7.2. Представление о темпераменте как результате функционирования цнс
Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем И. П. Павлова, а также с именами советских психологов Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, идеи которых продолжают разрабатывать их сотрудники и ученики и по сей день. Первоначально эта физиологическая концепция получила в школе Павлова название учения о типах нервной системы, а позже она трансформировалась в «учение о свойствах нервной системы». И.П.Павлов выделил три основных свойства ВНД: силу, уравновешенность и подвижность. Наряду с этим Павлов и его сотрудники наблюдалиобщую картину поведения животных. Одни и те же животные исследовались в течение многих лет, так что каждое животное становилось известным по типичной манере своего поведения. Была проведена работа по коррелированиюдвухсистем индивидуальных свойств — свойств ВНД и особенностей поведения. Определенные сочетания этих свойств были зафиксированы кактипы нервной системы, или, кактипы высшей нервной деятельности.
В лаборатории Б.М.Теплова была проведена большая работа по вычислению коэффициентов корреляции между показателями, полученными на зрительных, слуховых, тактильных анализаторах при определении одного и того же свойства. Эти коэффициенты были, как правило, низкими, а иногда даже равны нулю.
В результате пришлось говорить не об общих, а очастных свойствахНС, имея в виду свойства отдельных анализаторных систем, и не об общих типах НС, а опарционалъныхтипах, имея в виду различные подкрепления.
Кроме того, анализ свойств НС привел к необходимости пополнения их списка. К трем основным свойствам были добавлены еще два — динамичность и лабильность. Был поставлен вопрос о выделении среди них первичных и вторичных свойств. Таким образом, представления об основных свойствах НС продолжают меняться и уточняться.
7.3. Основные свойства темперамента
Темперамент– биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Свойства темперамента характеризуют не личность, а индивидуальность.
Свойства темперамента, т.е. свойства, обусловленные особенностями нервной системы и устойчиво проявляющиеся в поведении, выделенны в работах психолога В.С.Мерлина:
От темперамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психических процессов.
Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; моторика; эмоциональность.
Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Классические типы темперамента представляют собой сочетания определенных свойств темперамента.
7.4. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Индивидуальный стиль деятельности — система приемов и способов осуществления деятельности, которую субъект постепенно вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств. А именно, он максимально использует те свои стойкие особенности, которые содействуют успеху в достижении целей деятельности и, наоборот, преодолевает или компенсирует (возмещает) качества, недостающие или противодействующие успеху. Например, забывчивость можно компенсировать систематическим ведением записей. Недостаточно развитое пространственное воображение (мысленное видение и поворачивание предметов в трехмерном пространстве) – тем, что чаще обычного прибегают к чертежам и предметным моделям. В результате одну и ту же деятельность разные люди выполняют разными путями и способами и вполне успешно.
Еще Б.М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели ряд исследований с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента.
Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.
Нет хороших или плохих типов темперамента. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой нервной системой — меланхолики, — сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные. Поэтому они меньше устают и раздражаются от их повторения. Более того, люди со слабой нервной системой более чувствительны к внешним воздействиям, т.е. быстрее на них реагируют.
Источник
Психология общая психология история психологии часть 1
Представление о темпераменте как результате функционирования ЦНС.
Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем И.П.Павлова, а также с именами советских психологов Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына, идеи которых продолжают разрабатывать их сотрудники и ученики и по сей день. Первоначально эта физиологическая концепция получила в школе Павлова название учения о типах нервной системы , а позже она трансформировалась в «учение о свойствах нервной системы». И.П.Павлов и его сотрудники, проводя многочисленные эксперименты на собаках, в которых применялись условно-рефлекторные процедуры, обнаружили, что животные сильно различаются между собой по многим параметрам — по скорости и легкости выработки условных связей, по их устойчивости, по скорости и легкости выработки дифференцировок, по способности выдерживать смену положительных подкреплений стимулов на отрицательные и т. д.
Анализ соответствующих экспериментальных ситуаций показал, что каждая из них выявляет какое-либо основное свойство нервной системы. Таких основных свойств И.П.Павлов выделил три: силу, уравновешенность и подвижность. Наряду с этим Павлов и его сотрудники наблюдали общую картину поведения животных . Одни и те же животные исследовались в течение многих лет, так что каждое животное становилось известным по типичной манере своего поведения. И вот встал вопрос: а нельзя ли скоррелировать особенности поведения животных с теми находимыми в лабораторных испытаниях свойствами нервных процессов, которые оказывались также характерными для каждого индивида? Такая работа по коррелированию двух систем индивидуальных свойств — свойств нервной системы (или высшей нервной деятельности) и особенностей поведения — была проведена. Определенные сочетания этих свойств были зафиксированы как типы нервной системы , или, как типы высшей нервной деятельности .
