Темперамент младшего школьника это

Темперамент и особенности его проявления у младших школьников

Вы будете перенаправлены на Автор24

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

Возрастные особенности темперамента младшего школьника

В настоящее время исследователями выделяется ряд особенностей проявления темперамента у детей младшего школьного возраста. В первую очередь данные особенности связаны со спецификой протекания мыслительных и речевых процессов, а также внимания.

Сангвиник – характеризуется непоседливостью и живостью, часто тянет руку, чтобы ответить, разговаривает с соседом, очень эмоционален и впечатлителен.

Несмотря на то, что ученик очень живо реагирует на все интересное и новое, его увлечение не устойчивы и не постоянны. Если занятие интересно ребенку, то он будет проявлять большую работоспособность и активность, если же занятие не интересно ребенку, то он будет скучать и стараться всячески развлечь самого себя (разговаривать с другими детьми, зевать и т.д.).

Сангвиники не любят кропотливых занятий, им больше нравится деятельность, которая по своей специфике очень интенсивна и динамична, а результат можно увидеть практически сразу после ее окончания.

Холерик – это ребенок, который отличается от сверстников порывистостью, его движения живы и быстры, во время урока он часто меняет позу, может практически непрерывно разговаривать с другими детьми, на вопросы учителя отвечает быстро и, порой, даже не подумав, в связи с чем, его ответы могут быть невпопад.

Ученику холерику очень сложно усидеть на месте, он готов почти все время бегать, организовывать различные игры и потасовки с одноклассниками. По характеру такие дети очень жизнерадостные и веселые.

Особенностью холериков является то, что, несмотря на веселость и постоянное движение, холерики очень ответственно подходят к выполнению поручений, проявляя устойчивость и упорство. Интересы холерика практически всегда постоянны, в связи с чем, он не теряется в случае возникновения разнообразных жизненных трудностях и преодолевает их с большой энергией.

Готовые работы на аналогичную тему

Флегматик – это ребенок, который отличается спокойствием и неторопливостью, отвечает на вопросы, предварительно подумав, если не знает точного ответа, то предпочитает промолчать, не избегает длительной умственной нагрузки, но при этом его вряд ли можно увидеть уставшим.

Ученики флегматики отличаются усидчивостью и рассудительностью. В классе такие дети всегда пользуются уважением со стороны сверстников, даже не смотря на то, что они стараются их растормошить и порой подшучивают над медлительностью. Любимыми предметами флегматиков являются точные дисциплины, такие как математика, информатика и т.д.

Меланхолик – это ребенок, который отличается спокойствием, во время уроков он не кричит и не вскакивает, сидит почти все время в одной и той же позе.

Меланхолики очень мнительны и чувствительны. Если учитель делает ученику-меланхолику замечание, то он достаточно длительное время сидит расстроенный и огорченный. Во время ответов ребенок очень медлителен, его голос глухой и тихий, отвечает неуверенно, при помощи со стороны учителя смущается. Если при выполнении задания меланхолик сталкивается с трудностями, то он теряется и не может довести свою работу до конца.

Читайте также:  Сжечь все чтобы ничего не чувствовать

Учет особенностей темперамента младших школьников в учебно-воспитательной работе

Для того, чтобы обучение и воспитание ребенка младшего школьного возраста проходило успешно, учителю необходимо учитывать особенности темперамента каждого ученика с целью создания наиболее оптимальных условий для всего детского коллектива.

Рекомендации по организации учебно-воспитательной работы с сангвиниками:

  1. При организации воспитательно-образовательной деятельности необходимо в первую очередь опираться на их специфические личностные качества, стараясь не просто «найти свое место» в коллективе, но и выработать собственный индивидуальный стиль.
  2. Обращать особое внимание на то, что такие черты личности как аккуратность и собранность, формируются у детей сангвиников с большим трудом.
  3. Придерживаться строгих правил при установлении дисциплины. Если сангвинику прощать мелкие шалости и делать снисхождения, то он может расценить это как отсутствие контроля за своим поведением и начать злоупотреблять этим.
  4. Одной из основных воспитательных задач, стоящих перед учителем является формирование у ребенка сангвиника устойчивых интересов и привязанностей.
  5. Подбирать такой тип заданий и занятий, который будут интересы сангвинику, привлекут его внимание и поспособствуют доведению дела до конца.

Рекомендации по организации учебно-воспитательной работы с холериками:

  1. Основной формой занятий с детьми холериками является игровая форма.
  2. Ни в коем случае не сдерживать энергию ребенка, а стараться направлять ее в нужно русло.
  3. Стараться не доводить ребенка холерика до стадии возбуждения или перевозбуждения, так как его будет потом достаточно сложно успокоить и настроить на рабочий лад. Необходимо ограждать ребенка от всего, что может оказать возбуждающее действие на его нервную систему.

Рекомендации по организации учебно-воспитательной работы с флегматиками:

  1. Осуществлять целенаправленную работу по активизации деятельности флегматиков, бороться с равнодушием, излишней медлительностью и спокойствием.
  2. Приобщать к работе в общеустановленном темпе, вызывать эмоциональное отношение к воспитательно-образовательному процессу и осуществляемой учебной деятельности.
  3. Предъявлять требования, которые соответствует природе флегматика.
  4. Не использовать в работе с флегматиком окрики, раздражительный тон, угрозы и т.д.

