Тем кто грубый дается радость

Сергей Есенин — Грубым дается радость: Стих

Грубым даётся радость,
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.

Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак,
Эта прямая дорога
Меня привела в кабак.

Что ж вы ругаетесь, дьяволы?
Иль я не сын страны?
Каждый из нас закладывал
За рюмку свои штаны.

Мутно гляжу на окна,
В сердце тоска и зной.
Катится, в солнце измокнув,
Улица передо мной.

На улице мальчик сопливый.
Воздух поджарен и сух.
Мальчик такой счастливый
И ковыряет в носу.

Ковыряй, ковыряй, мой милый,
Суй туда палец весь,
Только вот с эфтой силой
В душу свою не лезь.

Я уж готов… Я робкий…
Глянь на бутылок рать!
Я собираю пробки —
Душу мою затыкать.

Анализ стихотворения «Грубым дается радость» Есенина

В 1923 году Сергей Есенин написал свой знаменитый стих «Грубым дается радость». Благодаря которому можно лучше понять душевные переживания поэта. В этом году он понимает, что советская власть не признает его творчество, однако помимо этого у него есть и другие поводы для грусти. Это произведение тематически связано с циклом «Москва кабацкая».

От поэта начали отворачиваться многие друзья и поклонники его творчества. Происходит это из-за того, что люди не желают идти против государства, которое абсолютно не карает поэта, но все же относится к нему с презрением.

В своем стихотворении главный герой рассказывает о том, что его душа заблудилась. Поэтому у него возникает жалость к себе и бездомным собакам. Он желает избавиться от неприятных душевных переживаний, хочет преодолеть кризис. Из-за этого он и очутился в кабаке. Алкоголь и разгульный образ жизни — некий спасательный круг. Это должно помочь смириться с мироустройством, которое очень сильно изменилось. Когда лирический герой сидит за рюмкой водки, он чувствует свою причастность к русскому народу. Из-за этого в нем просыпается довольно своеобразный патриотизм.

Стихотворение можно поделить на две разные части. В первой главный герой рассуждает о собственной жизни. Во второй он обращает внимание на случайного прохожего — это мальчик. Он выглядит счастливым и ковыряется в носу. Автор использует прямую и слегка грубую метафору, советуя мальчику не ковыряться с такой силой в своей душе, ведь это может привести к горю и разочарованию.

В предпоследней строфе Сергей Есенин использует вульгаризм, который очень бросается в глаза — слово «эфтой». Писатель Юрий Либединский, который написал воспоминания о поэте, заявляет, что таким образом Есенин усилил художественную выразительность стихотворения и более точно передал образ. Это не говорит о неграмотности автора, а наоборот, только человек, которых хорошо разбирается в языке и поэзии, мог использовать в произведениях подобные обороты.

В стихах, которые входят в цикл «Москва кабацкая», или же имеют с ним тематическую связь, духовные поиски главного героя проходят через различные стадии. Стих «Грубым дается радость» рассказывает о первой стадии, которая подразумевает принятие решения о преодолении кризиса при помощи разгульного образа жизни. Но на втором этапе автор понимает, что это не совсем верный путь и он не приведет к желаемому. И на последней стадии наступает прозрение. Лирический герой понимает, что ему нужно посмотреть на свою жизнь по-другому — иным взглядом.

