Театр эмоции от него

Кафедра ЮНЕСКО Культурно-историческая психология детства

Московский государственный психолого-педагогический университет

Смирницка Ю. Эмоциональное развитие средствами любительского театра

аннотация
Согласно Выготскому (1987) задача подросткового возраста – развить способность контролировать свою волю, научиться принимать самостоятельные решения и вести свои дела так, чтобы в конечном счете управлять своей жизнью как взрослые люди. Учитывая это, важно включать развитие эмоциональной сферы в учебные молодежные программы. Salovey и Mayer (1990) исследуя роль эмоций в интеллектуальном развитии, утверждают, что эмоции — как «плохие», так и «хорошие». Первые — могут повысить гибкость в планировании будущего и решении проблем, вторые — помочь мыслить творчески, третьи — фокусировать и переводить внимание, четвертые – поддерживать мотивацию и сохранять постоянство при решении сложных задач. Однако внимание к проблемам молодых ограничивается соглашением между обеими сторонами, что есть граница, которая отделяет работающего с молодежью от молодежи, чтобы защитить молодежь от ненужного вторжения взрослых в их жизни. Программы любительских театров, которые помогают молодым людям развивать позитивные отношения друг с другом и со взрослыми, осознают роль, которую эмоциональное развитие играет в росте и улучшении этих отношений.

Среда, обстановка любительского театра отлично подходит для нужд молодежи в области эмоционального развития. Творчество предлагает особые подходы, динамику и структуру, что дает возможность молодым людям выразить свои эмоции. Руководители любительских театров должны рассматривать свои организации и программы как основной инструмент для освоения эмоциональной сферы у подростков и молодежи.
Каждый год в городе Сан-Пилар организуется Летний Творческий Проект для Молодежи. Эта программа дает возможность местной молодежи от 13 до 17 лет принять участие в постановке и представлении необычной театральной пьесы.
Джейсон и Гилберт – участники программы этого года. Они – студенты из разных колледжей. Они живут в разных частях города. В течение первых двух недель проекта эти студенты хаотично назначались в различные рабочие группы, которые разучивали и готовили части театральной пьесы. Спустя три недели они оказались вместе назначенными в одну группу.

