Техника отражения чувств пример

Техника отражения чувств пример

Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии, по выражению Bugental (1987), как кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стимулируют заживление. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др.

Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.

Важно обратить внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Нередко поддавшись страсти выспрашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента.

Клиентка: Мы с мужем дружим с детства и после окончания университета поженились. Я думала — какой замечательной будет супружеская жизнь! Но все оказалось совсем не так.

Консультант: Сколько лет Вы в браке?

В этом случае создается впечатление, что консультанта больше интересует формальный факт продолжительности брака, а не то, как клиентка переживает свою супружескую жизнь. Продолжение беседы могло бы быть явно продуктивнее, позволь консультант продолжать признание или, уловив удлиненную паузу, задай он вопрос: «Что для Вас значит «совсем не так»?»

В консультировании существует правило, что при вопросе о чувствах клиент часто рассказывает факты из жизни, но когда мы спрашиваем только о событиях жизни, практически нет никаких шансов услышать что-либо о чувствах. Это правило ясно указывает на приоритет вопросов о чувствах и на существенную роль отражения чувств в консультировании. Таково необходимое условие поддержания консультативного контакта в ориентированной на клиента терапии.

Источник

Техники отражения

Отражение (его еще называют отзеркаливанием) – это техника последовательного «копирования» движений другого человека или даже многих людей.

Если вы посмотрите на людей, увлеченных беседой, то сможете заметить, что чем интереснее для них тема разговора, тем «синхроннее» они движутся – наклоняются друг к другу, жестикулируют, раскачиваются. Даже тон и скорость речи у них становятся одинаковыми. Они не просто в раппорте друг с другом – они отзеркаливают движения друг друга для того, чтобы удержать раппорт как можно дольше. Отражение – одна из самых простых и в то же время одна из самых действенных техник. Практически любой человек использовал ее много раз, даже если не замечал этого. Поэтому освоить эту технику довольно просто – вы ее и так умеете выполнять, осталось лишь научиться делать это сознательно, затем довести до автоматизма навык применения этой техники в случаях, когда нужно создать или поддержать раппорт.

Отражение – это последовательное повторение жестов собеседника и различных невербальных средств общения (мимика, жесты, улыбки, плач, вздохи, звуковой рисунок, тон и ритм речи). Ваш собеседник поднимает правую руку, и вы поднимаете правую руку. Собеседник склоняет голову влево, и вы склоняете свою голову влево. Он кладет ногу на ногу, и вы тоже. Если при этом вы будете поддерживать разговор, глядя собеседнику в лицо, то он не заметит ваших уловок, поскольку будет увлечен разговором.

Не стоит повторять жест собеседника немедленно – подождите 2–3 секунды, затем плавно начните двигаться, чтобы принять ту же позу.

Отзеркаливание – это то же отражение, но уже обратное. Ваш собеседник наклоняется вправо – а вы влево. То есть ваши движения напоминают отражение в зеркале: куда движется один, туда и другой.

Это немного более сложная техника, она требует более тщательной отработки, чем отражение и отзеркаливание. Ее используют те, кто опасается, что прямое копирование жестов собеседника может испугать, оттолкнуть его, или что собеседник решит, что вы его пародируете. Кроме того, эта техника хороша, если встречаются разные люди: мужчина и женщина, молодой и старый, толстый и тощий.

Сама техника подразумевает, что вы повторяете движения собеседника не буквально: если он скрестил руки, то вы забрасываете ногу на ногу, если он покачивает ногой, вы покачиваете головой. Эффект будет таким же, как при отражении и отзеркаливании, при этом не будет слепого копирования жестов.

Этот практикум особенно полезен для тех, кто выступает перед большой аудиторией (учителя, политики, докладчики), а также для тех, кто занимается охранной деятельностью, то есть для людей, которым нужно установить контакт сразу с большим количеством людей и отслеживать любые нарушения раппорта.

Понаблюдайте за людьми в любом коллективе. Это поможет вам, к примеру, быстро выявить лидера в незнакомом коллективе. В любом сообществе, даже временном, обычно появляется лидер. Явные энергичные лидеры видны сразу, но далеко не всегда именно они оказывают максимальное влияние на коллектив. Скрытый, неявный лидер, «серый кардинал», не выпячивает себя, ведет себя тихо – без специальных навыков или долгого взаимодействия с коллективом (иногда несколько месяцев!) выявить его бывает очень сложно. И тут на помощь вам придет эффект отражения: движения этого скрытого лидера неосознанно повторяет большинство окружающих. (Помните сон Татьяны: Онегин пирует среди чудовищ, которые повторяют все его движения: «Он засмеется – все хохочут…»). Если он откидывается на спинку или закидывает ногу на ногу, так же поступают остальные – несколько секунд, и большинство уже сидит в одинаковых позах.

