Техники работы с эмоциональными переживаниями

Вопрос 25. Эмоциональные техники в психологическом консультировании

1. Особенности эмоциональных техник

2. Техника ободрения и успокоения клиента

3. Техника отражения чувств клиента

4. Техника самораскрытия консультанта

1. Эмоциональные техники, применяемые в процессе психологи­ческого консультирования, ориентированы в первую очередь на эмоциональную, а не на интеллектуальную сферу клиента и заключают в себе анализ его эмоциональных переживаний.

К эмоциональным техникам относятся:

• ободрение и успокоение клиента;

2. Техника ободрения и успокоения в психологическом консуль­тировании имеет следующие характерные особенности:

• направленность на формирование и укрепление консультативного контакта через выражение поддержки;

• побуждение клиента к более углубленному повествованию, так как подбадривание и поддержка формируют доверие клиента и способствуют его раскрытию;

• создание у клиента ощущения безопасности, что помогает ему рисковать и применять новые формы поведения и взаимодей­ствия, а также изменять себя;

• правильное использование консультантом этих техник предпола­гает их дозированность и предоставление клиенту самостоя­тельности, так как процесс изменений и личностного роста всегда связан с некоторой тревожностью и ощущением неоп­ределенности, клиент должен научиться находить поддержку и ресурсы внутри себя. В противном случае терапевтических из­менений не происходит и клиент остается в зависимой пози­ции от консультанта.

3. Техника отражения чувств клиента — одна из важнейших в психологическом консультировании, так как формирует воз­никновение у клиента ощущения того, что его понимают, что, в свою очередь, благотворно сказывается на терапевтическом контакте и способствует изменениям клиента.

Техника отраже­ния чувств имеет следующие характерные особенности:.

• направлена не на понимание содержания, а на то, что скрыто за содержанием, — на чувства и эмоции клиента;

• имеет следующие специфические цели:

— помогает клиенту в осознании своих чувств, в более полном и интенсивном их проживании;

— учит клиента принимать все свои чувства и доверять им;

— консультант выступает в роли зеркала, в котором клиент мо­жет увидеть свои чувства со стороны, и эффективное отраже­ние этих чувств помогает ему лучше разобраться в тех пробле­мах и конфликтах, которые стоят за этими чувствами;

• осуществляется через обращение внимания консультанта и по­следующую вербализацию, выражение им различных аспектов в поведении клиента и наблюдаемых чувств.

Консультант должен обращать внимание на:

• эмоциональные реакции клиента, вызванные теми или иными вопросами, высказываниями консультанта, а также на свои собственные слова, мысли и поведение;

• невербальные проявления клиента (эмоциональная, звуковая ок­раска голоса, позу, жесты, мимику и т. п.), которые консуль­тант наблюдает в контексте всего рассказа клиента; эмоционально окрашенные слова в речи клиента, имеющие глу­бинный скрытый смысл;

• все эмоциональные проявления клиента — негативные, позитив­ные, амбивалентные (когда клиент испытывает одновременно два противоположных чувства);

Читайте также:  Как узнать как настроение у девушки

• глубину испытываемых чувств и отражение именно той интен­сивности проживания, которая наблюдается у клиента;

•использование консультантом большого набора понятий для от­ражения всего спектра чувств клиента, а не механическое по­вторение тех слов, которые использует клиент; непривнесение в отражение чувств собственных смыслов и предположений;

целесообразность действий консультанта, то есть отражение и комментирование только тех чувств, которые:

— являются негативными и вызывают проблемы в консультирова­нии, например испытываемый клиентом страх, тревожность, злость, агрессия и т. п., так как эти чувства могут быть блока­ми для продуктивного взаимодействия, и поэтому их необходимо прорабатывать, обращая на них внимание клиента фразами ти­па «Вы кажетесь сегодня раздраженным» или «Вы выглядите очень напуганным». К тому же обсуждение с клиентом его нега­тивных чувств без оценки со стороны консультанта помогает клиенту принять такие чувства в себе и понять, что он имеет право испытывать эти чувства;

— чувства, которые могут поддержать клиента, например ра­дость по поводу какого-либо значимого события в жизни кли­ента, так как такое отражение консультантом чувств клиента формирует ресурсность личности последнего и лучше помогает справиться с трудностями.

