Стресс в жизни школьника
презентация к уроку по психологии (10 класс) на тему
В жизни школьника важной задачей являвляется обучение — это крайне энергозатратный процесс. Между тем никто и нигде специально не обучает учащихся искусству восстановления сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое здоровье. В данной презентации мы рассматриваем со страшеклассниками, что такое стресс, причины, и рекомендации по снятию напряжения, а также упражнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_na_urok.ppt | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стресс в жизни школьников
Стресс – напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. В жизни каждого человека бывают критические ситуации, именуемые кризами, фрустрациями, конфликтами, стрессами.
Следует различать два вида стресса: Эустресс — кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью.
Дистресс – это вредоносный стресс, связанный с отрицательными переживаниями и приводящий к развитию психосоматических изменений .
Признаки стресса? Тревога Страх Напряжение Неуверенность Растерянность Подавленность Беззащитность Паника Бледность/краснота Учащение пульса Дрожь Мышечная скованность Сухость во рту Затруднение дыхания Расширение зрачков Потливость Трудности глотания Желудочный спазм
Чем опасен стресс? Т. Кокс выделил пять категорий возможных последствий стресса : субъективные — беспокойство, агрессия, депрессия, усталость, ухудшение настроения, низкая самооценка и т. д.; поведенческие — подверженность несчастным случаям, алкоголизм, токсикомания, эмоциональные вспышки, избыточное потребление пищи, курение, импульсивное поведение; познавательные — нарушение функций внимания, снижение умственной деятельности и т. д.; физиологические — увеличение уровня глюкозы в крови, расширение зрачков, попеременное ощущение то жара, то холода; организационные — низкая производительность, неудовлетворенность работой, снижение организационной исполнительности и лояльности. Все эти признаки повышают риск развития невротических и психосоматических заболеваний .
Задание «Листья»: Выбрать самые важные , по Вашему мнению, способы преодоления стресса и разместить их на своём листочке. (2 минутки). «Дерево Антистресс»: Обсудить с группой, какие из важных способов преодоления стресса самые необходимые для каждого и записать их на листе антистресса. На дерево поместить и все листья со способами преодоления стресса каждого участника. ( 5 минут). Представить свой лист ценностей.
Источник
Классный час «Стресс. Способы выхода из стресса»
классный час (4 класс)
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«Стресс. Способы выхода из стресса»
(4 класс)
Педагог- психолог:
Курбанова И.С.
2018 год
«Стресс. Способы выхода из стресса».
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Задачи: раскрыть понятия “стресс”, довести до детей информацию о причинах возникновения стресса, научить детей защищаться от стрессов.
Здравствуйте ребята? Меня зовут, Индира Султановна я работаю педагогом-психологом в «Центре «рука в руке».
Сегодня я у вас проведу классный час. Тема сегодняшнего классного часа «Стресс. Способы из стресса».
Ребята давайте мы с вами познакомимся. Хочу с вами провести игру «Мы идем в поход» (детям сообщается, что нужно собраться в поход и взять с собой много вещей.) Каждому следует произнести фразу «Меня зовут…, и я беру с собой», например я Индира Султановна и я беру с собой в поход палатку и т.д.
Психолог: Ребята, есть у меня игра такая, очень лёгкая, простая, очень интересная. Поиграете со мной в эту игру? Игра называется «Ветер дует на….». Я говорю слова «Ветер дует на ребят, которые любят играть и все кто любит играть поднимает руки вверх.» Со словами «Ветер дует на. » психолог начинает игру. Чтобы участники игры больше узнали друг о друге, вопросы психолог задаёт следующими: «Ветер дует на того, у кого. есть сестра», «кто любит животных», «кто много смеётся», «у кого есть друзья». «кто не обидит друга», «кто поможет другу в беде» и т.д.
Психолог: Хорошие у нас ребята. Все разные, но такие добрые .
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Ведь еще знаменитый ученый и философ Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что, поистине, здоровый нищий счастливее больного короля».
Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о стрессе.
— Что такое стресс? Как он влияет на организм? Опасен ли стресс для здоровья?
— Выясним причины возникновения стрессов у школьников.
— Узнаем, как бороться со стрессом, и освоим несколько нехитрых способов его преодоления.
Психолог: Итак, что же такое стресс?
«Стресс – это реакция организма при резких и сильных воздействиях на него. Когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность, он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникать дрожь и т.д.»
— Как вы думаете, стресс это хорошо или плохо? Пожалуйста, аргументируйте свой ответ.
Следует различать два вида стресса:
1- кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью. Такой стресс даже необходим, чтобы внутренне собраться перед каким-либо ответственным событием. Кратковременный стресс стимулирует иммунитет. Например: разве вам не удавалось каким-то чудом избежать аварии, не обжечься кипятком, подхватить падающего ребенка? Всё это положительное влияние стресса.
