Театр эмоциональной драмы это
История «Особняка»
В 1997 г. творческая группа под руководством Л. Ю. Краснова выпустила спектакль «Бедный Гамлет» по мотивам трагедии
В. Шекспира «Гамлет». Представление длилось 50 мин., все это время на сцене находился только один актер. Такая необычная трактовка классического произведения вызвала интерес, как у простого зрителя, так и у профессионалов. Именно с этого момента можно говорить о зарождении нового театра — «Театра эмоциональной драмы».
Мы поставили эмоции на первый план. Спектакль должен быть актуальным, задевать за живое, волновать, заставлять задуматься — это основные принципы на которых наш театр базируется до сих пор.
В 1998 г. театр получил официальный статус, а в 2000 г. Управа Таганского района предоставила помещение для создания театрального центра.
14 октября 2001 года центр начал свою работу.
Поскольку центр расположился в стороне от академических театров столицы — с уютной, по-домашнему камерной обстановкой, за ним прикрепилось название — «Театральный особнякЪ».
За все это время было выпущено более 60 спектаклей. Многие из которых получали призы на различных театральных фестивалях.
Осуществляя гастрольную деятельность, театр показал свои спектакли в таких городах, как: Благовещенск, Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, Улан-Удэ, Байкальск, неизменно встречая теплый прием у публики.
В театральном сезоне 2007-2008 гг. на ежегодном театральном фестивале «Норвежская пьеса на Московской сцене» спектакль «Привидения» получил дипломы в номинациях «Лучший режиссер» (Леонид Краснов) и «Лучшая мужская роль» (Алексей Васюков) .
В этом же сезоне спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» по сказкам А. С. Пушкина и братьев Гримм на Московском открытом фестивале спектаклей для детей признан «Лучшим спектаклем» и получил Гран-при фестиваля .
Помимо спектаклей самого «Театрального особняка» на базе театра в разное время показывали свои спектакли:
Модель-театр п/р А. Ледуховского, Анна Глазкова (Театр Российской Армии), Центр Современной хореографии, Московский театр Грановского, «Театроль — театр», театр «Багаж», театр «Туки-луки» г. Пермь, Пацанская компания #театр_чё, театр «Студия 613», Театр Эрвина Гааза, Экспериментальный театр «АнтрЭкот» г. Санкт- Петербург, Мастерская Антонины Красновой, Питерская театральная лаборатория п/р В. Максимова, Студия «Музыка и слово», Театр «Переулок», Объединение театров танца «ЦЕХ», САРД (Содружество актёров, режиссёров и драматургов), Русский реалистический театр п/р Т. Пышновой, Театр литературного института «Теория неба», Вологодский камерный театр, Театр «Простодушные», Театр ДОК. Выпустила спектакли «Международная Чеховская лаборатория» под руководством В. Гульченко: «Вишнёвый сад», ставший лауреатом Международного театрального фестиваля в Тегеране, «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка».
Показывали дипломные спектакли студенты Щукинского, Щепкинского театрального училища, Ярославского государственного театрального института им. Волкова, школы-студии МХАТ, Института Современного искусства, Российской академии театрального искусства (ГИТИС).
Проведено три театральных фестиваля любительских коллективов «Театральная Таганка» и «Школьные театры в Центральном округе г. Москвы».
Наш театр открыт для творчества и экспериментов!
Источник
Театральный особнякЪ
«Тетральный особняк» начинался, как театр экспериментальный, новаторский, с заявкой на то, чтобы предложить зрителю совершенно новый продукт. Реализовать эту идею удалось в полной мере и в столице появился первый театр экспрессионизма.
Для владельцев заведений
История театра началась в 1997 году, когда коллектив артистов, под руководством Л. Ю. Краснова, актера, режиссера, заслуженного деятеля культуры, явил миру спектакль «Бедный Гамлет» в очень неожиданной трактовке. Спектакль шел меньше часа и в нем был задействован единственный исполнитель. Такая оригинальная постановка привлекла внимание и обычных зрителей, и опытных ценителей драматического жанра, положив начало процессу становления театра.
