Мастер-класс для педагогов ДОУ «Говорящий мир эмоций»
Елена Новикова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Говорящий мир эмоций»
Добрый день уважаемые коллеги! Внимательно рассмотрите аудиторию, коллег сидящих рядом. Сейчас вы примите участие в игровом упражнении «5 секунд».
1. Распределитесь на группы (работа с залом):
• по наличию часов на руках;
• по цвету брюк и юбок;
Приподнимите пожалуйста руку, кто из вас не смог найти себе подгруппу или хотя бы пару? Почему? И если у кого-то из вас, тёмноволосых, в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Но мы находимся в этом зале, значит мы — одна команда! И сейчас мы с вами это докажем!
2. Упражнение «Мы – команда!»
Постройте, используя ваши руки и руки коллег, следующие фигуры (используя султанчики для вершин фигур):
3. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до…».
— Дотроньтесь до желтого (шершавого, круглого, бумажного.)
Посмотрите сколько общего у вас друг с другом, а с другой стороны, какие мы все разные и индивидуальные!
Итак, уважаемые коллеги,с помощью этих упражнений нам удалось : преодолеть тревожность, сплотиться и раскрепоститься. Именно игры такой направленности мы используем в работе с вновь прибывшими детьми.
Продолжить общение мне бы хотелось с древнего высказывания :
— Нельзя вернуть четыре вещи в жизни: камень, если он брошен; слово, если оно сказано; случай, если он упущен; время, которое вышло…»
Это высказывание как нельзя лучше говорит о теме нашей встречи.
Как вы думаете, о чём может говорить фраза «нельзя вернуть случай, если он упущен»? А что означает «нельзя вернуть время, которое вышло»? Относительно чего (кого) может выйти время и почему?. А если расшифровать эту фразу относительно ребёнка-дошкольника, то что может быть упущено и какое может выйти время.
Я приглашаю двух помощников подняться на сцену.
4.Работа в парах:
Вопрос: «Определите, какие нарушения со стороны эмоционально волевой сферы происходят у «особенного» ребёнка?
Выберите из имеющихся характеристик верные:
Со стороны эмоционально-волевой сферы наблюдаются:
-раздражительность или общая заторможенность,
-неуверенность в себе,
-многократная смена настроения,
-речь детей маловыразительна
Со стороны эмоционально-экспрессивной сферы:(от лат. expressio выражение, процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма)
-используется выборочная и фрагментарная лексика,
-трудности в общении с окружающими,
-трудности в налаживании контактов.
Итак,мы подошли к проблеме:
В нашем детском саду, на протяжении 10 лет действует группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Педагоги работают с детьми, имеющими различные речевые расстройства. По многолетним наблюдениям было замечено, что у некоторых детей с нарушениями речи часто неправильно функционируют не только речевые, но и психические процессы,которые препятствуют формированию личностных качеств дошкольников: не умение преодолевать тревожность, неуверенность в себе, замкнутость, негативизм и т. п. То есть на первый план выходят расстройства психологического характера, а нарушение речи — вторичны. Именно эти дети требуют особого внимания и подхода к воспитанию. Сегодня мы будем использовать по отношению к ним определение – особые дети.
А сейчас обратимся к нашим работающим парам и попросим их озвучить задание! Какие же нарушения со стороны эмоционально волевой сферы у особенного ребёнка вы определили? (ответы)
-Со стороны эмоционально-экспрессивной сферы (ответы (сл. 3).
Я думаю, что некоторые из вас, услышали психологический портрет некоторых детей, которые всё чаще появляются в группах общеразвивающей направленности.
Однако, большинство родителей делают вид, что не замечают эти проблемы у своих детей, оттягивают поход к детскому психологу и психоневрологу, тем самым «упускают и время и случай» .
Именно поэтому я — учитель-логопед и педагог-психологДОО поставили перед собой цель: создать условия для полноценного развития личности ребенка, сохранения и укрепления его физического, психического и нравственного здоровья с помощью развития эмоциональных средств общения.
Поэтому тема моего мастер-класса : «Говорящий мир эмоций»(сл. 4)
Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуальные особенности детей, характерные только для его типа, а также их компенсаторные возможности; затем — чётко сформулировать объективное заключение и далее — наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.
Указанные выше упражнения способствовали развитию умения лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; созданию позитивного эмоционального единства группы, что немаловажно в начале коррекционной работы с подгруппой детей и благотворно сказывается на развитии индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
А сейчас обратите внимание на наш девиз: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений…»
Это значит, что не существует сложных речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы психологические нарушения.
Изобразите движения в соответствии с текстом, выражая своё эмоциональное состояние :
одни спицы лежат.