Кроме того, этот практикум поможет вам выявить бунтарей: если в коллективе есть люди, не согласные с лидером, то они будут либо повторять его движения быстрее всех, либо будут вести себя независимо, принимая совсем другие позы. В первом случае бунтари находятся настороже, ожидая «нападения», поэтому неосознанно предваряют любое движение «противника». Во втором случае «бунтарь» еще не дошел до «стадии противостояния», он просто не согласен с лидером и демонстрирует это своими движениями, неосознанно сопротивляясь установлению раппорта.

Будьте внимательны, фиксируйте неосознанные движения людей – и при определенном навыке вы сумеете быстро понять, на кого нужно воздействовать в первую очередь (если сумеете войти в раппорт с лидером, то все или хотя бы большинство аудитории последует за ним: вам не нужно будет устанавливать раппорт с каждым в отдельности).

Читайте также:  Рисунки с эмоциями людей мультяшки

Если в вашем окружении появится человек, который сопротивляется отражению, вы поймете, что он протестует, раньше, чем даже он сам это осознает.

Заметьте, что иногда даже при хорошо установленном раппорте ваш визави внезапно делает движение отстранения (отшатывается, откидывается на спинку кресла, поднимает перед собой руки, словно защищаясь). В некоторых случаях это означает, что что-то в вашем поведении его оттолкнуло – вы должны тут же «сбавить обороты» и постараться снова установить раппорт, прежде чем продолжить свое гипнотическое влияние. Однако в большинстве случаев движение отстранения – это всего лишь переполнение: либо эмоции, либо объем информации зашкаливают, организм с этим не справляется. Не старайтесь в этот момент «давить» на человека, сделайте паузу, дайте ему собраться с силами или время на то, чтобы «переварить» информацию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Приемы остроумия и их отношение к художественным средствам отражения комического

Приемы остроумия и их отношение к художественным средствам отражения комического Существует обширная область смешного, включающая в себя все раздражители, способные вызвать смех. Характер этих раздражителей может быть самый разнообразный. Но не все смешное комично.

40. Виды восприятия в зависимости от объекта отражения

40. Виды восприятия в зависимости от объекта отражения Все предметы и явления окружающего мира существуют в пространстве и во времени. Пространство и время – основные формы существования материи. Объективно существующие пространственно-временные отношения между

1.4. Восприятие с помощью тактильной системы отражения

1.4. Восприятие с помощью тактильной системы отражения Научное направление по исследованию физических контактов (рукопожатия, прикосновения, поглаживания, похлопывания и поцелуи) получило название такесики (Лабунская, 1999). Принято считать, что тактильная система

1.5. Восприятие с помощью ольфакторной системы отражения

1.5. Восприятие с помощью ольфакторной системы отражения Система естественных и искусственных запахов у представителей этносов проявляется по-разному. «С незапамятных времен известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, как способ

Избыточность раздражителей и детская система зеркального отражения

Избыточность раздражителей и детская система зеркального

Системы зеркального отражения и эмоциональное развитие

Системы зеркального отражения и эмоциональное

Не все зеркальные отражения хороши и безопасны

Не все зеркальные отражения хороши и безопасны

Явления зеркального отражения на работе и в семье

Явления зеркального отражения на работе и в семье

Системы отражения простейших

Системы отражения простейших Самые простые живые организмы, дожившие до нашего времени, – это простейшие. Самые крупные простейшие не превышают миллиметра. Но, несмотря на свои размеры, они имеют весьма сложную систему отражения. У них в зачатке есть практически все

Системы отражения кишечнополостных

Системы отражения кишечнополостных Кишечнополостные состоят из трубки, образованной двумя слоями клеток, между которыми расположен слой студенистого вещества, называемого мезоглеей. С нижнего конца трубка закрыта, а с верхнего – открыта. В открытом конце трубки

