Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников
Сания Арюкова
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
• естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);
• вторая зрелость родителей;
• разрушение принадлежности к полу;
• деструктивная динамика института семьи (разводы);
• рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);
• инстинкты второго порядка;
• напряжение социальных эмоций;
• СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.
Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.
Поэтому главной целью работы в данном направлении считаю развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.
1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний, умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения воспитанников ДОУ.
Алгоритм применения технологии в
практической профессиональной деятельности педагога-психолога:
1. Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.
2. Подбор адекватных психокоррекционных и развивающих программ и методик.
3. Проведение групповых игровых занятий-тренингов и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».
Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Основу программы составляют этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, среди них упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения и т. д.
Задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
2. В психокоррекционной работе с детьми использую программу «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой.
Сказкотерапия — это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.
Эта программа удобна тем, что средства диагностики и коррекции детских страхов, представленные в ней, просты и эффективны. В ходе работы у детей развивается эмоциональная сфера (эмпатия, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательная активность (память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, творческое воображение, речь); корригируются негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность). Также. работа по программе «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой является дополнительным методом при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей
3. «Психогимнастика в детском саду» Е. А Алябьевой — это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
4. Игровые мини-тренинги, представленные в программе «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А. Л. Сиротюк развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).
Техники, используемые в психокоррекционной работе с детьми по данной технологии:
• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»); пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»);
• игры с бумагой, крупами, водой и песком);
• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);
• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);
• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);
• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);
• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»); аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»);
• пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»); игры с бумагой, крупами, водой и песком);
• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);
• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);
• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);
• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);
• дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);
• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»);
• аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.
Бытовая сказка как метод коррекции эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией. Метод сказкотерапии.
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.
Использование элементов арт–терапии в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Рисование цветным песком Цель: познакомить детей с нетрадиционным направлением в арт – терапии – рисование цветным песком. Задачи: 1. развивать мелкую моторику;.
Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников. Цель мастер-класса: привлечь.
Педагогическая концепция развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста – это базовая сфера жизнедеятельности, являющаяся основой всего отношения ребенка к миру.
Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.
Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть 1 Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Программа разработана для детей.
Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть2 ЗАНЯТИЕ N 6 Цели: развитие социальных эмоций; развитие произвольного контроля над своими действиями; овладение умением действовать по правилу;.
Заключительное занятие проектной работы «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников» ЗАНЯТИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ Материалы: кукла бибабо Буратино, текст телеграммы. Игра «Телеграмма»» Ведущий. Ребята, с телеграфа.
Источник
Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
Анна Савчук
Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
Благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья, зависит от их умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, выстраивать межличностные отношения в процессе трудовой деятельности и в личной жизни, от умения создавать свой быт, организовывать досуг. В неблагоприятных условиях, при отсутствии специальной педагогической и психологической помощи, в ситуации стойкой неуспешности, черты эмоциональной незрелости, характерные для этих детей, могут способствовать возникновению асоциальных форм поведения. С учетом этого в коррекционной педагогике в процессе образования и воспитания детей с ОВЗ используются специальные образовательные технологии, методы обучения и воспитания.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты – психологи, но и педагоги, воспитатели, родители.
Коррекция эмоционально – волевой сферы осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях. Где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся и накапливают социальный опыт, занимаются рисованием, музыкой, литературой и т. д. Ценность таких знаний и занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они получают возможность глубже понимать себя и других, у них часто и чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно – ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных упражнений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, сказок, инсценировок, драматизаций мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка. Для устранения и предупреждения причин эмоционального дискомфорта можно и необходимо использоватьследующие методические средства:
— Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, которые основываются на понимании и социальной роли человека в обществе;
— Психогимнастические игры, которые основываются на законах социально – психологического тренинга.В этих игра формируется:
— принятие своего имени;
— принятие и понимание своих черт характера;
— понимание своего прошлого, настоящего и будущего.
