерматоглифике и определяет врожденный темперамент. Кратко опишем ее. Рисунок гребневой кожи на подушечках пальцев бывает в виде спирали, дуги или петли. Если на всех пальцах руки петли, то человек флегматик, если половина петель (пять пальцев), половина спиралей (5 пальцев), то – сангвиник. У холерика спиралей больше, чем петель. Если встречается хотя бы на одном пальце дуга, то человек меланхолик[1].

«Приобретенный» темперамент можно определить по адаптированному тесту Айзенка[1].

В таблице 1 представлены 15 эмпирических признаков, характеризующих типы темпераментов.

холерик сангвиник флегматик Меланхолик
1 Неуравновешенное поведение Хорошо уравновешенное поведение Отлично уравновешенное поведение Очень неуравновешенное поведение
2 Сильные, кратковременные эмоциональные переживания Поверхностные, кратковременные эмоциональные переживания Слабые эмоциональные переживания Глубокие и длительные эмоциональные переживания
3 Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого Настроение устойчивое, жизнерадостное Настроение устойчивое без больших радостей и печалей Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма
4 Речь громкая, резкая, неравномерная Речь громкая, живая, плавная Речь монотонная, медленная Речь тихая с задыханием
5 Терпение слабое Терпение умеренное Терпение очень большое Терпение очень слабое
6 Адаптация хорошая Адаптация отличная Адаптация медленная Адаптация трудная
7 Общительность высокая Общительность умеренная Общительность невысокая Общительность низкая (замкнутость)
8 Агрессивность в поведении Миролюбивое поведение Сдержанность в поведении Истеричность в поведении, возмущение и уход от любых сложностей
9 Отношение к критике возбужденное Отношение к критике спокойное Отношение к критике безразличное Обидчивое отношение к критике
10 Страстные увлеченные поведение и деятельность Энергичные (деловые или болтливые) поведение и деятельность Поведение неутомимого труженика Неравномерное реактивное поведение (как ответ на активность других)
11 Отношение к новому положительное Безразличное отношение к новому Отрицательное отношение к новому Оптимистичное отношение сменяется пессимистичным и наоборот
12 Отношение к опасности боевое. рискованное, без особого расчета Расчетливое, без особого риска отношение к опасности Хладнокровное, невозмутимое отношение к опасности Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности
13 Значительная переоценка своих способностей Некоторая переоценка своих способностей Более реальная оценка своих способностей Чаще недооценка своих способностей
14 Стремление к цели сильное. с полной отдачей Стремление быстрого достижения с избеганием препятствий Достижение цели медленное, упорное Стремление к цели то сильное, то слабое, с избеганием препятствий
15 Умеренная внушаемость и мнительность Небольшая внушаемость и мнительность Слабая внушаемость и мнительность Большая внушаемость и мнительность

Таблица 1. Эмпирические признаки, характеризующие типы темпераментов (1,5)

При использовании данной методики, по каждому пункту выставляются баллы от «0» до «2». Если признак характерен для человека, то ставится «2» балла, если малохарактерен «1», не характерен – «0».

Но, несмотря на то, что Гиппократом, а затем И. П. Павловым выделено четыре типа нервной системы, в «чистом» виде темперамент встречается редко. У человека (на практике) обычно встречаются модификации и вариации темпераментов при более сильной выраженности одного из них. Это (по всей вероятности) является результатом воздействия воспитания и условий жизни.

Холерику в процессе воспитания, при подавлении его личности, грубом обращении с ним, неправильно направленных жизненных установках, могут быть привиты типичные черты поведения меланхолика[2].

А при давлении на личность у меланхолика развивается перегрузка нервной системы, и это приводит к формированию у него вспыльчивости, расторможенности, безудержности в проявлениях.

У ярко выраженного флегматика возможны вспышки гнева, этим он становится похожим на холерика. Последний может в ряде случаев, под влиянием жизненных потрясений, впадать в состояние торможения или демонстрировать быстроту мышления, свойственную сангвинику[3]. Но флегматик очень долго приходит в аффективное состояние и потом долго в нем пребывает. Успокоиться ему сложно. А для холериков характерной чертой является несдержанность, вспыльчивость, которая очень быстро проходит[3]. У меланхолика аффективное состояние гнева без напора и больше напоминает капризность.

