- Темперамент как совокупность индивидуальных особенностей и психологическое свойство личности
- Индивидуально-психологические особенности личности
- Как проявляются индивидуально психологические особенности личности
- Темперамент
- Типы темперамента по Гиппократу
- Темперамент в современной психологии
- Свойства
- Характер
- Классификации
- Акцентуации
- Структура
- Способности
- Эмоции
- Заключение
Темперамент как совокупность индивидуальных особенностей и психологическое свойство личности
Потребности, интересы и идеалы, установки и тенденции личности определяют, что хочет человек; его способности – что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть – каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.
Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Темперамент – это психологическое свойство личности характеризующее динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Основными компонентами темперамента являются:
— общая психологическая активность;
Для темперамента показательна 1) сила психических процессов – способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамической устойчивости.
При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение – более слабую реакцию. У индивидов с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может – в зависимости от очень изменчивого состояния личности – вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю».
Существенным выражением темперамента является 2) скорость протекания психических процессов, т.е. их подвижность – быстрота смены процессов возбуждения и торможения. Существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам и, наоборот – от более быстрых к более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других – как бы рывками, неравномерно и толчкообразно.
Темперамент также проявляется в 3) эмоциональной возбудимости –в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, – и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой, затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью.
Еще одним центральным выражением темперамента является 4) импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют.
Темперамент проявляется особенно наглядно в силе, а также скорости, ритме и темпе психомоторики человека – в его практических действиях, речи, выразительных движениях. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент.
Понятие о темпераменте возникло на основе учения древнегреческого ученого и врача Гиппократа (VI в. до н. э), который утверждал, что пропорция 4 элементов – жидкостей в теле человека (кровь «сангвиний», желчь «холе», слизь «флегма», черная желчь «мелана-холе ») определяет течение физических и душевных болезней.
И.П. Павлов полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности. Этими свойствами являются: сила, уравновешенность, подвижность.
Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент – это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т.д., но также и во впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п.
Исходя из указанных выще признаков и свойств, можно определить четыре основных типов нервной системы и темперамента:
· Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип.
· Сангвинический – характеризуется слабой впечатлительностью и большой импульсивностью. Сильный, уравновешенный и подвижный – живой тип.
· Флегматический – характеризуется слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Сильный, уравновешенный и инертный – спокойный, медлительный тип.
· Меланхолический – характеризуется сильной впечатлительностью и малой импульсивностью Слабый тип нервной системы.
Идеи Павлова о типах высшей нервной деятельности, развивали отечественные ученые.
Типи темперамента | Характеристики типов темперамента |
Холерик | людина, нервова система якої визначається переважанням збудження над гальмуванням, унаслідок чого вона реагує швидко, часто необдумано, не встигає загальмувати, стриматися, проявляє нетерпіння, поривчастість, нестриманість. Неврівноваженість її нервової системи зумовлює циклічність у зміні активності і бадьорості: захопившись будь-якою справою, вона пристрасно, з повною віддачею працює, але сил вистачає ненадовго. З’являється роздратований стан, поганий настрій, занепад сил і млявість («все падає з рук»). Чергування позитивних циклів підйому настрою і енергійності з негативними циклами спаду, депресії обумовлює нерівність поведінки і самопочуття, підвищену схильність до появи невротичних зривів і конфліктів з людьми. |
Сангвиник | людина з сильною, врівноваженою, рухливою нервовою системою, володіє великою швидкістю реакції, життєрадісна, завдяки чому її характеризує висока опірність труднощам життя. Рухливість нервової системи обумовлює мінливість відчуттів, інтересів, поглядів, високу пристосовність до нових умов. Це товариська людина. Легко сходиться з новими людьми і тому у неї широке коло знайомств, хоча сангвінік і не відрізняється постійністю в спілкуванні. Він продуктивний діяч, але лише тоді, коли багато цікавих справ, у противному випадку стає скучним, млявим. У стресовій ситуації проявляє «реакцію лева», тобто активно захищає себе, бореться за нормалізацію обстановки. |
