- Эмоции и тело: постоянная неразрывная связь
- Отклик тела.
- Страх.
- Отвращение.
- Грусть.
- Удовольствие.
- Интерес.
- «Путь к себе» анализ состояния с помощью системы ТЭМП(Тело.Эмоции.Мысли.Поведение)
- 4. Александр Иванович Копытин, Елена Евгеньевна Свистовская Арт-терапия детей и подростков. «Когито-Центр», 2007
- Эмоции и тело.
- Эволюция, эмоции и тело.
- Эмоции, мысли и мышцы.
- Как реагирует тело при подавлении эмоций?
- Тело – ключ к работе с эмоциями.
Эмоции и тело: постоянная неразрывная связь
Дрожь в животе, комок в горле, сжимание сердца – все эти ощущения хорошо знакомы каждому человеку. Всё дело в том, при любых переживаниях, независимо от того, радостны они или нет, тело подаёт сигналы. И если их постоянно игнорировать, то напряжение будет накапливаться. Очень важно принимать свои чувства и телесные переживания.
Отклик тела.
Следует обязательно подробно познакомиться со своими эмоциями. Начать нужно с определения того, как себя чувствует каждый участок туловища. Данное и расскажет о том насколько спокойно состояние.
Страх.
Кровь отливает от лица, появляется бледность. Дыхание перехватывает. Мозг подаёт сигналы: «Бей или беги». Мышцы конечностей напряжены и готовы к действию.
Отвращение.
Сердцебиение замедляется, все ощущения проявляются внизу живота. Появляется тошнота, желудок сжимается. Появляются яркие чувства дискомфорта.
Спина, плечи находятся в напряжении, пальцы сжимаются. Сердце бьётся чаще. Кровоток становится быстрее.
Грусть.
Сердцу как будто тесно, появляется ком в горле. Руки и ноги холодеют, плечи опускаются.
Удовольствие.
Во всём теле ощущается тепло. Мышцы расслабляются. Лёгкое распирание в груди. Сердечно-сосудистая система и иммунитет укрепляются.
Интерес.
Приятные покалывания в области живота, глаза расширяются. Мышцы слегка напряжены, но не так, как при чувстве гнева или страха.
При постоянном страхе или стрессе может вырабатываться большое количество желудочной кислоты, что приводит к изжоге. Если это происходит регулярно, в будущем не исключены различные гастро-заболевания. Поэтому необходимо срочно избавляться от негативных эмоций. Либо научиться вовремя переключать себя на позитив.
Источник
«Путь к себе» анализ состояния с помощью системы ТЭМП(Тело.Эмоции.Мысли.Поведение)
S.S. Kolchanova, educational psychologist of highest quality, Municipal autonomous educational institution gymnasium №1 of Tyumen.
«The way to you» state analysis by means of
BETB (Body. Emotions. Thoughts. Behaviour) system.
Providing that three human systems — intellection, emotional experience and physical feeling — operate as one team, a person can be in a state of rest and harmony. For this reason, people should learn to understand themselves at all levels: body, emotions, thoughts, developing the ability of self healing and helping themselves to live as they want.
Колчанова Светлана Сергеевна, педагог-психолог высшей категории, МАОУ гимназия №1 города Тюмени.
«Путь к себе» анализ состояния с помощью системы ТЭМП (Тело.Эмоции.Мысли.Поведение)
Человек может быть в состоянии покоя и гармонии только при условии, что все три его системы – мышление, эмоциональное чувствование и телесные ощущения – работают слаженно. Для этого он должен научиться понимать себя на всех уровнях: тело, эмоции, мысли, развивая способность исцелять себя самому, и своими мыслями помогать себе жить так, как хочется.
Наши чувства влияют на наше поведение, наш опыт и наши представления об окружающих людях, предметах. [1]
Когда мы испытываем положительные эмоции, то окружающая действительность воспринимается нами позитивно, радужно; если отрицательные — удручающе, агрессивно, без перспектив.
Чувства возникают из-за наших мыслей о событиях, а не из-за событий, самих по себе. Негативные эмоции появляются у людей не вследствие окружающих их событий, а вследствие их негативной интерпретации людьми из-за иррациональных убеждений, усвоенных с детства и в течение жизни. [2]
Поэтому очень важно в жизни научиться «понимать действительность и все время изменять наши образы в соответствии с нею, потому что именно эти образы определяют наши чувства и поступки, и чем они точнее, тем легче нам достигнуть счастья и быть счастливыми». [1]
Часто мы стараемся уйти от своих негативных переживаний, вытесняем их, при этом они могут накапливаться и причинять душевную боль, вызывая внутреннее напряжение, и могут стать невыносимыми. «Проблема человека в том, что ему приходится откладывать снятие напряжения». [1]
Когда человек проговаривает свои переживания, он освобождается от напряжения – ему становится легче, он способен «по — новому» смотреть на мир.