Так как темперамент является врожденным качеством человека, определяется типом его нервной системы, то нежелательно «ломать» его. Ведь результатом такой «ломки», особенно «навязанной» извне, не из-за внутренних побуждений самого человека, могут стать психосоматические заболевания.

Как же нужно работать с детьми, учитывая их темперамент?

Каждый тип темперамента имеет свои слабые и сильные стороны, это надо учитывать при работе с детьми.

Все педагоги знают, что сангвиники подвижны, очень эмоциональны, если есть интерес к выполняемому заданию, то очень работоспособны, но, к сожалению, недолго. Их внимание нестабильно, и эти дети часто отвлекаются для общения со сверстниками. И при выполнении работы чаще не полностью вникают в нее, так как они торопятся с принятием решения.

Они чаще всего быстро ориентируются в незнакомой обстановке, инициативны, за короткое время входят в коллектив, хорошо в нем адаптируются, сравнительно легко переживают неудачи. Вместе с тем они склонны «скользить по поверхности, обходить трудности, торопиться с принятием решений[1]. Их необходимо включать в активную деятельность – как в учебную, так и в общественную, ставить перед ними все новые задачи. Сангвиники могут часто что-либо обещать, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда выполняют обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнили ли они своё обещание.

Флегматики спокойны даже в сложнейших ситуациях, немного «заторможены», невозмутимы, устойчивы в стремлениях и настроениях. Придерживаются выработанного распорядка, неторопливы, основательны, стремятся к системе. Надо помнить о том, что они инертны, т. е. медленно переключаются с одной работы на другую[1]. Их нельзя торопить, это может привести к невротизации. Но в то же время, надо интересоваться как продвигается их работа, можно подсказать первые шаги в ней, чтобы дать возможность включиться в работу.

Холерики характеризуются быстротой действий и решений, быстрой сменой настроения, эмоциональной вспыльчивостью, повышенной раздражительностью. Во взаимоотношениях нередко излишне резки, прямолинейны в оценках. Зачастую неуживчивы, не умеют себя сдерживать. Однако проявляют инициативу, обладают влиянием на окружающих, быстро переходят от одного дела к другому. Любят быть в центре внимания[1]. Учитывая это, надо давать им работу, которая должна быть выполнена в очень короткие сроки. Полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ними недопустимы резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой их поступок должен быть требовательно и справедливо оценен.

Читайте также:  Чем лечить депрессию страха

Меланхолики быстро утомляются, не уверены в себе, тревожны, осмотрительны. Характеризуются, как правило, замкнутостью, необщительностью, замедленной реакцией. Склонны к сильным переживаниям по незначительному поводу, застенчивы. В условиях, когда надо работать интенсивно, их трудоспособность снижается[1]. Необходимо следить, чтобы они меняли время от времени вид деятельности и чтобы темп работы был соизмеримым с их особенностями. В отношении к меланхолику недопустимы не только резкость и грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше говорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за достигнутые успехи, проявленные решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая её негативное действие.

Также на темперамент стоит обратить внимание при групповой и парной работе учеников в классе.

Закономерности совместимости и срабатываемости людей учитывать необходимо, так как хорошая творческая дружелюбная атмосфера в коллективе способствует открытому проявлению творческих способностей детей. По исследованиям ученых из Санкт Петербурга и Москвы, в несовместимых группах появляются отказы от работы, эмоциональные срывы и конфликты[4]. По данным медицинского обследования, несовместимый экипаж (взрослых людей!) характеризовался большим утомлением[1].

Я заметила, что очень хорошо в тандеме работают холерик с флегматиком, взаимно дополняя друг друга. Взвешенность и спокойствие флегматика позволяют прорабатывать детали, замечать ошибки, а напористость и скорость действия холерика не позволяют работе застопориться.