Джейсона пригласили участвовать в программе благодаря его отличным коммуникативным навыкам. У него природная склонность к публичным выступлениям. Кроме того, у Джейсона есть дар создавать творческие идеи и побуждать других поддерживать его.
Гилберт стал участником программы не по собственной воле, а по направлению офицера, наблюдающего за условно осужденными (Probation Officer). Он был принужден участвовать в этой программе.
В среду, группа обсуждала сюжетную линию пьесы. Джейсона было слышно в течение всей дискуссии – он явно играл ведущую роль. Можно было заметить, что Джейсон неоднократно побуждал Гилберта принять участие в обсуждении, но Гилберт хранил молчание. В итоге, группа согласилась с предложенной Джейсоном сюжетной линией.
Внезапно возникла серьезная конфронтация между Джейсоном и Гилбертом. Гилберт кричал, что все это просто куча, также он утверждал, что все позволили Джейсону «развести» себя, что Джейсон ничего не умеет делать, кроме болтовни. Джейсон разразился в ответ длинным списком негативных эпитетов в адрес Гилберта, включавших «преступник, заключенный, тупой, недоразвитый». Они стояли на виду у всех, лицом к лицу, нос к носу. (Burbie, 2005, pp 1-2)
Этот сценарий заимствован из программы тренинга, созданной для подготовки творческих педагогов для работы с молодежью «Добрая воля – молодежи» (Will Power to Youth (WPY)). Эта программа – молодежная инициатива, которая воспитывает самоуважение, взаимное уважение, побуждает уважать различия, повышает грамотность и развивает тягу к творчеству среди юношества. В каждой сессии занято от 20 до 30 молодых людей. Эта программа совмещает театральное искусство и человеческие отношения, академическое развитие и тренинг. Во время всего курса обучающая команда работает над созданием и усилением зоны безопасности для разнородной группы, состоящей из молодежи и взрослых, чтобы они обучались вместе и работали над общей целью – постановкой адаптированной пьесы Шекспира. «Добрая воля – молодежи» — одна из многих успешных программ молодежного любительского театра, задуманная, созданная и управляемая профессиональными театральными артистами.
Готовясь к творческому сотрудничеству с молодежью, для артистов важно уметь доверительно говорить о чувствах, а также уметь считаться с различными эмоциональными состояниями, которые могут возникать в процессе такого сотрудничества. Адекватное понимание того, как происходит эмоциональное развитие, дает важную информацию, которую артисты-педагоги могут использовать для лучшего понимания того, как подростки развиваются творчески, когнитивно и социально.
В нижеприведенном кратком обзоре последних исследований, есть примеры того, какую роль играют эмоции в разных задачах развития подростка. Глубокое понимание развития у подростков позволяет артистам помочь им осваивать собственное эмоциональное пространство. Любительский театр создает естественную среду для освоения этих навыков.
Нехватка помощи молодежи.
Фраза про то, что подростки часто не справляются со своими эмоциями – почти клише. Они, как Джейсон и Гилберт, сталкиваются, подчас впервые, с тем, что эмоции захлестывают их и это становится испытанием для их верности, индивидуальности, увлечений. И в этом сложном противоречивом контексте должны решаться огромные задачи подросткового возраста. Согласно Выготскому (1987), задача подросткового возраста – развить способность контролировать свою волю, научиться принимать самостоятельные решения и вести свои дела так, чтобы они могли в конечном счете управлять своей жизнью как взрослые люди. Подростковый возраст – уникальный момент в развитии человека. И в нем заложены идеальные условия для эмоционального развития.
Многие подростки бывают явно не готовы и поражены, когда сталкиваются с обсуждением и регулированием своих эмоций и эмоций других людей, близких к ним. Недостаток информации о том, как можно успешно управлять своими эмоциями вызывает беспокойство при том, что понимание собственных эмоций играет центральную роль в развитии подростка, особенно в таких областях как творчество, развитие интеллекта и установлении глубоких и значимых межличностных отношений.
У молодых людей – участников большинства программ любительских театров как правило мало возможностей для систематического освоения этих навыков. Обычно это подростки из рабочих и бедных семей, их родители не могут себе позволить заплатить за это обучение. Важно не делать предположения о том, кто эти дети и на что похожа их жизнь, а важно осознавать, что они могут бороться с обычными жизненными проблемами. Например, они могут проживать по соседству с районами, где уровень безработицы, неполной занятости и преступности превышают средний уровень по области (Brookings Institution, 2006). В подобных районах, как правило, мало возможностей для отдыха и охраны здоровья. Эти подростки могут посещать школы, которые при всем желании, не в состоянии обеспечить им нормальное достойное образование. У них равно мало возможностей заниматься творчеством самим, равно как и приобщаться творчеству (Woodworth и др., 2007). Так как все члены их сообщества сталкиваются с теми же проблемами, то найдется совсем немного взрослых, заинтересованных или способных предложить им поддержку. Учитывая эти обстоятельства, очень важно включать обучение эмоциональной грамотности в молодежные программы для таких районов.
И хотя в последнее время был проявлен интерес к развитию эмоционального интеллекта (Salovey & Mayer, 1990; Goleman, 1996), все же не возникло какого-то серьезного движения по объединению этих принципов и внесению их в основные учебные планы для общеобразовательных школ или других организаций, чья деятельность направлена на работу с молодежью ( молодежный спорт, религиозные общины и любительские театры). Во всех этих организациях подростков чаще всего оставляют один на один с их способами и личной историей, которые и подсказывают им их эмоциональное развитие.
Несмотря на очевидный дефицит обучения эмоциональной грамотности, ее важность редко оспаривается. Эмоциональный интеллект(emotional intelligence) определен Salovey и Mayer (1990) как «разновидность социального интеллекта (social intelligence), который включает в себя способность разбираться и управлять собственными чувствами и эмоциями, а также способность понимать чувства и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для размышления и действий» (p. 188). Эти способности играют ключевую роль в построении крепких межличностных отношений (Eisenberg, 2000), в творческом процесса в театре (Wolf, Edmiston, & Enciso, 1997; Vygotsky, 1971), и в когнитивном развитии (Eisner, 2002; Salovey & Mayer, 1990; ZuIl, 2002). Учитывая то, что эти и другие аспекты юношеского развития поддерживаются эмоциональной зрелостью, высококвалифицированные любительские театры должны включать в свои учебные планы эту инструкцию.
Эмоции в производственной деятельности
Для некоторых может показаться необычным включение термина «эмоция» при обсуждении различных видов интеллектуальной деятельности, тогда как замещение его терминами «настроение» или «мотивация», сделает повествование более знакомым. Те, кто изучает человеческую настойчивость (попытки, старания) всех видов (human endeavour) долгое время выделяли роль, которую настроение и мотивация играют в способности человека приложить свои усилия для достижения цели.
Творчество
Выготский (1971), и Wolf и коллеги (1997) обратились к уникальной роли эмоций в театральном искусстве. Wolf и др. исследуют воображение в драматических постановках и отмечают, что «вместо того, чтобы отделить интеллект (разум) от аффекта, драма, как и жизнь, соединяет их вместе» (p. 496). Выготский в течение всей жизни испытывал огромный интерес к театру, особенно к Станиславскому(1936), отцу современной актерской техники, и он приложил большие усилия для понимания взаимосвязи между эмоцией и актерским искусством. В своей диссертации Выготский (1971) показывает связь между воображением и эмоциями на простом примере:

