- Развитие эмоциональности и артистичности у дошкольников и младших школьников на танцевальных занятиях. методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Как научить детей проявлять эмоции на сцене?
- Показать эмоции сложнее, чем просто выйти и станцевать. Как научить детей показывать себя, проживать образ? Как научить детей проявлять эмоции на сцене?
- Этюды:
- Ощущения.
- Хорошо развивают и раскрывают детей творческие задания: Синтез.
- Чувства.
Развитие эмоциональности и артистичности у дошкольников и младших школьников на танцевальных занятиях.
методическая разработка по теме
Общие методические рекомендации по развитию эмоциональности и артистичности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artistizm.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональности и артистичности у дошкольников и младших школьников на танцевальных занятиях.
Как известно, исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в умении эмоционально передать образ, основную мысль танца, т. е. в выразительности и артистичности исполнения. По статистике зритель воспринимает в выступающем на сцене артисте в первую очередь костюм (цветовая гамма, форма, оригинальность), во вторую очередь эмоциональность танцующих и лишь в третью очередь технику исполнения номера. При этом, несомненно, эмоции должны соответствовать характеру и настроению музыки. Именно это необходимо учитывать педагогу – хореографу в работе с детьми при постановке танцевальной композиции.
В литературе по хореографии методического материала по развитию артистичности и эмоциональности у танцоров представлено мало, основной упор делается именно на развитие и совершенствование техники исполнения танца. А потому и на практике этот вопрос остается достаточно сложным: кто-то из педагогов не задумывается и не придает внимания развитию данных качеств у детей, кто-то не знает, как правильно добиться результата в этом направлении, ограничиваясь лишь фразой «Улыбаемся!», кто-то все же стремится проговаривать характер и манеру исполнения того или иного танца на репетициях. Как показывает практика, эмоциональность и артистичность у детей в танце без специальной тренировки начинает проявляться лишь с опытом, по прошествии нескольких лет занятий хореографией.
Как же научить детей выражать свои эмоции и передавать заданный образ в танце?
- Все мы умеем непроизвольно улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства в жизни, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему хорошо — улыбается, когда плохо — плачет. Никто его этому не учил — это рефлексы. Но свойство всех рефлексов — они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц. Следовательно, в первую очередь в работе с детьми можно использовать мимическую гимнастику . Н., двигать челюстью из стороны в сторону, наморщить лоб, втянуть и надуть щеки, растянуть губы в улыбку и т.п.
Кроме того, надо специально учить выражению различных эмоций : радости, грусти, удивлению, испугу, огорчению и др. (см. приложение, Альбом с картинками «Наши чувства и эмоции»).
Например, можно использовать игру «10 масок» , которую целесообразно делать перед зеркалом. Со временем лицо запоминает маски:
— рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко от
— нижняя челюсть оттягивается «вниз», рот раскрывается буквой «О» до
отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.
— голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы под-
— этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не
позволять детям использовать руки и голос.
— голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены
до отказа в сторону вверх или вниз.
— губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят испод-
- Важно использовать метод личного примера .
Педагог должен заражать детей своей активностью, эмоциональностью, а показ следует делать в полную силу: так, как мы хотели бы это увидеть в исполнении детей. Особенно это касается дошкольников, которые имеют еще малый собственный жизненный опыт и с удовольствием гримасничают, кривляются, подражают действиям взрослых.
- Развитием эмоциональности, артистизма необходимо начинать заниматься в раннем детстве , когда это можно сделать через игру, а дети естественно, без стеснения выполняют с большим удовольствием все, что мы им предлагаем. С детьми младшего школьного возраста работа в данной области может быть затруднена, поскольку они бывают зажаты, стеснительны, ярче проявляются черты их характера, тип ВНД. Поэтому и работу надо проводить, учитывая индивидуальные особенности детей. Нельзя принуждать их быстро включаться в деятельность, игру, указывать на их недостатки и т. п. Ребенок сам постепенно придет к тому, что выполнять подобные задания интересно, весело и полезно.
