- Ответы к тесту: Темперамент и характер человека
- Тестовый вопрос: Темперамент, будучи …, является базой большинства свойств личности.
- Тестовый вопрос: Учёным, разработавшим физиологическую основу учения о типах темперамента, является:
- Тестовый вопрос: Характер человека проявляется в:
- Тестовый вопрос: Описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию, перечень норм и требований к работнику называется:
- Тестовый вопрос: Профессиональная готовность к педагогической деятельности делится на … готовность.
- Тестовый вопрос: Врожденные анатомо-физиологические особенности, составляющие природную основу развития способностей человека, называются:
- Тестовый вопрос: Учение о типах высшей нервной деятельности принадлежит:
- Тестовый вопрос: Физиологической особенностью темперамента является:
- Тестовый вопрос: Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, называется:
- Тестовый вопрос: К собственно педагогическим методам исследования относятся:
- Тестовый вопрос: Процесс восприятия и познания друг друга партнёров по общению и установление на этой основе взаимопонимания есть содержание … стороны общения.
- Тестовый вопрос: Восприятие человека человеком носит специальное название:
- Тестовый вопрос: Привлечение внимание слушателей к излагаемому материалу при помощи риторического вопроса относится к … способу.
- Тестовый вопрос: Невербальная коммуникация – это процесс общения с помощью:
- Тестовый вопрос: Исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем, господствующая в течении определенного периода – это:
- Тестовый вопрос: Развитие педагогики обусловлено:
- Индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях
- Темперамент будучи является базой большинства свойств личности это
Ответы к тесту: Темперамент и характер человека
⚑ Закажите написание студенческой работы!
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: Темперамент, будучи …, является базой большинства свойств личности.
Выберите правильный ответ:
[ верно ] врожденным
Тестовый вопрос: Учёным, разработавшим физиологическую основу учения о типах темперамента, является:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] И.П. Павлов
[неверно] Ф. Галль
Тестовый вопрос: Характер человека проявляется в:
Выберите правильный ответ:
[неверно] интроверсии, экстраверсии, тревожности, импульсивности
[ верно ] его отношения к себе, людям, деятельности, вещам
[неверно] чрезмерной выраженности отдельных личностных черт, граничащей с психопатией
[неверно] пластичности, ригидности, реактивности, темпе психических реакций
Тестовый вопрос: Описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию, перечень норм и требований к работнику называется:
Выберите правильный ответ:
[неверно] должностной инструкцией
[неверно] государственным образовательным стандартом
[ верно ] профессиограммой
Тестовый вопрос: Профессиональная готовность к педагогической деятельности делится на … готовность.
Выберите правильный ответ:
[ верно ] научно-теоретическую
Тестовый вопрос: Врожденные анатомо-физиологические особенности, составляющие природную основу развития способностей человека, называются:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] задатками
Тестовый вопрос: Учение о типах высшей нервной деятельности принадлежит:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] И.П. Павлову
[неверно] Г. Айзенку
[неверно] К. Леонгарду
Тестовый вопрос: Физиологической особенностью темперамента является:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] тип высшей нервной деятельности
[неверно] рефлекторная дуга
Тестовый вопрос: Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, называется:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] общением
Тестовый вопрос: К собственно педагогическим методам исследования относятся:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] анализ продуктов деятельности
[ верно ] наблюдение
Тестовый вопрос: Процесс восприятия и познания друг друга партнёров по общению и установление на этой основе взаимопонимания есть содержание … стороны общения.
Выберите правильный ответ:
[ верно ] перцептивной
Тестовый вопрос: Восприятие человека человеком носит специальное название:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] социальная перцепция
Тестовый вопрос: Привлечение внимание слушателей к излагаемому материалу при помощи риторического вопроса относится к … способу.
Выберите правильный ответ:
[ верно ] вербальному
Тестовый вопрос: Невербальная коммуникация – это процесс общения с помощью:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] мимики и жестов
Тестовый вопрос: Исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем, господствующая в течении определенного периода – это:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] парадигма
Тестовый вопрос: Развитие педагогики обусловлено:
Выберите правильный ответ:
[неверно] прогрессом науки и техники
[неверно] заботой родителей о счастье детей
[ верно ] объективной потребностью подготовки человека к жизни и труду
[неверно] повышением роли воспитания общественной жизни
⚑ Успей сделать заказ со скидкой!
Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!
Источник
Индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях
Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .
Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность).
Впечатлительность — свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие. Эмоциональность — свойство, выр
аженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний. Импульсивность — свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций. Тревожность — повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию невротизма.
Итак, темперамент – первичная натура, поскольку в его основе лежат врожденные структуры, а характер – вторичная натура человека, поскольку его основу составляет привычка, а привычка и есть вторая натура. Принципиальная суть гармонизации личности и состоит в том, чтобы привести черты характера как пластичного образования в позитивное соответствие с темпераментом. Вот как метко выразился по этому поводу И. Кант: «Научись властвовать над своей натурой, иначе натура будет властвовать над тобой». И с этой власти над собой начинается каждый, кто желает добиться в сегодняшней непростой жизни хоть чего-нибудь, пусть даже относительно малого.
Из этого следует, что характер не только испытывает влияние темперамента, но и сам оказывает воздействие на свойства темперамента, а именно:
— под влиянием характера человек направленно учится регулировать проявление отдельных свойств темперамента (в течение длительного времени работы над ними эти свойства могут частично изменяться);
— маскирует свойства темперамента (динамика поведения в некоторых типичных ситуациях начинает зависеть не от темперамента, а от мотивов и отношений личности).
В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:
а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;
б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;
в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы. Наиболее известны следующие типологии характера:
1. конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).
2. акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией — чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).
3. социальная типология характеров, в основе которой — отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).
Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей.
Гипертимный тип — таких людей характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.
Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.
Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада — по дистимному.
Педантичный тип. Этим людям характерны добросоветсность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.
Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.
Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.
Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.
Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.
Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это -тип сознательных и бессознательных приспособленцев.
Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.
Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.
Последнее время приобретает все большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе «Психологические типы». Рассмотрим некоторые ее положения в порядке дополнения к уже приведенной типологии.
У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизненных проявлений находится в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование). Мыслители — экстраверты становятся государственными деятелями, адвокатами, почетными академиками и удачливыми антрепренерами.
У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под сильным воздействием традиционных ценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как «прекрасное» или «хорошее» не из-за субъективной, личной оценки, а потому, что другие тоже считают.
Источник
Темперамент будучи является базой большинства свойств личности это
Понятие и типы темперамента
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.
Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и др.).
- Холерик — сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
- Сангвиник — сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
- Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.
- Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность.
Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика — в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.
Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.
Свойства темперамента. Темперамент и личность
Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера: сензитивность — особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы; реактивность — особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; активность — способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры; темп реакций — особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний; пластичность — ригидность — особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях; экстраверсия-интровсрсия — особенности человека,
выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли).
Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность).
Впечатлительность — свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие. Эмоциональность — свойство, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний. Импульсивность — свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций. Тревожность — повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию невротизма (Г.И. Айзенк).
Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологические черты, на развитие и проявление способностей человека.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ
- 1. Какое определение можно дать темпераменту?
- 2. Что такое типы темперамента?
- 3. Как взаимодействует темперамент, деятельность и общение?
- 4. Какие качества личности следует отнести к свойствам темперамента?
- 5. Каково соотношение темперамента и личности?
- 6. Какому типу темперамента — холерическому, сангвиническому, флегматическому или меланхолическому — соответствуют характеристики:
- а) Несколько замедленные реакции, устойчивое настроение, внешне мало выраженная эмоциональная сфера. Остается достаточно выдержанным и спокойным, не допускает импульсивных движений в сложных жизненных ситуациях. Проявляет большое упорство в доведении дела до конца, правильно рассчитывая свои силы. Стереотипы вязки, поведение часто недостаточно гибко, переключение внимания, деятельности и общения в определенной мере замедлено. Наибольших успехов достигает в профессиях, требующих усидчивости, равномерного напряжения сил, устойчивости внимания и большого терпения.
- б) Повышенная эмоциональная реактивность, резкий темп и быстрота в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях. В неблагоприятных условиях повышенная возбудимость может привести к вспыльчивости, а в некоторых случаях и агрессивности. Резкая смена настроений. Способен преодолеть значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью при соответствующей высокой мотивации. Достигает наибольшего результата в профессиях, в которых необходимы повышенная реактивность и значительное единовременное напряжение сил.
