Темперамент как основа поведения ребенка

Темперамент – основа поведения ребенка.
консультация на тему

Почему одни дети с рождения очень спокойные, другие гиперактивные. Родители только удивляются «И в кого он такой тюфяк?» или «Вот чертенок, ни минуты покоя!», а причина таких отличий в темпераменте. Считается, что темперамент – это врожденный тип личности, обусловленный генетикой нервной системы. Дети не могут контролировать свое поведение, так как не они управляют темпераментом, а темперамент управляет ими. Изменить темперамент ребенка невозможно, можно только немножко подкорректировать.

Скачать:

Вложение Размер
temperament.lektsiya.docx 21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Темперамент – основа поведения ребенка.

Почему одни дети с рождения очень спокойные, другие гиперактивные. Родители только удивляются «И в кого он такой тюфяк?» или «Вот чертенок, ни минуты покоя!», а причина таких отличий в темпераменте. Считается, что темперамент – это врожденный тип личности, обусловленный генетикой нервной системы. Дети не могут контролировать свое поведение, так как не они управляют темпераментом, а темперамент управляет ими. Изменить темперамент ребенка невозможно, можно только немножко подкорректировать.

Темперамент – это определенный набор свойств психики человека, которые имеют в качестве физиологического базиса тип высшей нервной деятельности. Он выражается в поведении, интенсивности проявления чувств, в отношениях к окружающей реальности. Психологический темперамент выступает основной в формировании характера личности. Он обуславливает особенности психической деятельности, а именно скорость реакций, интенсивность, темп, ритмичность, стремительность, амплитуду, с одной стороны, а с другой – силу эмоциональных проявлений личности, ее впечатлительность, лабильность, длительность, скорость возникновения чувств и их прекращения.

Условно выделяют четыре основных типа темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик. В основном в личности преобладают признаки одного из типов, но наслаиваются черты других типов темперамента, и очень редко встречается чистый темперамент одного вида. Определить какой у ребенка темперамент можно примерно с 3-4 лет и уже более явно он проявляется в возрасте 5-6 лет. Знать темперамент ребенка нужно для того, чтобы избежать возможных ошибок в воспитании и направить развитие малыша в нужное русло. Игнорирование темперамента ребенка может привести к отчуждению и замкнутости ребенка.

У каждого типа есть свои достоинства и недостатки, в двух словах можно определить так:

Сангвиники – душа компании, жизнерадостные и коммуникабельные.

Холерики – движущая сила, импульсивные и боевые.

Флегматики – совесть компании, терпеливые и невозмутимые.

Меланхолики – мозг компании, анализаторы и разработчики стратегий.

Для родителей очень важно знать, какой тип темперамента у их малыша. Это раскроет все особенности характера ребенка и поможет в понимании его поступков. Вам станет понятно, почему ваш малыш часами застегивает кофточку, а соседский мальчик ни минуты не сидит спокойно.

Темперамент ребенка можно определить по эмоциональности, чувствительности, активности и энергичности ребенка. Зная тип ребенка можно подкорректировать увлечения и воспитание ребенка.

Типы темперамента ребенка:

Эмоциональный, вспыльчивый, самоуверенный. Ребенок – стихийное бедствие. Очень гиперактивный. Он не минуты не сидит на месте. Про таких говорят – фигаро там, фигаро здесь. Его шалости бесчисленны. Любит быть в центре внимания. Игрушки всегда раскиданы по всей комнате. Речь быстрая, громкая, с проглатыванием окончаний и очень эмоциональная. В компании всегда лидер и командир. Решения принимает быстро. Его невозможно рано уложить спать. Очень подвижен, неусидчив, непредсказуем, непоседа и спорщик. Холерик бесстрашен и настойчив. Вокруг него всегда риск и приключения. Может быть задирой и хулиганом.

Направить эту бурную энергию в нужное русло, например активный вид спорта.

