- Характеристика матери (Тарас Бульба)
- Краткая характеристика
- Цитатная характеристика
- Портрет
- Внешность
- Черты характера и поступки
- Характеристика Тараса Бульбы другими героями
- Тарас Бульба (муж)
- Остап и Андрий
- Народная характеристика
- Биография
- Образ жены Тараса Бульбы
- Тарас бульба чувства матери при расставании с сыновьями
Характеристика матери (Тарас Бульба)
Жена Тараса Бульбы — второстепенный персонаж повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», который во многом отражает характер главного героя, казацкого полковника Бульбы. Героиня упомянута вскользь, мимоходом, автор даже не указывает её имени, подчеркивая тем самым малую значимость. Характеристика жены Тараса Бульбы раскрывается прежде всего в любви к своим сыновьям: ведь только с этой стороны женщина той эпохи могла реализовать себя.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Тарас Бульба.
Полное имя — отсутствует.
Возраст — не указан, пожилая женщина.
Род занятий — жена казацкого полковника.
Семья — муж Тарас Бульба и двое сыновей: старший Остап и младший Андрий.
Социальное положение — жена казака.
Происхождение — жена богатого помещика, пана.
Воспитание — отсутствует.
Образование — отсутствует.
Внешность — невысокого роста, худощавая, бледная, некогда красивая женщина.
Характер — робкая, мягкая, жалостливая, заботливая.
Положительные черты — очень добрая, заботливая, с большим любящим сердцем.
Отрицательные черты — безответная, покорная, не способная за себя постоять.
Произведение — «Тарас Бульба».
Автор — Николай Васильевич Гоголь.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет героини основан на её статусе жены козацкого полковника Тараса Бульбы. Будучи простой бесправной женщиной, по традиции той эпохи она не имеет права голоса в семье и обязана полностью подчиняться воле мужа. Её единственной отрадой становятся дети, на которых она может излить свою любовь.
«В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века…»
«Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь её была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безжённых рыцарей…»
«Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство.
Портретная характеристика жены Тараса Бульбы основывается на том, что она представляет собой жалкого, бесправного человека.
«В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века…»
«…говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать…»
Героиня не представляет собой ценность как личность, она является всего лишь «приложением» к своему супругу и сыновьям.
«…она была какое-то странное существо в этом сборище безжённых рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».
Судя по всему, героиня родом из богатого, знатного семейства.
«…У меня три хутора, половина табунов отцовских — мои, всё, что принесла отцу мать моя, что даже от него скрывает она, — всё мое…»
Источник: Андрий, Глава VI
Внешность
Мать Остапа и Андрия — женщина немолодая.
«…она со всею легкостию дикой козы, несообразной её летам…»
Внешний вид героини также достаточно жалкий — это женщина бледная, худощавая, её лицо покрыто морщинами.
«…худощавая старуха мать…»
Источник: мать, Глава I
«…и слёзы остановились в морщинах…»
В прошлом была красавицей, но трудная жизнь не оставила и следа от былой красоты.
«…её когда-то прекрасное лицо…»
«…её прекрасные свежие щёки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами».
Черты характера и поступки
Судьба жены Бульбы незавидна. Любовь она познала лишь в ранней юности, в самом начале брака, после чего потянулись безрадостные будни.
«В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, — и уже суровый прельститель её покидал её для сабли, для товарищей, для бражничества».
«Молодость без наслаждениямелькнула перед нею, и её прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами».
Став супругой казака, который всё время пропадает в военных походах, женщина видит его лишь изредка.
«Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуху».
Обладавший крутым нравом Тарас Бульба нередко вымещает на супруге своё недовольство и раздражение.
«Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь её была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки».
Не чувствуя себя нужной и любимой мужем, героиня всю свою любовь отдаёт сыновьям, растворяясь в материнстве.
«Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими».
Главной ценностью женщины являются её ненаглядные сыновья, ради которых она без лишних раздумий отдала бы собственную жизнь.
«…а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю».
Женщина видит сыновей лишь раз в год, во время их пребывания на каникулах. И эти дни являются для неё самыми счастливыми.
«Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию…»
«…нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время».
«— Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! — говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая ещё обнять ненаглядных детей своих. — Дети приехали домой, больше году их не видали, а он задумал невесть что: на кулаки биться!»
Горечь положения женщины заключается в том, что она не в состоянии насладиться даже материнством. Бульба забирает сыновей в Запорожскую Сечь, где их может ждать смерть.
«— И всего только одну неделю быть им дома? — говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. — И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!»
«Её сыновей, её милых сыновей берут от неё, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюёт хищная подорожная птица».
«Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их — и только на один миг видит их перед собою. “Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждёт вас?” -— говорила она, и слёзы остановились в морщинах…»
Героиня — абсолютно бесправная женщина, не имеющая права голоса в семье. Она вынуждена безропотно подчиняться желаниям мужа.
«Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить…»
Всё, что остаётся бедной женщине, — лишь оплакивать свою горькую судьбу.
