Тема по физиологии органы чувств
Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.
Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.
Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.
Сенсорные системы человека обеспечивают:
1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;
2) контроль произвольных движений;
3) контроль деятельности внутренних органов;
4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.
Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.
Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.
Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации.
Источник
Физиология и основы гигиены человека
Основы анатомии и физиологии человека. Профессиональные заболевания
1. ВВЕДЕНИЕ
Анатомия и физиология человека – это важнейшие биологические науки, изучающие строение и функции человеческого организма. Как устроен человек, как функционируют его органы, должен знать не только каждый медик и биолог, но и специалист – инженер-эколог, который непосредственно занимается вопросами охраны здоровья человека и окружающей природной среды.
Организм человека представляет собой единую систему с общими законами развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. Его функционирование подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым организмам. В то же время человек социален и отличается от животных развитым мышлением, интеллектом, наличием второй сигнальной системы, общественными взаимоотношениями. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.
Анатомия и физиология, входящие в число естественнонаучных дисциплин, составляют фундамент для последующего изучения экологии, токсикологии, микробиологии. Без этих наук о структуре и процессах, происходящих в органах и их элементах, нельзя понять любые преобразования как в здоровом организме в условиях нормы, так и при заболеваниях в условиях вредного воздействия экологических факторов на организм. Ведь особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека внешней среды (экологические факторы, питание, физические нагрузки). Человек живет не только в условиях биологической среды, но и в обществе, в условиях определенных человеческих взаимоотношений. Поэтому он испытывает воздействие коллектива, социальных факторов. В связи с этим анатомия и физиология изучают человека не только как биологический объект, но учитывают при этом влияние на него социальной среды, условий труда и быта.
Особую роль при этом приобретает знание профессиональных заболеваний, обусловленных воздействием на организм человека различных факторов химической, физической и биологической природы.
Древние греки утверждали: «В здоровом теле – здоровый дух». Зная, как работает организм, какие факторы наиболее значимы в регуляции жизнедеятельности, можно предвидеть, каким образом возможно предотвратить нарушение функций отдельных систем и органов под влиянием различных вредных веществ, с которыми контактирует человек в результате своей производственной деятельности.
Источник
Тема по физиологии органы чувств
Цель урока: представлять роль анализаторов в познании окружающей действительности составные части анализаторов ,свойства рецепторов, знать схему строения глаза, его составные части, физиологию зрения, основные аномалии зрения, представлять проводящие пути зрительного анализатора, уметь показывать на плакатах, муляжах составные части органа зрения.
План изложения нового материала
1. Строение и значение анализаторов
2. Орган зрения. Оболочки
3. Ядро глазного яблока
4. Вспомогательный аппарат органа зрения
5. Физиология органа зрения
Строение и значение анализаторов
Органы чувств воспринимают информацию об окружающем мире из внешней среды. Восприятие раздражений происходит за счет рецепторов (световые, звуковые, обонятельные, температурные и т.д Они расположены в органах — воспринимающие зрительные ощущения — в глазном яблоке; тактильные и температурные ощущения — в коже , звуки в органе слуха и т.д
В организме человека существует шесть специализированных органов чувств:
1)орган зрения — воспринимает световые раздражения;
2)орган слуха — воспринимает звуковые раздражения;
3)орган равновесия — воспринимает вестибулярные раздражения;
4)орган обоняния — воспринимает запахи;
5)орган вкуса — воспринимает вкус
6)соматосенсорные органы (кожа и мышцы) — воспринимают тактильные раздражения (осязание), боль, температуру, чувство веса, давления, вибрации и положение частей тела в пространстве.
Органы чувств обеспечивают восприятие информации из внешней среды, которая отражается в сознании в виде субъективных образов — ощущений или представлений Органы чувств представляют собой периферические отделы анализаторов.
