Темперамент человека исследовательская работа

Исследовательская работа по биологии на тем «Влияние темперамента на характер человека»

Темпераментом называют врождённые особенности личности человека, которые определяют динамику протекания химических процессов.

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_temperamenta_na_harakterdokument_microsoft_office_word.docx 40.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Братовщина имени Героя Советского Союза В.С.Севрина

«Влияние темперамента на характер человека»

Ученица 9 класса

Индивидуальные психологические особенности личности человека , его темперамент придают окраску всей деятельности и поведению человека.

Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.

Актуальность моего исследования : проблема, о которой пойдет речь в данной работе, занимает человечество уже более 25 столетий. Знакомство с понятием и видами темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода в процессе обучения, студента при выборе будущей профессии, при общении людей друг с другом, а также для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений..

Цель исследования: изучение влияния темперамента на характер личности;

— проанализировать понятие «темперамент»

— изучить основные свойства темперамента

— изучить типы характера

Объект исследования : темперамент и характер личности

Гипотеза исследования : доказать, что характер связан с темпераментом и его способностями

Методы исследования : анкетирование по методикам определения темперамента Айзенка, Белова, статистическая обработка материала

1.Темперамент – что это?

Что же такое темперамент? Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов. Именно темперамент обуславливает реакции человека на внешние обстоятельства. Он в значительной мере формирует характер человека, его индивидуальность и является связующим звеном между организмом и познавательными процессами. Выделяют четыре простых типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сам термин «темперамент» был введен античным медиком Клавдием Галеном и происходит от латинского слова «temperans», что означает умеренный. Само же слово темперамент можно перевести как «надлежащее соотношение частей».

С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой – подвижный, бурно на все реагирует. Даже в детстве мы замечаем, что одни из нас активные, веселые, настойчивы, а другие медлительны, застенчивы, неторопливы в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Известный педагог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплывов, бурных водопадов, брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Так почему же люди разные? Наблюдения показывают нам, что все люди различны не только по своей внешности, по своему поведению, движениям. Личность человека неповторима, нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психическими свойствами.

Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности, в походке, в жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.

Вопрос о темпераменте и сегодня остается во многом спорным и нерешенным. Однако при всем разнообразии подходов психологи признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как субъект социальный.

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести человека к тому или иному типу. Из наиболее распространенных классификаций выделяют следующие типы темперамента:

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться:

меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями ;

флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку;

холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента :

у меланхолика — замкнутость и застенчивость;

у флегматика — чрезмерная медлительность;

у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство;

у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

От темперамента человека зависят:

  • скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия , быстрота мышления , длительность сосредоточения внимания и т. п.);
  • темп и ритм деятельности;
  • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли );
  • направленность психической деятельности на определённые объекты ( экстраверсия или интроверсия ).

Источник

Темперамент человека исследовательская работа

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Исследовательские работы и проекты

Влияние темперамента на выбор профессии в старших классах

Ученическая исследовательская работа по психологии на тему «Влияние темперамента на выбор профессии в старших классах» посвящена изучению типов темперамента, которыми может обладать человек. В работе дается краткое определение понятия «темперамент», а также приводится подробная характеристика каждого из четырех типов темперамента.

Подробнее о работе:

В исследовательском проекте по психологии о темпераментах описываются типы темперамента и их отличительные черты, изучаются возрастные особенности проявления темперамента. В практической части исследования школьница провела тестирование среди учащихся 10 классов на тип темперамента и тестирование на профессиональные склонности. Проанализировала результаты и выявила взаимосвязь между типом темперамента и склонностями к профессиям.

Оглавление

Введение
1. Понятие темперамента. Типы темперамента и их отличительные черты.
2. Возрастные особенности проявления темперамента.
3. Объекты исследования.
4. Методы исследования.
5. Определение типа темперамента.
6. Определение профессиональной склонности.
7. Взаимосвязь типа темперамента с профессиональными склонностями.
Заключение
Список литературы

Введение

В таких случаях уже отучившись и получив должное образование специалист вряд ли добьется успехов в выбранной им профессии. Следовательно перед нами встает вопрос, а влияют ли биологические факторы человека на выбор профессии и ее успешности в будущем. Биологический фактор, который выбрала я – это тип темперамента.

Целью своей работы я выбрала установление взаимосвязи между склонностями к профессии и типами темперамента в старших классах.