4. Техника самораскрытия консультанта тесно связана с прие­мом отражения чувств и имеет следующие специфические осо­бенности:

•выражение консультантом собственных чувств, возникающих в ситуации консультирования, которые являются реакцией на рассказ клиента, его поведение и т. п.;

•через выражение своих чувств консультант раскрывается перед клиентом, то есть показывает свое эмоциональное отношение к событиям и людям;

• чувства консультанта могут интерпретироваться и вноситься в консультативное пространство для совместного анализа, а также служить обратной связью по поводу своего поведения для клиента, то есть консультант может быть «зеркалом» для клиента’,

• важно для консультанта умение контролировать свои чувства и при этом не отрицать их, а использовать как терапевтическое воздействие и материал для анализа, так как эти чувства вы­званы каким-то поведением клиента;

• эмоциональное участие консультанта должно служить интере­сам клиента, а не самого консультанта, и консультант должен осознавать мотивы, по которым он откровенен с клиентом, и понимать цели такого поведения;

• своевременность и адекватность самораскрытия консультанта. Консультант должен своевременно использовать этот прием, а также понимать и анализировать желания клиента узнать что-либо о его чувствах и знать, когда следует раскрыться перед клиентом, и это действительно необходимо, а когда надо про­анализировать причины, по которым клиент настойчиво интере­суется чувствами консультанта, задав вопрос типа «А почему вы спрашиваете меня об этом ?» или «Какое значение это имеет для вас?»;

самораскрытие консультанта может быть:

— позитивным, когда откровенность консультанта носит характер поддержки и одобрения клиента;

— негативным, когда самораскрытие и откровенность консуль­танта основаны на конфронтации с клиентом и имеют целью по­казать нелогичность его поведения или неискренность клиента по отношению к собственным чувствам и эмоциям;

Читайте также:  Длительное эмоциональное состояние человека окрашивающее все его поведение это

• техника самораскрытия используется только в случае хорошего контакта с клиентом, что обычно происходит на поздних эта­пах консультирования.

Источник

Как психологу работать с эмоциональными переживаниями клиента

Начинающего психолога, кроме прочего, могут пугать эмоциональные переживания клиента. Я решила порассуждать на эту тему.

Мне кажется, что работа с переживаниями клиента — это очень важная часть мастерства психолога. И для меня это значит, что достигается это умение не сразу и не просто.

Что это за умение? Как гештальт-терапевт, я училась поддерживать чувства, не гасить их, давать возможность переживанию развернуться и быть прожитым. Помогая полноценно прожить какое-либо чувство или состояние, мы стараемся усилить его, помочь ему состояться. Для того чтобы научиться этой работе, терапевты должны сами приобрести такой опыт. Я полагаю, что любому психологу было бы полезно такое умение, поскольку оно позволяет глубже смотреть на ситуацию клиента и поддерживать аутентичный, не обыденный контакт, способствующий изменениям.

Но давайте скажем несколько слов вообще про то, что значат эмоции в контексте работы психолога.

«Эмоции как индикаторы удовлетворения актуальных потребностей служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Общее состояние дискомфорта, с которым клиенты приходят на психологическую консультацию, часто связано с тем, что на протяжении длительного времени они были вынуждены регулярно «гасить» в себе гнев, подавлять страх, сдерживать раздражение, демонстрировали не те чувства, которые реально испытывали, не имели возможности сбросить накапливающиеся негативные эмоции и напряжение и т.д. Соприкосновение с реальностью собственных чувств, распознавание собственных эмоций, понимание того, что же именно они испытывают (например, стыд или страх, ревность или злость), какие их потребности не удовлетворены, являются довольно сложными задачами для многих клиентов».

Сапогова Е.Е. «Консультативная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений».

