Техника «Диссоциация»: как выключать свои эмоции
Не бывает хороших или плохих реакций, бывают только полезные и вредные для желаемого результата.
Спросите своих знакомых, считают ли они себя выдержанными, и большинство ответит, что да. Спросите у этих же знакомых, случалось ли им в недавнем прошлом неуместно психануть и жалеть об этом, и большинство ответит, что да.
И это плохо. Плохо потому, что поступая так человек при этом уверен, что ведет себя вполне себе ratio. А слепота к своим условным «неправильностям» убивает возможность делать по-другому.
Фантазии о нашей рациональности давно развеяны научными исследованиями. Мы тотально иррациональны! Если до исследований не доберетесь, почитайте «Думай медленно, решай быстро» Даниэля Канемана или «Архитектуру выбора» Ричарда Талера.
Мы — гормональная фабрика, которую легко вогнать в эмоциональное болото снисходительным смешком «друга», хамством продавца, невыплатой зарплаты, проблемами со здоровьем, предательством любимого человека.
Причем ни одно из этих происшествий не будет универсально болезненным для всех: кого-то не заденет вовсе то, что другому устроит вырванные годы.
Потому что за каждой болезненной реакцией стоит своя болезненная история, отсутствие каких-то нужных ресурсов. Это какая-то незаметная болевая точка — оголенный нерв, случайным нажатием на который можно спровоцировать целое извержение.
Каким бы непробиваемым вы себя не мнили, в жизни каждого (!) человека есть одна простая фраза из пяти-семи слов, услышав которую даже самый осознанный и сдержанный человек либо разрыдается, либо озвереет.
Вот почему нам необходима эмоциональная гигиена.
В сериале «Рассказ служанки» хорошо это проиллюстрировано. Во время жутко неприятных и при этом неизбежных «церемоний» служанки выбрали негласную стратегию отрешенности от происходящего, мысленно будучи не в этой комнате и даже не в своем теле. Это в итоге снижало градус негативных эмоций, меньше травмировало психику, меньше влияло на трезвость ума и логику действий.
Да, иногда психануть, накричать, швырнуть, стукнуть кулаком, выругаться — это самая адекватная и здоровая штука. Иногда это на пользу, иногда это нужно, это правильно. Но все же чаще всего — наоборот.
На случаи, когда взорваться это не выход, в НЛП есть инструмент, который помогает вовремя стряхнуть с себя агрессию, обиду или страх, войти в эмоциональное равновесие и не наломать своим поведением дров. Называется этот инструмент «Диссоциация». Диссоциация позволяет выйти за ситуацию, посмотреть на себя и других её участников со стороны, выровнять эмоциональный фон и спокойно спланировать дальнейшие действия, чтобы ассоциироваться обратно уже в новом состоянии.
Диссоциация в НЛП
Чтобы описать систему, нужно выйти за её рамки. Чтобы изменить систему, нужно быть в ней.
Диссоциация работает не только с актуальными событиями. Её можно использовать для проработки прошлых травм, обид, фобий, которые не отпускают и влияют на результаты здесь и сейчас.
Как ясно из названия, диссоциация — противоположность ассоциации, означающей вовлеченность, погружение в момент.
Диссоциация – это отстранение от ситуации, «уход со сцены» в позицию зрителя, который видит всё происходящее с ним со стороны, ментально выйдя за рамки ситуации, в которой оказался.
Что это значит на деле: вы входите в позицию наблюдателя и становитесь камерой, диктофоном, компьютером.
Успех диссоциации заключается в чувствовании… ничего. Чувствуете ничего — значит, все сделали правильно. Думать же можно, что хочется (а лучше то, что выгодно для выхода из этой ситуации), если это не возвращает в негативные переживания.
Три способа диссоциации
В момент эмоции, находясь в продолжительной неприятной ситуации или прорабатывая травмирующий опыт прошлого вы можете диссоциироваться одним из трех (в идеале — тремя сразу) способов.
- Мысленно остановитесь, «встаньте и выйдите» в сторону, чтобы посмотреть на себя, других участников и обстановку в момент переживания со стороны. Войдите в позицию наблюдателя, который просто фиксирует происходящее, не давая этому оценок
- Сделайте картинку черно-белой
- Уменьшите её, отдалите от себя
- Передвиньте фигуры людей, которые вызвали эмоцию на дальний план
- Ускорьте или замедлите события, как на пленке
- Представьте, как люди и место события будут выглядеть через 20-30-50 лет
- Постарайтесь услышать свой голос со стороны. Если есть другие люди, послушайте их голоса будто из динамика телефона или телевизора.
- Сделайте голоса тише.
- Ускорьте или замедлите речь, поиграйтесь с голосами.
- Войдите в третью позицию наблюдателя, как и в визуальной диссоциации, но на этот раз уже оценивая происходящее.
- Максимально отстранитесь от себя и своих эмоций, какими бы «заслуженными» они ни были. Сейчас это не ваши эмоции, а эмоции человека, на которого вы смотрите.
- Выделите ключевые аспекты: кто, что, почему, зачем.
- Постарайтесь предсказать разные варианты развития ситуации.
