Техника работы с эмоциями stop

Создаем стратегию по правилу STOP

«Доброе утро!» — говорим мы себе, и, едва умывшись, сразу погружаемся в обдумывание предстоящих дел: «Туда сходить, этому позвонить, про то не забыть. » Решаем несколько задач одновременно, и все равно ничего не успеваем. Можно ли победить в неравной схватке с рутиной?

Чтобы действовать более эффективно, нужно… замедлиться. Отложить на пять минут все срочные дела, мысленно подняться на высокое дерево, передохнуть и посмотреть на свою жизнь с высоты.

Увидеть «поле боя» целиком , понять — где можно взять помощников, обнаружить «узкие места», требующие срочного внимания, выяснить, где всего одно небольшое усилие даст максимальный эффект во всех направлениях.

А затем с новыми силами ринуться в бой, точно зная, как распределить имеющиеся ресурсы. Чтобы действовать как истинный полководец, важно помнить о тактике и стратегии.

Можно взять на вооружение «Правило STOP». Что jно означает?

S — Step Back (сделай шаг назад)

Отойди на некоторое расстояние от того, чем сейчас занят. Отдели себя от эмоций, мыслей, действий, которые совершаешь по инерции. Отступи и соберись с мыслями.

Т — Think (подумай)

Задай себе несколько вопросов, которые создадут нужный фокус:

— Чего я пытаюсь достичь?

— Каковы мои приоритеты?

— Нужно ли мне поменять направление?

— Каковы последствия моих действий?

— Чего мне не хватает?

— Что является истинной проблемой?

— Чего я действительно хочу?

— Как к этому относятся другие?

— Какие ресурсы я еще не задействовал?

O — Organize your thoughts (организуй свои мысли)

Прежде, чем продолжать бой, необходимо упорядочить свое сознание. Нужно создать понятный план шагов, расставить приоритеты, наметить последовательность действий. Все это нужно сделать до того, как снова вернешься на поле битвы.

Р — Proceed (продолжай действовать)

Как только поймешь, что твои мысли прояснились, план действий понятен, эмоции под контролем, можно возвращаться к работе. Сражайся в полную силу до тех пор, пока тебе снова не понадобится отдых. И тогда можешь снова сказать себе «STOP» на 5 минут.

Когда нужно использовать «Правило STOP»?

Остановитесь прежде, чем что-то сказать. Подумайте: все ли мысли стоят того, чтобы высказывать их вслух?

Придя на работу и увидев гору накопившихся задач, остановитесь, чтобы расставить приоритеты. Возможно, почта, факс и сообщения в Skype — это не то, на чем стоит концентрироваться прямо сейчас.

Если вы ощущаете постоянную усталость и не можете долго концентрироваться на сложных задачах, найдите возможность изменить ритм жизни.

Когда вам задают какой-то вопрос, и вы, не дослушав собеседника, сразу отвечаете, задумайтесь: «Вы уверены, что отвечаете именно на заданный вопрос?»

По материалам книги Тимоти Голви «Работа как внутренняя игра»

Источник

Метод стоп и самосканирование против навязчивых мыслей

“Ты — то, что ты ешь”. Гиппократ

Не сек­рет, что наше здо­ро­вье зави­сит от того, что мы едим. Но поче­му-то боль­шин­ство из нас забо­тит­ся толь­ко о сво­ем телес­ном здо­ро­вье, да и то не все­гда. О здо­ро­вье сво­ей души мы часто забы­ва­ем. А ведь пра­ви­ло «ты – то, что ты ешь» вер­но не толь­ко для тела, есть даже такое выра­же­ние «пища для души».

Если гово­рить о еде, то мы при­ни­ма­ем пищу, затем усва­и­ва­ем ее, пере­ва­ри­ва­ем, и она дела­ет­ся частью наше­го организма.

