Татьяна ларина была воспитана романтичной скромной чувственной барышней ошибка
НАУКА
ОБРАЗОВАНИЕ
КУЛЬТУРА
Павлова Н. Требования к грамотности речи
Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных в сочинении.
Орфографические ошибки (К7) — это неправильное написание слова. Ошибки допускаются в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другим согласным), в слитно-раздельно-дефисных написаниях и т.д. (А12-А18). При наличии более 4 ошибок — 0 баллов.
Пунктуационные ошибки (К8) — это неправильно поставленные знаки препинания (А19-А25). При наличии более 5 ошибок — 0 баллов.
Соблюдение языковых норм (К9) — отсутствие грамматических ошибок, которые могут содержаться в слове, словосочетании или предложении, т.е. нарушений какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической (АЗ-А5). При наличии более двух ошибок — 0 баллов.
Примеры нарушения словообразовательной структуры слова (использована не та приставка или не тот суффикс): «подскольз-нуться» (норма поскользнуться); «подчерк» (почерк); «надсмехаться» (насмехаться); «благородность» (благородство).
Соблюдение этических норм (К11).
Следование этическим нормам предполагает корректное (уважительное, этичное) выражение мысли даже в полемике с автором.
В аргументах не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес: «Я считаю, что нужно быть просто идиотом (дураком), чтобы так рассуждать»; «Я, например, вместо того, чтобы уступить место девушке, лучше предложу ей сесть ко мне на колени»; «Если она накосячила с матерью, пусть думает, что творит»; «Уверена, что таких героев, как этот учитель, единицы, в основном все уроды, дураки, лодыри, воры».
Ссылаясь на автора текста, не следует пренебрегать его инициалами («В своем тексте Лихачёв поднимает такую-то проблему»; «Астафьев повествует о том-то. »). Не следует использовать имя и отчество без фамилии («Как заметил Александр Сергеевич, «любви все возрасты покорны. «»).
За подобные ошибки баллы снижаются до 0.
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (К12) — это отсутствие фактических ошибок. Одна из самых распространенных фактических ошибок — приписывание автору того, чего он не говорил, а героям того, чего они не делали, о чем не думали (не говорили).
Наличие 1 ошибки в фоновом материале оценивается 0 баллов.
Рассмотрим примеры фактических ошибок.
«Великая Отечественная война. Сколько бед и страданий принесла она советскому народу! Сколько людей погибло в ее горниле! Сколько сирот оставила после себя! Такие проблемы поднимает Воробьёв». Фактическая ошибка связана с непониманием исходного текста — Е. Воробьёв не пишет ни о бедах, ни о сиротах.
«В этом тексте говорится про природу. Автор поднимает в нем тему экологии». Если в тексте речь идет о красоте природе, это не значит, что автор поднимает проблему экологии (экология — это наука об отношениях растительных и животных организмов друг с другом и с окружающей средой). «Про природу»— речевая ошибка: вместо разговорного предлога лучше употребить нейтральный о.
«События, случившиеся в данном тексте, произошли из-за недообследования свойств вещества». Фактическая ошибка: события произошли не в тексте, а в лаборатории. Правильный вариант: Описанные в данном тексте события произошли из-за недостаточного изучения свойств вещества.
Не путайте фамилии писателей, художников, названия произведений, исторических событий. Если забыли, например, что автором романа «Обломов» являетсяИ.А. Гончаров, а «Войну имир» написал Л.Н. Толстой, то лучше не называйте фамилию, в противном случае вам не избежать лишней ошибки.
Не путайте жанры произведений. Если забыли, что «Гроза» драма, а «Мертвые души» поэма, пишите «в «Грозе» А.Н.Островского», «в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя».
Вспоминайте, когда происходили упоминаемые исторические события, чтобы, например, не называть нашествие Наполеона Великой Отечественной войной.
Если вы хотите что-то процитировать, будьте внимательны, ведь точного текста цитаты у вас на экзамене не будет. Используйте косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы избежите фактической ошибки из-за искажения цитаты.
«Русский язык и литература для школьников» . – 2015 . — № 9 . – С. 20-25.
