Технологии коррекции эмоционально волевой сферы

Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников

Сания Арюкова
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

• естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);

• вторая зрелость родителей;

• разрушение принадлежности к полу;

• деструктивная динамика института семьи (разводы);

• рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);

• инстинкты второго порядка;

• напряжение социальных эмоций;

• СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.

Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

Поэтому главной целью работы в данном направлении считаю развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.

1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний, умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения воспитанников ДОУ.

Алгоритм применения технологии в

практической профессиональной деятельности педагога-психолога:

1. Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.

2. Подбор адекватных психокоррекционных и развивающих программ и методик.

3. Проведение групповых игровых занятий-тренингов и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы.

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».

Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Основу программы составляют этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, среди них упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения и т. д.

Задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

2. В психокоррекционной работе с детьми использую программу «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой.

Сказкотерапия — это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Эта программа удобна тем, что средства диагностики и коррекции детских страхов, представленные в ней, просты и эффективны. В ходе работы у детей развивается эмоциональная сфера (эмпатия, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательная активность (память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, творческое воображение, речь); корригируются негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность). Также. работа по программе «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой является дополнительным методом при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей

3. «Психогимнастика в детском саду» Е. А Алябьевой — это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Читайте также:  Елена темникова настроение минус

4. Игровые мини-тренинги, представленные в программе «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А. Л. Сиротюк развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).

Техники, используемые в психокоррекционной работе с детьми по данной технологии:

• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»); пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»);

• игры с бумагой, крупами, водой и песком);

• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);

• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);

• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);

• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);

• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»); аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.

• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»);

• пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»); игры с бумагой, крупами, водой и песком);

• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);

• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);

• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);

• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);

• дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);

• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»);

• аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Бытовая сказка как метод коррекции эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией. Метод сказкотерапии.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.

Использование элементов арт–терапии в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Рисование цветным песком Цель: познакомить детей с нетрадиционным направлением в арт – терапии – рисование цветным песком. Задачи: 1. развивать мелкую моторику;.

Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников. Цель мастер-класса: привлечь.

Педагогическая концепция развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста – это базовая сфера жизнедеятельности, являющаяся основой всего отношения ребенка к миру.

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.

Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть 1 Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Программа разработана для детей.

Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть2 ЗАНЯТИЕ N 6 Цели: развитие социальных эмоций; развитие произвольного контроля над своими действиями; овладение умением действовать по правилу;.

Заключительное занятие проектной работы «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников» ЗАНЯТИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ Материалы: кукла бибабо Буратино, текст телеграммы. Игра «Телеграмма»» Ведущий. Ребята, с телеграфа.

Источник

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

Анна Савчук
Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

Благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья, зависит от их умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, выстраивать межличностные отношения в процессе трудовой деятельности и в личной жизни, от умения создавать свой быт, организовывать досуг. В неблагоприятных условиях, при отсутствии специальной педагогической и психологической помощи, в ситуации стойкой неуспешности, черты эмоциональной незрелости, характерные для этих детей, могут способствовать возникновению асоциальных форм поведения. С учетом этого в коррекционной педагогике в процессе образования и воспитания детей с ОВЗ используются специальные образовательные технологии, методы обучения и воспитания.

Читайте также:  Что чувствуешь когда думаешь что умрешь

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты – психологи, но и педагоги, воспитатели, родители.

Коррекция эмоционально – волевой сферы осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях. Где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся и накапливают социальный опыт, занимаются рисованием, музыкой, литературой и т. д. Ценность таких знаний и занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они получают возможность глубже понимать себя и других, у них часто и чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно – ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных упражнений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, сказок, инсценировок, драматизаций мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка. Для устранения и предупреждения причин эмоционального дискомфорта можно и необходимо использоватьследующие методические средства:

— Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, которые основываются на понимании и социальной роли человека в обществе;

— Психогимнастические игры, которые основываются на законах социально – психологического тренинга.В этих игра формируется:

— принятие своего имени;

— принятие и понимание своих черт характера;

— понимание своего прошлого, настоящего и будущего.

