Тембр окраска голоса звуковой диапазон эмоциональная подача музыкального материала

Свойства голоса. Понятие о голосе,силе голоса,высоте голоса,тембре,диапазоне голоса,вибрато,резонатор.

В данной методической разработке расскрываются свойства голоса,понятие о голосе и его свойствах.Может использоватся для ознокомления,в качестве раздаточного материала учащимися ,студентами,преподавателями по вокалу,хормейстерами.

Скачать:

Вложение Размер
http://nsportal.ru/sites/default/files/metodicheskaya_razrabotk1_0.docx 20.09 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ДШИ №12

Асеевой Ольги Олеговны

(структурное подразделение «Детский Епархиальный Образовательный центр» при храме в честь Святых Царственных мучеников)

Тема: «Свойства голоса. Понятие о голосе, силе голоса, высоте голоса, тембре, диапазоне голоса, вибрато, резонатор».

ГОЛОС – это совокупность разнообразных звуков, возникающих в результате колебаний воздух в дыхательных путях человека и распространяющихся в виде волн во внешнюю среду. Как всякий звук, голос имеет определенные свойства: Силу или громкость, высоту или частоту, тембр или окраску, диапазон, вибрато. В двух проявлениях человеческого голоса – разговоре и пении – эти свойства различны и певческий голос имеет свои особенности.

СИЛА ГОЛОСА (громкость) – это размах, амплитуда колебательных движений воздуха, зависит от силы звука, появляющихся в гортани и степень его усиления при прохождении по дыхательным путям. Она имеет большое значение для словесного общения на расстоянии, а в певческой работе особое значение при работе на сцене. Сила голоса может изменяться в зависимости от необходимости. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Сила голоса или громкость изменяется в децибелах.

ВЫСОТА ГОЛОСА – это способность органов слуха человека воспринимать частоту колебания воздушной струи, которая в свою очередь прорывается через колеблющиеся голосовые складки гортани в процессе голосообразования. Она является важнейшим средством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом общении, а в пении приобретать способность выражать музыкальные мысли. Высота звука – это частота движения голосовых складок за 1 секунду. Чем чаще совершается колебания складок и воздуха, тем более высокий мы слышим звук. Высота звука измеряется в герцах. У мужчин она колеблется от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц. Таким образом, основным определяющим моментом для высоты голоса человека является пол человека, а если более точно сказать – гармональный фон – качество и уровень половых гармонов организма. Последний может меняться с возрастом, в связи с этим может и измениться и высота голоса. В процессе голосообразования высоты (или частоты) колебание голосовых складок регулируется напряжением их и зависит от размеров гортани – длины, ширины. Толщины упругости складок т. е. от «природы», но она может меняться в процессе обучения певца.

ТЕМБР или окраска звука – важное выразительное качество голоса, особенно певческого голоса, определяется различными терминами «светлый, «темный», «серебристый», «бархатный», «металлический», «мягкий» и др. В физическом значении тембр зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки голоса сложные и состоят из основного тона и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, высоты. Вершина обертонов называется формантами. Наличие в звуке высотных формант (высокая певческая форманта) делают голос серебристым полетным звонким. Низкочастотные форманты (низкая певческая форманта)глубоким мягким матовым. Таким образом обертоны и форманты обеспечивают характерное звучание голоса у каждого певца индивидуально. При современном уровне записи если вырезать певческую форманту голос обедняется и узнать кто поет не возможно. С физиологической точки зрения, тембр – это результат тонких процессов в психике, создающих основу для большого разнообразия модуляций тонов по высоте. Тембр может передавать состояние человека. С научной точки зрения у человека существует 2 тембровые разновидности: Вокальный тембр, определяющий гласные звуки Экстровокальный тембр – индивидуальная особенность голоса, характерная для разговорного голоса. По вокальному тембру мы определяем что говорит человек, по экстровокальному тембру мы определяем кто говорит. Певческий голос отличается особым тембром «поставленного голоса», звучащим звонко, ярко, объемно. Тембр определяет основной признак ценности голоса – качество звучания, на тембр обращают особое внимание при отборе в специальные учебные заведения – музыкальные училища, училища искусств, консерватории, академии музыки. Тембр – природное качество голоса, но он может улучшаться в процессе обучения. Вокальный тембр характеризуется такими элементами как: блеском (это как правило врожденное качество), объемом, плотностью, окраской. Умение певца изменять тембровую окраску звука – создавая различные оттенки тембра – имеет в певческом искусстве огромное значение для создания художественного образа. Самые блестящие способности и самые тембрально красивые голоса нуждаются в развитии, правильной постановки голоса, системной работы. Только разумное и упорное обучение может сделать ясным тембр, усовершенствовать гибкость и усилить силу голоса. И совершенно ясно что в тембрах будет столько оттенков сколько эмоций, переживаний в это будет вкладывать певец.

