Тактильные чувства у ребенка

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Анна Гаращенко
Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника.

Для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.

Можно создать свою коллекцию самых разных игр и пособий.Для этого нужно: кусочки разных тканей и материалов – кожи, меха, наждачной бумаги разных номеров, губки и др. Так же пригодятся разные крупы, мешочки с разными наполнителями (можно использовать перчатки, носочки, колготки для змеек и т. д.). Вы можете наклеить на дощечки разные ткани и материалы, или это можно сделать на одной большой поверхности.

Взять обрезки разных тканей и разложить их перед ребенком. Рассмотрите их и потрогайте руками, расскажите, для чего какая ткань может использоваться, но сделайте это кратко, ведь детям не интересно долго слушать наши объяснения, им интереснее играть.

В качестве таких игр хорошо использовать занятия по художественно-эстетическому воспитанию:

— лепка из глины, пластилина, теста;

— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым);

— собирание разнообразных пазлов;

— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Вот в какие игры, развивающие тактильные ощущения, можно поиграть дома и в группе детского сада.

1. Ткани на ощупь. Сделайте с ребенком книжку-игрушку «Ткани». Разложите разные кусочки ткани, пусть ребенок трогает их. Отдельно положите второй комплект таких же тканей, предложите малышу найти пары к каждому кусочку.

2. Волшебный мешочек. Показывайте ребенку предметы и складывайте их в мешочек. Это могут быть пуговицы, деревянные геометрические фигурки, пластмассовые колечки от пирамиды и т. д. Возьмите пуговицу, покажите ребенку.Скажите: «Смотри, какая красивая пуговица, подержи ее».После бросьте ее в мешочек со словами: «Смотри, она прыгнула, давай ее найдем». Пусть ребенок ищет предмет, запустив ручку в мешочек и опираясь только на ощущения. Если найдет, пусть расскажет о его свойствах – гладкий, твердый и т. д.

Читайте также:  Как развить эмоциональную сферу младшего школьника

3.Игры с жидкостями: налейте в стаканчики различные вещества – сироп, мед, варенье, растительное масло, гель, шампунь, молоко. Не наливайте большое количество. Будет достаточно и трех капель.Предложите ребенку окунать по очереди пальчик в каждый стакан и называть свойства: липкое, вязкое, жидкое, жирное и т. д.

4. Игры с крупами. Насыпьте разные крупы в тарелочки. Пусть ребенок их трогает, перебирает пальчиками, смотрит, чем они отличаются. Спрячьте в крупу небольшую игрушку. Предложите ребенку найти ее. На крупе можно и порисовать пальчиком. Игры с крупами развивают мелкую моторику рук малыша.

5. Тактильный коврик.Для этого сшейте небольшие мешочки и набейте их разными наполнителями: крупой, макаронами, бумагой, целлофаном. Ребенок может не только потрогать, но и ходить по нему ножками.

6. Тактильные аппликации.Для этого можно взять разный материал: кусочки кожи, бумагу, палочки, спички, скорлупки, листья и т. д. Предложите ребенку намазать лист клеем и выкладывать эти кусочки в хаотичном порядке. Не ограничивайте малыша ни в чем, пусть творит так, как ему хочется.

7. Аппликации с крупой. Для этого вам понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем, и пусть ребенок посыпает в середину картинки крупу.

Хочу предложить Вам сделанную мной тактильную аппликацию в виде картины по произведению А. С. Пушкина «Золотая рыбка».В работе я использовала следующие материалы: морской песок, измельченные ракушки, веточки и семена растений, листья и травинки. Для создания фона обыкновенные цветные карандаши и аппликацию героя сказки.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Дидактические игры для развития мелкой моторики и тактильных ощущений Я работаю воспитателем на группе раннего возраста. Эти дидактические игры я изготовила сама для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и мелкой моторики рук Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и мелкой моторики рук. Для детей 1 года – 3 лет В раннем возрасте основной деятельностью.

Консультация для родителей «Влияние тактильных ощущений на развитие речи» Консультация для родителей: «Влияние тактильных ощущений на развитие речи». Не обязательно быть специалистом в области детской психологии.

Мнемотаблицы как средство развития памяти, логического мышления и связной речи дошкольника Маслова Екатерина Мнемотаблицы как средство развития памяти, логического мышления и связной речи дошкольника «Детский сад № 117» г. Курск,.

