Темперамент меняется при возрасте

Содержание
  1. Как характер меняется с возрастом и почему мы начинаем соответствовать возрастным стереотипам (даже если не хотим)
  2. Что мы думаем о подростках, взрослых и стариках
  3. Выяснилось, что стереотипы везде одни. О возрастных изменениях характера русские, американцы, корейцы, швейцарцы, аргентинцы, австралийцы и представители других стран думают одинаково.
  4. Как «измерить» характер
  5. Сегодня научным сообществом для «измерения» характера наиболее широко используется «большая пятерка»: модель личности, состоящая из пяти относительно независимых друг от друга черт: экстраверсия, доброжелательность (сговорчивость), сознательность, невротизм (противоположность эмоциональной стабильности) и открытость новому.
  6. Как связаны характер и возраст на самом деле
  7. Почему стереотипы отражают реальность
  8. При этом изменения черт характера при смене ролей совпадают с общественными ожиданиями. К примеру, когда человек перестает быть студентом и начинает работать, окружающие ждут от него большей ответственности, и он действительно становится более сознательным.
  9. Темперамент и его возрастные особенности проявления
  10. Когда формируется характер ребенка, и может ли он измениться
  11. Что такое «характер», и как он может наследоваться
  12. Как темперамента определяет характер
  13. Как из темперамента вырастает характер

Как характер меняется с возрастом и почему мы начинаем соответствовать возрастным стереотипам (даже если не хотим)

Что мы думаем о подростках, взрослых и стариках

Принято считать, что подростки обидчивы и вспыльчивы, взрослые — спокойны и рассудительны, а старики — консервативны. Все это — возрастные стереотипы. В принципе мы все и так знаем об установках, распространенных в нашем обществе. А что в других? Может, в азиатских странах с их традиционным культом предков все иначе и пожилые люди, наоборот, считаются идеалом спокойствия и мудрости?

Группа ученых решила узнать, какие возрастные стереотипы превалируют в разных культурах. Для этого был проведен масштабный опрос в 26 странах, включая Россию.

Выяснилось, что стереотипы везде одни. О возрастных изменениях характера русские, американцы, корейцы, швейцарцы, аргентинцы, австралийцы и представители других стран думают одинаково.

И думают они вот что:

  • Подростки — эмоционально нестабильные, экстраверсивные, открытые новому, тревожные, агрессивные, импульсивные, уязвимые и доверчивые. Они больше других рефлексируют, легче приходят в эмоциональное возбуждение и сильнее подвержены стадному инстинкту. Действия, ценности, чувства, фантазии и позитивные эмоции для них важнее, чем для других возрастных групп. Также они самые некомпетентные, недисциплинированные и несговорчивые, обычно не говорят, что думают, и не склонны к альтруизму.
  • Взрослые — сознательные, настойчивые, компетентные, недоверчивые и дисциплинированные. Они больше других ценят эстетику и сильнее стремятся к личным достижениям. Также они наименее уязвимы и реже других рефлексируют.
  • Пожилые люди самые доброжелательные, альтруистичные, уступчивые, добрые, интроверсивные и сговорчивые. При этом они подвержены депрессии, чаще других говорят, что думают, сильнее ценят порядок и внимательнее относятся к чувству долга. Они меньше других возрастных групп открыты новому.

Чтобы проверить, насколько эти стереотипы соответствуют истине, надо сравнить их с исследованиями реального характера людей разного возраста. При проведении таких исследований ученые прибегают к психометрии — «измерению» черт характера.

Как «измерить» характер

Говоря о характере другого человека, мы, как правило, выражаем свое субъективное мнение. Понятно, что один и тот же человек может кому-то показаться грубым и злым, а кому-то, наоборот, добродушным и открытым. Все зависит от личного восприятия и обстоятельств, в которых мы с ним общались. Конечно, такого рода описания не подходят для научных исследований характера. Иначе их результаты каждый раз зависели бы от субъективного мнения конкретного ученого. Чтобы этого избежать, специалисты много лет разрабатывали различные психологические тесты, которые позволяют более или менее объективно «измерить» характер.

В интернете все не раз натыкались на «психологические» тесты и наверняка даже пару раз проходили их от скуки. Но большинство таких тестов имеет мало общего с наукой — их придумывают любители.

