Работа «М Таривердиев» Настроения» 24 простые пьесы для фортепиано». Автор: лариса вьюговская
Управление культуры Исполнительного комитета г. Казани
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Казани
«Детская музыкальная школа № 4»
24 простые пьесы для фортепиано
1. Пояснительная записка
2.Размышления о музыке Таривердиева и методические рекомендации к
нескольким пьесам фортепианного цикла «Настроения»
Приложение I. Биографические факты и краткий обзор творчества
М.Таривердиева.
Приложение II. Стихотворные эпиграфы к 24 простым пьесам цикла
«Настроения»
Использованная литература и интернет-ресурсы
В данной работе представлен краткий обзор жизни, стилевые
особенности творчества композитора XX века Микаэла Леоновича
Таривердиева и методический анализ нескольких пьес фортепианного
сборника «Настроения».
Цель данной работы состоит в стремлении расширить и разнообразить
учебный репертуар юных пианистов. В работе исследуется методическая
возможность включения произведений Таривердиева в репертуар
фортепианных отделений детских музыкальных школ.
В век компьютеризации, гаджетов, «кнопочного» мышления стало не
«очеловечивания всего и всех». М.Таривердиев писал, что его музыка —
обращение к Богу, к душе. Формирование будущего пианиста основывается
на знакомстве и изучении произведений композиторов различных эпох и
направлений. В репертуаре современной музыкальной школы используется
большое количество разноплановых произведений. несомненно, исполнение
классики является основной базой для формирования будущего музыканта,
но важным и полезным представляется изучение и понимание музыкального
языка композиторов XX и XXI веков.
Одна их основных задач педагога — просвещение с целью
формирования музыкального вкуса и музыкального кругозора. В детских
музыкальных школах звучит музыка разных композиторов, но фортепианная
музыка М.Таривердиева исполняется не часто. Российский слушатель
нескольких поколений знает его знаменитые песни, романсы и мелодии к
кинофильмам, а с фортепианной музыкой знаком мало. Эта работа задумана
в преддверье знаменательных дат композитора — 90-летия со дня рождения
(15.08.1931) и 25-летия со дня смерти (25.07.1996) и с задачей разнообразить
концертную деятельность учебных музыкальных заведений. Пьесы сборника
можно исполнить на электро-акустических инструментах. Для лучшей
передачи характера и настроения пьес автор данной работы подобрал стихи
поэтов XX-XXI веков.
Методических разработок по этой теме автором не обнаружено, это
стало побудительным мотивом для публикации собственного опыта
исполнительской работы с учениками.
2. Размышления о музыке Таривердиева
и методические рекомендации к фортепианному циклу
«…Моя музыка была как бы внутренним протестом против крикливой
помпезности советского массового искусства…»
Микаэл Таривердиев был центральной фигурой в музыкальном
пространстве русской культуры XX в., пространстве, объединившем самые
разные социальные и культурные слои нашего общества. Композитор не
признавал искусства, которое непонятно. Музыка для него — способ общения
и разговора, и поэтому глубоко отражает человеческие проблемы —
проблемы любви и смерти, ревности, потери, ностальгии. Музыку
Таривердиева можно узнать с первых тактов, его творчество имеет свой
почерк, свою интонацию — «интонацию души и сердца». У него есть свой
образный мир, свое видение, ощущение жизни. » Я предпочитаю язык
эмоциональный… Задача у музыки такая же, как у религии: «вносить в душу
покой, приносить утешение и надежду», она должна напоминать о том, что
гармония в мире все-таки существует», — писал композитор [4, с. 171]
В основе стиля Таривердиева — природный мелодический, точнее
поэтический дар. Он сочетает в себе склонность к полифоническому,
линеарному мышлению, свободному, импровизационному подходу к метру и
ритму. Это вероятно происходило от традиций грузинского и армянского
фольклора.
