Техники регуляции эмоциональных состояний

Содержание
  1. Регуляции эмоционального состояния. Техники регуляции
  2. Содержание
  3. Введение
  4. 1. Функции, виды и формы эмоциональных состояний
  5. 2. Эмоциональные свойства личности как объект регуляции
  6. 3. Техники регуляции эмоциональных состояний
  7. Заключение
  8. Список литературы
  9. Техники регуляции эмоционального состояния
  10. Упражнение «Тряпичная кукла и оловянный солдатик»
  11. · Влияние на состояние с помощью изменения дыхания
  12. Упражнение «Собачье дыхание»
  13. Упражнение «Вибрации на вдохе»
  14. · Использование воображения для регуляции эмоционального состояния
  15. Способы саморегуляции эмоционального и психического состояния. Релаксация, аутотренинг и самовнушение в психологии
  16. Прямые и опосредованные методы
  17. Прямые методы
  18. Опосредованные методы
  19. По функциональной направленности
  20. Психотехники по задачам коррекции поведения
  21. Снижение возбуждения
  22. Активизация ресурсов
  23. Психическая десенсибилизация
  24. Устранение эмоционального стресса
  25. Восстановление сил
  26. Регуляция вегетативной системы
  27. Аутогенная тренировка
  28. Самовнушение
  29. Медитация
  30. Концентрация на счете
  31. Сосредоточение на эмоциях и настроении
  32. Тренинги
  33. Ручной массаж
  34. Дыхательная гимнастика
  35. Упражнения на расслабление
  36. «Отдых»
  37. «Осознанное дыхание»
  38. «Дыхание при стрессе»
  39. Упражнения на возбуждение
  40. «Замок»
  41. «Настраиваемся на работу»
  42. Релаксация
  43. «Напряжение-расслабление»
  44. «Мышечная энергия»
  45. Непроизвольная визуализация
  46. Метод «Якорения»
  47. Послесловие

Регуляции эмоционального состояния. Техники регуляции

Содержание

1. Функции, виды и формы эмоциональных состояний

2. Эмоциональные свойства личности как объект регуляции

3. Техники регуляции эмоциональных состояний

Введение

Важным аспектом в деятельности человека является саморегуляция. Необходимость самопрегуляции возникает, когда человек сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда человек находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

1. Функции, виды и формы эмоциональных состояний


2. Эмоциональные свойства личности как объект регуляции


3. Техники регуляции эмоциональных состояний


Заключение


Список литературы

1 Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 176с 2 Гринберг Д. Управление стрессом. – СПб.: ПИТЕР, 2004.

3 Калюжный А.С. Конфликты в воинских коллективах: Учеб. пос. -Н.Новгород: НГТУ, 2004. -33 с. 4 Куликов Л.В. Психогигиена личности. – СПб.: ПИТЕР, 2004. 5 Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004 – 234 с.

1 Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004, с. 148.

2 Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004, с. 150.

3 Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004, с. 153.

4 Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 176с

5 Калюжный А.С. Конфликты в воинских коллективах: Учеб. пос. -Н.Новгород: НГТУ, 2004. -33 с.

6 Куликов Л.В. Психогигиена личности. – СПб.: ПИТЕР, 2004.

Источник

Техники регуляции эмоционального состояния

Техники регуляции эмоционального состояния.

(Классный час для старшеклассников)

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Понятие стресса было введено канадским физиологом Г. Селье в 1936 году.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность нашего организма, вплоть до ее полной дезорганизации. Например: мать, которая получила известие о смерти сына – как отрицательное воздействие и возвращение «умершего» сына – как положительное воздействие.

К числу стрессоров относят: сильные физические и психические травмы; потерю крови; большие мышечные нагрузки; инфекции; ионизирующее излучение; резкие изменения температуры; фармакологические воздействия и др. Также к числу стрессоров можно отнести и экзамен (например, ЕГЭ).

Экзамен – это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение обучающегося в школе и его дальнейшую судьбу.

Подготовка к экзаменам связана с большим напряжением организма: интенсивная умственная деятельность, повышенная статистическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания.

Школьники, как правило, в повседневной жизни испытывают на себе определенный прессинг, психологическое давление со стороны школы и родителей. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, школьник находится в постоянном опасении оказаться неуспешным.

Отсутствие на ЕГЭ знакомых педагогов, поддержки и привычности ситуации, ощущение одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое состояние ученика, обусловленное самой ситуацией экзамена.