Источник

Грубым дается радость. С.Есенин

Мы знаем, что грубость — это пренебрежение культурой
поведения и противоположно вежливости. Грубость одно из внешних проявлений неуважительного отношения к людям которая выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим. В школе это проявляется и в перебивании учителя в классе, это и когда ученик оставляет включенным мобильный телефон во время урока и др. Грубость — это не временное явление, а результат плохих манер. Поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы ваши ученики умели себя вести и пользовались плодами хорошего воспитания.
В школе, где слишком часто демонстрируется неучтивость, невоспитанность, а зачастую и неприкрытая грубость, особенно важно то, чтобы заместители директора школы поработали над этой манерой учеников и учителей. Грубость, неряшливость, расторможенность влечений это прежде всего — изменения личности. В средней школе надо немедленно реагировать на невежливое поведение ребенка, сказав ему, что сделал он не так и как это сделать правильно.Грубость это основной фактор, способствующий росту насилия, а так же разрушению жизненных ценностей нашего общества.
Говоря о грубости нельзя не упомянуть книгу А.Я.Анцупова, А.И.Шипилова «Словарь конфликтолога», где дано определение что есть грубость. Грубость — социально психологическая черта человека, различные проявления жестокости в отношениях, неучтивости, черствости, невежливости, своего рода душевной близорукости. Грубиян стесняется окружающих. Он не стремиться умышленно причинить вред людям, не желает унизить и оскорбить. Грубость не тождественна наглости или жестокости, хотя не редко приводит к бесцеремонным и уязвляющим поступкам. Грубиян не стремиться к злу, хотя часто его причиняет. Грубый человек просто остается самим собой, он поступает в соответствии со свойствами своей личности, он не умеет учитывать ни особенностей людей, ни реальных обстоятельств. Недостаток грубияна состоит в его простоте: в неотесанной уверенности, что кроме него в мире никого нет; или, по крайней мере, никого и ничего, с чем стоило сообразоваться. В грубости заключено безразличное отношение, не отличающее одно от другого, не способное учесть своеобразия действительности. Неприятная сторона грубости выражается в том, что природный грубиян всегда чувствует своё превосходство над окружающим. Из этого ощущения рождается пренебрежение ко всему, что попадается на глаза. Кто раз подчинился грубости, тот попал под отношения превосходства и подчинения. Тогда грубые наклонности диктуют своё всё безудержное, в результате чего поступки грубияна давят и уничтожают достоинство личности. Из этого неизбежно возникает отчаянный протест субъекта грубости, желающего сохранить себя. Доведённые до предельного напряжения, отношения рвутся со скандалом, конфликтом, с горем, нередко завершаясь трагедией[1, c.74].
Мы знаем, что грубость — это пренебрежение культурой
поведения и противоположно вежливости. Грубость одно из внешних проявлений неуважительного отношения к людям которая выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим. В школе это проявляется и в перебивании учителя в классе, это и когда ученик оставляет включенным мобильный телефон во время урока и др. Грубость — это не временное явление, а результат плохих манер. Поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы ваши ученики умели себя вести и пользовались плодами хорошего воспитания.
В школе, где слишком часто демонстрируется неучтивость, невоспитанность, а зачастую и неприкрытая грубость, особенно важно то, чтобы заместители директора школы поработали над этой манерой учеников и учителей. Грубость, неряшливость, расторможенность влечений это прежде всего — изменения личности. В средней школе надо немедленно реагировать на невежливое поведение ребенка, сказав ему, что сделал он не так и как это сделать правильно.Грубость это основной фактор, способствующий росту насилия, а так же разрушению жизненных ценностей нашего общества.

Читайте также:  Эмоционально волевая сфера пожилых людей

Ошо приводит рассказ И.Тургенева «Дурак» вот так: один человек всегда попадался впросак. Чтобы он не говорил, над ним начинали смеяться, даже если то, что говорил, было правильным. Прослыв безмозглым пошлецом, его внезапно озарила мысль говорить обо всём с укоризной и упреком: «Вы отсталый человек! Вы этого не знаете? А вы всё ещё верите в авторитеты?» Он стал злюкой и желчевиком. И многие трусы испугались попасть в отсталые люди. И дурак прослыл умным критиком и даже многие захотели научиться у него мудрости. А секрет его был прост: «На всё отвечай «нет». Начни спрашивать всех и каждого. Если кто-то что-то говорит — требуй доказательств, ни во что не верь и прослывешь умным критиком.
И.Тургенев «Дурак»
Жил-был на свете дурак.
Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.
Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?
Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко. И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.
Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца.
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив. Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал. Вы — отсталый человек.
Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.
— Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.
И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.
— Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!
Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.
И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.
Разве иногда прибавит с укоризной:
— А вы всё еще верите в авторитеты?
— Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!
— И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!
Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.
И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.
Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.
Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть. но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь! Житье дуракам между трусами.
Вот еще оно из наиболее впечатляющих описаний разного понимания грубости у детей и взрослых в книге Ле Шан, Э. «Когда дети и взрослые сводят друг друга с ума»: «Когда моя дочь была ребенком, мы жили на тихой улице, где было много детей. Раз в неделю одна и та же соседка появлялась на моем пороге, горько жалуясь на грубость моей девочки и её друзей. Её обычные жалобы состояли в том. что дочь показывает язык, проходя мимо её дома, и что группы детей, среди которых была и моя дочь, выкрикивали в её адрес всякие непристойности. Первой моей реакцией было рассердиться на дочь. Несколько позже у меня появились более непредвзятые и беспристрастные мысли. Суть дела состояла в том, что дама, живущая в конце улицы, обладала ненавистью к детям и была уверена, что они созданы только для того, чтобы мучить её. Она была постоянно неприветлива с ними, и они платили ей тем же. Хорошие манеры предполагают взаимность, и если только дети не страдают серьёзными эмоциональными расстройствами, большинство из них платят за добро добром. Иногда мы не понимаем, насколько сами не вежливы с детьми. Заботливые учителя и родители внушают, что хорошие манеры — путь к нормальным человеческим отношениям. Иными словами, вы не совершайте каких-то действий, не говорите каких-то слов просто потому, чтобы не обидеть других, а они, в свою очередь, не совершают ничего такого, что могло бы оскорбить вас, задеть ваше самолюбие. Это азбука взаимоотношений воспитателей и родителей. Часто невоспитанность на самом деле симптом трудного или переходного возраста. Следует помочь ребенку понять, что он просто недостаточно взрослый, а не плохой человек, потому, что чувство вины будет препятствовать его нормальному развитию. К невоспитанности . когда она очевидно связана с возрастной незрелостью, следует относиться с терпимостью; превращение каждого случая в повод разбирательства только увеличит болезненную застенчивость ребёнка. Лучшим лекарством от такого поведения будет, если вы дадите ребёнку понять, что взрослые, которые его любят, верят в его способность к развитию. Иногда подростки переживают такой период, что его недостатки невыносимы. и они бывают слишком чувствительны к любому виду неудач. Важно быть терпимым и понимать, что вещи, которые мы считаем показателем хороших манер, для сегодняшних молодых людей подобным показателем не являются. Вы можете не соглашаться с ними, но просто отвергать их мысли и осуждать поведение, называя это невоспитанностью, значит отрицать, что жизнь изменяется и возникают новые формы проявления заботы, и это находится в прямой зависимости от изменения не только жизни, но и человеческих взаимоотношений[3,c.126-129].