Холерику сложно усидеть дома, должен быть простор для игр. Не раздражайтесь, если ваш холерик не может усидеть за рисованием или ручными подделками. Найдите способ поощрять его усидчивость. Чтобы он научился контролировать себя в обществе, вместе анализируйте его конфликтные ситуации, рассматривайте, где бы он мог поступить другим образом и какие могли бы быть последствия. Научите его выплескивать гнев на подушку или грушу. Объясните ему, что все взрослые могут контролировать свои эмоции. Холерика нельзя ругать при посторонних людях, в случае с холериком это как бросить масло в огонь. Помните, холерик заложник своего бурного характера, помогите ему обуздать свою энергию.

Живой, сильный, жизнерадостный, ребенок-солнце. Всегда в хорошем настроении, активен, любознателен, оптимистичен и уверен в себе. С таким ребенком легко и интересно. Он быстро забывает обиды и прощает обидчика. Его речь быстрая, с подвижной мимикой и жестами. Он быстро засыпает и просыпается с улыбкой и в хорошем настроении. От слез и капризов его легко отвлечь. Легко находит общий язык с людьми, обладает чувством юмора. Принимает и понимает людей такими, какие они есть. Со всеми в хороших отношениях, часто неосознанно становится лидером компании. Если занятие не интересно, то быстро теряет к нему интерес и не доделывает до конца.

Сангвиникам так же необходим подвижный вид спорта, но охотно они будут заниматься, только если спорт их заинтересует, а тренер вызывает симпатию. С сангвиниками можно быть в меру требовательным к выполнению заданий до конца. Сангвиники часто меняют свои увлечения, особенно если натыкаются на неинтересные мелочи. Помогите преодолеть эти мелочи, и сангвиник с новыми силами продолжит занятие. Важно поощрять усидчивость, целеустремленность и результативность. Если ваш ребенок – сангвиник, пусть вас не раздражает его непостоянность и неумение доводить начатое дело до конца. Помогите ему подкорректировать его характер, и он станет успешным и общительным.

Медлительный, спокойный, обстоятельный и последовательный. Не любит шум и гам. С детства аккуратист. Может часами собирать пазлы или рисовать. Вывести из себя может, если кто-то сбивает его распорядок и берет его вещи. Не стремится к лидерству, не обижается, но если с кем-то ссорится, то может прекратить дружбу навсегда. Его сложно вывести из себя, он миролюбив и не любит риск. Его речь нетороплива, с паузами, без мимики и жестов. Редко раздражается и старается жить по своим правилам и установкам. Соблюдает режим дня и свои правила. Любит постоянство. Может нарочно медленно одеваться, чтобы родитель вышел из себя и быстренько одел его сам. Сложно дается выбор, будет долго смотреть весь ассортимент, взвешивать, но в итоге попросит выбрать за него.

Если ваш ребенок флегматик, и вы куда-то собираетесь, то начните это делать раньше. Криками и скандалами вы только затормозите процесс. Не делайте за него его работу, а то он вообще перестанет ее делать. Нельзя флегматика обзывать лентяем и тюфяком, ругать за медлительность или нерасторопность, у ребенка может выработаться страх перед действием и он будет себя чувствовать неполноценным. Развивайте любознательность флегматика и заряжайте его положительными эмоциями. Смотрите мультики, ходите в зоопарк и цирк. Для развития подвижности и ловкости отдайте флегматика в спортивную секцию. Помогите флегматику развивать свое мнение по поводу просмотренного фильма или мультика или по поводу окружающих людей и их поступков. Иначе он будет думать как все, и подстраиваться под поведение друзей.

Чувствительные, обидчивые, неуверенные в себе и несамостоятельные. Даже незначительное повышение голоса может довести его до слез. Такие дети плаксы и трусишки. Речь тихая, но с интонациями. Меланхолик добр и отзывчив, у него сильно развитая интуиция. Они теряются в незнакомой обстановке и не способны постоять за себя. Они молчаливы, говорят редко и тихо, легко подчиняются людям. Не любят ходить в садик или в школу. Они быстро устают и опускают руки. Но у меланхоликов, очень богатый внутренний мир. Они мечтатели, фантазеры, но в тоже время рассудительные. У них мало друзей, как правило, это один или два человека, с которыми они могут быть полностью откровенны. Меланхолики любят одиночество.

