Таблица по биологии 7 класс органы чувств регуляция деятельности организма по классам животных
1. Закончите схему на основании текста параграфа
Органы чувств: равновесие, зрение, обоняние, слух, осязание, хим.чувства
2. Объясните выражение: «Орагнизмы обладают способностью чувствовать среду»
Животные чувствуют состояние своего организма и его в пространстве
3. Какие изменения окружающей среды и как могут почувствовать простейшие?
У простейших есть чувство осязания – всей поверхностью тела (амеба) или ресничками (инфузория), они имеют светочувствительный глазок (эвглена), химически воспринимают соленость воды (инфузория)
4. Что произойдет с гидрой, если к ней прикоснуться?
Нервные клетки гидры воспримут раздражение, передадут его кожно-мускульным клеткам и тело гидры сократится
5. Внимательно прочитайте параграф. Заполните таблицу, отметив знаком «+» наличие определенных органов чувств у червей и моллюсков
Органы чувств Черви Моллюски Плоские Круглые Кольчатые Двустворчатые Брюхоногие Головоногие Глаза + + + Органы осязания + + + + + + Органы равновесия + + + + Органы химического распознавания + + + + +
Сделайте вывод о том, у каких животных (моллюсков или червей) органы чувств развиты лучше
У моллюсков органы чувств развиты лучше
6. Заполните таблицу, отметив знаком «+» наличие определенных органов чувств у различных членистоногих
Органы чувств Ракообразные Пауки Насекомые Глаза + + + Органы равновесия + + + Органы осязания + + + Органы химического распознавания + + +
Сделайте вывод по таблице о том, у каких членистоногих органы чувств развиты лучше
Лучше всего органы чувств развиты у насекомых
7. Объясните, зачем земноводным третье веко
Для защиты от высыхания, от грязи
8. Покажите стрелками, какие отделы головного мозга птиц отвечают за работу каких органов чувств
9. Чем отличается фасеточный глаз от простого?
Фасеточный глаз – сложный, он состоит из простых глазков
Чем отличается монокулярное зрение от бинокулярного?
Главным отличием монокулярного зрения от бинокулярного является то, что первое позволяет воспринимать видимую реальность двумя глазами сразу, а второе – только одним. В бинокулярном зрении двумя глазами создается объемное изображение
10. Где расположены органы обоняния у пресмыкающихся и млекопитающих?
У пресмыкающихся – в области ротовой полости
У млекопитающих – в переднем и заднем обонятельных отделах носовой полости
11. Какие способы регуляции деятельности организма существуют у животных? Охарактеризуйте их
Существует 2 вида регуляции деятельности организма животных:
1. Гуморальная регуляция — регуляция процессов жизнедеятельности гормонами. Действие гормонов носит длительный характер и распространяется на организм в целом. Это так называемая жидкостная регуляция, когда организм сохраняет неизменной состав внутренней среды
2. Нервная — регуляция при помощи нервных импульсов. Нервная регуляция имеет кратковременный характер и распространяется лишь на конкретные части организма. У многих животных два вида регуляции действуют одновременно и дополняют друг друга
Источник
Таблица по биологии 7 класс органы чувств регуляция деятельности организма по классам животных
Параграф 44. Органы чувств. Регуляция жизнедеятельности организма.
1. Закончите схему на основании текста параграфа.
2. Объясните выражение: «Животные обладают способностью чувствовать среду».
Животные чувствуют состояние своего организма и его в пространстве.
3. Какие изменения окружающей среды и как могут почувствовать простейшие?
У простейших есть чувство осязания – всей поверхностью тела (амеба) или ресничками (инфузория), они имеют светочувствительный глазок (эвглена), химически воспринимают соленость воды (инфузория).
4. Что произойдет с гидрой, если к ней прикоснуться?
Нервные клетки гидры воспримут раздражение, передадут его кожно-мускульным клеткам и тело гидры сократится.
5. Внимательно прочитайте параграф. Заполните таблицу, отметив знаком «+» наличие определенных органов чувств у червей и моллюсков.
Сделайте вывод о том, у каких животных (моллюсков или червей) органы чувств развиты лучше.
Наиболее развиты органы чувств у моллюсков.
6. Заполните таблицу, отметив знаком «+» наличие определенных органов чувств у различных членистоногих.
Сделайте вывод по таблице о том, у каких членистоногих органы чувств развиты лучше.
Лучше всего органы чувств развиты у насекомых.
7. Объясните, зачем земноводным третье веко.