Флегматик | людина з сильною, врівноваженою, але інертною нервовою системою, унаслідок чого реагує повільно, неговірка, емоції виявляються сповільнено (важко розсердити, розвеселити); володіє високою працездатністю, добре чинить опір сильним і тривалим подразникам, труднощам, але не здатна швидко реагувати в несподіваних нових ситуаціях. Флегматик міцно запам’ятовує все засвоєне, не здатний відмовитися від вироблених навичок і стереотипів, не любить міняти звички, розпорядок життя, роботу, нових друзів, важко пристосовується до нових умов. Настрій стабільний, рівний. І при серйозних неприємностях флегматик залишається зовні спокійним. |
Меланхолик | людина із слабкою нервовою системою, володіє підвищеною чутливістю навіть до слабких подразників, а сильний подразник може викликати «зрив», «стопор», розгубленість, тому в стресових ситуаціях результати діяльності меланхоліка можуть погіршитися в порівнянні із спокійною звичною ситуацією. Підвищена чутливість приводить до швидкого стомлення і падіння працездатності. Незначний мотив може викликати образу, сльози. Настрій дуже мінливий, але меланхолік прагне приховати, не проявляти зовні своїх відчуттів. Меланхолік не розказує про свої переживання, часто сумний, пригнічений, невпевнений в собі, тривожний, у нього можуть виникнути невротичні розлади. Проте, володіючи високою чутливістю нервової системи, меланхоліки часто мають виражені художні і інтелектуальні здібності. |
Темперамент не свойство нервной системы; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.
Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера. Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от поведения, убеждений, волевых, интеллектуальных и других качеств самого человека.
Так, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные волевые качества у человека, который не приучился контролировать свои поступки размышлением над их последствиями, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом – на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем – чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.
Итак, темперамент – динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.
Дата добавления: 2016-03-20 ; просмотров: 2099 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Индивидуально-психологические особенности личности
Индивидуально-психологические особенности личности – это врожденные и приобретенные уникальные свойства, которые являются условиями психической активности человека и определяют специфику выполнения им какой-либо деятельности. Говоря простыми словами, это основы, механизмы, законы функционирования психики отдельного человека. Разберем подробнее, что такое индивидуально-психологические особенности, и рассмотрим их проявления.
Как проявляются индивидуально психологические особенности личности
Психология изучает общие и индивидуальные законы формирования, развития психики. К слову, их изучает не только психология, но и философия, социология. К первому (общим закономерностям), например, относится теория о возрастных кризисах, концепция о психологических механизмах защиты. Ко второму – представления о становлении индивидуально-психологических характеристик. Что относится к ним? К индивидуально-психологическим особенностям личности относятся темперамент, характер и его отдельные черты, способности, эмоционально-волевая сфера.
Как и в чем проявляются индивидуально-психологические особенности? Да во всем. Например, то, как мы реагируем на какие-то события или как рассказываем какую-то историю, напрямую связано с темпераментом. Холерики поддаются эмоциям, много жестикулируют. Флегматики сдержанны, обращают внимание на мелочи, объективно оценивают ситуацию. Впрочем, мы уже забежали немного вперед. Давайте разберем каждую из основных индивидуальных характеристик подробнее, в том числе темперамент.
Интересно! Изучением индивидуально-психологических особенностей занимается специальных раздел психологии – дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий. Она объясняет, почему в одних и тех же ситуациях люди ведут себя по-разному, почему в одних и тех же условиях вырастают дети с совершенно разным будущем и т.д.
Темперамент
Темперамент – это тип нервной системы, врожденная характеристика. Это совокупность психофизических свойств личности, определяющая специфику выполнения деятельности. Ритм, скорость, интенсивность реакций – все это зависит от темперамента. Давайте подробнее разберем типы темпераментов, а потом их свойства.
Типы темперамента по Гиппократу
Впервые о темпераментах заговорил Гиппократ. Он выделил четыре типа личности на основе того, какая жидкость преобладает в человеке:
- Холи (желчь). Это подвижные, а иногда и суетливые люди. Отличаются резкими перепадами настроения и общительностью, переходящей в навязчивость.