- в) Повышенная ранимость, склонность к глубоким переживаниям даже по незначительным причинам. Чувства легко возникают, плохо сдерживаются, отчетливо выражены вовне. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность и общение. Замкнут, избегает новой обстановки. При неблагоприятных жизненных условиях быстро возникают застенчивость, робость, нерешительность, как и трусость. Но в благоприятной устойчивой обстановке может достичь значительных успехов в профессиях, требующих повышенной чувствительности (сензитивности) и реактивности.
- г) Легкая приспособляемость к изменяющимся жизненным условиям, повышенная контактность с окружающими людьми, легкое возникновение и быстрая смена чувств, стереотипы достаточно подвижны, раскован в новой обстановке, способен к быстрому переключению внимания, деятельности и общения. Наиболее успешны виды профессии, требующие быстрой реакции и повышенной общительности.
- Определи себя по личностному опроснику Айзенка (EPI). Дается упрощенный мужской вариант (женщины вносят в вопросы соответствующие коррективы). Ответь «да» или «нет» на следующие вопросы (работай быстро, не тратя много времени на обдумывание, важна твоя первая реакция, а не результат долгих размышлений, отвечать нужно на каждый вопрос, не пропуская ни одного).
- Часто ли ты испытываешь тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?
- Ты часто нуждаешься в друзьях, которые тебя понимают, могут ободрить и утешить?
- Ты человек беспечный?
- Не находишь ли ты, что тебе трудно ответить «нет»?
- Задумываешься ли ты перед тем, как что-либо предпринять?
- Если ты обещал что-то сделать, всегда ли сдерживаешь свое обещание?
- Часто ли у тебя бывают спады и подъемы настроения?
- Обычно ты поступаешь и говоришь быстро, не раздумывая?
- Часто ли ты чувствуешь себя несчастным человеком без достаточных на то причин?
- Сделал ли бы ты все, что угодно, на спор?
- Возникает ли у тебя чувство робости или смущения, когда ты хочешь завести разговор с симпатичной (ным) незнакомкой (цем)?
- Выходишь ли ты иногда из себя, злишься?
- Часто ли ты действуешь под влияние минутного настроения?
- Часто ли ты беспокоишься из-за того, что сделал или сказал что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
- Предпочитаешь ли ты книги встречам с людьми?
- Легко ли тебя обидеть?
- Любишь ли ты часто бывать в компаниях?
- Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других?
- Верно ли, что иногда ты полон энергии, так что все горит в руках, а иногда совсем вял?
- Предпочитаешь ли ты иметь меньше друзей, но зато особенно близких тебе?
- Часто ли ты мечтаешь?
- Когда на тебя кричат, ты отвечаешь тем же?
- Часто ли тебя беспокоит чувство вины?
- Все ли твои привычки хороши и желательны?
- Способен ли ты дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
- Считаешь ли ты себя человеком возбудимым и чувствительным?
- Считают ли тебя человеком милым и веселым?
- Часто ли ты, сделав какое-нибудь важное дело, испытываешь чувство, что мог бы сделать его лучше?
- Ты часто молчишь, когда находишься в обществе других людей?
- Ты иногда сплетничаешь?
- Бывает ли, что тебе не спится от того, что в голову лезут разные мысли?
- Если ты хочешь узнать о чем-нибудь, то ты предпочитаешь прочесть об этом в книге, нежели спросить?
- Бывают ли у тебя сердцебиения?
- Нравится ли тебе работа, требующая постоянного внимания?
- Бывают ли у тебя приступы дрожи?
- Всегда ли ты платил бы за провоз багажа, если бы не опасался проверки?
- Тебе неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
- Раздражителен ли ты?
- Нравится ли тебе работа, которая требует быстрых действий?
- Волнуешься ли ты по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
- Вы ходите медленно и неторопливо?
- Ты когда-нибудь опаздывал на работу или свидание?
- Часто ли тебе снятся кошмары?
- Верно ли, что ты так любишь поговорить, что никогда не упустишь случая побеседовать с незнакомым человеком?
- Беспокоят ли тебя какие-либо боли?