В этом отрывке из консультативной психологии указаны основные идеи, описывающие пользу и необходимость работы с переживаниями.

Наши клиенты стараются выстраивать свою повседневную жизнь рационально и быть эмоционально сдержанными. Чтобы в жизни клиента начались изменения, действовать нужно не как всегда. Если в жизни много сдерживания и стараний не быть эмоциональным, то в психологической работе всё же необходимо прожить и осознать свои переживания. Конечно, рациональные доводы, которыми живёт клиент тоже порой совсем не рациональны, и их стоит пересматривать, но и в такой когнитивной работе мы всё равно можем увидеть, что человек бывает взволнован, если его мнение требует пересмотра.

Как мы работаем с эмоциями?

Во-первых, мы можем просить клиента назвать, сказать нам, что он переживает. Называние чувства, сама попытка его определения может оказаться полезной для продвижения в сессии, поскольку позволяет клиенту приблизиться к осознаванию актуальной потребности. Например, если клиент постепенно рассказывает нам о каком-то происшествии, рассказ нам понятен, но потребность не ясна, то мы можем спросить: «Что вы чувствуете, когда…», «что с вами сейчас происходит?», «что вы чувствуете, когда говорите мне об этом?» и т.п.

Читайте также:  Почему человек чувствует что любит

Во-вторых, слушая клиента и наблюдая за ним, мы можем заметить в речи особые слова, акцент на которых приблизит клиента к переживанию, лучшему контакту с собой и осознаванию. Эти «сильные» слова могут выделяться своею выразительностью среди всей фразы. Обычно эти слова каким-то образом волнуют клиента, при проговаривании голос становится тише или громче, дыхание изменяется в эти моменты, или появляются другие феномены, свидетельствующие о значимости произносимого. Например, «Она позвонила мне и сказала, что делать будет по-своему. Это всё равно, что она сказала: «Ты — ничто!»». Вот эта фраза «ты — ничто» может привести нас к глубокому и сильному переживанию, если мы успеем её заметить и привнести в работу.

В-третьих, внимательно наблюдая за поведением клиента, мы можем обратить внимание на несоответствие позы и мимики клиента произносимому сообщению. Такое наблюдение тоже приводит нас к исследованию актуального переживания клиента. Например, «Вы говорите мне о том, что подруга обидела вас, обошлась с вами жестоко, и при этом улыбаетесь, что вами происходт?».

В-четвёртых, переживание клиента также может быть поддержано эмоциональным откликом психолога. Способность идентифицировать, переживать и вносить в работу собственные эмоциональные реакции — это очень важный навык, доступный однако не всякому психологу. Такая ясная и помогающая эмоциональная работа многим становится доступной только после курса собственной терапии, иначе это может превратиться в манипулятивное разыгрывание чувств или в использование клиента для собственных эмоциональных потребностей.

Эти действия, однако, будут избегаться психологом, боящимся встречи с настоящим переживанием. При всём декларируемом желании, такой психолог будет «промахиваться» и употреблять предложенные интервенции невпопад. Трудность же такого психолога состоит, вероятнее всего, в страхе встретиться с собственными переживаниями, страхом, злостью, болью, возбуждением. Это не редкое явление. Даже опытные психологи могут ситуативно попадать в такую ловушку избегания чувств или конкретного чувства. Например, психолог, потерявший в недавнем прошлом близкого, может «не видеть» сколько-нибудь скрытые грусть и отчаяние клиента в силу остроты собственного переживания. Если же психолог боится встречи со злостью, также он может быть склонен «не замечать» гнева клиента, который на самом деле важен.

Лекарством от такой «слепоты» снова будет личная работа над собою в терапии или самопознании (в разных направлениях говорят по-разному)

Есть ещё масса нюансов, моментов и возможностей для работы с чувствами, эмоциями и переживаниями человека (кстати, это не одно и то же). Работа эта довольно тонкая и познаётся в практически ориентированном обучении, при наблюдении профессиональной работы, обсуждении и на собственном опыте.

Источник

Оцените статью