Источник
Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
Слово употреблено в несвойственном ему значении. Неправильный выбор слова или фразеологизма
Нельзя не согласиться с основным пафосомкниги. (Пафос – страстное воодушевление, подъем. В данном предложении следует употребить словоидея). Тысяча танков схватилисьврукопашную. (Врукопашную – (драться, бороться) руками или ручным оружием). Он с легкостью орудовалкириллицей, не было мастера виртуознее для составления посланий. (Кириллица – славянская азбука, лежащая в основе современного русского алфавита. В данном предложении следует употребить словопером(орудовал пером)).Вчера шелогромныйдождь. (Следует употребить словосильный). Сердце его стучало, губыссохлись, и он облизнул их языком. (Ссохнуться – высохнув, съежиться, покоробиться. В данном предложении следует употребить слововысохнуть). К нам поступило огромное количество звонков, но не все из них удалосьпрочитать. (Следует исправить предложение следующим образом: не на все звонки удалось ответить). Коренные жители Северной Америки –индийцы– значительно ущемлены в правах. (Индийцы – жители Индии, коренные жители Северной Америки называютсяиндейцами).Большинстволетних месяцев я провел на даче. (Следует исправить предложение следующим образом: большую часть лета я провел на даче). Набудущийдень началось обсуждение текущих дел. (Наследующийдень началось обсуждение текущих дел). Памятник поражает своими причудливымигабаритами. (Габариты – предельные внешние очертания, размеры предметов. Следует употребить в предложении словоформы: Памятник поражает своими причудливыми формами). Страна была разделена на три неравныеполовины. (Следует исправить предложение следующим образом: Страна была разделена на три неравныечасти). Ученикипристальнослушали рассказ учителя. (Пристально можно смотреть, слушать следуетвнимательно). Сатирическое изображение русской жизниописываетЛесков в «Блохе». (Следует исправить предложение следующим образом: «Блоха» Лескова содержит сатирическое изображение русской жизни). Евгений Онегин отличался от прочих помещиков своейэкзальтированностью: недаром «ярем он барщины старинный оброком легким заменил».(Экзальтированность – восторженность, болезненная оживленность). Еслиживьемприсмотреться к этим людям, станут заметны ихнелицеприятныечерты. (Нельзяживьемприсмотреться к людям; нелицеприятный – беспристрастный). Выразительноизображеныв романе образы главных героев. (Следует исправить предложение следующим образом: Образы главных героев в романе выразительны). Слова президентавеютна нас оптимизмом. (Следует исправить предложение следующим образом: Слова президента вселяют в нас оптимизм). Экзамены требуют от наструдныхусилий. (Следует использовать словобольшихилитрудоемких). Новый закон внесет изменения прежде всего ватмосферыпредпринимательства. (Атмосфера (только в ед. числе) – окружающие условия, обстановка. Следует использовать словообласть (предпринимательства)). Танец российскихбалеруновпотряс судей. (Слова балерун нет в русском языке, следует использовать словотанцовщик). Зрителивнушают мне доверие, что я как актер еще многое сделаю. (Следует использовать устойчивое выражениевселяют в меня надежду). Наимиджеэтого политика много негативных моментов. (Имидж – осознанно создаваемый образ. В предложении следует использовать словорепутация– общественная оценка кого-либо). Авторитет старших долженпреследоватьнас по всей нашей жизни. (Следует исправить предложение следующим образом: Авторитет старших должен оставаться неколебимым для нас в течение всей нашей жизни). Есенинский образолицетворяетсяв нашем сознании с белой березой. (Следует исправить предложение следующим образом: Есенинский образ ассоциируется (соотносится) в нашем сознании с белой березой). Чацкийотождествляетсобойбудущих декабристов. (Следует исправить предложение следующим образом: Чацкий являетсяпрообразомбудущих декабристов). Я прекрасно знаю все его достоинства и недостатки, ведь мы знакомы ужебез году неделя. (Без году неделя – очень недолго. В предложении следует употребить выражениецелую вечность).
Неправильный выбор служебного слова, приводящий к разрушению смысла предложения
Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге. (Нужно: …но мы с ним на короткой ноге или …тем не менее мы с ним на короткой ноге).
Депутаты приобретают всероссийскую известность благодаря скандалам. (Неправильно использован предлог. Предлог благодаря указывает на благоприятную причину нынешнего состояния (благодаря силе и выносливости спортсмен выиграл соревнование); на неблагоприятную причину указывают предлоги из—за, по причине (из-за травмы он не мог выступать. Нужно: из-за скандалов или по причине скандалов). Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса. (Нужно: из-за пожара или по причине пожара).
