Темперамент человека определяет тип нервной системы

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

Презентация к уроку

Цели:

  • Дать учащимся определение понятия «тип нервной системы».
  • Познакомить учащихся с типами нервной системы и их различиями.
  • Дать учащимся определения понятия «темперамент».
  • Помочь выявить свой ведущий тип темперамента.
  • Подвести учащихся к определению понятия «характер».
  • Познакомить учащихся с видами черт характера.
  • Организовать исследовательскую деятельность учащихся по выявлению свойственных им черт характера.
  • Подвести учащихся к определению понятия «самооценка».
  • Помочь учащимся выявить уровень собственной самооценки.
  • Нервную систему человека и животных составляют: органы чувств, нервы, мозг.
  • Нервная система у каждого человека имеет индивидуальные свойства. Выделяют различные типы нервной системы.

Слайд 2

Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.
Мозг человека работает как единое целое, образующие его клетки связаны между собой по их функциям в центры. Нервный центр — это не только отдельный участок коры мозга, но и совокупность ряда таких участков, находящихся в функциональном взаимодействии.
Как в отдельном нейроне — нервной клетке, так и в группе их, т. е. в нервных центрах, протекают в сложном взаимодействии два противоположных и активных процесса — возбуждение и торможение. При этом возбуждение каких-либо одних участков мозга вызывает торможение других.
Процессы возбуждения и торможения могут быть уравновешенными или более или менее выражение преобладать одни над другими, выявляя характерную возбудимость или, напротив, тормозимость. Они могут в различных случаях протекать с различной силой, с различной степенью легкости переходить из одних центров в другие и сменять друг друга в одних и тех же центрах, иными словами, обладать различной степенью подвижности.
Сочетание характерных для данной нервной системы особенностей силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения и определяет тип нервной системы. Встречаются наиболее ярко выраженные четыре типа.

Слайд 3

Таблица «Темперамент и свойства нервной системы»

Темперамент по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по Павлову Выдающиеся личности
Флегматик Работоспособный
Малоэмоциональный
Надежный
Спокойный
Серьезный
Сильный
Уравновешенный
Малоподвижный
Кутузов
Крылов
Ньютон
Сангвиник Активный
Энергичный
Жизнерадостный
Легкомысленный
Беззаботный
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
Наполеон
Холерик Очень энергичный
Вспыльчивый
Эмоциональный
Напористый
Чувствительный
Сильный
Неуравновешенный
Подвижный
Петр Первый
Пушкин
Суворов
Меланхолик Замкнутый
Ранимый
Сдержанный
Задумчивый
Грустный
Слабый
Неуравновешенный
Сдержанный
Лермонтов
Блок
Гоголь

Слайд 4

Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.

Типы темперамента

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Слайд 5

Проверка усвоения особенностей темпераментов:

– Что лежит в основе выделения различных типов темперамента? (Скорость, сила, уравновешенность, наших реакций)
– В чем проявляется темперамент? (В мышлении, речи, манере общения)
– Темперамент – это качество врожденное или приобретенное? (Биологическое, врожденное)
– Что называется темпераментом? (Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.)
– Какие типы нервной системы сильные? (Флегматик, сангвиник, холерик)

С темпераментом тесно связан характер. В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений, в характере – со стороны ее содержания.

Слайд 6

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

Слайд 7

Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отношений выделяют четыре группы черт характера:

– отношении человека к другим людям ( общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.);
– отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.);
– отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность);
– отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость и т.д.)

Слайд 8

Черты характера во многом определяют поведение человека – способы действий в типичных ситуациях.
Давайте же попытаемся научиться определять наиболее типичные черты характера, в том числе и своего.

Слайд 9

Методика диагностики характера.

Цель: методика диагностирует деловые черты характера человека.

Инструкция: испытуемым предлагается из 15 ниже обозначенных черт характера выбрать семь, наиболее устойчивых для себя.