Читайте также:  Как себя чувствуют после мрт с контрастом

М. Борба о 4 -х шагах к искоренению грубости:
Шаг 1. Замените грубость новыми манерами.
Шаг 2. Разъясните новые манеры поведения
Шаг 3. Обеспечьте ребенку возможность прорепетировать новые манеры.
Шаг 4. Немедленно реагируйте на грубость[2,c.73-78].
Литература:
1. Анцупов А.Я. , Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2006.
2. Борба М. Нет плохому поведению.М.: Вльямс, 2005.
3. Ле Шан, Э. Когда дети и взрослые сводят друг друга с ума».СПб.:Прям -Еврознак, 2008.

Источник

Одно из самых сильных, на мой взгляд Стихотворений Есенина «Грубым дается радость..» которое не учат в школе

О «кабацком» прошлом Сергея Есенина общественности известно многое. Стихотворение «Грубым дается радость…» вполне можно причислить к этому циклу. Главный лирический герой – наблюдатель. Такое впечатление, что он следит за происходящим через пыльное окно какого-либо трактира. А после – думает, сопоставляет факты, анализирует. Текст стихотворения в конце статьи.

По ощущениям, это мужчина лет 25-45. В лирическом герое повествования чувствуется творческое начало. Он во многом напоминает самого поэта. Последний также порой находил истину в вине. Но, в то же время, все равно мучился средь серого быта и нереализованных амбиций.
Героем Есенина правит добрая грусть. Он достаточно отстранен от мира, о чем говорят строчки:

Но, в то же время, герой признает, что его душа заблудилась. Он ощущает жалость к себе и к бездомным псам. Скорее всего, мужчина из стихотворения чувствует схожесть между собой и бродячими животными – он так же скитается по миру и не может найти себе пристанища.
Разгульная жизнь в данном случае – осознанный выбор. Таким образом, герой произведения заглушает боль в себе и восполняет душевную пустоту. Конечно же, он понимает, что хмель делает его счастливым лишь на время. Но ничего не может изменить.
Казалось бы, тоска должна была быть основным лейтмотивом. Однако рюмка водки пробуждает в герое и патриотические чувства («Иль я не сын страны?»). Правда, его патриотизм своеобразен. В его понимании «любить Родину» означает «выпить за нее».

Читайте также:  Радость делиться с другими

Первая часть произведения наполнена раздумьями о жизни, обществе, себе самом. В понимании героя радостны лишь те, кто толстокож. Отчасти это действительно так. Те, кто сильно переживает жизненные трагедии, редко бывают счастливыми. Герой, очевидно, из «нежных». Он находит временное счастье в саморазрушении и выпивке.
Ближе к концу стихотворения герой замечает ребенка. Этот мальчик счастлив, поскольку еще не успел испытать всех жизненных мытарств и терзаний. Герой даже немного завидует беззаботному парнишке. Однако не рекомендует ему лезть глубоко пальцем в душу. Поскольку такие действия способны породить в его душе жизненную трагедию.
Сравнение души с ноздрей, в которой ковыряет ребенок, достаточно грубое. Но, в то же время, оно полностью отражает суть. Главный герой признает, что он уже давно «сломался», потому затыкает свое естество пробками от бутылок (в фигуральном смысле). Разумеется, герой не советует мальчику повторять его участь и слишком болезненно относиться к житейским проблемам.

Можно даже сказать, Есенин видит в лирическом герое себя. Он открыто признается, что как любому поэту и человеку с тонкой душевной организацией, ему очень сложно приспособиться к жестокой реальности, поэтому чарка является тем «спасательным кругом», который порой рождает вдохновение и дает возможность ощутить хотя бы иллюзорное счастье.

В мальчишке герой стихотворения видит себя в прошлом. Если бы он мог, он предостерег бы себя от ошибок. Но, увы, пути Господни неисповедимы. Вот и мальчуган тоже не знает, что о нем думает человек из кабака, и продолжает совершать ошибки, которых будет в жизни еще много. Очень жаль, что такие стихотворения не входит в школьную программу, именно в них раскрывается автор, и они ближе всего отражают реальную жизнь.

Стих в аудиоформате можно прослушать в этом видео, а в текстовом виде, ниже:

Не забудьте поставить «нравится»👍 и подписаться ЛИТЕРАТУРА ДУШИ Это нам очень поможет, делать лучше материалы для Вас!

Источник

Оцените статью