- Скачки роста у детей до года — сохраняем сон
- Скачки развития ребенка до года
- Скачок роста у грудничков до года — календарь и симптомы
- 5 неделя — мир меняющихся ощущений
- 8 неделя — мир паттернов
- 12 неделя — мир мягких переходов
- 19 неделя — мир событий
- 26 неделя — мир взаимоотношений
- 37 неделя — мир категорий
- 46 неделя — мир последовательностей
- 55 неделя — мир программ
- Возрастные кризисы у детей
- Календарь кризисов
- Кризис новорожденности
- Кризис первого года жизни
- Кризис 3 лет
- Кризис 7 лет
- Подростковый кризис
- Капризничает? Значит, развивается. Календарь скачков развития.
Скачки роста у детей до года — сохраняем сон
Скачки развития ребенка до года
В первый год жизни малыши переживают 8 моторных и когнитивных скачков роста, в период которых они прикладывают много усилий для освоения новых навыков. Скачок в развитии длится 2-3 дня, но иногда и дольше. Многие детки в это время начинают чаще капризничать, становятся раздражительными, их настроение портится.
Сон ребенка в этот период тоже часто меняется.
Если у малыша есть навык самостоятельного засыпания, то сон может ухудшиться на несколько дней. Здесь не нужно делать ничего по-новому. Но если кроха не умеет засыпать сам, он будет переживать скачки роста сложнее и дольше. И тогда малышу требуется гораздо больше поддержки.
Давайте посмотрим, в какие недели происходят скачки роста, и что нам делать со сном на каждом этапе.
Скачок роста у грудничков до года — календарь и симптомы
5 неделя — мир меняющихся ощущений
В первый месяц жизни ощущение внешнего мира ребенком было мягким и похожим на то, что было в утробе матери. Теперь кроха начинает ощущать происходящее в окружающем мире яснее. Также у малыша происходит скачок в развитии органов чувств. Эти изменения оказывают на него возбуждающее влияние.
Нервная система крохи еще не до конца созрела, поэтому к вечеру он может быть перегружен стимулами окружающей среды. В результате у малыша появляется вечерняя раздражительность, вызванная накоплением усталости.
Старайтесь расслабить кроху к вечеру как можно сильнее и укладывайте спать до наступления переутомления. Помните, что дети в таком возрасте способны бодрствовать не более 45-60 минут.
8 неделя — мир паттернов
В 2 месяца у детей развивается чувственное восприятие своего тела. Они начинают различать простые паттерны: «у меня есть две руки», «я могу пошевелить ногой вот так».
Кроха дольше, чем раньше, фокусирует внимание на объектах, ему уже интереснее изучать мир вокруг. Он поворачивается на звуки, держит голову и пробует отталкиваться ручками, находясь на животе. Еще вы заметите первую улыбку ребенка.
Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется. Слезы сейчас — единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии.
Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум.
12 неделя — мир мягких переходов
К 3 месяцам движения ребенка становятся более мягкими и точными. Он начинает замечать изменения вокруг: как меняется голос мамы, когда она поет, как в комнате становится темнее, когда солнце заходит за тучу. Мир становится более организованным для малыша.
К 4 месяцам формируются биологические ритмы ребенка, появляются первые признаки режима, происходит регресс сна. Ребенок становится сильнее и пробует выбираться из пеленки. Стоит следить, чтобы пеленание продолжало обеспечивать покой и комфорт, но при этом не создавало опасности. Убирайте пеленание, если малыш уже переворачивается на живот во время сна. Отрабатывайте перевороты, пока малыш бодрствует, чтобы во время сна он реже просыпался.
19 неделя — мир событий
В этот период ребенок учится предсказывать последовательность событий. Например, «я роняю игрушку, мама ее поднимает». Малыш уже постепенно понимает причинно-следственные связи: если что-то толкнуть или взять, значит эти вещи двигаются.
Сейчас самое время ввести стабильные ритуалы перед сном. Детям крайне важна предсказуемость. Если мама купает малыша вечером и поет определенную песенку, он привыкает, что за этим последует кроватка и сон.
26 неделя — мир взаимоотношений
К 6,5 месяцам малыши воспринимают расстояние между объектами или людьми. Они пробуют доставать до предметов, которые их интересуют: переворачиваются, начинают ползать.
Все большее овладение собственным телом и новыми умениями приводят к появлению у ребенка беспокойства и некоторому страху. Появляются первые признаки сепарационной тревоги: вы можете заметить, что малыш противится укладыванию, так как сон для него — момент отделения от мамы. Дайте понять крохе, что, если вы не рядом, это не значит, что вас нет. Играйте в «ку-ку», выходите на минуту из комнаты и возвращайтесь с улыбкой на лице.
37 неделя — мир категорий
Это возраст начала экспериментов. Дети любят пробовать все на ощупь, группируют в категории людей, предметы, животных и ощущения.