1. Самостоятельность. 2. Творческий подход к делу. 3. Инициативность. 4. Старательность. 5.Аккуратность. 6. Исполнительность. 7. Дисциплинированность. 8. Усидчивость. 9.Добросовестность. 10. Трудолюбие. 11. Оперативность. 12. Настойчивость. 13.Работоспособность. 14. Ответственность. 15. Организованность.

Обработка данных.

Преобладание качеств с первого до четвертого включительно, свидетельствует о творческом комплексе. Преобладание черт с пятого по десятый включительно – об исполнительском, с одиннадцатого по пятнадцатый – об организаторском комплексе.

Слайд 10

Тест «Художник или мыслитель?»

А) Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б) Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый или левый?

В) Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г) Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». какая ладонь сверху?

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.
ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, подвержен различным влияниям, беззащитен, но в то же время идет на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения.
ПЛЛЛ – отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – эмоционален, легко контактирует практически со всеми, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, консервативен.
ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Читайте также:  Как выразить свои чувства другому человеку

Знаешь ли ты о своих достоинствах и недостатках. Как ты думаешь, у тебя больше положительных или отрицательных качеств?

Слайд 11

Способность оценивать самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков называется – самооценка.

Слайд 12

Эксперимент «Моя самооценка»

1. Внимательно прочти слова, характеризующие определенные черты характера.

Аккуратность трусость завистливость настойчивость пунктуальность нерешительность равнодушие отзывчивость грубость ответственность заботливость искренность обидчивость смелость беспечность вспыльчивость самообладание необязательность целеустремленность застенчивость чувство юмора преданность медлительность развязность сострадательность холодность

2. Заполните таблицу, поместив в первый столбец качества, характеризующие идеального человека. Во второй – качества, выражающие черты характера, которыми идеальный человек обладать не должен.

3. Из первого и второго столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми, как тебе кажется, обладаешь ты.

Обработка результатов

Число положительных черт, которыми ты себя наделил, подели на число слов, помещенных в столбце №1. Если результат близок к «единице», скорее всего, ты себя переоцениваешь. Если результат близок к «нулю» – это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности. При результате, близко к «0,5», ты можешь сделать вывод, что у тебя нормальная самооценка. Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2. Результат, близкий к «0» – завышенная самооценка, к «1» – заниженная, к «0,5» – нормальная.

– Те знания, которые вы сегодня получили, и навыки, которые приобрели, помогут изучить себя и более четко поставить перед собой личностные и профессиональные цели.

Литература:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988.
  2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Москва. межд. пед. акад. 1995.
  3. Зюзько М.В. Пять шагов к себе: книга для учащихся. Москва. Просвещение 1992.
  4. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. Москва. Просвещение 1991.
  5. Орлов А.Б. Самопознание и самовоспитание характера. Москва. Просвещение 1987.
  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. под ред. И.В. Дубровиной. Москва Академия 1995

Источник

Темперамент человека определяет тип нервной системы

Библиографическая ссылка на статью:
Голованова К.В. 24 типа темперамента по И.П. Павлову // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94053 (дата обращения: 04.10.2021).

Если не будешь знать имен, умрет и познание вещей.

В клинических рекомендациях к МКБ-10 отмечается, что «концепция типов личности существовала на всем протяжении истории психиатрии», но «ни одна из предлагавшихся классификаций не оказалась бесспорной», и далее: «клиницистам даже не удалось договориться об оптимальном количестве выделяемых вариантов (разброс составляет от четырех типов Гиппократа до 810, выделенных Fourier». В других исследованиях о темпераментах также подчеркивается, что классификаций типов столько же, сколько на эту тему сочинено теорий [1, с. 6; 2, c. 295]. Третьи характерологи справедливо напоминают, что «многообразие и сложность явлений не освобождает их от действия основных законов психологии» [3, с. 233].

