Техники развития эмоционального интеллекта детей

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Захарова Ольга Юрьевна
Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Эмоция – это сильное, обычно кратковременное переживание, ответ человеческого организма на изменения, происходящие в окружающем мире. При возникновении как положительных, так и отрицательных эмоций усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, органов чувств, в кровь выделяется адреналин, замедляется работа органов пищеварения.

Выделяют четыре базовые эмоции: печаль (грусть, радость, страх, гнев. Эмоцию можно выразить через мимику, жесты, позу. Можно рассказать про свою эмоцию, описать её: «Мне было так грустно, что хотелось просто посидеть, помолчать»; «Я так обрадовалась, что даже запрыгала от радости». Эмоцию можно передать с помощью слов. Недаром эмоцию часто называют душой слова. Мы знаем, что словом можно убить, а можно и вылечить. Мы ожидаем, «как слово эхом отзовётся». [ 3, c.51]

В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Понятие эмоционального интеллекта новое для психологии и педагогики. Проблему развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте исследовали такие отечественные педагоги и психологи, как А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др. Л. С. Выготский, считал, что эмоциональную сферу личности ребенка составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля [2,c.50]

Чтобы воспитатели использовали достижения учёных в образовательной деятельности и знали, что и для чего они делают, нужно разграничить и сравнить понятия «эмоциональная сфера» и «эмоциональный интеллект». Сравнение данных понятий даст обоснованную теоритическую базу для практической работы по эмоциональному развитию дошкольников.

В настоящее время понятие «эмоциональный интеллект» не имеет общепринятого определения. Российский ученый Д. В. Люсин сформировал структуру эмоционального интеллектаи выделил 2 измерения:

• направленность на собственные эмоции и эмоции других людей;

• линию понимания эмоций и линию управления ими. [1,c.21]

Пересечение этих измерений даёт 4 вида эмоционального интеллекта: понимание собственных эмоций; понимание эмоции других людей; управление собственными эмоциями; управление эмоциями других людей.

При этом первый и третий вид составляют внутриличностный эмоциональный интеллект, второй и четвертый – межличностный. Данная структура поможет педагогам сформировать представление об эмоциональном интеллекте как системе.

Классик отечественной психологии А. Н. Леонтьев выделил основные составляющие эмоциональной сферы человека.

Аффекты — это сильные относительно кратковременные эмоциональные переживания, возникающие внезапно. Они не контролируются ребенком (например, аффекты гнева).

Собственно эмоции — более длительные по сравнению с аффектами эмоциональные переживания. Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают личную оценку, отношение человека к складывающейся ситуации и своим проявлениям в ней.

Чувства — устойчивые эмоциональные переживания независимые от ситуации.Они направлены:

-на человека (любовь к матери и т. д.)

-объект (любовь к родине, предметам искусства)

-деятельность (любовь к занятию спортом, пению, рисованию и т. д.)

Настроение — общий, фоновой эмоциональный настрой человека. [1,с. 22]

Современные ученые выделяют также эмоциональные состояния – более длительные по сравнению собственно эмоциями переживания. Они могут длиться часами, днями, неделями, месяцами. Эмоциональная сфера человека – сложная система эмоциональных переживаний. Эмоции в этой системе -важная, но не единственная составляющая. Поэтому понятие «эмоциональная сфера» более широкое. Оно включают значимые для человека эмоциональные переживания. Понятие «эмоциональный интеллект» касается лишь части эмоциональной сферы. В системе современного дошкольного образования воспитание чувств должно быть должно, быть приоритетным направлением в работе с эмоциональной сферой детей. Ведь любовь к Родине, природе родного края, городу, культуре — основа патриотизма. Воспитание интеллектуальных чувств – любви к пониманию — основа познавательной активности человека, его готовности учиться, изучать, исследовать и созидать.

Читайте также:  Ему не нужны мои чувства

Эстетические чувства – это любовь к прекрасному, наслаждение прекрасным — дают человеку неисчерпаемый источник позитивных эмоций, обогащают его жизнь, поднимают настроение, способствуют творчеству. Такие социальные чувства, как уважение к людям, уважение и принятие самого себя, нравственные чувства — основа успешного взаимодействия в социуме.

Развитие эмоционального интеллекта — линия тактики, которая формирует у ребенка умение справляться с эмоциями в конкретной ситуации. Развитие у дошкольника социальных переживаний мотивов обеспечивают его деятельность, направленную на благо других людей ближайшего и широкого социума.

Эмоциональный интеллект дошкольника – важное в дошкольной педагогике понятие. Он обеспечивает текущую успешность человека в решении ситуационных эмоциональных задач здесь и сейчас. Для конкретного ребенка и взрослого — это полезный жизненный инструмент.

