- План самообразования педагога-психолога «Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии» материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Программа по самообразованию на тему:«Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Планы работы по самообразованию «Психогимнастика как средство эмоционально-личностного развития дошкольников»
План самообразования педагога-психолога «Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии»
материал на тему
План самообразования педагога-психолога «Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_2015_-2016_uch._god.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
педагога-психолога Козловой Н.В.
на 2015-2016 учебный год
Тема: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников».
Цель: Коррекция эмоционально-волевой и социальной сфер детей от 3 до 7 лет.
1. Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.
2. Развивать фантазию и образное мышление.
3. Развивать творческие способности дошкольников.
4. Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.
5. Развивать коммуникативные навыки.
6. повышать самооценку детей.
7. Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.
8. Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Актуальность темы: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях.
В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочная терапия – это прежде всего возможность самовыражения.
Реализация задач: активное включение детей в занятия песочной терапией.
Учебно-методическое обеспечение проекта:
Методическая разработка серии конспектов занятий с детьми 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Оборудование для песочной терапии (деревянный ящик 50×40×8, покрашенный в голубой цвет и наполненный песком, мелкие игрушки, камешки, веточки, шишки и т.д.)
Материалы для оформления результатов (фото работ).
Участники: дети 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Основной механизм реализации проекта:
Проведение серии регулярных занятий. Предполагаемая форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, создавая особую атмосферу, которая позволяет ребенку реализовать себя в данном виде деятельности. Игры с песком приведут детей к самостоятельному поиску способов действий и проявлению творчества.
Изучение методической литературы и переодической печати по вопросам коррекции эмоционально – волевой и социальной сфер детей от 3 до 7 лет :
1. Грабенко, Т. М. Как помочь «особому» ребенку / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство- П ресс, 1998.
2. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
3. Грабенко, Т. М. Основы сказкотерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.
4. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – С П б. : Детство-Пресс, 2007.
5. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. Епанчинцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.
Написание программы «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей от 3 до 7 лет».
Разработка конспектов занятий по игровой деятельности в песке с использованием разнообразных методов и приемов.
Организация предметно-развивающей среды: создание песочного ящика для проведения игровых занятий с детьми от 3 до 7 лет.
Разработка календарно-тематического планирования по группам.
Организация и систематизация занятий детей на песке. Открытый просмотр занятия « Сказка на песке с использование кинетического песка» старшая группа.
Оформление альбома с фотографиями детских работ.
Участие родителей в игре с детьми на песке.
Обобщение опыта на муниципальном уровне.
Подведение итогов проведенной работы.
Презентация опыта работы перед педагогами ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез.
Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у.
Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы.
Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы.
Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков.
Источник
Программа по самообразованию на тему:«Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»
методическая разработка на тему
В этой программе изучается научно — теоретическая база, психолого — педагогический опыт по проблемме развития эмоций и воли, и поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4
Педагога — психолога МБДОУ № 4 О.В. Шалановой
«Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»
Городской округ город Выкса, 2014 г.
В этой программе изучается научно – теоретическая база, психолого- педагогический опыт по проблеме развития эмоций и воли, и поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью игры.
Из практики видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими личностными проблемами. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности, неадекватности поведения.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития эмоционально-волевой сферы. Основным средством развития ребёнка является игра. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Что же такое игра? Игра – это самостоятельная эмоционально насыщенная деятельность, в которой есть момент импровизации и опробования. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре ребёнок учится проявлять свои эмоции, учится адекватному их выражению.
Данная проблема определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей эмоциональной сферы детей, так как в современной жизни в любом дошкольном учреждении можно найти много детей, эмоциональные проявления которых очень бедны. И я обратили внимание на таких детей.
Такие дети мало улыбаются, не проявляют заботу и эмпатию по отношению к другим. На утренниках, праздниках, никакое яркое действо не вызывает у них эмоций. Играя роли, эти дети не могут передать эмоциональное состояние персонажа, они только проговаривают заученные наизусть слова. Эти дети слишком эгоцентричны и капризны. Поэтому важно научить их смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, правильно выражать свои эмоции в самых различных жизненных ситуациях.