Для защиты от высыхания, от грязи.
8. Покажите стрелками, какие отделы головного мозга птиц отвечают за работу каких органов чувств.
9. Чем отличается фасеточный глаз от простого?
Фасеточный глаз – сложный, он состоит из простых глазков.
Чем отличается монокулярное зрение от бинокулярного?
Главным отличием монокулярного зрения от бинокулярного является то, что первое позволяет воспринимать видимую реальность двумя глазами сразу, а второе – только одним. В бинокулярном зрении двумя глазами создается объемное изображение.
10. Где расположены органы обоняния у пресмыкающихся и млекопитающих?
У пресмыкающихся – в области ротовой полости.
У млекопитающих – в переднем и заднем обонятельных отделах носовой полости.
11. Какие способы регуляции деятельности организма существуют у животных? Охарактеризуйте их.
Существует 2 вида регуляции деятельности организма животных:
1. Гуморальная регуляция — регуляция процессов жизнедеятельности гормонами. Действие гормонов носит длительный характер и распространяется на организм в целом. Это так называемая жидкостная регуляция, когда организм сохраняет неизменной состав внутренней среды.
2. Нервная — регуляция при помощи нервных импульсов. Нервная регуляция имеет кратковременный характер и распространяется лишь на конкретные части организма. У многих животных два вида регуляции действуют одновременно и дополняют друг друга.
Источник
Урок биологии в 7-м классе по теме «Органы чувств»
Разделы: Биология
Тип урока: комбинированный.
Цель: проследить эволюцию органов чувств и познакомиться с процессом регуляции деятельности организма.
Задачи:
- обучающая: изучить эволюцию органов чувств. Выделить 2 типа регуляции деятельности организма, выявить отличительные их особенности и механизмы воздействия на организм.
- развивающая: научить выявлять прогрессивные признаки в развитии органов чувств у каждого последующего в изучении класса животных, развивать навыки выполнения лабораторных работ и научных исследований. Формировать умения анализировать и делать выводы по проведенным исследованиям.
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к животному миру, показать взаимосвязь живой и неживой природы и взаимодействие всех живых организмов, формировать экологическое мышление.
Методы:
- словесный: рассказ, беседа
- наглядный: демонстрация фильма “Животные отвечают”
- практические: выполнение лабораторной работы №13 “Изучение органов чувств животных”.
Новые понятия и термины:
- глаз, простой глазок, сложный фасеточный глаз
- монокулярное зрение, бинокулярное зрение,
- нервная регуляция, жидкостная регуляция.
для учащихся
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология.
- Животные, М., Дрофа, 1999г 7 класс
- Биология, справочник школьника, М., 1995
для учителя
- Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные. М., “Просвещение”, 1982
- Хрипкова А.Г., Коган А.Б. Костин А.П. Физиология животных, М., “Просвещение”1972
Работу органов чувств и поведение животных определяет нервная система. Поэтому давайте вспомним, как шел процесс развития нервной системы нервной системы, т.е. поговорим об эволюции нервной системы животных.
А) Расскажите о формировании и развитии нервной системы у беспозвоночных животных?
Б) Расскажите о процессе эволюции у хордовых животных.
Формирование новых знаний.
Мы проследили, как шел процесс усложнения нервной системы.
Какие органы позволяют животному организму получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от её значения, определять характер собственных действий в данной ситуации?
Поэтому дальше речь пойдет об эволюции органов чувств.
Касс ресничные черви. Органы чувств представлены примитивными глазками, органами равновесия – статоцистами (замкнутыми мешочками с камешками из углекислой извести внутри) в коже есть осязательные клетки. Класс сосальщики имеет слабо развитые органы чувств. Только у личинок, плавающих свободно в воде, имеются глазки.
У круглых червей органы чувств развиты слабо. Кольчатые черви имеют органы чувств, которые представлены органами осязания, органами химического чувства и чувства равновесия, а также различно устроенными глазками.
Тип членистоногие – самый высокоразвитый и наиболее богатый видами тип среди беспозвоночных животных.
Среди разнообразных органов чувств наиболее важными и развитыми являются органы зрения. Имеются простые и сложные глаза. Простой и непарный глаз характерен для личинок и сохраняется на взрослых стадиях развития лишь у низших раков.
