Е.Р. СЛОБОДСКАЯ
Индивидуальные особенности проявляются с первых месяцев жизни: в одних и тех же условиях разные дети ведут себя неодинаково, причем отличительные черты поведения с постоянством проявляются в самых различных ситуациях. Именно этот устойчивый индивидуальный стиль поведения и называют темпераментом [5]. Свойства темперамента имеют биологическую основу, однако “это не только генетически обусловленные характеристики поведения” [19; 133 – 134], биологическая основа может быть в любом возрасте и не генетической природы. Кроме того, темперамент в любом возрасте является результатом взаимодействия меж ду особенностями индивида и окружающей его среды. Исследования по генетике поведения показали, что помимо общепризнанного влияния среды существует и противоположно направленное влияние: индивид в процессе развития активно формирует окружающую его среду в соответствии с особенностями своего темперамента [12]. Однояйцовые близнецы, например, живут в значительно более сходных условиях, чем разнояйцовые, а тем более – обычные братья и сестры. В целом влияние семейной среды усиливает генетические различия между детьми [6].
Современная психофизиология объясняет свойства темперамента характеристиками трех эмоциогенных систем мозга: достижения, борьбы или бегства и торможения поведения. Эти системы контролируют реакции индивида на стимулы награды, наказания и угрозы. Деятельность системы торможения поведения проявляется в снижении текущей активности, повышении уровня внимания. Активация системы достижения приводит к импульсивному поведению и снижению сосредоточенности. Обе системы вызывают вегетативную мобилизацию [1]. Вполне возможно, что одна и та же ситуация некоторыми индивидами может расцениваться как опасная, а другими – как привлекательная, в зависимости от темперамента – конституциональных особенностей систем торможения и активации поведения. Эта концепция широко применяется в возрастной психофизиологии, так как в период раннего детства имеется уникальная возможность наблюдать непосредственные проявления деятельности систем активации и торможения поведения [15].
Большинство методик определения темперамента основано на девяти показателях Нью-Йоркского лонгитюдного исследования [9], [13]. Это: 1) двигательная активность; 2) ритмичность –
предсказуемость физиологических функций; 3) приближение или избегание нового; 4) привыкание; 5) чувствительность; 6) настроение; 7) интенсивность эмоциональных реакций; 8) отвлекаемость; 9) внимание – настойчивость. Первоначально темперамент оценивали с помощью полуструктурированного опроса родителей. В последнее время чаще всего используются менее трудоемкие методы – стандартные опросники, выявляющие типичное поведение человека в каждодневных ситуациях [3], [8]. Многие из них характеризуются достаточно хорошими показателями надежности (внутренней согласованностью, сходством экспертных оценок и данных повторного тестирования); однако согласованность оценок обоих родителей и данных различных опросников, как правило, невысока. Недостаточно разработаны и вопросы обоснованности опросников темперамента [13], [14].
Большинство опросников предназначено для определенных возрастных групп, что не позволяет изучать темперамент человека в различные периоды жизни. Исключение составляет Модифицированный опросник темперамента М. Уиндла и Р.М. Лернера (МОТ), который можно применять с раннего детского до взрослого возраста [18]. Он определяет следующие факторы темперамента: 1) общую активность; 2) активность во сне; 3) гибкость; 4) настроение; 5) ритмичность сна; 6) ритмичность еды; 7) ритмичность привычек; 8) отвлекаемость; 9) внимание. Две последние черты у детей объединены в одну – ориентацию на задание [19].
Родительские оценки темперамента ребенка складываются из трех составляющих: объективной, субъективной и психометрической ошибки [10]. Ошибка измерения отражает надежность опросников, субъективную же составляющую выявить значительно труднее, так как восприятие и оценка поведения зависят не только от особенностей детей и родителей, но и от степени сходства между ними.
Цель настоящей работы – анализ объективных и субъективных факторов, связанных с родительскими оценками темперамента детей: сравнение материнских и отцовских оценок, данных различных опросников, выявление многомерной структуры темперамента детей и взаимосвязей темперамента детей с темпераментом родителей и социально-экономическим положением семьи.
КОНТИНГЕНТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследовано 89 детей (36 девочек и 53 мальчика), посещавших ясли. Социально-экономические показатели, полученные из опроса родителей и карт развития детей, включали: пол и возраст ребенка, возраст его поступления в ясли; возраст родителей; размер и состав семьи; ее доход и жилищные условия. Применялись три опросника темперамента [4], [7]:
1) ШОТ-24 – Шведский опросник темперамента двухлетних детей [17];
2) МОТ-Д – Модифицированный детский опросник темперамента;
3) МОТ-В – модифицированный опросник темперамента для взрослых [18].