- Эмоциональность и артистичность у детей следует развивать поэтапно :
- Копирование звуков, движений, внешнего вида животных. Например, медведя, зайца, лягушки.
- Постановка маленьких сценок с участием нескольких животных на тему: «Животные – друзья», «Животные — враги», «Семья» и др.
- Копирование растений. Например, колючка, падающий лист, цветок на ветру, распускающийся цветок.
- Постановка этюдов, которые выражают определенные действия, характер человека, его способности, его отношения к чему-либо. Например, стирка и развешивание белья, приготовление ко сну, стояние в очереди.
- Копирование неживых предметов. Например, вешалки, компьютера, телефона, кипящей кастрюли. Эта очень сложная работа, поэтому несомненно требует точного определения «характера» выбранного предмета.
- Постановка сказок с яркими образами, в которых дети могут исполнять роли людей, животных, растений, неодушевленных предметов.
Например, «Кошкин дом», «Репка», «Три поросенка» (см. приложение: структура развития артистичности).
- Важна систематичность игр, упражнений на развитие артистизма, эмоциональности. На занятии это не займет слишком много времени, тем более если включать их в упражнения разминки (см. приложение: игры для развития эмоциональной сферы, эмоциональные этюды). Можно использовать в работе видеокамеру, чтобы дети смогли сами оценить свое продвижение в работе по развитию эмоциональности и артистичности, а также для умения работать перед камерой, а значит и на публику.
Таким образом, работа по развитию артистичности и эмоциональности у детей достаточна сложна и кропотлива, требует от самого педагога наличия подобных качеств, определенных знаний, умения организовать работу в данном направлении и, конечно, творческого подхода. Однако результат будет очевиден! И тогда с детьми легко можно будет делать постановки сюжетных танцев, которые всегда интересны как зрителю, так и самим юным артистам.
Подготовила: педагог дополнительного образования Прощина Н. И.
Источник
Как научить детей проявлять эмоции на сцене?
Показать эмоции сложнее, чем просто выйти и станцевать. Как научить детей показывать себя, проживать образ? Как научить детей проявлять эмоции на сцене?
Уже прошла волна хореографии, где детишки вне зависимости от темы номера выбегают радостные и энергичные, наигранно улыбаясь во весь рот, даже если им не хочется. Нужно ли спрашивать у детей во время постановки, какие чувства у них возникают? Возможно, менее компетентные в вопросах постановки нам подскажут новый интересный вариант подачи и восприятия музыки, идеи номера.
Какую бы эмоцию вы ни демонстрировали, вам нужно научиться контролировать мышление.
От того, насколько гармонична хореография с поведением танцора на сцене, зависит не только успех постановки в целом. Это даст возможность поднять номер на более высокий уровень. И овации гарантированы!! Рассмотрим несколько приемов и методов проявления эмоций у детей.
Этюды:
Десять масок. Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д.
1. Страх
2. Злость
3. Любовь (влюбленность)
4. Радость
5. Смирение
6. Раскаяние, угрызение совести
7. Плач
8. Стеснение, смущение
9. Раздумье, размышление
10. Презрение
11. Равнодушие
12. Боль
13. Сонливость
14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)
Чтобы лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т.п.). Может, это не совсем этично, зато помогает.
Десять масок. Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д.
Ощущения.
— Посидеть на стуле так, как сидит царь на троне; пчела на цветке; побитая собака; наказанный ребенок; бабочка, которая сейчас взлетит; наездник на лошади; космонавт в скафандре.
— Пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек; гордец; артист балета.
— Улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, Жан Поль Бельмондо, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу, ребенок матери.
— Нахмуриться, как хмурится ребенок, у которого отняли игрушку; как человек, желающий скрыть смех.
Перевоплощение в амёб, в насекомых, в рыб, в животных, …
сли учащийся показывает просто кота, например, тогда к нему возникают вопросы: А сколько ему лет? Он приблудный, или есть папа, мама? Какие у него привычки?
Попугай в клетке.