ДИАПАЗОН ГОЛОСА – объем тонов, которые могут быть воспроизведены голосом в приделах границ между самым низким и самым высоким звуком. Зависит он от возраста, пола, природных данных, вокального образования, развития голоса. Разговорный и певческий голос различается по диапазону: первый имеет тоновую чистоту в приделах одной октавы, а тоновый диапазон певческого голоса значительно шире и зависит от вокального образования. В процессе профессионального обучения диапазон должен расширяться т. Е. развиваться по возможности голосового аппарата до максимальной степени. Это как правило развитие крайней верхней части диапазона. Мужские голоса достигают диапазона в 2 – 2,5 октавы, а женские могут превышать 3 – 4 октавы (перуанская певица Има Сумак использовала 4 октавы). Такой большой диапазон это результат развития голоса и тщательной работы над ним. Увеличение диапазона – процесс тонкий, требующий осторожной, длительной работы и постепенного развития голосового комплекса.

ВИБРАТО — это периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона. Певческий голос имеет приятную, ровную пульсацию, вибрирование голоса по силе и высоте – вибрато. Естественное вибрирование складок по амплитуде частоте зависит от их тонуса. Это индивидуальное качество голоса может меняться во время обучения. Оно может меняться в зависимости о тесситуры, силы звука, от психоэмоциональных переживаний певца и характера исполняемой оперной партии, произведения. Вибрато создает у слушателя ощущение богатства звучания, эмоционального исполнения и делает звук полетным. Отсутствие вибрато («прямой звук») превращает пение в безжизненное напряженное звучание. Изменение вибрато бывает при заболеваниях или при не правильном режиме работы голосового аппарата такие как: длительная форсировка, неустойчивое положение гортани что может привести к тремоляции, пение в высокой тесситуре не свойственной для природы голоса. Профессиональный певческий голос не может звучать качественно без использования резонаторов.

РЕЗОНАТОР – это полое тело, заполненное воздухом, имеющее стенки и выходные отверстия. В голосовом аппарате это грудная клетка (самый большой резонатор), полость глотки, рта, носа, и придаточных пазух носа. Необходимо сказать, что певец может сохранить свой голос молодым и свежим только тогда, когда будет постоянно присоединять головной резонатор ко всем остальным положениям звука. В этом и кроется великая тайна певцов сохранивших свой голос молодым и свежим до глубокой старости. В этом и заключается сложность достижения совершенства выбранной профессии.

Данная методическая разработка раскрывает понятие о голосе, о его свойствах: силе голоса, высоте голоса, тембре, диапазоне голоса, вибрато, резонатор, что помогает учащимся на занятии быстрее и легче справиться с поставленными перед ними задачами. Может использоваться в работе в качестве раздаточного материала учащимся старших классов отделений сольного пения в ДШИ и ДМШ, студентами средних и высших профессиональных учебных заведений, а также педагогами хормейстерами для ознакомления с теоретическими аспектами свойств голоса на занятиях с хором.

Список основной литературы

1. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» Москва 1968 год;

2. Кошкин Н. И., Ширкевич М.Г.: «Справочник по элементарной физике»; 10-е изд., 1988г.

3. Назаренко И.К. «Искусство пения» Москва 1968 год;

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. – М.: Владос, 2002.

5. Трофимова С.Н.«Физиология голосообразования» Екатеринбург 2009 год;

Источник

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

Светлана Митяева
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

Упражнение 1. «В лесу»

а)Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить и показать, кто его позвал.

Затем игра усложняется: дети, каждый по очереди, кричат водящему: «Ау!», а тот отга-дывает, кто кричал?

Последний вариант состоит в том, что дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий «в лесу»: он произносит: «Ау!» то тихо то громко.

б) Мы составили кружок,

И сказали «Скок, скок, скок»

Угадай, чей голосок?

Упражнение 2. «Далеко-близко»

а)Взрослый показывает детям игрушку — котёнка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает близко (громко, и как — далеко (тихо). Затем произносит: «Мяу!», меняя силу голоса, а дети должны отгадать, близко или далеко мяукает котёнок. Затем педагог предлагает детям мяукать вместо котёнка по команде: «близко», «далеко».

