Тактика деятельности медицинского работника по уходу за пациентами с эмоциональными нарушениями

ТАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА ПО УХОДУ ЗА ПАЦИЕНТАМИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Медицинского работника всегда должно настораживать депрессивное состояние пациентов, так как они нередко совершают суицидальные попытки неожиданно для окружающих.

Как любая болезнь, депрессия купируется медикаментозными средствами. Угнетенное настроение, стремление к одиночеству, двигательная заторможенность в поведении пациента должна настораживать медработника. Такой больной не должен ускользать из поля зрения. О своих наблюдениях он должен срочно сообщить лечащему врачу.

Больной в маниакальном состоянии, если оно развилось в соматическом отделении, создает трудности для персонала и больных, дезорганизует режим всего отделения. Поэтому целесообразно, если позволяет соматическое состояние, немедленно перевести его в психиатрическую больницу. Если это невозможно, необходимы постоянное наблюдение за таким больным и купирование состояния под контролем консультанта-психиатра.

Бережного и чуткого отношения требуют к себе больные с эмоциональной лабильностью, так как резкий тон, хмурый вид персонала вызывают у них тревожные переживания. Доброе, мягкое слово, доброжелательная улыбка для них порой важнее лекарственного средства.

Дисфория, как правило, бывает кратковременная.

На дисфорическом аффекте не следует акцентировать внимание. По возможности больного нужно успокоить. Всегда целесообразно пригласить врача. Прием седативных средств несколько снижает выраженность аффекта, возможно спонтанное купирование дисфории.

К патологическим аффектам особенно склонны люди, перенесшие черепно-мозговую травму и другие мозговые поражения (например, менингоэнцефалит). В обращении с такими пациентами медицинский работник должен быть предельно корректен, невозмутим и спокоен.

БИЛЕТ № 7

Тактика взаимодействия с пациентами разных типов темперамента.

Источник

Тактика деятельности медицинского работника по уходу за пациентами с эмоциональными нарушениями.

Медицинского работника всегда должно настораживать депрес­сивное состояние пациентов, так как они нередко совершают суици­дальные попытки неожиданно для окружающих. Как любая болезнь, депрессия купируется медикаментозными средствами. Угнетенное настроение, стремление к одиночеству, двигательная заторможенность в поведении пациента должны настораживать медработника. Такой больной не должен ускользать из поля зрения. О своих наблюде­ниях он должен срочно сообщить лечащему врачу.

Больной в маниакальном состоянии, если оно развилось в со­матическом отделении, создает трудности для персонала и боль­ных, дезорганизует режим всего отделения. Поэтому целесообраз­но, если позволяет соматическое состояние, немедленно перевести его в психиатрическую больницу. Если это невозможно, необхо­димы постоянное наблюдение за таким больным и купирование состояния под контролем консультанта-психиатра.

Бережного и чуткого отношения требуют к себе больные с эмоциональной лабильностью, так как резкий тон, хмурый вид пер­сонала вызывают у них тревожные переживания. Доброе, мягкое слово, доброжелательная улыбка для них порой важнее лекарствен­ного средства.

Дисфория, как правило, бывает кратковременная. На дисфорическом аффекте не следует акцентировать внима­ние. По возможности больного нужно успокоить. Всегда целесо­образно пригласить врача. Прием седативных средств несколько снижает выраженность аффекта, возможно спонтанное купирова­ние дисфории.

Задание 2: Психологические особенности пациентов, переживших экстремальные ситуации. Тактика профессионального общения с такими пациентами и их родственниками.

Стихийные бедствия, аварии, катастрофы, локальные вооруженные конфликты создают ситуации, опасные для жизни и здоровья значительных групп населения.

При экстремальных ситуациях принято выделять три периода развития ситуации, в которых наблюдаются раз­личные психогенные нарушения.