Читайте также:  Импульсивность это свойство темперамента

Если ночью мы по ошибке примем пальто, висящее в нашей комнате, за человека, наша ошибка очевидна, опыт ложен и лишен реального содержания. Но чувство страха, испытанное в момент, когда пальто было увидено, очень реально. Это означает, что. все наши воображаемые события на самом деле реальны для наших эмоций. Эмоция и воображение — не два отдельных процесса; напротив, они – один и тот же процесс.
В этом примере он признает сложность эмоций как в жизни, так и в искусстве. Далее Выготский разделяет эмоции, которые всегда неясны, и ощущения, которые могут быть достаточно ясными. Присущая эмоциям неопределенность делает их источником творческого потенциала.
Выготский, как и Станиславский, описал либретто, тексты пьес, как неполный текст и просто наводящий на размышления о мыслях и эмоциях, лежащих между строк, внутри (Станиславский, 1936). Соответственно, Wolf и др. (1997) установили, что актеры «должны не только произносить фразы на сцене, но также и создавать гипотетические эмоциональные миры их характеров за сценой, договариваясь с другими актерами, для ‘полного образа’ актер должен взаимодействовать с другими характерами/актерами » (p. 496). Поскольку эмоция – это материал драмы, эмоциональное знание и навыки, касающиеся себя и других, жизненно важны для профессионального развития актера, драматурга, театральных постановщиков и режиссеров. Артисты театра развивают общий словарь, содержащий ключевые понятия, введенные Станиславским, такие как мотивация, желание, нужда, цель, конфликт и тактика.
Поскольку артисты театра исследуют эти понятия во взаимодействии характеров в игре, они используют словарь эмоций. Например, режиссер может попросить, чтобы актриса изобразила эмоции Джульетты в ее монологе, который начинается со слов «Вперед, вперед, на огненных ногах, Неситеся быстрее, кони Феба».
В пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» (действие III, сцена II). Чего она хочет? Какова ее потребность? Ответы на все эти вопросы привлекают слова, описывающие чувства. Джульетта говорит так, потому что она хочет поторопить ночь, чтобы Ромео мог прибыть к ней. Она желает Ромео, любовь, связь, сексуальная разрядка, страсть, дружба, радость, и счастье. Здесь есть конфликт, потому что их любовь запрещена, в то время как сейчас — день, и она не может видеть своего любимого. Конфликт заставляет ее чувствовать напряженность, желание, ожидание, надежду, страх, гнев, расстройство и нетерпение. Говоря это, Джульетта испытывает разные эмоции. Она командует, умоляет, умасливает, обольщает, угрожает, и гневается.
Программы любительских театров, которые применяют высокие стандарты театральной практики, представляют этот вид эмоционального словаря с безопасного расстояния в сценах и характерах в игре. Этот словарь затем преобразуется в более интимные сцены, которые происходят в процессе выражения собственных эмоций и развития глубоких и значимых межличностных отношений.
Познавательное развитие
Эмоциональный интеллект рассматривался во взаимодействии с другими интеллектами в познавательном развитии (Gardner, 1983; Zull 2002). В исследовании роли эмоций в интеллектуальном развитии Salovey и Mayer (1990) утверждают, что настроения и эмоции — и «плохие» и «хорошие» — могут 1- могут повысить гибкость в планировании будущего и решении проблем, 2- помочь мыслить творчески, 3- фокусировать и переводить внимание, 4 – поддерживать мотивацию и сохранять постоянство при решении сложных задач.
Zull также описывает, как интеллектуальная деятельность, например, рассуждение и память, сильно воздействуют на эмоции продолжительным образом.
Чувства управляют всеми возможностей. Чувства могут помочь нам запомнить и заставить нас забыть. Они могут помочь нам вспомнить важные события, которые действительно имели место, но они могут также вызвать ложные воспоминания. Они являются важными для рассуждения, и они могут препятствовать рассуждению, (р. 86-87).