В своей практике для развития эмоционального интеллекта применяю следующие методы и технологии:

-игра, является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально сфере ребёнка.

Работу по развитию эмоционального интеллекта у детей провожу не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности.

Важным этапом в работе по развитию эмоционального интеллекта является настрой детей на образовательную деятельность. Для этого были подобраны игры и игровые упражнения, которые направлены на концентрацию внимания, наблюдательности, воображения.Например: «Встаньте все те, кто…», «Что изменилось?», «Что делать, если…», «Опиши друга», «Слушаем тишину», «Найди и промолчи», также игры на снятие эмоционального напряжения например: «Прочитай письмо», «Рисуем на ладошках» «Найди лишнее» «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Повтори фразу», «Мыльные пузыри» и т. д. Эти игры способствуют управлять своими эмоциями, различать и понимать эмоции других.

Также во время проведения образовательной деятельности применяла сюрпризный момент. Например, каждый день в группу приходил какой-нибудь герой из сказки Незнайка, Мальвина и т. д и приглашали детей поиграть и рассказать о своём настроении.

-сказкотерапия, уникальность, которой заключается в том, что ребенок воплощает свои мысли через игрушки, героя – открывает сам того не замечая, те эмоции и переживания о которых бы сам никогда не сказал. Читаем сказки, придумываем и проигрываем их с помощью кукольного театра, игрушек.например: «Муха – Цокотуха», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Сказка о самом заветном желании», «Почему Сережа не боится засыпать сам?» и т. д. В таких произведениях добро и зло четко разделены между собой.

-изотерапия, даёт детям возможность снять эмоциональное напряжение и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу. Для рисования использовали

краски, карандаши, восковые мелки. («Рисуем цвет эмоций», «Рисуем линии эмоций»).

-сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр.

— специальные игрушки. В группе у нас есть игрушка-рукавичка (зайчонок, лягушонок) с карточками, обозначающими эмоции, который, позволяет придумывать вместе с ребятами истории приключений и понимать, что чувствует их герой.

-совместная деятельность. Привлекаю детей к совместным занятиям трудом, творчеством или уходу за домашними питомцами.

Ребята еще не умеют ясно выражать свои мысли, но зато умеют рисовать, лепить, строить, фантазировать, поэтому эти методы и приемы подходят для работы с детьми. Совместное использование помогает уверенность в своих силах, получить положительные эмоции. Нужно выбрать подход с учетом характера ребенка, он не должен быть не слишком сложным, ни слишком простым, чтобы не утомлять. И помните, что каждый ребенок уникален и будет развиваться в своем темпе. Поэтому вариант, который подходит одному ребенку, может быть слишком сложным для другого, и наоборот.

И нужно понимать, что успех занятий с ребенком по развитию эмоционального интеллекта в семье или детском саду обеспечивается за счет создания безопасного пространства, в котором ребенок будет чувствовать поддержку и получать свободу выражать свои эмоции.

Читайте также:  Каким может быть настроение английский

Cписок использованных источников

1. Агафонова И., Князева Н. Что такое эмоциональный интеллект дошкольника / Агафонова И., Князева Н. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №11,ноябрь 2016,-с. 21-24.

2. Иванова Е. Г., Стожарова М. Ю. Формирование эмоционального благополучия дошкольник с ОВЗ/ Иванова Е. Г., Стожарова М. Ю. // Ребенок в детском саду №4,2019 -с. 50-51.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Источник

Эмоциональный интеллект в учебе: польза или еще одна выдумка

О чем эта статья:

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (EQ) — это супер-сила, с помощью которой можно распознать свои и чужие эмоции и управлять ими. Увы, это не то, что можно освоить раз и навсегда, но тем интереснее — это бесконечный простор для исследования.

Психологи выделяют пять компонентов эмоционального интеллекта:

Самоосознание (self-awareness) — это понимание своих сильных и слабых сторон. Анализ своих чувств и реакций: что я испытываю, когда отвечаю у доски или иду по высокому мосту над рекой.

Саморегуляция (self-management) — это способность контролировать свои эмоции, выражать или сдерживать их в соответствии с ситуацией. Например, заметить, что обиделся на друга, понять, почему именно и вместо игры в молчанку — поделиться с другом своими переживаниями и продолжать дружить.

Мотивация (motivation) — это осознание своего желания, умение приложить усилия для достижения цели. Мотивированным людям проще делать выбор, расставлять приоритеты и предпринимать действия.

Эмпатия (empathy) — это понимание чужих эмоций, способность сопереживать и общаться с учетом состояния собеседника. Этот навык помогает создать доверительные отношения с любым человеком.