Русский вариант МОТ дополнен шкалами чувствительности и интенсивности эмоциональных реакций. Психометрические характеристики русских вариантов опросников изучены недостаточно; имеются лишь сведения о согласованности данных ШОТ с экспертными оценками [2].
В двух группах яслей родителям предлагали ШОТ-24, не указывая, кто именно должен отвечать на вопросы. Опросники заполнили 98% родителей (50 матерей и один отец). В двух других группах ШОТ-24, МОТ-Д и МОТ-В предлагалось заполнить обоим родителям. Процент возврата опросников составил у матерей: ШОТ-24 – 95%, МОТ-Д – 97%, МОТ-В – 97%; у отцов – 67, 70 и 77% соответственно. Материнские оценки темперамента тех детей, чьи отцы заполнили опросники, не отличались от оценок всей выборки. Одного ребенка воспитывала бабушка, которая заполнила опросники темперамента. С помощью компьютерной программы определилась средняя взвешенная оценка каждой черты темперамента. В обеих версиях МОТ вычислялась выраженность отвлекаемости и внимания, а также суммарная оценка ориентации на задачу. Шкала “активность во сне” была исключена из анализа в силу недостаточной обоснованности.
Многомерная структура темперамента и его взаимосвязи с характеристиками семьи анализировались по данным ШОТ-24 (N=88). Величина выборки при анализе корреляций материнских и отцовских оценок составила 21; корреляции между оценками ШОТ-24 и МОТ-Д определялись по данным 36 материнских и 22 отцовских опросников. Значение социально-экономического положения изучалось с помощью дисперсионного и корреляционного анализа.
1. СТРУКТУРА ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСГА
Распределение оценок темперамента существенно не отклонялось от нормального. Средние значения ШОТ-24 отличались от опубликованных [3] большим приближением (девочки, t(57, 35)=3,11; р
Вклады черт темперамента в первые три главные компонента (N=88)
Три первые главные компонента объясняли более половины всего разнообразия темпераментов. Первая выделяла легко приспосабливающихся детей с хорошим настроением, интересующихся всем новым, и детей с противоположными характеристиками. Следующая компонента выделяла группу отвлекающихся детей со слабой настойчивостью, интенсивностью и активностью и противоположную группу – детей, сосредоточенно погруженных в свои занятия, бурно выражающих чувства, активных. И, наконец, третья компонента указывала на то, что повышенной чувствительности обычно сопутствует непредсказуемость функционального
состояния ребенка, хорошее настроение и невысокая интенсивность эмоциональных реакций.
В самых разных странах основные различия между детьми первых лет жизни связаны с легкостью или трудностью воспитания: быстрое привыкание, интерес к новому и хорошее настроение в сочетании со слабой интенсивностью, отвлекаемостью и ненастойчивостью “легкого” ребенка, а противоположный набор черт – “трудного” [9], [16]. В настоящем исследовании этот комплекс черт представлен двумя первыми главными компонентами. Результаты анализа указывают на существование трех психофизиологических механизмов, определяющих различия в темпераменте детей. Один из них регулирует поведение при изменениях окружающей обстановки, определяя знак реакции (положительный – приближение, отрицательный – избегание) и скорость ее протекания (привыкание); второй обеспечивает “энергетический уровень” – выраженность внимания и интенсивность эмоциональных реакций. Третий отвечает за фоновое состояние организма, определяя порог чувствительности и ритмичность функций.
2. ТЕМПЕРАМЕНТ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ
Средний возраст детей составил 24,7 мес (15 – 31 мес). Средний возраст поступления в ясли – 18,6 мес (9 – 28 мес); 56% обследованных были единственными детьми, 16% проживали без отца, 24% – вместе с бабушкой или дедушкой. Возраст 58% матерей и отцов во время рождения ребенка не превышал 25 лет. 37% родителей имели высшее образование, 20% – учились в вузе, 58% семей жили в одной комнате.