«…но услыша о таком страшном для неё решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, — и никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и в судорожно сжатых губах».
«Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила всё, что нужно к завтраку».
Героиня позволяет себе выход накопившимся эмоциям лишь в минуту прощания с сыновьями.
«Но когда выехали они за ворота, она со всею легкостию дикой козы, несообразной её летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию».
Характеристика Тараса Бульбы другими героями
Тарас Бульба (муж)
Отношение Тараса Бульбы к жене пренебрежительное: он не считает нужным считаться с ней, уважать её мысли и чувства. Для Бульбы жена — существо глупое и маловажное.
«Не слушай, сынку, матери: она-баба, она ничего не знает…»
«А где стара? (Так он обыкновенно называл жену свою)».
При воспитании сыновей Тарас Бульба не допускает проявления материнской нежности и заботы: он считает, что таким образом жена может испортить будущих воинов.
«— Полно, полно выть, старуха! Козак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку, да и сидела бы на них, как на куриных яйцах».
Лишь перед поездкой в Запорожскую Сечь Бульба признаёт силу материнской любви, материнской молитвы, способной защитить своё дитя.
«Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает».
Остап и Андрий
Братья очень любят свою мать, но, воспитанные в большой строгости, они не способны открыто проявлять свои чувства. К тому же они боятся отца, который не поощрял проявления нежности и душевной слабости.
«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца…»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику жены Тараса Бульбы вместе!
Биография
Жена Тараса Бульбы — женщина немолодая, худощавая, бледная, с морщинистым лицом. Вышла замуж по любви, однако её глубокие чувства остались безответными: Бульба не ценит семейное счастье и всё своё время уделяет военному делу, товарищам и хмельным пирушкам.
Обладая тяжёлым характером, Бульба не даёт спуску своей жене. Он ни во что не ставит её, оскорбляет и даже бьёт. Женщина вынуждена безропотно терпеть подобное отношение к себе, несмотря на то, что она, по-видимому, была родом из богатой семьи.
Женщина находит утешение в своих сыновьях, Остапе и Андрии. Однако счастливое время проходит очень быстро, и в возрасте двенадцати лет дети отправляются на учёбу в Киевскую академию. Дома они появляются лишь раз в год, во время каникул.
По завершении обучения сыновья возвращаются в отчий дом, чем несказанно радуют мать. Однако её счастье скоротечно: она лишь несколько дней наслаждается обществом сыновей, которые по воле отца должны отправиться в Запорожскую Сечь. Материнское сердце предчувствует беду, которое поджидает сыновей, и прощание с ними даётся очень тяжело всем членам семьи.
Образ жены Тараса Бульбы
Жена Тараса Бульбы является собирательным образом, в котором воплощается незавидная участь женщин той давней эпохи. Автор намеренно не даёт ей имени, чтобы подчеркнуть её низкое, бесправное положение в обществе.
Сама по себе героиня не играет какой-либо значимой роли в повести, однако её образ необходим, чтобы подчеркнуть лютый, тяжёлый нрав Тараса Бульбы, который также во многом является собирательным мужским образом Средневековья.
Героиня не представляет собой какую-либо ценность. Будучи женщиной — существом безропотным и бесправным, — она необходима лишь в качестве роли матери казаков, отважных рыцарей. Только с этой стороны женщина рассматриваемой эпохи имеет значение.
Источник
Тарас бульба чувства матери при расставании с сыновьями
Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее, когда был дома. Он вскоре захрапел, и за ним последовал весь двор; все, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело; прежде всего заснул сторож, потому что более всех напился для приезда паничей.
Тарас Бульба. Плейлист из видео с краткими пересказами каждой из глав повести
Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?» – говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, – и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю. Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось-либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил».
Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе.
Бульба вдруг проснулся и вскочил. Он очень хорошо помнил все, что приказывал вчера.
– Ну, хлопцы, полно спать! Пора, пора! Напойте коней! А где стара́? (Так он обыкновенно называл жену свою.) Живее, стара, готовь нам есть; путь лежит великий!
Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила все, что нужно к завтраку, Бульба раздавал свои приказания, возился на конюшне и сам выбирал для детей своих лучшие убранства. Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом. Бедная мать как увидела их, и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее.
– Ну, сыны, все готово! нечего мешкать! – произнес наконец Бульба. – Теперь, по обычаю христианскому, нужно перед дорогою всем присесть.
Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.
– Теперь благослови, мать, детей своих! – сказал Бульба. – Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает.
Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею.
– Пусть хранит вас… Божья Матерь… Не забывайте, сынки, мать вашу… пришлите хоть весточку о себе… – Далее она не могла говорить.
– Ну, пойдем, дети! – сказал Бульба.
У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст.
Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем в глазах не выпускала его из рук своих. Два дюжих козака взяли ее бережно и унесли в хату. Но когда выехали они за ворота, она со всею легкостию дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию; ее опять увели.
Источник