2 — длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс, когда организм все время находится в «боевой готовности».
Длительное волнение, даже положительное, приводит к одному результату – истощению.
— Давайте выясним причины стресса.
- отрицательные мысли о самом себе или непринятие себя;
- завышенные школьные требования и связанные с обучением разочарования;
- физиологическое изменение организма;
- проблемы с одноклассниками или друзьями;
- неблагополучные жилищные обстоятельства; материальные трудности в семье.
- развод родителей;
- хронические заболевания или семейные проблемы;
- потеря близких;
- изменение места жительства и школы;
- участие во множестве мероприятий или большие запросы как собственные, так и общественные;
Часто ли вы попадаете в стрессовую ситуацию? Если да, что вы делаете?
А сейчас я бы хотела, чтобы вы выполнили одно задание.
Каждому участнику даются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание почитать, текст за 30 сек.
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;
Обсуждение: Сразу ли вы справились с заданием? Что понадобилось вам для его быстрого выполнения? В чем заключается, на ваш взгляд самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, а также действовать взвешенно и разумно в сложных жизненных
Психолог: Да, не все могут сразу правильно прореагировать в стрессовой ситуации.
Но мы должны научиться, это делать. Итак, бороться со стрессом до последней капли грусти!
Имеются разные пути борьбы со стрессом. Пожалуйста, предложите свои, запишите их на листочках. Прочитайте свои варианты.
Психолог: А я хочу предложить вам свой вариант.
1.Сделай те комплимент вашему партнёру по плечу.
2.Улыбнитесь партнёру напротив.
Упражнение – игра “Дорисуй и передай”
Инструкция: Возьмите по листу бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопну в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.
Обсуждение: Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
Психолог: Что-то мы засиделись. Мы знаем, что самый эффективный способ борьбы со стрессом это движение. Я прошу всех встать. А сейчас напишите своё имя разными частями тела: носом, локтями, пальцами, правой ногой, левой ногой. Молодцы!
Упражнение «Скульптура».
Цель: формировать навыки распознавания стресса у себя и у других людей.
Дети делятся на три группы. Психолог: предлагает создать каждой группе одну их трех скульптур:
• Человек в стадии тревоги;
• Человек в стадии сопротивления;
• Человек с стадии истощения.
Вопросы для обсуждения:
• Что было трудным? Приятным?
• Что оказалось удивительным, неожиданным?
• Кто в жизни помогает вам преодолевать подобные состояния?
• Как выглядит человек в стрессе?
• Как ведет себя человек в стрессовом состоянии?
• Какие испытывает эмоции?
• Что меняется в поведении человека?
Психолог: И в конце нашего классного часа хотела провести игру.
Игра «Рисование на спине».
Цель: развивать кожную (тактильную) чувствительность.
Дети разбиваются на пары: один ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения : дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.
ЧтОТЫмиШеНьКакаКтЫмоЖеШЬОбОМнеТАкоЕпОдУмАть
ОсЕНьЮкоГдАПОсПЕЛурОжАйЛИсаГОвОриТ
НаСтУпИлА ВеСнАПРИхОДитмеДвеДьклИсЕиГОворИТ
ВОЧтоСоСЕдКАдаВАйОпЯтьпоЛезАсеЕМ
СЕлИоНиДрУГпрОтиВДрУгАнАкОчКи
Источник
Тема стресс для школьников
Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь школьников
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Данная работа посвящена вопросам возникновения стрессов у учащихся, их психологическому здоровью и профилактике стрессов.
В сегодняшнем мире возникновение стрессовых ситуаций неизбежно, с ними сталкиваешься на каждом шагу, что вызывает интерес к изучению проблемы. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход учащихся из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И я решила выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.
Тема моего проекта: «Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь учащихся».
Цель проекта: Выяснение причин возникновения стрессов у учащихся и влияния стресса на организм школьника, вызванного действием стрессоров.
Для этого мне предстояло решить следующие задачи:
— выяснить что такое «стресс»;
— научиться определять симптомы стресса;
— узнать какие болезни развиваются на фоне стресса у учащихся.
— провести опрос среди учащихся 7 классов по выявлению стрессоустойчивости;
— дать рекомендации по профилактике стресса у учащихся.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы стресса в жизни учащихся
1.1 Понятие стресса
Стресс (от англ. Stress- напряжение)— состояние эмоционального и физического напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.) или определенные ситуации, которые характеризуются как трудные и неподвластные.
Концепция стресса была введена и разработана канадским врачом и биологом с мировым именем, директором института экспериментальной медицины и хирургии Гансом Селье в 1936 году. Он же обосновал свое учение о стрессе.