В статье осуществлена попытка отразить научную классификацию типов и вариаций (промежуточных типов) темпераментов, а также их количество по И. П. Павлову, который на основе учения о ВНД подвел физиологический фундамент под систему четырех типов темперамента, выделенных Гиппократом (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический). Далее в работе «Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека» И. П. Павлов дает пояснение о возможных вариациях этих четырех типов: «Не считаясь с градациями и беря только крайние случаи, пределы колебания: силу и слабость, равенство и неравенство, лабильность и инертность обоих процессов, мы уже имеем восемь сочетаний, восемь возможных комплексов основных свойств нервной системы, восемь ее типов. Если прибавить, что преобладание при неуравновешенности может принадлежать, вообще говоря, то раздражительному процессу, то тормозному, и в случае подвижности также инертность или лабильность может быть свойством то того, то другого процесса, то количество возможных сочетаний простирается уже до двадцати четырех. И беря, наконец, только грубые градации всех трех основных свойств, мы уже тем чрезвычайно увеличиваем число возможных сочетаний» [4, с. 336].

Различные попытки классифицировать подвиды или вариации основных четырех типов темперамента, которые делались ранее (в том числе учениками и последователями И. П. Павлова: классификации А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского и др.) [5, c. 36; 6, с. 215], были осуществлены либо бессистемно, либо буквально «на глазок», без научного обоснования, в то же время описательно довольно точно (Kretschmer, 1921; Ганнушкин, 1933; Leonhard, 1968; Личко, 1977; Волков, 2000).

И. П. Павлов же подводит именно научное обоснование под каждый подвид (вариацию темперамента), отсюда и конкретное число типов, но дальнейшая разработка этих вариаций в павловской школе так и не была проведена.

Ранее описать именно данные 24 типа темперамента (в контексте диагностики и профориентации), в т. ч. прибавляя к ним мыслительный, художественный и средний тип, описанные И. П. Павловым, и соответственно получая не 24, а 72 типа, пробовали психиатр Б. Я. Первомайский [7], психолог В. А. Лапин [8]. Попытки подобраться к другим (кроме четырех) общим типам нервной системы были отражены и в работах учеников павловской школы: например, обнаружилось, что «у сильного типа неуравновешенность может характеризоваться также преобладанием торможения над возбуждением» или «внутри слабого типа различают еще сильную его вариацию, в которой возбуждение отличается большей силой» [9, с. 93], и в работах советской школы дифференциальной психологии, но в какой-то момент работа по типологизации фактически остановилась [10, с. 21].

В настоящее время психолог А. К. Дроздовский изучает проявления типологических особенностей свойств НС и их измерение с учетом множества параметров у людей разных профессий, основываясь на учениях советской психологической школы и западных психологических (неклинических) школ [11, с. 51]. Проводятся исследования связи черт темперамента с нейрохимическими системами: модель функционального ансамбля темперамента И. Н. Трофимовой [12]. Существуют также описательные исследования именно сочетаний типов темперамента других авторов [13; 14; 15]. Но единого мнения и системы по-прежнему нет, не говоря уже о до сих пор совершенно различном понимании специалистами понятий «темперамент», «характер», «личность».

При беглом анализе западной литературы о темпераментах и характерах можно выделить давние тенденции не к выявлению типов, а скорее поиску компонентов структуры темперамента, факторного анализа личности без выделения типов вообще (например, трех- и более компонентная структура темперамента , поведенческая модель профиля личности DISC, пятифакторная модель личности «Большая пятерка»); также изучается психогенетика темперамента; в научно-популярной литературе часто встречаются издания об опасных патологических характерах – социопатах (в том числе с ранжированием их на типы) [ 16 , с. 17; 17 ; 18, c. 5 ; 19, c. 158 ; 20] . Также много изданий о четырех темпераментах с религиозным уклоном, популярные книги в духе соционики и пособий по развитию личности.

