Конспект НОД на тему «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе
Елена Лаврикова
Конспект НОД на тему «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе
Тема: «Наши помощники — органы чувств»
Цель: закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира. Воспитывать потребность быть здоровым. Учить передавать различные эмоциональные состояния. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.
Ход занятия
1 Вступительная часть
Воспит-ль: Ребята, сегодня мы поговорим о нашем здоровье. А точнее об органах чувств,
— Какие вы знаете органы чувств? — Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир и поэтому мы их называем нашими помощниками.
— Как называются наши помощники? (органы чувств)
2 Основная часть
Послушайте внимательно загадку:
На ночь два оконца
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
-Да, это глаза. И будем мы с вами говорить о зрении
Для чего нужны глаза?
— Правильно, глазами мы видим мир Они являются главными помощниками человека. Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
— Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые глаза у вас.
— а какие бывают глаза по цвету?
Чтобы глаза были здоровыми, как нужно относиться к зрению? (бережно)
Расскажите или назовите правила бережного отношения к зрению:
• умываться по утрам
• смотреть телевизор не более 1-1.5 часов в день
• оберегать глаза от попадания в них острых предметов
•употреблять в пищу растительные продукты: морковь, лук, петрушку, перец.
делать гимнастику для глаз
Комплекс зрительной гимнастики
• Зажмурьте глаза, а потом откройте их (3 раза)
• Вытяните руки вперёд. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно отводя руку в сторону (тоже другой рукой)
•делайте круговые движения глазами: налево- вверх- направо- вниз- направо- вверх- налево- вниз.
Послушайте другую загадку
Два братца на одной голове живут,
Всё слышат, а друг друга не видят. (Уши)
Теперь мы будем говорить об органах слуха
Воспит- ль: (тихо) Встаньте.
— Почему вы встали?
-Потому что услышали голос воспитателя.
Чем вы услышали? (ушами)
— Заткните уши ватой. Что произошло?
Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать
— А теперь что вы слышите и чем? (музыку ушами)
С помощью органовслуха мы слышим множество звуков: шум дождя, музыку, речь.
— У кого ещё есть органы слуха? (у животных)
Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. Но известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши.
Слух- большая ценность для человека.
— Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?
• защищать уши от сильного шума
• защищать уши от ветра
• не ковырять в ушах
• если уши заболели, обратиться к врачу
• мыть уши каждый день
Проводится игра «Узнай по голосу»
Все встают в круг, водящий ребёнок- в центре. Дети, взявшись за руки,идут по кругу и говорят:
Ты стоишь в кругу,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Между двух светил,
В середине я один. (Нос)
Для чего человеку нужен нос?
Проводятся Дыхательные упражнения
Проводится игра «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в тарелке. (апельсин, лук, лимон, шоколад)
Ребята, а как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус)
А сейчас мы поговорим о языке
Язык – это что? (орган чувств)
Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Скажите, что бывает сладким, горьким, кислым, солёным?
Давайте поиграем с язычком.
Проводится Артикуляционная гимнастика
• «Почистить зубы языком»
Проводится игра «Определи на вкус»
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, Капусту, печенье, конфеты, апельсин, лимон.
Воспит- ль: Давайте возьмёмся за руки и вспомним наш девиз:
Как мы весело живём,
Дружно песенки поём,
Можем весело смеяться,
И поспорить иногда,
Ну, а драться – никогда!0
За что мы держались сейчас? (за руки)
Руки, пальцы- это тоже органы чувств, которые отвечают за движение и осязание
Сейчас мы с вами разомнём пальчики
Проводится Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Ребята, вспомните мы с вами говорили о разных видах поверхности, находили и определяли какой бывает предмет
Игра «Твёрдый – мягкий»
Охарактеризовать предмет (мягкая игрушка, вата, ножницы, карандаш)
Как мы определили? (на ощупь)
Ребята, а что ещё можно делать руками? (брать, рисовать, играть, писать и т. д.)
Но руки любят чистоту
Грязь на руках оставляет микробы
А микробы – разносчики разных болезней
Что нужно делать, чтобы не было микробов? (мыть)
С водой надо дружить
А что ещё нужно, чтобы вымыть руки? (мыло, вода, чистое полотенце)
3 Заключительная часть
А теперь мы улыбнёмся,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья…
(дети говорят друг другу добрые пожеланья.)
— о чём говорили на занятии?
— назовите органы чувств.
Теперь мы знаем, как беречь и ухаживать за органами чувств.
Дидактические игры по валеологии для старшего возраста 1.»Части тела человека» Цель:закрепить названия частей тела человека,определить их местонахождение Ход: к модели картонного человечка подбирают.
Проект «Ребенок познает мир» Данный проект разработан воспитателем первой квалификационной категории Зыряновой Оксаной Владимировной. Оксана Владимировна работает в.
Источник
Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств»
Мария Верба
Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств»
Тема: «Наши помощники — органы чувств«
Цель: Познакомить детей с органами чувств человека, рассказать об их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Обучающая: Дать детям общее понятие об органах чувств человека.Учить различать понятия: «часть тела», «орган чувств«, «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».
Развивающая: Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Ход занятия
— Ребята, я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые? (Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты). Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты! И оправимся мы для этого в Институт Здоровья. Как будем вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно).
— Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное, ценное в жизни? (Здоровье)
— Правильно, самое ценное у человека — его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, правило гигиены, правильно питаться).
— Итак, мы пришли в институт Здоровья. Что мы видим? (плакат «Строение человеческого тела»). Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Какие части тела вы знаете? (голова, туловище, руки и ноги)
— А как вы думаете, для чего нужна голова? (Чтобы думать, дышать, говорить). Правильно, а вот то, с помощью чего мы думаем, дышим, говорим, называются органами чувств.Скажем вместе: «органы чувств«.