Системы отражения червей

Системы отражения червей Вдоль всего тела дождевого червя тянутся две параллельные цепочки нервных ганглиев. Две пары самых первых – наиболее крупные. Их активность влияет на активность остальной нервной системы. Благодаря светочувствительным клеткам кожи черви

Системы отражения хордовых

Системы отражения хордовых Первые хордовые появились на Земле еще в кембрийском периоде, около 570 миллионов лет назад. В этот момент истории Земли появились многоклеточные, и природа принялась массово экспериментировать с различными формами жизни. На протяжении

Приемы отражения прямого давления, агрессии и манипуляций

Приемы отражения прямого давления, агрессии и манипуляций Психологическое влияние осуществляется для достижения следующих целей:1) удовлетворения своих потребностей с помощью других;2) подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;3) преодоления

Источник

Принципы отражения чувств

1. Подбирайте для обозначения чувства клиента слово, которое соответствовало бы интенсивности его переживания. Если вы будете называть «ярость» «недовольством», а «отчая­нье» «огорчением», то есть будете часто использовать мягкие определения для обозначения сильных чувств, отражение чувств не достигнет своей цели. В попытках быть услышанным напряжение клиента может возрасти, а не снизиться. С другой стороны, неадекватное отражение интенсивности переживаний может стать для клиента скрытым сообщением о том, что силь­ным чувствам здесь не место и что ему не позволяется быть таким, какой он есть. В результате качество контакта может ухудшиться и клиент может закрыться.

2. Старайтесь сосредоточиться на актуальных чувствах клиента.

3. Отражая чувство, старайтесь говорить просто и ко­ротко, по возможности говоря об одном чувстве в каждый момент времени. Краткость увеличивает ясность и сводит к минимуму возможность интерпретаций. В фокусе внимания остается клиент.

4. Позитивные формулировки более эффективны, чем негативные («Вы чувствуете себя оскорбленным» вместо «Вы не чувствуете себя счастливым»).

5. Сомнение в том, что вы способны дать точное отра­жение, может помешать вам. Давайте ваше отражение уве­ренно. Клиент может принять его, уточнить или опровергнуть. Чрезмерная озабоченность поисками наиболее точного слова может привести к смещению фокуса с рассказа клиента на вашу собственную тревогу.

Пример использования отражения чувств

Клиент: Он не имел права так со мной поступать! Разве он знает мою жизнь?! Как он мог так со мной поступить!

Консультант: То есть вы чувствуете гнев и возму­щение.

Клиент: Конечно, потому что это несправедливо! Я всю дорогу шла от него и плакала.

Консул ьтант: Я услышала, что вы чувствовали обиду и бессилие.

Клиент: Да, он растоптал меня, а я ничего не могу, он сидит довольный.

Консул ьтант: Было так больно, что хотелось его как-то наказать.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЧУВСТВА К СОДЕРЖАНИЮ

Это вербальный навык, объединяющий отражение чувств с перефразированием содержания. Этот процесс помогает прояснить чувства и связать их с вызвавшими их событиями, за счет чего уменьшается ощущение хаоса, и проясняются объекты работы.

Источник

Техника «Отражение чувств»

Относится к самым сложным техникам активного слушания и требует определенной (иногда немалой) тренировки в ходе своего освоения – однако оно того, безусловно, стоит.

Данная техника уместна почти в любом разговоре (за исключением самых-самых формальных), однако наиболее она применима в том случае, когда человек, с которым вы разговариваете, испытывает сильные эмоции. Выше я уже говорила о том, что многих людей эмоции собеседника тревожат, они не знают, как поступить, когда человек, с которым они находятся в контакте, сильно испуган или обижен либо, к примеру, сердит, и обращаются со всем этим не самым адекватным образом. Здесь мы будем говорить о том, какая реакция на эти переживания будет правильной.

По своей сути «Отражение чувств» есть проговаривание (уважительное, неоценивающее и принимающее), символизация для вашего партнера его эмоционального состояния, то есть фактически сообщение ему о том, что он чувствует. Да, это именно так – вы говорите своему партнеру о том, какое переживание, какое чувство, какую эмоцию вы слышите в том, что он говорит.