Человек – житель трех удивительных миров. Один мир — это его тело, второй мир – это внутренний мир, чувства; третий мир- мир мыслей. Человек может быть в состоянии покоя и гармонии только при условии, что все три его системы – мышление, эмоциональное чувствование и телесные ощущения – работают слаженно.
Человек должен научиться понимать себя на всех уровнях, и тело, и эмоции, и мысли – все это его части. Вместо одного измерения в руках у человека оказывается три. В три раза увеличивается способность человека исцелять себя самому, справляться со своими тревогами и страхом, перестать беспокоиться, научиться радоваться и своими мыслями помогать себе жить, так как хочется.
Поскольку он сам невольно заставляет себя страдать, он также может заставить себя прекратить испытывать страдания, изменив свой образ мыслей. Главное не поддаваться искушению «стать несчастным». [3]
Важно понять чего вам не хватает и чего хочется, принять это в себе, полюбить себя, а после этого начать развивать свои способности.
Психическая дисгармония может преодолеваться путем включения на тех или иных стадиях развития определенных компенсаторных процессов. Одним из способов их актуализации может быть работа в рамках системы ТЭМП (Тело. Эмоции. Мысли. Поведение) с использованием элементов арт-терапии.
В символических образах, проявляющихся в творческом воображении человека, находит свое выражение энергия бессознательного, временное блокирование которой — причина психической нестабильности и нездоровья.
Именно «…символы могут способствовать не только восстановлению психического баланса, но и личностному росту. С помощью символов человек способен вступить во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательногои их энергией и благодаря этому постепенно прийти к их осознанию и к психической целостности». [5]
Сессия состоит из нескольких этапов.
На каждом из этапов клиент на листе справа — записывает свои телесные ощущения (Т), эмоции (Э), мысли (М), поведенческие реакции (П) и анализирует свое состояние, проговаривает свои переживания.
Ценность интерпретаций состоит в том, что они ведут к развитию способности к пониманию и словесному выражению своих чувств и потребностей, осознанию мотивов своих поступков и их воздействия на окружающих. Интерпретации имеют и важную социализирующую функцию, позволяя клиенту развить механизмы контроля над переживаниями и психологические защитные механизмы. [4]
В работе могут быть использованы приемы вербальной и невербальной обратной связи: активное наблюдение, переформулировка его высказываний, селективные вопросы, констатация и другие приемы.
Вызывая определенные образы с помощью активного воображения, закрепляя их в символической форме, клиент имеет возможность успешно продвигаться в решении своих проблем. [5]
1 этап – актуализация.
В начале работы клиенту предлагается вспомнить ситуацию из недавнего прошлого опыта, которая воспринималась им негативно. Вспомнить свое состояние в этой ситуации.
Любой человек, как подготовленный, так и неподготовленный, способен преобразовывать свои внутренние конфликты в визуальные формы. С помощью символа можно найти путь к проблеме, вызывая при этом движение сопряженной с проблемой энергии.
Поскольку данная энергия уже больше не может находиться в состоянии покоя, то ее обнаружение рождает ток,способный вывести ее на уровень сознания [6]
С каким цветом ассоциируется эта ситуация?
Перенесите на лист бумаги свое восприятие Ситуации в цвете.
Клиент работает на индивидуальном листе (используя краски) 5- 7 мин.
2 этап – трансформация восприятия
Ситуация уже случилась, стала частью вашей жизни. Подумайте, что бы вы хотели сделать, чтобы ситуация стала для вас менее травматичной.
Вы можете взять новый лист бумаги, прежние или другие цвета; можете остаться работать на своем листе, добавить другие цвета, или работать одним цветом. Что делать – вы решаете сами.
3 этап – выстраивание перспективы
Все идет, все меняется.
Постарайтесь посмотреть на ситуацию ИЗ БУДУЩЕГО – как она будет вами видеться из будущего.
Выберите цвета, которые будут символизировать ваше новое отношение к ситуации.
Перенесите на лист бумаги свое «новое» восприятие Ситуации в цвете.
Вы можете взять новый лист бумаги, прежние или другие цвета; можете остаться работать на своем листе, добавить другие цвета, или работать одним цветом. Что делать – вы решаете сами.