- Флегма (слизь). Это спокойные, рассудительные, медлительные люди.
- Мелан холи (черная желчь). Это пессимисты, пребывающие в упадке сил и отличающиеся нерешительностью.
- Сангва (кровь). Это активные и упорные люди, которые всегда добиваются своего. Прирожденные лидеры.
С тех пор было проведено много исследований, появились разные классификации темпераментов, но эту типологию берут за основу до сих пор. Правда, о преобладании жидкостей уже никто не говорит, да и названия немного изменились. Изучение темпераментов ведется вокруг реакций возбуждения и торможения. А главным лицом в этой теории считается И.П. Павлов.
Темперамент в современной психологии
В современной психологии используют следующую классификацию темпераментов:
- Холерик. Сильный, подвижный, неуравновешенный тип. Про таких говорят «Заводится с полпинка». Правда, так же быстро холерик остывает. Причем он не просто остывает, а забывает причину ссоры, сам неприятный факт. Поэтому с холериками трудно решать разногласия. Холерики обладают лидерскими качествами, но несдержанность и эмоциональность мешает им добиться стабильного результата в жизни.
- Сангвиник. Подвижный, уравновешенный, сильный тип. Процессы возбуждения и торможения протекают быстро, но это не так ярко отражается на настроении, как у меланхолика. Сангвиники больше уходят в юмор. Их можно назвать отходчивыми. Они отличаются высокими адаптивными способностями, гибкостью, общительностью. Это позитивные и активные люди, которые умеют найти подход к каждому человеку, обладают лидерскими характеристиками. Сангвиник не терпит скуку и однообразие. Для него характерна высокая скорость и сила выполнения деятельности.
- Флегматик. Сильный, уравновешенный, неподвижный тип. Реакция возбуждения слабая. Флегматики отличаются сдержанностью и рассудительностью, которые иногда переходят в занудство. Это исполнительные и самые ответственные работники, но в быту с флегматиком сложно. Он скуп на эмоции, не умеет сопереживать, осторожен и пассивен. Не любит сюрпризы, эксперименты, новизну. Его сдержанность, стрессоустойчивость и хладнокровие иногда принимаются окружающими за равнодушие. Флегматики не любят смены деятельности.
- Меланхолик. Слабый, неуравновешенный, подвижный тип. Как и у холерика, у него постоянно скачет настроение, но преобладают негативные оттенки. Это пассивный, неуверенный в себе, ранимый тип. Быстро устает, плохо адаптируется к изменениям. Вместе с тем это самые душевные и сопереживающие люди с богатым и интересным внутренним миром.
Психологи отмечают, что в чистом виде не встречается ни один темперамент. То есть чаще в человеке смешано 2 или 3 типа.
Кроме этого, в современной психологии опираются на типологию темпераментов К.Г. Юнга. Он выделил два типа: экстраверты и интроверты. Первые направляют свою энергию во внешний мир, вторые – во внутренний мир. У экстравертов потребность в социальных контактах, групповой работе выражена острее, чем у интровертов. Последние склонны к уединению. Это связно с тем, что у интровертов выше чувствительность к внешним раздражителям. Экстраверты более устойчивы, поэтому для возбуждения им нужны сильные эмоциональные воздействия.
Свойства
Уравновешенность, подвижность, сила – это свойства темперамента. Об этом мы уже упомянули, но существуют и другие свойства. Разберем их подробнее:
- сензитивность (чувствительность) – реакция на минимальное воздействие раздражителя;
- реактивность – сила эмоциональной реакции на раздражители;
- активность – активность в межличностных отношениях, при выполнении деятельности;
- темп реакций – скорость движений, речи, мышления, выполнения деятельности;
- подвижность (пластичность/ригидность) – скорость адаптации к меняющимся условиям.
Представим портреты темпераментов через таблицу, где «+» – это высокий уровень, а «–» – низкий уровень какого-либо свойства.
