Условно можно говорить о том, что образ жизни складывается из следующих компонентов:
— Компонент «Я» можно охарактеризовать, как поведенческие и эмоциональные реакции, система ценностей, мировоззрение;
— «система отношений» включает в себя эмоциональную привязанность к близким и дальним родственникам, друзьям;
— компонент «деятельность» — это трудовая, учебная деятельность, а также любимые занятия;
— «ситуация болезни» является компонентом, который провоцирует перестраивание образа жизни и адаптацию к изменившимся условиям существования.
Безусловно, все компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Для того, чтобы был более понятен предмет разговора, рассмотрим простую схему:
Первое, с чем сталкивается онкологический больной, это диагностика, далее — выбор методов лечения и сам лечебный процесс. На этом этапе важно понять, что каким бы сложным ни был процесс лечения, избегание этого процесса или отрицание наличия заболевания грозит более серьезными последствиями. Ситуация болезни позволяет «развернуть» такие психологические реакции, которые часто не понятны больному и заставляют его пребывать в постоянном состоянии напряжения, тревоги или страха. Подобное состояние вызывает напряжение, от которого, порой, невозможно избавиться и довольно часто пациенты занимают свои мысли поиском причины заболевания в прошлом (например, мысли о наказании, о психосоматических предпосылках, о потере близкого). Это вызывает чувство вины и стыда. Вышеописанный психический процесс отнимает много энергии и представляет собой некий замкнутый круг, который может привести пациента к потере ресурсного состояния. Таким образом, вместо того, чтобы тратить энергию на конструктивную борьбу с болезнью, пациент растрачивает свой ресурс на переживание тяжелых психологических состояний, созданных им самим.
Ситуация болезни влияет не только на личность больного (компонент «Я»), важно помнить о том, что в ней косвенно находится и вся семья (компонент «система отношений»). Семья часто оказывает мощную поддержку онкологическому больному, но бывает и так, что внутри семьи растет напряжение, а иногда и недопонимание. Оно связано с тем, что члены семьи порой не знают, как себя вести с больным, каким образом оказать ему поддержку, как воспринимать его реакции и поведение. В таком случае больному важно рассказать членам семьи о своих переживаниях и опасениях, о том, какая нужна помощь и как оказывать поддержку. То же относится к друзьям и близким родственникам: часто больные ограничивают свой круг общения семьей и таким образом перестраивают свой образ жизни, лишая себя привычного окружения и ограничивая контакты. Такое поведение может привести к появлению чувства одиночества, разочарования и «брошенности».
Не менее важным компонентом является «деятельность» больного: трудовая деятельность, увлечения, учеба и т. д. С появлением в жизни онкологического диагноза выполнение привычной деятельности становится проблематичным по понятным причинам и часто больной отказывается от привычных занятий, что может привести к ощущению внутренней пустоты. Важно сохранять продуктивность и стараться быть занятым.
Таким образом, в формировании образа жизни онкологического больного центральную роль играет «ситуация болезни»: она занимает директивную позицию в выборе психологического состояния, взаимоотношений в семье и характере деятельности. Это удобная концепция, где ответственность за образ жизни отдается болезни, а не больному. Такой образ жизни можно назвать «подвешенным», неопределенным, так как ситуация болезни меняется стихийно, независимо от больного, не позволяет прогнозировать дальнейшую деятельность и создает напряжение внутри семьи: «я не понимаю, что со мной происходит»; «я не понимаю, что дальше делать»; «я не знаю, стоит ли искать работу, начинать деятельность»; «я не знаю, как себя вести в семье, как общаться с детьми, родственниками, друзьями».
В качестве иллюстрации рассмотрим другую схему, где личность больного («Я») занимает центральное место:
Формирование образа жизни и сохранность таких структур, как «семья», «ситуация болезни» и «деятельность» зависит в основном от решений, которые принимает больной. Здесь «Я» в отличие от «ситуации болезни» гарантирует стабильность: больной, с учетом характера заболевания, определяет свой образ жизни, качество взаимоотношений и собственную продуктивность. Больной может переживать различные состояния и эмоции, не ставя на них запрет и понимая, что это нормально, это и есть адаптация: «Я разрешаю себе сегодня расклеиться, поплакать, позлиться, но завтра я вновь возьму под контроль свою болезнь». Здесь «Я» через «ситуацию болезни» включен в «систему отношений» и не откладывает чувство удовольствия на следующий год. Здесь «Я», не смотря на свою болезнь, включен в «деятельность» и чувствует себя целостным и продуктивным. От того, как больной выстроит собственную Я-систему, насколько он готов осознавать, проявлять и контролировать свои эмоции и переживания будет зависеть и то, каким будет его образ жизни в ситуации болезни.