Рекомендации по организации учебно-воспитательной работы с меланхоликами:

  1. Следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества.
  2. Важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности.
  3. Проявлять внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать).
  4. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

Источник

Типы темпераментов младших школьников

В статье описываются различные темпераменты школьников(меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик), выделяются их основыные личные качества, способность адаптации к учебной деятельности, особенности отношения к учебной задаче и к учителю в целом. После описания каждого темперамента приводятся рекомендации для работы со школьником, который имеет данный темперамент.

Просмотр содержимого документа
«Типы темпераментов младших школьников»

Меланхолик(Бараш) — (в его основе лежит слабый тип высшей нервной деятельности)

Меланхолик — это мягкий и послушный ученик. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность — одно из основных свойств их характера. Нерешительность проявляется во всех движениях, жестах и речи ребенка. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь. Такие дети боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки.

Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в «тени». Часто «зацикливаются» на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Обидчивости меланхолика нет конца и края. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочам.

Читайте также:  Резкий перепад настроения у женщин при беременности

Такой ребенок опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает значительно ниже своих возможностей.

Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.

Любая деятельность для меланхолика — работа, от которой он мгновенно устает. У этих детей часто меняется настроение, они малоинициативны, нелегко вступают в контакт со сверстниками. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.

Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать «НЕ НАВРЕДИ».

В общении с таким ребёнком и в воспитательных воздействиях считайтесь с ранимостью его психики — не повышайте голос и не давите на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его.

Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании и в помощи. Будьте с ним помягче.

Поощряйте его успехи и достижения.

Никогда не делайте ребёнку замечания на людях — это провоцирует развитие серьёзных комплексов.

Не требуйте от меланхолика того, что для него невыполнимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, своевременно избегая переутомления.

Избегайте в общении с ребёнком приказов, т.к. они только замедляют его деятельность.

Проявляйте терпение в развитии активности, смелости.

Стимулируйте ребенка к проявлению инициативы.

Помните о том, что если не принимать мер по смягчению крайностей в поведении меланхолика, то может возникнуть опасность развития замкнутости, отчужденности, чрезвычайно выраженной ранимости, склонности необычайно остро переживать все, даже самые обычные явления.

Флегматик(Ёжик) — (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы).

По упрямству этот ребёнок превосходит всех. Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен.

Такому ребенку свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. В среде детей он отличается спокойствием. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие.

Флегматик все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если их надо отстоять, то проявит максимум упрямства. Малыш-флегматик не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики.

Из-за того, что флегматичный ребёнок очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и очень длительное время, но надолго. Флегматика возможно научить и почти невозможно переучить!

Малыш не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому организованному коллективу.

Основным подходом в воспитании ребёнка-флегматика является принцип, который условно можно назвать «НЕ ТОРОПИ». Помните о том, что такой ребенок не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает своё время и сделает дело. Не требуйте от своего ребёнка космических скоростей.

Учите ребёнка рационально распределить время.

Не давите на ученика, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится ещё неповоротливее и пассивнее.

Помните о том, что дети-флегматики очень нуждаются в одобрении.

Читайте также:  Почему у девочек нет настроения

У медлительных флегматиков необходимо стараться постепенно вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений

Пытайтесь развивать любознательность ребёнка

Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

Привлекайте ребёнка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).

Прививайте у ребёнка навыки общения.

Сангвиник(Нюша) — (сильный, уравновешенный, подвижный).

Сангвиник — это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Открытый и разговорчивый, он обожает новые лица и новые места, ему необходимы перемены увлечений.

Ребёнок-сангвиник легко идёт на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.

Любопытство сангвиника не знает границ. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

Ребёнок с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры.

Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ». Сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё задание.

Контролировать поступки и действия

Приучать доводить начатое дело до конца.

Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.

Хвалить заслуженно, т.к. имеет место склонность к зазнайству.

Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как его легкомыслия, так и непостоянства.

Холерик(Крош) — (сильный, неуравновешенный, подвижный)

Этот темперамент — один из самых ярких темпераментов ребенка. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. Ребенок с таким типом нервной системы непоседлив, шаловлив, он шумливый, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Движения этого ребенка стремительные, резкие, энергичные. Условные рефлексы у холерика образуются быстро, но не являются неустойчивыми. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Такой ребёнок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях, от которой ждёт ответной реакции. Поэтому ребёнок-холерик никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания.

Основным подходом в воспитании ребёнка-холерика является принцип, который условно можно назвать «Ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела

Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости

Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребёнка

Приучайте ребенка доводить до конца начатое дело

В связи с повышенной чувствительностью обращаться с холериками нужно аккуратно.

Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, тактичное требование

Отдельное внимание уделяйте обучению вежливости, тактичности

Ученику важно знать, что к его словам прислушиваются

Источник

Оцените статью