Так были выделены следующие четыре типа: сильный — уравновешенный — подвижный; сильный — уравновешенный — инертный; сильный — неуравновешенный; слабый. И.П.Павлов счел возможным приписать каждому из этих типов название соответствующего темперамента по Гиппократу.
Эта очень известная схема И.П.Павлова до сих пор приводится в некоторых учебниках психологии (например, для педагогических вузов) как последнее слово науки о темпераментах, хотя она уже давно устарела и преодолена дальнейшим развитием исследований как в школе Павлова, так и в советской дифференциальной психологии.
Основные положения, на которых строилась эта концепция Павлова и по которым шел ее критический пересмотр:
1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.
2. Эти свойства нервной системы могут или, лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.
3. Таких основных свойств три: сила, уравновешенность, подвижность. Они общие и постоянные для данного животного.
4. Сочетания основных свойств образуют четыре основных типа нервной системы (НС), или высшей нервной деятельности (ВНД).
5 . Эти основные типы НС соответствуют четырем классическим типам темперамента, т. е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераментах.
Первым обнаружил свою несостоятельность тезис о том, что каждому типу НС соответствует свой стиль, или «картина», поведения. Уже при жизни И.П.Павлова стали выявляться и постепенно накапливаться факты следующего рода: по общей картине поведения животное следовало отнести к какому-либо одному темпераменту, а по лабораторным испытаниям — к другому. Иными словами, в опытах это животное показывало набор совсем других свойств НС, чем в поведении, иногда эти свойства по своему смыслу оказывались даже противоположными.
Более того, он изменил значение слова «темперамент», введя понятия «генотип» и «фенотип». Генотип Павлов определил как прирожденный тип нервной системы, фенотип — как склад высшей нервной деятельности , который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Генотип Павлов связал с понятием «темперамент», а фенотип — с понятием «характер». Павлов, по сути, дал чисто физиологическую интерпретацию темперамента, отрешившись от его психологических аспектов. Психологические же аспекты темперамента он назвал характером. Во всяком случае, последний тезис (п.5) уже сам Павлов признал неверным: основные типы НС не соответствуют основным типам темперамента (в психологическом смысле).
Вскоре после этого был критически пересмотрен вопрос о количестве основных типов НС (п. 4). Возник вопрос: а почему именно названные типы следует считать основными? Разве только такие комбинации свойств возможны? Ведь теоретически можно говорить о сильном — неуравновешенном — подвижном типе, слабом — уравновешенном — подвижном, слабом — неуравновешенном — инертном и т. п. Да еще можно учитывать особенности отдельно тормозного и возбудительного процессов. Короче говоря, уже Павлов признавал, что различные комбинации свойств НС могут дать 24 разных типа. И действительно, позднее, при исследовании ВНД человека, оказалось, что стойких сочетаний основных свойств НС гораздо больше, чем четыре.
Почему же были выделены именно четыре типа, и именно такие четыре типа? Б.М.Теплов считает, что на Павлова, по-видимому, повлияла гиппократовская классификация темпераментов. Других оснований у него не было.
Было критически пересмотрено понятие «общие свойства НС». Это было очень неприятное открытие. Оно состояло в том, что по мере умножения экспериментальных процедур стали получаться противоречивые факты. По одной процедуре индивид обнаруживал одни свойства НС, а по другой — другие. Например, при болевом подкреплении НС оказывалась сильной, а при пищевом — слабой. Далее выяснилось, что разные свойства НС обнаруживаются у одного и того же испытуемого и в том случае, если раздражители адресованы разным анализаторам. В лаборатории Теплова была проведена большая работа по вычислению коэффициентов корреляции между показателями, полученными на зрительных, слуховых, тактильных анализаторах при определении одного и того же свойства. Эти коэффициенты были, как правило, низкими, а иногда даже равны нулю.
В результате пришлось говорить не об общих , а о частных свойствах НС, имея в виду свойства отдельных анализаторных систем, и не об общих типах НС, а о парционалъных типах, имея в виду различные подкрепления.
Кроме того, анализ свойств НС привел к необходимости пополнения их списка. К трем основным свойствам были добавлены еще два — динамичность и лабильность. Был поставлен вопрос о выделении среди них первичных и вторичных свойств. Таким образом, представления об основных свойствах НС продолжают меняться и уточняться.
Основные свойства темперамента.
Четыре типа темперамента уже нигде не фигурируют — ни в плане психологическом, ни в плане физиологическом. Выделяются «динамические аспекты» поведения, о которых говорилось вначале: это общая активность, включая ее моторные проявления, и эмоциональность. Темперамент (в психологическом смысле) — это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.
Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Свойства темперамента характеризуют не личность, а индивидуальность).
