Техники регуляции эмоционального напряжения это

Содержание
  1. Регулирование эмоционального напряжения в общении
  2. 18 техник для снятия эмоционального напряжения
  3. Про техники для снятия эмоционального напряжения
  4. Зачем снимать эмоциональное напряжение собеседника
  5. Как научиться снимать напряжение в конфликтных ситуациях
  6. 3 группы техник для снятия напряжения
  7. Неречевые техники снижения эмоционального напряжения
  8. Техника 1. Предоставьте собеседнику возможность выговориться
  9. Техника 2. Внимательно слушайте
  10. Техника 3. Сократите дистанцию
  11. Техника 4. Создайте пространственный комфорт для общения
  12. Речевые техники снижения эмоционального напряжения
  13. Техника 1. Если вы незнакомы, назовите свое имя и узнайте имя собеседника
  14. Техника 2. Регулируйте темп беседы
  15. Техника 3. Дайте понять, что вы понимаете важность проблемы и готовность к ее разрешению
  16. Техника 4. Подчеркивайте значимость собеседника.
  17. Техника 5. Скажите о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали слова собеседник, если его статус выше, позиция сильнее, чем у вас
  18. Техника 6. Скажите о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже, позиция слабее, чем у вас
  19. Техника 7. Обратитесь к фактам — без эмоций проговорите все детали ситуации, вызвавшей конфликт
  20. Техника 8. Предложите конкретный выход из сложившейся ситуации
  21. Техника 9. Найдите и подчеркните что-то общее
  22. Техника 10. Признайте правоту собеседника в том, в чем он прав
  23. Техники «сохранения лица»
  24. Техника 1. «Внешнее согласие»
  25. Техника 2. «Повторение»
  26. Техника 3. «Уточнение»
  27. Техника 4. «Часть моей личности»
  28. Резюме

Регулирование эмоционального напряжения в общении

«Банковское кредитование», 2013, N 4

Сегодня мы поговорим о техниках регуляции эмоционального напряжения. Не секрет, что любое общение сопровождается эмоциями. Эмоциональное напряжение, сопровождающее межличностное взаимодействие, может создать непреодолимый барьер слушанию, пониманию, действию и самовыражению. Будучи сильно взволнованны, мы можем оказаться как бы глухи к словам партнера, наше понимание будет нарушено, возникнут трудности в выражении собственных мыслей и чувств.

Если сравнить эмоциональное напряжение с шумом, который сопутствует общению, то несложно представить, что «шум» может быть слишком высок для того, чтобы мы могли правильно услышать и понять нашего партнера. Более того, он может очень сильно повлиять на нашу собственную способность говорить и действовать.

Бывает так, что когда мы очень увлечены действием, то становимся менее восприимчивы эмоционально. Не замечаем, например, что наш партнер уже устал и давно не слушает нас или, наоборот, пытается нам что-то сказать. С другой стороны, может быть и обратная ситуация, когда вы очень сосредоточены на восприятии происходящего, замечаете малейшие нюансы в изменении эмоций вашего партнера, но, когда вам надо говорить или действовать, не успеваете быстро переключиться.

Владение техниками регуляции эмоционального напряжения позволяет находить комфортный уровень отношения восприятия и действия, поддерживая эмоциональное сопровождение общения на оптимальном уровне.

Обсудим некоторые из этих техник.

  1. Техника подчеркивания общности с партнером (сходства целей, интересов, мнений, личностных черт). Если вам надо снизить эмоциональное напряжение партнера, то стоит указать ему на ваше с ним сходство. Например, проходя собеседование при поступлении на работу, вы можете упомянуть, что являетесь выпускником того же вуза, что и ваш будущий начальник. Это, несомненно, расположит его к вам, снизит напряжение и благоприятно скажется на ходе собеседования. Подчеркивание различий, напротив, приведет к повышению напряжения. И вам стоит об этом помнить, если вы хотите избежать подобной ситуации.
  2. Техника подчеркивания значимости партнера, его мнения в ваших глазах — это выражение своего восхищения другим человеком, признание его заслуг и достижений. При использовании этой техники важно быть конкретным, опираться на факты и быть искренним.
Читайте также:  Как снять стресс вечером

Это означает, что формула техники не «ты мне нравишься», а «мне кажется ценным то, что ты делаешь».

Для того чтобы по-настоящему подчеркнуть значимость партнера, нужно замечать и запоминать, что он делает. В этой технике проявляется интерес к партнеру.

Если же мы позволим себе принижение партнера, негативную оценку личности партнера, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего, то неудивительно, что очень скоро обнаружим своего партнера в состоянии повышенного эмоционального напряжения.

  1. Техника вербализации своих чувств и чувств партнера предлагает нам сообщать словами партнеру по общению о своих чувствах или о тех чувствах, которые, как нам кажется, испытывает партнер. При этом под категорию «чувство» подпадают любые эмоции и эмоциональные состояния и даже вообще любые психические состояния, например сосредоточенность. Для людей, родившихся и воспитанных в нашей культуре, овладение этой техникой является очень важным навыком. Культурально у нас существует достаточно высокий запрет на выражение чувств, особенно у мужчин. «Если я буду говорить о чувствах, меня неправильно поймут», «Зачем же говорить о своих переживаниях? Они просто подумают, что это мое слабое место». И невысказанная эмоция нарастает, приобретает все более громкое звучание и мешает услышать партнера.