1)периферическая часть (рецепторная) — орган чувств;
2)проводящие афферентные пути, обеспечивающие проведение нервных импульсов 3)подкорковые и корковые нервные центры Например: проводящие пути зрительного анализатора, периферический отдел — палочки и колбочки сетчатки глаза, проводниковый отдел — зрительный нерв, подкорковые ядра в таламусе, латеральных коленчатых телах, верхних бугорках четверохолмия, корковый центр в затылочной доле, шпорной борозде.
Учение об анализаторах разработал выдающийся отечественный физиолог И. П. Павлов. Соответственно органам чувств различают анализаторы зрения, слуха, вестибулярных функций, обоняния, вкуса и соматосенсорного чувства.
а)Передний отдел- это роговица (cornea),из многослойного эпителия , прозрачная часть в форме выпуклого часового стекла, толщиной 1 мм с большим количеством рецепторов, обладает способностью преломлять лучи света, не имеет сосудов. Функция защитная и оптическая .Защитная функция связана с роговичным рефлексом, выделением слезы при попадании инородных частиц на роговицу.
б)Задний отдел — склера или белочная оболочка из плотной соединительной ткани, к ней прикрепляются мышцы глазного яблока, имеет много коллагеновых волокон, кровеносные сосуды. Покрыта склера спереди конъюктивой — измененной кожей, которая переходит на веки.
в)На границе роговицы и склеры расположен лимб — циркулярное утолщение, внутри которого расположен шлеммов канал для оттока внуриглазной жидкости. .
2.Средняя оболочка сосудистая, tunica vasculosa,состоит из трех частей: радужки, ресничного тела и собственно сосудистую оболочку. Имеет много кровеносных сосудов и пигментной ткани.
а) Радужка, iris (греч. — carina) — передняя часть сосудистой оболочки, хорошо видна через роговицу в виде диска с отверстием в центре (зрачок). Диаметр зрачка изменяется в зависимости от освещенности: при сильном освещении он узкий; при слабом — широкий. Радужка — диафрагма глаза, регулирует количество света, поступающего на сетчатку. В основе лежат мышцы суживающие зрачок (сфинктеры) и расширяющие зрачок (дилятаторы) Цвет глаз определяет количество пигмента. Пигмент отсутствует у альбиносов. .Радужка имеет края :свободный и ресничный, принимает участие в образовании радужно-роговичного угла. Дополнительный метод исследования заболеваний — иридодиагностика по «радужным часам»
б)Ресничное тело,corpus ciliare — утолщенная часть сосудистой оболочки, из ресничных70-80 отростков для цинновых связок и ресничного кружка с ресничными мышцами. Ресничные отростки продуцируют внутриглазную жидкость, которая находится под давлением 18-26 мм рт. ст. , а ресничная мышца напрягает или расслабляет циннову связку, окружающую хрусталик. Ресничная мышца изменяет кривизну хрусталика, т.е. участвует в аккомодации, изменяя кривизну хрусталика при рассматривании предметов вдаль, он становится плоским, а вблизи -выпуклым.
в)Собственно сосудистая оболочка,choroidea, представлена сплетениями сосудов (артерий и вен), расположенными в рыхлой соединительной ткани из четырех слоев кровеносных сосудов и богата пигментной тканью для поглощения лучей света
3. Внутренняя оболочка — сетчатка, retina,очень чувствительная, имеет 10 слоев клеток , из них: фоторецепторные клетки (палочки 120-130 млн и колбочки 6-7 млн ), биполярные, ганглиозные, от которых образуется зрительный нерв.
Палочки покрывают почти всю сетчатку, но больше их на экваторе глазного яблока. Они обеспечивают сумеречное изображение, вырабатывают родопсин, который на свету разрушается, а в темноте восстанавливается.
Колбочки расположены в основном на дне глазного яблока в области желтого пятна. Вырабатывают йодопсин — фермент дневного зрения. Йодопсин в темноте разрушается, а на свету восстанавливается, что связано со световой адаптацией. Колбочки отвечают за дневное, цветовое зрение.