«Особняк» считается драматической сцены живых эмоций. Его творческий коллектив своими постановками пытается разбудить в зрителе всплеск самых разнообразных и противоречивых ощущений, заставить его волноваться и сопереживать героям.
До 2000 года театр не имел своего помещения, но теперь управление Таганского района выделило здание для обустройства в нем театра «Особняк», бывшего в ту пору просто театральным центром. Новый центр начал функционировать в октябре 2001 года. Т. к. он расположился вдалеке от других театров и, при этом, отличался от них комфортной, почти домашней атмосферой, посетители прозвали его «Театральный особняк». За время прошедшее со дня его создания было выпущено более тридцати постановок, большинство из которых стали призерами престижных конкурсов в области театрального искусства.
«Особняк» активно гастролирует многим городам страны и везде его встречают необычайно тепло и радушно. В 2008 году театр участвовал в фестивале «Норвежская пьеса на Московской сцене» с постановкой «Привидение» и получил награды за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль. А позже, со спектаклем «Сказка о рыбаке и рыбке» на Московском фестивале детских спектаклей завоевал главный приз.
Театр имеет взрослую и детскую программы, регулярно проводит интересные конкурсы, благотворительные представления для инвалидов, ветеранов и просто малоимущих людей. Интерьер театра заслуживает отдельного разговора. «Особняк» расположен в подвальном помещении, оформленном под старину, с массой старой мебели, зеркал и подсвечников. Вошедшего в помещение не покидает ощущение, что он находится на закрытом мероприятии, где его ожидают с нетерпением, и не начнут пока он не войдет.
Театр «Особняк» затягивает своей атмосферой и необычным интерьером, он в корне отличается от театров в общепринятом понимании. Но при этом все кто побывал на его спектаклях, хотят переступить этот порог еще раз.
Источник
Самые маргинальные театры столицы
OPENSPACE.RU попытался выяснить, сколько в Москве театров и в какие из них не ступала нога театрального критика
Читать!
Для чистоты эксперимента из длинного списка нами были исключены все кукольные театры, все театры оперы и балета, театры музыкальной комедии, учебные театры (вроде театра РАТИ-ГИТИСа); остались лишь те, которые – пусть и с некоторыми оговорками – можно отнести по ведомству театров драматических. Таковых, по нашим скромным подсчетам, оказалось восемьдесят четыре (сколько же их всего, страшно даже и помыслить). О существовании многих из них ведущие театральные критики Москвы услышали впервые. Подавляющее большинство наших читателей тоже наверняка изумится, узнав, что в Москве имеются:
Московский христианский театр музыки и драмы «Левитикон»,
Театральная лаборатория метода «ТОТ»,
Театр на Набережной,
Театр эмоциональной драмы,
театр «Тихий омут»,
Театральный центр «Вишневый сад»,
Театр Стаса Намина,
театр-группа «Поиск предмета»,
а также театры «Буфф», «Мост», «Фэст», МЕЛ, Арт Хаус, Драм-Антре, Postscriptum и т.д.
Некоторые критики знали о существовании, но практически никто не бывал в русском духовном театре «Глас», в афише которого значатся спектакли с ласкающим слух православных людей названиями «Это сам Христос-малютка», «У Бога всего много» и «За Русь святую». Многие знали о куда менее пафосном театре «Шалом», в афише которого «Испанская баллада» Фейхтвангера мирно соседствует с «Моей кошерной леди», но посетить его тоже практически никто не сподобился.
Из театров с более громкими именами список аутсайдеров возглавили Содружество актеров Таганки, Театр Армии и МХАТ им. Горького. Им в спину дышат театр «Сфера», Театр киноактера, Театр Луны, Театр на Покровке, Театр Армена Джигарханяна, Театр Рубена Симонова и некогда весьма популярный Театр на Юго-Западе. В ближайшем будущем наш сайт намерен провести дальнейшую инвентаризацию театральной сферы, выяснив, каковы художественные свершения почти неизвестных критическим перьям коллективов, а также какова государственная дотация и неизвестных, и хорошо известных театров-аутсайдеров.