1. Активность. Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24, г=0,54; р
2. Ритмичность. Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – недостоверна, МОТ-Д – г=0,45; р
3. Приближение. Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – г=0,56; р
в отдельной квартире (F(1, 83)= =7,09; р=0,01), а дети, растущие в семьях из четырех и более человек, – преобладанием избегания (F(1, 84)=9,766; p=0,003); при этом значимыми факторами были и наличие других детей (F(1, 83)=7,81; р=0,01), и совместное проживание с бабушкой (F(1, 83)= 4,07; р=0,04). Приближение было связано с возрастом отца (г=0,23; р
4. Привыкание. Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – г=0,64; р
5. Чувствительность. Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – r=0,66; р
6. Настроение. Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – r=0,61; р
7. Интенсивность. Согласованность оценок матерей и отцов, ШОТ-24: r=0,70; р 8. Отвлекаемость и внимание. Согласованность оценок матерей и отцов недостоверна, корреляция ШОТ-24 и МОТ-Д значима только у материнских оценок отвлекаемости: г=0,34; р
Отвлекаемость характеризует способность реагировать на внешние стимулы во время какого-либо занятия; активное внимание (или настойчивость) – способность продолжать деятельность, несмотря на препятствия [2]. Эти способности достижения цели взаимосвязаны: дети оказались похожими на мать по настойчивости и на отца – по отвлекаемости; кроме
Таблица 2
Корреляция между чертами темперамента детей и родителей
Ориентация на задачу
Примечание : МОТ-Д – Модифицированный детский опросник темперамента; МОТ-В – Модифицированный опросник темперамента для взрослых [4]. М – матери, N=37; О – отцы, N=23. * – р
того, легко отвлекающиеся матери невысоко оценивали настойчивость своих детей. С другой стороны, чувствительные матери считали своих детей и неотвлекающимися, и ненастойчивыми, а отцы с выраженной ритмичностью сна – неотвлекающимися и настойчивыми.
В целом доля значимых корреляций родительских оценок темперамента ребенка и своего собственного по МОТ у матери – 16%, у отца – 12% от общего числа возможных взаимосвязей. Корреляции между одноименными шкалами составляют почти половину всех значимых взаимосвязей материнских оценок χ 2 =20,7; р 2 =5,27; р 2 =4,45; р
ОБСУЖДЕНИЕ
Коэффициенты корреляции материнских и отцовских оценок в основном значимы, но невысоки. Среднее значение коэффициента корреляции по шкалам ШОТ-24 – 0Д4; МОТ-Д – 0,53. Согласованность вполне достаточная: обычно значения коэффициентов корреляции по отдельным шкалам колеблются от -0,21 до 0,72, а средние значения не превышают 0Д9 [13], [14].
Согласованность ШОТ-24 и МОТ наиболее высока по шкалам приближения и ритмичности, причем общая ритмичность по ШОТ-24 больше всего коррелирует с ритмичностью сна по МОТ-Д. Наименее согласованы шкалы активности, чувствительности и внимания. Средний коэффициент корреляции материнских оценок – 0,24; отцовских – 0,33. При анализе различных опросников темперамента детей от четырех месяцев до пяти лет [13] наиболее сходными оказались шкалы приближения (0,46 – 0,69), настроения (0,35 – 0,69) и активности (0,50 – -0,65).
Современные исследования индивидуальных различий показали, что в раннем возрасте темперамент в основном определяется деятельностью систем активации и торможения поведения [15]. Сходство оценок приближения/избегания, полученных различными способами, объясняется, вероятно, хорошей обоснованностью этой черты темперамента. С другой стороны, ее многочисленные связи с социально-экономическими показателями говорят о том, что темперамент создает окружающую среду. Изучая эти связи, можно понять, как воспроизводится определенный образ жизни. Неудивительно, что повышенным приближением к новому отличаются дети, чьи родители стремятся получить образование и живут в общежитии, а также дети наиболее молодых отцов. Гораздо более интересно, что избеганию нового может способствовать существование большой семьи – с бабушкой и более чем с одним ребенком.
Проявление таких черт, как активность и настроение, вероятно, обусловлено деятельностью разных психофизиологических систем. Конституционально активный и жизнерадостный ребенок может отличаться и высокой возбудимостью системы торможения поведения, и тогда он будет “самим собой” только в привычных условиях, а в новой обстановке покажется скованным, заторможенным и подавленным. Ситуационная специфичность и приводит, скорее всего, к невысокой согласованности оценок активности и настроения. Интересна связь настроения с возрастом детей. У нас нет оснований полагать, что в раннем возрасте доля положительных эмоций увеличивается. Необоснованно и предположение о том, что дети с плохим настроением поступают в ясли раньше: показано, что “трудные” дети чаще воспитываются дома, чем “легкие”, жизнерадостные [11]. Поэтому полученные результаты скорее всего говорят о внешних влияниях: поступление в ясли – травмирующее событие, и чем позже оно произойдет, тем лучше будет преобладающее настроение у ребенка. С течением времени, однако, неблагоприятное воздействие новой обстановки уменьшается. Более высокая двигательная активность и лучшее привыкание единственных детей также может свидетельствовать о средовых влияниях на темперамент. Дети, имеющие братьев или сестер, живут в менее предсказуемой среде, чем единственные, и, вероятно, у них меньше резервы поведенческой адаптации.