Этапы психологических состояний людей в экстремальных ситуациях:

1) Острый эмоциональный шок
2) Психофизиологическая демобилизация
3) стадия разрешения
4) стадия восстановления (ч-к может адекватно общаться)

Рекомендации:

1) Обязательно дать пострадавшему знать что вы рядом и действуете( что он не одинок);
2) Постараться избавить его от посторонних взглядов;
3) осторожно устанавливать телесный контакт (легкий контакт), лучше всего взять спереди и за руку;
4) говорить и слушать.
5) внимательно слушать, не перебивая, говорить спокойным тоном, не паниковать
6) не упрекайте.

Помощь человеку в экстремальной ситуации необходима при следующих симптомах:

Бред —ложное убеждение, разубедить невозможно.
Галлюцинации- слышит голос, видит людей, чувствует запах и в это верит.
Тактика: вызвать психиатрическую помощь; задача- следить чтобы он не навредил себе и окружающим, убрать все предметы оказывающее опасное влияние, изолировать, но е оставлять одного, не пытаться переубеждать.

Апатия- пустота, безразличие, если оставлять одного, то может перейти в депрессию и может продолжаться от нескольких часов до нескольких людей, безразличие к окружающим, вялость, заторможенность, речь с длинными паузами.
Тактика: задать вопросы, на которые он должен ответить однозначно, дать возможность отдохнуть, снять обувь обязательно, если есть возможность, то лучше полежать, поспать, если нет возможности отдохнуть, то тогда говорить с ним не оставлять без внимания, можно вместе походить и т.д., вовлечь в какую-то деятельность.

Читайте также:  Настроение по цвету ногтей

Ступор- одна из самых сильных реакций организма. Наступает после сильнейших нервных потрясений длиться от нескольких минут до нескольких часов, контакта с окружающим миром нет, поэтому не замечает опасность, резко снижается или отсутствует, не реагирует на речь, застывает в какой-то позе, оцепенение.
Тактика: согнуть ему пальцы на обеих руках, и прижать их к основанию ладони, а большой палец должен быть оттопырен, а мы большим и средним массируем точки на лбу над глазами ровно посередине, четко над зрачками, ладонь положить на грудь, и подстроить свое дыхание под ритм и дыхание пострадавшего, можно ан ухо говорить тихо, умеренно, надо говорить слова, которые вызовут эмоции (негативные лучше).

Двигательное возбуждение- резкие движения, бессмысленные движения, не нормальная громкая речь, говорит без остановки, возможно бессмысленно, на замечания приказы и т.д. не реагирует.
Тактика: В этом случае лучше всего использовать приём захват, изолировать, массировать какие-то позитивные точки, при этом спокойно говорить, дать понять, что вы можете помочь, не спорить, не задавать вопрос, не забывать о том что он может причинить вред другим и себе.

Агрессия- раздражение, недовольство, гнев, мышечное напряжение, иногда проявляется окружающих может ударить.
Тактика: свести к минимуму количество окружающих, выпустить пар, демонстрировать благожелательность, постараться вставлять смешные комментарии, но не переусердствовать, страх наказания всегда гасит агрессию, если наказание строгое и велика возможность осуществления то лучше сработает.

Страх- напряжение мышц, сильное сердцебиение, контролировать поведение не может, иногда человек убегает.
Тактика: лучше всего положить его руку вам на запястье, дышите глубоко, ровно, и чтобы он также был, если он говорит внимательно слушайте, напряженных частей тел сделать массаж.

Нервная дрожь- начинается внезапно, сильное дрожание тела, заканчивается усталостью. Тактика: нужно усилить дрожь, взять пострадавшего за плечи и сильно резко потрясти его в течение 10 секунд, при этом разговаривать с ним, иначе он нападет, после дать ему отдохнуть, желательно уложить спать, нельзя обнимать и прижимать к себе, нельзя укрывать его теплым, нельзя успокаивать.

Плач- у человека подрагивают губы, готов разрыдаться, подавлен, но лучше бы он плакал. Тактика: не оставлять одного, погладить, вы рядом и готовы помочь, активное слушанье, периодически кивать головой, не успокаивать, дать ему возможность выплеснуть все, не задавать вопросов, и не давать советов.

Задача

Билет №21

Задание 1:Мышление. Виды мышления.

Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Виды мышления:

1) Наглядно-действенное- вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов реальное преобразование в процессе действий с предметами.
2) Наглядно-образное- вид мышления, характеризующийся опорой, на представления и образы, функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.
3) Словесно-логическое- вид мышления, осуществляемый при помощи логических операциях с понятиями.

Задание 2:Стадии принятия смерти. Тактика профессионального общения с умирающими больными и их родственниками.

Э. Кюблер-Росс выделила 5 стадий приспособления к мысли о смерти: отрицание, гнев, торг, депрессию, принятие смерти. Время, которое нужно каждому человеку для проживания этих стадий, сугубо индивидуально. Часто человек может переходить от одной стадии к другой как вперед, так и вспять.

1. Отрицание. Возникающий при получении известия близкой смерти шок приводит к реакции отрицания: «Этого не может быть!». Это самая обычная и нормальная реакция человека на та­кое известие. Длительность стадии зависит от самого человека и от его окружающих.

2. Реакция гнева, протеста направленная как на
себя (почему именно я?), так и на того, кто якобы ответствен за случившееся.
Это может быть семья, обслуживающий персонал, го­сударство и т.д. Раздражение пациента может проявляться в постоянных жалобах на качество ухода, на семью и близких.

Торг.

4. Стадия депрессии. Человек ощущает близость смерти, грусть в связи с прошлыми потерями, обиду по поводу нереализованных планов. Он часто плачет, отчужден, те­ряет интерес к окружающим и к собственной внешности.

5.Принятие смерти, в котором человек ждет конца и часто желает уснуть навсегда.

Не все люди проживают все эти стадии, и только некоторые про­ходят их именно в такой последовательности. Некоторые пациенты продолжают испытывать гнев и депрессию до самой смерти, а другие приветствуют смерть как избавление от боли или одиночества.

Читайте также:  Какое настроение бывает при чтении

Источник

Тактика деятельности медицинского работника по уходу за пациентами с эмоциональными нарушениями

А.А. Бельфер, процедурная медсестра неврологического отделения КГБУЗ «Городская больница №7», г. Комсомольск-на-Амуре

«Сестринская помощь в неврологии»

Эпиграф:

«Приобрести здоровье – храбрость,

сохранить его – мудрость,

а умело распорядиться им – искусство»

Актуальность программы

О том, что « В здоровом теле – здоровый дух» – говорил ещё знаменитый английский философ Джон Локк. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком «обеспечивает ему долгую и активную жизнь» .

Болезни нервной системы (в частности инсульты) у населения России являются одной из наиболее распространенных и частых причин летальных исходов и инвалидизации. По-прежнему актуальным для медработников среднего звена является знание сестринского процесса. Работа в неврологическом отделении требует от медицинской сестры достижения профессиональной компетенции (ПК), разносторонних знаний и умений:

  • осуществлять первичную и вторичную профилактику заболеваний нервной системы;
  • оказывать доврачебную неотложную помощь;
  • владеть разнообразными приемами реабилитации;
  • знания этиопатогенеза определенных заболеваний нервной системы (клиническая картина, течение, прогноз, терапия распространенных неврологических заболеваний);
  • профилактика;
  • методы реабилитации пациентов;
  • сестринский процесс оказания помощи.

Общие принципы ухода за неврологическими больными

Уход за неврологическими пациентами в стационаре процесс ответственный, требует правильной организации и тщательности выполнения.

Основные мероприятия по уходу включают:

  • обеспечение и поддержание жизненно важных функций;
  • адекватное питание;
  • поддержание чистоты тела;
  • обеспечение комфортного и безопасного положения пациента как в постели, так и вне ее;
  • обеспечение нормального функционирования мочевого пузыря и кишечника;
  • профилактику пролежней и контрактур.

Сложность организации ухода связана с наличием у пациента паралича, трофических нарушений, пролежней, контрактур, проблем, связанных с нарушениями питания, выделения, расстройствами речи (афазиями), когнитивными нарушениями, расстройствами пространственного восприятия и ряда других.