Пока же мы приводим опрос семнадцати ведущих театральных обозревателей Москвы. Некоторые просто выделили жирным шрифтом театры, в которых они никогда или почти никогда не бывают, а некоторые сопровождали эти пометки короткими, но выразительными комментариями. Комментарии мы сохранили.
Источник
Театральный особнякъ
О месте
«Театральный особнякъ» начал свою работу в 1997 году. Тогда группа актеров под руководством режиссера Леонида Краснова выпустила спектакль «Бедный Гамлет». Через год театр получил официальный статус, а в 2000 и собственное помещение. Здесь можно увидеть и костюмный спектакль о бароне Мюнхгаузене, и постановку по книге Светланы Алексиевич. «Театральный особнякъ» — это московский андеграунд во всех смыслах. Своим громким названием театр заявляет, что стоит особняком от официального театра.
История «Театрального особняка» началась в 1997 году, когда творческая группа под руководством Л. Ю. Краснова выпустила моноспектакль «Бедный Гамлет» по мотивам трагедии В. Шекспира «Гамлет». Необычная трактовка классического произведения вызвала интерес и у зрителей, и у критиков. Тогда зародился новый театр — «Театр эмоциональной драмы».
Офитциальный статус театр получил в 1998 году, а отдельное помещение в 2000. Театральный центр начал свою работу в 2001 году, за ним закрепилось название — «Театральный особнякЪ».
За время существования театра было выпущено более 30 спектаклей, многие из постановок получали призы на различных театральных фестивалях.
Театр осуществляет гастрольную деятельность, спектакли «Театрального особняка» были показаны в таких городах, как: Благовещенск, Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, Улан-Удэ, Байкальск.
Помимо спектаклей самого «Театрального особняка» на базе театра в разное время показывали свои спектакли и другие театры, а также свои дипломные спектакли демонстрировали студенты Щукинского, Щепкинского театрального училища, Ярославского государственного театрального института им. Волкова, школы-студии МХАТ, Института Современного искусства, Российской академии театрального искусства (ГИТИС).
Источник
Кафедра ЮНЕСКО Культурно-историческая психология детства
Московский государственный психолого-педагогический университет
Смирницка Ю. Эмоциональное развитие средствами любительского театра
аннотация
Согласно Выготскому (1987) задача подросткового возраста – развить способность контролировать свою волю, научиться принимать самостоятельные решения и вести свои дела так, чтобы в конечном счете управлять своей жизнью как взрослые люди. Учитывая это, важно включать развитие эмоциональной сферы в учебные молодежные программы. Salovey и Mayer (1990) исследуя роль эмоций в интеллектуальном развитии, утверждают, что эмоции — как «плохие», так и «хорошие». Первые — могут повысить гибкость в планировании будущего и решении проблем, вторые — помочь мыслить творчески, третьи — фокусировать и переводить внимание, четвертые – поддерживать мотивацию и сохранять постоянство при решении сложных задач. Однако внимание к проблемам молодых ограничивается соглашением между обеими сторонами, что есть граница, которая отделяет работающего с молодежью от молодежи, чтобы защитить молодежь от ненужного вторжения взрослых в их жизни. Программы любительских театров, которые помогают молодым людям развивать позитивные отношения друг с другом и со взрослыми, осознают роль, которую эмоциональное развитие играет в росте и улучшении этих отношений.
Среда, обстановка любительского театра отлично подходит для нужд молодежи в области эмоционального развития. Творчество предлагает особые подходы, динамику и структуру, что дает возможность молодым людям выразить свои эмоции. Руководители любительских театров должны рассматривать свои организации и программы как основной инструмент для освоения эмоциональной сферы у подростков и молодежи.