Целью нашего сегодняшнего занятия является снижение стресса в экзаменационный период.

Методы регуляции эмоционального состояния

· Экстренные техники регуляции состояния

— Смочи лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

— Осмотрись по сторонам, медленно переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывая их внешний вид. Сосредоточься на каждом отдельном предмете. Это поможет отвлечься от внутреннего напряжения и переключить внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

— Посмотри в окно на небо. Сосредоточься на том, что видишь.

— Медленно, как бы сосредоточенно выпей несколько глотков воды. Сконцентрируй внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

— Представь себя в приятной обстановке – в саду, на пляже, на качелях, под душем и др. Сделай такое же лицо, улыбку, почувствуй это состояние всем телом.

— Примени формулу успокоения, например: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки».

— Самый простой, но достаточно эффективный способ саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры. Спроси себя: «Не скован ли я? Не напряжены ли мои скулы? Могу ли я сейчас улыбнуться?»

— Обрати внимание на свое дыхание. Сделай несколько глубоких вдохов с замедленным выдохом. Это даст возможность восстановить спокойное дыхание.

— расслабление по контрасту

— расслабление после нагрузки

Упражнение «Тряпичная кукла и оловянный солдатик»

1. «Застыть солдатом» на 10 сек.

2. Расслабиться, как тряпичная кукла (наклон вперед, расслабить руки, как тряпки, слегка согнуть колени, почувствовать, как кости становятся мягкими, а суставы подвижными)

Читайте также:  Веселую картинку для поднятия настроения женщине

4. «Кукла» (следует повторять до тех пор, пока не возникнет расслабленность)

5. Встряхнуть руками, спиной, головой, ступнями, ногами (как будто отряхиваем воду).

Изменить мускульное напряжение. Голову приложить к груди, руки и ноги пождать под себя (до болевых ощущений в мышцах). Задержать дыхание, сосчитать до 7. Затем медленно начинать расслабляться (как будто черепашка осторожно выглядывает из-под панциря). Повторить несколько раз, постараться почувствовать разницу между сильно сжатыми мышцами и расслабленными. Важно научиться различать, когда мускулы напряжены, а когда расслаблены.

Прогрессивная мышечная релаксация (по Джейкобсону)

Используется в качестве основы для других техник. Учит различать напряженные мышцы в противоположность расслабленным, понимать, какая часть тела напряжена. Упражнение проводится сидя на стуле. На вдохе производится напряжение мышц, на несколько секунд задерживается дыхание и напряжение в мышцах, затем – расслабление на выдохе. При правильном исполнении во время расслабления должно возникнуть ощущение сопротивления расслаблению.

1) Вдох, задержка дыхания, медленный выдох.

2) Медленно сжать кулак правой руки (пока не станет больно), очень медленно расслабить. Определить ощущения.

3) Напрячь правое плечо и предплечье, крепко прижимая к телу (при этом кисть — расслаблена). Расслабить.

4) Поднять правое плечо к шее (остальные мышцы – руки и шеи — расслаблены), расслабить.

5) То же самое – с левой рукой.

6) Напряжение и расслабление мышц шеи: подбородок опустить к груди (до болевых ощущений в спине), выпрямить; наклон головы к правому плечу (необходимо голову тянуть к плечу, а не наоборот), выпрямить; затем – к левому плечу; голову медленно откинуть назад, выпрямить.

7) Напряжение мышц живота: максимально втянуть, на выдохе расслабить; на вдохе «надуть» живот, расслабить.

8) Напряжение мышц ног: вытянуть ногу вперед, выпрямив носок (напрячь всю ногу – от бедра), расслабить; вытягивая ногу, носок тянуть на себя (напрягаются задние мышцы), расслабить. То же – с другой ногой.

9) Напряжение мышц лица (с закрытыми глазами): сильно улыбнуться, напрягая мышцы лица, расслабиться; сморщить нос – расслабиться; поднять вверх брови, затем нахмуриться, расслабиться.

10) Снова обратить внимание на кисть руки. Напряжена ли она еще? Если да, то снова напрячь и расслабить кисть. Так — с каждой частью тела.

11) Вдох, задержка дыхания, медленный выдох.