Для творчества Таривердиев характерна еще одна особенность —
ассимиляция (уподобление) выразительных элементов музыки XVIII века. Их
часто определяют как «бахизмы», точнее «классицизмы», поскольку не всегда
они связаны с музыкой Баха, а нередко возникают ассоциации с клавирными
сочинениями Скарлатти. «Эстетически XVIII век мне был всегда близок…
Бах, Моцарт, Вивальди — мои кумиры… Я действительно остро чувствую эту
музыку, приемы, формы этого времени», — писал композитор [4, с.159].
Таривердиев уловил тягу молодежи к музыке эпохи барокко. «Классицизмы»
— попытка установить связь времен, обратить людей к вечным этическим и
эстетическим ценностям. В классических истоках видел высокую
нравственную чистоту, источник духовности и гармонии.
Важная черта музыки Таривердиева — камерность, как способ
музыкального мышления, тяготения к миниатюре. А камерность с присущей
ей образной и стилевой детализацией требует более активного, пытливого
вслушивания, более высокой культуры чувств, богатого и тонкого
внутреннего
инструментами, импровизировал, увлекался джазом. «Прививка» джазом дала
ему абсолютную свободу в ощущении метра внутри развивающейся
музыкальной ткани, непрерывность развития материала, но никогда не
расставался с тем, что для его стиля являлось принципиальным. Таривердиев
всегда писал только то, что слышал внутри себя… Не любил писать шлягеры,
не протежировал свои произведения. Ему был интересен сам процесс, а не
вариант передачи музыки кому-то. «Музыка рождается для того, чтобы ее
слушали. Как пекут хлеб, чтобы его ели, а не для того, чтобы он лежал на
полке», — писал композитор [4, с.171].
Работал Микаэл Леонович в своей студии, чаще ночью, когда
неожиданно приходило вдохновение. «Студия мне помогает отгораживаться
от того мира, который мне нравится все меньше…»[4, с.178].
Лирика — качество доминантное для всей музыки Таривердиева —
всевозможных оттенков и градаций: то мягкая и элегичная, то восторженно-
экстатичная, то возвышенная и гармоничная, суровая и сдержанная.
Это ярко проявилось в его фортепианном цикле
простые пьесы. Названия пьес, данные самим композитором, точно передают
настроение и характер миниатюр, что помогает пробуждению образного
восприятия и воображения учащихся.
Манера высказывания композитора негромкая, эмоционально открытая
и доверительная. Располагает к себе большой душевной чистотой
(«Льдинки», «Балетный класс», «Нежность», «Первые пуанты», «Отражения»,
«Маленькая циркачка»); лиризмом («Картина старого мастера», «Забытый
мотив», «Вальс», «Музыка из телевизора», «Утешение», «Дуэт»); радостью
(«Игра», «Тарантелла», «Праздник»); и в то же время в ней звучит какая-то
щемящая, пронзительная нота («Прелюдия», «Осенняя дорога», «Слепой
дождик»). Словно умный взрослый человек, прошедший многие жизненные
испытания, открыто и просто делится самым сокровенным.
Пьесы небольшие по объему, понятны по форме, пианистичны,
большая часть пьес написана в миноре (минор — как восприятие жизни).
Вокальная природа тем, то песенная, то идущая от декламации с
интонационной пластичностью и свободным развертыванием мелодической
линии. Гармонии довольно сложны для восприятия: альтерированные
созвучия, септаккорды, ундецимаккорды, колористические гармонии.
Тональности со «сложными» знаками с элементами политональности. В
аккомпанементе — часто повторяющиеся ритмически равномерное
пульсирующее движение; частая смена метра и ритма внутри произведения.
Композитор не проставляет аппликатуру и педаль, оставляя это на
усмотрение исполнителя, что развивает фантазию и самостоятельность
учащихся. Передача особой звуковой атмосферы пьес композитора —
непростая, но вполне посильная задача для учеников средних и старших
классов музыкальных заведений.