Сензитивность | Реактивность | Активность | Темп реакций | Подвижность | |
---|---|---|---|---|---|
Холерик | – | + | + | + | + |
Сангвиник | – | + | + | + | + |
Флегматик | – | – | + | – | – |
Меланхолик | + | – | – | – | – |
Важно! Особенности темперамента нужно учитывать в процессе обучения, при трудоустройстве и при построении отношений с окружающими. От совместимости темпераментов зависит психологический климат в семье, трудовом коллективе, классе, группе.
Характер
Характер – это комплекс приобретенных свойств личности. Не верьте тем, кто говорит: «Такой у меня характер» или «Не сошлись характерами». В отличие от темперамента, характер можно изменить.
Для начала дадим определение понятию. Характер – это комплекс устойчивых свойств личности, которые определяют поведение и реакции человека и его отношение к другим людям и себе. А теперь разберем несколько классификаций характеров.
Классификации
З. Фрейд в рамках своей теории о психосексуальном развитии личности выделил такие типы характера:
- Оральный. Это раздражительный человек, склонный к перееданию, злоупотреблению алкоголем, курению и другим зависимостям. Среди людей этого типа встречаются представители двух подвидов: пассивно-оральные и орально-агрессивные. Первые отличаются наивностью, внушаемостью, ведомостью. Вторые отличаются цинизмом, часто проявляют агрессию, жаждут власти, склонны манипулировать людьми.
- Анальный. Это чрезмерно педантичные, скрытные люди, склонные к накопительству. Как и в случае с оральным характером, здесь существуют два подтипа: анально-удерживающий и анально-выталкивающий. Люди первого типа отличаются жадностью, упрямством. Люди второго типа отличаются эмоциональной нестабильностью и агрессивной тягой к лидерству.
- Фаллический. Люди этого типа стараются максимально во всем продемонстрировать свою мужественность/женственность. Причем не в лучших формах: дерзость, стервозность, развратность. Это люди крайностей. Они или ненавидят себя, или обожают; или хранят верность, или регулярно вступают в случайные связи; или чрезмерно осторожны, или ведут разгульный и опасный образ жизни и т.д.
- Генитальный. По мнению Фрейда, это оптимальный, здоровый тип характера. Ему присущ высокий уровень стрессоустойчивости, развитые адаптационные способности, общительность, открытость, активность. Такие люди добиваются успеха во всех сферах жизни и умеют расположить к себе.
Другой психоаналитик Александр Лоуэн назвал такие типы характеров:
- Оральный. Это люди, которые зависят от чужого мнения, боятся быть отвергнутыми, брошенными. Каждую минуту они требуют внимания к себе, ждут слов любви. Однако отдавать тепло они не умеют.
- Мазохистский. Это скрытные, недоверчивые и злопамятные люди, склонные к самонаказанию и самобичеванию. Они привыкли играть роль жертвы, страдать. Те, кто оказываются рядом с ними, становятся невольными участниками каких-то драм.
- Истерический. Это очень артистичные люди. Они не живут, а играют на сцене. Каждое их слово, реакция, жест четко выверены и отрепетированы. Однако чрезмерная эмоциональность мешает строить и осуществлять долгосрочные планы. Таким людям нужны эмоции, поэтому они постоянно попадают в какие-то неприятности, становятся участниками или зачинщиками скандалов, драк.
- Нарциссический. Это люди, которые руководствуются исключительно личными интересами. Люди для них – инструменты, средство достижения личных целей. Нарцисс не умеет сопереживать, сочувствовать. Он самоутверждается за счет других. Не переносит одиночества, так как ему нужно видеть, слышать и чувствовать восхищение собственной персоной.
- Шизоидный. Люди, которые живут в своем мире. Внешне кажется, что они холодные, черствые, равнодушные. Но это не так. Во внутреннем мире шизоида кипят страсти, он умеет любить, увлекаться чем-то. Но он не терпит «воды» и чего-то поверхностного. Тщательно выбирает друзей, увлечения, работу.
Полагаю, вы обратили внимание, что характеры получают свои названия по набору отдельных, ведущих качеств. Поэтому иногда типы характеров называют типами акцентуаций. Но давайте разберем это отдельно.