Рациональный анализ чувства, эмоционального состояния, несомненно, снижает его интенсивность. Называя словами свое переживание, мы, таким образом, избавляемся от него. Следовательно, вербализация собственного состояния выполняет двоякую роль: с одной стороны, информирует нашего партнера о наших чувствах и снижает его напряжение, а с другой стороны, помогает регулировать собственное эмоциональное состояние.

Поэтому, если вы недовольны поступком своего партнера и чувствуете, как нарастает ваше раздражение в его адрес, делая ваше общение совершенно неэффективным, попробуйте сообщить ему об этом. Например: «Меня тревожит, что. » или «Я удивлен. «, «Я огорчен. «, и вы заметите — дела пойдут лучше.

Значительно труднее вербализовать эмоциональное состояние партнера. Тут ведь вы можете ошибиться и тем самым ухудшить ситуацию. Поэтому следует использовать слова, которые позволили бы вашему описанию состояния партнера принять форму предположения. Например: «Возможно, ты огорчен?» или «Вероятно, ты сосредоточен сейчас на другом. «.

И не забывайте, что игнорирование эмоционального состояния — и вашего собственного, и состояния вашего партнера — может привести только к повышению эмоционального напряжения и стать помехой вашему общению.

Источник

18 техник для снятия эмоционального напряжения

Про техники для снятия эмоционального напряжения

Условно их можно разделить на техники, позволяющие человеку регулировать свое собственное эмоциональное состояние, и техники снятия эмоционального напряжения при избытке эмоций или проявлении агрессии со стороны собеседника.

Сегодня речь пойдет о последних.

Владение ими во многом определяет нашу способность справляться со сложными ситуациями не только в рабочей обстановке, но и в общении с друзьями и близкими.

Зачем снимать эмоциональное напряжение собеседника

Люди — не машины.

Любая информация, который мы обмениваемся, воспринимается на эмоциональном фоне, который обычно не препятствует общению.

Мы можем вести переговоры, отдавать распоряжения, получать задания, вести переговоры.

Но если эмоции «зашкаливают», мы теряем способность конструктивно общаться.

Эмоции «перекрывают» канал обмена информацией, поэтому до восстановления «нормального» эмоционального фона общение будет затруднено.

Вы не сможете ни о чем договориться, пока собеседник не придет в состояние готовности воспринимать вашу речь.

Чтобы добиться этого, нужно уметь справляться с эмоциями и создавать условия для общения даже в конфликтной ситуации.

Читайте также:  Что приносит радость летом

Как научиться снимать напряжение в конфликтных ситуациях

Многие их техник, о которых пойдет речь, мы применяем неосознанно и интуитивно.

Нелишним будет знать их полный перечень, чтобы осознанно применять в тех случаях, когда имеющиеся у вас навыки не позволяют справиться с ситуацией.

Выберите те техники, которые считаете наиболее эффективными.

Пробуйте применять их на практике.

3 группы техник для снятия напряжения

18 перечисленных техник я разделил на 3 группы.

Группа 1 — неречевые техники для снятия эмоционального напряжения.

Группа 2 — речевые техники для снятия эмоционального напряжения.

Группа 3 — техники, позволяющие защититься от оскорблений и «сохранить лицо», не отвечая собеседнику взаимной агрессией.

Неречевые техники снижения эмоционального напряжения

Техника 1. Предоставьте собеседнику возможность выговориться

Не пытайтесь перекричать, перебить, «заболтать».

Ведение разговора на повышенных тонах, тем более, на крике, требует большого нервного напряжения.

Как только человек скажет все, что он собирался сказать, у вас будет время сказать все, что вы хотите, а он будет готов услышать вас.

До момента, пока он не скажет все, что планировал сказать, либо устанет изливать эмоции, любая попытка прервать вызовет еще большую агрессию.

Техника 2. Внимательно слушайте

Старайтесь установить и поддерживать контакт глаз с партнером, кивайте, наклонитесь или подайтесь корпусом вперед, неявно «присоединитесь» — примите позу такую же, как у собеседника.

Техника 3. Сократите дистанцию

На дистанции социального общения (0,5-1,2 м) сложно вести разговор на повышенных тонах.

Мастера боевых искусств резко сокращают дистанцию, не давая противнику нанести удар ногой, рукой, коленом или локтем, близкие люди обнимают друг друга, чтобы успокоить, в общении с коллегами и клиентами искать пути разрешения конфликта лучше на дистанции, на проявлять агрессию и повышать голос неуместно и некомфортно.

Улыбнитесь, прикоснитесь, наклонитесь.