Методические рекомендации к некоторым пьесам цикла
Удивительно изящная, грациозная пьеса в импровизационной форме.
Написана в «сложной » тональности с пятью бемолями, с модулированием.
Для передачи хрупкости и невесомости образа разложенные октавные ходы в
мелодии необходимо исполнять определенным туше. Насыщенное
гармоническое развитие требует совместных усилий педагога и учащегося по
осмыслению и заучиванию текста. Динамический план следует выстроить в
виде «волны» (
). Темп пьесы со свободными ritenuto
необходимо прочувствовать и исполнить с отношением.
Эффектная, энергичная пьеса, исполняется в быстром темпе.
Возникновение яркого эмоционального образа, навеянного названием,
способствует выработки у учащегося мотивации к преодолению технических
и пианистических трудностей: цепкость и сила пальцев, разнообразие
штрихов и быстрое переключение внимания, динамические контрасты,
частая смена метра и ритма. Следует уделить внимание собранности кисти.
Акцент выделить с помощью прямой ритмической педали.
5. «Забытый мотив»
Исполнить сдержанно, певуче. Трехчастная форма с кодой.
спокойствия, но смена метра — ощущение непостоянства. Пианистические
трудности: текучесть мелодии, постоянно меняющиеся гармонии, требующие
мягкого погружения в клавиши; умение выстроить динамику. Целесообразно
предложить ученику услышать разные оркестровые тембры.
6. «Балетный класс»
Образная пьеса в вариационной форме. Можно представить балерину,
которая танцует неуверенно, но постепенно становится смелее в движениях:
тема удваивается в октаву, добавляются форшлаги, меняется динамика от
. Мелодия имеет капризный, извилистый рисунок. Изобилие знаков, смена
штрихов, скачки, украшения, октавное изложение мелодии создают
определенные сложности для исполнения пьесы. Педаль вальсовая — прямая
на бас.
Пьеса кантиленного склада. Написана в трехчастной форме с более
яркой по динамике серединой. Исполнить пасторально, с большой теплотой
и доверительностью. Мелодия требует от ученика выразительного
исполнения, умения выстраивать длинные фразы, смена метра (5/4, 4/4, 3/4,
2/4) придает ощущение зыбкости и удивительной нежности. Динамика
сложна тем, что выстроена в пределах
, которая требует четкой
Фантастическая музыка. По форме, тональному плану, мелодике
близка к музыке С. Прокофьева. Написана в трехчастной репризной форме.
Минорная тональность вступает в противоречие с авторским указанием
характера
Извилистый рисунок мелодии с хроматизмами и
широкими интервальными ходами требует от учащегося умения фразировать
и внимательного вслушиваться в музыкальную ткань.
9. «Осенняя дорога»
Пьеса с щемящими нотками, исполнить с грустью, печально. Можно
представить бегущую тройку, атмосферу осени; перекликается с пьесой
«Слепой дождик». Миниатюра состоит из двух разделов: в первом разделе
мелодия звучит в левой руке, а во втором она переходит в верхний регистр в
правую руку. Второй раздел с аккордами в сопровождении должен
исполняться с более эмоциональной отдачей.
10. «Музыка из телевизора»
Исполнить шутливо. Мелодия выстроена на повторяющемся мотиве,
как обдумывание мысли, отдельной эмоции. Выстроить длинную фразу из
коротких мотивов. Обратить внимание на место с подголосками, подобрать
индивидуальную удобную аппликатуру.
12. «Слепой дождик»
Пьеса легка в разборе текста, но не проста для создания образа: понять
и ощутить настроение пьесы — грустно, печально. Певучая, «виолончельная»
мелодия в левой руке требует протяженности и выразительного исполнения,
каждая из фраз заканчивается мягким бархатным басом. Разложенные октавы
в высоком регистре, напоминающие звучание колокольчиков, необходимо
исполнить активными 1 и 5 пальцами. Монотонность звучания с небольшими
динамическими отклонениями от
требуют от учащегося
определенного эмоционального настроя и внутренней культуры.