Обратите внимание! Не бывает плохих или хороших характеров. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
Акцентуации
Акцентуации – это заостренные черты характера. То есть это некоторая дисгармоничность, при которой одни черты слабо выражены, а другие чрезмерно развиты.
В психологии принято ориентироваться на типологию акцентуаций, предложенную А.Е. Личко:
- Гипертимный тип. Это находчивые, активные и общительные люди. Они везде пробьют себе дорогу, правда, с долгосрочным планированием возникают проблемы. Склоны к риску, редко думают о последствиях своих действий.
- Циклоидный тип. Жизнь таких людей состоит из циклов: то хорошее настроение, то плохое, активность сменяется пассивностью, период повышения работоспособности переходит в период упадка сил и т.д. Если общаться с этим человеком изредка, то может сложиться впечатление, что вы имеете дело с разными людьми. Одна фаза цикла длится 2–4 недели.
- Лабильный тип. Непредсказуемый и эмоционально нестабильный тип. Отношение к себе, другим людям и миру напрямую связано с настроением. Заметна повышенная чувствительность к внешним раздражителям.
- Астеноневротический тип. Тревожный, капризный, вялый тип, склонный к ипохондрии – чрезмерной озабоченности собственным здоровьем. Такие люди быстро устают от работы, общения и другой активности.
- Сензитивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди. Предпочитают уединение, спокойные и тихие игры, увлечения «на одного». В присутствии близких людей ведут себя раскованно, но в кругу малознакомых лиц отличаются замкнутостью, нерешительностью.
- Психастенический тип. Это тревожные, мнительные, нерешительные люди, склонные к философствованию. Быстро устают, страдают перепадами настроения. Часто уходят в себя.
- Шизоидный тип. Эти люди выстраивают между собой и миром невидимую стену. У них не выражена потребность в социальных контактах, им хорошо в одиночестве. Это упрямые и целеустремленные люди, которые не любят лить воду. Им важна суть вещей, а не форма. Словам предпочитают поступки.
- Эпилептоидный тип. Это пассивный, негибкий тип, который склонен к аффективным вспышкам. Причем в данном случае аффект длится достаточно долго – до нескольких дней. Все это время человек пребывает в подавленном настроении и ищет того, на кого можно сорвать злобу. Эпилептоиды бывают опасными для окружающих, в период вспышки способны на насилие.
- Истероидный тип. Таких людей отличает эгоцентризм. Они равнодушны к проблемам и интересам других, жаждут постоянного внимания к своей персоне. Склонны к манипуляциям и шантажу, в том числе демонстративным попыткам суицида.
- Неустойчивый тип. Люди этого типа не любят работать, пытаются убежать от реальности и ответственности в мир развлечений, игр. Не могут находиться в одиночестве. В компаниях занимают положение ведомых.
- Конформный тип. Люди этого типа боятся новизны, не воспринимают ее ни в каких формах. Они привязываются к вещам, людям, работе, порядку и т.д. Долго осваиваются в новой обстановке и с трудом адаптируются к любым изменениям в жизни. В группе чаще оказываются ведомыми, чем ведущими.
Возможно, вас смутили некоторые названия, уж очень они похожи на названия психических расстройств. Не пугайтесь. Акцентуация это не патология. Однако и к норме ее отнести нельзя. Это пограничное состояние между нормой (гармоничным характером, в котором все черты уравновешены, компенсируют друг друга) и патологией (психопатией). Акцентуации нужно контролировать и по возможности корректировать, так как при влиянии неблагоприятных факторов они могут перейти в патологию.
Структура
Структура характера – это группы ведущих черт. В психологии нет общепринятой классификации, но условно можно выделить такую структуру характера:
- эмоциональные черты – жизнерадостность или угрюмость, чувствительность или черствость;
- волевые черты – решительность и нерешительность, самостоятельность и зависимость, инициативность и пассивность;/li>
- моральные черты – доброта и жестокость, отзывчивость и равнодушие, искренность и лживость;
- интеллектуальные черты – любознательность или безразличие, сообразительность или тупость, находчивость или растерянность.