Итак, нужно сделать следующее:
• Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай)
• Ощупать ее руками
• Взять и переставить на другое место
• Подразнить попугая
• Найти дверцу и открыть ее
• Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу
• Погладить попугая (после этого он вас должен укусить)
• Одернуть руку
• Закрыть побыстрее клетку
• Помахать угрожающе пальцем
• Переставить клетку в другое место
Предмет по кругу.
Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает учащимся предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет) учащиеся должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно к скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй учащийся обыгрывает эту же линейку, например как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы учащиеся не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше учащийся справился с заданием. Кроме того, это упражнение — на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.
Хорошо развивают и раскрывают детей творческие задания:
Синтез.
Это упражнение на погружение в состояние творчества. Оно заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
• Чем пахнет слово «рампа»?
• Каково на ощупь число 7?
• Какой вкус у сиреневого цвета?
• Какая форма у четверга (как она выглядит)?
• Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?
Спортивный экспромт.
Учащимся предлагается придумать новую эстафету для спортивных соревнований, в которой бы отражался сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», «Царевна-лягушка»;
Предложить комплекс производственной гимнастики для регулировщиков дорожного движения, сторожей вневедомственной охраны, дирижеров оркестра народных инструментов, проводников поездов дальнего следования.
можно тренировать мимические мышцы 🙂
Тренировка лобных мышц
1. Начните с активного сокращения лобных мышц. Энергично вскиньте брови кверху. «Раскрепостите» мышцы — брови возвращаются в обычное положение.
2. Тренаж «мышц боли» (мышцы сморщивания бровей) и «мышц угрозы» (пирамидальные). Сокращение — брови книзу и к переносью. Раскрепощение — исходное положение. Упражнение заключается в многократном и энергичном, постепенно убыстряющемся подтягивании бровей книзу.
3. Соедините движения лобных мышц с движением «мышц боли» и «мышц угрозы». Поочередно сокращая мышцы, энергично вскидывайте брови вверх и энергично опускайте их (помните об автономности мышц)
4. Тренаж сухожильного шлема. Положите руки на темя и энергично при помощи лобных, затылочных мышц и мышц угрозы» заставьте сухожильный шлем подвигаться вперед — назад.
5. Добиваемся раздельного движения левой и правой бровью.
Вскидывая левую бровь, необходимо следить за тем, чтобы правая как бы упиралась в переносицу. Аналогично с правой бровью.
6. Быстро поднимать то одну, то другую бровь вразбивку.
7. «Трагический излом бровей» (брови «домиком»). Сократив «мышцы боли», начните сводить брови к переносице. Мгновением позднее включается сильная лобная мышца, которая совместно с сухожильным шлемом, как бы перехватив движение «мышцы боли», повлечет внутренние края бровей вверх. Важно, чтобы движение внутренних краев бровей пролегало строго по центральной вертикальной линии лба. Добиться умения закреплять, удерживать это мимическое выражение.
Тренировка глазных мышц
1. Простое, все убыстряющееся движение век (мигание).
2. Попеременно закрывать веки. Добиться, чтобы брови в этом движении не участвовали, чтобы закрывался один глаз (а веко второго находилось в покое).
3. В то время как один глаз закрыт, веком другого (автономно) производить мигание. Потом то же с другим веком, а затем — поочередно.
Тренировка мышцы верхней губы
(Три части этой мышцы, сокращаясь, поднимают верхнюю губу в ее средней части)
Тренировать следует подъем верхней губы без участия углов рта. Крылья носа несколько приподнимаются, расширяя ноздри. При активном подъеме верхней губы нужно сильно обнажать клыки и следить, чтобы нижняя губа оставалась в покое.
Затем надо тренировать поочередно левую и правую половину верхней губы, попеременно сокращая мышцы, расположенные слева и справа (выполняя упражнение, нужно мысленно разделить губу на две части).
Тренировка поперечных мышц носа.
(Располагаются они по обеим сторонам краев носа. Эти мышцы обычно мало подвижны, их роль — при выражении презрения и отвращения)
Тренировать — активно и длительно: сомкнув губы (не слишком плотно), энергично вытягивать носогубные складки кверху, постепенно добиваясь все большего их подъема (остальные мышцы остаются в покое). Точки приложения усилия находятся у крыльев носа. При сокращении поперечных мышц носа на боковых его поверхностях образуется ряд продольных складок.