15. «На Москве-реке
Пьеса-кантилена. Изящный, прелестный вальс. По форме трехчастная.
Ярко выраженная, протяжная мелодия требует выразительного исполнения,
способности чувствовать развитие мелодической и гармонической линий,
умения выстраивать длинные фразы. Необходимо продумать аппликатуру,
особенно в средней части, для удобства исполнения нисходящей
хроматизированной мелодии. При преимуществе обычной педализации в
вальсовой музыке (на сильную долю) необходимо отработать с учащимся
некоторые фрагменты, требующие более тонкого использования педали
(взятие на вторую долю, при смене гармонии).
Образная, небольшая по объему пьеса в трехчастной форме. В
напоминающие речь просящего ребенка. В середине пьесы появляются
переклички шестнадцатых нот в левой руке — возможно, в разговор вступают
родители? Стоит обыграть это с учащимся для точной передачи характера
пьесы. Уделить внимание при разборе текста на меняющиеся знаки
альтерации.
19. «Маленькая циркачка»
Пьеса виртуозного плана. Главная тема пьесы повторяется три раза с
небольшими изменениями фактуры. Следует исполнить активно, шутливо и
задорно. Пианистическая трудность заключается в цепкости и легкости
исполнения мелодии на стаккато, четкой артикуляции шестнадцатых нот.
Целесообразно отработать сначала отдельно каждой рукой в медленном
темпе, затем двумя руками. Обратить внимание на собранную кисть. Важно
проработать форшлаги, акценты, выстроить динамику.
21. «Наедине с собой»
Тональности соль диез минор — соль диез мажор и импровизационность
изложения передают сложный внутренний мир человека. Возможно эта пьеса
является звуковым автопортретом. Исполнять спокойно, грациозно.
Изломанная хроматизмами мелодия, излюбленные композитором широкие
ходы в левой руке, цепочка сложных гармоний, альтерированные аккорды
создают трудности при разборе текста.
Праздник любят все: и дети, и взрослые! Яркая, восторженная,
энергичная пьеса. Утверждение торжества жизни! написана в До мажоре,
что не очень характерно для творчества Таривердиева. Трехчастная форма с
ярким заключительным разделом (
). При разучивании обратить внимание,
чтобы учащийся хорошо чувствовал пульс, четко и активно исполнял на
стаккато аккорды и следил за их стройным звучанием. Акценты в мелодии
требуют силы 5-го пальца. Постоянная смена штрихов и метра (3/4, 6/8, 5/8) в
середине пьесы создают определенные трудности для исполнения. Широкие
октавные ходы, объемные аккорды и «фанфарное» звучание музыки требуют
от учащегося выносливости, виртуозности и артистичности.
Таким образом, все представленные произведения сборника
характеризуют образную доступность, богатую мелодику, разнообразие
гармонического плана и тонкую палитру чувств. Каждая из пьес доставит
удовольствие, разовьет творческую фантазию и продвинет пианистическую
технику учащегося. Задачи, поставленные автором, соответствуют
возможностям
Биографические факты и краткий обзор творчества
«Я жизнью заплатил за то,
что жил как хотел»…
М.Таривердиев родился в Тбилиси 15 августа 1931 года; по
национальности — армянин. Был единственным и любимым ребенком в семье:
«разве незаметно, что я — единственный» [4, с.5]. Отец Леон Навесардович
был директором банка, мать Сатеник Григорьевна, родом их состоятельной
армянской семьи, посвятила себя семье. Позднее композитор признавался,
что мама его учила только хорошим вещам, а ее уроки он не забывал всю
жизнь.