Упрекая меланхоликов в лени и пассивности, вы только еще больше усугубляете его неуверенность в себе и развиваете комплекс неполноценности. Помогите меланхолику включаться в игры детей, научите его знакомиться и общаться с ними. Репетируйте знакомство с детьми. Внушите ему, что у каждого бывают неудачи и трудности. Поддерживайте его, хвалите как можно чаще, а в неудачах ищите положительные моменты. Говорите, что верите в него, что у него все получится, вспоминайте прошлые успехи. Спокойно разбирайте его неудачи, и вместе планируйте, как будете действовать в следующий раз. Постарайтесь стать для него близким человеком, с которым он может поделиться всеми своими секретами и чувствами. Слушайте его мысли, учите отстаивать свое мнение и не давите на него.

Большая ошибка думать, что есть положительные типы темперамента ребенка , а есть не очень, например, сангвиник это хороший темперамент, а холерик плохой. Плохих и хороших темпераментов не бывает. В каждом типе существуют положительные и отрицательные качества.

Идеально, если темперамент ребенка и родителей совпадает, но если нет, ни в коем случае не ломайте ребенка, а попытайтесь учесть все особенности и развивать согласно его темперамента. Помогите своему ребенку сохранить свою индивидуальность и пользоваться ее преимуществами. Ваш ребенок личность и с его темпераментом надо считаться. Будьте внимательны и добры к своему ребенку и ребенок будет любить вас вечно!

Воспитываем ребенка по типу темперамента.

Как воспитывать Сангвиника: Стремиться выработать у него устойчивые интересы. Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца. Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий. Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.

Как воспитывать Флегматика: Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу. Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий. Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность. Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

Как воспитывать Холерика: Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела. Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности. Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций. Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность. Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.

Как воспитывать Меланхолика: Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять. Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить. Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе. Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально. Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.

Общие правила воспитания: Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом. Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка.

Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент. Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает.

• Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.

• Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.

• Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.

• Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх

Источник

сценарий родительского собрания «темперамент — основа поведения ребенка»
план-конспект занятия на тему

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie.docx 34.33 КБ

Предварительный просмотр:

«ТЕМПЕРАМЕНТ – основа поведения ребенка»

· Познакомить родителей с психофизическими особенностями ребёнка.

· Выявить степень и методы воздействия на ребёнка родителей.

· Рассмотреть разные способы выхода из проблемных ситуаций.

  1. Организационный момент
  2. Консультация для родителей «ТЕМПЕРАМЕНТ – основа поведения ребенка»

Упражнение «Бег ассоциаций» (тема «ребенок», «взрослый»)

Участники по очереди высказывают ассоциации со словом «ребенок», второй круг ассоциации со словом «взрослый».

Вопросы для рефлексии: одинаковы или нет ассоциации. Охарактеризуйте эмоциональный фон 1-го и 2-го круга.

Темперамент во многом определяет поведение ребенка, способности к обучению и развитию, реакции на внешние раздражители. Зная темперамент ребенка, родители могут выбирать наиболее подходящие для него игры и методики обучения, правильно реагировать на проявление его чувств и эмоций – радости, гнева, страха, восторга, усталости и т.д. Что нужно знать родителям о темпераменте своего ребенка?

Что такое темперамент ребенка и чем он определяется?

Почему одни дети с удовольствием собирают конструкции из кубиков в полной тишине, а другим необходимо носиться по квартире, расшвыривая все на своем пути? Почему одни дети в шумной компании чувствуют себя как рыба в воде, а другие стараются отойти в тихий уголок, чтобы играть в полном одиночестве? Все детки разные, и в данном случае речь идет о детях с различными темпераментами.

Темперамент ребенка , или его тип высшей нервной деятельности, является врожденной устойчивой характеристикой и редко меняется по мере взросления ребенка. Темперамент определяет интенсивность нервных процессов человека, особенности баланса между возбуждением и торможением, уравновешенность и скорость смены настроения.