Сложный, или фасеточный, глаз состоит из мелких глазков – омматидиев, количество которых достигает несколько тысяч. Каждый глазок воспринимает часть предмета, а из их суммы складывается общая картина (мозаичное зрение). На конечностях, антеннах и антенулах располагаются чувствительные клетки, с помощью, которых раки распознают химические изменения в окружающей среде. У некоторых ракообразных есть орган равновесия. Класс паукообразных имеет орган осязания и зрения. Глаза простые, в количестве от 2 до 12. Различные раздражения окружающей среды воспринимаются чувствительными волосками, локализованными на педипальпах, конечностях и туловище.
У представителей типа моллюски органы чувств представлены органами зрения – глазами, органами обоняния, равновесия и химического чувства.
Тип хордовые, подтип бесчерепные, касс ланцетники имеют органы чувств в виде глазков Гессе, расположенных в области невроцеля и обонятельные ямки.
У рыб развиты боковая линия, органы обоняния, зрения, слуха, равновесия и вкуса. Орган обоняния состоит из парных обонятельных мешков, котрые сообщаются с внешней средой через ноздри. Запахи рыбы могут улавливать на очень большом расстоянии (до 500 метров и более). Это позволяет им находить не только добычу, но и особей своего вида., что особенно важно при размножении.
Особенное значение для рыб имеет боковая линия. Это канал, который тянется вдоль тела и заходит в голову рыбы. С внешней средой канал сообщается отверстиями, внутри канала располагаются чувствительные клетки, которые связаны с нервом. Боковая линия воспринимает перемещение частиц воды и очень тонкие звуковые колебания. Благодаря этому органу рыбы воспринимают направление течений, приближение других обитателей воды, не сталкиваются с подводными препятствиями.
Глаза рыб приспособлены для видения на близком расстоянии, они имеют плоскую роговицу, круглый хрусталик. Около глаза расположено неподвижное веко. У некоторых видов существует мигательная перепонка.
Орган слуха и равновесия состоит только из внутреннего уха, которое представлено перепончатым лабиринтом, состоящим из трех полукружных каналов, овального и круглого мешочков
А теперь давайте посмотрим, как это отразилось в поведении животных, которое становилось все более и более сложным.
Вашему вниманию я предлагаю видеофильм, демонстрирующий поведение животных. Прислушайтесь к словам автора, обратите внимание и ответьте для себя на вопрос: “Является ли поведение животных разумным или оно контролируется врожденными рефлексами?”
Мы сегодня будем сотрудничать. Слушайте внимательно мой рассказ и это вам поможет ответить на вопросы лабораторной работы, которую мы будем выполнять.
Филин (фото А.Н. Бока)
Тема: Изучение органов чувств животных.
Цель: познакомиться с органами чувств на предложенных животных и выяснить их значение в жизни животных.
Оборудование: насекомые, панцирь речного рака, рыбы, чучела птиц, млекопитающие (белые мыши, морская свинка).
1. Знакомство с особенностями органов зрения у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Отметьте место расположения глаз, их число; величину глаз относительно головы.
Выясните, у каких животных глаза подвижны; как и чем защищены глаза у разных животных.
2. Знакомство с внешним строением органов слуха у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Выясните, у каких животных имеются видимые наружные органы слуха.
Определите направление и силу звука с приставленными к вашим ушными раковинам ладонями и без них. Сделайте вывод:
3. Изучение органов осязания. Покажите схематично, при помощи стрелок, какому животному какой орган осязания принадлежит.
Млекопитающие
Закрепление новых знаний.
Работа с терминами
Знания, полученные на этом уроке, помогут вам в изучении следующего курса биологии: “Человек. Анатомия, физиология, гигиена”.
Источник
Урок 48. Органы чувств. Регуляция деятельности организма
Тип урока — комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Значение органов чувств и их предшественники; органы чувств беспозвоночных и позвоночных животных; способы регуляции деятельности организма.
1.На рисунке изображено строение головного мозга представителей позвоночных (цифры обозначаю- отделы): рыбы, лягушки, голубя, кролика, собаки. Рас красьте цветными, карандашами отделы головного мозга Напишите их названия
2.Известно, что домашние и прирученные дикие млекопитающие легко поддаются дрессировке. Какие особенности их нервной системы используют в дрессировке.
3. Ответьте кратко на вопросы о поведении дома них животных:
Почему кошка ходит бесшумно?
Почему кошка часто «умывается»?
Как реагирует собака на громкие звуки и резки запахи
Как определить повышение температуры тела собаки?
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
Органы чувств животных: краткая характеристика
Любой живой организм — это идеальная система, и если кровеносная, нервная и другие системы органов позволяют нам существовать, то органы чувств — это как раз то, с помощью чего организм познает и воспринимает внешнюю среду. При этом каждый класс животных организмов имеет свои особенности.