· Влияние на состояние с помощью изменения дыхания

Дыхательное движение сопровождается возбуждением (вдох) и расслаблением (выдох) нервной системы. Часто дыхание бывает возбужденным, прерывистым. Нам кажется, что чем чаще мы будем дышать, тем больше кислорода поступит в организм. Количество же кислорода в организме зависит не от количества вдохов, а от количества гемоглобина, который его переносит, а также от скорости передвижения крови в организме (поэтому при приеме спортсменами допинговых препаратов, увеличивающих количество гемоглобина, кровь «загущается», что может привести к тромбозу и летальному исходу). За 1 толчок сердце выбрасывает примерно 100 мл крови.

При выдохе выделяется углекислый газ, который поддерживает гомеостаз в организме (соединяясь с другими веществами, образует угольную кислоту). Уровень углекислого газа при физической нагрузке бывает сбалансирован, поэтому дыхание должно соответствовать физическим нагрузкам.

Умение управлять дыханием (оперные певцы, профессиональные дикторы): перед разговором обязательно следует выдохнуть, никогда не начинать разговор со вдоха.

Изменение ритма дыхания:

— Обычный ритм (1:4)

— Активизирующее («утреннее») дыхание (8:2)

— Успокаивающее («вечернее») дыхание (2:8)

Упражнение «Собачье дыхание»

Быстрое, очень поверхностное дыхание, горлом, через рот (осознать, какие чувства возникают, чаще всего — тревога, страх).

Упражнение «Вибрации на вдохе»

Несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох через нос, выдох через рот). Задержать воздух на вдохе и сделать несколько движений диафрагмой вверх – вниз, вперед – назад.

· Использование воображения для регуляции эмоционального состояния

Упражнение «Дерево» (Н. Самоукина)

Представьте себя деревом, таким, каким захочется. Почувствуйте корни, ствол, ветви, листья. Почувствуйте, как корни вытягивают воду с питательными веществами из земли, как дерево наполняется живительной влагой, расправляются ветви, растут листья.

Упражнение «Вверх по радуге» (В. Родионов, М. Ступницкая)

Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Повторите трижды. Поделитесь впечатлениями.

Упражнение «Внутренний луч» (Н. Самоукина)

Представьте, что внутри вас, в верхней части головы, есть внутренний луч. Он изнутри освещает вас мягким ровным светом, по пути своего прохождения разглаживает кожу, согревает и оздоравливает внутренние органы.

Кроме выше перечисленных упражнений можно также использовать методы медитации, а также, аутогенные тренировки.

Источник

Способы саморегуляции эмоционального и психического состояния. Релаксация, аутотренинг и самовнушение в психологии

Для быстрого переключения с одного эмоционального или психического состояния на другое можно использовать множество методов: самоконтроль, самовнушение, спорт или сон (активная и пассивная разрядка), слезы, переключение или отключение внимания, рационализация, анализ ситуации, аутотренировка, изменение отношения, медитация, релаксация и другое. И даже молитвы с позиции психологии – метод саморегуляции. Тем они и помогают, что позволяют человеку прийти в сознание и найти рациональное решение. Какие еще бывают методы саморегуляции? Давайте разберемся.

Прямые и опосредованные методы

Прямые методы

К прямым методам воздействия на психику относится музыка. Да, ее эффективность экспериментально была доказана еще в XIX веке В. М. Бехтеревым, хотя интуитивно музыку в целях лечения применяли с древности.

Второй метод – либропсихотерапия, или лечение специальной литературой. Книги затягивают человека в вымышленный мир, заставляют испытывать эмоции героев и отвлекают от собственных переживаний.

Опосредованные методы

  • Труд и спорт – первые по эффективности методы из опосредованных. Они обеспечивают разрядку, заряжают позитивом и отвлекают от переживаний.
  • Имаготерапия, или ролевые игры – метод коррекции состояния через личностные изменения. В процессе формируются новые черты характера, изменяется структура личности и переживание проблем.
  • Внушение и самовнушение. Произнесенные слова не критикуются, а принимаются по умолчанию и становятся внутренней установкой человека, которая корректирует его активность.
Читайте также:  Лечение депрессии при климаксе у женщин препараты

Как вы могли заметить, эти способы не обязательно относятся к саморегуляции, но есть методы исключительно для самостоятельного применения, развивающие способность к самоуправлению. Например, аутогенная тренировка. Об этом вы также узнаете из статьи, но чуть позже.

По функциональной направленности

Можно выделить три группы методов:

  1. Методы сознательного контроля над эмоциями: устранение внешних признаков, расслабление и напряжение мышц, дыхательные техники.
  2. Интеллектуальные методы: переключение внимания и осмысление.
  3. Мотивационно-волевые методы: самоубеждение, самоодобрение, самоприказ, самоуспокоение, самовнушение.