Так же про­ис­хо­дит и с душев­ной, духов­ной пищей – инфор­ма­ци­ей и раз­ны­ми помыс­ла­ми. Про­цесс упо­треб­ле­ния инфор­ма­ции даже опи­сы­ва­ет­ся теми же самы­ми сло­ва­ми, что и упо­треб­ле­ние еды. Инфор­ма­цию, как и еду, мы сна­ча­ла при­ни­ма­ем, затем усва­и­ва­ем, пере­ва­ри­ва­ем и дела­ем частью сво­е­го я. Наше состо­я­ние – и пси­хи­че­ское, и даже физи­че­ское — очень тес­но свя­за­но с усво­ен­ной инфор­ма­ци­ей, выра­жа­ю­щей­ся в наших мыс­лях (помыс­лах). Имен­но так дей­ству­ют на нашу душу при­ло­ги: если мы их при­ни­ма­ем и усва­и­ва­ем, то под­чи­ня­ем­ся дей­ствию стра­стей и идем ко греху.

“Раз­лич­но в нас про­ис­хо­дит борь­ба, или брань мыс­лен­ная, сопро­вож­да­е­мая побе­дою или пора­же­ни­ем, учат свя­тые Отцы: преж­де воз­ни­ка­ет пред­став­ле­ние помыс­ла, или пред­ме­та (при­лог), потом при­ня­тие оно­го (соче­та­ние), далее — согла­сие с ним (сло­же­ние), за ним — пле­не­ние, или пора­бо­ще­ние от него, и, нако­нец, страсть”. Пре­по­доб­ный Нил Сорский

Для того что­бы сохра­нять душев­ное и духов­ное здо­ро­вье, необ­хо­ди­мо тща­тель­но отсле­жи­вать то, какую инфор­ма­цию (духов­ную пищу) мы при­ни­ма­ем, сто­ит ли её усва­и­вать вооб­ще, и тем более нуж­но ли её пере­ва­ри­вать и делать частью сво­ей жизни.

В этом может помочь раз­ви­тие трех навыков:

  1. Заме­чать то, что про­ис­хо­дит – с миром, с нами, с нашим состоянием.

Для раз­ви­тия это­го навы­ка необ­хо­ди­мо совер­шен­ство­вать свою спо­соб­ность к сосре­до­то­чен­но­му, вни­ма­тель­но­му наблюдению.

  1. Вос­при­ни­мать про­ис­хо­дя­щее как мож­но более реалистично.
Читайте также:  Как избавиться от стресса анатолий анцупов

Для это­го необ­хо­ди­мо пере­стать руко­вод­ство­вать­ся в жиз­ни соб­ствен­ны­ми не под­твер­жден­ны­ми интер­пре­та­ци­я­ми, пре­кра­тить избы­точ­ное фантазирование.

  1. Отка­зы­вать­ся от сосло­же­ния, соче­та­ния с теми мыс­ля­ми и состо­я­ни­я­ми, кото­рые вре­дят нам.

Это устра­не­ние тре­вож­ных состо­я­ний и навяз­чи­вых мыс­лей, а глав­ное — духов­ная рабо­та с при­ло­га­ми, отсе­че­ние от себя гре­хов­ных помыслов.

«Душа всех упраж­не­ний о Гос­по­де — вни­ма­ние. Без вни­ма­ния все эти упраж­не­ния бес­плод­ны, мерт­вы. Жела­ю­щий спа­стись дол­жен так устро­ить себя, чтоб он мог сохра­нять вни­ма­ние к себе не толь­ко в уеди­не­нии, но и при самой рас­се­ян­но­сти, в кото­рую ино­гда про­тив воли он вовле­ка­ет­ся обсто­я­тель­ства­ми». Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Вни­ма­ние – это состо­я­ние собран­но­сти и сосре­до­то­чен­но­сти, явля­ю­ще­е­ся необ­хо­ди­мой состав­ля­ю­щей духов­ной жизни.