В «новом» видении, чувствовании ситуации клиенту предлагается определить для себя наиболее значимое, возможно, ресурсное на одном из уровней или на всех уровнях (поведение, телесные ощущения, переживания) .
По окончанию работы предложить клиенту в нескольких словах, метафорой, дать название своему пути– работе по трансформации своего видения и отношения к ситуации, ее «чувствования» .
Завершающий этап является логическим продолжением тех процессов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и которые, в конечном итоге, приводят к достижению определенных психокоррекционных результатов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки результатов психокоррекции.
Данный этап позволяет определить ведущую и застревающую систему. Примерные вопросы для обсуждения:
Какие составляющие доминируют?(мысли, чувства, телесные ощущения, поведенческие реакции)
В каком блоке легче определялось состояние?
Оцените свое состояние после работы.
Определите место и роль ресурса в реальной жизни.
Происходящие в клиенте на данном этапе процесса изменения можно было бы в целом охарактеризовать как движение от бессмысленности к смыслу,от слабости — к силе, от фрагментированности — к интеграции, от зависимости — к самодостаточности.
Опыт участия клиента в работе облекается в создаваемую им творческую продукцию, что позволяет проводить ее ретроспективный обзор на завершающем этапе арт-терапевтического процесса и помогает ему интегрировать свои чувства и мысли.
Для закрепления терапевтического эффекта, мотивации можно использовать Лист самоанализа по трем позициям: что получилось, что могло получиться лучше, что буду использовать в реальной жизни .
Достижение положительных психокоррекционных результатов происходит за счет следующих феноменов:
— развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку;
— сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунка) и являющегося безопасным способом разрядки напряжения;
— возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержки со стороны психолога;
— возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространство (формы ицвета, звуки, слова, движения);
— освоение новых форм опыта. [5]
1.Э.Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.-Попурри, 2012.
2. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии:пер. с англ.-Спб.:Речь, 2001.
3. Эволюция психотерапии: Сборник статей.Т.2. Осень патриархов: психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия. Под ред.Дж.К.Зейга/пер.сангл.-М.:Независимая фирма «Класс», 1998.
4. Александр Иванович Копытин, Елена Евгеньевна Свистовская
Арт-терапия детей и подростков. «Когито-Центр», 2007
5. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной
работе. — Речь, 2007. — 336 с, илл.
6. Грегг М. Ф. Тайный мир рисунка. СПб.: Деметра, 2003.176 с.
Источник
Эмоции и тело.
Все наши эмоции живут в теле. Большинство людей об этом не задумывается, а жаль. Ведь знание этой простой истины может стать одним из важных ключей к пониманию себя.
Идея о том, что эмоции живут в теле, может показаться красивой метафорой, не имеющей отношения к физической реальности. Можете ли Вы сказать, где в Вашем теле живет та или иная эмоция? Где в теле живет радость, обида, или разочарование? Многие мои клиенты, которые впервые слышат от меня подобные вопросы, оказываются в ступоре. Поначалу они не понимают, о чем я их спрашиваю.
В этой статье я хочу показать, что связь между эмоциями и телом – это не просто метафора. Эта связь очень наглядна и осязаема. Понимание закономерностей, по которым она построена, открывает массу возможностей для более гибкого и мудрого управления своими эмоциями и своим телом.
Эволюция, эмоции и тело.
В природе никогда ничего не существует просто так. Нет ничего лишнего. У любого явления есть свои причины. Давайте разберемся, зачем возникли эмоции в процессе эволюции.
Эмоции присущи не только человеку. У животных они тоже есть. Эмоции животных тесно связаны с выживанием.
Представьте себе антилопу. Вот она увидела льва и испугалась. Ее сердце начало биться сильнее, дыхание стало более глубоким. Изменения в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем привели к тому, что кровь, богатая кислородом, стала интенсивнее поступать в мышцы. Мышцы от этого стали сильнее, и вот антилопа что есть мочи убегает от хищника.
Как мы видим, в описанном примере телесная реакция и эмоция – это части единого целого. Эмоция направляет поведение животного, и одновременно с этим, физиологические изменения в теле обеспечивают реализацию этого поведения.
Жизнь современного человека редко включает в себя необходимость выживания. Но механизмы, сформировавшиеся за миллионы лет эволюции, никуда не пропали.
