Темперамент это признак социального или биологического

Биологические предпосылки развития личности. Темперамент. Типологии темперамента

33. Биологические предпосылки развития личности. Темперамент. Типологии темперамента.

Биологические предпосылки развития личности (по книге Асмолова и по книге Гиппенрейтер).

В системной детерминации развития личности выделяют:

1. индивидные свойства человека как предпосылки развития личности,

2. социально-исторический образ жизни как источник развития личности и

3. совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

Так через понятие «индивид» обозначил «индивидные» — природные (биологические) свойства человека. Индивидные свойства человека выражают тенденцию человека к сохранению и обеспечивают широкую адаптивность.

Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя биологического вида. При этом, в понятии «индивид» отражается два основных признака: целостность субъекта и наличие у него индивидуальных свойств, которые отличают его от других представителей того же вида. Человек рождается индивидом, с обусловленными природой особенностями – генотипом.

Личность – это качественно новое образование, формирующееся благодаря жизни человека в обществе.

выделяет следующие индивидные свойства:

1. Возрастно-половые свойства

А) Возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида

Б) Онтогенез полового диморфизма

2. Индивидуально-типические свойства

А) Конституция индивида

Б) Нейродинамические свойства мозга

В) Функциональная асимметрия индивида

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки. Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей и характера, соответственно. Они не представляют собой свойств личности и не являются основой личности. Свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, типы высшей нервной деятельности и т. д.) определяют формально-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношения человека к миру, к другим лицам и самому себе, оказывают влияние на становление личности. Например, конституция или какой-либо органический дефект вроде хромоты может оказать влияние на формирование личности.

Индивидные свойства расположены не под социальными качествами личности, не над ними, а в конкретной деятельности могут выступить и как необходимые предпосылки, совершенствуясь в ней, и как психофизиологические реализаторы деятельности, обеспечивающие достижение тех или иных целей, и как средства, считаясь с которыми и овладевая которыми личность оценивает свои возможности, выбирает разные по сложности классы задач.

«Относительно связи биологического и психического вряд ли целесообразно сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев. При одних определенных обстоятельствах биологическое выступает к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), в других — как предпосылка, в третьих — как содержание психического отражения (например, ощущения состояний организма). ». Связь индивидных свойств с развитием личности имеет системный характер. С самого момента движения человека в обществе эти предпосылки начинают активно участвовать в жизни той или иной эволюционирующей системы, влиять на ее развитие, трансформироваться из предпосылок в результате ее развития, использоваться личностью как средства достижения ее целей.

Задатки – это природные предпосылки способностей. Однако, еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. Возможно, это некоторые свойства нервной системы (например, повышенная чувствительность нервных структур) или какая-то специальная предрасположенность (например, к восприятию звуков, красок). То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. Но пока нет способов определить меру участия генотипического (наследственного/врожденного) фактора в развитии способностей.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Темперамент (по книге Гиппенрейтер)

Темперамент (лат. temperamentum – смесь, соотношение) – динамические характеристики психической деятельности.

Темперамент – это совокупность динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде (оба определения по Гиппенрейтр).

Начало развития «учения о темпераменте» состояло в том, что Гиппократ постулировал четыре типа темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик), которые понимались в сугубо физиологическом смысле (в зависимости от преобладающей телесной «жидкости»: крови, слизи, желчи и черной желчи, соответственно), что является началом физиологической линии изучения темперамента.

Позже появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т. д. (их впервые обобщил И. Кант, 1789). Так появились психологические описания («портреты») различных темпераментов, что положило начало психологической линии изучения темперамента.

Дальнейшие поиски реальных органических основ темперамента все время соотносились с этими психологическими типами. Одна из таких попыток – учение о типах нервной системы (НС) Павлова (выделил три основных свойства НС: сила (С), уравновешенность (У), подвижность (П) – сопоставил их в разных сочетаниях с типами темперамента: сангвиник – С, У, П; флегматик – С, У, не П; холерик – С, не У; меланхолик не С). Типы НС некоторое время рассматривались как физиологическая основа темперамента. Однако развитие науки привело к тому, что это представление стало достоянием истории.

Читайте также:  Дыхательные упражнения для снятия стресс

Четыре типа темперамента уже нигде не фигурируют – ни в плане психологическом, ни в плане физиологическом. Выделяются «динамические аспекты» поведения. Например, по Небылицыну, три главных, компонента темперамента:

1. Об­щая активность индивида («энергетика» — по Петухову). Главным образом выражается в тенденции личности к самовыражению, освоению и преоб­разованию внешней действительности.

2. Моторная активность (быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и т. п.). Этот компонент выделяется из первого потому, что обладает особым значением для актуализации внутренней динамики психических состояний.

3. «Эмоциональность». Характеризует особенности возникновения, протекания и прекраще­ния разнообразных чувств, аффектов и настроений.

Сохраняется уверенность, что такие свойства имеют физиологическую основу, т. е. определяются некими особенностями функционирования физиологических структур. Вопрос каковы эти структуры находится «на переднем крае науки».

Собственно психологического подход к темпераменту идет от анализа только поведения (признак органических основ, как правило, не фигурирует). Главную нагрузку несет признак «формально-динамических свойств поведения». Среди них перечисляются и такие «формальные» особенности поведения как темп, ритм и др., и свойства, которые чаще относят к характеру, например инициативность, стойкость и т. п. Вопрос о круге конкретных свойств, которые следует отнести к темпераменту остается открытым. А тенденция расширять круг свойств темперамента приводит к смешению темперамента с характером и даже с личностью. Темперамент и характер в психологии различаются, однако четкой границы между ними не проводится. В самом общем смысле темперамент понимается либо как «природная основа», либо как «динамическая основа» характера.