Психотехники по задачам коррекции поведения

Снижение возбуждения

  • отвлечение и переключение внимания;
  • целеполагание (рассматривать разные варианты);
  • физическую релаксацию;
  • психомышечную и аутогенную тренировку;
  • дыхательную гимнастику на расслабление.

Активизация ресурсов

  • аутогенную тренировку на мобилизацию;
  • повышение мотивации;
  • дыхательную гимнастику на активность;
  • сюжетные представления;
  • воспоминания об активных эмоциональных состояниях и вызвавших их ситуациях;
  • мыслительную и сенсорную стимуляцию;
  • гетеросуггестию.

Психическая десенсибилизация

  • представление успешного поведения;
  • самовнушение уверенности и нейтрального отношения к вредным факторам;
  • намеренное пассивное отношение.

Устранение эмоционального стресса

  • прослушивание музыки;
  • релаксация;
  • замещение;
  • рационализация;
  • фантазия.

Восстановление сил

  • медитация;
  • внушенный сон;
  • самовнушение на быстрое восстановление.

Регуляция вегетативной системы

  • аутотренировка;
  • гетерорегуляция;
  • дыхательные упражнения.

Аутогенная тренировка

Метод был разработан в 1930 году немецким психотерапевтом И. Г. Шультцем. В России метод применяется и изучается с 1950 года.

Сначала аутотренировку использовали только для лечения нервных расстройств, но постепенно стали применять в целях профилактики. Сегодня это популярный метод разгрузки эмоционального и психического состояния во всех сферах и видах деятельности: учеба, работа, отношения и так далее.

Аутотренировка в современном понимании даже имеет свои подвиды:

  • психомышечная тренировка (ПМТ);
  • психотоническая тренировка (ПТТ);
  • психорегулирующая тренировка (ПРТ).

Но в основе любой аутотренировки заложен механизм релаксации, то есть:

  • освоение приемов расслабления мышц;
  • развитие навыков ощущения тепла и холода в теле;
  • повышение концентрации внимания и волевой установки на общее состояние организма.

Цель аутотренировки – снять мышечное и эмоциональное напряжение, внушить в расслабленном состоянии развитие произвольности.

Предлагаю познакомиться с утренней аутотренировкой, заряжающей бодростью и позитивом на весь день. Выполнять ее можно в любое время, хоть сразу после пробуждения, лежа в кровати. Нужно лишь произнести следующие слова (установки). Очень важно говорить от своего лица в настоящем времени.

Текст можно сохранить и распечатать как памятку

Самовнушение

По сути, описанная выше методика и есть самовнушение. С помощью этих слов усиливается ваша вера в собственные силы, реализацию планов. Вы получаете установку на успех и понимаете, что все зависит только от вас.

Самовнушение – это всегда позитивные утверждения от первого лица, сказанные в настоящем времени. Вы сами можете придумать собственные актуальные и отвечающие потребностям установки. Самовнушение напрямую влияет на психофизиологию мозга, заставляет его концентрироваться на цели.

Существует несколько принципов построения фраз. Вы обращаетесь к подсознанию, потому соблюдать их обязательно.

  1. Используйте позитивные и утвердительные фразы, не прибегайте к «не» и «никогда». Например, вместо «голова не болит» скажите «боль покинула голову».
  2. Максимум конкретики. Не скупитесь на слова и предложения. Большую цель разбивайте на маленькие. Например, «я успешна» – общая фраза. Расшифруйте, что это значит именно в вашем представлении.
  3. Старайтесь заменять абстракции. Например, не «голова прошла», а «лоб охладел».
  4. Не усложняйте формулировки, используйте простые слова, самое главное, понятные вам.
  5. Одна фраза – максимум 4 слова.
  6. Всегда только настоящее время. Подсознание воспринимает это как уже совершившееся, и сказанное действительно происходит.

Медитация

Медитация предполагает работу с вниманием: его расслабление или наоборот повышение концентрации. Цель медитации – снять эмоциональное напряжение, развить умение останавливать поток мыслей.

Концентрация на счете

Считайте медленно от 1 до 10, концентрируясь на каждой цифре. Вы не должны думать ни о чем другом. Если вы понимаете, что мысли опять «улетели» в ваши проблемы, то начинайте счет с начала. Так посчитайте в течение нескольких минут (не сбиваясь).