Ребенок проверяет, как его действия влияют на реакцию родителей: подходит ли мама каждый раз дать грудь, чтобы помочь уснуть, или плач ночью не вызывает сиюминутной реакции и мама только говорит «засыпай, малыш»? Ребенок может начать проверять границы, пытаться получить желаемое, что может впоследствии сформировать нежелательные привычки.
В 8-8,5 месяцев малыш встает у опоры, активно ползает и делать первые шаги. Во время сна ребенок может вставать в кроватке с закрытыми глазами и плакать, не понимая, как лечь обратно.
Важно убрать из кроватки все лишние предметы в целях безопасности. Отрабатывайте новые навыки во время бодрствования малыша.
46 неделя — мир последовательностей
Ребенок учится тому, что в жизни есть порядок вещей. Должна произойти некая последовательность событий, прежде чем получится желаемый результат (самое большое кольцо пирамидки вниз, среднее посередине, маленькое наверх — пирамидка собрана).
Не пренебрегайте ритуалами перед сном и после пробуждения. Повторяемость событий и их предсказуемость дарит ребенку спокойствие и доверие к миру.
55 неделя — мир программ
К году малыш уже понимает, что разные последовательности событий приводят к одному результату.
В этот период кроха начинает ходить. Некоторые родители планируют выход на работу, некоторые мамы прекращают грудное вскармливание. Сепарационная тревога может обостриться и нарушить сон в результате подобных перемен.
Сохраняйте предсказуемые ритуалы перед сном и оставайтесь сами спокойными при укладывании малыша. Если вы «сворачиваете» ГВ, но ребенок не засыпает без груди, обучите малыша навыку самостоятельного засыпания.
Источник
Возрастные кризисы у детей
Возрастные кризисы представляют собой переходные состояния с одного этапа жизни на другой. Существующие средства достижения целей переосмысливаются и кажутся неадекватными. Из-за этого развиваются непредсказуемые ситуации, а поведение кардинально меняется и не всегда в лучшую сторону. Возрастные кризисы – часть естественного развития ребенка.
Календарь кризисов
Возрастных кризисов у детей пять:
Психологи рассматривают их с физиологической и психологической точек зрения.
Кризис новорожденности
Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.
Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.
Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.
Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.
Кризис первого года жизни
Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.
Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.
Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.
Кризис 3 лет
Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.
Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.
Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.
В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.
При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.
Кризис 7 лет
Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.
Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.
Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.
Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.
Подростковый кризис
Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.
Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.
Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.
Возрастные кризисы закономерны. Их течение зависит от особенностей личности ребенка: может быть острым и болезненным либо мягким и практически незаметным. При правильном поведении взрослых ребенок преодолевает возрастные кризисы, а дома сохраняется спокойная, дружелюбная атмосфера.
Источник
Капризничает? Значит, развивается. Календарь скачков развития.
В сех детей от рождения и до 1,5 лет объединяет одно и тоже – это скачки развития. Дети в этот период времени проходят 10 скачков, которые у всех проявляются примерно одинаково. В эти периоды ребёнок овладевает новыми навыками и умениями. Авторы этой теории Хетти ван де Рейт и Плой Франс составили даже примерный календарь, который поможет родителям морально подготовиться к этим непростым периодам и помочь своим детям.
В интернете существуют специальные сервисы, где можно ввести дату рождения ребёнка и увидеть его личный календарь скачков развития.
Во время скачков роста детки плохо кушают и спят. Ещё вчера он был спокойный и улыбчивый, а сегодня его будто подменили. Он ничего не хочет, капризничает и негативно реагирует на то, что ему только недавно приносило удовольствие. Или же становится более плаксивым, «ручным» и не даёт маме ни на шаг от него отойти.
Ниже описание 10 основных скачков развития, которые ожидают ребёнка в первые 1,5 года жизни.
1-й скачок развития — Неделя 5. Мир меняющихся ощущений.
Первый кризис развития ожидает его в конце первого месяца жизни. В этот период малыш начинает чётче различать чувства и ощущения, и происходящее вокруг.
Он двигает ручками и ножками, прикасается к игрушкам. Слышит звуки и голоса. А также чувствует вкус и запах молока. Это очень большая нагрузка на новорождённого ребенка. Чувств резко становится очень много, они его переполняют, ребёнок становится более раздражительным, хуже спит и меньше ест или начинает «висеть на груди».
2-й скачок развития — Неделя 8. Мир явлений.
Мир, к которому младенец только-только начал привыкать снова становится для него другим. Он начинает замечать закономерность звуков и движений своего тела, может долго разглядывать и щупать окружающие его предметы, изучая их.
В этот период дети снова часто нервничают и кричат без повода. Сон и аппетит ухудшается. Время укладывания на сон увеличивается. И очень важно не допускать переутомления. Младенец стремится всё время проводить у мамы на ручках и воспринимает грудь не столько как средство утолить голод, а как возможность успокоиться. Лучше в этот период не оставлять ребёнка одного и всё время проводить рядом с ним, находясь в его поле зрения, почаще разговаривать с ним, рассказывать сказки и петь песенки.