Пособие «Детский хоккей» для развития речевого дыхания и тактильных ощущений Автор: Монахова Екатерина Анатольевна воспитатель Место работы: МОУ Гимназия 18 им. В. Г. Соколова (группы детей дошкольного возраста) г.

Дидактические пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений детей раннего возраста Я работаю воспитателем в первой младшей группе. Эти дидактические игры я изготовила своими руками для развития мелкой моторики и тактильных.

Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений у дошкольников посредством игр и упражнений на развивающем тренажёре бизиборд Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников. Содержание Содержание….2 Введение…. 3.

Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений детей раннего возраста Мы не только созерцаем этот мир, слышим его звуки, пробуем на вкус, но и ощупываем всё руками. Детям раннего возраста просто необходимо.

Читайте также:  Как чувствует себя человек после гипертонического криза

Выступление на семинаре «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей» Выступление: на тему: «Развитие мелкой моторики как средство развития речи» Подготовила Шишмарёва Ирина Владимировна воспитатель второй.

Источник

Тактильная сверхчувствительность — что делать?

Как помочь ребенку с тактильной сверхчувствительностью

Хорошо, когда наш ребенок весел, счастлив, спокоен, нормально развивается и хорошо себя чувствует в кругу сверстников. Но некоторые дети ведут себя неадекватно в определенных ситуациях, и родители не могут понять, в чем проблема — ребенок постоянно в движении, он плачет когда его обнимают, проявляет неоправданную агрессию, не любит играть в песок, пластилин, или отказывается носить определенную одежду. Он гиперактивен и несобран. Родители не могут понять в чем дело, многие чувствуют, что у ребенка какая-то проблема, но не знают, как с ней справиться.

Довольно распространенной проблемой, которая иногда может объяснить такое «странное» поведение, является тактильная (осязательная) сверхчувствительность. Наша осязательная система является связующим звеном между нашей кожей и окружающим миром. Мозг получает от кожи постоянную информацию, эта информация проходит фильтрацию, распределение и только часть ее доходит до нашего сознания (например, мы, как правило, не чувствуем нашу одежду на себе все время, если только не обратим на это специальное внимание — наш мозг фильтрует эту тактильную информацию как нерелевантную в данное время).

Одна из теорий объясняющих тактильную сверхчувствительность состоит в том, что наша осязательная система делится на две основные — у одной есть функция исследовать окружающую среду, у второй защищать человека от потенциальной опасности. Например, если мы берем в руку камень — наш мозг «включает» исследовательскую систему, и мы исследуем камень на ощупь. С другой стороны — если нас укусит пчела, включается защитная система, мы чешем укушенное место и таким образом смягчаем боль и зуд.

У большинства людей эти две системы работают слаженно и уравновешивают одна другую. Исследовательская система подавляет гипертрофированную реакцию на внешние осязательные возбудители, а защитная защищает нас от потенциальной опасности. У некоторых людей исследовательская система работает несколько слабее чем нужно, и тогда «неопасные» возбудители воспринимаются как опасные, и реакция человека на них выглядит преувеличенной. Как ведет себя ребенок с осязательной сверхчувствительностью? Он избегает прикосновения с определенными материалами, песком, пластилином, тестом, глиной, клеем и т.д. Ему очень мешает бирочка сзади на одежде (часто родители этих детей знают это и сразу спарывают бирочку). Он не любит новую одежду или соглашается носить одежду только из определенных тканей. Он не любит ходить босиком по траве, по песку и т.д. Он предпочитает одежду с короткими рукавами или, наоборот, хочет носить только длинные. Он очень не любит причесываться, мыть голову, стричь ногти, мыть лицо или чистить зубы — речь не идет о ребенке который просто упрямится, а именно о тех детях которым это явно очень неприятно. Он очень не любит, когда до него дотрагиваются, особенно если он этого не ожидает в данный момент. В саду или в школе ему очень трудно стоять в очереди (стоящий сзади ребенок может нечаянно дотронуться), или играть с другими детьми — например, дети толкаются, дотрагиваются до него, и эти прикосновения ему очень неприятны. Иногда это выливается в агрессию — ребенок «ни с того ни с сего» бьет сверстников, а причина лишь в том, что обычные прикосновения других детей, не мешающие им, вызывают у него неприятные ощущения, иногда невыносимые — он может чувствовать сильную щекотку, это место может чесаться и т.д. Родители иногда замечают, что после простого прикосновения ребенок постоянно сильно трет то место, к которому прикоснулись.