Хорошо в паре работают сангвиники с меланхоликами. Их работа основывается на спокойной обстановке, которая возникает при их взаимодействии: хотя сангвиник и недостаточно чувствителен ко всем внешним изменениям обстоятельств, другим людям, но он уравновешен в поведении.

Но так же было замечено, что не эффективна совместная работа двух флегматиков, так как она выполняется хоть и качественно, но медленно. Нежелательно ставить в пару двух холериков, так как при их быстрой работе допускается много ошибок. И так же нежелательно ставить вместе холерика с меланхоликом, так как вспыльчивость холерика может глубоко ранить последнего.

Работа двух сангвиников чревата уходом от работы в общение.

Конечно, при работе с детьми, кроме темперамента, надо учитывать и многие другие факторы. Но игнорировать его ни в коем случае нельзя.

Источник

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Работа поддержана грантом РГНФ No 07-06-00050a

Введение

Понятие «темперамент» (позднее латинское слово temperamentum – надлежащее соотношение частей, стали использовать как перевод греческого temperamentum — слияние, смешивание) было введено Гиппократом, и его содержательную сторону составляло обобщение данных наблюдения динамики лечения разных пациентов: одни пациенты обладали большей силой сопротивления лечению, другие – меньшей, у одних выздоровление протекало быстрее, у других – медленнее [9]. Согласно современным взглядам, «темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения и эмоциональности человека. Темперамент проявляется [20] уже в раннем детстве. «Механизмы формирования предметно-ориентированной, коммуникативно-ориентированной и Я-ориентированной структур индивидуальности уходят корнями в недра темперамента» [9, стр. 111]. При этом подразумевается, что свойства темперамента представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека [17]. С позиций дифференциальной психологии темперамент рассматривается как базовый аспект индивидуальности, обусловленный «преимущественно биологическими свойствами человеческого организма», вместе с тем, темперамент может быть определен и как компонент более высокоорганизованных структур интегральной индивидуальности (интеллекта и характера). Таким образом, в воззрениях на проблему темперамента можно выделить два основных круга изучаемых вопросов. Один из них охватывает проблему биологических основ темперамента, а другой – его психологических составляющих.

Идея взаимосвязи темперамента и биологических свойств организма по-разному отражалась на разных исторических этапах. В гуморальной теории Гиппократа и Галена разные типы темперамента соответствовали преобладанию в организме той или иной особой жидкости. Кречмер и Шелдон связывали типы темперамента с конституциональными особенностями строения тела. Выдающийся вклад в разработку этого вопроса внес И.П. Павлов, указавший на функционирование нервной системы как на биологическую основу темперамента. Согласно Павлову, тип темперамента зависит от различных комбинаций свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности. Развивая идеи школы И.П.Павлова, Теплов и Небылицин предположили, что биологические основы темперамента коренятся в так называемых «общих свойствах» нервной системы, т.е. свойствах лобных отделов мозга. В современных зарубежных работах, посвященным основам темперамента, характеристики последнего ставятся в соответствие с функционированием отдельных мозговых структур, или, пользуясь терминологией Теплова и Небылицина, с «частными» свойствами нервной системы (Русалов). По Айзенку, выраженность таких черт темперамента как экстраверсия и интроверсия связана с уровнем активации ретикулярной формации, а нейротизма – с активностью лимбической системы. Дж. Грей, ученик Айзенка, описывает имеющие отношение к свойствам темперамента три системы эмоционального реагирования и соответствующие им мозговые системы, объединяющие различные структуры мозга [4]. Эти мозговые системы, по Грэю, включают структуры и области коры, среднего мозга и лимбических структур, а также связи между ними. Следует также отметить, что гуморальный подход в изучении темперамента не был полностью отброшен и получил современное преломление в исследованиях взаимосвязи действия катехоламинов, кортизола и основных нейромедиаторов со свойствами темперамента. (Нейман, [13]).

Согласно специальной теории индивидуальности Русалова [17], основу формально-динамических свойств психики составляет общая конституция как интегрированная совокупность всех биологических свойств человека [17, 25]. Общая конституция индивида составлена из частных конституций. К последним относятся функциональные (нейродинамическая, физиологическая и биохимическая) и морфологические (телесная и хромосомная) конституции индивида. Вклад этих систем неравноценен, и наибольшее влияние оказывают системы более высокого порядка, т.е. свойства нервной системы.