Одним из ведущих направлений развития эмоциональной сферы детей старшего возраста является игра.
Цель : повысить свой теоретический, психолого – педагогический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в развитие эмоциональной сферы.
Задачи:
- изучение научно-теоретического материала и диагностических методик в развитие эмоциональной сферы через игру;
- разработка и использование диагностического инструментария в рамках реализации рабочей программы;
- изучить теоретические аспекты нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников;
- изучить коррекцию в эмоциональной сфере с помощью игры.
Этапы изучения темы:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и изучение психолого — педагогического опыта по данной проблеме.
2. Технологический блок –разработка методических рекомендаций по развитию эмоциональной сферы через развивающие игры, консультаций, памяток, буклетов, пиктограмм, пополнение картотек игр на развитие эмоционально- волевой сферы.
3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды в виде уголка «Настроения» в кабинете педагога — психолога ДОУ.
Источник
Планы работы по самообразованию «Психогимнастика как средство эмоционально-личностного развития дошкольников»
Залия Шаяхметова
Планы работы по самообразованию «Психогимнастика как средство эмоционально-личностного развития дошкольников»
ПЕРВЫЙ ГОД ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (2-ая МЛАДШАЯ ГРУППА)
Цель: развитие эмоционально – личностной сферы детей посредством психогимнастики.
Задачи:
•введение ребенка в мир человеческих эмоций;
•развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо;
•развивать способности к эмпатии, сопереживанию;
•способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и повседневном общении;
•способствовать формированию позитивной самооценки.
План работы:Сентябрь
•подбор и изучение литературы;
•подбор диагностической методики.
Индивидуальные беседы с родителями об адаптации детей в детском саду.
Октябрь
•Диагностика по методике «Разложи картинки»
Консультация «Почему дети разные?»
Ноябрь
•Релаксационная игра «Облака»
Памятка «Стиль семейного воспитания»
Декабрь
•Коммуникативная игра «Подари улыбку»;
•Психогимнастический этюд «Тише»
Консультация «Что такое – эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3–4 лет»
Январь
•Психогимнастический этюд «Кротость»
•Релаксационная игра «Снеговик»
Картотека «Игры на выражение эмоциональных состояний»
Февраль
•Психогимнастический этюд «Собака лает и хватает за ноги»
Март
•Психогимнастические этюды «Иди ко мне», «Уходи»
•Коммуникативная игра «Похвали себя»
Буклет «Лечебная сила родительской любви»
Апрель
•Пантомима «Догадайся, кто я?»
Практикум «Воспитание дружеских отношений в игре»
Май
•Диагностика по методике «Разложи картинки»
Фотовыставка «Наши эмоции»
Список используемой литературы
1. Михеева Е. В. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4 – 7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия. – Волгоград: Учитель, 2013
2. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
3. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1995
4. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. – Учитель, 2014
5. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры / В. М. Минаева. – М. :АРКТИ, 1999.
6. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М. : Издательский центр «Академия», 2003
ВТОРОЙ ГОД ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Цель: развитие эмоционально – личностной сферы детей посредством психогимнастики.
Задачи:
•развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
•развитие и обогащение новых форм общения со сверстниками, формирование позитивного отношения к сверстникам;
•формирование способности к эмоциональной саморегуляции;
•обогащение представлений детей об эмоциональном мире человека.
План:
Сентябрь
•подбор и изучение литературы;
•подбор диагностической методики.
Консультация «Эмоциональное развитие детей»
Октябрь
•диагностика по методике «Сюжетные картинки».
Памятка «О важности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста»
Ноябрь
Индивидуальные беседы «Мой ребенок особенный. Развитие эмоционально-личностной сферы детей»
Декабрь
«Игры для релаксации»
Январь
•Психогимнастика «Путешествие в Изумрудный город»
•Игровое упражнение «Иголка и нитка»
•Психогимнастика «Птичий двор»
Рекомендации «Родительские установки и дети»
Февраль
•Психогимнастика «Волшебные цветы»
•Психогимнастика «Кот Леопольд и мыши»
Родительское собрание «Психогимнастика – что это такое?»