Учился легко и хорошо, музыкальная биография началась случайно — у
соседей был рояль. К музыке его приобщила сестра матери и атмосфера
тогдашнего Тбилиси. «Это очень музыкальный город. В нашем доме все дети
занимались музыкой. Из окон летели звуки произведений Баха, Моцарта,
Чайковского. Я жил в атмосфере всеобщего поклонения серьезному
искусству», — вспоминал Таривердиев [4, с.7].
В 6 лет мальчику купили пианино и он начал сочинять: к 8 годам —
несколько пьес, в 10 лет — симфонию! Микаэл интересовался многим: —
боксом, фехтованием, лошадьми, мотоциклом, плаванием, но к 13-14 годам
музыка победила все увлечения. Он перешел из школы-десятилетки в
музыкальное училище, которое закончил за год. В студенческие годы
написано много миниатюр: прелюдий, новелетт, мимолетностей. Их
особенность — лаконизм и стройность формы, импровизационность,
вокальная природа тем, то песенная, то идущая от декламации с ритмической
свободой.
Во время войны в Тбилиси приезжало много артистов, и Микаэл ходил
в оперу, на балет, в кино (опера «Травиата», к\ф «Чапаев»…). Красота
музыки, сентиментальность сюжетов привили любовь к романтизму. Позже
Таривердиев увлекся старинной музыкой. «Предки грузин жили в горах и
полифонические ходы, такие как канон, были подсказаны им эхом гор, а
потом родились более сложные формы. Может быть сама земля эта столь
удивительно красива и щедра, что не петь невозможно. Песни о любви,
нежности, красоте — я вырос на этом пении», — пишет Таривердиев в своей
книге «Я просто живу» [4, с.8].
Затем была Ереванская консерватория, но учиться там была трудно,
Микаэл всегда чувствовал себя армянином второго сорта. Не закончив учебу
в консерватории, уехал в Москву в институт им. Гнесиных. Выдержав
конкурс в семь человек на место, Таривердиев единственный с оценкой 5 с
плюсом поступил в класс композиции А.Хачатуряна. «Хачатурян, на мой
взгляд, был одним из лучших преподавателей композиции. Будучи сам
великим музыкантом, совершенно неповторимой индивидуальностью, он
пытался развить у нас самостоятельное мышление. Практически все его
ученики стали действующими композиторами. Причем самыми разными,
каждый со своим стилем», — писал позднее Таривердиев [4, с.25]. Курсовой
работой была музыка к к\ф «Человек за бортом» и вокальные циклы.
Выступал на сцене столичной консерватории, преподавал во ВГИКе.
В 60-е годы творческая биография Таривердиева получила новое
направление. Композитор хотел донести до слушателя поэзию просто, тихо
поставленным голосом. В каждодневный музыкальный быт входит слово
более сложное, ритм более изощренный, тонкий, образ изысканный.
Таривердиев смог прочувствовать и перевести нерифмованные стихи на язык
музыки. «Внимание к слову – вот что мною руководит. Ведь интонация слова
– первооснова музыкальной интонации. Почувствовать ее, раскрыть – это
главное» [4, с.65]. Анна Ахматова, Марина Цветаева, Белла Ахмадуллина,
Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Борис Пастернак,
средневековая и японская поэзия и др. — вот масштаб и вкус Микаэла
Таривердиева.
Визитной карточкой советского кинематографа стали песни и романсы
из к/ф «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким
паром», которые принесли популярность и признание композитору. М.
Таривердиев был разносторонним человеком: интересовался фотографией,
любил технику, виндсерфинг — даже стал кандидатом в мастера спорта.
«Музыка — одна из сторон моей жизни, есть масса других проблем и дел…», —
писал композитор
Его обаяние притягивало как магнит. Таривердиев был красив,
импозантен, любил хорошо одеваться, выглядеть, красиво говорить,
производить впечатление; с другой стороны, за всем этим стояла доверчивая,
беззащитная и увлекающаяся натура. Андрей Вознесенский шутливо называл
Таривердиева «смесь Дон Жуана с Дон Кихотом».
