Конспект занятия «Моё настроение»
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Детям среднего и подросткового возраста сложно справляться со своими эмоциями, они часто не умеют выражать свои чувства и не всегда понимают какие переживания их побуждают к тем или иным действиям. В подростковом возрасте идет интенсивное физическое и физиологическое развитие.Настроение воспитанников подвержено резким перепадам. Главная задача моего занятия — научить их осознавать свои чувства и понимать, как они проявляются в поведении. Эмоциональный опыт воспитанника оказывает большое влияние на его общее развитие, поэтому я разработала занятие, посвященное работе с чувствами и умению регулировать свое настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_moyo_nastroenie.docx | 934.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат» №11 п. Ванино Хабаровского края
Воспитатель: Гаврилова О.Б.
Цель: формирование у мения понимать своё настроение и настроение других людей и умения контролировать и регулировать свое настроение.
— Дать учащимся представление о влиянии настроения на здоровье людей;
— Обучить навыкам использования простых способов регуляции настроения;
— Учить различать и называть эмоциональные состояния человека.
— Коррекция эмоциональной сферы;
— Развитие коммуникативных навыков;
— Развитие устной связной речи.
— Способствовать воспитанию положительных эмоций и чувств.
Оборудование: презентация, проектор, наглядное пособие «Наши чувства и эмоции», бланки «Два зеркала», цветные карандаши, воздушные шары, проект «Цветное настроение».
- Вступительная часть. Приветствие.
Метод АМО «Поздороваемся ладошками!»
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу.
— Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (указательный) Большого (средний) Удачи (безымянный) Во всем (мизинец) Здравствуй (всей ладонью).
II. Основная часть
- Чтение стихотворения о настроении Светланы Зернес «Настроение».
–Сегодняшнее занятие мы начнём со стихотворения. (Читает воспитанница)
Настроение пропало.
Я везде его искала:
Под диваном, под столом,
Во дворе и за углом,
Я звала его, сердилась,
А оно не находилось!
И тоскую, и грущу.
Может, я не там ищу?
Без следа исчезло прямо.
А потом вернулась мама.
Как ей это удалось? –
Настроение нашлось!
- Беседа «Что такое настроение?»
Задача: познакомить детей с понятием настроение.
— О чём мы будем говорить на занятии? (О настроении) (Слайд 1)
— Что такое настроение? (Ответы: настроение — это душевное состояние человека, его эмоции. Оно может быть разным: спокойным, радостным и грустным).
— От чего зависит настроение? (Ответы: от погоды, от здоровья, от отметки в школе, ссоры, расставания и др.)
— Влияет ли настроение на здоровье человека? ( Ответ: да, люди с плохим настроением, злые чаще болеют)
- Разнообразие чувств и эмоций. Игра «Угадай эмоцию» (Слайд 2-7)
Задача: учить различать и называть эмоциональные состояния человека.
— Как можно узнать, какое у человека настроение? (Ответы: по лицу, походке, жестам, мимике, речи и поступкам).
— Чувств и эмоций, переживаемых человеком — очень много, как хороших, так и плохих. Давайте подумаем и назовем те чувства, которые вы знаете, которые вы испытывали. (Ответы: радость, огорчение, обида, злость, удивление, безразличие, грусть, и др.)
— Я раздам некоторым девочкам картинки, где герои испытывают разные душевные состояния. Вы должны отгадать, какая эмоция изображена и объяснить, почему вы так думаете. А остальные должны изобразить те эмоции, которые написаны на листочках (Раздаю). Изображать можно выражением лица, голосом, движениями.
Упражнение «В театральной студии» (Слайд 8)
Цель: развить воображение, фантазию, пантомимические навыки.
-Девочка сильно упала и разбила себе коленку.
-Улыбнись как кот на солнце.
— Улыбнись как хитрая лиса.
— Ребенок, у которого отняли мороженое.
— В цирке ты увидела, как в ящике фокусника появился кролик.
— Ребенок, которому подарили любимую игрушку.
— Человек, которого ударили.
— Молодцы, хорошо справились с заданием. Мы увидели, что человек может переживать разные чувства и эмоции. Некоторые нам нравятся, некоторые – нет. Но это не значит, что они ненужные. Ведь настроению свойственно меняться.
— Как вы думаете, зачем нужны эмоции, которые нам не нравятся? Верно, чтобы не копить плохое в себе, потому что отрицательные эмоции могут причинить здоровью вред. Поэтому нужно научиться выражать плохие эмоции так, чтобы не ранить, не обидеть других, чтобы не испортить отношения с людьми.