Сами рассматриваемые сочетания (вариации) обозначаются специалистами по-разному: например, конформно-гипертимный тип, эпилептоидно-неустойчивый тип и др. (А. Е. Личко); синтонноподобные аутисты, психастеноподобные эпилептоиды и др. (М. Е. Бурно); вариант эпилептоидного характера «рубаха-парень» и истерического характера «астенические истерики» (П. В. Волков); демонстративно-застревающие личности, педантичный характер с гипертимностью (K. Leonhard); «смешанные типы» часто упоминаются на различных клинических разборах, экспертизах (А. Г. Гофман); комбинированные типы (А. Ф. Лазурский); активный и подавленный холерик (L. H. McCormick) [21, c. 6]; неврастеники и психастеники в группе астеников (Б. Ганнушкин) (22, с. 20]; эпилептоидность и истероидность как сочетания шкал ММРI (Н. Н. Нарицын; автор также отмечает, что «акцентуации – это краски, и в сочетании они могут дать совершенно уникальные цвета») [23, с. 137; 24; 25, с. 73; 26, с. 26; 27, с. 142; 14, с. 23; 3, с. 72; 28, c. 17]. В исследованиях В. М. Русалова – «смешанный низко эмоциональный тип», или «смешанный высоко активный тип», или даже «неопределенный тип», с пояснением, что «классификация этих типов – дело будущих научных исследований» [29, с. 302].

В то же время примечателен факт об очевидно ошибочном положении Канта, что сложных темпераментов вообще нет: «Их всегда и во всем только четыре, и каждый из них прост; нельзя и предвидеть, что вышло бы из человека, который имел бы смешанный темперамент» [30, с. 95].

Следует также обратить внимание, что в житейском и научно-популярном описании типы нервной системы, выделенные И. П. Павловым, часто отражены однобоко, так как происходит приписывание процессов, которые являются наиболее распространенными, но не единственными вариантами. Например, холерик часто описывается как сильный, неуравновешенный (возбудимый), тогда как может быть не только возбудимый, но и тормозимый варианты [1, с. 177], и только процессы «сила» и «неуравновешенность» здесь постоянны и неизменны. Такой же пример с меланхоликом: верно только то, что это слабый тип НС, тогда как часто этот тип описывается только как неуравновешенный и инертный, но существуют и другие варианты (в том числе уравновешенный меланхолик), и только «слабость» НС – главная отличительная особенность меланхолика.

Читайте также:  Если чувства остыли статусы

В лаборатории И. П. Павлова выделялись так называемые промежуточные типы: «слабая вариация сильного типа» или «сильная вариация слабого типа» [31, с. 153]. Ближайшим учеником И. П. Павлова П. С. Купаловым было выделено большое число вариаций слабого типа, также он выделил, например, второй неуравновешенный тип, у которого неуравновешенность зависит от различной подвижности основных нервных процессов (эксперименты проводились на животных) [32, Т. 25; 33, с. 12; 34, с. 56].

Разберем 24 типа темперамента без «грубых градаций», которые излишни (с ними теоретически получатся 96 вариаций) [31, с. 154]. Разбор будет осуществлен с учетом всех свойств нервной системы человека. Таким образом получается: два варианта сангвиников, два варианта флегматиков, восемь вариантов холериков и двенадцать вариантов меланхоликов.

Класс сангвиников (2 подкласса)

Сангвиники (тип НС: сильный, уравновешенный, лабильный)

1. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса).

2. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса).

Класс флегматиков (2 подкласса).

Флегматики (тип НС: сильный, уравновешенный, инертный)

3. Сильный уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса).

4. Сильный уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса).

Класс холериков (8 подклассов).

Холерики (тип НС: сильный, неуравновешенный)

5. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).

6. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса).

7. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).

8. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса).

9. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).

10. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).

11. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).

12. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).

Меланхолики (НС: слабая)

13. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).

14. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса).

15. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).

16. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса)

17. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).

18. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).

19. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).

20. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).

21. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса).

22. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса).

23. Слабый уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса).

24. Слабый уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса).

Схематично это можно отобразить с помощью классической таблицы темпераментов по И.П. Павлову (рис. 1) и подробной таблицы с градациями (24 типа темперамента, рис. 2).

Рис. 1. Четыре типа темперамента

Рис. 2. 24 типа темперамента

Таким образом, исходя из вышеупомянутой логики, можно предположить, что в разговоре, например, о психастеноподобном холерике будет иметься в виду 8-й тип НС по И. П. Павлову, под которым будет научная основа – это сильный, неуравновешенный, лабильный тип темперамента с преобладанием торможения в неуравновешенности и тормозного процесса в лабильности.

Прежде чем перечислить снова все 24 типа темперамента уже не просто по номеру, а с названиями вариаций, напомним о свойствах нервной системы и соответственно темпераменте. Темперамент — это тип высшей нервной деятельности (сочетание ее свойств) [10, с. 78]. Нервная система (белое проводящее нервные импульсы вещество, разветвляющееся по всему организму наподобие кровеносной системы) имеет врожденные свойства: сила, уравновешенность, подвижность. Сила: выносливость к воздействиям среды, уравновешенность: сбалансированность возбуждения и торможения, подвижность: лабильность или инертность смены реакции.

Нервная система человека может быть от природы либо сильной, либо слабой, уравновешенной или неуравновешенной, лабильной или инертной. Каждый человек обладает всеми тремя свойствами, но в разных вариациях. Один сильный уравновешенный лабильный, другой сильный неуравновешенный лабильный, третий слабый неуравновешенный инертный и т. д. И поскольку такие свойства НС, как слабость, неуравновешенность, подвижность, – неоднозначны (т. е. могут быть как в строну возбуждения, так и в строну торможения), появляются градации (вариации или подклассы) основных типов (см. рис. 2).

Например, сильный тип НС по процессу возбуждения: выносливость (возможность долго выполнять трудную работу с той же интенсивностью и продуктивностью); способность преодолевать трудности, неудачи, стремление к трудностям, настойчивость, повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности; самостоятельность в поступках; умение быстро мобилизоваться в случае неудачи. Слабый тип НС обладает противоположными показателями (быстрая утомляемость, несобранность и пр.).

Сильный тип НС по процессу торможения: работоспособность, особенно в неинтересном деле; способность хранить интересные новости; неторопливость в принятии решений; сдержанность в разговоре, в поступках (включая стрессовую ситуацию); прочное формирование навыков, связанных с волевой задержкой; неторопливость речи, движений, пантомимики. Слабый тип НС обладает противоположными показателями.

Подвижность нервных процессов: быстрый темп активности, включая освоение новой работы, обстановки, материала (но иногда и быстрое забывание без повторений); быстрое сближение с людьми, любовь к новым впечатлениям; подвижность, живая мимика, речь, легкое засыпание и пробуждение. Показатели инертности нервных процессов противоположные [35, с. 159; 36].

Особо остановиться следует на таком свойстве, как «подвижность». Когда речь идет о таких его вариациях, как лабильность и инертность, все просто. Но когда нужно определить что такое, например, «лабильность раздражительного процесса» или «инертность раздражительного процесса», «лабильность тормозного процесса» или «инертность тормозного процесса», – возможна путаница. В данном исследовании будем исходить из того, что «лабильность раздражительного процесса» означает быстроту смены реакции в строну возбуждения, и наоборот – «лабильность тормозного процесса» означает быстроту смены реакции в сторону торможения; а «инертность раздражительного процесса» означает медленность переключения с раздражительного процесса, и наоборот – «инертность тормозного процесса» означает медленность переключения с тормозного процесса [1, с. 201].