Что касается психологических составляющих темперамента, то, как отмечает Русалов [18], до сих пор отсутствует единый общепринятый перечень психологических свойств, относящихся к категории темперамента. К основным свойствам черт темперамента относят их относительную стабильность и сопротивляемость внешним воздействиям. При этом свойства темперамента не остаются строго неизменными, но развиваются в определенной последовательности, обусловленной закономерностями созревания высшей нервной деятельности. Кроме того, свойства темперамента могут претерпевать некоторые изменения под влиянием возможной смены видов деятельности индивида.

Согласно регулятивной теории темперамента Стреляу [20], темперамент составляют относительно стабильные черты личности, которые в обобщенном виде представляют, главным образом, формальные аспекты реакций и поведения (энергетические и темпоральные характеристики). Традиция описания свойств темперамента через формальные характеристики восходит к Канту, предложившему рассматривать типы темперамента как различные сочетания переменных: «сила-слабость», «эмоции» и «активность». В современных концепциях темперамента энергетические и регулятивные характеристики рассматриваются как принадлежащие к разным классам. При этом активность, интенсивность, скорость и пластичность рассматриваются как энергетические характеристики, а эмоциональную чувствительность, тип реагирования при фрустрации и стрессе, а также общий фон настроения, считаются регулятивными характеристиками. Потребности и желания зарождаются в свойствах темперамента и затем дифференцируются под влиянием как эволюционно-адаптационных программ, так и социально-значимого содержания [9]. Дж. Грэй считает эмоциональность главной характеристикой темперамента. Эмоциональность рассматривается им как сложная характеристика, связанная с активностью трех систем: системы торможения поведения, системы «борись/убегай», системы приближающего поведения. Согласно специальной теория индивидуальности Русалова, темперамент рассматривается как комбинация четырех свойств: эргичности, пластичности, скорости и эмоциональности в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.

Читайте также:  Что чувствует тот кто сделал приворот

В зарубежной психологии наиболее известным и эмпирически обоснованным является подход к изучению темперамента Г. Айзенка [7]. Преимущество теории Айзенка состоит том, что она опирается «на огромный, более чем тридцатилетний экспериментальный материал, подтвердивший существование таких фундаментальных черт личности как экстраверсия- интроверсия и нейротизм…» [19] Экспериментальные исследования, проведенные в том числе в лаборатории Айзенка, показали, что формальные характеристики, такие как скорость образования условного рефлекса, сенсорные пороги, скорость и точность выполнения, явились основными критериями, по которым экстраверты отличались от интровертов [20].

Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента [7]:

Холерик — эмоционально неустойчивый экстраверт. Радражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный.

Меланхолик — эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.

Сангвиник — эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.

Флегматик — эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.

Многочисленные исследования показывают, что динамические проявления личностных свойств коррелируют со свойствами темперамента [9, стр. 66]. В то же время, являясь фундаментом структуры индивидуальности, темперамент выполняет важную адаптивную функцию. Наличие таких устойчивых свойств личности как, например, активность, эмоциональность (а также других свойств темперамента), дает возможность максимально оптимизировать энергетические затраты. Темперамент сам выступает как регулятор поведения и связанных с ним внутренних процессов.

Механизмы психической защиты (МПЗ) представляют собой психические маневры, которые направлены на поддержание самооценки и сохранение состояния внутреннего равновесия [30, 32]. МПЗ оказывают существенное искажающее влияние на восприятие субъектом окружающего мира, самого себя и других людей.