Жил-был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо, волка нет,
И дают морковку на обед.
Эмоциональная сфера- важная составляющая в развитии дошкольников, т. к. никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Эмоциональная лексика является адекватным средством выражения чувств и переживаний.
Таким образом, в работе педагога-психолога и учителя – логопеда над развитием эмоционально-волевой сферы ребёнка с нарушениями речи обнаруживаются определённые точки соприкосновения.
А как вы думаете с помощью чего ещё можно достичь положительного результата для достижения нашей цели? (ответы).
Я предлогаю вам ещё один вариант.
Для этого,нам нужно поразмышлять и прийти к общему мнению:
-это действие можно использовать многократно (передвигаться, здороваться…);
-в нем могут принимать участие не только 1 человек, но и группа людей (игра, общение)
-его можно использовать на протяжении всех режимных моментов, по ходу НОД;
-это действие совершается самостоятельно или под чьим-либо руководством, сидя или лёжа (чтение книги, слушание музыки)
-это действие совершают с умытым лицом (наносить маску);
— его применяют для стимуляции кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализации мышечного тонуса ;
Массаж позволяет снять:
-раздражительность или общую заторможенность,
-двигательное беспокойство, что приводит к снятию эмоциональной напряжённости мышц лица и общего состояния ребёнка.
Существует ещё один метод, способствующий развитию эмоционально-волевой сферы — кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Педагоги Деннисоны разработали систему быстрых, простых, движений, приносящих пользу каждому обучающемуся.
Как справедливо заметил Мишель де Монтель «…мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
Сейчас я задам вопросы залу о человеке, тесно связанному с этим методом (сл. 10):
-эта женщина имела хорошее образование и ум, данный ей самой природой (перечисление имён);
-её профиль изображали на монетах с крупными глазами, волнистыми волосами, носом с горбинкой и выступающим подбородком ;
— она правила Египтом 21 год (Клеопатра-сл. 11)
Секрет её красоты, молодости и великого ума заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения и поддерживала свой мозг в активном состоянии.
В своей работе мы опираемся на упражнения А. Л. Сиротюк «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» и т. д. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему «интеллект-тело» и приводят её в готовность к обучению.
Упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» и «Мягкие лапки, на лапках -царапки» призваны создать гармонию эмоций и процессов мышления, помогают воспринимать новую информацию.
-Игра «Чудесный мешочек»:
— Определите на ощупь, что это такое? (зеркало). Для чего нужны зеркала? А если я поднесу к нему любой предмет, то предмет отразится в зеркале и мы увидим его 2-ую половину.
Упражнение «Зеркальное рисование»:
-рисование двумя руками одновременно; при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет корректировать отклонения в развитии речи детей (сл. 13)
По итогам работы ребёнок становится эмоционально-отзывчивым человеком!
-Что вы понимаете под выражением «Эмоционально-отзывчивый»?
Это человек,который: (сл. 14)
-откликается на эмоции близких друзей и людей;
-сопереживает персонажам сказок, рассказов;
-эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мира природы;
-способен словесно выразить свои чувства, описать ситуацию;
-может выразительно прочитать стихотворение или пересказать роль.
Таким образом, согласованность действий учителя- логопеда и педагога-психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи.
— Коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов для развития речи детей посредствам развития эмоциональных средств общения.
В завершении мастер – класса я предлагаю вам медитацию (сл. 15) (муз. сопровождение):
Найдите своё сердце, прижмите обе руки к груди, прислушайтесь как оно стучит. Улыбнитесь и подарите друг другу немного света и тепла своего сердца.
Затем, мысленно положите на левую руку свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили сегодня нового. Одновременно хлопнем в ладоши! Для того, чтобы частицы ваших знаний разлетелись по залу и соединились в одной копилке мудрых мыслей, которые вы используете на благо общего дела-воспитание подрастающего поколения (сл. 16)
Мастер класс для педагогов Цель: Знакомство педагогов с пластилинографией, как методом развития творческих способностей старших дошкольников. Задачи: — познакомить.
Мастер класс для педагогов. Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для педагогов Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать –.
Мастер-класс для педагогов «Оригами» КОНСПЕКТ Мастер-класса для педагогов «Страна Оригами» Материалы: готовые изделия, выполненные в технике Оригами, салфетки столовые, квадратики.
Мастер-класс для педагогов по изготовлению макета по ПДД Изготовление макета у меня заняло совсем немного времени и не требовало больших затрат. Поместился он у нас на верхней полке для игрушек.
Мастер-класс для педагогов по созданию мультфильма Мастер – класс для педагогов. Цель: Освоение и последующее активное применение технологии создания мультфильма в практической деятельности.
Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов. Тема: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать экологические знания педагогов.
Мастер-класс для педагогов «Поделки к 9 Мая» Цель: развитие творческих способностей у педагогов. Задачи: — развивать умение создавать объемные работы из бумажных салфеток; — воспитывать.
Мастер-класс НОД по психологическому общению на тему: «Волшебная страна эмоций» (для воспитанников 5–7 лет) Мастер — класс НОД по психологическому общению на тему: «Волшебная страна эмоций» (для воспитанников 5 – 7 лет) Цель: Закрепить знания.
Мастер-класс. Уголок эмоций «Моё настроение» Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию наш уголок эмоций — «Моё настроение!» Для создания уголка нам понадобилось: 1. Потолочная.
Значение эмоций (консультация для педагогов) С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира: люди, предметы, события. Взрослые, прежде всего родители, не.
Источник
Мастер-класс для педагогов «Царство эмоций»
Паньшина Анна
Мастер-класс для педагогов «Царство эмоций»
Цель: создание эмоционально позитивного психологического климата в группе.
Задачи:
-развитие способности понимать эмоционально состояние другого человека и умение адекватно выразить свое
— научить воспринимать внутреннюю и внешнюю эмоциональную информацию
— Добрый день, я рада видеть вас, я ждала нашей встречи. Нам необходимо зарядиться друг от друга хорошим настроением. Я очень рада видеть вас и хочу с вами поделиться своим отличным настроением.
Приветствие «Волшебный клубочек».
Педагоги стоят по кругу. Педагог-психолог передаёт по кругу клубок ниток педагогу, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово или ласково называет рядом стоящего педагога по имени. Затем передаёт клубок следующему, пока не дойдёт очередь до ведущего.
Ритуал вхождения (звучит спокойная музыка).
— Психолог: Я предлагаю Вам сегодня побыть немного детьми, и отправиться со мной в сказочную страну под названием «Царство эмоций». Попробуем? И войти в нее нам поможет «волшебный цветок». Предлагается встать вокруг волшебного цветка, чтобы не мешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.
(на полу стоит «волшебный цветок»)
Вот мы встали все в кружок,
Вот он – сказочный цветок.
Всех приветствуем вокруг.
Здравствуй, наш волшебный друг!
В мире столько сказок есть,
Всех их и не перечесть.
Ты нам дверцу приоткрой,
В сказку нас возьми с собой.
Вместе с цветком мы отправляемся в путешествие.
— Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам силу, уверенность. Еще раз вдохните и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.
Наш волшебный цветок привел нас в «Царство эмоций», (написать название и повесить) здесь нас ожидают разные игры и задания.
Упражнение «Называем чувства»
Давайте вспомним какие знаем чувства: по очереди называем и записываем.
Какое чувство самое неприятное?
Какое чувство вам нравится больше других?
Мы будем исходить из следующих положений.
Чувства важны, и испытывать различные чувства нормально для живого существа.
Нет абсолютно плохих и абсолютно хороших эмоций.
— Посмотрите, какой красивый мешочек нам оставили жители сказочной страны. Это мешочек настроений, он расскажет нам какие эмоции, и настроение бывают у жителей сказочного царства.
Психолог: Давайте посмотрим, что же там внутри. Вынимает из волшебного мешочка — мешочек.
1. Маленький мешочек (красного или желтого) цвет, (радость)
Психолог: Какого цвета мешочек? Как вы думаете, какое у него настроение? (опираясь на цвет и музыку, определяем, какую эмоцию это могло бы выражать)
Это мешочек не обычный, он с заданием.
Давайте послушаем отрывки музыкальных произведений:
— Свадебный марш Ф. Мендельсона – Кто сейчас не смог остаться равнодушным? (поднимите руку) Спасибо.
— «Гостья из будущего» — Кто почувствовал, хоть на мгновенье, тепло или радость? (Похлопайте в ладоши) Спасибо.
— «Бременские музыканты» — Кто почувствовал воспоминания? (помашите ладошкой). Спасибо.
— Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек из волшебного мешочка.
2. Маленький мешочек синего цвет.
Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение?
Этот мешочек тоже не обычный, он рассказывает нам —
Упражнение «Тренируем эмоции»
— А вы можете показать сейчас, своё настроение своим выражением лица, своими эмоциями?
Сейчас я предлагаю, потренировать свои эмоции? Я буду вам давать задания, а вы его выполнять.
1. Нахмурьтесь, как
осенняя грозовая туча.
2. Улыбнитесь, как
как самый счастливый человек на свете;
как летний солнечный денек.
3. Разозлитесь, так
как ребенок, у которого отняли любимую игрушку.