Соответствие гиппократовских названий современной медицинской терминологии: сангвиник – циклоид, флегматик – шизоид, холерик – эпилептоид, меланхолик – психастеник.

24 типа темперамента с названиями вариаций

Класс сангвиников (2 подкласса)

  • Сангвиники (тип НС: сильный, уравновешенный, лабильный)

1. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса). Гипертим (циклоид).
2. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса). Гипотим (циклоид).

Класс флегматиков (2 подкласса).

  • Флегматики (тип НС: сильный, уравновешенный, инертный)

3. Сильный уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса). Холодный флегматик (шизоид).
4. Сильный уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса). Чувствительный (классический) флегматик (шизоид).

Класс холериков (8 подклассов).

  • Холерики (тип НС: сильный, неуравновешенный)

5. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса). Гипертимный холерик.
6. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Гипотимный холерик.
7. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса) (вариант уточняется). Уравновешенный холерик.
8. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Психастеноподобный холерик.
9. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Классический холерик (эпилептоид).
10. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Возбудимый холерик (истерический).
11. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Шизоидоподобный (холодный) холерик.
12. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Шизоидоподобный (чувствительный) холерик.

Класс меланхоликов (12 подклассов).

13. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса). Холерический (гипертим) меланхолик. Истерик.

14. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Холерический (гипотим) меланхолик (вариант уточняется). Педант.

15. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса) (вариант уточняется). Холерический (уравновешенный) меланхолик.

16. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Классический меланхолик. Психастеник.

17. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Эпилептоидоподобный психастеник.

18. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Истерический меланхолик. Астеник.

19. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Эпилептоидоподобный (вариант холодного шизоида) психастеник. Смешанный тип психастеника (уточняется).

20. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Эпилептоидоподобный (вариант чувствительного шизоида) психастеник. Смешанный тип психастеника (уточняется).

21. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса). Гипертимный психастеник.

22. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса). Гипотимный психастеник.

23. Слабый уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса). Шизоидоподобный (холодный) психастеник.

24. Слабый уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса). Шизоидоподобный (чувствительный) психастеник.

Читайте также:  Свободен вновь ищу союза волшебных звуков чувств

Для наглядности на рис. 3 предлагаем несколько возможных примеров (из жизни), разных вариаций темпераментов одного класса (по аналогии с материалами-наблюдениями K. Leongard, М. Е. Бурно, П. В. Волкова).

Рис. 3. Примеры вариаций темперамента

Заключение

Перечисленные выше типы, их обобщение и систематизация представлены здесь как пробный шаг к научному обоснованию подвидов (вариаций) темпераментов. Работа будет продолжена в дальнейшем исследовании. Также планируется описать подробно каждый из 24 типов, где фактически понадобится описать лишь часть, так как некоторые типы известны и подробно описаны, тогда как такие типы, как «гипертимный психастеник» или «шизоидоподобный (холодный) холерик» и другие, существуют в популяции, но фактически не описаны.

К вопросу о диагностике: классические тесты на темперамент не подойдут. В частности, «Методика диагностики темперамента Стреляу» (Павловский опросник темперамента) [16], тест-опросник Айзенка EPI («Круг» Айзенка) [37]; «Формула темперамента» А. Белова [34] определяют характеристики типа нервной деятельности и классы (сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов), но без вариаций и дифференцировки.

Тесты на характеры-акцентуации также имеют свои недостатки. Там шкал больше, есть дифференцировка, но из-за отсутствия не только четкого определенного договора о количестве типов, но и о содержании-описании характеров (включая их названия) происходит некоторая путаница, несоответствие (например, опросник Леонгарда – Шмишека не имеет шкалы шизоидности, а его дальнейшее усовершенствование с сочетаниями шкал недостаточно разработано) [38]. Методика ПДО А. Личко уже содержит шкалу шизоидности и некоторую дифференцировку, сочетания, но предназначена для подростков.