Тренировка круговой мышцы рта.
(Эта мышца окружает рот. При сокращении она изменяет форму губ: вытягивает их вперед «надутые губы» или подтягивает «поджатые губы»)
Сначала следует натренировать активное вытягивание губ вперед (хоботком). Затем производить маятниковые движения в обе стороны, с вытянутыми губами, а после — круговые движения в обе стороны поочередно. Голова неподвижна.
Еще упражнения.
Вытянув губы до предела вперед, энергично раскрывайте их наподобие распускающихся лепестков цветка.
Поджав губы (не очень плотно), энергично направляйте их углы в левую и правую стороны. Поджатые губы помогают передавать разные оттенки выражения надменности.
Тренировка четырехугольной мышцы нижней губы
(Эта мышца, сокращаясь, опускает книзу и выворачивает нижнюю губу)
Следует, выпятив нижнюю губу, энергично вывернуть ее, как бы отваливая книзу. Далее делайте то же самое, но раздельно левым и правым краями губ (при участии мышц шеи). Вывернув губу, произведите маятниковые движения из стороны в сторону. Важна регулярность занятий.
Словом, РАСКРЕПОЩАЙТЕ ДЕТЕЙ, ДОЛОЙ СТРАХ, СТАНЬТЕ ДРУЗЬЯМИ!
Чувства.
Учащиеся должны изобразить, то, что им предлагает преподаватель: радостную улыбку (приятная встреча); утешительную улыбку (все будет хорошо); счастливую улыбку (наконец-то, какой успех); удивленную улыбку (не может быть); огорченную улыбку (как же так, ну вот опять).
— Выразить одними глазами и бровями: огорчение, радость, осуждение, восхищение, строгую сосредоточенность, недовольство, удивление.
— Только жестами и мимикой выразить следующие задачи: прогнать, пригласить, оттолкнуть, привлечь, указать, остановить, предупредить.
— Выразить одним жестом: отвращение, ужас, благодарность.
Эмоциональная палитра (по А. А. Мурашову)
Предлагается прочитать приводимый ниже текст так, чтобы каждая строка вне зависимости от содержания выражала какое-либо чувство, которое предстоит угадать аудитории. Это: — восторг, — безграничная радость, — безудержное веселье, — ирония,
— сочувствие, — доверительность, — усталость, — угроза, — отвращение.
Произнести фразы:
Садимся в круг, придумываем фразу и начинаем произносить ее по кругу. При этом каждый следующий должен произносить выбранную фразу со все более нарастающими эмоциями. Примеры фраз и эмоциональных изменений:
«Оставьте меня в покое» (от легкого раздражения до сильного гнева).
«У меня получилось» (от спокойного утверждения к восторгу).
«Мне страшно» (от спокойного утверждения к ужасу).
«Это так забавно» (от улыбки к безудержному смеху).
«Ты самый лучший» (от дружеского заверения к пламенной любви).
«Я его потерял» (от легкой грусти к безудержному горю).
«Это такая гадость» (от утверждения к отвращению).
После игры желательно обсудить, какие чувства у ребят получались лучше, какие эмоции труднее всего выразить.
- Бебик М. История и основные принципы танцевально-двигательной терапии // Танцевально-Двигательная Терапия. Выпуск 2. М., 1997. С.6-11
- Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Бюллетень Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии. Лето-Осень 2000. №3. С.3-9.
- Старк А. Танцевально-двигательная терапия // Танцевально-двигательная терапия. Перевод с англ. Ярославль, 1994. С.3-23.
- Chodorow J. Body, psyche and the emotions // Keynote lecture for the International Clinical Conference on Dance Movement Therap
- Хелен Пэйн. Танцевальная двигательная терапия Определение и историческое развитие (Из книги «Инновационная психотерапия»)
- Изард К.Э. «Психология эмоций» пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.
- Ю.Рыжов «Усиление катарсических переживаний с помощью музыки»
Источник