— Коммуникативные игры; т. е. – игры, направленные на формирование у детейумения видеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальной и невербальной поддержкой; — игры и задания, способствующие углублению сферы общения; — игры, обучающие коллективному общению, развивающие чувства здорового сопернечества;
— Игры и задания, которые развивают осознание понятий – «сила воли», «хозяин своих чувств», и др.
— Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки»;
-Релаксационные методы – использование упражнений основанных на методах активной нервно – мышечной релаксации (дыхательные техники).
Вот основные преимущества выше перечисленных методов при развитии эмоционально – волевой сферы к детей с ОВЗ.
Выражает какой – либо образ фантазии, насыщенной эмоциональным содержанием. Например, ребенок играет зайчика в своем воображении. Это доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движений. Также упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается напряжение и тревожность.
— Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.
Они направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.
Это упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга. В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций, здесь главное – уметь сопереживать, освобождаться от инертности, заторможенности, активно общаться и проявлять свои эмоции.
— Мимические и пантомимические этюды.
Здесь дети могут выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния (гнев, радость, удивление, интерес и т. д., а также знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
Нацелена такая тренировка на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительных эмоций, которые стимулируют и упорядочивают психическую и физическую активность детей и приводят в равновесие их эмоциональное состояние.
— Элементы психологического тренинга.
Этот тренинг помогает ребёнку воссоздать и проиграть реальную ситуацию, найти выход из неё, как с положительным, так и с отрицательным результатом. Ребёнок убеждается в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений, при этом ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя самый подходящий.
Диагностировать эмоциональное самочувствие детей с ОВЗ необходимо с опорой на обследование эмоционального климата детского коллектива и эмоционального самочувствия конкретного ребенка в разных жизненных ситуациях.
Наиболее существенными направлениями в коррекции эмоционально – волевой сферы у детейс ОВЗ следует считать:
— Комфортную организацию режимных моментов.
Это – оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий. Они включают в себя оздоровительно-профилактическую гимнастику, физминутки, спортивные игры, подвижные (и народные)игры, игровые задания и упражнения, организация познавательного и активного досуга.
Это – сюжетно-ролевые игры, игры и упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, коммуникативные игры, дидактические игры и т. д.
Куда включается рисование, ритмопластика, танцы, узыкально-ритмические задания.
— Занятия-образы:
Игры – драматизации, сказкотерапию.
— Психогимнастику с этюдами, мимикой, пантомимикой.
Кроме этого, обязательны посещения комнаты или кабинета психологической разгрузки.
Важно и необходимо соблюдать щадящий режим, чёткое последовательное чередование умственного труда и отдыха, смена видов занятий, использование новинок педагогики в коррекции эмоционально-волевой сферы, что, в целом, предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность детей.
Необходимо добавить, что эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне – это изменение мимики, вегетативные проявления (частота сердечных сокращений и дыхания, покраснения, побледнения, изменения тонуса мышц, потоотделения, дрожи и многое другое.
Под эмоциями мы подразумеваем самые разнообразные реакции – от бурных взрывов до тонких оттенков настроения. Именно эмоции отражают личные переживания через вдохновение, пристрастность, интерес. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты-страсти, стрессы – то есть чистые эмоции.
Думаю, что дальнейшее развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, компенсация недостатков интеллектуального и психологического развития просто необходимо нашим воспитанникам и продолжать работать по данной теме я буду и в дальнейшем, а диагностика, тестирование и другие виды контроля покажут результативность наших занятий.
Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников Тема: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников». Актуальность темы: Развитие познавательной.
Доклад «Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы детей» Роль праздников в развитии и воспитании детей. 1.1. Значение и роль праздника В результате многолетней работы с детьми, я пришла к выводу,.
Интегрированное занятие в старшей группе по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Путешествие в волшебный мир» Тема: Путешествие в волшебный мир! Цели: Совершенствование способности управлять своими чувствами и эмоциями. Обогащение мотивационной и.
Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги! В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Впервые о необходимости.
Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ Аннотация. В статье рассматриваются.
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.
Методические материалы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами.
Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально-волевой сферы в поведении детей с ОВЗ Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально – волевой сферы и типичных отклонений в поведении детей.
Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве. В настоящее время, наряду с общими.
Источник