Для раз­ви­тия навы­ка вни­ма­тель­но­го сосре­до­то­чен­но­го наблю­де­ния за сво­и­ми мыс­ля­ми и чув­ства­ми мож­но исполь­зо­вать упраж­не­ние, поз­во­ля­ю­щее скон­цен­три­ро­вать­ся пооче­ред­но на том, что про­ис­хо­дит рядом с нами, на соб­ствен­ных телес­ных ощу­ще­ни­ях, эмо­ци­ях и мыс­лях. При усво­е­нии это­го навы­ка выра­ба­ты­ва­ет­ся спо­соб­ность посто­ян­но отсле­жи­вать про­ис­хо­дя­щее с нами (мож­но исполь­зо­вать для это­го широ­ко вошед­шее в оби­ход сло­во «ска­ни­ро­вать»), а глав­ное – нахо­дить вза­и­мо­свя­зи между:

  • тем, что мы физи­че­ски ощущаем,
  • тем, что мы думаем,
  • и тем, что мы эмо­ци­о­наль­но чувствуем.

То есть, раз­ви­вая навык вни­ма­тель­но­го вос­при­я­тия и пере­клю­че­ния вни­ма­ния, мы учим­ся не про­сто «ска­ни­ро­вать» свое состо­я­ние, но и нахо­дить вза­и­мо­свя­зи меж­ду соб­ствен­ным состо­я­ни­ем и окру­жа­ю­щей ситу­а­ци­ей, а глав­ное – меж­ду соб­ствен­ным состо­я­ни­ем и сво­и­ми мыслями.

Таким обра­зом выра­ба­ты­ва­ет­ся спо­соб­ность заме­чать, что мы обра­ти­ли вни­ма­ние на помыс­лы (при­ле­пи­лись к при­ло­гам) до того, как мы уже глу­бо­ко увяз­ли в соб­ствен­ных реак­ци­ях на них.

К сожа­ле­нию, этот навык у боль­шин­ства из нас не раз­вит. То, что мы попа­ли под воз­дей­ствие стра­стей, мы заме­ча­ем слиш­ком позд­но, когда уже гораз­до слож­нее их одо­ле­вать, а ино­гда и вооб­ще не заме­ча­ем того, что мы нахо­дим­ся в их власти.

«Когда при­хо­дит при­лог сквер­но­го помыс­ла, еще в нашей воле при­нять его или отверг­нуть. Если же при­ни­ма­ем, то и полу­ча­ем сви­де­тель­ство о том, что скло­ня­ем­ся перед отно­си­тель­но сла­бым дей­стви­ем вра­га, а пото­му и мало име­ем надеж­ды усто­ять перед более силь­ным». Пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский (Ива­нов)

На пер­вых порах выпол­нять упраж­не­ние сто­ит в спо­кой­ной обста­нов­ке, когда есть воз­мож­ность нику­да не спе­шить, ни на что не отвле­кать­ся, при­нять удоб­ное поло­же­ние. В пер­вый раз потре­бу­ет­ся не менее 20 минут. Луч­ше выде­лить пол­ча­са, что­бы не созда­вать лиш­не­го напря­же­ния из-за спеш­ки. Для напо­ми­на­ния об исте­че­нии вре­ме­ни на каж­дом эта­пе удоб­но поль­зо­вать­ся авто­ма­ти­че­ски уста­нов­лен­ным на 3 мину­ты тай­ме­ром смартфона.

В даль­ней­шем, по мере раз­ви­тия навы­ка, вни­ма­ние будет сопро­вож­дать вашу жизнь, не тре­буя отдель­но выде­лен­но­го времени.

Само упраж­не­ние внешне доволь­но простое.

  1. Вни­ма­тель­но наблю­дай­те за окру­жа­ю­щей обста­нов­кой. Фор­му­ли­руй­те, выра­жай­те речью все, что вы замечаете.

Каж­дое наблю­де­ние начи­най­те со слов:

  • «я вижу…» (3 минуты),
  • «я слы­шу…» (3 минуты),
  • «я ощу­щаю…» — то есть вку­сы, запа­хи, тепло/холод, гладкость/шершавость, дви­же­ние воз­ду­ха или воды по ваше­му телу, — те сиг­на­лы окру­жа­ю­ще­го мира, кото­рые вос­при­ни­ма­ют ваши так­тиль­ные рецеп­то­ры (3 минуты).
  • так­же наблю­дай­те и фор­му­ли­руй­те соб­ствен­ные телес­ные ощу­ще­ния – напря­же­ние, чув­ство теп­ла или холо­да внут­ри тела, соб­ствен­ное дыха­ние, мел­кие дви­же­ния. Озву­чи­вай­те это, начи­ная каж­дую репли­ку с тех же слов «я ощу­щаю…» (3 минуты).