Сегодня научным сообществом для «измерения» характера наиболее широко используется «большая пятерка»: модель личности, состоящая из пяти относительно независимых друг от друга черт: экстраверсия, доброжелательность (сговорчивость), сознательность, невротизм (противоположность эмоциональной стабильности) и открытость новому.

Для измерения этих черт психологи составляют специальные опросники, из любопытства можете пройти один из них. Такие опросники — самые научные психологические тесты из существующих на данный момент. Именно на них ученые опираются при попытках определить характер человека.

Читайте также:  Причина метроритмической нестабильности обучающихся их слабого чувства ритма

Как связаны характер и возраст на самом деле

Многочисленные исследования подтверждают, что черты характера не стабильны и действительно меняются с возрастом. Человек за несколько десятков лет может измениться до неузнаваемости: отчаянный авантюрист в молодости к старости может превратиться в закоренелого консерватора, который почти не покидает дом.

Но соответствуют ли возрастные изменения характера общественным стереотипам? Коротко говоря — да, причем почти полностью. Вот что ученые выяснили о корреляции между «большой пятеркой» черт личности и возрастом:

  • Экстраверсияпоследовательно снижается с возрастом. Соответственно, наиболее открыты к общению люди в возрасте до 30 лет. Среди стариков преобладают интроверты, которые коммуникациям с другими предпочитают уединение.
  • Доброжелательностьс возрастом повышается. Самый заметный скачок в сговорчивости происходит, когда люди выходят из пубертатного периода — в возрасте около 20 лет. Подростки, как и принято считать, гораздо менее сговорчивы, чем взрослые и старики.
  • Сознательность в среднем растет, пока человек не достигает пенсионного возраста. После отметки в 50–60 лет люди становятся в среднем менее сознательными. Возможно, это связано как раз с выходом на пенсию: когда вы больше не обременены рабочими обязанностями, можно наконец отдохнуть и побыть немного неорганизованным и распущенным.
    Самый большой скачок в сознательности происходит у двадцатилетних, что легко объяснимо: в этом возрасте люди выходят на работу и обзаводятся семьей или вступают в серьезные отношения. Хотя после 60 лет сознательность немного снижается, старики все равно ответственнее подростков. Разница по этому показателю между 70-летними и 40-летними меньше, чем между 30-летними и 20-летними.
  • Эмоциональная стабильность. Здесь реальные изменения характера тоже вполне соответствуют стереотипам: чем старше человек, тем более стабилен он в эмоциональном плане. Резких скачков по этому показателю зафиксировать не удалось: эмоциональная стабильность просто последовательно растет с возрастом.
  • Открытость новому. И тут никаких сюрпризов по сравнению со стереотипами: самыми закрытыми и консервативными оказались старики, самыми открытыми — подростки и 20-летние. По достижении отметки в 30 лет открытость начинает постепенно снижаться. А вот серьезной разницы между подростками и 20-летними по этому показателю исследователи не выявили.

Конечно, все эти закономерности отражают лишь общую тенденцию — в их основе лежат усредненные данные опросов. Хотя люди в среднем с возрастом становятся склонными к интроверсии и более закрытыми, это не значит, что лично вы в старости вдруг превратитесь в брюзгу, который больше всего на свете любит сидеть один в своей комнате и плевать хотел на человеческое общение и новый опыт.

И все же в глаза бросается почти полное соответствие возрастных изменений характера распространенным стереотипам. У ученых есть этому объяснение.

Почему стереотипы отражают реальность

Важную роль в изменениях характера играет смена социальных ролей и стремление им соответствовать. Таких ролей может быть несколько, например, один человек может играть одновременно роль супруга, родителя и работника. О каждой из них в обществе есть определенные стереотипы: так, родители должны быть ответственными и заботливыми. Мы усваиваем эти установки и потом, часто неосознанно, стремимся им соответствовать. Отклонение поведения от того, что предписывает социальная роль, чревато общественным порицанием. С возрастом социальные роли меняются и мы пытаемся подстраивать под них свой характер. Так мы неосознанно подгоняем собственные черты характера под укоренившиеся в обществе правила поведения.

Ученые выяснили, что при попытке спрогнозировать характер другого человека, мы принимаем во внимание и его возраст, и его социальную роль.

При этом изменения черт характера при смене ролей совпадают с общественными ожиданиями. К примеру, когда человек перестает быть студентом и начинает работать, окружающие ждут от него большей ответственности, и он действительно становится более сознательным.