Ребенок гиперактивен, в саду не сидит на месте ни минуты, в школе постоянно ерзает на парте, не слушает учителя. На перемене все время носится, не в состоянии владеть собой, не контролирует собственное поведение. Многие из этих признаков присутствуют у многих из нас (например, многие не терпят бирки на одежде или шерстяной одежды на голое тело) и они не мешают нам нормально функционировать. В некоторых, относительно редких случаях, тактильная сверхчувствительность мешает ребенку в саду, в школе, в повседневной жизни.

Читайте также:  Эмоциональная составляющая профессиональной адаптации врача связана с

Например, такой ребенок может постоянно ерзать, не слушать на уроке, так как ему постоянно мешает его одежда, у него все чешется, и он не в состоянии сосредоточиться. Он может быть агрессивным. Он бывает гиперактивным, особенно в присутствии большого количества людей (которые представляют для него постоянную угрозу). Ему бывает трудно заснуть или трудно проснуться, он ненавидит одеваться и предпочитает старую, стираную одежду или одежду которую носил вчера. Особо сильная тактильная сверхчувствительность мешает развитию мелкой моторики, правильной схемы тела и т.д.

Если проблема существует — что делать?

Сверхчувствительность бывает разная, каждый ребенок уникален и «набор» трудностей связанных с осязанием, тоже бывает разный. Тем не менее, существуют разные упражнения и игры, которые помогут вашему ребенку успокоить свою тактильную систему, организовать себя и свое поведение и лучше функционировать.

Многие сверхчувствительные дети очень любят «сильные» тактильные ощущения — заворачиваться в одеяло или мат или мягкий матрас. Можно делать им сильный массаж через одеяло или без — ребенок сам покажет родителям что ему приятно а что нет. Можно купить жесткие щетки (такие которые не повредят коже ребенка), и в те минуты, когда он чувствует, что он «переполнен «тактильными ощущениями и начинает вести себя слишком активно, можно научить его делать самому себе массаж тех мест, в которых неприятные ощущения наиболее сильны.

Тех детей, которые не любят песок, глину и т.д., важно постепенно приучать играть с этими материалами. Устройте ребенку тихий уголок дома, где никто ему не мешает и где нет посторонних помех, и пусть он играет там один. Стоит купить такому ребенку красивые игрушки (он может их выбрать вместе с вами) для игры с разными материалами, чтобы поощрить его к такой игре.

Вся окружающая среда такого ребенка должна быть хорошо организована, в комнате должен быть порядок и предметы должны лежать на своих местах — в такой комнате ребенок будет чувствовать себя увереннее, ему будет легче собираться утром в школу. Если ребенок плохо засыпает — можно создать ему в кроватке мягкий уютный «уголок» — обложить его подушками, повесить занавесочку на кроватью, включить мягкий свет. Кстати, тактильная сверхчувствительность часто встречается у детей — аутистов, она объясняет часть их поведенческих стереотипов — чтобы определенная вещь всегда была на определенном месте, определенные ритуалы поведения — в знакомой среде они чувствуют себя комфортнее, незнакомая же полна угроз, непонятных тем, кто не чувствует дискомфорта от случайного прикосновения. Таких детей лучше обнимать очень сильно, они могут не любить нежных прикосновений.

Самое главное — чтобы родители поняли причину проблем и по мере роста ребенка объяснили ему самому, в чем его проблема и научили его самого правильно определять свое состояние, чувствовать, когда его «переполняют» ощущения и успокаиваться самостоятельно. Учителя и воспитатели (в зависимости от их понимания и вообще готовности понимать) должны знать о проблеме, относиться к ребенку тактично (опять же — кто умеет и может) и не награждать его обидными ярлыками — «лентяй», «гиперактивный», «драчун» и т.д., кто во что горазд). С такими детьми непросто, но если проблема ясна, и родители нашли способы облегчить состояние ребенка — ему будут легче в саду, в школе и в жизни. Впоследствии он будет знать о своей особенности и научиться сам справляться с трудностями, вызванными осязательной сверхчувствительностью.

Источник

Оцените статью