Психическая защита, или механизм психической защиты, определяется как некая совокупность внутренних маневров, целью которых является ослабления или устранение любого изменения, угрожающего целостности и «биопсихологической» устойчивости индивида [8]. Впервые термин «защита» З. Фрейд ввел в неопубликованной при его жизни работе «Проект научной психологии». Психическая защита, прежде всего, направлена против влечений, а также представлений, аффектов и ситуаций, которые с ними связаны. Фрейд различает «нормальную» и «патологическую» защиту. В результате патологической защиты «Я» оказывается контаминировано первичными процессами, тогда как «нормальная» защита, устраняя неприемлемый импульс из сознания, сохраняет упорядоченность вторичных процессов в «Я». Начиная с 1926 [24] года, защиты становятся одной из центральных тем в психоаналитических работах. В 1936 году А. Фрейд определила понятие «механизм психической защиты» (МПЗ),впервые описав действие таких МПЗ как вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена некогда бывшего (или аннулирование), проекция, интроекция, обращение на себя, обращение в свою противоположность, сублимация [22]. Согласно А. Фрейд, субъектом и объектом МПЗ является «Я» [11, 22]. Источники угрозы для него могут исходить из трех областей: внешняя реальность, влечения Оно и требования Сверх-Я. Психоаналитические представления о МПЗ выдержали проверку временем и оказались полезными не только в психоаналитической и психотерапевтической практике [32]. В настоящее время конструкт «психическая защита» используется в теоретических построениях и эмпирических исследованиях когнитивной психологии, нейропсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Перечень и типология защит, предложенных Вэйлантом [37, 38], получили довольно широкое признание. Определение МПЗ, предложенное Вэйлантом, было принято в американском классификаторе DSM-IV [5, 28]. Вэйлант отмечает следующие пять характеристик МПЗ: 1. защиты являются основными средствами регуляции влечений и аффекта; 2. МПЗ бессознательны; 3. защиты отличны друг от друга; 4. защиты часто являются признаком психиатрических синдромов, однако они динамичны и обратимы; 5. защиты могут служить адаптации, но могут быть и патологичными.

Изучение взаимосвязи структуры темперамента и МПЗ также необходимо для прояснения теоретических положений о биологической обусловленности МПЗ. Так, Крамер [30] считает, что механизмы защиты коренятся в биологически заданных моторных рефлексах. Моторные аспекты поведения младенца могут рассматриваться как прототипы защит. В процессе развития происходит интернализация моторных реакций и формирования их идеаторных репрезентаций, которые, в свою очередь, являются «зародышами» МПЗ. С этими положениями хорошо согласуются рассуждения З. Фрейда, в которых он уподобляет вытеснение моторной реакции бегства. При вытеснении отводятся энергетические вклады, или катексисы, репрезентатов (мыслей, воспоминаний, аффектов) конфликтных влечений [8].

Влечения в рамках психоаналитической теории рассматриваются как элементарный и базовый элемент психического аппарата. Влечения «расположены» на границе между психикой и телом, являясь психическими представителями физических процессов, связанных с потребностями организма. В ранних работах Фрейда упоминается два класса влечений: влечения «Я» и сексуальные влечения. Влечения «Я» являются отражением в психическом мире процессов, связанных с самосохранением организма. И влечения «Я», и сексуальные влечения являются врожденными и коренятся в телесной конституции индивида. Что касается сексуального влечения, то врожденным является и общая закономерность его развития, в ходе которого оно проходит через стадии оральной, анальной, а также инфантильной генитальной, прежде чем прийти к взрослой генитальной сексуальности. Основным источником сексуального возбуждения являются эрогенные зоны и некоторые психофизические состояния. Эрогенные зоны получают стимуляцию как от периферических рецепторов, так и от импульсов из ЦНС.

Влечение понимается как процесс нарастания возбуждения, оно является той исходной переменной величиной [27], которая вызывает ответ со стороны систем психического аппарата, направленный на регуляцию гомеостаза. Влечение, или поток возбуждения, в психическом аппарате, берущий начало в эндогенном раздражении, направляется к объекту (внешнему или внутреннему), который может принести удовлетворение. При достижении удовлетворения этот поток иссякает. У младенцев после неоднократного повторения опыта возникновения и разрядки связанного с телесной потребностью возбуждения в психическом аппарате, в мнемонической системе формируются и закрепляются воспоминания об актах кормления и ухода, подразумевающие взаимодействие с внешними (и внутренними) объектами. Так постепенно формируются более сложные психические образования – желания. Желание характеризуется и как структура, и как процесс. Как структура желание представляет собой «взаимосвязь влечения, образа объекта и двигательного образа, возникающую под воздействием возбуждения, вызванного влечением» [27, стр. 84]. С позиций метапсихологии желание понимается как процесс, в ходе которого возбуждение, поступающее из соматического источника, активирует воспоминания об опыте удовлетворения, что влечет за собой появление определенного паттерна возбуждения. Таким образом, желания содержат структуры базовых отношений между субъектом и объектом.