Что влияет на формирование темперамента ребенка ? Так как темперамент не формируется в течение всей жизни, а является врожденной характеристикой человека, то и внешние факторы на него существенно повлиять не могут. Обычно ребенок наследует темперамент мамы или папы, либо в нем проявляются черты обоих родителей в равной степени.

С какого возраста проявляется темперамент ребенка?

Темперамент ребенка начинает проявляться с самого рождения. Это выражается в той скорости, с которой малыш переходит от улыбки к плачу и наоборот, в его реакции на близких и малознакомых людей и даже в том, насколько быстро и легко ребенок засыпает. Но все это в значительной мере связано и с физиологическим состоянием малыша, поэтому точно определить темперамент ребенка можно только в период начала становления его личности – около трех лет.

Часто родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких-либо нарушений? Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.

Меланхолик – тревожный, сдержанный, тихий, необщительный, пессимистичный, негибкий, легко расстраивающийся. Флегматик – пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, ровный, спокойный. Холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, оптимистичный, активный. Сангвиник – общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный.

Разберем типы темперамента. Обратимся к сказочным персонажам. Дайте характеристику следующим сказочным героям: Буратино, Карабас Барабас, Черепаха Тортилла, Пьеро.

Остановимся немного подробнее на каждом из типов. Но перед этим проведем небольшое анкетирование.

Инструкция: Прочитайте следующие утверждения и отметьте плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристике вашего ребёнка.

1. Любит шум и суету.

2. Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.

3. Нередко раздражён чем-то, возбужден, беспокоен.

4. Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.

5. Любит работу, которую надо делать быстро.

6. Дети считают его веселым.

7. У него часто меняется настроение.

8. Чаще молчит в обществе.

9. Стесняется заговорить с новыми людьми.

10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.

11. Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.

12. Не прочь похвастать приукрасить события.

13. Часто не может усидеть на месте.

14. Его легко огорчить.

15. Дольше других сохраняет работоспособность, не устает.

16. Легко переключается с одного поручения на другое.

17. Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидания.

18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.

19. Быстро устает, отключается, перестает слушать.

20. Верит в себя, легко переносит неудачи.

Максимально набранное количество баллов и является соответствующим темпераментом Вашего малыша.

Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного занятия на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» — не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и нежадны. Ребенок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.

— Легко «забывает» о скучной и однообразной работе, вместо неё займется чем – то более интересным

— Если всё — таки займется порученным делом, то бросит его сразу, как только ему предложат что-то привлекательное

— Не все его многочисленные друзья соответствуют привычному кругу людей.

Положительные и отрицательные черты сангвиника

«+» — высокое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение ко всему;

« — » — легкомысленное, беспечное отношение к делу, переоценка себя.

С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно просматривать фильмы, сочинять и фантазировать. Такие дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому в арсенале неплохо иметь разноплановые нескучные игры.

Сангвиников нужно чаще хвалить, обсуждать с ними различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они находились в обществе детей и взрослых. Требуется время, чтобы научиться выслушивать их, не перебивая.

В его поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кроватке любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. Родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. У ребенка должен быть в семье человек (родитель, бабушка, дедушка, сестра, наконец, домашнее животное), которому он мог бы довериться полностью, получать от него тепло и внимание. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.

— Делая ему невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: «У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь»

— Если ребенок поехал в лагерь, то первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится

— Домашние задания останутся нетронутыми, а он сам находится в горестных раздумьях на тему: «Всё равно у меня ничего не получится»

— От него регулярно можно получать порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных воспитателей или учителей.