Социальные навыки (relationship skills) — это набор навыков, которые помогают выстраивать отношения с людьми в зависимости от цели и обстоятельств. Как говорить и убеждать, как слушать и поддерживать, как использовать мимику и жесты.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

Кажется, чтобы стать успешным, нужно обязательно делать упор на развитие умственных способностей. Отсюда так много дошкольных программ, кружков, образовательных центров, где в ребенка пытаются впихнуть столько, что не каждому взрослому под силу освоить.

Читайте также:  Как коты чувствуют мышей

Но дело не только в интеллекте: кроме новых знаний, ребенку также нужно, чтобы с ним поговорили про его чувства, помогли разобраться в отношениях с одноклассниками или просто окутали теплом и поддержкой.

Современные исследования доказывают важность знакомства ребенка с эмоциональной сферой. И выгода очевидна не только в рамках быта, но и в школьных дисциплинах.

Например, в Стэнфордском исследовании ученые наблюдали за жизнью добровольцев с детства до самой старости и выяснили: IQ нельзя считать надежным показателем успеха.

Топовые специалисты и руководители не были умнее тех, кто до пенсии занимал должности попроще. На самом деле секрет успеха скрыт в развитом эмоциональном интеллекте: навык решать конфликты, сила воли, настойчивость, способность отложить маленькое удовольствие сейчас ради большой награды потом. Самое любопытное, что участники исследования проявляли эти качества уже будучи подростками.

Но дело не только в детях. То, как родитель обращается с собственными чувствами — крайне важно для воспитания детей. На бесплатном курсе Skysmart «Учеба без слез» психолог Екатерина Мурашова рассказывает, что делать родителям с постоянной тревогой и чувством вины и как правильно злиться на ребенка и домашних. Присоединяйтесь!

В чем польза эмоционального интеллекта для учебы

Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает школьникам лучше учиться и выстраивать надежные отношения со сверстниками и учителями. Как это происходит:

  • Ребенок адекватно реагирует на стресс. Вместо истерики из-за низкой оценки, он говорит, что ему обидно и интересуется, как это можно исправить.
  • Ребенок проявляет свои переживания и понимает эмоции других. Вместо неуместных шуток и сумбурных разговоров, он знает, как донести свою мысль и получить то, что для него действительно важно.
  • Ребенок стремится быть в контакте с учителями и одноклассниками. Легко знакомится с новыми людьми, проявляет внимание к собеседнику, сглаживает острые углы.
  • Ребенок владеет саморегуляцией, легко перемещает свое внимание. Умеет переключить внимание из игры на смартфоне на вопрос про Древний Рим.

Как учить детей эмоциональному интеллекту

Создать безопасную среду. Это пойдет на пользу не только детям, но и взрослым. Знать, что есть место, где тебя не осудят, примут в любом настроении и поддержат — очень ценно. А если везде есть ощущение, как на «пороховой бочке» — развиваться крайне сложно.

Не игнорировать чувства ребенка и задавать вопросы. Это поможет ему научиться чаще обращать внимание на себя и не ждать интерпретации других, как в том анекдоте.

Например, если ребенок переживает из-за плохой оценки — предложить ему сделать перерыв и вместе поиграть на улице, а после выполнить работу над ошибками. Выгрузить эмоции через тело — отличный способ справиться со стрессом.

Пополнять словарь эмоций. Нейробиологи объясняют: невозможно управлять эмоциями, если мы не знаем, как они называются. Например, у грусти есть множество оттенков: уныние, растерянность, отчаяние. Их важно различать, потому что каждое чувство проявляется и корректируется по-разному.

Чтобы помочь ребенку расширить эмоциональный словарный запас, можно играть с карточками: на каждой написать разные чувства и несколько раз в день искать подходящее описание для состояния в этот самый момент. Еще можно распечатать колесо эмоций Роберта Плутчика и вечером отмечать, какая эмоция преобладала сегодня.

Играть в игры живого действия. Ролевая игра — отличный способ научить детей навыкам межличностного общения, эмпатии и эмоциональной регуляции. Например, а образе Человека Паука ребенку может быть проще проживать разные сценарии, экспериментировать и самовыражаться.

Читать вместе художественную литературу. Чтение — самый эффективный тренажер для развития эмпатии. Оно помогает детям развить «модель психического состояния человека» — так они учатся понимать, что испытывает другой человек.

Нас окружает множество технологий, которые делают нашу жизнь комфортнее. Но выстраивать близкие отношения с машиной невозможно, а с людьми — важно. Поэтому учить детей быть в контакте со своими чувствами и эмоциями с ранних лет — отличная инвестиция в их успешное и счастливое будущее.

Источник

Оцените статью