Самым надежным и безукоризненным остается личностный опросник MMPI: показывает два варианта шизоидов, два варианта сангвиников, истероидность, ригидных и взрывных холериков, лабильных, астеников, психастеников и многие другие вариации (но, разумеется, не все) [39; 40]. Далее нужны разработки, уточняющие вариации темпераментов, специальные шкалы, опросники.

Также из данной классификации видно, что некоторые сочетания невозможны: например, флегматичный истерик и наоборот (можно предположить, что здесь не вариация темперамента, а что-то другое), или нет сочетания меланхолический флегматик, но флегматичный меланхолик, напротив, возможен, и т. д. Все это также требует уточнений и пояснений.

Библиографический список

  1. Банщиков В.М. О темпераменте человека: (Очерки из истории вопроса в соврем. состоянии) : (Материалы для симпозиума в февр. 1974 г.) / В. М. Банщиков, Г. Д. Новинский, О. М. Эфендиев ; Всерос. науч. мед. о-во невропатологов и психиатров. – Москва:, 1973. – 276 с.
  2. Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова и др. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 512 с. – (Серия «Клинические рекомендации»).
  3. Лазурский А.Ф. Классификация личностей / под редакцией М. Я. Басова и В. Н. Мясищева; вступительная статья М. Я. Басова. – Изд. 4-е. – Москва : URSS, cop. 2017. – 290 с.
  4. Павлов И.П. Рефлекс свободы. – М. : Кн. клуб Книговек ; СПб.: Северо-Запад, 2011. – 448 с.
  5. Иванов-Смоленский А.Г. Об изучении типов высшей нервной деятельности животных и человека // Журнал высшей нервной деятельности. 1953. Т.З. Вып. 1.С. 36-54.
  6. Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка – Ленинград : Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1958. – 320 с.
  7. Первомайский Б.Я. Методические рекомендации к исследованию типа высшей нервной деятельности человека для целей психиатрической диагностики и профориентации. Ворошиловград: Изд-во Ворошиловградского мед. ин-та, 1974. – 40 с.
  8. Лапин В.А. Исследование типа ВНД человека. Модус: Пенза, 1990.
  9. Очерк теории темперамента / под ред. проф. В. С. Мерлина ; М-во просвещения РСФСР. Перм. гос. пед. ун-т. Уральск. отд-ние О-ва психологов при Акад. пед. наук СССР. – 2-е изд. – Пермь : Кн. изд-во, 1973. – 292 с.
  10. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. – 700 с.
  11. Дроздовский А.К. Проявление типологических особенностей свойств нервной системы и психологических типов в образовании, профессиях, спорте и в семье: опыт применения в научных исследованиях и на практике двигательных методик Е. П. Ильина для измерения свойств нервной системы: сборник авторских научных публикаций. – Санкт-Петербург: Реноме, 2017. – 299 с.
  12. Trofimova, I.N. An overlap between mental abilities and temperament traits. In: McFarland, D. (Ed.) General and specific mental abilities. Cambridge. Scholars Publishing, Cambridge, UK. — 2019. — С. 176-225.
  13. Блюмина Т.А. Вековые натуры в семье, школе и обществе: Рук. по диагностике, систематике, коррекции типов темпераментов-характеров в детстве и юности: (В 2 ч.). – М.: Альфа, 1996. – 329 с.
  14. Волков П.В. Психологический лечебник : разнообразие человеческих миров : руководство по профилактике душевных расстройств / – М. : Рипол классик, 2004. – 478 с.
  15. Психология и психоанализ характера : [хрестоматия по психологии и типологии характеров] / (Райгородский Д. Я. (ред.-сост.)). – (Изд. 5-е, доп.). – Самара : Бахрах-М, 2009. – 703 с.
  16. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие. – М.: Смысл, 2009. – 104 с.