Ошибка в выборе паронима
Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику (Нужно: воинственное настроение). Слово для доклада представили директору завода.(Нужно: слово предоставили). Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально. (Нужно: изобразил героя). Татьяна была воспитана романтичной и чувственной барышней. (Нужно: чувствительной барышней) При феодализме народ терпел двойственный гнет. (Нужно: двойной гнет). Нас перевели работать в отсталую бригаду. (Нужно: в отстающую бригаду). Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького. (Нужно: романтические произведения). Аспирант предоставил реферат диссертации в срок. (Нужно: представил реферат). Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. (Нужно: произведения понятны) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам. (Нужно: по независящим от нас причинам). Директор подписал заявление о представлении мне отпуска. (Нужно: о предоставлении отпуска). Маяковский стоял у источников новой поэзии. (Нужно: стоял у истоков новой поэзии). Обувь фирмы «Экко» одета на всех сотрудниках. (Нужно: надета на всех сотрудниках).
Источник
ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев параграф 8
Какие лингвистические термины со вторым компонентом греческого происхождения -ним вы знаете? Дайте им определения.
Синонимы — это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.
Антонимы — это слова, противоположные по своему лексическому значению.
Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением
При помощи словаря синонимов или толкового словаря подберите несколько пар синонимов, различающихся оттенками значения. Сформулируйте, в чём состоят эти различия.
меткий-точный, хороший-замечательный, верить-доверять
Чем различаются синонимы: спать — почивать — дрыхнуть?
Различаются стилистической принадлежностью.
В каких случаях вы могли бы обратиться к словарю синонимов в поисках нужного слова?
Когда необходимо отредактировать текст, чтобы повысить его уникальность.
В текстах каких функциональных стилей активно используются синонимы? Аргументируйте свой ответ.
В художественном стиле
В чём состоит разница между языковыми и контекстуальными синонимами и антонимами?
Синонимы, закреплённые в языковой практике, и имеющие в составе понятийного макрокомпонента общие семы вне зависимости от контекста, называются языковыми: алый, ярко-красный, багровый и так далее.
Контекстуальные синонимы обнаруживают близость значений только в конкретном тексте и не имеют общих сем в языке.
С. Д. Довлатов в «Записных книжках» иронизировал над фразами незадачливого сочинителя: Вдоль дороги росли кусты барышника. ; Он нахлобучил изящное соломенное канапе. Какие слова спутал автор этих фраз?
Барышник – боярышник, канапе — канотье
Составьте словосочетания с синонимами старый, давний, старинный, ветхий, древний. Во всех ли случаях они взаимозаменяемы? Почему? Подберите к каждому прилагательному существительные, которые могут употребляться только с этим словом.
Старый друг лучше новых двух, давний мой друг позвонил сегодня, ветхий дом был признан аварийным, древний склеп был разгромлен варварами.
Старый дедушка, давний друг, старинная книга, ветхий завет, древнее яйцо.
Прочитайте текст, выпишите синонимы, в том числе контекстуальные. Соотнесите этот фрагмент сатирического романа В. Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» с материалом рубрики «Фокус» из изучаемого §а. Как вы сами относитесь к синонимам, которые так любил редактор Ермолкин?
Дом – здание – строение
Подберите синонимы к часто используемым в сочинениях словам: автор, герой, сюжет, идея, изображать, мнение, думать. В случае затруднения обратитесь к словарю синонимов. Зачем в сочинениях необходимо использовать синонимы к этим словам? Как это влияет на качество речи? Составьте и запишите небольшой текст, используя эти синонимические ряды.
Автор – создатель, герой – персонаж, сюжет – фабула, идея – тезис, изображать – описывать,
Мнение — отзыв, думать – размышлять.
Необходимо использовать синонимы чтобы текст был читаемым, ярким, гибким, точным и выразительным.
Неизвестный автор написал невиданную стать, по сюжету которой, главный герой спас дикого зверя, воспользовавшись гениальной идеей, над которой он долго размышлял.
