- Работа с эмоциями при помощи арт-терапевтических техник
- Упражнение № 7. Пейзажи эмоционального состояния
- Читайте также
- Разнообразие эмоционального мира
- ИМИТАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- Глава 2. Мир эмоционального выбора
- Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ)
- Отражение эмоционального состояния ребенка по предпочитаемым цветам в рисунке
- Приложение 8 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.7. Регуляция психофизического и эмоционального состояния
- Признаки эмоционального манипулирования
- Виды эмоционального состояния человека
- ИДЕНТИФИКАЦИЯ НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИЯ СЕМЬИ И ЕЕ ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЯ
- Переучивание эмоционального мозга
- Приложение Б. ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УМА
- Глава 6. Упражнение Сущностного Состояния. Поймите Структуру
- Глава 8. Выполняйте! Упражнение Сущностного Состояния
- Глава 1. Развитие состояния любви из состояния удовольствия
- Отсутствие эмоционального отклика
Работа с эмоциями при помощи арт-терапевтических техник
Калашникова Анастасия Владимировна , педагог-психолог
Нижегородская обл., г. Кстово
Описание арт-терапевтических техник, которые помогают выражать и прорабатывать эмоции конструктивным способом, на территории искусства
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Тема: Работа с эмоциями при помощи арт-терапевтических техник
Арт-терапия в образовании способствует повышению эффективности образовательного процесса, более гармоничному и всестороннему развитию учащихся. (Копытин А.И)
Цели арт-терапии в образовании
2. развитие креативности мышления,
3. снижение уровня эмоционального напряжения и тревоги,
4. помочь подобающе отреагировать на сложные чувства и эмоции, и обучить новым способам реагировать на стресс,
5. сплочение коллектива,
6. развитие коммуникативных навыков
Материалы для занятий
Материалы для нанесений
Карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, пастель сухая, пастель масляная, восковые мелки
Кисти натуральные, кисти синтетические,
Бумага для принтера (А3, А4), бумага для акварели (А4, А3),
картон, бумага большого формата
Варианты техник в арт-терапии при работе с подростками
со спектром чувств и эмоций.
2. Ресурсные техники. Техники, снимающие сопротивление и «страх белого листа».
3. Работа с образом Я, самопониманием и самооценкой.
Техники работы со сложностью осознания и выражения чувств, работа со спектром чувств и эмоций.
В психологии не существует хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция несет важное послание для индивида и выполняет адаптационную функцию.
«Практикующим психологам важно разбираться в оттенках различий, поскольку так или иначе мы работаем именно с эмоциями, чувствами и переживаниями. Но за каждым более сложным составным переживанием стоит одна или несколько базовых эмоций, работу с которыми мы и осуществляем» (В. Сидорова)
Общие принципы работы с эмоционально-чувственной сферой
Способы работы в арт-терапии
Ключевое в работе с радостью – она помогает восстановить ресурс, что необходимо на начальных этапах терапии. Созданные образы требуют не перерисовывания и трансформации, а разукрупнения, разворачивания, более полного проживания и ощущения в теле.
Рисовать радость или моменты, вызывающие радость, создавать коллаж радости или коллаж ресурсов. Перевести ощущение в тело. Например, ощутить, где в теле находится радость.
Злость, гнев, раздражение
Ключевой момент в работе с гневом – научить клиента выражать его безопасным, конструктивным образом и принимать свой гнев, как часть своей силы.
Варианты работы с гневом: рисование гнева в виде образа, вылепливание гнева из глины или пластилина; изображение в виде каракуль и хаотичных линий; создание коллажа гнева, выражение гнева с помощью игры на барабане.
Ключевое в работе с печалью – е надо пережить и выплакать
Рисунок акварелью в технике «мокрое на мокром»; лить воду губкой по наклонной плоскости; фотографии на тему печали, метафорические карты.