Читайте также:  Стресс болит живот температура

Источник

Развитие эмоций в театрализованной деятельности (из опыта работы)

Лариса Никитина
Развитие эмоций в театрализованной деятельности (из опыта работы)

Развитие эмоций в театрализованной деятельности

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка.

Как отмечали Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций – лицевую экспрессию. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические средства. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются двигательные акты – эмоциональные действия (подпрыгивание при радости, закрывания лица руками при стыде, плаче и т. д.)

Особую роль хотелось бы обратить на театрализованную деятельность в создании положительного эмоционального фона.

Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близко и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятие театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявление любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявление общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе,трудолюбия,что способствуют формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, изобретательность, способность к импровизации. Занятие театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередований функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умение, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхание и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенные, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Именно поэтому для своей работы я выбрала тему: «Развитие эмоций в театрализованной деятельности». Поставила перед собой цели и задачи.

Цель: поиск путей социально – эмоционального развития детей и создание благоприятной психологической атмосферы и использование театрально-художественной деятельности для развития эмоциональной сферы детей.

• формировать умения детей создавать нужные эмоции;

• знакомить детей с видами театра;

• обеспечить поэтапное освоение детьми видов творчества;

• совершенствовать артистические навыки детей;

формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;

• формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;

работать с детьми над речью, интонацией;

• пробуждать способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

Работу над темой я начала с изучения литературы по данной теме и подбора комплекса игр, этюдов, упражнений для развития эмоциональной сферы детей ясельной группы. Наблюдая за детьми, я обратила внимания на то, как малыши внимательно и с интересом смотрели на показываемые мной потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театра петрушек и с удовольствием повторяли за увиденным.

Мне кажется, благодаря таким игровым действиям наши ребята начали говорить, так как театральная деятельность является наиболее эффективным и доступным средством для понимания ребенка.

В этом же возрасте знакомила детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.

Начинала с пальчиковой гимнастики. Обычно это инсценировка, каких то сказок, исполняемых при помощи пальцев. Ведь все происходящее в сказке или стихотворении дети показывали руками, например, придумывая как сложить ладошки «домиком» или показать бегущего человека.

Читайте также:  У тебя есть чувства какие то остались

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжета пока не могут. Для этого проводились такие игра как «Наседка и цыплята», разыгрывали с ними сценки по литературным произведениям А. Барто «Игрушки», потешки «Идет коза рогатая», «Расти коса до пояса», «Ладушки» и др.

Потешки развивают мелкую моторику и эмоциональному развитию малыша, побуждая его к повторению действий. Также раздавала детям игрушки, предметы для повторений по образцу.

С детьми 1 младшей группы участвовали в открытом занятии — развлечении «Сюрприз для пчелки», где дети перевоплощались разных лесных зверей. Очень эмоционально передал образ медведя Никита Михеев, кокетливо изобразила лису Катя К., хорошо передали характер зайцев Аня Т., Полина К, Матвей Р.

Дети очень любят играть в хоровые игры, такие как «Зайка серенький сидит»,»Зайцы и лиса», «Мишка» и др. Я заметила, что детям очень нравится передавать повадки животных. Стала хвалить и поощрять тех, кто показывал образ животного по своему и с фантазией, при этом имитировали голоса животных (как ревет медведь, как кричит ворона,воробушки, как пыхтит ежик,проигрывали сценки из народных сказок, песенок, сказок(«Репка»,»Курочка ряба», «Теремок»).

Огромную роль в моей работе играют сюрпризные моменты, при помощи которых детям весело и радостно. Сюрпризом могут быть сказочные герои, игрушка, игра и т. д.

Чтобы систематизировать всю работу, я составила перспективный план театрализованной деятельности младших дошкольников. Занятие проводились один раз в неделю.