Органы чувств рыб.
У представителей этого класса животных есть довольно развитые глаза, которые состоят из сетчатки, хрусталика и роговицы. Принципиальное отличие этих органов в том, что при восприятии изображения хрусталик не изменяет кривизну, как у остальных позвоночных, — он просто двигается относительно роговицы, тем самым фокусируя взгляд. Имеются у рыб и органы слуха, которые представляют собой три полукруглых, взаимно перпендикулярных канала. У некоторых же представителей есть так называемый Веберов орган, который соединяет полость внутреннего уха с плавательным пузырем, работающим в данном случае как резонатор звука. Рецепторы, воспринимающие вкус и запахи, могут быть расположены не только в ротовой полости и ноздрях, но и разбросаны по всему телу.
Еще один интересный орган — это боковая линия, которая представляет собой совокупность каналов, связанных с нервными волокнами. Боковая линия особо развита у тех рыб, у которых нет глаз — именно благодаря ей они могут воспринимать внешний мир и поддерживать равновесие. Ни для кого не секрет, что некоторые рыбы могут реагировать на электрические поля и даже генерировать электрические импульсы с помощью специальных клеток и нервных волокон.
Органы чувств земноводных.
Органы чувств у представителей этого класса уже более приспособлены к существованию в воздушной среде. Например, глаза у них уже имеют веки, а также мигательную перепонку, которая выполняет увлажняющую и защитную функции. Хрусталик может менять свои размеры в зависимости от освещения.
Кроме того, у земноводных есть обонятельные мешки, которые открываются наружу ноздрями. Животное может воспринимать запахи только в воздушной среде. Что же касается органов слуха, то у земноводных уже формируется среднее ухо и барабанная перепонка, а также небольшая косточка под названием стремечко. Все механические рецепторы расположены в кожных тканях. У примитивных водных земноводных, а также у головастиков еще сохраняется боковая линия.
Органы чувств пресмыкающихся.
У представителей этого класса органы чувств уже более развиты и приспособлены в жизни в воздушной среде. Очень важными для этих животных являются глаза, которые более сформированы, чем у амфибий — есть развитые мышцы, которые крепятся к хрусталику и могут изменять его кривизну, чтобы сфокусировать изображение. Кроме того, у пресмыкающихся появляются настоящие слезные железы, секрет которых защищает глаза животного от высыхания. Есть и подвижные веки. У таких животных есть хоаны (внутренние ноздри), которые расположены ближе к глотке, что значительно облегчает дыхание во время приема пищи. Доказано, что пресмыкающиеся гораздо более чувствительны к запахам, чем представители класса земноводных
Органы вкуса представлены специфическими структурами — вкусовыми луковицами, которые расположены в глотке. А между глазами и носом расположена так называемая лицевая ямка, которая позволяет реагировать на перепады температуры. Например, у некоторых змей именно этот орган позволяет быстро находить пищу. Органы слуха сформированы не очень хорошо и напоминают слуховой аппарат амфибий. У пресмыкающихся есть среднее и внутреннее ухо с барабанной перепонкой, а также стремечко — небольшая косточка, передающая колебания на барабанную перепонку. Слух в жизни этих животных не особо важен. Например, у змей он практически не развит. Как видно, органы чувств постепенно изменялись в ходе эволюции, приспосабливаясь к выживанию в определенных условиях и становясь все более сложными и функциональными. —
Нервная система птиц. Чем нервная система птиц отличается от нервной системы пресмыкающихся?
Птицы являются самой многочисленной группой среди позвоночных животных. Они распространены во всех экосистемах нашей планеты и населяют даже отдельные участки Антарктиды. Какое строение имеет нервная система и органы чувств птиц? В чем заключаются их особенности? Чем нервная система птиц отличается от нервной системы пресмыкающихся? Строение нервной системы и органов чувств птиц напрямую связано с их жизнедеятельностью. Птицы обладают хорошим чувством равновесия и координации движений, необходимых им для полётов. Благодаря этому они прекрасно маневрируют в воздухе.
Наименее развитые чувства у птиц – обоняние и вкус. Большинство видов с трудом различают запахи, исключение составляют хищники, например, американские грифы. Вкус еды определяют вкусовые почки, располагающиеся у основания языка и на нёбе. Особой потребности в них нет, так как пища в основном просто заглатывается. Осязательные рецепторы находятся в разных местах. Их представляют тельца Гранди, Гербста или Меркеля. У некоторых видов они расположены возле оснований больших перьев на коже, а также на клюве в восковице. У сов для этого существуют специальные перья на клюве, у куликов и уток рецепторы находятся в челюстном аппарате, у попугаев — на языке.