Свойства темперамента, т.е. свойства обусловленные особенностями нервной системы и устойчиво проявляющиеся в поведении, выделенные в работах психолога В.С.Мерлина:
— Сензитивность проявляется в высокой чувствительности человека к слабым раздражителям.
— Реактивность проявляется в степени непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия (новое впечатление, резкий звук, угрозу и т.п.).
— Активность проявляется в общей энергичности человека.
— Темп реакций проявляется в быстроте психических реакций.
— Пластичность и противоположное ей качество ригидность. Они проявляются в легкости или трудности приспособления человека к новым условиям жизни: режиму, требованиям, людям.
— Экстравертированность и противоположное ему качество – интровертированность. Если на человека сильнее воздействуют и определяют его поведение внешние раздражители, то это — экстраверт, если собственные внутренние переживания — это интроверт. Для экстраверта внешние воздействия (новые люди, события, яркие предметы) частью заглушают внутренние переживания, и поэтому ему в некоторых случаях легче утешиться, забыться, отвлечься. Он стремиться к новым впечатлениям, легко сходится с людьми, общителен. Интроверт склонен к раздумьям, мечтам, самоанализу, воспоминаниям, необщителен.
От темперамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психических процессов.
Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; моторика; эмоциональность.
Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Классические типы темперамента представляют собой сочетания определенных свойств темперамента.
Характеристика типов темперамента.
Учитывая основные свойства темперамента, Я.Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента.
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т.е. является экстравертом.
Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт.
Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты.
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности — система приемов и способов осуществления деятельности, которую субъект постепенно вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств. А именно, он максимально использует те свои стойкие особенности, которые содействуют успеху в достижении целей деятельности и, наоборот, преодолевает или компенсирует (возмещает) качества, недостающие или противодействующие успеху. Например, забывчивость можно компенсировать систематическим ведением записей. Недостаточно развитое пространственное воображение (мысленное видение и поворачивание предметов в трехмерном пространстве) – тем, что чаще обычного прибегают к чертежам и предметным моделям. В результате одну и ту же деятельность разные люди выполняют разными путями и способами и вполне успешно.
Еще Б.М.Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели ряд исследований с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента.
В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.
Например, лица с преобладанием возбуждения на первом этапе проявляют повышенную активность, но при этом совершают много ошибок. Затем они вырабатывают свой стиль деятельности, и количество ошибок уменьшается. С другой стороны, лица с преобладанием торможения на первых порах, как правило, малоактивны, их деятельность непродуктивна, но затем они формируют свой способ выполнения деятельности, и продуктивность их труда резко возрастает.
Нет хороших или плохих типов темперамента. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой нервной системой — меланхолики, — сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные. Поэтому они меньше устают и раздражаются от их повторения. Более того, поскольку люди со слабой нервной системой более чувствительны к внешним воздействиям, т.е. быстрее на них реагируют.
Понятие о характере, его природных и социальных предпосылках.
Характер является одним из основных проявлений личности, поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
Характер в более широком смысле — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н.О.Лосского, П.Ф.Лесгафта, А.Ф.Лазурского, А.П.Нечаева, В.И.Страхова, Б.Г.Ананьева, Н.Д.Левитова и др.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком. Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека.
В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства.
Так, Б.Г.Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.
А.Г.Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств:
— богатство, содержательность – бедность;
Н.Д.Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения.
Проблема влияния характера на формирование личности важна не только в теоретическом плане. Она имеет исключительно важные выходы в практику воспитания и самовоспитания, так как прямо подводит к вопросам о методах воспитания детей с учетом их индивидуальных характеров, о способах профилактики и разрешения напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоторых внутренних проблем личности и т. д.
Активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, «встречает» в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в «типах характера». Типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности.
Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.
Теории мотивации. Структура мотивационно-потребностной сферы: потребности, мотивы, второстепенные мотивационные образования. Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы
Психологический термин «мотивация» неоднозначен. Его содержанием, с одной стороны, может являться процесс, поддерживающий поведенческую активность на определенном уровне, а с другой стороны — система факторов, детерминирующих, обусловливающих человеческое поведение. Но в любом случае понятие мотивации тесно связано с объяснением причин человеческого поведения.
Каждый поведенческий акт может быть объяснен с точки зрения как внешних, так и внутренних причин. Внешние причины — это условия и обстоятельства деятельности, действия и отношения других людей, то есть стимулы, исходящие из сложившийся ситуации. Под внутренними причинами подразумеваются те, которые исходят от самой личности (ее мотивы, потребности, желания, интересы и т.п.). Внешние причины не действуют сами по себе, одинаково во всех случаях, и любое актуальное поведение человека необходимо рассматривать как результат непрерывного взаимодействия стимулов-сигналов ситуации и личностных диспозиций (компонентов, составляющих мотивационную сферу личности).