- Обсуждение «Как справиться с плохим настроением?»
Задача: обучение способам безопасной разрядки гнева, злости.
— В жизни вам не раз приходилось выражать свои эмоции, настроение. И оно не всегда бывает доброжелательным, а порой злым и даже агрессивным. Что же делать, чтобы избавиться от злости? (Ответы: потопать, покричать, поплакать, побыть одному и пр.)
— Как можно изменить плохое настроение? ( Ответы: угостить конфеткой; сказать доброе слово; рассмешить; устроить праздник; подарить подарок; обнять; посмотреть мультики; потанцевать под веселую музыку; совершить прогулку на природу)
— У меня для вас есть памятка, где описаны способы, как избавиться от злости и гнева.
Памятка «Как управлять эмоциями» (Слайд 9)
- комкать и рвать бумагу;
- бить подушку или боксерскую грушу;
- топать ногами;
- выжимать полотенце, даже если оно сухое;
- громко кричать, используя “стаканчик” для криков;
- написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
- сосчитать до 10-20, чтобы успокоиться;
- втирать пластилин в картонку или бумагу;
- поделиться этим чувством с родителями, другом, воспитателем, учителем;
- можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.);
- посидеть в тишине, вспомнить что-то приятное или послушать спокойную музыку, а можно потанцевать;
- научиться правильно дышать (глубокий вдох носом и полный выдох ртом).
— Давайте сейчас применим некоторые из советов на практике. ( Практическое задание — скомкать и порвать бумагу, потопать ногами, правильно подышать).
— А для хорошего настроения я предлагаю вам станцевать танец с воздушными шарами. (Танец под музыку «Шарики воздушные») (слайд 10)
- Исследовательский проект «Цветное настроение» (слайд 11-19)
- Изучить, что такое цвет, узнать характеристики цвета.
- Провести исследование влияния различных цветов на настроение человека у детей и взрослых.
— Вы уже говорили, что наше настроение зависит от многих причин, но есть ещё одно обстоятельство, которое влияет не только на наше настроение, но и на здоровье. Это цвет! Сейчас девочки подробно расскажут вам об этом.
(Представление проекта «Цветное настроение» воспитанницами)
- Заключительная часть
- Упражнение «Два зеркала» (Слайд 20)
Задача: выражение настроения через рисунок (Детям раздаются бланки, на которых изображены два больших овала — один с красной каймой, другой — с синей).
— Перед вами два зеркала, вам нужно нарисовать в них себя: в красном зеркале — с хорошим настроением, а в синем – с плохим.
- Какое настроение вам нравится больше?
- Какое настроение у вас сейчас?
- Какое настроение у вас бывает чаще?
- Можно ли улучшать свое настроение, как?
- Что понравилось, запомнилось на занятии?
— В заключение я предлагаю посмотреть вам небольшой мультфильм «Настроение-не пустяк». (слайд 21)
– И я хочу пожелать вам, чтобы в вашей жизни чаще было хорошее настроение и добрые, позитивные эмоции, потому что как известно, веселые и добрые люди редко болеют. И дарю вам эти разноцветные воздушные шарики. (Слайд 22-Мелодия «Шарики воздушные»)
Источник
Тема урока что такое настроение
Автор: Пинчук Екатерина Дмитриевна
Организация: МБОУ СОШ №43
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
Цель: способствовать формированию представления о том, что такое настроение и от чего оно зависит.
Задачи:
— образовательные: раскрыть глубину понятия «настроение»; расширить представление о том, что влияет на настроение человека;
— развивающие: развивать познавательную и творческую активность; развивать умение определять свое настроение;
— воспитательные: воспитывать позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-способствовать формированию у обучающихся умении анализировать полученную информацию и делать выводы.
Регулятивные УУД:
-содействовать развитию у обучающихся умения правильно организовывать свою деятельность и оценивать ее.
Коммуникативные УУД:
-способствовать развитию у обучающихся умения бесконфликтно работать в паре, в группе с учителем.
-содействовать развитию у обучающихся умения высказывать свое мнение и слушать одноклассников.
Личностные результаты:
— создать условия для понимания обучающимися роли настроения в жизни человека,
-способствовать формированию умения сочувствовать другим
Форма занятия: беседа-игра.
Продолжительность: 40 минут
Оборудование: проектор, презентация; карточки.
Методы, формы и средства: познавательная игра, беседа, создание проблемной ситуации, наглядность, активизирующие вопросы, самооценка, рефлексия, индивидуальная и групповая работа, фронтальный опрос.