В основе нашего стремления подстраиваться под стереотипы лежит желание быть «нормальными», такими, как все. Но никто не запрещает вам придумать свою «норму» и отказаться «взрослеть» в соответствии с общественными установками. Можете присоединиться к движению антиэйджистов, которые борются против возрастных стереотипов, или устроить свой личный тихий бунт и постараться с возрастом не растерять авантюризм, максимализм и любознательность, если вам так хочется. Главное — осознать, что для этого нужно перестать плыть по течению и начать лепить из себя того человека, который вам нравится, что бы по этому поводу ни думало общество, мама и партнер.

Читайте также:  Как получить необычные эмоции

Источник

Темперамент и его возрастные особенности проявления

Темперамент – под ним понимают индивидуальные свойства, которые зависят от природных способностей человека. Это индивидуальная характеристика человека со стороны динамики психической деятельности. Темперамент это индивидуальная особенность человека, которая проявляется в его возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и скорости психической деятельности.

В современной психологии используются такие типы темперамента как: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

У сангвиника наблюдается высокая психическая активность, богатые мимика и выразительные движения, свойственны эмоциональность, впечатлительность. Но все эти эмоциональные переживания сангвиника не глубоки.

Для холерика характерен высокий уровень психической активности, резкие и стремительные движения, сильная импульсивность и яркие эмоциональные переживания. Холерикам очень тяжело контролировать себя в эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется низкой активностью поведения, для них сложно быстро переключить внимание, они очень медлительны с ровной мимикой и речью, глубокой чувствительностью и настроением. Не правильное воспитание флегматика может привести к вялости и слабости эмоций.

Для меланхолика характерен низкий уровень психической возбудимости, сдержанность моторики и речи, глубина и стойкость чувств хоть и слабо внешне выражены. При неправильном воспитании меланхолика может повыситься болезненность, обидчивость, замкнутость. Тяжелым внутренним переживаниям.

Изменение темперамента с возрастом зависят от созревания организма и его развития, в первую очередь психики и нервной системы. С возрастом темперамент у каждого детского возраста своя активность, эмоциональность и моторика. В младшем школьном возрасте активными чертами являются – это легкость в появлении интереса, недостаточная сосредоточенность. Эмоциональность и моторика в этом возрасте совсем другие, чем в последующих возрастах. С возрастом происходит как увеличение так и ограничение возможностей нервной системы, происходит потеря детских ценных свойств.

Уже с первых лет жизни у каждого ребенка появляются те черты, которые показывают принадлежность, к какому либо типу темперамента. Различия особенно ярко проявляются когда дети начинают говорить.

Если у ребенка быстрая отчетливая речь сопровождается жестами и мимикой это признаки сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, спокойная равномерная без выраженных эмоций и жестов это признаки флегматического темперамента. Холерический темперамент указывает на торопливую, порывистую речь взахлеб. А к меланхолическому темпераменту относится речь приторможенная, тихая почти шепот.

О темпераменте человека способна сказать даже его визитная карточка. Чем более спокойный человек, тем более мягкие изображения он использует на своей карточке. И наоборот, чем холеричнее темперамент, тем более яркой и контрастной будет его визитная карточка.

Источник

Когда формируется характер ребенка, и может ли он измениться

Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

Действительно ли характер заложен в нас генетически, и может ли он измениться со временем?

Что такое «характер», и как он может наследоваться

Существует много определений понятия «характер», однако суть их сводится к одному: это наше привычное поведение в определенных ситуациях. Стремимся ли мы выполнить работу до конца, или норовим отложить; уверены в своих силах или сомневаемся; жаждем новых впечатлений или они нас быстро утомляют. В основе характера лежит иное проявление личности – весьма с ним схожее, но все же врожденное и даже наследуемое: темперамент.

О четырех типах темперамента (уравновешенном и веселом сангвинике, задумчивом и медлительном флегматике, тревожном меланхолике и вспыльчивом холерике) знают, наверное, все. И младенцы действительно демонстрируют черты того или иного типа – а уже родители, глядя на малыша сквозь призму своего жизненного опыта, приписывают ему «упрямство» или «лень».