Микаэл Таривердиев ушел из жизни в расцвете сил 25 июня 1996 г. в
день отлета из Сочи в Москву. «Он встает на рассвете. Есть все, что он
любит. Есть море, есть солнце, есть ощущение полета, есть любовь. Есть
музыка…» — из главы «Я — Вера» книги М. Таривердиева «Я просто живу».[4,
с.234].
Музыка к 134 фильмам (в т.ч. «Семнадцать мгновений весны», «Ирония
судьбы, или С легким паром!»,….)
18 театральных работ
Более 100 романсов
Камерные вокальные циклы (в т.ч. на стихи японских поэтов «Акварели»)
5 опер («Измаил-бей», «Кто ты?», «Граф Калиостро», «Ожидание»,
«Женитьба Фигаренко»)
4 балета (в т.ч. « На берегу» «Допрос» «Девушка и смерть»)
2 концерта для скрипки
«Концерт в романтическом стиле» для альта и струнного оркестра
10 хоралов «Подражания старым мастерам»
3 органных концерта
Симфония для органа «Чернобыль»
Цикл фортепианных пьес «Настроения»
Удостоен 18 международных премий — вошел в книгу рекордов Гиннеса
2002 г. как обладатель самого большого количества национальных премий
за музыку к кино.
Основатель и президент Гильдии композиторов кино
Художественный руководитель благотворительной программы «Новые
имена» (1993 -1996 гг.)
с 1999 г. каждые два года проходит единственный Международный
конкурс органистов имени М. Таривердиева (Калининград, Москва,
Канзас, Астана, Гамбург)
с 2011 г. существует Детский международный музыкальный фестиваль
«Настроения» имени М. Таривердиева (Москва, ДМШ им. М.
Таривердиева)
Музыкальное наследие Таривердиева полностью еще не извлечено из архива
и не изучено.
Стихотворные эпиграфы к 24 простым пьесам цикла «Настроения»
Хрустальная льдинка на ветке висит
И будто искринка на солнце горит.
Дотронусь рукою — ай, как холодна!
Жаль очень, что скоро растает она…
Я. Воронец
Все играют, становись.
Кто ведет, не торопись.
Только чур, не хмуриться,
А последний — жмурится!
А. Ханина – Жуланова
3. «Картина старого мастера»
Картины старых мастеров,
Спасибо вам за то тепло,
Что с вами из других веков
До века нашего дошло.
И помогают быть честней
Картины старых мастеров.
В. Гин
Вся жизнь — прелюдия? к чему?
Нам этой тайны не разгадать.
Неизв. автор
5. «Забытый мотив»
Ноты в небо улетали,
Унося с собой печали…
Эту музыку на счастье
Музыкант играл.
Не забыт мотивчик старый
Той неистовой гитары…
С. Васильев — Эмесер.
6. «Балетный класс»
Страх приходит лохматою тенью,
Но поможет терпенье и разум.
Не грусти и не бойся падений —
Птицы тоже взлетают не сразу.
Н. Кухтина
Настоящую нежность
Не спутаешь ни с чем,
Она тиха…
А. Ахматова
Лишь только вальс нам дарит этот миг,
И только он сейчас разъединяет…
Листая время, как страницы книг,
Забытым чувством снова опьяняет.
М. Гребенко
Быстро лечу я по рельсам чугунным
Думаю думу свою.
Н. Некрасов
10. “Музыка из телевизора”
Есть на земле одна страна.
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их оживляют руки?
Кто заставляет мир звучать?
Когда он устает молчать?
Неизв. автор
11. “Маленькая инвенция”
Кому, как не дождям минорное играть.
Их капли музыкальны, словно ноты.
А этот зарядил инвенцию с утра,
Из Баха, трехголосную, в субботу.