Каждый год в городе Сан-Пилар организуется Летний Творческий Проект для Молодежи. Эта программа дает возможность местной молодежи от 13 до 17 лет принять участие в постановке и представлении необычной театральной пьесы.
Джейсон и Гилберт – участники программы этого года. Они – студенты из разных колледжей. Они живут в разных частях города. В течение первых двух недель проекта эти студенты хаотично назначались в различные рабочие группы, которые разучивали и готовили части театральной пьесы. Спустя три недели они оказались вместе назначенными в одну группу.
Джейсона пригласили участвовать в программе благодаря его отличным коммуникативным навыкам. У него природная склонность к публичным выступлениям. Кроме того, у Джейсона есть дар создавать творческие идеи и побуждать других поддерживать его.
Гилберт стал участником программы не по собственной воле, а по направлению офицера, наблюдающего за условно осужденными (Probation Officer). Он был принужден участвовать в этой программе.
В среду, группа обсуждала сюжетную линию пьесы. Джейсона было слышно в течение всей дискуссии – он явно играл ведущую роль. Можно было заметить, что Джейсон неоднократно побуждал Гилберта принять участие в обсуждении, но Гилберт хранил молчание. В итоге, группа согласилась с предложенной Джейсоном сюжетной линией.
Внезапно возникла серьезная конфронтация между Джейсоном и Гилбертом. Гилберт кричал, что все это просто куча, также он утверждал, что все позволили Джейсону «развести» себя, что Джейсон ничего не умеет делать, кроме болтовни. Джейсон разразился в ответ длинным списком негативных эпитетов в адрес Гилберта, включавших «преступник, заключенный, тупой, недоразвитый». Они стояли на виду у всех, лицом к лицу, нос к носу. (Burbie, 2005, pp 1-2)
Этот сценарий заимствован из программы тренинга, созданной для подготовки творческих педагогов для работы с молодежью «Добрая воля – молодежи» (Will Power to Youth (WPY)). Эта программа – молодежная инициатива, которая воспитывает самоуважение, взаимное уважение, побуждает уважать различия, повышает грамотность и развивает тягу к творчеству среди юношества. В каждой сессии занято от 20 до 30 молодых людей. Эта программа совмещает театральное искусство и человеческие отношения, академическое развитие и тренинг. Во время всего курса обучающая команда работает над созданием и усилением зоны безопасности для разнородной группы, состоящей из молодежи и взрослых, чтобы они обучались вместе и работали над общей целью – постановкой адаптированной пьесы Шекспира. «Добрая воля – молодежи» — одна из многих успешных программ молодежного любительского театра, задуманная, созданная и управляемая профессиональными театральными артистами.
Готовясь к творческому сотрудничеству с молодежью, для артистов важно уметь доверительно говорить о чувствах, а также уметь считаться с различными эмоциональными состояниями, которые могут возникать в процессе такого сотрудничества. Адекватное понимание того, как происходит эмоциональное развитие, дает важную информацию, которую артисты-педагоги могут использовать для лучшего понимания того, как подростки развиваются творчески, когнитивно и социально.
В нижеприведенном кратком обзоре последних исследований, есть примеры того, какую роль играют эмоции в разных задачах развития подростка. Глубокое понимание развития у подростков позволяет артистам помочь им осваивать собственное эмоциональное пространство. Любительский театр создает естественную среду для освоения этих навыков.
Нехватка помощи молодежи.
Фраза про то, что подростки часто не справляются со своими эмоциями – почти клише. Они, как Джейсон и Гилберт, сталкиваются, подчас впервые, с тем, что эмоции захлестывают их и это становится испытанием для их верности, индивидуальности, увлечений. И в этом сложном противоречивом контексте должны решаться огромные задачи подросткового возраста. Согласно Выготскому (1987), задача подросткового возраста – развить способность контролировать свою волю, научиться принимать самостоятельные решения и вести свои дела так, чтобы они могли в конечном счете управлять своей жизнью как взрослые люди. Подростковый возраст – уникальный момент в развитии человека. И в нем заложены идеальные условия для эмоционального развития.