Проблемы мотивации человеческого поведения и деятельности имеют важное значение для успешной реализации обучения и воспитания, так как само содержание педагогической деятельности предполагает использование знаний об источниках возникновения поведения, его направленности, индивидуальном своеобразии побудительных причин человеческих поступков. За одним и тем же поступком могут стоять разные побудительные причины и их распознавание имеет немаловажное значение для проектирования воспитательных и обучающих воздействий. Например, пассивность ученика на уроке может быть вызвана непониманием излагаемого материала, плохим самочувствием, озабоченностью другими проблемами или скукой. Список возможных детерминант одного и того же поведения бесконечен. Разные причины предполагают разные способы воздействия для изменения нежелательного поведения (или же напротив — укрепления желательного). Воздействие будет эффективным лишь тогда, когда правильно поняты источники, внутренние побудительные причины актуального поведения.
Весь обширный диапазон побудителей, детерминант поведения, исходящих от самой личности, составляет ее мотивационно-потребностную сферу.
В мотивации традиционно выделяется две стороны: динамическая и содержательная. К динамическим характеристикам относят: силу, устойчивость, легкость возникновения мотивов (побудителей). Они обусловлены особенностями нервной системы (силой, уравновешенностью, динамичностью нервных процессов), уровнем ее общей активности.
Содержательная сторона мотивации определяется всеми жизненными отношениями человека, системой его ценностей, формирующейся в процессе его становления и развития как личности. Содержательная сторона мотивации характеризует, какой смысл или система смыслов стоит за каждым человеческим поступком, то есть, какие потребности, чувства, желания, цели заставляют реализовать именно такое поведение. Анализ побудительных причин с точки зрения содержания мотивации позволяет ответить на вопросы: зачем, для чего человек это делает, какой он видит смысл в своих поступках. В содержательной стороне мотивации в наибольшей степени отражаются особенности социальных и психологических контактов с окружающими.
Мотивационная система личности отличается гибкостью, изменчивостью. Побудители (потребности, мотивы, цели и т.п.) сменяют друг друга, выдвигаются на первое место или уходят на второй план в зависимости от происходящих событий, мнений и оценок окружающих и многих других факторов. Иными словами, мотивационно-потребностная сфера находится в непрерывном становлении, следовательно, возможна как ее положительная динамика (укрепление социально-ценных мотивов, расширение их диапазона), так и регресс (обеднение, сужение, преобладание асоциальных мотивов).
Динамичность мотивационно-потребностной сферы обеспечивает возможность ее целенаправленного изменения, собственно говоря, именно динамичность и является предпосылкой успешности воспитательных воздействий. Наиболее изменчива, пластична мотивационная сфера в детстве. С возрастом происходит структурирование мотивационных образований, выделение главных (доминирующих) и второстепенных (подчиненных).
Для объяснения детерминации человеческого поведения было создано множество психологических теорий мотивации, в которых предпринимались попытки установить законы его возникновения и регуляции.
Условно эти теории можно разделить на две группы:
теории внешней мотивации.
теории внутренней мотивации.
В каждой группе соответственно рассматриваются, акцентируются разные стороны единого мотивационного процесса.
Рассмотрение внешней стороны мотивации связано с исследованием влияния на поведение факторов, лежащих вне личности, в окружающей среде. Поведение, с этой точки зрения, обусловлено различными видами внешней стимуляции — наградами, наказаниями, оценками окружающих.
В теориях внутренней мотивации рассматриваются факторы, влияющие на поведение как бы изнутри личности, независимо от внешних условий. Возникновение этой группы теорий было связано с тем, что в рамках теорий внешней мотивации не удалось сформулировать универсальные принципы, по которым складывается и изменяется человеческое поведение. Невзирая на несомненную теоретическую и практическую ценность названных психологических исследований, смещение акцента на какой-то один вид детерминации поведения значительно упрощает и огрубляет истинную картину мотивационного процесса. Попытки и соединения внешних и внутренних факторов мотивации были признаны бесплодными в отечественной психологической науке.
Односторонность подхода к мотивационным факторам снимается рассмотрением мотивации в контексте теории деятельности (А.Н.Леонтьев). Предметом внимания в этом случае становится та сторона мотивации, которая определяется собственными жизненными отношениями человека, формирующимися в процессе его развития и становления как личности. Именно деятельность опосредует взаимоотношения внешних и внутренних факторов мотивационного процесса, и рассмотрению подлежит личностно-смысловой аспект мотивации, становление и динамика мотивационно-потребностной сферы личности. Наиболее полно и четко использование данного подхода позволяет решить вопросы о соотношении основных мотивационных образований: потребностей и мотивов, мотивов и целей, роли сознания в мотивации.
Структура мотивационно-потребностной сферы:
потребности, мотивы, второстепенные мотивационные образования.
Источник