  17. Bill J. Bonnstetter, Judy I. Suiter. — Universal Language DISC. Reference Manual (14th edition). — 2011, TTI International.
  18. Корниенко Д.С. Природа индивидуальных различий по свойствам “Большой пятерки” // Теоретическая и экспериментальная психология . 2011. Т. 4. № 2 . С. 5-13.
  19. Millon T. Personality Disorders in Modern Life. — 2000. — С. 158—161.
  20. Хаэр Р.Д. Лишенные совести: пугающий мир психопатов / (пер. с англ. Б. Л. Глушак). – Москва (и др.) : Вильямс, 2016. – 285 с.
  21. Student’s Course in Characterology: An Exact Science in Fifteen Lessons : Embracing Physiognomy, Phrenology and Pathognomy / Leander Hamilton McCormick . Rand McNally, 1921. – 547 с.
  22. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика / П. Б. Ганнушкин. – Москва : Мед. кн., 2010. – 121 с.
  23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) / А. Е. Личко. – Санкт-Петербург: Речь, 2013. – 251 с.
  24. Клинические разборы в психиатрической практике / под редакцией А.Г. Гофмана, Ю.С. Савенко. – Москва: МЕДпрессинформ, 2017. – 635с.
  25. Бурно М.Е. О характерах людей: психотерапевтическая книга / Профессиональная Психотерапевтическая Лига. – Изд. 6-е. – Москва : Академический проект, 2014. – 639 с.
  26. Нарицын Н.Н. Ты и Я, Я не Ты / Николай Нарицын. – М.: Махаон, 2001. – 475 с.
  27. Леонгард К. Акцентуированные личности / Карл Леонгард; Пер. с нем. В. М. Лещинской. – Киев : Вища школа, 1981. – 390 с.
  28. Горинов В.В., Данилова С.В., Басилашвили О.С. Смешанное расстройство личности (научный обзор)//Российский психиатрический журнал . 2008. № 3 . с. 17-23.
  29. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В. М. Русалов; Российская акад. наук, Ин-т психологии. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2012. – 528 с.
  30. Кант И. Антропология / Иммануил Кант; Пер. Н.М. Соколова. – Санкт-Петербург : тип. П.П. Сойкина, ценз. 1900. – 194 с.
  31. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений / В. В. Шульговский. – 3-е изд., перераб. – Москва : Академия, 2014. – 382 с.
  32. Большая медицинская энциклопедия: (в 30 т.) / гл. ред. акад. Б. В. Петровский; (Акад. мед. наук СССР). – 3-е изд. – Москва : Сов. энциклопедия, 1974-1989. Т. 25: Теннис – Углекислота. – 1985. – 544 с.
  33. Методики изучения типологических особенностей высшей нервной деятельности животных: (Сборник статей) / Акад. наук СССР. Объедин. науч. совет “Физиология человека и животных”; (Отв. ред. акад. В. Н. Черниговский). – Москва; Ленинград: Наука. (Ленингр. отд-ние), 1964. – 232 с.
  34. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера / А. В. Батаршев. – 2-е изд., перераб. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 362 с.
  35. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
  36. Савищев В И., Марищук В. Л., Хилова Г. Н. Исследование некоторых характерологических особенностей методом анкетного опросника «ЧХТ» // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития форм контактов между людьми. Ленинград, 1970
  37. Айзенк Г.Ю. Структура личности / М. : КСП+ ; СПб. : Ювента, 1999. – 463 с.
  38. Кортнева Ю.В. Диагностика актуальной проблемы: методика Леонгарда-Шмишека / М.: Ин-т общегуманитарных исслед., 2004. – 237 с.
  39. Дифференциальная психология личности. Методики личностной психодиагностики / Пантилеев С.Р. , Визгина А.В. , Карлинская И.М. , Джерелиевская М.А. , Яшина Л.Л. М.: МГУ, 2003. – 140 с.
  40. Собчик Л.М. Психология индивидуальности : теория и практика психодиагностики / Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 621 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Оцените статью