Читайте также:  Как чувствовать себя желанной женщиной

Силам влечения противостоит вытеснение. Вытеснение, согласно Шмидт-Хеллерау, «равнозначно «вычитанию» части силы влечения, за счет которого величина возбуждения, вызванного влечением, сокращается и становится подпороговой» [27, стр. 86]. Цензура, связанная с вытеснением, подобно желанию и влечению, представляет собой более сложное образование, чем вытеснение. Шмидт-Хеллерау рассматривает цензуру как негативную связь между образом объекта и двигательным образом.

Кроме того, темперамент связан не только с динамическими параметрами влечения, но и с миром внутренних репрезентаций [34]. Так, в диссертации И.Н. Трофимовой [см. 9] показано, что экстраверсия положительно коррелирует со склонностью субъекта использовать в процессе категоризации объектов оценки большей активности и энергичности. Нейротизм связан со склонностью оценивать воспринимаемые объекты и события как более пассивные, слабые, неупорядоченные и негативные. Таким образом, на основании вышесказанного, мы можем рассматривать вопрос об эмпирическом исследовании влияния свойств темперамента на индивидуальный профиль МПЗ.

Первые десятилетия развития психоанализа совпали с самыми первыми шагами в создании теорий и разработки методов исследования в психологии личности. Хотя в рамках психоаналитического подхода Вильгельм Райх [15]и предпринял попытку связать МПЗ со свойствами характера, все же эмпирические исследования взаимосвязи МПЗ и черт личности, характера, темперамента, прежде всего, требовали надежных и валидных методов.

По-видимому, идея взаимосвязи темперамента и МПЗ имплицитно содержится в концепции Кречмера. Кречмер соотносит телесную конституцию с типом темперамента, и его, в свою очередь — с заболеванием [9]. Так, астеническое (лептосоматическое) телосложение Кречмер представляет как свойственное шизотимическому типу и больным шизофренией. Циклотимики, по Кречмеру, обладая пикническим телосложением, склонны к маниакально-депрессивному психозу, тогда как атлетическому телосложению соответствует иксотимический тип и склонность к эпилепсии. Конечно, как справедливо отмечал Стреляу [20], концепция Кречмера положила начало традиции необоснованно полагать, что каждый здоровый человек носит в себе зародыш психического заболевания, причем определенного типа, детерминированного его природным конституциональным складом. Выводы, сделанные Кречмером, сейчас могут быть признаны экстремальными и не согласующимися ни с результатами исследований, ни с данными клинических наблюдений за пациентами, страдающими от психических расстройств. Однако мы, видимо, вправе ожидать, что темперамент задает склонность к преимущественному использованию той или иной констелляции защитных механизмов, что, отчасти, находит подтверждение в наблюдениях Кречмера. Переводя идеи Кречмера на язык современной психологии, оперирующей понятиями защиты, можно предположить следующее. Шизотимическому типу темперамента более свойственно использование таких защит как изоляция, диссоциация, расщепление, проективная идентификация, проекция. Для циклотимиков характерно чередование идеализации и обесценивания, высокая напряженность отрицания, направление агрессии против себя, аннулирование. Иксотимики же более охотно прибегают к замещению, проекции.

В настоящей работе использованы теоретические и методические подходы Плутчека [16, 35] касаемые защитных механизмов, и Айзенка [2, 26]- в вопросах изучения темперамента.