Лучше всего у птиц развиты зрение и слух. Их уши прикрыты перьями и лишены ушной раковины. Они состоят из внутреннего, среднего и зачатков наружного уха. В чувствительности к звукам они превосходят многих млекопитающих. У сов, салаганов, гуахаро есть способность к эхолокации. Развитый лабиринт внутреннего уха обеспечивает птицам отличное чувство равновесия.
Птицы обладают острым монокулярным зрением (у сов бинокулярное).
Некоторые способны видеть на расстоянии одного километра. Глаза имеют уплощенную форму и широкий обзор. Они малоподвижны, поэтому птицам часто приходится разворачивать голову. У некоторых видов угол зрения составляет 360 градусов. Сетчатка реагирует даже на ультрафиолет, а гибкий хрусталик позволяет видеть даже под водой. Интеллект За свою долгую историю птицы показали способность справляться со сложными ситуациями, делать расчеты и проявлять изобретательность. Они способны запоминать и воспроизводить различные звуки и фразы человеческой речи. Для своих потребностей птицы нередко используют предметы в качестве орудий труда. Например, небольшими упругими палочками они могут доставать насекомых в коре деревьев. Древесный вьюрок использует для этих целей колючки кактусов, а некоторые научились делать инструменты самостоятельно.
Птицы довольно быстро адаптируются к среде. Например, синицы научились проклевывать дыры в крышках бутылок с молоком, а иногда и вовсе снимать их. Виды, которые питаются рыбой, иногда бросают в водоем ложную приманку, чтобы привлечь добычу.
Вывод. Птицы обладают более развитой нервной системой по сравнению с пресмыкающимися. Головной мозг намного крупнее в размерах, что позволяет выполнять более сложные задачи, вырабатывать сложные формы поведения и приспосабливаться к различным ситуациям.
Органы чувств млекопитающих.
Млекопитающие имеют хорошо развитые органы чувств: зрение, обоняние, слух, вкус и обоняние. Но уровень развития или задействования каждого из них у отдельно взятого вида зависит от среды обитания этого вида млекопитающих.
Например, крот, живущий под землей, имеет плохо развитое зрение. Киты и дельфины, проживающие в воде, почти не способны различать запахи, хотя многие наземные млекопитающие имеют очень острое обоняние. Острое обоняние для наземных млекопитающих – это главный орган чувств, который позволяет находить добычу, чуять приближение хищника, находить самку или самца для спаривания. Родители по запаху выделяют своих детенышей.
Слух для большинства млекопитающих также играет важную роль. Для того, чтобы улавливать наименее заметные звуки, у млекопитающих есть ушные раковины, подвижные у большинства из них. Также у многих зверей, для кого слух очень важен, поверхность ушной раковины часто бывает покрыта волосками, чувствительными к малейшим звуковым вибрациям – вибриссами.
Зрение у млекопитающих не отличается такой же остротой, как у птиц, многие из млекопитающих частично или полностью не способны различать цвета. Идентичную с человеком гамму цветов могут различать только обезьяны.
Органами осязания являются вибриссы, которые растут на чувствительных частях тела, например, на голове. Обезьяны, как и люди, используют для осязания еще и кончики пальцев. Вкусовые рецепторы хорошо развиты у травоядных, благодаря чему они легко различают съедобные растения от несъедобных.
Поведение млекопитающих является сложным из-за нескольких факторов:
— хорошо развитого переднего мозга и коры головного мозга, а также нервной системы в целом;
— способностью вырабатывать множество условных рефлексов в течение жизни.
Малыши с первых дней жизни способны выделять свою мать. По мере роста опыт отношений особей с внешней средой увеличивается, они получают знания в процессе игры: прыжки, борьба, охота, преследование, бег и т.д.). Также эти игры способствуют выработке навыков, улучшающих выносливость малышей. В дальнейшем эти навыки также помогут млекопитающим во время охоты или спасения своей жизни.
На протяжение всей жизни млекопитающие вырабатывают большое количество условных рефлексов из-за изменчивости окружающей среды. Старые условны рефлексы, которые не подкрепляются условными раздражителями, со временем могут утрачиваться, что позволяет рационально использовать ресурсы головного мозга.
Источник