— Коммуникативные игры; т. е. – игры, направленные на формирование у детейумения видеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальной и невербальной поддержкой; — игры и задания, способствующие углублению сферы общения; — игры, обучающие коллективному общению, развивающие чувства здорового сопернечества;

— Игры и задания, которые развивают осознание понятий – «сила воли», «хозяин своих чувств», и др.

— Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки»;

-Релаксационные методы – использование упражнений основанных на методах активной нервно – мышечной релаксации (дыхательные техники).

Вот основные преимущества выше перечисленных методов при развитии эмоционально – волевой сферы к детей с ОВЗ.

Выражает какой – либо образ фантазии, насыщенной эмоциональным содержанием. Например, ребенок играет зайчика в своем воображении. Это доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движений. Также упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается напряжение и тревожность.

— Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.

Они направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.

Это упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга. В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций, здесь главное – уметь сопереживать, освобождаться от инертности, заторможенности, активно общаться и проявлять свои эмоции.

— Мимические и пантомимические этюды.

Здесь дети могут выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния (гнев, радость, удивление, интерес и т. д., а также знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Нацелена такая тренировка на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительных эмоций, которые стимулируют и упорядочивают психическую и физическую активность детей и приводят в равновесие их эмоциональное состояние.

— Элементы психологического тренинга.

Этот тренинг помогает ребёнку воссоздать и проиграть реальную ситуацию, найти выход из неё, как с положительным, так и с отрицательным результатом. Ребёнок убеждается в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений, при этом ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя самый подходящий.

Читайте также:  Послеродовой стресс у матери лечение

Диагностировать эмоциональное самочувствие детей с ОВЗ необходимо с опорой на обследование эмоционального климата детского коллектива и эмоционального самочувствия конкретного ребенка в разных жизненных ситуациях.

Наиболее существенными направлениями в коррекции эмоционально – волевой сферы у детейс ОВЗ следует считать:

— Комфортную организацию режимных моментов.

Это – оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий. Они включают в себя оздоровительно-профилактическую гимнастику, физминутки, спортивные игры, подвижные (и народные)игры, игровые задания и упражнения, организация познавательного и активного досуга.

Это – сюжетно-ролевые игры, игры и упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, коммуникативные игры, дидактические игры и т. д.

Куда включается рисование, ритмопластика, танцы, узыкально-ритмические задания.

Занятия-образы:

Игры – драматизации, сказкотерапию.

— Психогимнастику с этюдами, мимикой, пантомимикой.

Кроме этого, обязательны посещения комнаты или кабинета психологической разгрузки.

Важно и необходимо соблюдать щадящий режим, чёткое последовательное чередование умственного труда и отдыха, смена видов занятий, использование новинок педагогики в коррекции эмоционально-волевой сферы, что, в целом, предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность детей.

Необходимо добавить, что эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне – это изменение мимики, вегетативные проявления (частота сердечных сокращений и дыхания, покраснения, побледнения, изменения тонуса мышц, потоотделения, дрожи и многое другое.

Под эмоциями мы подразумеваем самые разнообразные реакции – от бурных взрывов до тонких оттенков настроения. Именно эмоции отражают личные переживания через вдохновение, пристрастность, интерес. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты-страсти, стрессы – то есть чистые эмоции.

Думаю, что дальнейшее развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, компенсация недостатков интеллектуального и психологического развития просто необходимо нашим воспитанникам и продолжать работать по данной теме я буду и в дальнейшем, а диагностика, тестирование и другие виды контроля покажут результативность наших занятий.

Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников Тема: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников». Актуальность темы: Развитие познавательной.

Доклад «Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы детей» Роль праздников в развитии и воспитании детей. 1.1. Значение и роль праздника В результате многолетней работы с детьми, я пришла к выводу,.

Интегрированное занятие в старшей группе по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Путешествие в волшебный мир» Тема: Путешествие в волшебный мир! Цели: Совершенствование способности управлять своими чувствами и эмоциями. Обогащение мотивационной и.

Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги! В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Впервые о необходимости.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ Аннотация. В статье рассматриваются.

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.

Методические материалы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами.

Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально-волевой сферы в поведении детей с ОВЗ Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально – волевой сферы и типичных отклонений в поведении детей.

Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве. В настоящее время, наряду с общими.

Источник

Оцените статью