Кондратьева Кристина Орхановна — медицинский психолог НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова
Источник
Любой человек боится услышать, что у него рак — но и врачу нелегко сообщать такой диагноз. Врачу приходится не только лечить, но и успокаивать, и поддерживать пациента, выполняя роль друга, духовника и психолога. Многие медики до сих пор убеждены, что это неотъемлемая часть их профессии — но правильно ли брать на себя такую нагрузку?
Как хирург не будет сверлить зуб без крайней необходимости, так и онколог не должен брать на себя задачи психолога, в этом мнении сходятся эксперты международного онкологического форума «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. «Такие дела» разобрались в том, как психологическая поддержка способна избавить онкобольного от боли, а врача — от профессионального выгорания.
Онкологическое заболевание является психотравмирующим, потому что угрожает жизни и подрывает привычные представления о ней, рассказывает медицинский психолог НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова Кристина Кондратьева.
В своем исследовании на примере молодых женщин, столкнувшихся с раком молочной железы (РМЖ), она объясняет, что от того, как пациент представляет себе столкновение с раком, зависит характер психологической травмы: «Наши пациенты с РМЖ вступают в процесс лечения с позицией: «Я сильная, я со всем справлюсь». Эта позиция не позволяет пациентке пластично реагировать на все, что с ней происходит: выходит, что на все я буду реагировать своеобразным геройством. Она затрачивает много психической и физической энергии, ведет к астенизации (слабости — прим. ТД), и в дальнейшем пациент выходит в ремиссию, а у него нет сил на жизнь».
студентка кафедры клинической психологии РГУПУ имени Герцена
Условно здоровые женщины воспринимают понятие «онкологическое заболевание» как дающее новые возможности, новые встречи, как дающее возможность для проявления материнства и женственности, как причину для расслабления — в то время, как женщины с РМЖ говорят об опасности, о лишениях. Травмирующим фактором становится вынужденная смена представлений о данном понятии, существующих до момента заболевания при столкновении с его реальными последствиями.
Справиться с вынужденной сменой представлений о себе, жизни, будущем и лечении помогают онкопсихологи. В научно-исследовательском центре имени Бехтерева два года проводили психологическую реабилитацию среди больных, у которых впервые диагностировали рак. Раз в неделю онкобольные встречались с психотерапевтом на индивидуальной консультации, а еще раз в неделю — работали в группе.
Спустя 10 встреч с онкопсихологами у пациентов снизился эмоциональный дискомфорт и тревога о будущем, рассказывает младший научный сотрудник исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева Павел Чернов. Они стали чаще обращаться за помощью и поддержкой к окружающим, не стеснялись говорить о том, что их тревожит, с медиками и стали чаще обсуждать свои проблемы с близкими людьми. Онкобольные стали меньше уставать и жаловаться на отсутствие аппетита. С точки зрения онкологов же, главным достижением реабилитации стало то, что в группе не было ни одного отказа от сеанса лучевой и химиотерапии.
Такого продвижения удается добиться за счет работы мультидисциплинарной команды, где каждый врач оказывает помощь в рамках своих компетенций. «Врач общего профиля недостаточно хорошо подготовлен к специфике врача-психолога или клинического психотерапевта, поэтому и нужны в мультидисциплинарной команде такие специалисты. Тогда и нагрузки на лечащего врача будут намного ниже», — подчеркивает кандидат психологических наук, научный сотрудник центра онкологии имени Н.Н. Петрова Маргарита Вагайцева.
Для больного не найти лучшего специалиста, с которым можно поговорить о том, что его действительно беспокоит, чем лечащий врач, признает кандидат психологических наук, старший научный сотрудник центра онкологии имени Н.Н. Петрова Валентина Чулкова. Но врач должен оказывать психологическую помощь только в рамках своей профессии, правильно ведя прием. По остальным вопросам необходимо переключать пациента на специалиста.
