Темп психических реакций как свойство темперамента
В современных исследованиях принято описывать свойства темперамента, которые называются также формально-динамическими свойствами личности. Выделим основные свойства темперамента.
Сензитивность, или чувствительность, — свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.
Реактивность — это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, «заводятся с пол-оборота», а о других — «не понятно, обрадовался он или огорчился».
Активность — свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.
Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних («захотелось») обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.
Темп реакций — свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.
Пластичность / ригидность — свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения.
Эстраверсия / интроверсия — свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли).
Темперамент как биологически обусловленное качество индивида не определяет содержания личности, ее характерологических свойств, а служит формой проявления черт характера. Он является базой для формирования этих свойств и определяет динамику их проявления. Среди свойств личности, на которые влияет темперамент , выделяют впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.
1. Впечатлительность — свойство личности, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, длительность сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.
2. Эмоциональность — свойство личности, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.
3. Импульсивность — свойство личности, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.
4. Тревожность — свойство психики человека, проявляющееся в поведении как склонность испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и в ситуациях, не располагающих к этому.
Источник
8.3. Свойства темперамента
К свойствам темперамента можно отнести те индивидуальные отличия человека, которые определяют собой динамические аспекты всех видов его деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Перечислим их:
1) сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции;
2) реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внут-ренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон- даже звук);
3) активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздейству-ет на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправлен-ность, сосредоточение внимания);
4) соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений;
5) пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность);
6) темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, быстрота ума);
7) экстраверсия — интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);
8) эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
8.4. Определение типов темперамента по я.Стреляу
В последние годы к основным составляющим темперамента относят две характеристики пове-дения — энергетический уровень и временные параметры. Первая описывается через активность и реактивность, вторая — через подвижность, темп и ритмичность реакций. Реактивность человека тем выше, чем слабее раздражитель, способный вызывать реакцию. Она показывает, насколько силь-но разные люди реагируют на одинаковые стимулы: высокореактивные — сильно возбудимы, но об-ладают низкой выносливостью при воздействии сильных или часто повторяющихся раздражителей. Соотношение реактивности и активности показывает, что сильнее воздействует на человека: случайные факторы (события, настроение и т. д.) или постоянные и долгосрочные цели. Согласно концепции Я. Стреляу, активность и реактивность находятся в обратной зависимости: высокореактивные люди, сильно реагирующие на раздражители, обычно обладают пониженной активнос-тью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как бы усиливают стимуля-цию, и она быстрее становится для них чрезмерной. Низкореактивные — более активны, реагируя слабее, чем высокореактивные, они могут дольше поддерживать большую интенсивность действий, так как их физиологические процессы скорее подавляют стимуляцию. Таким образом, для высокореактивных людей при прочих равных условиях всегда больше стимулов чрезмерных и сверхсильных, среди которых могут быть и вредные, в частности вызывающие реакцию страха.
Принимая во внимание накапливающиеся факты, психологи склоняются к представлению, что при классификации темперамента нужно учитывать также и индивидуальную склонность реагировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмоций. Как показали исследования, человек со слабым типом нервной системы (меланхолик) особо склонен к реакции страха; с сильным (холерик) — к гневу и ярости, сангвиник — к положительным эмоциям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к эмоциям положительным. Стреляу описывает основные типы темперамента с учетом склонности к определенной эмоциональной реакции следующим образом.
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. У него живая мимика и выразительные движения. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать, каково его настрое-ние, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладает повышенной активностью. Это человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточить свое внимание, дисциплинирован. Его мож-но научить сдерживать проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.
Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, скорее экстраверт.
Флегматик. Это человек с высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью. Он обладает малой чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны, медленный темп движений и речи. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание, приспосаблива-ется к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспосо-бен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.
Меланхолик. Этот человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Среди меланхоликов большинство — интроверты.
Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер — но о характере речь пойдет в следующей нашей лекции). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.
Источник
Свойства темперамента
Свойства темперамента – это наиболее устойчивые, врожденные особенности психики, определяющие динамику психической деятельности в различных ее сферах.
Принято выделять следующие основные свойства темперамента:
Сензитивность – определяется наименьшей силой внешнего воздействия, необходимого для возникновения какой-либо психической реакции и скоростью возникновения этой реакции.
Активность – степень интенсивности воздействий человека на окружающий мир и энергичности в преодолении препятствий на пути к поставленным целям (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания при длительной работе и т.д.).
Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние стимулы одинаковой величины (от резкого звука до агрессивного или обидного вербального обращения).
Пластичность/ригидность – диада противоположных свойств, определяющих легкость и гибкость приспособления человека к меняющимся условиям, или, наоборот, инертность его поведения.
Темп реакций – характеристика скорости реагирования на внешние воздействия и протекания различных психических процессов (скорость движения, запоминание, выполнение интеллектуальных операций и т.п.).
Интроверсия/экстраверсия – диада противоположных свойств, определяющих преимущественную обусловленность реакций и поведения человека либо представлениями, образами и мыслями, связанными с прошлым или возможным будущим (интроверт), либо актуальными впечатлениями внешнего мира (экстраверт). Характеризуются также как два типа направленности психической активности: во внутриличностную сферу и вовне.
Эмоциональная возбудимость – определяется наименьшей интенсивностью воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, а также скоростью возникновения этой реакции.
Темперамент и деятельность
Английский философ и психолог Д.Юм заметил, что счастлив тот, кто живет в условиях, соответствующих его темпераменту, а совершенен тот, кто умеет приспосабливать свой темперамент к любым условиям. Знание типа темперамента человека дает возможность предвидеть с определенной вероятностью его реакции в ситуациях повседневной жизни и выбрать оптимальный стиль своего поведения.
Каждый темперамент имеет и сильные, и слабые стороны. Но об этом можно говорить с большой степенью условности, так как проявление какой-либо стороны зависит от черт характера, воспитанности и уровня культуры индивида, а также от конкретной текущей ситуации. Поскольку свойства темперамента устойчивы и за время жизни изменяются крайне слабо, то продуктивное взаимодействие с человеком предполагает учет всех свойств его темперамента.
Темперамент не определяет ни потенциальных способностей индивида, ни содержания деятельности и поведения человека. Перед талантом, способностью к обучению «равны» все темпераменты. Но темперамент образует почву для более интенсивного приобретения тех или иных знаний, умений и навыков.
Так, например, индивиды с сильным типом ВНД (по И.П.Павлову):
обладают более высокой способностью к концентрации внимания;
более выносливы к динамической работе максимальной интенсивности;
эффективнее работают в условиях высокого психического напряжения, создаваемого факторами ответственности за результаты и опасности для жизни;
более устойчивы к состояниям фрустрации, стрессу;
склонны к авторитарным стилям руководства людьми;
принимают более взвешенные решения в аварийных ситуациях.
Индивиды со слабым ВНД:
имеют лучшие показатели переключаемости внимания;
более выносливы к состоянию монотонии при выполнении однообразной работы;
склонны к более основательным подготовительным действиям, предшествующим выполнению работы;
проявляют растерянность в экстремальных ситуациях.
Исследователей постоянно интересовал вопрос о влиянии темперамента на эффективность деятельности. Исследования и наблюдения показали, что особенности темперамента прежде всего, влияют на выбор способа деятельности, а не на ее эффективность. Наибольшей эффективности в любой деятельности вне зависимости от темперамента добиваются люди, у которых приемы, стиль работы соответствует их индивидуальным особенностям, т.е. темперамент обуславливает индивидуальный стиль деятельности.
Наиболее общепризнанными признаками индивидуального стиля деятельности можно считать:
устойчивость системы приемов и способов деятельности;
обусловленность этой системы определенными личными качествами;
эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Исследование индивидуального стиля деятельности показало, что он не возникает у человека сам собой, стихийно, а вырабатывается в ходе активного поиска приемов и способов, которые позволяют человеку применительно к своему темпераменту добиваться лучших результатов.
В условиях совместной деятельности людей свойства их темперамента оказывают более существенное влияние на конечный результат, нежели когда каждый из них работает индивидуально. При этом обнаруживается более или менее благоприятные для выполнения данной деятельности сочетания разных типов темперамента. Например, деятельность холерика оказывается более эффективной, если его партнером является флегматик или меланхолик, а не сангвиник и тем более холерик.
Поэтому при организации совместной деятельности следует учитывать типы темперамента. При этом следует помнить, что при любом типе нервной системы, т.е. при наличии любого темперамента, можно воспитать, выработать все общественно положительные черты личности и формы поведения (характер).
В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент. Во-первых, это невыполнимая задача, так как процесс изменения типологических свойств нервной системы протекает очень медленно. Во-вторых, нет плохих или хороших типов высшей нервной деятельности. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа нервной деятельности, а также в помощи выработке индивидуального стиля деятельности.
Источник