Сосредоточение на эмоциях и настроении

  1. Зафиксируйте свои внутренние мысли, внутреннюю речь.
  2. Остановите ее.
  3. Поймайте свое настроение и сосредоточьтесь на нем.
  4. Оцените его: хорошее, плохое, грустное, веселое, среднее, приподнятое.
  5. Теперь сосредоточьтесь на эмоциях. Представьте себя в приподнятом радостном состоянии. Для этого вспомните радостное событие из жизни, приятный образ.
  6. Выйдите из состояния релаксации.
  7. Пройдите рефлексию, то есть оцените свое состояние и мысли теперь и в процессе упражнения.

Тренинги

Пожалуй, самая популярная психологическая техника на сегодняшний день. Тренеров и желающих пройти тренинги немало. Тренинги подразделяются по отдельным профилям, освещающим узкие темы. Например, популярны тренинги по повышению стрессоустойчивости. Чаще всего они направлены:

  • на повышение самооценки (или понижение до корректного уровня при необходимости), эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;
  • формирование мотивации достижения успеха и стратегии поведения при стрессе.

Ручной массаж

Кожа – сплошное поле рецепторов. Воздействие на конкретные точки позволяет корректировать работу мозга:

  • При напряжении и возбуждении полезно длительно глубокими движениями поглаживать или разминать кожу.
  • При подавленности и низкой активности наоборот показаны резкие и сильные пробуждающие нажатия или растирания. Все мы знаем про прием пощечин или пощипывания.

Дыхательная гимнастика

Вариантов дыхательной техники существует множество, но ошибочно считать, что все они направлены на замедление психических реакций. Есть упражнения наоборот активизирующие работу мозга.

Упражнения на расслабление

Цель – усвоить осознанное естественное дыхание, снять мышечные зажимы и напряжение, успокоить эмоции. Хочу познакомить вас с некоторыми упражнениями.

«Отдых»

Поставьте ноги на ширину плеч, выпрямитесь, вдохните. На выдохе наклонитесь вниз, расслабьте шею и плечи (будто они сами спокойно свисают). Находитесь в таком положении 1-2 минуты. Дышите глубоко, следите за дыханием. Медленно выпрямитесь.

Читайте также:  Как девушка чувствует что мужчина кончает

«Осознанное дыхание»

Сядьте удобно и расслабьтесь, но спину держите прямой. Сделайте первый неглубокий вдох и выдох. Затем второй вдох и выдох, но уже глубже. И на третий раз вдохните всей грудью, но выдыхайте очень медленно (один к трем).

«Дыхание при стрессе»

Дыхание ритмично и сочетается с ходьбой. Схема такая: два шага – вдох, два шага – выдох. Постепенно увеличивайте продолжительность выдоха, то есть потом будет: два шага – вдох, три шага – выдох и так далее.

Упражнения на возбуждение

Цель следующих упражнений – повысить нервно-психическую активность и активировать ресурсы.

«Замок»

Сядьте прямо, положите руки на колени и сомкните их в замок. Вдохните и одновременно поднимите руки вверх (ладони кверху). Задержите дыхание на пару секунд, резко выдохните ртом и «уроните» руки на колени.

«Настраиваемся на работу»

Нужно дышать по определенной схеме, описанной ниже. Первая цифра – вдох, вторая (в скобках) – задержка, третья – выдох.

2(2)+2; 4(2)+4; 4(2)+5; 4(2)+6; 4(2)+7; 4(2)+8; 8(2)+5; 9(4)+5; 10(5)+5.

Релаксация

Цель – осознать, найти и снять мышечные зажимы, напряжение; научиться мышечному контролю.

«Напряжение-расслабление»

Встаньте прямо, сосредоточьте внимание на правой руке и напрягите ее. Через несколько секунд сбросьте напряжение. Сделайте то же с левой рукой, потом одновременно с обеими. После – с правой ногой, левой ногой, обеими ногами, поясницей, шеей.