Важ­но: отсле­жи­ва­ют­ся и фор­му­ли­ру­ют­ся толь­ко ФАКТЫ. Не долж­но быть ника­ких попы­ток объ­яс­нить их, обос­но­вать и т.д. Напри­мер, если слы­шен звук дре­ли, то фор­му­ли­ру­е­те так: «я слы­шу звук рабо­та­ю­щей дре­ли». Не долж­но быть пояс­не­ний и интер­пре­та­ция типа «я слы­шу, как сосе­ди дела­ют ремонт» и т.д. Толь­ко то, что вы непо­сред­ствен­но види­те, слы­ши­те, ощу­ща­е­те. Так­же не нуж­но объ­яс­нять ощу­ще­ния соб­ствен­но­го тела – «я ощу­щаю напря­же­ние в левом колене», но НЕ ««я ощу­щаю напря­же­ние в левом колене, пото­му что неудоб­но сижу».

Для нача­ла хоро­шо бы озву­чи­вать всё вслух, в иде­а­ле – попро­сить кого-то из близ­ких послу­шать вас, что­бы вам мог­ли рас­ска­зать со сто­ро­ны, как вы соблю­да­е­те инструк­ции, уда­ет­ся ли вам раз­де­лить наблю­де­ния и их интер­пре­та­ции, избе­жать пояснений.

Если таких людей рядом нет, или при неже­ла­нии допус­кать кого-либо до этой рабо­ты мож­но вос­поль­зо­вать­ся смарт­фо­ном и запи­сать свой­ствен­ные выска­зы­ва­ния на дик­то­фон, что­бы потом само­сто­я­тель­но про­слу­шать свои репли­ки и про­ве­рить, насколь­ко вам уда­лось удер­жать­ся от толкований.

  1. Наблю­дай­те за соб­ствен­ны­ми эмо­ци­я­ми. Перед выпол­не­ни­ем упраж­не­ния сто­ит изу­чить виды эмо­ций. Мож­но вос­поль­зо­вать­ся таким списком:

радость, вос­торг, смех, удо­вле­тво­рен­ность («тихая радость»), изум­ле­ние, удив­ле­ние, сомне­ние, недо­уме­ние, скорбь/горе, тос­ка, уны­ние, печаль, грусть, ярость, злость/гнев, воз­му­ще­ние, оби­да (мяг­кая фор­ма гне­ва), отвра­ще­ние, пре­зре­ние, ужас, страх, тревога/беспокойство, вина, совесть, стыд, зависть (часто мас­ки­ру­ет­ся под пло­хое настро­е­ние, раз­дра­жи­тель­ность, пре­зре­ние, гнев), ауто­агрес­сия (злость на себя).

Каж­дую репли­ку-фор­му­ли­ров­ку начи­най­те со слов «я чув­ствую…». Наблю­дай­те за сво­им состо­я­ни­ем 3 минуты.

  1. Наблю­дай­те за соб­ствен­ны­ми мыслями.
Читайте также:  Эмоционально личностное развитие это определение

Очень важ­но на этом эта­пе фор­му­ли­ро­вать мыс­ли как они есть. Не раз­мыш­лять, а слов­но отра­жать, син­хрон­но озву­чи­вать соб­ствен­ные мыс­ли. Слов­но делать запись, фото­гра­фии. Мож­но вос­поль­зо­вать­ся ввод­ны­ми сло­ва­ми «сей­час я подумал/а». Напри­мер: «сей­час я подумал/а, что это упраж­не­ние глу­пое». И все. Боль­ше ника­ких пояс­не­ний. Про­сто озву­чен­ная мысль. Выпол­нять так­же 3 минуты.

  1. Чере­до­вать эта­пы наблю­де­ния в сво­бод­ном поряд­ке: назы­вать по одно­му наблю­де­нию с каж­до­го этапа.