Прочитайте отрывок из шуточного рассказа. Ответьте на вопросы и выполните задания
Комический эффект построен на том, что персонаж говорил одно и тоже, только разными словами – синонимами
суть, сущность, существо, содержание дела
торопить, подгонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать
Хотеть делать, желать, стремиться
сделать, совершить, произвести, сотворить
орать, кричать, гаркать
объясню, разъясню, изъясню, растолкую
дать, вручить, выдать, предоставить
действительно, в самом деле, взаправду
не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице
орать, кричать, гаркать – громко разговаривать с собеседником в порыве злости.
Орать — это некорректное выражение чувств говорящего. А кричать — это более мягкое и тактичное слово. Гаркать – грубое определение слова орать.
Неопознанное существо торопилось куда-то в лес. Я стремился его догнать, хотел совершить необдуманный поступок. Вдруг оно начало орать на меня и вручило мне непонятный артефакт, я подумал, что это все конец и это все взаправду. Но оказалось, что это не так, потому что я проснулся и был рад, что это был всего лишь сон.
Подберите как можно больше синонимов к словам, отмечая их стилевую принадлежность.
Говорить, разговаривать, общаться, жить, проживать, обитать, смеяться, улыбаться, ухмыляться, умереть, помереть, скончаться, радоваться, веселиться, торжествовать, праздновать, грустить, печалиться, тосковать, красиво, со вкусом, изящно, быстро, сразу же, в момент, хорошо, превосходно, замечательно, плохо, не очень, трудно, медленно, не сразу, с усилием, аккуратно, бережно, ровно, серьёзно, важно, строго, умный, разумный, мудрый, глупый, дурной, нелепый, ловкий, легкий, хитрый, понятный, ясный, популярный, лицо, личико, физиономия, глаза, взор, взгляд, голова, головушка, башка, друг, товарищ, приятель, муж, супруг, благоверный, родители, предки, родаки.
Определите, чем вызван комический эффект в приведённом высказывании. Какой приём выразительности, построенный на употреблении синонимов, неумело используется в речи?
В тексте непонятно, о чем говориться, автор то говорит положение было адское…
Его нельзя назвать (кого его?)… оно было… То есть оратор именно так и говорил.
Перепишите пословицы, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
Найдите слова, которые противопоставляются друг другу. Все ли они являются антонимами?
1. Мал золотник да дорог. 2. В гостях хорошо, а дома лучше. 3. Вместе тесно, а врозь скучно. 4. Готовь сани летом, а телегу зимой. 5. Начал за здравие кончил за упокой. 6. Не было бы счастья да несчастье помогло. 7. Не знаешь где найдешь, где потеряешь. 8. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 9. По одежке встречают по уму провожают. 10. Слово серебро, молчание золото. 11. Старый друг лучше новых двух. 12. Сытый голодного не разумеет. 13. Тише едешь дальше будешь. 14. Утро вечера мудренее. 15. Ученье свет, а не ученье тьма. 16. Худой мир лучше доброй ссоры. 17. Чужую буду руками разведу, а к своей ума не приложу. 18. Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе (Плутарх). 19. Гора родила мышь (Эзоп). 20. Юность май цветущий старость листопад (В. Шекспир).
Мал – дорог, в гостях – дома, тесно – скучно, сани – телегу, за здравие – за упокой, счастье – несчастье, найдешь – потеряешь, рублей — друзей, встречают – провожают, слово – молчание, старый – новый, тише – дальше, утро – вечер, свет – тьма, худой – мир, разведу – приложу, деревня – город, гора – мышь, юность – старость – нет, не все являются антонимами.
Используя антонимы, напишите небольшое рассуждение (не более 10
предложений), озаглавленное любой из пословиц из предыдущего упражнения и раскрывающее её смысл.
Текст пишем самостоятельно чтобы у всех не было одно и тоже.
Используя словарь, определите смысловые различия паронимов и укажите круг слов, с которыми каждый из них сочетается.
Главный (сотрудник) — заглавный (буква), актёр (кино) — артист (театра), абонент (не доступен) — абонемент (в бассейн), корни (дерева) — (обжарьте) коренья, (отправивший) адресант — адресат ( письма) , импорт (из России) — экспорт (в Россию), благоустройство (территории) — благоустроенность (жилья), дипломник (с нашего факультета) — дипломант (конкурса) — (опытный) дипломат, поступок (героя) — (мой) проступок , (школьный) диктант — (семейный) диктат, исток (реки) — источник (информации), (царский) советник — (хороший) советчик, (мировая) экономика — экономия (денежных средств), поиски (цветка) — происки (зверя), (невоспитанный) невежа — невежда (в математике), оклик (в ночи) — отклик (души).