Ключевое в работе со страхом — не избегать его, посмотреть на него открыто, установить диалог, помогающий понять, для чего он нужен, найти способ договориться со страхом, зачастую страх является защитником.
Нарисовать или вылепить страх, диалог со страхом, трансформировать страх (перерисовать или перелепить), делать маку страха, поговорить от имени страха, а затем трансформировать
Техника: «Моментальной рисование эмоций с интермодальным увеличением» (В.Сидорова)
Применяется со взрослыми и детьми от 6-7 лет.
Цель техники: признание и принятие эмоций, символическое овладение эмоцией, трансформация эмоции из врага в союзника, где энергия эмоции может быть использована в творческом, а не разрушительном аспекте.
Необходимо: 5 листочков А5 пастель, акварель, лист А4 или больше
Техника «Пейзажи эмоционального состояния»
Используется как первоначальное вхождение в тему работы с чувствами и эмоциями, так и для более глубинной работ.
Подходит для взрослых, подростков и детей.
Клиенту дается возможность создать 2 картины. В 1 части задания создается картина, передающая текущее состояние или состояние, связанное с пережитой сложной ситуацией. Во второй части задания создается картина, выражающая возможные позитивные изменения в эмоциональном сотоянии. Время выполнения 60-90 минут.
— Представьте, что может чувствовать человек, находящийся в том или ином месте на изображенной вами местности. Обозначьте чувства и физические ощущения.
— Представьте и опишите, что делал бы человек, оказавшись в этом месте. Например, искал бы он укрытие, стоял бы на месте или спасался бегством.
— Сфокусируйте поочередно внимание на разных деталях созданной картины и постарайтесь обозначить чувства, ассоциирующиеся с ними. Так, например, одинокое дерево может передавать переживание одиночества.
5) Настройка на второй рисунок (желаемое состояние)
Психолог предлагает клиентам представить, как можно было бы изменить созданный вами пейзаж и состояние природы на нем:
• добавляя или заменяя некоторые элементы картины;
• меняя местами или трансформируя имеющиеся элементы;
• уменьшая или усиливая определенные части;
• изменяя погодные условия.
6) Второй рисунок.
Создайте еще одну картину, передающую измененный пейзаж или погодные условия. Доверьтесь процессу, выбирая формы и цвета, которые потребуются, чтобы сделать картину более выразительной.
7) Рефлексия второго рисунка
1. Представьте, что может чувствовать человек, находящийся в том или ином месте на изображенной вами местности. Обозначьте его чувства и физические ощущения.
— Представьте и опишите, что делал бы человек, оказавшись в этом месте. Например, он мог бы танцевать, гулять, отдыхать, лежа на траве, любоваться пейзажем и т. д.
— Сфокусируйте поочередно внимание на разных деталях созданной картины и постарайтесь обозначить чувства, ассоциирующиеся с ними.
— Расположите оба рисунка рядом друг с другом и обратите внимание на сходства и различия между ними.
— Постарайтесь объяснить письменно, почему вы предпочли бы находиться в той или иной обстановке.
Примечание: Вы можете попробовать создать несколько новых картин, передающих новые варианты трансформации исходного пейзажа. Постарайтесь выбрать из них тот, который в наибольшей мере вас устраивает.
Источник
Упражнение № 7. Пейзажи эмоционального состояния
Упражнение № 7. Пейзажи эмоционального состояния
В некоторых жизненных ситуациях человеку бывает трудно выразить и понять свои чувства. Это, в частности, относится к тем, кто пережил психическую травму. Чувства могут быть столь интенсивными или даже непереносимыми, что человек утрачивает способность к пониманию и передаче своих переживаний. Нередко в качестве защитной реакции в этой ситуации используется эмоциональное «онемение» или вытеснение переживаний, что может быть одной из причин трудностей в передаче и осознании чувств.