Стресс – это не всегда результат повреждения. Любое непривычное для организма воздействие – чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств – все это может вызвать стресс. Публичное выступление, игра в шахматы может вызвать значительный стресс, не причинив вреда. Иногда одно и то же событие для одного человека является мощным стрессом, а для другого обыденным делом. Так, у отличника полученная за контрольную работу тройка может вызвать депрессию, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у хронического троечника удовлетворительная отметка не вызовет никаких эмоций. Получается, что на один и тот же стрессор реакция варьируется от отчаяния до восторга – все зависит от нашего отношения к событию.
Стресс можно разделить на два вида конструктивный и деструктивный.
Стресс или раздражители того или иного рода являются неотъемлемой составляющей любой человеческой активности. Сама жизнь есть производное от действия стрессов. Например, принимая пищу, раздражаем пищеварительную систему, но оставаясь без пищи, мы испытываем голод, а это ещё больший стресс. Напряжение подобного характера является примером «конструктивного» стресса. Такое воздействие стресса на наш организм позитивно.
Конструктивный стресс не влечёт за собой сердечных приступов, спазм мышц тела и язвы желудка.
Совершенно иного рода напряжение, «деструктивный» стресс, напротив, наносит вред. Вернее, вредоносной является наша эмоциональная реакция на внешние деструктивные раздражители, которыми щедро одаривает нас жизнь.
Употребляя слово «стресс», мы обозначаем именно пагубно влияющие на нас явления.
Стресс способен разрушать и убивать, хотя люди пытаются игнорировать эту возможность. Роковая роль стресса в развитии болезней доказана и не вызывает сомнений.
1.2. Причины стресса у учащихся
Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало, стресс был исключительно проблемой взрослого мира. Увы, сегодня она все больше распространяется на мир детей и подростков. Каждый третий ребенок испытывает стресс .
Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.
Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс.
В подростковом возрасте все чувства обостряются, нервы натягиваются, как струна, от малейшего дискомфорта готов сорваться, потому что очень трудно становится управлять эмоциями и собственным поведением. Любые конфликты, недопонимания становятся трагедией.
1.3. Признаки проявления стресса у учащихся
Школьный (подростковый) возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.
Наступающие в это время гормональные перестройки, влияют, в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной, в этот период ее можно сравнить с оголенными проводами: и то, и другое лишено защиты и искрит. Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений.
Признаки стресса — физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет подросток:
— повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;
— резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;
-недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»;
— злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;
— резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби;
1.4. Влияние стресса на здоровье
Ученые, которые исследовали влияние стресса на организм, пришли к выводу, что стресс – это тихий убийца современного общества. Не зря существует поговорка: «Все болезни от нервов!». Так вот, именно длительный стресс способен запустить механизм различных заболеваний: сахарный диабет, ревматоидный артрит, который приводит к хроническому воспалению суставов, поражая и сердечную мышцу, рассеянный склероз и т.п. Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания (или даже вызывать их): от болей в пояснице и бессонницы до рака.
Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Дети, чья учеба связана с постоянным стрессом, они постоянно подвержены разным заболеваниям.
Наиболее частые заболеваний, которые, в основном, спровоцированы стрессом: заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит. Кроме того, дети, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.
1.5 Средства борьбы со стрессом
Для того чтобы ребёнок был здоровым ему нужен здоровый сон, и чем меньше ребёнок, тем больше его потребность во сне. Исследования учёных показали, что деятельность детского мозга во сне по качеству намного превышает работу наяву.
Новый этап в борьбе со стрессами и депрессией – спортивные игры: в них идёт борьба за победу и важен командный дух. Влившись в команду, ребёнок не только разовьёт силу мышц, но и закалит силу духа, приобретёт психологический иммунитет. Совместные исследования психологов и инструкторов по лечебной физкультуре показывают, что лучшее лекарство от меланхолии — это аэробика. Специалисты обнаружили 3 главных секрета её благоприятного воздействия на детскую психику: ритмичная современная музыка, разнообразие движений, быстрый ритм, не дающий отвлекаться на грустные мысли, присутствие сверстников.
Ещё очень важно, чтобы у учащихся было хобби или любимый предмет, который давал бы возможность эмоциональной разрядки.
А для родителей главное– это не прекращать постоянного общения с почти уже взрослыми детьми. Если подросток замкнётся, то это навсегда.
Родителям следует забыть обращение «ты должен», вместо этого хорошо бы в разных вариациях повторять «ты можешь!».
Снимет стресс и ароматерапия. Необходимо больше есть фруктов и овощей, они богаты минералами и витаминами, улучшающими и активизирующими мозговую деятельность. За день выпивать не менее 2-х литров жидкости (воды, сока, чая), т. к. каждая клетка тела, в том числе и мозг, нуждается в жидкости.
Глава 2. Экспериментальное исследование стресса и его причин в школьном возрасте.