Составьте словосочетания с каждым из паронимов. Укажите, каким оттенком значения они отличаются друг от друга.
Наша семья спаслась, потому что при экономном расходовании, нам хватило на зиму запасов картофеля, собранного на личном колхозном огороде.
Когда-то дед утверждал, что это самый экономичный способ движения.
Размеры инвестиций являются на макроуровне критерием характера экономического развития.
Женщина сделала эффектную паузу. Народ в зале вежливо похлопал.
В народной медицине хрен издавна признан эффективным лечебным средством, которое используется при лечении широкого спектра заболеваний.
От него струились тонкие трещинки, которые собирались к небольшому отверстию, как бывает на ветровом стекле автомобиля, если в него попадёт камешек.
Дело в том, что лещ любит кормиться в ветреную погоду.
Это происходит потому, что образ скачущего к ветряным мельницам рыцаря в определённом смысле перестал быть образом в привычном значении этого слова.
Тогда поразил отсутствующий взгляд отца, обращённый на отражение этой колонны в водной глади.
Враг, так же как и вы, стреляет пулями, а не из водяного пистолета.
Старый граф устремил на него покрасневшие выцветшие водянистые голубые глаза, всем своим видом выказывая презрение.
Но густая болотная жижа попадает в рот и забивает гортань.
Ближе к морскому побережью почва становится болотистой с большими топями.
Но это же приводит и к тому, что количество капризов годовалого ребёнка увеличивается.
На три тысячи годовых мы могли бы объездить весь свет.
Они встречаются в местах ран, в зоне наружных годичных колец и т.
Тем более, что брови — важная часть лица делового человека.
Бригадир подсказал дельную мысль.
Над ними постоянно с деловитым жужжанием сновали пчёлы.
Оппортунистического и чисто буржуазного, деляческого, мошеннически-капиталистического на наших выборах тоже бывало всегда очень и очень достаточно.
С каждым из паронимов составьте предложение, доказывающее следующее правило: паронимы, в отличие от синонимов, не взаимозаменяемы, замена одного паронима другим является ошибкой.
Я начала дрожать, как будто в комнате резко похолодало.
Принц почувствовал, как сердце его похолодело и сжалось.
Отобразить на экране
Уже двое моих друзей решили иммигрировать.
Узнай кто-нибудь, что она живёт в подобной комнате, ей придётся эмигрировать.
Многие птицы мигрируют на тысячи километров, а некоторые даже из субарктических в субантарктические регионы и обратно.
Кроме того, настоящая книга пытается представить все эти вопросы как целостную картину.
Вы должны знать, когда нужно вмешаться, а когда предоставить ему полную свободу.
Она отлепилась от стены и нарочито громко хлопнула входной дверью.
Государь меня тешил грамотами и по сю пору нарочно мешкал.
Затем плотно уложить вперемежку огурчики, помидорки, соцветия цветной капусты, морковь, перец, кабачки.
Идут рекламные передачи вперемешку с новостями.
— Чтобы убедится, что нет нарушений советую согласится на проверку.
Но на поверку оказалось, что это далеко не так.
Исправьте речевые ошибки в школьных сочинениях, возникающие из-за смешения паронимов. Прокомментируйте выбор паронима в каждом предложении.
1. Татьяна Ларина была спокойная, чувствительная девушка. 2. Татьяна любила вставать с зарей. 3. Она охотно отдала бы эту праздную жизнь за то место, где она встретила Онегина. 4. День начинался ясный, чуть брезжил рассвет. 5. В ночлежке Костылёва на нарах ютятся её обитатели. 6. Драматург изображает закосневшее мещанство. 7. Фамусов — человек косных взглядов. 8. Горько страдает Тихон, ставший косным виновником гибели Катерины. 9. Пьер Безухов тратил свои недюжинный силы на разгул. 10. Обломов был знамением своего времени. 11. Ларина сама била дворовых, если они не могли ей угодить. 12. Пушкин связан крепкими узами с декабристами. 13. В эти дни в гостиной Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение. 14. Автор изображает «дно» жизни, которое уготовано героям.
Источник