Структура занятия:
- Организационный этап
- Познавательно- мотивационный этап
- Диагностический этап
- Развивающий этап
- Этап самопознания
- Итог занятия. Рефлексия
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте скажем своим соседям комплименты — приятные слова.
(Мне нравится твой костюм, прическа, твое настроение).
Что понравилось больше — говорить комплименты или слушать?
2.Познавательно- мотивационный этап
-Ребята, сегодня мы поговорим о настроении.
— Что такое настроение?
-Как оно ложится спать?
-Когда оно встаёт?
-Что же ему нравится? А что ему вредит?
-Кто же постарается, всё это объяснит?
-Вот давайте все вместе и постараемся найти ответы на эти вопросы.
—Настроение –это внутреннее душевное состояние человека.
Настроение – это наши чувства, жизненные ощущения. Настроение нельзя потрогать, пощупать. Настроение можно увидеть на лице человека. Его можно почувствовать. Оно находится внутри нас, в нашем сердце, в нашей душе.
— Посмотрите внимательно на лица ребят. У каждого из них свое настроение, потому что они испытывают разные чувства и о них можно догадаться по лицу. Для обозначения того, какое чувство выражает лицо человека, используют слово мимика.
Мимика – это одна из форм проявления чувств человека. По мимике можно определить какое у человека и настроение.
А как узнать, какое у человека настроение, если не смотреть на лицо? (голос, походка.)
-Разные лица, разные эмоции, разное настроение: у одного веселое, а у другого грустное.
-Если настроение хорошее, то человек смеётся, широко улыбается, глаза сияют.
— Улыбка – это мимика лица, губ, глаз, показывающая расположения к смеху, выражающая приветствие, удовольствие.
Улыбка способна воздействовать на окружающих. Улыбка – символ доброжелательного поведения.
-Если настроение плохое, то человек грустит, плечи опущены, глаза грустные.
-От чего зависит настроение?
-Меняется ли настроение в течение дня?
3. Диагностический этап
Открою вам небольшой секрет. Каждое настроение имеет свой цвет:
желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему;
красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
зеленый – общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, почитать интересную книгу, посмотреть в окно;
серый – скучное настроение – не знаю, чем заняться;
коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен.
– Мы отправим мячик по рядам и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение, а экран нам в этом поможет, значение каждого цвета можете посмотреть там. Я начну, а вы продолжите. Мое настроение зеленого цвета, передаю клубок ученику.
– Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас попробуем его повысить.
4. Развивающий этап
Притча о хорошем настроении
Ученик спросил учителя:
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
— И это всё? — недоумённо спросил ученик.
— Нет, — ответил учитель.
Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
-— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
-Чему учит эта притча?
— Каков же секрет хорошего настроения?
-Почему именно такой способ выбрал учитель?
Игра «Твое настроение»
— Я буду называть события вашей жизни. Если оно является условием хорошего настроения, то вы должны хлопнуть. Если это плохо влияет на настроение, то топнуть.
1. Получить хорошую отметку.
2. Не выучить урок.
3. Порвать книгу.
4. Помочь старшему человеку.
5. Выиграть партию в шашки.
6. Обидеть бабушку.
Практическое упражнение на индивидуальных карточках.
· Тоска О · Ненависть О
— Прочитайте слова. Что они обозначают? (Чувства).
— Напротив каждого слова вы видите кружок. Закрасьте кружок красным цветом, если чувство положительное и черным, если оно отрицательное.
Задание по группам. Собери пословицы:
Улыбка – это ключ к хорошему настроению.
Мрачное настроение — это глухая стена между нами и окружающим миром.
Лучшее украшение жизни — хорошее настроение!
Дурное настроение есть одна из разновидностей лени.
Залог успеха – хорошее настроение, с которым шагаешь по жизни.
Детям предлагаю продолжить фразы.
Когда я улыбаюсь, люди…
Когда на меня кричат, я отвечаю…
Я готов помочь, когда человек обращается ко мне…
Когда мне улыбаются, …
Когда со мной разговаривают доброжелательно, я …
—Подумайте, что влияет на наше настроение?
-Как вы думаете, можно ли всегда иметь хорошее настроение?
-Что может этому посодействовать.
-Напишите 3 качества или признака, которые могут в этом помочь.
-Что мы сегодня узнали? Занятие было полезным? Какое настроение у Вас сложилось после занятия?
— Покажите его с помощью мимики.
-Что сегодня Вам на занятии понравилось больше всего?
-Ребята, в жизни очень важно быть в хорошем настроении. Его дарит человеку доброта, общение с хорошими людьми.
Источник