1. Гуморальные типологии (связывающие темперамент со свойствами жидкостей организма). Главная из них – типология темпераментов Гиппократа (см. выше)

2. Близко к гуморальным стоит типология . Идея: в основе проявлений темпера­мента в конечном счете лежат свойства системы кровообращения (калибр сосудов и толщина их стенок). Малый просвет и тонкие стенки – сангвиник; большой просвет и тонкие стенки – флегматик; малый просвет и толстые стенки сосудов – холерик; большой просвет и толстые стенки – меланхолик.

3. Морфологические типологии.

а) Типология темпе­рамента Э. Кречмера.

По морфологическим признакам Кречмер (на основе их измерений) выделил основные конституционные типы телосложения и определил темперамент через них. Изначально типология разрабатывалась на материале психически больных людей (изучались корреляции их конституции с психическими заболеваниями). Далее была распространена и на здоровых людей.

(хрупкий, высокий, плоская грудь, узкие плечи, конечности длинные и худые)

Замкнут (так называемый аутизм), склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.

(толстый, тучный, средний рост, большой живот, короткая шея)

Эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах.

(мускулистый, крепкий, высокий, широкоплечий)

Спокойный, маловпечатлительный, сдержанные жесты, мимика. Невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки.

Шелдон выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезо­морфный и эктоморфный.

1. Эндоморфное – с преобладанием мягких округлостей; чрезмерное развитие органов пищеварения.

1. Висцеротонический – склонный к релаксации, к физическому комфорту, к получению удовольствия от еды, к социальным контактам.

2. Мезоморфное – с преобладанием костей, мускулов и соединительной ткани; тяжелое, сильное, прямоугольное телосложение.

2. Соматотонический – склонный к настойчивости, энергичный, ценящий силу, риск, мужество.

3. Эктоморфное – с преобладанием высокого роста и хрупкости относительно массы своего тела; обладает хорошо развитыми органами чувств, самым большим мозгом и развитой нервной системой.

3. Церебротонический – склонный к сдержанности, к интроверсии, к уединению и одиночеству, подавленности.

В основу классификации положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трёх зародышевых листков: эндодермы, мезодермы и эктодермы.

Это выразительно описал Э. Берн: «Человек, как и цыплёнок, происходит из яйца. На ранней стадии человеческий зародыш представляет собой трёхслойную трубку, внутренний слой которой превращается в желудок и лёгкие, средний слой – в кости, мускулы, соединительную ткань и кровеносные сосуды, внешний же – в кожу и нервную систему. Обычно эти три слоя растут в одинаковом темпе, так что средний человек является правильной комбинацией мозга, мускулов и внутренних органов. Однако в некоторых яйцах один из слоёв разрастается больше других и… может обнаружиться, что у одного больше внутренностей, чем мозгов, или больше мозгов, чем мускулов… Деятельность индивида оказывается связанной главным образом именно с этим разросшимся слоем… Человека, форма тела которого зависит от внутреннего слоя яйца, обозначают словом эндоморф. Если эта форма зависит от среднего слоя, его называют мезоморфом. Если форма тела зависит от внешнего слоя, человека называют эктоморфом

Читайте также:  Высказывания про радость для детей

Соматотип определяется тремя числам по шкалам эндоморфности, мезоморфности, и эктаморфности. Допускается существование любой формулы – типа (2-6-2, 3-4-3 и т. д.). Крайние комбинации: 1-1-1 и 7-7-7 фактически невозможны. Наклыдвая методику У. Шелдона на типологию Э. Кречмера, получаем: 7-1-1 – пикник (эндоморф), 1-7-1 – атлет (меозоморф) и 1-1-7 – астеник (эктоморф).

4. Типология Павлова – см. выше (органическая основа типа темперамента – тип НС).

Примечание. также предложил:

1) в типологии дописать Юнговскую типологию (преобладание экстроверсии или интроверсии + мышления или чувства + ощущения или интуиции).

2) в качестве биологических предпосылок развития личности рассматривать также идеи Адлера о чувстве неполноценности (речь о его возможных биологических причинах – например физическом дефекте).

3) и описать вопрос психопатологий и акцентуаций – так как по мнению большинства психиатров психопатии врожденны.

Я это делать отказываюсь, так как считаю притянутым за уши и не соответствующим вопросу.

Источник

Человек, индивид, личность

О чем эта статья:

Человек как биологический вид

С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Животное

Человек

1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.

1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.

2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.

2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.

3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.

3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.

4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.

4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.

Индивид и личность

С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Читайте также:  Как взять все свои эмоции под контроль

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Важно!

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.

Биологическая сущность человека

Социальная сущность человека

Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.

Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.

Индивидуальность

В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.

Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.

Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Вопросы для самопроверки

Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:

Человека от животных отличает:

а) взаимодействие с другими представителями вида,

б) способность преодолевать инстинкты,

в) способность использовать подручные средства как орудия труда.

На формирование личности влияет:

а) воспитание в семье,

б) культурная среда,

в) исторические условия,

г) все перечисленное.

Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:

а) необычный цвет волос,

б) высокий интеллект,

в) творческие способности,

г) все перечисленное.

Что характеризует человека как личность?

а) характер и темперамент,

б) принадлежность к Homo Sapiens,

в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.

Источник

Оцените статью