Восстановление способности чувствовать и осознавать свои переживания может быть очень важным для преодоления последствий психической травмы и возвращения к нормальной жизни, выступать одной из задач лечения. Очень важно не только признать факт наличия тех или иных чувств, но и высокую вероятность их трансформации. Так, обида и возмущение могут переходить в ярость, а страх сменяться подозрительностью и настороженностью. Положительные переживания могут чередоваться с отрицательными. Это позволяет признать, что травматический опыт также может быть с течением времени трансформирован, а боль и страдание не могут продолжаться бесконечно.
При выполнении данного упражнения дается возможность создать две картины. В первой части задания создается картина, передающая текущее состояние или состояние, связанное с пережитой сложной жизненной ситуацией. Во второй части задания создается картина, выражающая возможные позитивные изменения в эмоциональном состоянии.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и самоанализ): 60–90 минут.
Материалы: два листа белой бумаги А4, цветные карандаши или масляная пастель, гуашевые краски, кисточки, палитра, вода.
Инструкция по выполнению упражнения
Часть первая
Подготовка
1. Представьте себе определенный пейзаж, который мог бы служить метафорой вашего текущего эмоционального состояния или пережитой вами психической травмы (сложной жизненной ситуации). На пейзаже могут быть горы или холмы, пустыня, скалы, морской пейзаж и т. д.
2. Постарайтесь почувствовать и представить себе погодные условия, характерные для этого пейзажа и соответствующие вашему эмоциональному состоянию. Вы, в частности, можете представить себе морозную погоду и снегопад, зной, шторм или наводнение и т. д.
Основная часть
Создайте картину, передающую тот пейзаж и те погодные условия, которые вы представили, на листе форматом А4. Добавьте детали, постарайтесь сделать картину более выразительной.
Описание и самоанализ
1. Представьте, что может чувствовать человек, находящийся в том или ином месте на изображенной вами местности. Обозначьте чувства и физические ощущения.
2. Представьте и опишите, что делал бы человек, оказавшись в этом месте. Например, искал бы он укрытие, стоял бы на месте или спасался бегством.
3. Сфокусируйте поочередно внимание на разных деталях созданной картины и постарайтесь обозначить чувства, ассоциирующиеся с ними. Так, например, одинокое дерево может передавать переживание одиночества.
Часть вторая
Подготовка
Представьте, как можно было бы изменить созданный вами пейзаж и состояние природы на нем:
• добавляя или заменяя некоторые элементы картины;
• меняя местами или трансформируя имеющиеся элементы;
• уменьшая или усиливая определенные части;
• изменяя погодные условия.
Основная часть
Создайте еще одну картину, передающую измененный пейзаж или погодные условия. Доверьтесь процессу, выбирая формы и цвета, которые потребуются, чтобы сделать картину более выразительной.
Описание и самоанализ
1. Представьте, что может чувствовать человек, находящийся в том или ином месте на изображенной вами местности. Обозначьте его чувства и физические ощущения.
2. Представьте и опишите, что делал бы человек, оказавшись в этом месте. Например, он мог бы танцевать, гулять, отдыхать, лежа на траве, любоваться пейзажем и т. д.
3. Сфокусируйте поочередно внимание на разных деталях созданной картины и постарайтесь обозначить чувства, ассоциирующиеся с ними.
4. Расположите оба рисунка рядом друг с другом и обратите внимание на сходства и различия между ними.
5. Постарайтесь объяснить письменно, почему вы предпочли бы находиться в той или иной обстановке.