4. Испугайтесь, как
заяц, увидевший волка;
— Хорошо. Давайте вытащим следующий мешочек.
Маленький мешочек коричневого цвет — гнев.
Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение?
Упражнение «Звук – чувство»
«Сейчас я буду называть различные чувства, и мы будем показывать, как часто мы эти чувства испытываем. Для того, чтобы показать это, мы будем хлопать. Если редко испытываем чувство – будем хлопать тихо; если чаще, то погромче, если совсем часто – то громко.
РАДОСТЬ, ГНЕВ, РЕВНОСТЬ, СЧАСТЬЕ, РАЗОЧАРОВАНИЕ, ЗЛОСТЬ,
Один человек «взрывается» по пустякам, кричит, сквернословит, а иногда и кидается на людей с кулаками. Другой — само воплощение мягкости и спокойствия и никогда не позволяет себе даже повысить голос. Что у них общего? У обоих — проблемы с выражением эмоций, в частности, гнева.
Гнев — защитная реакция, естественная реакция человека на обиду или огорчение.
Упражнение «Волшебный мешочек с обидами» — черный мешочек
— Все свои обиды, злость, капризы, плохое настроение можно положить в волшебный мешочек. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем. Давайте проговорим наши обиды (у каждого участника свой) и положим в черный мешочек. Давайте попробуем?
— Давайте вытащим следующий мешочек.
Маленький мешочек зеленого цвета характеризующий этот цвет — спокойствие.
Упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги – это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют свой неповторимый цвет. Я вам предлагаю попробовать все возможные сочетания красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разноцветными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.
Пусть у нас всегда будут только хорошее настроение, и только положительные эмоции! Вы согласны со мной?
— Наша встреча подходит к концу.
Предлагается встать вокруг волшебного цветка, чтобы не мешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок вернуть нас домой.
(на полу стоит «волшебный цветок»)
Вот мы встали все в кружок,
Вот он – сказочный цветок.
Всех приветствуем вокруг.
В мире столько сказок есть,
Всех их и не перечесть.
Ты нам дверцу домой приоткрой,
Нас с собой возьми.
— Глубоко вдохните и полностью выдохните. Еще раз вдохните и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.
Я вам предлагаю выполнить еще одно упражнение «Настроение музыки».
— Садитесь удобно, и слушаем музыку. По моему сигналу начинайте рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются у вас с этой музыкальной темой. Музыкальные темы будут меняться. Каждый должен стремиться выразить себя как можно полнее.
Время звучания музыки примерно 3 мин. Участники собираются в большой круг и делятся своими впечатлениями, обращая внимание на то, насколько каждому из них удалось раскрыть себя в этом рисунке музыки.
Упражнение «Конверты радости и огорчений»
Дидактическое игровое пособие «Кубик эмоций». Мастер-класс Представляю вашему вниманию пособие для развития эмоциональной сферы детей «Кубик эмоций». Цель «Кубика эмоций»: Развитие эмоциональной.
Дидактическое пособие для развития эмоций «Сундучок эмоций» Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Чем заняты в свободное от детского сада времени современные дети? Играют в классики? Прыгают.
Фотоотчет «Удивительный мир Эмоций» ко Дню хороших эмоций на МAAM Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют.
Мастер-класс «Дерево эмоций» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вам мастер — класс по изготовлению Дерева эмоций, для определения настроения.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Говорящий мир эмоций» Добрый день уважаемые коллеги! Внимательно рассмотрите аудиторию, коллег сидящих рядом. Сейчас вы примите участие в игровом упражнении «5.
Мастер-класс: изготовление папки «Уголок эмоций» Добрый день! Продолжаю рассказывать об уголке психолого -эмоциональной разгрузки мастер-классом изготовления папки «Уголок эмоций». Для.
Мастер-класс «Многофункциональное пособие «Калейдоскоп эмоций» своими руками из бросового материала Данный мастер класс будет полезен и интересен для педагогов дошкольного, младшего школьного, дополнительного образования, родителей воспитанников.
Мастер-класс по изготовлению динамичной открытки из бумаги и картона «Каскад эмоций» Описание: данный мастер-класс можно использовать в работе со старшими дошкольниками, в кружковой работе, в совместной деятельности детей.
Мастер-класс с использованием CD дисков «Театр эмоций» Добрый вечер! Одна из главных задач воспитателя – хорошее настроение ребятишек, которые не всегда приходят в хорошем настроении в детский.
Мастер-класс. Уголок эмоций «Моё настроение» Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию наш уголок эмоций — «Моё настроение!» Для создания уголка нам понадобилось: 1. Потолочная.
Источник