Электронные средства коммуникации обезличивают общение — написать грубость в электронном письме, мессенджере или переписке в соцсети, сказать по телефону что-то неприятное и бросить трубку легко.

Решиться на то же в ходе личного общения труднее.

Если конфликт возник в ходе переписки или телефонного общения, добейтесь личной встречи.

Техника 4. Создайте пространственный комфорт для общения

Если оппонент стоит — встаньте, если сидит — сядьте.

Если разделяет преграда — стол, стул, прилавок — устраните или обойдите.

Предложите сесть, расположившись под острым углом или под углом 90 градусов.

Если есть возможность — сядьте рядом.

Речевые техники снижения эмоционального напряжения

Техника 1. Если вы незнакомы, назовите свое имя и узнайте имя собеседника

Старайтесь в ходе беседы как можно чаще произносить имя собеседника.

Обращение по имени не позволяет обезличить общение.

Оскорбить незнакомого человека существенно проще, чем того, с кем вы знакомы, пусть даже всего несколько секунд.

Техника 2. Регулируйте темп беседы

Чуть затягивайте ритм и темп своей речи, если собеседник слишком быстро и эмоционально говорит, делайте паузы в речи.

Спокойную, размеренную речь сложно «нагрузить» эмоциями.

Техника 3. Дайте понять, что вы понимаете важность проблемы и готовность к ее разрешению

Скажите об этом собеседнику.

Техника 4. Подчеркивайте значимость собеседника.

Будьте готовы сказать, что вы его цените, и его мнение и отношения с ним очень важны для вас.

Техника 5. Скажите о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали слова собеседник, если его статус выше, позиция сильнее, чем у вас

«Я сожалею, мне обидно, мне неприятно…».

Читайте также:  Чувство возбуждения что это

Техника 6. Скажите о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже, позиция слабее, чем у вас

«Понимаю, как вам неприятно, обидно… понимаю, вы разочарованы…»

Техника 7. Обратитесь к фактам — без эмоций проговорите все детали ситуации, вызвавшей конфликт

«Давайте разберемся, что случилось…»

Техника 8. Предложите конкретный выход из сложившейся ситуации

Если это невозможно, пообещайте найти его в кратчайший срок.

Спросите у собеседника, какой выход из ситуации он считает наилучшим.

Необязательно, что вы примете его — главное, ваш партнер по общению вынужден будет контролировать эмоции, иначе собраться с мыслями ему будет трудно.

Техника 9. Найдите и подчеркните что-то общее

Это может быть сходство интересов, мнений, целей или даже просто желание быстро справиться с той ситуацией, в которой вы оказались — единство очень важно.

Если «мы», то значит «свои», а свои не могут не договориться.

Техника 10. Признайте правоту собеседника в том, в чем он прав

Если вы знаете, что в сложившейся ситуации есть ваша вина — немедленно признайте ее.

Ситуация от этого не изменится, а поводов для излишне эмоционального общения у оппонента станет меньше.

Доказывать, что он не виноват, и убеждать вас признать вашу неправоту ему уже не нужно, он будет готов обсуждать проблему по существу.

Техники «сохранения лица»

Как быть, когда вас оскорбляют? Как достойно ответить, сохранив внутреннее спокойствие и не потерять лицо?

Техника 1. «Внешнее согласие»

Когда вам говорят что-то неприятное и обидное, то предполагается, что вы потеряете контроль над собой и ответите собеседнику взаимностью.

Или начнете доказывать ему, что он неправ и его слова несправедливы.

Фраза «может, Вы и правы», не говорит, о том, что вы согласны, это понимают все, но она лишает собеседника права на продолжение словесной атаки.

В любом случае, очевидно, что повторять ее бесполезно.

Техника 2. «Повторение»

Произнести вслух, то, что в запале сказал вам собеседник, очень полезно.

Вряд ли тот, кто уже приготовился услышать «Сам дурак!» готов услышать от вас свои слова и готов на них реагировать.

Даже если у него большой словарный запас, постоянно слышать эхо своих слов, не получая желаемого результата в виде эмоциональной реакции, вряд ли понравится оппоненту.

Техника 3. «Уточнение»

«Вы правда так считаете? Почему?

Техника 4. «Часть моей личности»

Кому-то что-то не нравится в вас.

Признайте, что это допустимо. Но это ваше личное качество, которое принадлежит вам, поэтому чужое суждение о нем вас не должно вызывать у вас беспокойство.

«Да, я работаю медленно. Но я стараюсь все делать без ошибок, поэтому перепроверяю свою работу».

Резюме

Является ли этот список приемов, используемых для нормализации отношений, исчерпывающим?

Конечно, нет, хотя в большинстве ситуаций вам поможет даже перечисленный здесь «арсенал».

Многие из этих техник используются не только для снятия напряжения, но и при ведении переговоров, управлении и общении между людьми.

Поэтому к разбору деталей их применения мы вернемся еще не раз.

Желаю вам всегда успешно справляться с эмоциями — чужими и своими.

Удачи и спокойствия!

Автор: Денис Карандашев

Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

Источник

Оцените статью