Уход за неврологическими пациентами начинают с сестринского обследования, выявления проблем, определения приоритетности и планирования сестринского вмешательства. Данные обследования заносятся в сестринский оценочный лист. Определяется роль близких в уходе за пациентом, разъясняется цель и определение срока достижения тех или иных положительных сдвигов в состоянии пациента. В первые дни пациент находится на строгом постельном режиме, что обусловлено тяжестью его состояния и опасностью развития осложнений. Оценку независимости пациента проводят по шкале Бартел.

Уход при риске развития пролежней. Наиболее эффективный способ профилактики пролежней:

  • частая смена положения тела (каждые 2 часа);
  • правильное обустройство спального места: функциональная кровать, чистая, расправленная простыня без швов;
  • использование противопролежневых матрасов (водные, воздушные и т. д.);
  • смена нательного и постельного белья (при недержании мочи – несколько раз в день);
  • смена положения тела с использованием подушек и валиков для придания пациенту удобного положения в постели;
  • ежедневное мытье пациента в душе или в постели с использованием моющего средства (геля, шампуня) со спиртом, с последующим обтиранием сухим мягким полотенцем, пеленкой, обращая особое внимание на области крестца, копчика, лопаток, пяток, локтей, плечевых суставов, а также естественных складок (подмышечной области, под молочными железами у женщин, паховых областей).

Уход при риске развития контрактур. Уменьшить мышечный спазм можно следующим образом:

  • поддерживать комфортную температуру в помещении;
  • поддерживать комфортное и безопасное положение пациента;
  • выполнять несколько раз в день медленные пассивные движения в суставах пораженных конечностей;
  • дыхательная гимнастика для профилактики застойных явлений в легких и с целью влияния на мышечный тонус в конечностях (при вдохе тонус повышается, при выдохе – снижается).
  • для восстановления двигательных функций, профилактики контрактур и других осложнений проводится ЛФК:
  1. способствует улучшению трофических функций конечностей; предупреждает развитие застойных явлений;
  2. стимулирует самостоятельность;
  3. повышает двигательную активность пациента;
  4. укрепляет мотивацию на выздоровление.

Гигиенические мероприятия

  • ежедневное умывание (не менее 2 раз в день, а при необходимости и чаще);
  • мытье рук перед каждым приемом пищи;
  • чистка зубов, полоскание полости рта, уход за зубными протезами;
  • бритье для мужчин;
  • причесывание волос (не реже 2 – 3 раз в день, а если необходимо – стрижку);
  • стрижка ногтей;
  • туалет глаз, ушей, носа;
  • осуществление подмывания (не реже 2 раз в день, а при необходимости и чаще);
  • смена постельного и нательного белья.

Все гигиенические мероприятия выполняются деликатно, в удобное для пациента время с соблюдением интимности.

Организация кормления пациента с неврологическими расстройствами является ответственным и важным, поэтому его осуществляет медсестра. Кормление согласовано с лечащим врачом. Начинают:

  • определение глотательного рефлекса, которое проводят в положении пациента сидя (во избежание аспирации).
  • при сохранности глотательного рефлекса кормление осуществляют 5 – 6 раз в день малыми порциями.
  • поить пациента следует достаточным количеством жидкости (не менее 1,5 л) для предотвращения обезвоживания и обеспечения нормальной работы почек и кишечника.
  • в случае тяжелых расстройств функции глотания (дисфагия) для кормления используют различные питательные смеси, вводимые через постоянный назогастральный зонд. Если функция глотания не восстанавливается в течение нескольких дней, ставится вопрос о наложении гастростомы;
  • при дисфагии логопед проводит гимнастику для глотки и гортани;
  • применяется специальная методика кормления при приёме пищи при дисфагии.
Читайте также:  Ребенок не может справиться с эмоциями что делать

Уход при нарушении выделительных функций.

  • у пациентов с тяжелой неврологической патологией (инсульт) наблюдаются нарушения функции мочеиспускания;
  • могут наблюдаться расстройства дефекации в виде задержки стула или недержания. При задержке для нормализации стула врач рекомендует в рацион продукты, содержащие клетчатку (свекла, чернослив, хлеб с отрубями), молочнокислые продукты, употреблять достаточное количество жидкости. Если диетой не удается достигнуть желаемого эффекта, по назначению врача применяют слабительные средства растительного происхождения, лекарственные препараты.