Многие подростки бывают явно не готовы и поражены, когда сталкиваются с обсуждением и регулированием своих эмоций и эмоций других людей, близких к ним. Недостаток информации о том, как можно успешно управлять своими эмоциями вызывает беспокойство при том, что понимание собственных эмоций играет центральную роль в развитии подростка, особенно в таких областях как творчество, развитие интеллекта и установлении глубоких и значимых межличностных отношений.
У молодых людей – участников большинства программ любительских театров как правило мало возможностей для систематического освоения этих навыков. Обычно это подростки из рабочих и бедных семей, их родители не могут себе позволить заплатить за это обучение. Важно не делать предположения о том, кто эти дети и на что похожа их жизнь, а важно осознавать, что они могут бороться с обычными жизненными проблемами. Например, они могут проживать по соседству с районами, где уровень безработицы, неполной занятости и преступности превышают средний уровень по области (Brookings Institution, 2006). В подобных районах, как правило, мало возможностей для отдыха и охраны здоровья. Эти подростки могут посещать школы, которые при всем желании, не в состоянии обеспечить им нормальное достойное образование. У них равно мало возможностей заниматься творчеством самим, равно как и приобщаться творчеству (Woodworth и др., 2007). Так как все члены их сообщества сталкиваются с теми же проблемами, то найдется совсем немного взрослых, заинтересованных или способных предложить им поддержку. Учитывая эти обстоятельства, очень важно включать обучение эмоциональной грамотности в молодежные программы для таких районов.
И хотя в последнее время был проявлен интерес к развитию эмоционального интеллекта (Salovey & Mayer, 1990; Goleman, 1996), все же не возникло какого-то серьезного движения по объединению этих принципов и внесению их в основные учебные планы для общеобразовательных школ или других организаций, чья деятельность направлена на работу с молодежью ( молодежный спорт, религиозные общины и любительские театры). Во всех этих организациях подростков чаще всего оставляют один на один с их способами и личной историей, которые и подсказывают им их эмоциональное развитие.
Несмотря на очевидный дефицит обучения эмоциональной грамотности, ее важность редко оспаривается. Эмоциональный интеллект(emotional intelligence) определен Salovey и Mayer (1990) как «разновидность социального интеллекта (social intelligence), который включает в себя способность разбираться и управлять собственными чувствами и эмоциями, а также способность понимать чувства и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для размышления и действий» (p. 188). Эти способности играют ключевую роль в построении крепких межличностных отношений (Eisenberg, 2000), в творческом процесса в театре (Wolf, Edmiston, & Enciso, 1997; Vygotsky, 1971), и в когнитивном развитии (Eisner, 2002; Salovey & Mayer, 1990; ZuIl, 2002). Учитывая то, что эти и другие аспекты юношеского развития поддерживаются эмоциональной зрелостью, высококвалифицированные любительские театры должны включать в свои учебные планы эту инструкцию.
Эмоции в производственной деятельности
Для некоторых может показаться необычным включение термина «эмоция» при обсуждении различных видов интеллектуальной деятельности, тогда как замещение его терминами «настроение» или «мотивация», сделает повествование более знакомым. Те, кто изучает человеческую настойчивость (попытки, старания) всех видов (human endeavour) долгое время выделяли роль, которую настроение и мотивация играют в способности человека приложить свои усилия для достижения цели.
Творчество
Выготский (1971), и Wolf и коллеги (1997) обратились к уникальной роли эмоций в театральном искусстве. Wolf и др. исследуют воображение в драматических постановках и отмечают, что «вместо того, чтобы отделить интеллект (разум) от аффекта, драма, как и жизнь, соединяет их вместе» (p. 496). Выготский в течение всей жизни испытывал огромный интерес к театру, особенно к Станиславскому(1936), отцу современной актерской техники, и он приложил большие усилия для понимания взаимосвязи между эмоцией и актерским искусством. В своей диссертации Выготский (1971) показывает связь между воображением и эмоциями на простом примере:
Если ночью мы по ошибке примем пальто, висящее в нашей комнате, за человека, наша ошибка очевидна, опыт ложен и лишен реального содержания. Но чувство страха, испытанное в момент, когда пальто было увидено, очень реально. Это означает, что. все наши воображаемые события на самом деле реальны для наших эмоций. Эмоция и воображение — не два отдельных процесса; напротив, они – один и тот же процесс.