Ребёнок в этот период уверенно держит голову и поворачивает её на звук, следит глазами за предметами, а также пытается переворачиваться. Слух и зрение обостряются. Появляются первые «агуканья».
3-й скачок развития — Неделя 12. Мир постепенных перемен.
Малыш начинает понимать, что у него появились новые возможности для исследования мира вокруг. В этом возрасте движения его становятся более плавными и целенаправленными. Он может взять понравившуюся игрушку и начать тянуть её в рот. Также в этот период дети начинают смеяться.
4-й скачок развития – Неделя 19. Мир событий.
Примерно с 15 по 19 неделю малыш начинает осознавать, что жизнь вокруг него состоит из ряда событий, которые происходят по определённым причинам и имеют последовательность. После купания его укладывают спать. Если его потеплее одели, то пришло время прогулки.
Малыш начинает проявлять признаки скуки или нетерпения. Он начинает волноваться, не понимая, что с ним происходит. Его настроение часто и быстро меняется. Ещё минуту назад он смеялся, а теперь без видимой причины начинает горько плакать. Также можно заметить, что ребёнок стесняется новых людей или тех, кого не очень часто видит. Теперь ему нужны не только объятия мамы, но и постоянные развлечения во время бодрствования.
В итоге четвёртого скачка развития многие дети осваивают новый для них навык – переворота.
5-й скачок развития — Неделя 26. Мир отношений.
Этот кризис может растянуться на несколько недель — с 23 по 28. В этот период малыш начинает осознавать, как разные объекты могут взаимодействовать друг с другом, он пробует их кидать или бить друг о друга.
Ребёнок начинает понимать, что мама может неожиданно уйти, и пристальнее следит за ней. В этот период не рекомендуется надолго уходить от малыша даже в другую комнату. Можно петь песенку или что-то ему рассказывать, чтоб он чувствовал, что мама рядом.
Малыш уже гораздо лучше контролирует свои действия и понимает, что такое расстояние. В это время дети начинают ползать и целенаправленно следуют за домашними животными или в сторону любимой игрушки.
6-й скачок развития – Неделя 37. Мир категорий.
Помимо капризов, слёз, ухудшения сна и аппетита, ребёнок может начать протестовать против переодеваний, купаний и ухода родителей. В этот период он начинает активно облизывать, разбрасывать окружающие его предметы. Развивается понимание речи, детки учатся произносить свои первые слова и выполняют простые просьбы.
7-й скачок развития – Неделя 46. Мир последовательностей.
Примерно к 10-ти месяцам уже можно ожидать от ребёнка проявления навыка действовать последовательно. В этот период детки учатся собирать пирамидку или строить башню из кубиков.
К 1 году малыш начнёт уверенно строить башенки и пирамидки, будет играть в прятки, станет более усидчивым в играх и всячески будет подражать взрослым.
8-й скачок развития — Неделя 55. Мир планов.
В 1 год ребёнок уже готов освоить мир планов и задач. Он сам ставит себе цели и планирует их решение. Дети в этот период начинают помогать убираться в доме, сами одеваются, сами кушают и т.д. Не всегда это получается, поэтому важно давать ребенку свободу действий и выбора, и не ругать за неудачи. Также в этот период малыш начинает осваивать новый навык – ходьбу.
9-й скачок развития — Неделя 64. Мир принципов.
Малыш в это время становится не только непослушным и капризным, но и начинает ревновать маму к другим людям, а также шкодить.
У ребёнка появляются свои принципы. Он использует разные способы, чтобы выразить своё недовольство и добиться желаемого. Например, начинает топать ногами или валяться по полу. Также начинается проявляться собственничество. Ребёнок уже не так охотно делится своими игрушками.
Многие дети в это время сами принимают решение при выборе еды или одежды. Важно давать свободу действий, главное, чтобы это было неопасно и не переходило границы дозволенного.
10-й скачок развития — Неделя 75. Мир систем.
Малыш осваивает мир систем, уже осознает себя и своё тело, понимает различия между «я» и «ты». Его основные увлечения – это наблюдения за природой, насекомыми и птицами, игры с водой и, особенно, лужами.
Он уже может проявлять сочувствие и жалость, если видит, что кому-то плохо или больно. Есть интерес к другим детям. Малыши в этот период выбирают наиболее интересный для себя вид деятельности. Одни чаще рисуют, а другие могут долго сидеть и тихонько собирать конструктор.
Ребёнок начинает осознавать, что всё, что его окружает, — это сложные системы, которые так или иначе взаимодействуют друг с другом. Он понимает, что у каждого поступка будут свои последствия.
Важно помнить, что ребёнок капризничает не потому, что хочет проверить нервы родителей на прочность. Он просто не может справиться с обилием новой информации и навыков. Нужно поддерживать его и помогать в начинаниях, тогда скачки роста будут проходить менее болезненно.
Источник