В. Алоев
12. «Слепой дождик
Мелькают лица суетных прохожих,
Осенний дождик начал моросить…
Душа болит от холода до дрожи,
Тайком пыталась с Богом говорить…
Е. Евтушенко
13. «Первые пуанты»
И па-де-труа в тапочках,
Как по ветру бабочка, бабочка.
Дальше надо ей па-де-де,
Только вдруг она падает.
Мало, говорит, тут талант,
Нужно, мол еще пуанты…
А. Дольский
Тарантелла, тарантелла!
Ты ликуй душа и тело!
Всплеск эмоций и, пламя страсти,
Все у музыки во власти…
Г. Парусникова
15. «На Москве-реке
А Москва-река дышит временем,
Вобрала река, как мгновения.
И течет река, как история…
О. Суркова-Шевкунова
Не суй свой нос в чужой вопрос,
А то вопрос откусит нос!
Детская дразнилка
Заплакало небо дождем
И присев у окна,
Для себя совершил он откровение:
Со своим отражением они
Здесь остались вдвоем.
М. Сухорученко
Пожалуйста, купите мне,
Любимые родители!
Тогда я буду слушаться
Всегда, наверняка…
О. Евитеева
19. «Маленькая циркачка»
Идя по жизни, как канату
Изящно ножку приподняв,
У публики не просишь плату
Себя в циркачки записав.
Е. Москвитина
20. «Перед зеркалом»
Я перед зеркалом… Гляжу:
— Кто это милое созданье?
— Потрогать? —
Но боюсь касаний
21. «Наедине с собой»
Быть собой, не повторяясь,
Верить в клятвы, не шутя.
Приближаться, отдаляясь,
Оставаться, уходя.
Р. Рождественский
Утешать, утешать
— нету дела нужнее.
Утешать, утешать
и себя и другого.
Для кого-то любимого и дорогого
Находить те слова, что всех прочих нужней…
Л. Миллер.
Оказывается в жизни так бывает,
Когда душа тоскует за душой…
Е. Евтушенко
Поздравляю! с чем? не знаю…
Этих праздников не счесть.
Просто так я поздравляю
С тем, что вы на свете есть!
С. Васильев.
Использованная литература и интернет-ресурсы:
1.Гордость советской музыки. Музыканты — Герои Социалистического Труда
и лауреаты Ленинской премии. Ред.-сост. Яковлев М. — М., Советский
композитор, 1987./ гл. «Подслушать у музыки», «Непобедимые ритмы»
2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре. —
Классика XXI, 2010.
3. Платек Я. Верьте музыке. — М., Сов. композитор, 1989.
4. Таривердиев М.Л. Я просто живу. — М., Зебра Е, 2004.
5. Таривердиев М.Л. 24 простые пьесы для фортепиано. – Классика XXI,
2010.
6. Цукер А. Микаэл Таривердиев. — М., Сов. композитор, 1985.
а) Саришвили В. «Звездная страна» Микаэла Таривердиева.[Электронный
ресурс]//
б) Ланская В. Особенности стиля. Микаэл Таривердиев. //2009. – 25 октября.
URL: https://vk.com/topic — 350987_21564692 (дата обращения: 04.03.2021)
(дата обращения: 07.06.2021)
(дата обращения: 07.07.2021)
(дата обращения: 07.07.2021)
а) Ларина К. «Дифирамб: Вера Таривердиева». — 2017 . – 13 августа
б) Меньшова Ю. «Наедине со всеми», встреча с В. Таривердиевой. 2018. – 27
апреля.
в) Нестеров О. «По волне моей памяти», встреча с В.Таривердиевой. — 2014.
г) Элбакян А. «Вопрос Ответ», встреча с В. Таривердиевой. – 2020.- 15
августа.
а) Таривердиев М. Шесть пьес из цикла «Настроения». Исполняет Сурен
Вартарян // URL:
б) Таривердиев М. Восемь пьес из цикла «Настроения». Исполняет Сурен
Вартарян //
Источник