Технологии для детей с эмоционально волевой сферой

Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений

Ольга Козлова
Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений

Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.

Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в последние десятилетия является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей в мире, исследования Л. О. Бадаляна, В. Е. Кагана, И. А. Шашковой, М. Раттера и других специалистов, масштабы неблагополучия, порождаемого современной школой и обществом, среди детей и подростков весьма значительны.

Создание системы психологического сопровождения и коррекционно-развивающего обучения в образовательных организациях призвано решить проблемы обучающихся, испытывающих различные трудности в процессе школьного обучения.

О необходимости корригирования познавательной деятельности детей с нарушениями в развитии написано и сказано достаточно много, и, конечно же, все мы осознаем важность и необходимость в подобной работе с данной категорией детей. Основываясь на свою практическую деятельность, можно говорить, о том, что развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в развитии имеет важное значение, и не уступает по важности коррекции познавательной сферы ребенка.

Под избыточной информацией, часто негативного содержания, эмоционально-волевая сфера ребенка испытывает и подвергается сильным нагрузкам, как губка, впитывая весь негатив окружающего мира. И поэтому часто на трудности в обучении в образовательном учреждении, на проблемы в общении со сверстниками ребенок с нарушениями в развитии, может отвечать различными эмоциональными реакциями – обидой, страхом, гневом, повышенной тревожностью, что свидетельствует о незрелости эмоционально-волевой сферы. Под «эмоциональной незрелостью» понимается крайняя изменчивость и неустойчивость эмоциональных реакций.

Как показывает практика, эмоциивлияют на все компоненты познания: воображение, ощущение, память, восприятие и мышление. Ребенок с эмоциями, например, радости, интереса, все вокруг себя воспринимает положительно, а ребенок с отрицательными эмоциями (страх, тревога, раздражительность, замечает вокруг себя только негативные события и тем самым усиливает свои отрицательные эмоции. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности ребенка. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы, очень актуальна и важна.

Таким образом, формирование эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в развитии является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.

Несформированность эмоционально-волевой сферыможет проявляться на разных уровнях:

— поведенческом – в виде инфантильных черт личности, негативного самопредъявления, нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;

— социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, дезадаптации;

— коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника;

— интеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора, а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому во время групповых и индивидуальных занятий, педагог-психолог должен использовать разнообразные методы коррекции для формирования и развития эмоционально-волевого компонента.

На первых занятиях с психологом, часто у детей проявляется эмоциональная напряженность, тревожность, некоторая замкнутость, настороженность и закрытость. Поэтому в течение 2-3 занятий нужно помочь детям адаптироваться и снять данное напряженное состояние. Такое состояние можно снять, используя сочетание арт-терапии, сказкотерапии со специальными играми и упражнениями с музыкальным сопровождением или без него. Например, в начале занятия можно использовать различные игры на знакомство или упражнения для развития доверия и взаимопонимания в группе. Например, упражнения «Перышко» и «Как летит листочек», способствуют снизить напряжение, которое присутствует в начале занятия. Использование элементов арт-терапии, например, пальцевая живопись, «кляксография», которая способствует самовыражению ребенка. Возможно использование заданий «Рисование на заданную тему» («что вызывает положительные эмоции или отрицательные»). Также на занятиях можно использовать рисование по точкам, «дорисуй картинку», рисование основных геометрических фигур и используя их рисовать животных, растения или предметы (домик, котенка, дерево). На коррекционно-развивающих занятиях, также можно использовать упражнение «Нарисуй свои эмоции в цвете», то есть задавать ребенку определенное настроение (радость-грусть, веселье-печаль, гнев-счастье и т. д.) или просить детей нарисовать то состояние, которое они испытывают в начале или в конце занятия.

Читайте также:  Как взять стресс под контроль

При коррекции эмоционально-волевого развития данной категории детей будут полезны игры и упражнения, способствующие повышению самооценки, уверенности в себе, используя при этом следующие задания, «Я очень хороший», «Мышеловка», «Смелая мышка», «Зеркало» и другие. Также упражнения для тренировки навыка распознания эмоциональных состояний «Угадай эмоции», «Собери эмоции – разрезные картинки».

Также на занятиях по коррекции эмоционально-волевой сферы корригирующий эффект дают:

• упражнения на релаксацию («Задуй свечу», «Рот на замочке», «Лимон», «Дудочка», «Бубенчик», «Насос и мяч»);

• средства библиотерапии (обсуждение рассказов В. А. Осеевой «Синие листья», «Сыновья», Л. Н. Толстого «Два товарища»);

• средства музыкотерапии (произведения Л. В. Бетховена «Соната № 14» – часть 1, П. И. Чайковского «Симфония № 5 ми-минор», «Времена года», С. В. Рахманинов «Концерт № 2» начало 2-ойчасти, Ф. Шопен «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и т. д.);

• психогимнастика (этюды М. И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой).