Март
•Психогимнастика «Волк и семеро козлят»
•Психогимнастика «Дождевые червяки»
Практикум «Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей»
Апрель
•Игровое упражнение «Дракон кусает хвост»
•Психогимнастика «Игры гномиков»
Картотека «Психогимнастические этюды для детей»
Май
•диагностика по методике «Сюжетные картинки».
Мастер-класс по психогимнастике «Сияющие звезды»
Список используемой литературы
1. Михеева Е. В. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4 – 7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия. – Волгоград: Учитель, 2013
2. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
3. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1995
4. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. – Учитель, 2014
5. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Часть 1. – Владос, 2010
6. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Часть 1. – Владос, 2012
7. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры / В. М. Минаева. – М. :АРКТИ, 1999.
8. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М. : Издательский центр «Академия», 2003
ТРЕТИЙ ГОД ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (СТАРШАЯ ГРУППА)
Цель: развитие эмоционально – личностной сферы детей посредством психогимнастики.
Задачи:
•продолжать учить понимать и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам: мимике, жестам, позе, интонации голоса;
•учить определять смысл поведения, причины настроений посредством анализа внешних условий (обстоятельства, события и т. д.);
•продолжать развивать способности к эмпатии, сопереживанию;
•развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения;
•формирование способности к эмоциональной саморегуляции;
•формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе.
План:
Сентябрь
•изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок.
Анкета-опросник «Об особенностях эмоционального развития ребенка»
Октябрь
Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
Ноябрь
•игра-путешествие с элементами психогимнастики «Кривляки, хвастунишки и дразнилки»;
Памятка «Профилактика тревожности у детей»
Декабрь
•игра-сказка с элементами психогимнастики «Грубость и драка»;
•психогимнастика «Страна Трямляндия».
Картотека «Игры для повышения самооценки, помощи демонстративным, застенчивым детям»
Январь
•игра-сказка с элементами психогимнастики «Жадность»;
•психогимнастика «Прогулка в зимнем лесу».
Конкурс рисунков «Так поступать нельзя!»
Февраль
•игра-путешествие с элементами психогимнастики «Шаловливые игры»;
•психогимнастика «Спасем доброту».
Родительское собрание «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников и его влияние на психологическое благополучие ребенка»
Март
•игровая беседа с элементами психогимнастики «Машина шутка»;
Рекомендации «Как повысить самооценку ребенка»
Апрель
•игра-путешествие с элементами психогимнастики «Сказочные персонажи»;
•психогимнастика «В стране доброландии и злосландии».
Мастер-класс «Игровые упражнения, способствующие развитию у дошкольников коммуникативных навыков»
Май
•диагностика эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок.
Буклет «Коммуникативные игры для детей и родителей»
Список используемой литературы
1. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009
2. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. – Учитель, 2014
3. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Часть 1. – Владос, 2010
4. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Часть 1. – Владос, 2012
5. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000
6. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М. : Издательский центр «Академия», 2003
7. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры / В. М. Минаева. – М. :АРКТИ, 1999.
8. Михеева Е. В. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4 – 7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия. – Волгоград: Учитель, 2013
9. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
10. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1995
11. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008
Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой — одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.
Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя.
Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.
Консультация «Оригами как средство познавательного и личностного развития ребенка» «Оригами как средство познавательного и личностного развития ребенка» Дошкольное детство – время первоначального становления личности,.
Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет».
Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности дошкольников»..
План работы по самообразованию «Подвижная игра как средство развития основных движений у детей раннего возраста» Пояснительная записка. Довольно часто приходится слышать выражение «Движение – это жизнь». Что же это – движение – для маленького ребенка?.
Планирование работы по самообразованию. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Сроки выполнения Содержание и формы работы Сентябрь Подбор материала по теме: Постановка целей и задач по данной теме. «Детское экспериментирование.
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога. Игра — эффективное средство познавательного развития детей Методическая тема: «Игра – эффективное средство познавательного развития детей раннего возраста». Цель: повысить свой теоретический уровень.
Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций» Программа эмоционально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста. «В мире эмоций» Педагог-психолог д\с №7: Коурова.
Источник