Любое занятие я начинаю с пальчиковой или дыхательной гимнастики. Такое начало занятий помогает детям сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятий. Затем начинаем активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения как «Чистим зубки», «Дудочка», «Заборчик». Шутки, потешки, небольшие стишки, чистоговорки, скороговорки помогают сделать занятие увлекательным, разнообразным. такой матерьял и использовался на каждом занятии.

Работая на темой, я решила сначала подобрать комплекс игр, этюдов, упражнений для развития эмоциональной сферы.

Большую роль во всей этой работе сыграли пиктограммы, с помощью которых дети учились передавать то или иное эмоциональное настроение.

Предлагала детям перед зеркалом друг другу показать радость, удивление, страх. Особенно эмоциональны оказались Никита Михеев, Полина Кудрявцева, Полина Протасова, Катя Кушакова, Матвей Рыбаков, .Андрей Голомидов, Аня Торопова.

Предлагала детям произнести с разной интонацией саамы привычные слова: «Возьми», «принеси», «помоги», «здравствуйте» (приветливо, просящее, требовательно).

Также произносили слова в грустной, веселой, удивленной, сердитой и радостной интонацией.

Особенно нравится детям упражнения для развитиявыразительной мимики:

3. Сердитый дедушка

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Тепло — холодно.

7. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

Материалом для сценического воплощения так же служат сказки. Их значение в развитии эмоций в театрализованной деятельности велико.

Для более глубокого осмысления сказочного материала обсуждаем сказку по вопросам. Рассматриваем иллюстрации в различных книгах, уделяя особое внимание анализу эмоциональных состояний героев

В группе мы совместно со вторым воспитателем и с родителями создали театральный уголок, где собраны разнообразные виды кукол. Так же здесь есть плоскостной театр, пальчиковый театр, театр из конусных игрушек, театр для фланелеграфа, настольный театр, куклы би-ба-бо. Также имеется театр масок с изображением персонажей. Есть различные виды декораций – дома, деревья, ширмы напольные, настольные. В задумках есть сделать варежковый театр эмоций, театр с использованием одноразовых ложек, театр с использованием форм от киндеров сюрпризов. Дети очень любят сказки. В основном на роль соглашались одни и те же.

Дети в группе все разные: кто – то общительный, кто – то застенчивый, агрессивны, гиперактивны. Для детей с различными особенностями я подбирала разные роли, сюжеты.

Так гиперактивным детям я предлагала роли, требующие усидчивости, умения держать себя (роль репки). Валерия Соколова застенчивый ребенок в группе, поэтому долга не хотела брать на себя какую-либо роль.Тогда я нашла выход: ребенок, стал с места предлагать какой либо текст. Агрессивным детям старалась избегать давать роли злых недобрых персонажей.

Так, дети начали включаться в театральные игры. Занимаясь с детьми я старалась вызвать положительные эмоции, побуждаю детей общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть, поиграть, погладить игрушку. Детям очень нравится имитировать движения животных. Богаче и выразительнее стала речь детей, они стали эмоциональнее отзывчивее, раскрепощенные.

В свободное время, особенно по вечерам, дети могут взять любой из видов театральных реквизитов и поиграть сюжет из сказки или самим сочиняют сюжет, т. е занимаются самотворчеством.

Анализ результатов педагогической диагностики показал положительную динамику.

Работу по театрализованной деятельности буду проводить и дальше. Хочется познакомить детей не только с русскими народными сказками, доступные по возрасту, но и сказками других народов, и инсценировать их. Развивающую среду по театрализованной деятельности буду обобщать и дальше, привлекая родителей.

В заключении хочется сказать, что только в тесном сотрудничестве педагогов и родителей мы сможем добиться того, что наши дети будут радоваться и переживать с любимыми героями произведений, сопереживать друзьям и родным, сочувствовать животным и окружающему миру. Ведь театр научит многому: импровизировать игры, ситуации; развивать внимание, память, фантазию, воображение, образное мышление, действовать с воображаемыми игрушками, предметами. С помощью театрализованной деятельности ребенок растет и развивается.

Дидактическое пособие «Капитошка» как одно из средств эмоционального развития младших дошкольников «Эмоциональное развитие дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным.

Развиваем эмоциональную сферу детей дошкольного возраста Выготский Л. С. считал, что «эмоциональное развитие детей-одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются.

Источник

Оцените статью