- Ты бы почувствовал себя несчастным, если бы длительное время был лишен широкого общения с людьми?
- Можешь ли ты назвать себя нервным человеком?
- Есть ли среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся?
- Можешь ли ты сказать, что ты весьма уверенный в себе человек?
- Легко ли ты обижаешься, когда люди указывают на твои ошибки в работе или твои личные промахи?
- Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
- Беспокоит ли тебя чувство, что ты чем-то хуже других?
- Легко ли тебе внести оживление в довольно скучную компанию?
- Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?
- Беспокоишься ли ты о своем здоровье?
- Любишь ли ты подшучивать над другими?
- Страдаешь ли ты от бессонницы?
Ключ к опроснику Айзенка
Сравните полученные ответы с предлагаемым ключом, за каждый ответ, совпадающий с ключом, поставьте 1 балл.
- Корректурная шкала «скрытость-откровенность» (L):6 — да, 12 — нет, 18 — нет, 24 — да, 30 — нет, 36 — да, 42 — нет, 48 — нет, 54 — нет.
- Если по этой шкале наберется 5 и более баллов, результат следует диагностировать как склонность давать себе завышенную оценку с целью нравиться окружающим. Дальнейшей обработке в данном случае ответы не подлежат. В случае же набора менее 5 баллов, следует переходить к обсчету 2 других шкал.
- Шкала (Е) «интроверсия-экстраверсия» (горизонтальная ось на графике): 1 — да, 3 — да, 5 — нет, 8 — да, 10 — да, 13 — да, 15 — нет, 17 — да, 20 — нет, 22 — да, 25 — да, 27 — да, 29 — нет, 32 — нет. 34 — да, 37 — нет, 39 — да, 41 — нет, 44 — да, 46 — да, 49 — да, 51 — нет, 53 — да, 56 — да.
- Шкала (N) «эмоциональная устойчивость» — нейротизм (вертикальная ось на графике). В ключе все ответы «да»: 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
- Подсчитай сумму по каждой из шкал и соответствующее цифровое значение отложи на осях графика. Полученные координаты укажут на сочетание характеристик, по которым устанавливаются типы темперамента (на графике показаны результаты Е-14, N-16 — холерик).
- Опросник дает возможность охарактеризовать человека по следующим параметрам:
- 1. Экстраверты (свыше 12 баллов по шкале Е, отложенных на горизонтальной оси графика) — люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для экстравертов характерны импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно они активные, шумные люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы. Обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, они тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Вместе с тем экстраверты имеют предрасположенность к несчастным случаям.
- 2. Интроверты (менее 12 баллов по шкале Е, отложенных на горизонтальной оси графика) — люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира: для них часто свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к разным мнениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и не испытывают затруднения в социальной адаптации, часто социально пассивны. Обычно лучше, чем экстраверты, распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают лучшие результаты по тестам интеллекта, лучше учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.
- 3. Эмоционально устойчивые (стабильные)-люди, не склонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству (менее 12 баллов по шкале N, отложенных на вертикальной оси графика).
- 4. Нейротики (эмоционально нестабильные) — чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам (более 12 баллов по шкале N, отложенных на вертикальной оси графика). По опроснику устанавливаются типы темперамента человека (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), проанализированные выше.
- Белоус В.В. Темперамент и деятельность. — Пятигорск, 1990. — С. 20 — 52, 102 — 112.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — С. 234 — 256.
- Гомезо Т.В., Домашенко А.И. Атлас по психологии. — С. 217 — 225.
- Мерлин В.С. Очерк теории эксперимента. — М, 1964. — С. 3 — 33, 156 — 223, 254 — 276.
- Немов Р.С. Психология. Кн.1. — С. 332 — 341.
- Общая психология. — М., 1986. — С. 401 — 418.
- Психология индивидуальных различий. — М., 1982. — С. 148 — 178.
- Психологический словарь. — С. 337, 356 — 366.
- Психология. Словарь. — С. 14, 15, 297, 344, 353, 367, 394, 395, 428, 438, 439, 459, 460.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.II. — М., 1989. — С. 211 — 235.
- Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. — М., 1979. — С. 6 — 22, 163 — 148.
- Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (методика США). — Воронеж, 1992. — С. 14 — 19.
Источник