При построении и проведении занятий следует учитывать утомляемость обучающихся, поэтому рекомендуется в течение занятия менять виды деятельности, а также четко соблюдать время проведения занятия. На протяжении занятия педагог-психолог помогает детям выполнять упражнения, а также сам дает эмоциональные реакции на происходящее, поэтому постепенно ребенок учится не только реагировать и отзываться на происходящее, но и становится активным участником взаимодействия. Он знает, как адекватно выразить то, что происходит с ним, начинает различать свои состояния, оценивает чувства другого человека и на основе этой оценки устанавливает эмоциональный контакт, он оказывается способным «примерить» эмоциональные состояния другого на себя. Все это позволяет ребенку регулировать свои эмоции и выражать их таким образом, чтобы укрепить эмоциональный, коммуникативный и социальный контакты с окружающими и сохранить свое внутреннее равновесие. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребенка.

1. Бенилова С. Ю. Особые дети – особое общение // Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006. – № 2.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. : Питер, 2008. – 400с.

3. Годовникова Л. В. Основы коррекционно-развивающейработы в массовой школе: Учеб. пособие / Под науч. ред. И. Ф. Исаева. –Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 201 с.

4. Горячева Наталья. Экология души. //Школьный психолог. 2003.№23.

5. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка// Социальное обеспечение, 2005 — №3 февраль — с. 16-17

6. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. : АРКТИ, 2000.

7. Чистякова М. И. Психогимнастика/По ред. М. И. Буянова. -М. :Просвещение: ВЛАДОС,2000.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Положение о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений I. Общие положения.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.

Читайте также:  Эмоциональное влечение что это

Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт) Ежегодно в нашем городе в ноябре месяце проводится городской смотр-конкурс, посвящённый Дню матери. Цель: повышение качества работы с дошкольниками.

Источник

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

Марина Критинина
Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток»

«Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ».

Воспитатель: Критинина М. П.

Благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья, зависит от их умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, выстраивать межличностные отношения в процессе трудовой деятельности и в личной жизни, от умения создавать свой быт, организовывать досуг. В неблагоприятных условиях, при отсутствии специальной педагогической и психологической помощи, в ситуации стойкой неуспешности, черты эмоциональной незрелости, характерные для этих детей, могут способствовать возникновению асоциальных форм поведения. С учетом этого в коррекционной педагогике в процессе образования и воспитания детей с ОВЗ используются специальные образовательные технологии, методы обучения и воспитания.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты – психологи, но и педагоги, воспитатели, родители.

Коррекция эмоционально – волевой сферы осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях. Где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся и накапливают социальный опыт, занимаются рисованием, музыкой, литературой и т. д. Ценность таких знаний и занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они получают возможность глубже понимать себя и других, у них часто и чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно – ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных упражнений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, сказок, инсценировок, драматизаций мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка. Для устранения и предупреждения причин эмоционального дискомфорта можно и необходимо использоватьследующие методические средства:

— Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, которые основываются на понимании и социальной роли человека в обществе;

— Психогимнастические игры, которые основываются на законах социально – психологического тренинга.В этих игра формируется:

— принятие своего имени;

— принятие и понимание своих черт характера;

— понимание своего прошлого, настоящего и будущего.

— Коммуникативные игры; т. е. – игры, направленные на формирование у детей умения видеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальной и невербальной поддержкой; — игры и задания, способствующие углублению сферы общения; — игры, обучающие коллективному общению, развивающие чувства здорового сопернечества;

— Игры и задания, которые развивают осознание понятий – «сила воли», «хозяин своих чувств», и др.

— Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки»;

-Релаксационные методы – использование упражнений основанных на методах активной нервно – мышечной релаксации (дыхательные техники).

Вот основные преимущества выше перечисленных методов при развитии эмоционально – волевой сферы к детей с ОВЗ.

Здесь персонажами становятся сами дети. В ходе игры они не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но ещё и учатся управлять собой. Все предметы могут быть воображаемыми, а могут замещаться предметами обычного обихода. Каждая часть занятий решает несколько самостоятельных задач, которые очень важны для развития эмоциональной сферы ребенка.

Выражает какой –либо образ фантазии, насыщенной эмоциональным содержанием. Например, ребенок играет зайчика в своем воображении. Это доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движений. Также упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается напряжение и тревожность.

— Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.

Они направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.

Это упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга. В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций, здесь главное – уметь сопереживать, освобождаться от инертности, заторможенности, активно общаться и проявлять свои эмоции.

— Мимические и пантомимические этюды.