«Мышечная энергия»

  1. Как можно сильнее согните указательный палец правой руки (не повредите его).
  2. Почувствуйте, куда уходит напряжение. Сам палец, кисть, локоть, шея?
  3. Теперь постарайтесь постепенно ослаблять напряжение: в шее, плече, локте. Но палец все еще согнут и напряжен.
  4. Снимите напряжение с других пальцев. Указательный не трогаем.
  5. Удалось? Снимите напряжение с указательного пальца.
  6. Проделайте то же с левой ногой (вдавите пятку в пол, не переусердствуйте).
  7. Куда уходит напряжение? Постепенно расслабляйте, как и в случае с пальцем.
  8. После этого напрягите спину. Оговорюсь, что людям с больной спиной (грыжа, остеохондроз) это упражнение не подходит. Если ваша спина здорова, то наклонитесь и представьте, что на спину положили ящик.
  9. Куда уходит напряжение? Постепенно расслабляйте все тело, в последнюю очередь – спину.

Непроизвольная визуализация

Цель – отвлечение от стрессовых ситуаций и навязчивых мыслей средствами непроизвольного внимания на фоне релаксации.

  1. Закройте глаза и посмотрите будто на обратную строну век. Через пару минут вы увидите точки, пятна, черточки.
  2. Еще спустя время эти пятна могут начать складываться в какие-то образы, лица, предметы.
  3. Важно делать это в состоянии расслабления, тогда постепенно навязчивые мысли через эти едва заметные образы выйдут.
  4. Поддерживайте лицо и тело в расслабленном состоянии. Не пытайтесь сами что-то нарисовать, а только смотрите, словно со стороны за тем, что появляется.
  5. Это упражнение требует сноровки. При первых практиках внимание часто соскальзывает, нужно сознательно возвращать его к точкам.
  6. После откройте веки и оцените свое состояние.

Метод «Якорения»

Техника саморегуляции, связанная с условными рефлексами, то есть схемой «стимул-подкрепление». Наверняка у вас бывало, что песня или запах вызывал конкретные воспоминания и эмоции. Это и есть ваш «якорь», который может быть положительным или отрицательным. Чей-то голос или жест тоже может быть «якорем».

Саморегуляция в виде якорения предполагает сознательную постановку «якорей» и их разумное использование, то есть высвобождение в стрессовой ситуации нужного ресурса.

  1. Определите ситуацию, в которой вам нужны ресурсы.
  2. Определите конкретно, какой ресурс нужен (уверенность, смелость, решительность и так далее).
  3. Спросите себя: «Если бы этот ресурс был у меня сейчас, то я бы им действительно воспользовался?» Если ответ положительный, то вы не ошиблись в выборе и можно идти дальше. Если ошиблись, то подберите новый ресурс.
  4. Вспомните ситуацию, когда вы обладали этим ресурсом.
  5. Выберите три «якоря»: что слышите, что ощущаете, что видите.
  6. Смените положение в пространстве, воспроизведите в памяти ситуацию, когда ресурс у вас был, добейтесь пика состояния.
  7. Выйдите из него и вернитесь на прежнее место.
  8. Воспроизведите ситуацию еще раз и прикрепите три «якоря». Удерживайте их столько, сколько понадобится.
  9. Проверьте успешность работы: «включите якоря». Вы входите в желаемое состояние? Если да, то все хорошо. Если нет – повторите предыдущий пункт.
  10. Определите сигнал, который намекнет вам в трудной ситуации, что пора «бросать якоря».
  11. При необходимости создайте сразу комплекс вызываемых состояний, эмоций, чувств.

Послесловие

Саморегуляция действительно работает. Тело и мозг едины, о чем давно свидетельствует психосоматика. Потому не стоит скептически относиться к упражнениям, казалось бы, мало относящимся к психологии.

Но подходить к развитию саморегуляции нужно осторожно и соблюдая ряд правил:

  • четко видеть цель и придерживаться ее;
  • процесс выработки навыка должен быть последовательным и целенаправленным;
  • быть готовым к большим энергетическим затратам, особенно в начале пути;
  • несмотря на последовательность и целенаправленность придерживаться разнообразия в проработке методов саморегуляции.

Невозможно создать один комплекс методов саморегуляции на всю жизнь, так как сама способность к самоуправлению связана с такими изменчивыми элементами, как потребности, особенности личности и характера, мотивы и другое. Подробнее о тонкостях становления саморегуляции и о том, что это такое, можно прочитать в статье «Саморегуляция – что это в психологии. Понятие, виды и функции».

Представленные в статье техники были заимствованы из книги Т. Г. Волковой «Практикум по психологии самосознания и саморегуляции: методические материалы к курсу». Вы можете найти эту литературу и подробнее ознакомиться с другими техниками и приемами саморегуляции.

Источник

Оцените статью