Наибольшие различия в оценках ШОТ обнаружили шкалы, входившие во вторую и третью главную компоненту темперамента – ритмичности, отвлекаемости и внимания. Именно эти три черты отличаются наименьшим постоянством в ходе развития. Отчасти это объясняется тем, что характер их проявления меняется по мере взросления ребенка [16]. Но вполне возможно, что психофизиологические системы, обеспечивающие внимание и ритмичность, больше подвержены внешним влияниям, чем системы активации и торможения поведения. При составлении МОТ пересмотру подверглись именно эти шкалы [18], [19]. Сходство отцовских и материнских оценок всех трех видов ритмичности по МОТ вполне достаточное, что подтверждает целесообразность разделения общей ритмичности. В то же время черта МОТ “ориентация на задачу”, объединяющая отвлекаемость и внимание, по-прежнему неодинаково оценивается обоими родителями.
ВЫВОДЫ
1. Согласованность отцовских и материнских оценок темперамента детей по ШОТ-24 достаточная; согласованность данных ШОТ-24 и МОТ неодинакова по разным чертам темперамента.
2. Различия темперамента у детей раннего возраста связаны в основном с легкостью или трудностью их воспитания и могут объясняться деятельностью психофизиологической системы торможения поведения.
3. Стойкое ухудшение настроения детей после поступления в дошкольное учреждение указывает на влияние внешних условий на темперамент.
4. Особенности окружающей среды для детей с выраженным приближением или избеганием указывают на активную роль темперамента при формировании образа жизни.
1. Грей Дж. Нейропсихология эмоций и структура личности // Журн. высш. нервной деятельности. 1987. Т. 37, вып. 6.
2. Колпаков В.Г. и соавт. Определение темперамента у детей первых лет жизни посредством родительских опросников // Известия СО АК СССР. 1984. № 13/2. Серия биологических наук.
3. Колпаков В.Г. и соавт. Определение темперамента у детей посредством родительских опросников // Известия СО АН СССР. 1987. № 6/1. Серия биологических наук
4. Опросники для определения темперамента. Методические рекомендации. Красноярский государственный медицинский институт. Фонд ментального здоровья. Красноярск, 1993. Вып. IV , V.
5. Павлов И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож // 20-летний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных. М., 1951.
6. Пломин Р. Среда и гены. Что определяет поведение? // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994.
7. Родительские опросники для определения темперамента детей 0,5; 1; 2 лет. Методические рекомендации. Красноярский государственный медицинский институт. Фонд ментального здоровья. Красноярск, 1993. Вып . I, У .
8. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 2.
9. Чесс С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ современных западных ученых. Новосибирск , 1994.
10. Bates J.E., Bayles К. Objective and subjective components in mothers’ perceptions of their children from age 6 months to 3 years // Merrill-Palmer Quarterly. 1984. V. 30.
11. Galamos N.L., Lerner J.N. Child characteristics and the employment of mothers with young children: A longitudinal study // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Development. N. Y., 1988.
12. Goldsmith H.H. Behavior-genetic approaches to temperament // Temperament in Childhood. Chicester, 1989.
13. Goldsmith H.H., Rieser-Danner L.A. Assessing early temperament // Handbook of Psychological and Educational Assessment of Children. N. Y.; L., 1990.
14. Hubert N.C. et al. The study of early temperament: Measurement and issues // Child Devel. 1982. V. 53, N 3.
15. Kagan J. et al. Behavioral inhibition to the unfamiliar // Child Devel. 1984. V. 55.
16. Maziade M. et al. Empirical characteristics of the NYLS temperament in middle childhood: Congruities and incongruities with other studies // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Develop. N. Y., 1987.
17. Persson-Blennow I., McNeil T.F. Questionnaires for measurement of temperament in one- and two-year-old children: Development and standartization //J. Child Psychol. and Psychiat. 1980. V. 21, N 1.
18. Windle M., Lerner R.M. Reassessing the dimensions of temperamental individuality across the life span: The Revised Dimensions of Temperament Survey (DOTS-R) // J. Adolescent Research. 1986. V. 1.
19. Windle M. A factorial replication study of the adult revised dimensions of temperament survey // J. Personal. Assess. 1989. V. 53. N 4.
Поступила в редакцию 14. XII 1994 г.
Источник