В этом примере он признает сложность эмоций как в жизни, так и в искусстве. Далее Выготский разделяет эмоции, которые всегда неясны, и ощущения, которые могут быть достаточно ясными. Присущая эмоциям неопределенность делает их источником творческого потенциала.
Выготский, как и Станиславский, описал либретто, тексты пьес, как неполный текст и просто наводящий на размышления о мыслях и эмоциях, лежащих между строк, внутри (Станиславский, 1936). Соответственно, Wolf и др. (1997) установили, что актеры «должны не только произносить фразы на сцене, но также и создавать гипотетические эмоциональные миры их характеров за сценой, договариваясь с другими актерами, для ‘полного образа’ актер должен взаимодействовать с другими характерами/актерами » (p. 496). Поскольку эмоция – это материал драмы, эмоциональное знание и навыки, касающиеся себя и других, жизненно важны для профессионального развития актера, драматурга, театральных постановщиков и режиссеров. Артисты театра развивают общий словарь, содержащий ключевые понятия, введенные Станиславским, такие как мотивация, желание, нужда, цель, конфликт и тактика.
Поскольку артисты театра исследуют эти понятия во взаимодействии характеров в игре, они используют словарь эмоций. Например, режиссер может попросить, чтобы актриса изобразила эмоции Джульетты в ее монологе, который начинается со слов «Вперед, вперед, на огненных ногах, Неситеся быстрее, кони Феба».
В пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» (действие III, сцена II). Чего она хочет? Какова ее потребность? Ответы на все эти вопросы привлекают слова, описывающие чувства. Джульетта говорит так, потому что она хочет поторопить ночь, чтобы Ромео мог прибыть к ней. Она желает Ромео, любовь, связь, сексуальная разрядка, страсть, дружба, радость, и счастье. Здесь есть конфликт, потому что их любовь запрещена, в то время как сейчас — день, и она не может видеть своего любимого. Конфликт заставляет ее чувствовать напряженность, желание, ожидание, надежду, страх, гнев, расстройство и нетерпение. Говоря это, Джульетта испытывает разные эмоции. Она командует, умоляет, умасливает, обольщает, угрожает, и гневается.
Программы любительских театров, которые применяют высокие стандарты театральной практики, представляют этот вид эмоционального словаря с безопасного расстояния в сценах и характерах в игре. Этот словарь затем преобразуется в более интимные сцены, которые происходят в процессе выражения собственных эмоций и развития глубоких и значимых межличностных отношений.
Познавательное развитие
Эмоциональный интеллект рассматривался во взаимодействии с другими интеллектами в познавательном развитии (Gardner, 1983; Zull 2002). В исследовании роли эмоций в интеллектуальном развитии Salovey и Mayer (1990) утверждают, что настроения и эмоции — и «плохие» и «хорошие» — могут 1- могут повысить гибкость в планировании будущего и решении проблем, 2- помочь мыслить творчески, 3- фокусировать и переводить внимание, 4 – поддерживать мотивацию и сохранять постоянство при решении сложных задач.
Zull также описывает, как интеллектуальная деятельность, например, рассуждение и память, сильно воздействуют на эмоции продолжительным образом.
Чувства управляют всеми возможностей. Чувства могут помочь нам запомнить и заставить нас забыть. Они могут помочь нам вспомнить важные события, которые действительно имели место, но они могут также вызвать ложные воспоминания. Они являются важными для рассуждения, и они могут препятствовать рассуждению, (р. 86-87).
Источник