Как темперамента определяет характер

Возможно, вы уверены, что влияние воспитания, окружения, общества окажут на характер ребенка решающее влияние. Это отчасти так: действительно, можно воспитать в ребенка любые склонности, а темперамент будет лишь облегчать или осложнять родителям эту задачу. Но многочисленные исследования показывают, что особенности поведения, которые проявляются у ребенка в раннем детстве, никогда и никуда не исчезают! Основные черты личности можно разглядеть и отследить уже в самые первые дни жизни ребенка.

Читайте также:  Одна воспитываю ребенка депрессия

Пожалуй, первыми, кто обратился к этому аспекту развития ребенка, были американские психологи Стелла Чесс и Александр Томас. Они приступили к наблюдению за 133 нью-йоркскими малышами еще в 1950 году и отслеживали их судьбу на протяжении – только подумайте – 30 лет!

” Трехлетних детей они разделили на три условные группы, учитывая их активность, позитивный настрой и то, насколько легко они отвлекались. Они назвали эти группы «трудными», «легкими» и «медленными» детьми. В старшем юношеском возрасте, к удивлению исследователей, состав групп продолжал достаточно четко прослеживаться: тугодумы остались тугодумами, а дружелюбные и общительные дети продолжали проявлять доброжелательность.

Удивительно, но долгое время психологи, изучавшие темперамент младенцев и типы личностей взрослых вообще никак не соприкасались, точно одни из них изучали бабочек, а вторые – водоросли. Но за последнее время число исследований резко возросло!

Прежде всего, ученые, наконец, определились с темпераментами. Большинство исследователей отошли от классических четырех типов и, вслед за Чесс и Томасом, разделяют младенцев по трем параметрам поведения. Это:

способность к контролю и концентрации внимания (легко ли отвлечь ребенка от заинтересовавшей его игрушки другой, не менее интересной);

тревожность и настороженность (боится ли ребенок всего нового, уверенно ли ведет себя в незнакомой обстановке);

динамизм и возбудимость (насколько ребенок готов к общению, как быстро он успокаивается в незнакомой обстановке).

Как из темперамента вырастает характер

Вслед за западными учеными связью между темпераментом младенцев и характером подросших детей занялись и российские исследователи. Это были (минутка региональной гордости!) Елена Слободская и Елена Козлова из новосибирского Института физиологии и фундаментальной медицины. Они опросили 45 родителей и попросили их оценить темперамент своих детей. когда им было несколько месяцев, а через восемь лет повторили анкетирование.
Оказалось, что из младенцев-интровертов выросли школьники, склонные к неврозам, а улыбчивые младенцы в школе проявляли большую эмоциональную устойчивость. Если до года ребенок был способен контролировать свое поведение и не отвлекаться от игры с психологом на посторонние факторы, то в школе он оказывался одним из самых аккуратных учеников.

С другой стороны, улыбчивые и «общительные» младенцы вовсе не обязательно сохраняли подобную открытость в школьном возрасте, так что не стоит торопиться с выводами, представляя себе характер своего ребенка в будущем!

А вот другое исследование, проведенное чешскими учеными. И снова на него были затрачены годы жизни, все-таки люди – не лабораторные мыши… Здесь на старте изучали детей от года до трех лет, а повторную проверку (оцените терпеливость чешских ученых) провели спустя почти сорок лет.

Оказалось, что из «расторможенных», активных и общительных детей выросли самоэффективные, уверенные в своих силах взрослые.

Ну и еще одно исследование, на это раз от британских ученых, которые, как известно, самые ученые ученые мира. Научный коллектив Института психиатрии в Лондоне в 1975-1976 изучил тысячу (!) детей трехлетнего возраста, а затем этих же детей, но спустя 23 года.

Оказалось, что время ничего не изменило, во всяком случае – для юных британцев. Уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у «зажатых» детей этот показатель, напротив, был самым низким.

Какой вывод можно из этого сделать? Увы, сколько не вырабатывай и не закаляй характер, это лишь наработка масок, не меняющая нашей истинной сути. К примеру, если вы застенчивы, можно научиться быть приветливым и дружелюбным с незнакомыми людьми, но для вас это всегда будет работой, требующей волевых усилий. А если тревожны, то обретенное умение «держать себя в руках» только переведет эмоциональное напряжение в соматическое заболевание.

Любите себя, а главное – своих детей такими, какие они есть. Помните, что в знаменитом советском романе «Как закалялась сталь» речь все-таки идет о закалке изначально стального характера, и пытаться воздействовать таким образом на чистое золото – значит, идти против природы!

Источник

Оцените статью