Общение с врачом на приеме влияет на моральное состояние больного и его настрой на выздоровление, считает создательница блога «Ульяна против рака» Ульяна Шкатова (у девушки четвертая стадия меланомы, сейчас она находится в ремиссии — прим. ТД). Она опросила 118 человек с онкологическими диагнозами, и с этим утверждением согласны 97% респондентов.
«Зачастую пытаясь сохранить положительное эмоциональное настроение у пациента, врач может дать недостаточно информации, — рассказывает Шкатова. — Часто слышала истории, когда врачи говорили: все хорошо, операцию сделали, приходите через три месяца на проверку. И если врач не донес всю серьезность ситуации, то пациент может просто не прийти через эти три месяца. Здесь важен баланс между положительным эмоциональным состоянием пациента и желанием донести всю серьезность ситуации».
Положительное эмоциональное состояние пациента складывается из того, насколько спокоен и уверен в себе врач, как он относится к пациенту — достаточно ли тактично и доброжелательно, есть ли индивидуальный подход. Пациенты чувствуют себя спокойнее, если врач в четких формулировках говорит им о течении болезни, способах терапии и побочных эффектах, ясно отвечает на вопросы, приводит в пример конкретные случаи и готов быть на связи.
Последний пункт особенно важен, подчеркивает Шкатова: «Просто визитка с телефоном врача в кармане уже положительно повышает эмоциональное состояние». Врачу при этом следует оговорить время, когда ему можно и нельзя звонить или писать, чтобы сохранить свои границы.
Каждый четвертый онкобольной в стационаре готов принять психологическую помощь от психолога — и еще столько же скорее обратятся за поддержкой к медсестре. Об этом свидетельствуют данные опроса, который провела выпускница петербургского фельдшерского колледжа Татьяна Вихрова. Пациенты говорят, что доверительные отношение с медсестрами помогают им справиться с тревогами и страхом перед процедурами.
Большинство медсестер онкологического отделения тоже чувствуют себя обязанными оказывать психологическую поддержку пациентам, но считают, что у них недостаточно знаний и навыков для этого. Они хорошо относятся к дополнительному обучению психологии, но из-за постоянной усталости и большой нагрузки на их готовность оказало бы большое влияние время, которое бы заняла подготовка.
«Надо расширять знания медсестер, разработать для них методические рекомендации по психологической работе с онкобольными и внедрить коммуникативные программы, которые бы тренировали коммуникативные навыки и умения медсестры», — заключает Вихрова.
Когда врачи переносят на себя болезни пациентов и слишком эмоционально включаются в их трудности, они рискуют своим психологическим здоровьем. Ведущий психолог службы «Ясное утро» Ольга Плющева на примере консультантов службы горячей линии онкобольным изучила, что дает возможность специалистам восстанавливать свои резервы и развиваться, несмотря на тяжелую психологическую обстановку.
Консультанты оценивают каждый седьмой звонок на горячую линию как средней степени кризисности, а каждый сотый — как высокий. Сложнее всего им даются звонки, связанные с детской онкологией, суицидами, терминальными стадиями рака, страхом смерти и горем по умершему родственнику — и часто переживания совпадают с тем, что испытывает сам работник.
Главным фактором психологической защиты сотрудники «Ясного утра» считают атмосферу коллегиальности (30%), на втором месте — профессиональное совершенствование (27%), а на третьем — супервизия (19%) — процесс, во время которого специалист вместе с другим экспертом прогнозирует эффекты терапии и осознает свои ошибки. На четвертом месте — хобби и комфортные условия работы.
Консультанты отмечали, что больше всего в работе им помогали спокойствие, чувство юмора, стрессоустойчивость, сочувствие и уважение к звонящим, умение слушать и соблюдать границы, а также желание помогать.
Организация может сама выстроить работу таким образом, чтобы поддерживать психологическую защиту своих сотрудников: определить идейные ценности и транслировать их, подбирать персонал с учетом нагрузки и ролей в команде, организовать комфортные условия труда, обеспечить супервизию и повышение квалификации, а также развивать корпоративную культуру, совместный досуг, признавать заслуги и давать сотрудникам возможность влиять на произвольные решения и видеть результаты труда.
Источник