Знакомиться с органами чувств мы будем в лабораториях.
— Как вы думаете, что у нас внутри головы? (мозг). А зачем он нужен? (с помощью мозга мы думаем, размышляем, фантазируем). Человеческий мозг — очень сложное устройство! Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь! А вы знаете, что у мозга есть помощники? Сейчас мы с ними будем знакомиться.
2. Заходим в лабораторию №1. Что здесь изучают, вы узнаете,отгадав загадку:
На ночь два оконца сами закрываются
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза).
— Правильно, глаз — орган зрения. Давай все вместе скажем — «Глаз — орган зрения«. А для чего нужны глаза? (ответы детей). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)
— А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходит вокруг. А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур).
Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат). Правильно, а эта? (круг).Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? Вот эта да! Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками).
— А еще нужно делать зарядку для глаз.
1 Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.
2 Часто-часто поморгайте глазами.
3 Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.
— А что еще нужно для глаз? (Витамины)
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный сок пьет.
3. Входим в следующую лабораторию. Как вы думаете, что здесь изучают? (уши)
— А ухо это такой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)
— Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)
— Проведем еще один эксперимент. (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой)
— Что я делала? (ответы детей) Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим? (Игра «Жмурки» с колокольчиком)
— Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку).
— А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху — вниз мы их пощиплем,
4. Переходим в следующую лабораторию
— А теперь мы будем изучать. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи)
— Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки из баночек. Баночка №1 — вата пропитана чесноком, баночка №2-духами)
— Что вы почувствовали? (запах чеснока и духов)
— значит нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос — орган обоняния (повторяем вместе). А носы нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи). А для для человека важно различать запахи? Почему? (примеры детей).
— А давайте и носиками нашими сделаем гимнастику! Сделаем один глубокий вдох носом, а выдохнем ртом. А теперь носиком быстро-быстро сделаем вдох-выдох.
5. Переходим в следующую лабораторию.
— Ребята, скажите, а что у вас находится ниже носа? (Рот). А что во рту? (Зубы, язык) возьмите кусочек хлеба (на зубочистке) и положите в рот, а зубочистки отложите. Съешьте хлеб. зачем нам нужен рот? (чтобы кушать). А теперь сожмите губы пальцами и скажите «мама». Для чего еще нам нужен рот? (Чтобы говорить). Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните стакан №1. (В стакане соленая вода). Дотроньтесь ватной палочкой до языка. Что вы почувствовали? А теперь другой конец палочки обмакните в стакан №2 (Сладкая вода). Какой вкус? (сладкий).
— Значит, мы с вами можем смело утверждать, что нашли еще один орган вкуса — язык! Скажите, когда вы ели хлеб, что помогало вам жевать? (Зубы). У вас здоровые зубки? А их надо беречь? Как вы бережете свои зубки? (Чистим, полощем рот после еды).
— Я вам покажу, как надо правильно чистить зубки. (Показываю свою ладонь с плотно зажатыми пальцами). Представьте, что пальцы — это зубы, а остатки пищи — кусочки бумаги (подкладываю кусочки бумаги между пальцами).Я возьму зубную щетку и буду чистить вот так: справа-налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху-вниз? Мы избавились от кусочков пищи!
6. Переходим в следующую лабораторию.
— Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Это наши руки. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки — наши помощники. (Вызываю двоих детей). Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.
— А теперь поиграем в игру «Волшебный мешочек» (в мешочке различные предметы по форме, материалу). Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь? Что вы можете о нем сказать? Что за предмет?
— Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы — помощники. Назовите их,пожалуйста. (В помощь доска с иллюстрациями).
— Теперь вы знаете, для чего они нужны. А как вы думаете, что у человека самое ценное? (Здоровье). Что надо делать, чтобы быть здоровыми? (Делать зарядку, принимать витамины, следить за гигиеной). Молодцы, а я вам хочу пожелать всегда быть здоровыми!
Информационно-практический проект для детей 5–6 лет «Наши помощники — органы чувств» Информационно-практический проект для детей 5-6 лет «Наши помощники-органы чувств» Продукт: Скульптура головы человека Срок реализации:.
Конспект НОД по валеологии «Наши органы чувств» для детей 5–7 лет Цель: Познакомить детей с органами чувств. Уточнить какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира.
Конспект организованной образовательной деятельности «Наши помощники-органы чувств» Тема: «Наши помощники-органы чувств» Цель: закрепить знания детей об органах чувств, их роли для здоровья человека. Активизировать словарь.
Видео и конспект ООД по познавательному развитию «Наши умные помощники — органы чувств» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Наши умные помощники.
Конспект занятия для детей средней группы «Органы чувств человека» Тема: Органы чувств человека Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Задачи: Помочь.
Презентация «Наши помощники — органы чувств» ВИД ПРОЕКТА: Информационный, практико-ориентированный, игровой. ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКТА: Краткосрочный, 2 недели. ПРОБЛЕМА: Формирование.
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств» Конспект занятия по валеологии в старшей группе: «Тело человека. Органы Чувств». Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших.
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «Органы чувств — наши помощники» ФИО воспитателя Бородич Анастасия Михайловна Дата проведения: 27 марта 2019 г. Место проведения: МБДОУ д/с «Алёнка» возрастная группа вторая.
Занятие по познавательной деятельности «Наши помощники — органы чувств». Старший дошкольный возраст Цель: Закрепить знания детей об органах чувств. Уточнить, какое значение имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.
Источник