Уход за пациентами с нарушением сна.

  • пациенты с неврологическими расстройствами жалуются на нарушение сна, которое проявляется в виде бессонницы или сонливости.
  • нередко наблюдается извращение формулы сна, когда пациент днем спит, а ночью бодрствует, что создает дополнительные трудности при уходе.

Расстройства сна наиболее часты у пожилых пациентов, для них характерно позднее засыпание и раннее пробуждение. Для нормализации сна:

  • проветривание помещения;
  • калорийность и температура пищи;
  • перестилание постели;
  • прием пищи пациентом осуществлять не менее, чем за 4 ч. до отхода ко сну; пища не должна быть тяжелой, обильной;

Методы реабилитации Сестринское дело в реабилитации включает:

  • изучение и коррекцию ответных реакций человека на существующую или потенциальную проблему со здоровьем, связанную со снижением функциональных возможностей и изменением образа жизни.

Цели сестринского дела в реабилитации:

• помочь пациенту справиться с инвалидностью или хронической болезнью путем поддержания функций;

• восстановить или улучшить утраченные функции в процессе предоставления самоухода;

• восстановить оптимальные социальные функции;

• способствовать психологической адаптации;

• предупредить осложнения, связанные с хроническими заболеваниями или инвалидностью.

Сегодня реабилитация – это неотъемлемая часть практики в рамках профессиональной сестринской деятельности.

Реабилитация – это динамический процесс, в ходе которого пациенту-инвалиду оказывают помощь в достижении оптимального физического, эмоционального, психологического и социального статуса в общественной и личной жизни с тем, чтобы поддерживать чувство достоинства и самоутверждения в его жизни, которая должна быть максимально независимой и успешной.

Основными задачами реабилитации являются:

1. достижение максимально функционального уровня и независимости в пределах, ограниченных индивидуальностью; Это охватывает все сферы жизни:

  • физическую;
  • умственную;
  • социальную;
  • экономическую;
  • образовательную;
  • сексуальную.

2. помощь пациенту в приобретении и восстановлении навыков;

3. помощь пациенту в обеспечении самообслуживания;

4. помощь в достижении оптимального уровня здоровья и предотвращении осложнений;

5. помощь пациенту в достижении приемлемого качества жизни, что включает в себя:

  • поддержание достоинства;
  • поддержание уважения и самооценки;
  • поддержание личностных ценностей.

6. помощь пациенту реинтегрироваться в общество и функционировать в нем.

  • устанавливает с пациентом и его семьей доверительные отношения, которые способствуют улучшению его состояния;
  • определяет проблемы, находящиеся в компетенции сестринского ухода;
  • обеспечивает соответственный сестринский уход;
  • обучает пациента самоуходу, а членов семьи уходу за ним;
  • помогает пациенту достигнуть наибольшей независимости;
  • свою деятельность направляет на восстановление и поддержание функций, а также профилактику осложнений и дальнейших функциональных потерь;
  • взаимодействует с другими специалистами из системы здравоохранения в обслуживании, планировании, оценке ухода за пациентом в реабилитационной программе.

Обязательными условиями адекватного ухода являются уважительное отношение к пациенту, внимание к его духовным потребностям. От правильно организованного ухода зависят степень восстановления утраченных функций и снижение процента инвалидизации.

Здоровый образ жизни — это единство и согласованность трёх уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического. Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля.

Список использованной литературы:

  1. Ш. Б. Иргашев Формирование здорового образа жизни или санитарно просветительная работа. Журнал «Организация и управление здравоохранением № 1»
  2. И. И. Соковня-Семенова Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие.
  3. Т.П. Обуховец « Основы сестринского дела». Практикум. Серия «Медицина для Вас»– Ростов н/Д: «Феникс», 2002.- 480 с.
  4. Е.И. Гусев и др. Нервные болезни. –М.: «Медицина», 1988.- 640 с

Источник

Оцените статью