Напри­мер, если сле­до­вать напи­сан­но­му выше поряд­ку: «я вижу, я чув­ствую, я думаю (подумал/а)», «я слы­шу, я чув­ствую, я думаю», «я ощу­щаю, я чув­ствую, я думаю». Потом поря­док мож­но менять: «Я чув­ствую, я вижу, я думаю». «Я думаю, я ощу­щаю, я чув­ствую». На выпол­не­ние это­го эта­па пона­ча­лу хоро­шо бы выде­лять не менее 5 минут.

Пона­ча­лу на каж­дый этап пона­ча­лу отво­дит­ся 3–5 минут. Но посте­пен­но нуж­но сни­жать коли­че­ство вре­ме­ни, а само упраж­не­ние при этом выпол­нять чаще. Таким обра­зом, сна­ча­ла вы при­учи­тесь часто уде­лять «мимо­лет­ное» вни­ма­ние осо­зна­нию про­ис­хо­дя­ще­го с вами, а затем буде­те наблю­дать за собой посто­ян­но. При тща­тель­ном выпол­не­нии упраж­не­ния навык внут­рен­не­го «ска­ни­ро­ва­ния» дово­дит­ся до авто­ма­тиз­ма и ста­но­вит­ся сво­е­го рода фоном для дея­тель­но­сти сознания.

Пред­ло­жен­ное упраж­не­ние выра­ба­ты­ва­ет обы­ден­ный навык наблю­де­ния. Само по себе оно все­го лишь тре­ни­ру­ет вни­ма­ние и поз­во­ля­ет отсле­жи­вать вли­я­ние внеш­них фак­то­ров и соб­ствен­ных мыс­лей на наше эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние. Одна­ко в соче­та­нии с молит­вен­ной жиз­нью и стрем­ле­ни­ем к соблю­де­нию Запо­ве­дей оно может стать помощ­ни­ком в борь­бе с греш­ны­ми помыслами.

«Если ты раз­ли­ча­ешь нечи­стые помыс­лы, бес­по­ко­ишь­ся и борешь­ся над тем, что­бы их про­гнать, – это уже некое улуч­ше­ние». Пре­по­доб­ный Паи­сий Святогорец

Если посто­ян­ное вни­ма­ние к тому, что про­ис­хо­дит с соб­ствен­ны­ми мыс­ля­ми и чув­ства­ми, ста­но­вит­ся частью духов­ной жиз­ни, то оно посте­пен­но пере­хо­дит в состо­я­ние непре­рыв­но­го духов­но­го вни­ма­ния — «трез­ве­ния».

Очень важ­ным для дости­же­ния это­го состо­я­ния явля­ет­ся не про­сто осо­знан­ное вос­при­я­тие реаль­но­сти, но и отсе­ка­ние от себя лиш­них фан­та­зий и наду­ман­ных интерпретаций.

Реальность как она есть

Пол­но­стью добить­ся адек­ват­но­го вос­при­я­тия реаль­но­сти почти невоз­мож­но из-за осо­бен­но­стей пси­хо­фи­зио­ло­гии. Наш мозг вос­при­ни­ма­ет инфор­ма­цию сквозь приз­му раз­лич­ных эффек­тов. Эти эффек­ты име­ют боль­шое зна­че­ние для про­дук­тив­ной рабо­ты моз­га, но зача­стую настоль­ко иска­жа­ют наше вос­при­я­тие окру­жа­ю­ще­го мира, что мы живем, по сути, в мире соб­ствен­ных фантазий.

Про­стой при­мер: в раз­го­во­ре двух людей соглас­но пси­хо­ло­ги­че­ским пред­став­ле­ни­ям участ­ву­ет как мини­мум восемь «дей­ству­ю­щих лиц».