  1. Изучить и проанализировать информацию о темпераменте и его типах.
  2. Провести тестирование среди учащихся 10 классов на тип темперамента.
  3. Провести тестирование на профессиональные склонности.
  4. Проанализировать и выявить взаимосвязь между типом темперамента и склонностями к профессиям.
  5. Подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Ресурсы: людские (учащиеся школы),материальные (расходные материалы), информационные (литература, интернет-источники)

Объект исследования: Темперамент

Предмет исследования: Взаимосвязь типа темперамента с профессиональными склонностями.

Методы исследования: Анализ литературы и других источников информации, тестирование проведенное в 10х классах.

Понятие темперамента. Типы темперамента и их отличительные черты

Редко можно встретить человека с чертами одного темперамента в основном у людей смешанный тип темперамента, но преобладание определенных черт даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу

По теории Галена темперамент — это индивидуальное соотношение внутренних химических систем человеческого организма, с преобладанием одного из «жизненных соков». Различия в соках объясняют и различия в нравах людей, а преобладание одного определяет темперамент человека:

  • Преобладание лимфы делает человека спокойным и медлительным — флегматиком
  • Преобладание жёлтой жёлчи делает человека истеричным и хамоватым, «горячим» — холериком;
  • Преобладание крови делает человека подвижным и весёлым — сангвиником;
  • Преобладание чёрной делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

Свойства личности, на которые влияет темперамент:

  • Впечатлительность — свойство личности, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, длительность сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.
  • Эмоциональность — свойство личности, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.
  • Импульсивность — свойство личности, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.
  • Тревожность — свойство психики человека, проявляющееся в поведении как склонность испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и в ситуациях, не располагающих к этому.

Сангвиник

Этот тип темперамента сильный, подвижный и уравновешенный с быстрым типом нервной системы. Отличается жизнелюбием, общительностью и отзывчивостью, не склонен к переживаниям, легко адаптируется к новым условиям, стремится к лидерству. Сангвиник успешен в работе, дружбе и любви. Он легко переключается с одного дела на другое и с такой же легкостью меняет увлечения. Однако без внешних раздражителей он начинает скучать, становится вялым.

Всегда отличается некоторой поверхностностью в восприятии людей и явлений, от чего иногда возникают трудности в межличностных взаимоотношениях. Но с ними сангвиник легко справляется. Чувства и эмоции сангвиника яркие, но неустойчивые. Часто и громко смеется, но сердится по пустякам. Находчив и подвижен, может управлять эмоциями. Как правило, обладает быстрой речью.

Флегматик

Этот тип сильный уравновешенный медленный. Условные рефлексы вырабатываются медленно, но после становятся очень устойчивыми. Человек с таким типом всегда пассивен, осторожен и рассудителен. Иногда это доходит до «нудятины и тошноты». Вместе с этим он миролюбивый и доброжелательный. Им легко управлять, контролировать его действия. Флегматик не отличается эмоциональностью и чувствительностью, но на него всегда можно положиться.

Он обладает большим упорством, самообладанием, терпением, высокой работоспособностью, но медлителен. В отношениях устойчив, не склонен к переменам. Оказывает хорошее сопротивление негативным длительным раздражителям извне. Свойственная флегматику выдержка и хладнокровие иногда переходит в безразличие к себе и окружающим, работе.

Холерик

Сильный, подвижный и неуравновешенный тип. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Легко возбудимый, агрессивный и неспокойный тип. Холерик отличается изменчивостью, непостоянством, импульсивностью, активностью и оптимизмом. Вместе с большой жизненной энергией можно выделить несдержанность и резкость движений и поступков, крикливость, низкий уровень самообладания, нетерпеливость и частые резкие перепады настроения. Холерик отличается выразительной мимикой, быстрой речью и стремительными движениями.

Меланхолик

Слабый, инертный (или подвижный) и неуравновешенный тип. Отличается пессимистичным настроем, склонностью к тревожности и рассуждениям. Он сдержан и необщителен, легко раним, эмоционален, высоко чувствителен. Внешним раздражителям оказывает слабое сопротивление, заторможен и пассивен. Меланхолик, как правило, не уверен в себе, робок, боязлив, обидчив. Но у него очень разит внутренний мир и ассоциативное мышление. Меланхолик не отличается выразительностью мимики и движений, плохо приспосабливается к новым условиям. Отличается тихой речью, слабостью внимания и быстрой утомляемостью.