б) Самолетик Л – далеко звук тихий; Л – близко – громко.

Подлетать к героям, предметам, к мамам.

Аналогично можно поработать с звукоподражаниями других животных: кошки, коровы, лягушки, вороны, курицы и т. д.

Упражнение 3. «Котенок»

Логопед объясняет детям, что котёнок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая. Каждый ребёнок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает, кто это был (из ребят, ориентируясь на тембр его голося.

Упражнение 4. «Дудочка»

Логопед предлагает детям, опираясь на высоту голоса, определить, какая дудочка играет: большая (ду — ду — ду — низким голосом) или маленькая (ду — ду — ду — высоким голосом); кто плачет: мальчик (а — а — а-низким голосом) или девочка (а — а — а — вы-соким голосом).Для разнообразия можно использовать слова из песни про дудочку:

Ду — ду — ду — ду дудочку Заиграла дудочка

Ду — лу — ду — ду — ду В зелёном саду.

Упражнение 5 «Три медведя»

Логопед выставляет перед детьми картинки или игрушки трёх медведей — большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сказку о трёх медведях (сокращенный вариант, произносит соответствующие реплики:

— Кто сидел на моём стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

Очень низким голосом, средним по высоте, и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: Михайло Иванович, Настасья Петровна или маленький Мишутка?

Упражнение 6 «Мама и детеныш»

Детям раздаются картинки домашних животных и их детёнышей — коровы и телёнка, козы и козлёнка, свиньи поросёнка, и т. д. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны опираясь на звукокомплекс, поднять соответствующую картинку. В роли водящего постепенно можно подключать кого-либо из детей.

Упражнение 7

а) Логопед показывает, а затем просит воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

— А — плачет, кричит девочка; поёт певица; мама качает малыша; кто-то вскрикнул от боли.

— О — удивление, стон, восхищение, удовольствие и т. д.

— У — гудок паровоза; плач мальчика; игра на дудочке и т. д.

б) Мы по-разному изображаем героев. Какой герой как говорит. Потом мы это прорабатываем. А уж потом загадываем друг другу загадки.

Лисичка – хитренькая (а-а-а-, медведь – грубо, мышка – тоненько.

-Я спою двоих героев, а ты угадаешь.

-А теперь я закрою глаза, а ты мне загадаешь двоих героев.

Упражнение 8 «Матрешки»

Цель – позвучать от тихого голоса до громкого.

Матрешка решила спеть песенку. Она поет так. Самая маленькая матрешка поет тихо-тихо-тихо. Чуть побольше–громче, еще больше–еще громче, а самая большая громче всех. (Варианты – матрешки пришли в школу, и ты их будешь учить; матрешки учат зайчат). Цель – позвучать от тихого голоса до громкого. Можно тихо – громко, а можно и, наоборот, от громкого к тихому.

Можно петь А-а-а; та-та-та; ля-ля-ля.

Упражнение 9 «Рамки-вкладыши»

Зайцы: о-о-о-О о-о-о-О поем о. о-тихо; О – громко

Подходит все, что имеет одну фору, но разный размер.

«Развиваемся, играя». Мастер-класс по изготовлению игры на различение неречевых звуков «Развиваемся, играя!» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического.

Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение) Сделать игру – это одно, а вот суметь рассказать о ней, представить свою работу – совсем другое. С детьми старшей группы, в рамках работы.

Игры на различение и правильное произношение звуков [С] и [Ц] в словах Представленные дидактические игры предназначены для детей 5 — 7 лет. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

Использование крылатых фраз в формировании у детей положительных привычек в дорожной среде Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Игровые образовательные ситуации, прогулки,.

Подвижная игра «Спрыгни с высоты» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Спрыгни с высоты» Цель игры. Учить детей, легко спрыгивать с высоты 10 — 25 см, держать равновесие. Материал. Зайчик (игрушка,.

Покорение детской высоты в веревочном парке В Светлогорске есть чудесный уголок – красивое озеро с парком. Прямо на берегу озера расположен веревочный парк с трассами различной.

Мероприятие «Праздник мужества и силы» 21 февраля в нашем детском саду в группе «Васильки» было проведено мероприятие, посвященное празднованию 23 февраля — «День защитника Отечества».

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности Семинар — практикум в старшей группе компенсирующей направленности «Пчелки» на тему «В мире звуков и слов» Цель: повысить компетентность.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Источник

Читайте также:  7 9 лет эмоциональные реакции
Оцените статью