В обще­нии «я» и «ты» в супру­же­ских отно­ше­ни­ях это сле­ду­ю­щие персонажи:

  1. Я (жена) какая я есть (я‑реальная).
  2. Ты (муж) какой ты есть (ты-реаль­ный).
  3. Я, какой я себя представляю.
  4. Ты, каким ты себя представляешь.
  5. Я в тво­ем пред­став­ле­нии (то, какой я кажусь тебе).
  6. Ты в моем пред­став­ле­нии (то, каким ты кажешь­ся мне).
  7. Я, какой я вижу себя в тво­ем пред­став­ле­нии (то есть я такая, какой ты, как мне кажет­ся, пред­став­ля­ешь меня).
  8. Ты, каким, как тебе кажет­ся, вижу тебя я (такой ты, как тебе кажет­ся, каким пред­став­ляю тебя я).

И обща­ясь, мы неволь­но руко­вод­ству­ем­ся жела­ни­я­ми и пред­по­ло­же­ни­я­ми всех этих «я» и «ты». Таким обра­зом, в обще­нии все­го двух людей обыч­но про­ис­хо­дит не обще­ние двух реаль­ных лич­но­стей, а обще­ние двух выду­ман­ных, мно­го­слой­но нафан­та­зи­ро­ван­ных пер­со­на­жей. Конеч­но же, понять друг дру­га при этом очень непросто.

Чем боль­ше чело­век опи­ра­ет­ся на соб­ствен­ные фан­та­зии, на соб­ствен­ные интер­пре­та­ции чужих эмо­ций и мыс­лей, тем слож­нее ему ком­форт­но вза­и­мо­дей­ство­вать с окружающими.

Соб­ствен­ные непро­ве­рен­ные интер­пре­та­ции чужо­го пове­де­ния созда­ют напря­жен­ность в отно­ше­ни­ях и порож­да­ют мно­же­ство проблем.

Более того, наше пред­став­ле­ние о про­ис­хо­дя­щем лежит в осно­ве наше­го само­вос­при­я­тия, само­ощу­ще­ния, само­оцен­ки. Лег­ко понять, насколь­ко неадек­ват­но мы выстра­и­ва­ем свою лич­ность, свое пове­де­ние, свое миро­ощу­ще­ние, если осно­вы­ва­ем­ся на при­ду­ман­ном нами сами­ми «мне­нии окружающих».

А еще избы­точ­ное фан­та­зи­ро­ва­ние напол­ня­ет нашу жизнь стра­ха­ми, уво­дя нас от Стра­ха Божи­его и пора­бо­щая раз­лич­ны­ми фоби­я­ми. Оно явля­ет­ся осно­вой для оккульт­но­го мыш­ле­ния и под­вер­жен­но­сти раз­лич­ным суевериям.

Одна­ко при нали­чии опре­де­лен­ных навы­ков мож­но в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни очи­стить свой ум от мно­гих иска­же­ний восприятия.

И пер­вое, что нуж­но сде­лать для того, что­бы добить­ся состо­я­ния трез­во­сти, вни­ма­ния, — это изба­вить­ся от излиш­них фан­та­зий, от фан­та­зи­ро­ва­ния вооб­ще – если, конеч­но, речь идёт не о твор­че­ской рабо­те, где фан­та­зия явля­ет­ся необ­хо­ди­мым усло­ви­ем дея­тель­но­сти. Фан­та­зия в твор­че­ском про­цесс – это отдель­ное явле­ние, но о душев­ном здо­ро­вье твор­че­ской лич­но­сти пра­во­мер­но гово­рить толь­ко при сохра­не­нии спо­соб­но­сти раз­ли­чать мир фан­та­зий и реаль­ный мир.

«Вооб­ра­же­ние чув­ствен­ных пред­ме­тов мно­го доку­ча­ет и мно­го бес­по­койств при­чи­ня­ет тем, кои рев­ну­ют все­гда пре­бы­вать с Богом, ибо оно отвле­ка­ет вни­ма­ние от Бога и наво­дит его на сует­ное, а меж­ду ним и на гре­хов­ное и тем воз­му­ща­ет внут­рен­нее наше доб­рое настро­е­ние». Пре­по­доб­ный Нико­дим Святогорец

Отсут­ствие наду­ман­ных обра­зов, моти­вов, мне­ний чрез­вы­чай­но важ­но в обла­сти чело­ве­че­ских отно­ше­ний и соб­ствен­но­го миро­ощу­ще­ния. Необ­хо­ди­мо пере­стать руко­вод­ство­вать­ся в сво­ем пове­де­нии, в сво­их отно­ше­ни­ях соб­ствен­ны­ми непод­твер­жден­ны­ми интер­пре­та­ци­я­ми чужих мыс­лей и чувств. Нуж­но учить­ся слу­шать и слы­шать дру­гих. Важ­ным сред­ством для это­го явля­ет­ся смирение.