Здесь дети могут выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния (гнев, радость, удивление, интерес и т. д., а также знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Нацелена такая тренировка на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительных эмоций, которые стимулируют и упорядочивают психическую и физическую активность детей и приводят в равновесие их эмоциональное состояние.

— Элементы психологического тренинга.

Этот тренинг помогает ребёнку воссоздать и проиграть реальную ситуацию, найти выход из неё, как с положительным, так и с отрицательным результатом. Ребёнок убеждается в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений, при этом ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя самый подходящий.

Читайте также:  Чувствовать страх или волнение

Диагностировать эмоциональное самочувствие детей с ОВЗ необходимо с опорой на обследование эмоционального климата детского коллектива и эмоционального самочувствия конкретного ребенка в разных жизненных ситуациях.

Наиболее существенными направлениями в коррекции эмоционально – волевой сферы у детейс ОВЗ следует считать:

— Комфортную организацию режимных моментов.

Это – оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий. Они включают в себя оздоровительно-профилактическую гимнастику, физминутки, спортивные игры, подвижные (и народные) игры, игровые задания и упражнения, организация познавательного и активного досуга.

Это – сюжетно-ролевые игры, игры и упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, коммуникативные игры, дидактические игры и т. д.

Куда включается рисование, ритмопластика, танцы, узыкально-ритмические задания.

Занятия-образы:

Игры – драматизации, сказкотерапию.

— Психогимнастику с этюдами, мимикой, пантомимикой.

Кроме этого, обязательны посещения комнаты или кабинета психологической разгрузки.

Еще задания, направленные на организацию совместной деятельности, составление рассказов, организацию театрализованных игр и многое другое.

Также важно использование наглядных пособий – фотографий, рисунков, схем, символов, графических изображений.

Важно и необходимо соблюдать щадящий режим, особенно в начальных классах, чёткое последовательное чередование умственного труда и отдыха, смена видов занятий, использование новинок педагогики в коррекции эмоционально-волевой сферы, что, в целом, предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность детей.

Необходимо добавить, что эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне – это изменение мимики, вегетативные проявления (частота сердечных сокращений и дыхания), покраснения, побледнения, изменения тонуса мышц, потоотделения, дрожи и многое другое.

Под эмоциями мы подразумеваем самые разнообразные реакции – от бурных взрывов до тонких оттенков настроения. Именно эмоции отражают личные переживания через вдохновение, пристрастность, интерес. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты-страсти, стрессы – то есть чистые эмоции. Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект, именно которому подвержены наши воспитанники. Аффект может возникнуть при воздействии различных раздражителей – ответ на грубость, на наказания, вследствие чрезмерных физических нагрузок, какие-либо психические или физические травмы, воздействие наркотиков, психоэмоциональных переживаний и т. д. Релаксация, приёмы самоконтроля, бережное отношение, дружелюбие, милосердие, душевное равновесие, покой, умение совладать с самим с собой и справиться с негативным состоянием, умение взрослых снять тревожность и эмоциональное напряжение ребенка, коммуникативный тренинг, медикаментозное лечение невротических проявлений, формирование волевого контроля, повышение уверенности в себе, уход от травмирующих ситуаций – это составляющие благоприятных эмоциональных состояний и успокоенности ребенка.

На своих занятиях я придерживалась именно таких направлений. Сначала я выявила ребят, в характере которых преобладают отрицательные эмоции, невротические состояния, психозы и т. д. Затем с помощью психолога мы наметили план работы с ними, определили направления индивидуальной работы. Я проводила беседы («Мой брат», «Слова волшебные», «Улыбнись мне», организовывала сюжетные игры, учила аутотренингу, применяла и использовала сказки, музыкальное сопровождение, просмотр фильмов – сказок с инсценированием и многое другое.

Думаю, что дальнейшее развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, компенсация недостатков интеллектуального и психологического развития просто необходимо нашим воспитанникам и продолжать работать по данной теме я буду и в дальнейшем, а диагностика, тестирование и другие виды контроля покажут результативность наших занятий.

Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми подготовительной группы «Я чашка» «Я чашка»Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы (с применением песочной терапии) Образовательная область «Социально.

Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.

Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА «БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ» Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,.

История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.

Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы младших дошкольников с помощью развития сенсомоторных функций. «Путешествие в Волшебную страну Радости» Цели: Развивать эмоциональную сферу детей, сенсорные функции: зрительное, слуховое, осязательное.

Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева.

Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.

Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению По итогам фронтального контроля в подготовительной группе 1 «Радуга»,.

Развитие эмоционально-волевой сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. Развитие эмоционально-познавательной сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. «Дети не любят игрушек неподвижных,.

Источник

Оцените статью