Возрастные особенности проявления темперамента

В.С. Мерлин утверждает, что в развитии темперамента следует различать три аспекта. Первый аспект можно назвать процессом развертывания темперамента. Хотя тип темперамента понимают как генотип, тем не менее очень немногие его свойства проявляются с момента рождения. В качестве первых проявлений темперамента у нормального, здорового новорожденного указывают на следующие: длительность крика в течение суток, интенсивность и темп сосательных движений, степень координированности первых спонтанных движений и др.

Соотнесенность этих проявлений со свойствами темперамента обнаруживается в специальных исследованиях, в которых они коррелируют в последующих возрастах со степенью активности, сенситивностью, эмоциональной возбудимостью, скоростью усвоения моторных навыков (ходьба). Постепенное развертывание типа темперамента проявляется далее в том, что различные свойства типа темперамента возникают и проявляются в различном возрасте. Так, импульсивность как индивидуальная особенность, отличающаяся у различных детей по степени, проявляется в начале второго года; тревожность в виде повышенной возбудимости и интенсивности, реакции страха — в первые месяцы жизни; агрессивность — в 2,5 года.

Другой аспект развития темперамента заключается в том, что в результате социальных условий и условий воспитания некоторые свойства темперамента изменяются по своей величине. Разумеется, это обнаруживается лишь в том случае, если имеются параметрические показатели данного свойства. Так, при сопоставлении срезов у одной и той же выборки детей, снятых до года и в 5-летнем возрасте, у некоторых детей изменились показатели по энергетическим проявлениям, эмоциональной выразительности, социальной экстраверсии. У детей, первоначально показывающих крайние результаты, смещение показателей было незначительно; у показывающих средние результаты, смещение было более значительно.

Третий аспект развития темперамента заключается в изменении его структуры. Взаимосвязь свойств в структуре темперамента определяет его приспособительную функцию.

Как констатирует В.С. Мерлин, большинство показателей свойств темперамента во всех возрастах были одинаковыми. Исследование проводилось одними и теми же методами. Благодаря этому общие тенденции развития можно проследить особенно отчетливо. Общими показателями свойств нервной системы и темперамента были:

  • сила возбудительного процесса. По показателям изменения латентного времени простой двигательной реакции в конце опыта по сравнению с началом (методика изменения латентного времени простой двигательной реакции);
  • сила возбудительного процесса. По показателям изменения латентного времени простой двигательной реакции при действии постороннего раздражителя (методика «Внешний тормоз»);
  • тревожность. По показателям отношения длительности выполнения заданного действия при заданном интервале времени в спокойной и угрожающей ситуации (методика оценки времени в угрожающей ситуации (по Мерлину));
  • тревожность. По истолкованию ситуации на картинке (по методике «Тест тематической апперцепции» (ТАТ));
  • ригидность (по методике Узнадзе);
  • импульсивность. По отношению времени двигательной реакции при сложном выборе ко времени простой двигательной реакции;
  • импульсивность. По скорости к точности двигательной реакции в ситуации, требующей осторожности (по методике «Выбор короткого пути», вариант методики Назимова);
  • интро-экстраверсия (субъективация). По количеству обобщенных категорий при группировке изображений (вариант методики Кеттелла «Широта классификации»);
  • интро-экстраверсия (субъективация). По количеству образов, выделенных в неструктурированных картинках (по методике Кеттела);
  • эмоциональность. По количеству словесных реакций с эмоциональным содержанием в ответ на изображение (по методике «Тест тематической апперцепции» (ТАТ).

В результате исследований установлены две основные характеристики возрастных структур темперамента. Первая характеризует возрастные различия в психофизиологических зависимостях свойств темперамента от свойств типа нервной системы; вторая — в психологических.

В.С. Мерлин в своих исследованиях сравнивал корреляции одних и тех же показателей темперамента с силой возбудительного процесса и пришел к выводу, что с возрастом показатели корреляции каждого из сравниваемых свойств с силой возбудительного процесса увеличиваются. В дошкольном возрасте лишь один психологический показатель имеет статистически значимую (на уровне 0,05) корреляцию с обоими показателями силы; у младших школьников — шесть значимых корреляций; у подростков — 14.

Источник

Читайте также:  Если чувствуешь вибрацию от другого человека
Оцените статью