Читайте также:  Чувствуют ли коты когда хозяин плачет

Вы можете удивиться – зачем это надо? Он и так понимает, что с ним. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Есть большая психологическая разница между двумя состояниями человека: когда он охвачен каким-то переживанием, «затоплен» им – и когда он, переживая сильные эмоции, сохраняет способность оставаться «на плаву» и «не нырять» в переживание. В первом случае переживание диктует логику поведения (иногда это буквально похоже на одержимость), во втором случае Я, осознавая текущие состояния, остается на своем месте, выдерживая эмоциональные «бури».

Совсем маленький ребенок знает только захваченность переживанием – вспомните, как ведут себя двухлетние дети, когда голодны или категорически не хотят идти домой с прогулки; по мере взросления мы осваиваем и другие, связанные с символизацией и использованием речи, способы быть в переживании. Маленький ребенок кричит от обиды и злости, в этот момент он – олицетворение гнева; взрослый человек может сказать себе: «Я сейчас страшно зол», при этом переживание не завладевает им, скорее он ощущает себя как человек, у которого есть переживание.

Разница между состоянием «захваченности» переживанием и ощущением присутствия переживания задается символизацией, то есть способностью назвать текущее переживание, словно взглянув на него со стороны. В ходе развития важнейшая функция взрослых – символизация, называние переживаний ребенка, это «выращивает» в нем способность называть собственные переживания. Будучи адекватно символизированными (правильно названными), они обретают свое законное место в поле внутреннего мира и не завладевают человеком полностью – остается некая территория внутри, не затронутая переживанием, остается место для «чего-то еще».

Когда ваш партнер в контакте с вами переживает сильные эмоции, иногда он может быть временно «затоплен» ими, и проговаривание того, что с ним происходит, способно стабилизировать его внутреннюю реальность. Использование техники «Отражение чувств» поэтому дает следующие результаты.

Человек явно успокаивается. Нет, это не значит, что если за пару минут до этого он был зол как черт, сейчас он будет благостно тих. Он все равно будет переживать злость, но уже по-другому: внутри него словно освободится «спокойное место», не затронутое злостью. Это очень заметно: по-прежнему находясь в контакте с каким-то своим переживанием (переживаниями), человек не «опрокидывается» им, он сохраняет эмоциональное равновесие. Использование техники «Отражение чувств» дает человеку эффект явного эмоционального облегчения.

Человек лучше понимает самого себя в создавшейся ситуации, свои внутренние потребности и нужды. Техника «Отражение чувств» словно направляет фокус внимания внутрь, к собственным внутренним процессам. За счет этого ему становится понятнее, чего он хочет; нередко приходит и решение – что делать и как поступить (потому что лучше начинаешь понимать самого себя).

Техника «Отражение чувств» настолько эффективна, что ее рекомендуют для родителей, испытывающих трудности в общении с собственными детьми различных возрастов (включая подростковый). Для получения более подробной информации очень рекомендую замечательную книгу Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», техника отражения чувств описана в разделе этой книги «Как слушать своего ребенка».

Итак, обратимся к примерам.

Ваш партнер произносит фразу, в которой явно или не очень отражается какое-то переживание, какое-то чувство, какая-то эмоция.

Вы делаете небольшую паузу, не надо говорить прямо сразу.

Затем мягко, спокойно, в утвердительной, а не вопросительной форме (!), без упрека или обвинения в голосе говорите партнеру о том переживании, чувстве или эмоции, которые вы услышали в его фразе, считали по невербальным проявлениям:

– Ты сейчас очень зол на коллегу…

– Тебе обидно, очень обидно…

– Ты очень тревожишься.

Можно в большей степени развернуть свое высказывание, если вы явно уверены в том, что именно вызвало или спровоцировало называемое вами переживание.

– Ты сейчас очень зол на коллегу из-за того, что он испортил твой отчет…

– Тебе обидно, очень обидно, что твой вклад остался незамеченным, словно его и не было…

– Тебе страшно оказаться никому не нужным…

– Ты очень тревожишься из-за неопределенности с датой переезда.

Приведу примеры диалогов, в которых один из партнеров отвечает своему собеседнику, используя технику «Отражение чувств»:

– Теперь, после того как я закончила этот курс и наши отношения изменились, Валентина не является моей преподавательницей. Но она почему-то приглашает меня к себе, даже посвящает в свои творческие проекты…

– Это вызывает у тебя недоумение.

– Да. И… она рассказывает такие вещи… очень личные… после того как строились наши отношения в ходе обучения, после того как много конфликтов у меня с ней было – и такое полное раскрытие себя… Не понимаю, зачем это…

– И доверять этому, похоже, трудно, у тебя будто недоверие к этому.