Читайте также:  Радость наша наши дети мы живем для счастья их

Если мы отка­зы­ва­ем­ся от избы­точ­но­го фан­та­зи­ро­ва­ния, учим­ся видеть вещи таки­ми, как они есть, то наша жизнь ста­но­вит­ся намно­го яснее, ухо­дят очень мно­гие наду­ман­ные про­бле­мы. Очи­щая наш разум от лиш­них помыс­лов, мы очи­ща­ем нашу душу от вли­я­ния мно­гих страстей.

И это все – тоже рабо­та смирения.

Метод остановки мыслей. Версия для повседневного применения

Научив­шись заме­чать появ­ле­ние при­ло­гов в тот момент, когда они еще не про­рос­ли в душе чело­ве­ка, мы можем отбро­сить гре­хов­ные помыс­лы срав­ни­тель­но легко.

В этом дела­нии так­же важ­но сми­ре­ние, кото­рое не дает помыс­лам уко­ре­нить­ся внут­ри нас, заце­пив­шись за гре­хи. Напри­мер, оби­да про­из­рас­та­ет из гор­до­сти. И если чело­век сми­ря­ет свою гор­ды­ню, то для оби­ды не будет осно­ва­ний, и жела­ние оби­деть­ся будет лег­ко преодолеть.

Если же чело­век будет песто­вать свои стра­сти, то борь­ба с гре­хов­ны­ми помыс­ла­ми ста­нет очень непростой.

Сопро­тив­ляй­тесь пер­во­му при­ло­гу мыс­лен­но­му, сокру­шай­те мла­ден­цы вави­лон­ские, пока они еще мла­ден­цы, – молит­вою и сми­ре­ни­ем, а когда воз­рас­тут, то уже будут испо­ли­на­ми и труд­но им сопро­тив­лять­ся. Пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский (Ива­нов)

Для ран­не­го отсе­ка­ния лиш­них мыс­лей и осно­ван­ных на них фан­та­зий мож­но поль­зо­вать­ся сокра­щен­ной вер­си­ей «мето­да оста­нов­ки мыс­лей». Обыч­но его очень эффек­тив­но при­ме­ня­ют для устра­не­ния раз­лич­ных навяз­чи­вых состо­я­ний и фобий.

В повсе­днев­ной жиз­ни этот «метод «стоп» может помочь спра­вить­ся с тре­вож­но­стью и стра­ха­ми, но самое глав­ное – он при­уча­ет нас игно­ри­ро­вать при­ло­ги, остав­лять соблаз­ны без вни­ма­ния, не поз­во­ляя им про­рас­тать в душе сквер­ны­ми помыслами.

«Рецепт» внешне очень прост. Но его исполь­зо­ва­ние сра­зу же может натолк­нуть­ся на сложности.

Самым про­блем­ным явля­ет­ся пер­вый этап.

  1. Необ­хо­ди­мо при­нять реше­ние делать упраж­не­ние, не уви­ли­вая; доб­ро­со­вест­но исполь­зо­вать метод каж­дый раз, как толь­ко будет в этом необходимость.

Одним из глав­ных пре­пят­ствий для исполь­зо­ва­ния мето­да «стоп» явля­ет­ся неве­рие в то, что толь­ко в нашей воле – думать кон­крет­ную мысль или ото­гнать ее от себя.