Примечание: Вы можете попробовать создать несколько новых картин, передающих новые варианты трансформации исходного пейзажа. Постарайтесь выбрать из них тот, который в наибольшей мере вас устраивает.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Разнообразие эмоционального мира
Разнообразие эмоционального мира Человек, привыкший наблюдать за собой и анализировать свои переживания, несомненно, заметит, насколько разнообразными и удивительными бывают переживаемые им эмоциональные состояния. В психологии, обобщившей такие наблюдения, принято
ИМИТАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ИМИТАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Мы могли бы запрограммировать компьютерный мозг крана-сортировщика так, чтобы он внешне действовал так, как будто он испытывает эмоции. После периода высокопроизводительной работы он мог бы издавать довольный свисток, или же он мог бы
Глава 2. Мир эмоционального выбора
Глава 2. Мир эмоционального выбора Представьте на минуту, что вы живете в мире, где вам доступны все мыслимые человеческие эмоции, и вы вольны выбирать, какие эмоции испытывать и как их выражать в любой отдельно взятый момент времени. В этом мире вы обретете доступ к горечи
Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ)
Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень
Отражение эмоционального состояния ребенка по предпочитаемым цветам в рисунке
Отражение эмоционального состояния ребенка по предпочитаемым цветам в рисунке В цветном рисунке ребенка всегда отразятся его настроение и эмоции.Рисуя, ребенок уже в 3–4 года выбирает тот цвет, который наиболее точно отражает его психическое и эмоциональное состояние.
Приложение 8 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.7. Регуляция психофизического и эмоционального состояния
Приложение 8 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.7. Регуляция психофизического и эмоционального состояния Веретена
Признаки эмоционального манипулирования
Признаки эмоционального манипулирования Обращайте особое внимание на эпизоды, когда он предал или обидел вас, задел ваши чувства, а затем пытается манипулировать вами, чтобы добиться прощения. Слыша его клятвенные обещания и видя слезы на глазах, вы можете подумать, что
Виды эмоционального состояния человека
Виды эмоционального состояния человека Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным — отпусти их грех; Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы — не снисходи до них; Умей прощать и не
ИДЕНТИФИКАЦИЯ НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИЯ СЕМЬИ И ЕЕ ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЯ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИЯ СЕМЬИ И ЕЕ ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЯ В любой форме психотерапии психотерапевт выступает всегда в качестве модели коммуникации. Начиная работу с какой-то семьей, особенно важно и полезно, как показывает наша практика, прямо определить цели
Переучивание эмоционального мозга
Переучивание эмоционального мозга Одно из наиболее обнадеживающих открытий, касающихся расстройств вследствие посттравматического стресса, было сделано во время исследования людей, переживших холокост, примерно у трех четвертей которых активные симптомы такого
Приложение Б. ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УМА
Приложение Б. ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УМА Лишь в последние годы появилась научная модель эмоционального ума, объясняющая, каким образом очень многое из того, что мы делаем, может делаться под влиянием эмоций, — как мы можем быть такими разумными в какой-то один момент и
Глава 6. Упражнение Сущностного Состояния. Поймите Структуру
Глава 6. Упражнение Сущностного Состояния. Поймите Структуру Все, что единожды можно увидеть, имеет душу. Душу увидеть нельзя, она скрыта от глаз. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц» На примере демонстрирования с Кэти мы будем объяснять основы структуры Упражнения
Глава 8. Выполняйте! Упражнение Сущностного Состояния
Глава 8. Выполняйте! Упражнение Сущностного Состояния Достижение Внутреннего Источника Действия развеют сомнения, которые не развеяла теория. Тэхий Хсиз Это упражнение значительно легче выполнять вдвоем, если вы проходите процесс в первый раз. Один человек это
Глава 1. Развитие состояния любви из состояния удовольствия
Глава 1. Развитие состояния любви из состояния удовольствия Вернёмся назад: вспомним первое упражнение.Помните упражнение, предложенное в самом начале книги? Возможно, когда вы только приступили к его выполнению, оно показалось вам слишком простым. Что может быть проще –
Отсутствие эмоционального отклика
Отсутствие эмоционального отклика Нe знаю почему, но мы так устроены, что, когда нам плохо, нам хочется сочувствия. Когда мы заболеваем, у нас возникает желание, чтобы кто-то пожалел нас, посидел с нами рядом, погладил по руке и поспрашивал, как мы себя чувствуем, и выслушал
Источник