– Да, конечно, недоверие, непонятно это все: расслабишься, поверишь, а она вдруг извернется и укусит тебя, как змея…

– Не можешь этому поверить и ожидаешь подвоха.

Вот другой пример:

– Я осталась одна в квартире, когда мой сын и его девушка уехали на дачу. Я все понимала и даже помогла им собраться в дорогу, завернула им бутербродов, хотя они и говорили, что им это не нужно… И потом, когда я осталась одна, я не знала, чем себя занять: включу телевизор – там все не то, ничего смотреть не хочу, открою холодильник – ничего съесть не хочется, посмотрю на полку с книгами – ни одну не хочу взять в руки. Ни сесть, ни ходить, ни лечь не хочется…

– Ты не могла найти себе места…

– Да, мне нигде места не было, и все было неинтересно…

– Не то. Словно все это стало ненужным… и я… никуда…

– Похоже, ты себя почувствовала ненужной.

– Да, правильно! (Пауза.) Сын вырос, у него теперь своя жизнь. Ужасная пустота внутри, будто часть меня умерла. Я теперь ему не нужна.

– Похоже, это вызывает много гнева, но он бессильный.

– Очень больно, оттого что ты чувствуешь, что больше не нужна так, как раньше.

В приведенном примере наиболее точным отражением переживания является последняя фраза (это и есть самая суть того, что происходит с женщиной, которая рассказывает о себе); мы видим, что до этого переживания диалог «добирается» постепенно и осторожно.

Техника «Отражение чувств» является важным инструментом в арсенале психолога-консультанта, психотерапевта, однако и в обычной, повседневной беседе она исключительно важна, помогая вашему собеседнику лучше понять себя, успокоиться; замечательно работает она и на укрепление и углубление психологического контакта между говорящим и слушателем.

Читайте также:  Головокружение при тревоге депрессии

Приведу другие примеры:

– Я не понимаю, что это за человек, – вчера он требовал, чтобы я представил ему информацию в табличной форме, я весь день рабочий на это потратил и еще дома сидел, а сегодня он заявляет: зачем, мол, мне ваши таблицы, неужели в простом тексте нельзя было это все оформить? Он что, издевается?

– Похоже, ты в ярости.

– Ну, если они не оплатили нам эту работу сейчас, может быть, они оплатят к Новому году? Мы же много труда вложили…

– В вас теплится надежда, и вам не хочется с ней расставаться, Надя.

– С тех пор как Елену Ивановну назначили начальником отдела, она больше не здоровается со мной и не секретничает, как это бывало, когда она была рядовой сотрудницей…

– Тебе очень обидно из-за этого.

– Алло, это интернет-магазин такой-то? Что это за служба поддержки у вас такая, я уже три письма вам написал в течение четырех дней, у меня заказ пришел с браком, ну имейте же вы совесть!

– Я слышу, что вы возмущены. Сейчас будем разбираться. Назовите, пожалуйста, номер заказа.

– Моя сестра уехала полгода назад жить за рубеж и теперь каждый божий день звонит мне по телефону. Звонки бесплатные, ни ей, ни мне это не обходится в копеечку, и мы с ней говорим каждый день… по часу, полтора… Я часто домашние дела делаю с трубкой в руках, у меня же нет возможности по полтора часа каждый день просто сидеть и ничего не делать, у меня муж и двое детей… Хорошо, что она звонит, а то я все беспокоилась за нее.

– Кажется, вы очень рады звонкам сестры и в то же время иногда раздражаетесь из-за того, что они отнимают у вас время.

Наверное, вы обратили внимание, читатель, что в приведенных фрагментах реплики слушающего, уточняющие чувства говорящего, звучат по-разному. Все приведенные вводные фразы допустимы: «Кажется, вы…», «Похоже, что вы…», «Я слышу, вы…», «Вы чувствуете…». Ничего страшного, если вы немного ошибетесь в формулировке того, что чувствует ваш партнер, – он обязательно вас поправит; сложности возникают тогда, когда ваша формулировка очень-очень далека от реальности, – в этом случае у вашего партнера может возникнуть ощущение, что его совсем не понимают.

Выше мы уже обсуждали неудачные варианты слушания. Очень многое из того, что говорилось, напрямую применимо и к технике «Отражение чувств» – если ваша формулировка звучит оценивающе, с упреком или неуважительно, она будет «работать» только на усиление напряжения и разрушение контакта.