Представьте себе студента, который стоит перед аудиторией, ждет своей очереди на экзамен и испытывает сильное волнение. Преподаватель вроде бы и не зверь какой, кушать студента не собирается. Но тело реагирует ровно так же, как реагирует тело животного, убегающего от хищника: сердце начинает биться быстрее, мышцы готовятся к тому, чтобы можно было быстро убежать. Надо сказать, что с этого момента начинаются существенные отличия от ситуации с антилопой. В отличие от антилопы, студент никуда не убегает. Он продолжает стоять на одном месте, переминаясь с ноги на ногу. Физической работы, к которой готовилось тело, не происходит. В теле появляется физическое напряжение.
Эмоции, мысли и мышцы.
Эмоции человека устроены намного сложнее, чем, например, эмоции антилопы. Существуют эмоции, присущие только человеку. Например, чувства обиды или вины не имеют тесной связи с инстинктами и телесными реакциями, которые возникают вследствие работы инстинктов. Но тем не менее, и обида, и чувство вины тоже живут в теле. Почему? Сейчас будем разбираться.
Психологам известен следующий эксперимент. Испытуемый на вытянутой руке держит маятник (это небольшой грузик, подвешенный на веревке). Ему дается следующая инструкция: «Закройте глаза и представьте себе, как маятник раскачивается из стороны в сторону. При этом рука, которая держит маятник, остается неподвижной». Довольно быстро после того, как испытуемый начинал выполнять предлагаемую инструкцию, маятник начинал раскачиваться, несмотря на то, что задачей испытуемого было держать руку неподвижно. Это явление психологи назвали идеомоторным феноменом.
Любые наши представления, мысли, эмоции моментально отражаются на тонусе мышц и мышечной работе. Чаще всего мы этого не замечаем. В случае с маятником, представляя себе движение, испытуемый, сам того не осознавая, передавал еле заметные движения в руку.
Испытывая ту или иную эмоцию, мы, сами того не осознавая, напрягаем или, наоборот, расслабляем те или иные группы мышц. Например, злость может вызывать повышение тонуса в мышцах рук, если за этой злостью скрывается желание ударить обидчика. «Кулаки сжимаются от злости», — гласит русская поговорка.
Чувство вины часто вызывает желание спрятаться, исчезнуть, провалиться сквозь землю. И тогда голова может непроизвольно начать втягиваться в плечи, вызывая хроническое напряжение в плечевом поясе.
В русском языке есть масса поговорок, которые очень точно подмечают связь тех или иных эмоций с телесными реакциями. Печаль камнем на сердце ложится. От страха ноги подкашиваются. От радости глаза сияют. От сильных эмоций перехватывает дыхание. И так далее.
Сильным эмоциям соответствуют сильные телесные реакции, которые трудно не заметить. Эмоциям низкой интенсивности соответствуют еле заметные телесные реакции, о существовании которых мы, чаще всего, даже не подозреваем.
Как реагирует тело при подавлении эмоций?
Давайте еще раз вспомним пример с антилопой. Она реагирует очень просто. Страх сопровождается определенными физиологическими изменениями и реакцией убегания. А вот студент на экзамене, как мы помним, реакцию убегания тормозит. Та энергия, которая должна была высвободиться в результате физической активности и мышечной работы, остается внутри в виде мышечного напряжения.
Подавляя свои эмоции, мы подавляем мышечные реакции, связанные с этими эмоциями. Это вызывает напряжение в теле. Если подавление определенных эмоций происходит регулярно, то в теле формируются участки хронического напряжения.
Приведу несколько примеров.
Предположим, что человек подавляет печаль и желание плакать. Плач – это мышечная реакция: дыхание становится глубже; голосовые связки включены в этот процесс. Для того, чтобы предотвратить соответствующие мышечные реакции, в теле появляется напряжение: дыхание становится поверхностным (вместо того, чтобы стать глубже), в горле появляется комок (это напряжение, препятствующее расслабленному плачу с голосом).
Комок в горле может появиться не только при подавлении плача, а, например, при подавлении обиды. Человек хочет что-то сказать обидчику (и это связано с работой голосовых связок), но не говорит. Для подавления мышечных реакций, связанных с говорением, появляется мышечное напряжение, ощущаемое как комок в горле.
Тело – ключ к работе с эмоциями.
Очень часто люди сталкиваются с тем, что не могут при помощи разума и интеллекта повлиять на собственные эмоции. Долгие разговоры с самим собой, попытки себе что-то объяснить не приводят к желаемому результату. Когда невозможно себе что-либо объяснить, можно установить с эмоциями контакт через тело. О том, как это сделать, читайте в следующей статье.
Источник