- Просчитайте, что можно сделать, чтобы ситуация переменилась в вашу пользу.
Многомерная диссоциация
Она усиливает эффект, добавляя диссоциации новые уровни. Это «тяжелая артиллерия» в случае тяжелых переживаний, при работе со страхами и фобиями.
Двухмерная диссоциация — классическая диссоциация, описанная выше: наблюдать за собой, находящимся в ситуации.
Трехмерная диссоциация — наблюдать за собой, наблюдающим за собой, находящимся в ситуации. И так далее.
Так можно «накидывать» уровни, снижая градус вовлеченности в переживание.
Почему это работает
Это работает при условии, что вы, во-первых, делаете это, а во-вторых, делаете правильно. В этом случае результаты будут впечатляющими, и вот почему:
- Мозг не умеет думать и переживать одновременно. Потому мы занимаем его наиболее полезным в этом моменте делом — думанием. И думанием не бессмысленным, а прямо относящимся к ситуации.
- Мы говорим с лимбической системой на её языке, переводя происходящую эмоциональную какофонию в осязаемую и подконтрольную материю. Она становится пластичной, и в своей голове мы можем делать с ней что угодно.
В итоге имеем не только эмоциональное успокоение и сохранение нервных клеток, но и качественный и, что важно, своевременный анализ ситуации. Мы начинаем видеть наилучшие для желаемого результата реакции прежде, чем безвозвратно начудили.
Эмоции — это инструменты в наших руках, и это знание делает эмоциональный самоконтроль выбором счастливых.
Источник
PsyAndNeuro.ru
Диссоциативный подтип посттравматического стрессового расстройства. Разрушение мифов о резистентности.
ПТСР – это психическое расстройство, возникающее как результат перенесенного психотравмирующего события[1].Осевыми симптомами данного расстройства являются: непроизвольное воспроизведение в сознании психотравмирующего события, постоянное избегание ситуаций имеющих травмирующее содержание, негативные изменения в когнитивной сфере, симптомы тревоги и агрипнические расстройства.
В классификации DSM-5 [1] был отдельно выделен диссоциативный подтип ПТСР. В клиническом аспекте данный фактор может указывать на вероятность терапевтической резистентности [2]. Диссоциация традиционно рассматривается в качестве индикатора неудовлетворительного терапевтического исхода и нежелательных эффектов при лечении ПТСР [3,4, 5].
Определение и концептуализация термина «диссоциация»
Не существует точного и общепринятого определения диссоциации, разные концепции освещают разные феномены и процессы [6]. Диссоциация определяется как нарушение в интеграции таких психических функций как сознание, память, осознание собственной идентичности и восприятие окружающего мира [7]. Данные нарушения подразделяются на психоформные и соматоформные, а также могут быть патологическими и непатологическими.
Психоформная диссоциация включает нарушения в интеграции и осознании когниций, аффекта, памяти, собственной идентичности и поведения.
Соматоформная диссоциация включает нарушения в интеграции и осознании телесных функций, ощущений и моторики [8].
Непатологическая диссоциация частое явление в общей популяции. К ней относят тенденцию к погруженности в активность и временную потерю контакта с внешним миром [9].
Патологическая диссоциация есть расщепление между двумя отдельными феноменами, к ней относят амнезию и деперсонализацию/дереализацию[10]. Амнезия представляет собой невозможность воспроизведения важной автобиографической информации, несовместимую с обычным забыванием [1]. Деперсонализация/дереализация представляет собой состояния с оторванностью от ощущения себя или окружающего мира, к ней относятся внетелесные переживания, ощущения нереальности, сноподобные состояния.
ПТСР и диссоциация
Диссоциативные и ПТСР-симптомы являются часто сосуществующими [11]. Однако природа этой взаимосвязи остается неясной. Даленберг и Карлсон (2012) представили наиболее подробную модель, которая может прояснить эту взаимосвязь. Их взгляд демонстрирует отсутствие согласия между исследователями, которые предполагают единое происхождение симптомов ПТСР и диссоциации, и исследователями, предполагающими, что данные феномены по генезу и проявлениям различны.
Так, одни модели рассматривают связь между ПТСР и диссоциацией как слабую и несущественную, другие же указывают на отчетливые коморбидные взаимоотношения с общим травматическим фоном, другие – указывают на сильную взаимосвязь между диссоциацией и ПТСР, например, рассматривая диссоциацию как необходимый фактор для развития ПТСР.
Две модели, получившие наибольшую эмпирическую поддержку, – это модель компонента и модель субтипа[12]. Обе модели отмечают сильную взаимосвязь ПТСР и диссоциации. Модель компонента рассматривает травматическое событие в качестве причины как ПТСР, так и диссоциации. Диссоциация рассматривается как симптом ПТСР. Модель субтипа подтверждает это и добавляет, что ПТСР с большим количеством диссоциативных симптомов может отличаться как (сопутствующими) симптомами, так и их тяжестью. Она рассматривает диссоциативное ПТСР как качественно иное расстройство по сравнению с недиссоциативным ПТСР.