2.1. Описание экспериментального исследования
В целях выявления причин возникновения стрессов, их проявления и профилактики я провела исследовательскую работу:
1. Мониторинг психологического здоровья учащихся 7 класса
2. Анкетирование учащихся 7 классов по вопросу возникновения стрессовых ситуаций и их воздействия на ребят;
3. Анкетирование взрослых (родителей учащихся) по причинам стресса и путях выхода из него;
4. Анализ результатов опросов, сравнение результатов у учащихся и у родителей.
Свои исследования по изучению стрессов и депрессий у детей и подростков я проводила в среднем звене лицея, 7-е классы. Опрошено 127 человек, возраст 12-14 лет. Дети в классах, в общении с окружающими в основном раскованы, в большинстве общительны, но среди них выделяются ребята с отклонениями от возрастных норм поведения.
Из опроса учащихся, 49 человек испытывают систематическое утомление, 13 двигательное возбуждение, 7 тревогу, 14 частую потерю аппетита, 16 резкую смену настроения, 9 испытывают систематические головные боли, 14 заболевания желудочно-кишечного тракта, 5 заболевание почек.
Хотя многие дети из классов считают, что в семье у них всё благополучно, их любят и уважают, при этом 5% человек не находят общего языка с родителями, не видят в них своих единомышленников.
В школах учатся сотни ребят, которым противопоказаны какие бы то ни было волнения или переживания, экзаменационные в том числе. Это сердечники, диабетики, те, кто страдает расстройством нервной системы.
Я задала своим одноклассникам следующие вопросы:
1. Сталкивался ли со стрессом?
2. Как ты себя чувствовал?
3. Что было после стресса?
4. Как ты справился со стрессом?
По результатам опроса я пришла к следующим выводам: Практически в любом возрасте мы сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Учащиеся указали, что при стрессах большинство из них имеет плохое самочувствие и, как следствие – испытывают огорчение, испуг и страх.
Причинами стрессовых ситуаций зачастую становятся школьные нагрузки и межличностные отношения.
Чаще всего к разрешению сложных проблем и стрессов ребята обращаются к близким людям и родственникам, а успокоение получают на отдыхе, прогулке или слушая любимую музыку.
Большинство участников опроса понимают, что стресс наносит огромный вред здоровью и в первую очередь нервной системе человека.
После этого было проведено анкетирование родителей учащихся. В опросе приняли участие 60 родителей учащихся. Взрослым были предложены следующие вопросы:
1. Сталкивались ли вы со стрессом?
2. Как часто вы попадали в стрессовую ситуацию?
3. Как влияла на вас стрессовая ситуация?
4. Где вы чаще всего получаете стресс?
5. Ваши пути выхода из стрессовой ситуации?
6. Как можно избежать стрессов?
Выводы после опроса родителей получились также неутешительные: Все участники опроса сталкивались со стрессом, подвергались воздействию стрессовой ситуации и испытывали отклонения в состоянии здоровья. В результате данных, видно, что стрессовая ситуация влияет на настроение, самочувствие, неспособность сосредоточиться, при этом респонденты испытывают гнев, обиду и возмущение. Большинство родителей, по их мнению, снимают стресс сменой деятельности, прослушиванием любимой музыки, общением с близкими людьми, активным отдыхом и принятием успокоительных средств.
В своём исследовании я пришла к выводу, что учащиеся моего класса имеют предрасположенность к стрессу.
Наряду со взрослыми, дети подвержены стрессам, но до конца каждый из них не понимает или не знает всей опасности стресса, его отрицательного влияния на организм и здоровье.
Главная задача взрослых помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, чтобы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности.
Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово.
Я считаю, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых может предотвратить стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей!
В результате изучения вопроса о возникновении стрессов и их влияния на здоровье, я сделала выводы и дала некоторые рекомендации по профилактике и выходу из стрессовых ситуаций, учитывая реальные возможности учащихся, их родителей и учебных заведений, где обучаются школьники, для сохранения своего здоровья и здоровья будущих учеников.
1. Г. Селье. Стресс без болезней. — Спб,: ТОО «Лейла», 1994г.
2. Елезанова Е.В.// Я познаю мир. Психология: энцикл. // М.: АСТ: Астрель, 2005г.
3. Попова Л.М. И.В. Соколов, О. Грегори. Как противостоять стрессу. — Спб.: ТОО «Лейла», 1996г.
4. Щербатых Ю.В. Психология стресса. — М.: Эксмо, 2006г.
5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стрессов — Питер, 2009г.
6. Дубровина И.В. и др. «Рабочая книга школьного психолога» — М., «Просвещение», 1991.
7. Жуков Д. А. «Стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с. 12-17.
8. Крушельницкая О.И. и Третьякова А.П. «Человек, обстоятельства и стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с.21-26.
9. Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога». М., «Владас», 1999 г.
10. Мухина В.С. Психология. Питер-2005г.
11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Бахрам -2007г.
Источник