На сетчатке глазного яблока медиальнее желтого пятна расположено слепое пятно, где нет ни палочек , ни колбочек. Слепое пятно— место выхода зрительного нерва.
Ядро глазного яблока
Ядро глазного яблока состоит из прозрачных светопреломляющих сред без сосудов: водянистая влага камер глазного яблока, хрусталик и стекловидное тело.
а)Водянистая влага,humor aquosus, вырабатывается ресничным телом, заполняет переднюю и заднюю камеры. Она обеспечивает прохождение света и питает роговицу и хрусталик. При нарушении оттока водянистой влаги возникает повышение внутриглазного давления — глаукома. которая может привести к слепоте. Передняя камера расположена между роговицей и радужкой, задняя камера находится между радужкой, хрусталиком и ресничным телом . Сообщаются через зрачок.
б)Хрусталик,lens, двояковыпуклая линза, в центре уплотнение- ядро. Ось хрусталика 3.7мм обеспечивает аккомодацию глазного яблока, преломляя световые лучи силой в 20 диоптрий.
в)Стекловидное тело по консистенции похоже на желе, состоит из тонких волокон, промежутки между ними заполнены жидкостью. Это оптическая среда, обеспечивающая проведение света к сетчатке. После 40 лет аккомодация нарушается, наступает «старческое зрение»
Вспомогательный аппарат органа зрения
Вспомогательные органы глазного яблока состоит из скелетных мышцы, слезного и защитного аппаратов (, брови, веки и ресницы).
1. Мышцы глазного яблока начинаются от фиброзного кольца вокруг зрительного канала, прикрепляются к наружной оболочке глазного яблока впереди экватора глаза, обеспечивают подвижность .Различают четыре прямые мышцы: верхнюю и нижнюю, латеральную и медиальную; две косых — верхнюю и нижнюю . Прямые мышцы обеспечивают движение глазного яблока в свою сторону, верхняя косая вращает его вниз и латерально, нижняя косая — вверх и латерально. Есть мышца, поднимающая верхнее веко.
2.Слезный аппарат включает слезную железу и слезные пути. Слезная железа расположена в верхнелатеральном углу глазницы выделяет слезу, богатую лизоцимом с бактерицидным действием .При моргании слеза омывает роговицу,питает ее ,попадает в нижний конъюктивальный свод, медиальный угол глаза, образуя слезное озерцо, на дне которого слезное мясцо. На веках находятся слезные точки, от них отходят слезные ходы верхний и нижний. Слеза попадает в них, и направляется в слезный мешочек, носослезный канал и в нижний носовой ход. 3.Защитный аппарат состоит из :
а) Веки верхнее и нижнее в основе имеют видоизменненный хрящ, вековую часть круговой мышцы глаза, снаружи покрыты кожей, изнутри конъюктивой , которая переходит на склеру и образуются верхний и нижний конъюктивальные своды. Веки выполняют защитную функцию, равномерно распределяют слезную жидкость . Веки образуют углы наружный и внутренний, глазничную щель ,края век, по краю которых открываются мейболиевые железы. Воспаление век называется «блефарит».
б)Брови и ресницы —это короткие щетинковые волосы. Ресницы расположены по краю век, задерживают крупные частицы пыли, брови отводят пот в латеральном и медиальном направлении от глазного яблока. Они выполняют и косметическую функцию.
Физиология органа зрения
Аккомодационный аппарат включает ресничные мышцы, цинновы связки и хрусталик.
Рис. 34 Ход лучей света в глазном яблоке
а — при эмметропии (норме); б — при миопии (близорукости); в — при гиперметропии (дальнозоркости); г — при астигматизме; 1 — до коррекции; 2 — после коррекции рассеивающей линзой; 3 — после коррекции собирающей линзой; 4 — коррекция астигматизма специальной линзой.
Источник