В связи с этим хотелось бы сделать несколько небольших замечаний.

При обозначении отдельных чувств и переживаний партнера необходимо быть очень внимательным к формулировкам, потому что они имеют некоторые нюансы.

Например, многие мужчины раздражаются, когда слышат: «Ты боишься…» Спонтанная реакция: «Я ничего не боюсь» (конечно, это неправда, но тем не менее), потому что «настоящие мужчины не боятся». Поэтому слова о страхе будут легче восприняты, если облечены в формулировку: «Ты опасаешься».

Такие чувства, как зависть, ревность и ненависть, не одобряются социально, поэтому, если вы скажете «Ты завидуешь» или «Ты ревнуешь», это прозвучит осуждающе, даже если вы на самом деле не осуждаете. Психологически многим людям трудно признаться в том, что они завидуют. Поэтому в этих случаях поищите более безопасные формулировки, например «Тебе обидно, что награда досталась не тебе, а ей, и злишься оттого, что считаешь это несправедливым», «Тебе хотелось бы, чтобы вы поменялись местами», «Тебе невыносимо в присутствии этого человека» или что-то другое в зависимости от ситуации.

С другой стороны, для многих чувств и эмоций в русском языке присутствуют и нейтральные, и более эмоционально окрашенные формулировки. Например, можно сказать: «Ты раздражен» и «Ты бесишься», «Ты равнодушен» и «Тебе по барабану» («до фени») – вариантов формулировок много, иногда они выходят за рамки нормативной лексики, и приводить их я не буду, думаю, все это вы слышали и сами. Очень важно оставаться в том «лексическом поле», которое не будет воспринято вашим партнером как унижающее его.

Еще одна тонкость в использовании техники «Отражение чувств» заключается в том, что выбранная вами формулировка должна точно соответствовать степени интенсивности переживаемого человеком эмоционального состояния. Очень часто при освоении обсуждаемой техники наблюдается попытка смягчить эмоции говорящего, что воспринимается им нередко как признак пренебрежительного или даже издевательского отношения к себе. Как правило, эта попытка снизить интенсивность эмоции связана со страхом перед прямым контактом с ней. Вот пример такого «сглаживания»:

– Я своими руками готова была его задушить, хотя и понимала, что в данной ситуации он не виноват и к тому же беспомощен. Но мне хотелось убить его, когда я видела, как он касается руками моих вещей, дотрагивается до моей машины!

– Вам было не совсем приятно видеть его.

– Не совсем приятно?!

И наконец, последний важный нюанс. Вербализуются (обозначаются вслух) только те состояния, которые осознаются говорящим хотя бы в небольшой степени. Лишь тогда ваши слова могут быть восприняты. В противном случае человек, сообщающий результаты своих «гениальных провидений», рискует получить агрессивный отпор:

– Не нравится мне этот новый босс. Ну откуда он взялся? Ни квалификации толком, ни знаний – гонор только один.

– Ты места себе не находишь из-за того, что назначили не тебя.

С какими сложностями можно столкнуться при использовании техники «Отражение чувств»? Прежде всего, с тем, что: а) с непривычки довольно сложно понять, что чувствует, что переживает человек, который перед тобой сидит, особенно когда он сам об этом не говорит вслух (это правда, нас с вами этому никто специально не учил, надо будет потренироваться); б) и еще сложнее подобрать слово, которое это самое переживание обозначит. Немного попробовав применять данную технику, вы можете обнаружить, что ваш «эмоциональный словарь» довольно беден, а свободно получается назвать только несколько эмоциональных состояний: радость, злость, страх, удивление и грусть. Сложные нюансы – удивление, недоумение, разочарование, печаль, надежда, нежность и т. п. – остаются «за бортом». Однако, повторюсь, здесь дело стоит за тренировкой и практикой: со временем умения чувствовать и называть эмоции окружающих поддаются значительному развитию, самое главное – не бросать.

Другая типичная ошибка при использовании обсуждаемой техники – вопросительные интонации, с которыми реагирует слушающий, которые мгновенно «опрокидывают» ситуацию, превращая ее в допрос. Мысленно попробуйте услышать пример, приведенный выше, и это станет для вас очевидным, читатель.

Источник

Оцените статью