В быту встречается много неофициальных названий характеров: слабохарактерный (тряпка), стальной характер (человек со стержнем), никакой характер (человек «ни рыба ни мясо»). Все это имеет отношение к структуре характера. То есть окружающие замечают, какая группа черт выражена сильнее или слабее и на основе этого дают название всему характеру. Например, под стержнем подразумеваются развитые волевые качества.
Способности
Способности – это врожденные данные. Если говорить точнее, то с рождения нам даются задатки, и в дальнейшем от условий развития человека зависит, разовьются они в способности или нет. Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования способностей. Способности – это свойства личности, помогающие достичь больших успехов в выполнении какой-либо деятельности по сравнению с другими людьми.
Способности бывают биологически обусловленными (даны от природы) и социально приобретенными (специфические способности). Кроме этого, в психологии принято выделять такие типы способностей:
- Общие. Помогают добиваться успеха в любом виде деятельности. Примеры общих способностей: хорошая память, высокая устойчивость внимания и подвижность психики.
- Специализированные. Увеличивают шансы на успех в освоении конкретной деятельности. Примеры: музыкальный слух, художественный вкус.
Среди специальных способностей можно назвать такие виды:
- музыкальные,
- художественные,
- спортивные,
- литературные,
- творческие,
- учебные,
- интеллектуальные,
- математические,
- прочие.
По предмету взаимодействия принято выделять такие способности:
- межличностные – человек с легкостью устанавливает социальные контакты;
- предметные – человеку лучше удается взаимодействовать с предметами, чем с людьми.
Кроме этого, выделяют теоретические и практические способности. В первом случае человек больше склонен к анализу, рассуждениям. Во втором случае человек предпочитает реализовывать свою деятельность через активные действия.
По степени развития способности бывают репродуктивными (повторение чужого опыта, знаний) и изобретательными (создание чего-то уникального, нового).
Эмоции
Эмоции – это психическая реакция на какие-либо события. Эмоциональная реакция всегда субъективна и не имеет ничего общего с объективными фактами. Эмоции связаны с индивидуальными потребностями личности, а также убеждениями, опытом.
По типу эмоции бывают положительными и отрицательными. К первым относится радость, страсть, энтузиазм, вера, оптимизм, надежда, удовлетворение. Ко вторым – скука, раздражение, разочарование, беспокойство, уныние, страх, печаль, волнение.
Психолог Б.И. Додонов предложил такую классификацию эмоций по специфике ситуаций, в которых они возникают:
- коммуникативные;
- альтруистические;
- праксические (возникают после успешного выполнения задуманного);
- глорические (связаны с потребностью в самоутверждении);
- пугнические (возникают в ситуации риска, опасности);
- романтические;
- эстетические;
- гностические (связаны с тягой к знаниям);
- акизитивные (связаны с накоплением, собирательством);
- гедонистические (связаны с какими-либо удовольствиями).
Эмоции – это ситуативные переживания. Они кратковременны. Если вы продолжаете испытывать то же самое и после завершения ситуации, то это чувство. Однако на практике первое и второе часто отождествляют.
Воля – это способность человека сознательно регулировать свое поведение, деятельность. Наличие воли предполагает преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к цели. Воля формируется к 5-6 годам. До этого момента у ребенка есть только непроизвольная активность. Но постепенно ребенок учится структурировать свои мотивы и желания, преодолевать трудности, анализировать свои мысли и действия.
Воля проявляется в таких чертах характера как настойчивость, решительность, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержка, исполнительность, дисциплинированность. Наличие этих качеств заметно на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне.
Заключение
Индивидуально-психологические особенности влияют на отношение человека к самому себе и миру, восприятие мира и самого себя. От индивидуально-психологических особенностей зависит активность человека, а, соответственно, и весь жизненный путь. Именно изучение индивидуально-психологических особенностей помогает человеку определиться с профессией, выбором жизненного пути. Без понимания индивидуальных характеристик невозможно саморазвитие, самореализация, самоактуализация.
Теперь вы знаете, каковы индивидуальные психологические особенности личности и понимаете, что все они взаимосвязаны, а большинство из них поддается коррекции.
Источник