Положительные и отрицательные черты меланхолика

«+» — чувствительность — способность сочувствовать, сопереживать, хорошо выполняют тонкую работу. Становятся музыкантами, поэтами, художниками;

Родителям ребенка-меланхолика следует позаботиться о том, чтобы у него не было эмоциональных перегрузок, чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Грубое обращение с ними неприемлемо. Он может поплакать и погрустить – это нормально. Родителям необходимо следить за своими эмоциями, так как такие дети впечатлительны и настроение взрослых может передаться малышу. Такому ребенку лучше иметь в семье близкого человека, с которым он мог бы постоянно делиться проблемами. Предлагать им такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Они любят животных. Не требовать от меланхоликов , чтобы они немедленно отвечали на вопросы и просьбы взрослых, давать возможность побыть наедине с собой, заняться любимыми делами. Родителям меланхоликов необходимо следить за поведенческими проявлениями и воздействовать на малыша до того как он расплачется или сильно разозлится. Приемы: переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо, успокоить, пошутить. При перевозбуждении помогает массаж, спокойный разговор. И конечно следует контролировать свои эмоции (счет до 10 или подумать, помогут ли окрики).

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает, вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

— Часто он настолько увлечен своей очередной идеей, сто просто не слышит указаний

— Задания бросается выполнять, недослушав до конца, всё делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок

— С трудом идет на компромисс, вспыльчив и агрессивен не в меру

— Излишне самоуверен, любит риск, склонен к необдуманным поступкам

— Очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности

Положительные и отрицательные черты холерика

«+» — энергичность, общительность, настойчивость, инициативность;

Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуется заниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних. Ребенку необходимо научиться держать себя в руках.

Холериков как и сангвиников нужно чаще хвалить, обсуждать с ними различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они находились в обществе детей и взрослых. Требуется время, чтобы научиться выслушивать их, не перебивая. Родителям холериков как и родителям меланхоликов необходимо следить за поведенческими проявлениями и воздействовать на малыша до того как он расплачется или сильно разозлится. Приемы: переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо, успокоить, пошутить. При перевозбуждении помогает массаж, спокойный разговор. И конечно следует контролировать свои эмоции (счет до 10 или подумать, помогут ли окрики).

Медлительный молчун, полненький, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры (врач, дочки-матери). Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надолго, редко ошибается.

Родителей беспокоит обесцвеченность эмоционального мира ребенка, некоторое безразличие и не способность сопереживать. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. Старайтесь не слишком рано отправлять спать на ночь, не давайте пересыпать днем, утром будите настойчивее. Закаляйте, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку — флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будут действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви, особенно, если это родители или же симпатичный сверстник.

— Пока он умывается, завтракает, завязывает шарфик, звонок на урок давно уже прозвенит

— Если он всё же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «классная работа»

— Если без согласования заменить его привычный завтрак на что-нибудь новенькое – можно нарваться на большой скандал

— Хитрый ленивец – он может нарочно двигаться еще медленнее.

Положительные и отрицательные черты флегматика

«+» — приняв решение, доводят его до конца – «труженики жизни», усидчивые, настойчивые;

« — » — вялость, инертность, лень, пассивность.

Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием, родители также могут развивать фантазию малыша.

Не требовать от флегматиков как и от меланхоликов, чтобы они немедленно отвечали на вопросы и просьбы взрослых, давать возможность побыть наедине с собой, заняться любимыми делами.

  • Холерика лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность – флегматик.
  • Меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник.

Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.

Более проблематично взаимодействуют между собой пары

  • Холерик и меланхолик. В этом случае рекомендуется холерикам больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать всё так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто
  • Сангвиник – флегматик. В этом случае можно посоветовать следующее:

— флегматикам нужно постараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми, а сангвиникам — попытаться быть более последовательным в делах и более надежным в своих обещаниях.

  • Другие сочетания (холерик – сангвиник и флегматик – меланхолик) требует подстройки, так как первая пара эмоциональна и инициативна, что может вызвать проблему лидерства, а вторая – довольно инертна и пассивна.
  • Наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков и двух меланхоликов, несколько хуже – двух сангвиников и совсем плохо – двух холериков.

• Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.

• Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.

• Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.

• Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.

Источник

Читайте также:  Если у человека плохое настроение как его поддержать
Оцените статью