Ты не пони­ма­ешь, как это: «побеж­дать и побеж­дать­ся от нас зави­сит»? А как же ина­че? При­хо­дит при­лог како­го помыс­ла сквер­но­го; в тво­ей воле состо­ит при­нять оный или отверг­нуть; когда соче­та­ешь­ся с ним и сло­жишь­ся, то уже пле­ни­лась и ста­ла побеж­де­на, а когда отверг­ла при­лог, то побе­ди­ла. (Пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский (Ива­нов)

Как толь­ко вы реша­е­те для себя, что вы сво­бод­ны в том, о чем и как вы буде­те думать, что имен­но вы выби­ра­е­те под­дать­ся или нет соблаз­ну, напри­мер, оби­деть­ся, разо­злить­ся, осуж­дать, уны­вать и т.д., то даль­ше уже начи­на­ет­ся непо­сред­ствен­но осмыс­лен­ная рабо­та над пре­одо­ле­ни­ем гре­хов­ных помыслов.

  1. Как толь­ко вы осо­зна­е­те, что у вас появи­лись «пло­хие мыс­ли» любо­го типа, ска­жи­те себе «стоп» и пере­стань­те думать о соблазне, пере­стань­те вести внут­рен­ние диа­ло­ги, фан­та­зи­ро­вать. Пере­стань­те повто­рять внут­ри себя кон­крет­ную мысль.

Вме­сто это­го сра­зу же обра­ти­тесь к Богу, про­ся у него помо­щи. Пре­одо­леть соблазн без Божи­ей помо­щи нелег­ко, если вооб­ще воз­мож­но. Важ­но пони­мать, что тут нуж­на имен­но искрен­няя молит­ва, а не пустое про­из­не­се­ние тек­ста молитв, напо­ми­на­ю­щее чте­ние заклинаний.

  1. Нач­ни­те думать или делать что-то, что может пол­но­стью занять ваш разум, не давая ему ска­тить­ся в новые нега­тив­ные раз­мыш­ле­ния. Если може­те – скон­цен­три­руй­тесь на душе­по­лез­ном чте­нии. Мож­но занять­ся чем-то ней­траль­ным, но тре­бу­ю­щим все­го ваше­го вни­ма­ния, и этим отвле­ка­ю­щим ваш разум от гре­хов­ных помыс­лов. Хоро­шо помо­га­ют раз­лич­ные виды физи­че­ско­го тру­да, не остав­ля­ю­щие сво­бод­ной голо­ву, под­ра­зу­ме­ва­ю­щие пол­ную вклю­чен­ность в про­цесс, в иде­а­ле – с воз­мож­но­стью обще­ния с дру­ги­ми людь­ми, кото­рые не будут под­пи­ты­вать ваши страсти.

Повто­ряй­те пунк­ты 2–3 каж­дый раз, как лови­те себя на гре­хов­ных помыс­лах. Пока не сфор­ми­ро­ван навык отбра­сы­ва­ния лиш­них мыс­лей, сло­во «стоп» при­дет­ся гово­рить себе чуть ли не еже­се­кунд­но. Но нуж­но повто­рять: «стоп, я об этом не думаю, Гос­по­ди, помо­ги!» — каж­дый раз, как пой­ма­ли себя на пло­хих мыслях.

С Божи­ей помо­щью мож­но выра­бо­тать в себе при­выч­ку вни­ма­тель­но­го отно­ше­ния к сво­ей внут­рен­ней жиз­ни, заме­чать, когда при­ло­ги начи­на­ют пагуб­но вли­ять на состо­я­ние нашей души через наше соб­ствен­ное при­леп­ле­ние к ним, и отсе­кать от себя гре­хов­ные помыс­лы. Все это дела­ние помо­жет сохра­нять здо­ро­вье нашей души.

«Еже­ли кто сто­ит про­тив дур­ных мыс­лей, борет­ся и под­ви­за­ет­ся, отвер­гая их, и не соиз­во­ля­ет им, и при­зы­ва­ет на помощь Изба­ви­те­ля Сво­е­го Иису­са, и про­сит от Него избав­ле­ния, тот мало-пома­лу от них избав­ля­ет­ся. И душа, как тело от болез­ней, исце­ля­ет­ся от немо­щи сво­ей и полу­ча­ет здо­ро­вье». Свя­ти­тель Тихон Задон­ский

Источник

Оцените статью