Согласно Плутчеку, механизмы психологической защиты являются продуктами онтогенетического развития и научения. Защиты начинают действовать в случае, когда переживание и/или выражение некоторой эмоции может иметь для индивида негативные последствия. Концепция МПЗ Плутчика базируется на его психоэволюционной теории эмоций, в которой постулируется наличие дериватов 8 базовых эмоций: страха, гнева, радости, печали, принятия, отвержения, ожидания, удивления. Базовым эмоциям соответствуют 8 защитных механизмов: отрицание, проекция, регрессия, замещение, вытеснение, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация.

Одним из положений теории Плутчека является то, что формирование МПЗ происходит постепенно и на разных этапах онтогенеза появляются разные защиты. Отсюда следует различие между так называемыми «примитивными» защитами, формирующимися на более ранних этапах развития, и более «зрелыми», соответствующими более поздним этапам. К наиболее примитивными защитным механизмам в теории Плутчека относятся отрицание, регрессия и проекция. Такие же механизмы как интеллектуализация, компенсация, реактивное образование появляются на более поздних этапах развития и соответствуют более высоким уровням развития личности.

В настоящем исследовании проверялись следующие гипотезы:

1. Черта темперамента «экстраверсия», по сравнению с «нейротизмом», в меньшей степени связана с напряжением МПЗ.

2. Примитивные МПЗ в большей степени связаны с чертами темперамента, чем МПЗ высшего порядка.

3. Разным типам темперамента будут свойственны разные профили МПЗ.

Методы

В исследование приняли участие студенты московских ВУЗов и служащие предприятий n=439. Средний возраст 23,4 года. Испытуемым предлагалось заполнить две методики: опросник Г. Айзенка (русскоязычный вариант EPI) и тест-опросник Р. Плутчека (русскоязычный вариант LSI) .

Опросник Life Style Index Р. Плутчека Тест-опросник [16] для измерения степени использования индивидом различных механизмов защиты был разработан Р.Плутчеком в соавторстве с Келлерманом и Контом в 1979 году. Восемь шкал опросника предназначены для оценки 8 защитных механизмов: отрицания, регрессии, компенсации, проекции, вытеснения, замещения, интеллектуализации, реактивной формации. Ответы на пункты опросника даются в дихотомической шкале «верно»-«неверно».

Опросник Г. Айзенка Опросник [14] состоит из 57 утверждений, ответы на которые даются в дихотомическом формате шкалы «Да»-Нет». В опроснике содержатся три шкалы: лжи, экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Показатель по шкале лжи, равный 4-6 баллам является критическим, он свидетельствует о тенденции испытуемого давать на вопросы социально желательные ответы. Показатель экстраверсии характеризует индивидуально-психологическую ориентацию личности либо преимущественно на мир внешних объектов, либо на внутренний субъективный мир. Средний балл по этой шкале составляет 11-14. При баллах от 0 до 10 человек относится к полюсу интроверсии, от 15 до 24 – экстраверсии. Нейротизм (эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от нормальной аффективной стабильности до выраженной эмоциональной лабильности. Средний балл по шкале нейротизма равен 12-13. Показатель от 0 до 11 баллов свидетельствует об эмоциональной устойчивости, 14-24 балла – эмоциональной неустойчивости.

Статистический анализ проводился с помощью пакета STATISTICA 6.0. Для обработки данных применялись следующие статистические критерии: Манн-Уитни, угловой критерий Фишера. Для корреляционного анализа применяли ранговый критерий Спирмена. При статистической обработке полученных результатов также использовали метод кластерного анализа К-средних.

Результаты

Для последующего анализа были отобраны результаты тех испытуемых, чьи значения по шкале L опросника Айзенка не превышали 4. Таким образом, после проведенного отбора испытуемых по значениям шкалы L, выборка сократилась до 343 человек.

Методом кластерного анализа К-средних эта выборка была разделена на четыре группы по параметрам методики EPI (опросника Айзенка) «нейротизм» и «экстраверсия». (Рисунок 1). В Таблице 1 приведены средние значения параметров «нейротизм» и «экстраверсия» для 4-х кластеров (групп).

Рисунок 1. Результаты кластерного анализа с помощью метода К-средних (n=343)

Таблица 1. Средние значения параметров «нейротизм» и «экстраверсия» для групп, полученных методом кластерного анализа

Источник

Оцените статью