Другой известной моделью описывающей взаимосвязь между диссоциацией и ПТСР, является модель травмы/избегания [13]. В большей степени она справедлива для случаев связанных с симптомами дереализации/деперсонализации, которые соответствуют диссоциативному подбтипу ПТСР по DSM-5. Модель рассматривает диссоциацию в качестве избегающей копинг стратегии, которая отвлекает внимание от травматических воспоминаний, чтобы защитить от подавляющих эмоций. Это мнение подтверждается экспериментальными исследованиями когнитивных функций, демонстрирующими, что пациенты с диссоциацией сознательно избегают травматических воспоминаний с использованием улучшенных стратегий перенаправления внимания по сравнению с недиссоциативными пациентами [14,15,16,17].
Диссоциация и терапия ПТСР
Диссоциация, как считается, является неблагоприятным явлением среди ветеранов с ПТСР [15]. Однако ограниченное количество исследований, в которых изучались результаты терапии ветеранов с диссоциативным ПТСР, в сочетании с сообщениями о том, что диссоциация может влиять на исход терапии ПТСР [16], не даёт возможности точно оценить эффект диссоциации на исход терапии.
В новом исследовании, проведённом Haagen J et.al., основное внимание уделялось явлению деперсонализации/дереализации. Другие диссоциативные явления (амнезия, погруженность) не были включены, поскольку они не являются частью диссоциативного подтипа ПТСР по DSM-5. Учёными до начала исследования предполагалось, что диссоциативный профиль ПТСР будет характеризоваться различимыми клиническими признаками в соответствии с моделью подтипа [12] и более широким использованием избегающих копинг стратегий в соответствии с моделью травмы/избегания [13]. Было выдвинуто предположение, что ветераны с диссоциативным профилем ПТСР будут сообщать о слабой динамике лечения по сравнению с недиссоциативными профилями.
В качестве основного метода был использован анализ латентных профилей (LPA) в выборке из 330 мужчин-ветеранов, поступивших на лечение (средний возраст 39,5 лет) с предполагаемым дианозом ПТСР. Для идентификации предикторов диссоциативного ПТСР использовались мультиномиальные логистические модели. Восемьдесят ветеранов с ПТСР, которые приступили к психотерапии, были приглашены на контрольное исследование через 6 месяцев. Большинство (n = 64, 80% отклика) завершили исследование. Изменения в уровне посттравматического стресса между исходным уровнем и контрольным наблюдением были расценены как стойкий отдаленный исход.
Анализ латентных профилей выявил четыре различных профиля пациентов: «низкий» (12,9%), «умеренный» (33,2%), «тяжелый» (45,1%) и «диссоциативный» (8,8%). Диссоциативный профиль ПТСР характеризовался более выраженными уровнями патологических симптомов, однако они не являлись симптомами, относящимися к посттравматической реакции. Ветераны с диссоциативным ПТСР получали такое же лечение, как и ветераны с недиссоциативным ПТСР.
У пациентов страдающих ПТСР с диссоциативными симптомами также отмечался достаточно высокий эффект лечения, сопоставимый с эффектом лечения пациентов с недиссоциативным ПТСР с аналогичными уровнями тяжести посттравматических симптомов. Таким образом, результаты данного исследования опровергают стереотипные представления клиницистов о резистентности и плохом ответе на терапевтическое воздействие пациентов с диссоциацией.
Подготовил: Черапкин Е.С.
Основная статья: Joris F. G. Haagen, Allison van Rijn, Jeroen W. Knipscheer, Niels van der Aa and Rolf J. Kleber (2018). The dissociative post-traumatic stress disorder (PTSD) subtype: A treatment outcome cohort study in veterans with PTSD. British Journal of Clinical Psychology. Jan 7https://doi.org/10.1111/bjc.12169
1)American Psychiatric Association (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th ed.). Washington, DC: Author.
2) Spiegel, D., Lewis-Fernandez, R., Lanius, R., Vermetten, E., Simeon, D., & Friedman, M. (2013). Dissociative disorders in DSM-5. Annual Review of Clinical Psychology, 9, 299 – 326. https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-050212-185531
3)Becker, C., Zayfert, C., & Anderson, E. (2004). A survey of psychologists’ attitudes towards and utilization of exposure therapy for PTSD.Behaviour Research and Therapy, 42, 277 – 292. https://doi.org/10.1016/S0005-7967(03)00138-4
4)Hansen, M., Ross, J., &Armour, C. (2017). Evidence of the dissociative PTSD subtype: A systematicliterature review of latent class and profile analytic studies of PTSD. Journal of Affective Disorders, 213, 59 – 69. https://doi.org/10.1016/j.jad.2017.02.004
5)Briere, J., & Scott, C. (2015). Principles of trauma therapy: A guide to symptoms, evaluation, and treatment (2nd ed.). London, UK: SAGE.
6)Giesbrecht, T., Lynn, S. J., Lilienfeld, S. O., &Merckelbach, H. (2008). Cognitive processes in dissociation: An analysis of core theoretical assumptions. Psychological Bulletin, 134, 617 – 647. https://doi.org/10.1037/0033-2909.134.5.617
7)American Psychiatric Association (2000). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed., text rev.). Washington, DC: Author.
Источник